Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс
Урок русского языка во 2-м классе «Орфограммы слабых позиций» (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова)
1. Уточнение выводов предыдущего урока
Цель: Восстановить в памяти учащихся выводы предыдущего урока о слабых и сильных позициях гласных звуков, об основаниях для их разграничения, об обозначении буквами звуков в слабых позициях.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Беседа – Что нового о гласных звуках вы узнали на предыдущем уроке? – Какие же позиции гласных звуков вы обнаружили? Какие звуки встречаются в сильной позиции? Какие – в слабой позиции? – Чем отличаются звуки в этих позициях? – Давайте эти различия укажем на схеме Вывод: Вы совершенно правы: в слабой позиции два или несколько звуков заменяются одним. – Проверьте, все ли безударные звуки находятся в слабой позиции, т.е. все ли безударные гласные звуки заменяют несколько ударных. – Внесем изменения в схему. – На какой вопрос мы смогли ответить на прошлом уроке? – В какой позиции, слабой или сильной, находится этот гласный звук? – Вспомним, какими именно буквами обозначали звуки в слабых позициях? – А если один и тот же звук на письме обозначается разными буквами, можно ли обозначать его буквой по слуху? – А как называются такие места в буквенной записи, которые по слуху точно не напишешь? – Нужно ли вам уметь определять позицию гласного звука, который вы обозначаете буквой? – Тогда давайте потренируемся это делать. |
2/ Слабые и сильные позиции звуков. Игра “Королевство гласных звуков”
Цель: В игровой форме повторить не только признаки позиций гласных звуков, но и основания для выделения сильных и слабых позиций звуков.
– Хотите оказаться в сказке? – Прекрасно! Наша сказка называется “Королевство гласных звуков”. – Запомните “волшебные” звуки, которые произнесете по моей команде: [э], [о]. Приготовьтесь. Закройте глаза, произнесите эти звуки и подумайте, почему именно эти звуки “волшебные” (В это время вывожу двух девочек к доске и надеваю заранее приготовленные короны) – Произнесите “волшебные” звуки, откройте глаза. – Вы уже в королевстве гласных звуков. Здесь правят всеми гласными звуками королева и принцесса. Догадайтесь, где королева, где принцесса. Какими звуками правит каждая из них? – Королева и принцесса собирают своих подданных на бал. И в том и в другом дворце идут приготовления. Теперь все зависит от гласных звуков: бал состоится, если гласные звуки правильно определят, чьими подданными они являются. (Раздаю карточки со звуками [á], [ó], [ý], [ú], [ы], [ý] – под ударением, [а], [о], [э], [и], [ы], [у] – без ударения, желающим быть гласными звуками). Задача остальных : проследить, чтобы во дворец не проникли “чужаки”. Предупредите об этом королеву или принцессу вставанием. – Кто из звуков представится первым? (Когда все звуки нашли своих правителей, кроме изгнанных “чужаков” [э], [о], обратим внимание на количество подданных королевы и принцессы / ) – Сколько звуков пришло во дворец королевы? – А во дворец принцессы? – Королева – звуками в сильной позиции, принцесса – в слабой позиции. – Я звук [á]. Пойду во дворец к королеве, т.к. я ударный звук. – Я звук [э]. Отправлюсь во дворец принцессы, потому что я в слабой позиции. (Принцесса может сама отказаться принять этот звук, т.к. без ударения в русских словах нет звука [э]. Указать на “чужака может и любой из учащихся”) – Под ударением возможны любые гласные звуки, без ударения встречаются не все гласные звуки, несколько звуков заменяются одним. |
Физминутка. Бал состоялся. Несколько минут веселой музыки и подвижных танцев.
Цель: создать такую ситуацию, при которой учащиеся убедили бы в необходимости особой записи слов с орфограммами слабых позиций..
– На прошлом уроке вы записывали слова с орфограммами слабых позиций. Как вам удалось определить единственно верную букву на месте орфограмм слабых позиций? – Как вы думаете, сможете и сегодня безошибочно написать слово “каравай”? Проверим, сможете или нет. – Кто слышал слово “каравай”? Что называют этим словом? – Вспомним песенку-игру “Каравай-каравай”. – Запишите слово “каравай” буквами – Кто прав? Чья запись верна? Ведь только один вариант верный. А почему же все одинаково написали третий гласный звук? – А в какой позиции находятся два первых гласных звука в этом слове? – А можно ли звук в слабой позиции обозначать буквой по слуху? – Знаете ли сильную позицию для этих орфограмм? – Как же записать слово, чтобы не допустить ошибок? Кто придумает такую запись? – Все молодцы! Придумали много удачных способов безошибочной записи слова с орфограммами слабых позиций. А Сам Самыч предложил такие орфограммы пропускать. – Нравится такая запись? Конечно, непривычна! Зато позволяет избежать ошибок. – Запишите слово буквами. – Прочитайте следующее слово: – Запишите его буквами с пропуском орфограмм слабых позиций. – С чего начнете? | – Помог закон письма, по которому в одном слове и звук в сильной позиции, и звук в слабой позиции обозначают одной буквой. – Большой круглый хлеб. На доске появляется запись: – Звук [а] ударный, в сильной позиции, обозначается буквой по слуху. Презентация по русскому языку на тему «Орфограммы слабых позиций гласных и согласных звуков» (2 класс)Описание презентации по отдельным слайдам: Русский язык Урок 48 Работа над ошибками. Орфограммы слабых позиций гласных и согласных звуков. Упр. 88 Назвать все пары согласных по звонкости-мягкости Бр_ди_ь, п_ лесу. ос_н?ю, н_ шурши_, п_д н_гам_, Упр. 88. Из ельника я слышу свист ря_ч_к_. Над в_сок_й елью пискнули синички. Упр. 87 Удивительная кошка Упр. 87 А ко_к_ _ _ча_т_ _дё_ п_ д_рог_, _ _ча_т_ п_ во_духу плавн_ л_ти_. Подведём итоги Я УМЕЮ! Я УМЕЮ. Я УМЕЮ? Домашнее задание Упр.89 (запись с пропуском с/п) Курс повышения квалификации Дистанционное обучение как современный формат преподаванияКурс повышения квалификации Скоростное чтениеКурс повышения квалификации Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НООИщем педагогов в команду «Инфоурок» Номер материала: ДБ-546389 Не нашли то что искали? Вам будут интересны эти курсы: Оставьте свой комментарийАвторизуйтесь, чтобы задавать вопросы. НИУ ВШЭ откроет первую в России магистратуру по управлению низкоуглеродным развитием Время чтения: 2 минуты В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников Время чтения: 1 минута В Госдуме проверят содержание учебников русского языка как иностранного Время чтения: 2 минуты Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст Время чтения: 1 минута В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду Время чтения: 1 минута Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате Время чтения: 1 минута Подарочные сертификатыОтветственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов. Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций гласных и согласныхСистема Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. Класс: 2 (1 – 4) Тип урока: урок решения частных задач по применению открытого способа, постановка учебной задачи. Цели урока: 1. Организационный момент. — Какой урок мы начинаем? — Как будем работать, чтобы урок прошёл успешно? (Вместе, дружно, слушать друг друга и учителя, быть внимательными, не повторяться, не ссориться, уметь договариваться…) — Какую цель поставим на урок? (Подняться выше по лесенке знаний) — Что для этого вы предлагаете сделать? (Поупражняться, исследовать) 3. Создание учебной ситуации. — С чего обычно начинаем урок? (С чистописания) — Прочитайте буквы с доски: п ю р н т ф — Что общего между ними? (В написании их есть прямая наклонная линия) — Какая буква лишняя? (ю – гласная) — На какие две группы можно разделить оставшиеся буквы? (Звонкие – глухие, парные – непарные) — Отгадайте, какая буква выбрана для чистописания, если она состоит из трёх разных элементов и обозначает звук согласный глухой? (т ) — Какие элементы надо уметь писать, чтобы “собрать” эту букву? (Прямую наклонную линию, линию с закруглением с одной стороны) — По каким критериям потом будем оценивать написание буквы? (Дети выбирают критерии оценивания написания буквы, на самооценочных линейках по данным критериям ставят себе прогностическую оценку, пишут по образцу букву, соединения) — Оцените работу друг у друга в парах по критериям, похвалите, посоветуйте. — Что можете рассказать о “работе” буквы Т в русском языке? (Обозначает звук согласный, глухой, может быть твёрдый [т] или мягкий [т’],в паре по звонкости-глухости с буквой Д) — А какая главная задача стоит перед нами на уроках русского языка, двигаясь по лесенке знаний? (Научиться писать без ошибок, с пропуском орфограмм слабых позиций гласных и согласных. ) 3.3. Актуализация знаний. Ситуация успеха. — Что для этого мы должны уметь и знать?
|