Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс

Урок русского языка во 2-м классе «Орфограммы слабых позиций» (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова)

1. Уточнение выводов предыдущего урока

Цель: Восстановить в памяти учащихся выводы предыдущего урока о слабых и сильных позициях гласных звуков, об основаниях для их разграничения, об обозначении буквами звуков в слабых позициях.

Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Смотреть фото Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Смотреть картинку Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Картинка про Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Фото Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс

– Звук [у] не заменяет несколько ударных звуков

Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Смотреть фото Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Смотреть картинку Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Картинка про Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Фото Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс

– Что один и тот же звук может обозначаться разными буквами.

Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Смотреть фото Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Смотреть картинку Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Картинка про Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Фото Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс

– Нет, т.к. возможны варианты букв.

– Да, ведь по слуху мы можем обозначать буквами только гласные звуки в сильной позиции.

Деятельность учителяДеятельность учащихся
Беседа

– Что нового о гласных звуках вы узнали на предыдущем уроке?

– Какие же позиции гласных звуков вы обнаружили? Какие звуки встречаются в сильной позиции? Какие – в слабой позиции?

– Чем отличаются звуки в этих позициях?

– Давайте эти различия укажем на схеме

Вывод: Вы совершенно правы: в слабой позиции два или несколько звуков заменяются одним.

– Проверьте, все ли безударные звуки находятся в слабой позиции, т.е. все ли безударные гласные звуки заменяют несколько ударных.

– Внесем изменения в схему.

– На какой вопрос мы смогли ответить на прошлом уроке?

– В какой позиции, слабой или сильной, находится этот гласный звук?

– Вспомним, какими именно буквами обозначали звуки в слабых позициях?

– А если один и тот же звук на письме обозначается разными буквами, можно ли обозначать его буквой по слуху?

– А как называются такие места в буквенной записи, которые по слуху точно не напишешь?

– Нужно ли вам уметь определять позицию гласного звука, который вы обозначаете буквой?

– Тогда давайте потренируемся это делать.

2/ Слабые и сильные позиции звуков. Игра “Королевство гласных звуков”

Цель: В игровой форме повторить не только признаки позиций гласных звуков, но и основания для выделения сильных и слабых позиций звуков.

– Хотите оказаться в сказке?

– Прекрасно! Наша сказка называется “Королевство гласных звуков”.

– Запомните “волшебные” звуки, которые произнесете по моей команде: [э], [о].

Приготовьтесь. Закройте глаза, произнесите эти звуки и подумайте, почему именно эти звуки “волшебные”

(В это время вывожу двух девочек к доске и надеваю заранее приготовленные короны)

– Произнесите “волшебные” звуки, откройте глаза.

– Вы уже в королевстве гласных звуков. Здесь правят всеми гласными звуками королева и принцесса. Догадайтесь, где королева, где принцесса. Какими звуками правит каждая из них?

– Королева и принцесса собирают своих подданных на бал. И в том и в другом дворце идут приготовления. Теперь все зависит от гласных звуков: бал состоится, если гласные звуки правильно определят, чьими подданными они являются.

(Раздаю карточки со звуками [á], [ó], [ý], [ú], [ы], [ý] – под ударением, [а], [о], [э], [и], [ы], [у] – без ударения, желающим быть гласными звуками).

Задача остальных : проследить, чтобы во дворец не проникли “чужаки”. Предупредите об этом королеву или принцессу вставанием.

– Кто из звуков представится первым?

(Когда все звуки нашли своих правителей, кроме изгнанных “чужаков” [э], [о], обратим внимание на количество подданных королевы и принцессы / )

– Сколько звуков пришло во дворец королевы?

– А во дворец принцессы?

– Королева – звуками в сильной позиции, принцесса – в слабой позиции.

– Я звук [á]. Пойду во дворец к королеве, т.к. я ударный звук.

– Я звук [э]. Отправлюсь во дворец принцессы, потому что я в слабой позиции.

(Принцесса может сама отказаться принять этот звук, т.к. без ударения в русских словах нет звука [э]. Указать на “чужака может и любой из учащихся”)

– Под ударением возможны любые гласные звуки, без ударения встречаются не все гласные звуки, несколько звуков заменяются одним.

Физминутка. Бал состоялся. Несколько минут веселой музыки и подвижных танцев.

Цель: создать такую ситуацию, при которой учащиеся убедили бы в необходимости особой записи слов с орфограммами слабых позиций..

– На прошлом уроке вы записывали слова с орфограммами слабых позиций. Как вам удалось определить единственно верную букву на месте орфограмм слабых позиций?

– Как вы думаете, сможете и сегодня безошибочно написать слово “каравай”?

Проверим, сможете или нет.

– Кто слышал слово “каравай”? Что называют этим словом?

– Вспомним песенку-игру “Каравай-каравай”.

– Запишите слово “каравай” буквами

– Кто прав? Чья запись верна? Ведь только один вариант верный. А почему же все одинаково написали третий гласный звук?

– А в какой позиции находятся два первых гласных звука в этом слове?

– А можно ли звук в слабой позиции обозначать буквой по слуху?

– Знаете ли сильную позицию для этих орфограмм?

– Как же записать слово, чтобы не допустить ошибок? Кто придумает такую запись?

– Все молодцы! Придумали много удачных способов безошибочной записи слова с орфограммами слабых позиций.

А Сам Самыч предложил такие орфограммы пропускать.

– Нравится такая запись?

Конечно, непривычна! Зато позволяет избежать ошибок.

– Запишите слово буквами.

– Прочитайте следующее слово:

– Запишите его буквами с пропуском орфограмм слабых позиций.

– С чего начнете?

– Помог закон письма, по которому в одном слове и звук в сильной позиции, и звук в слабой позиции обозначают одной буквой.

– Большой круглый хлеб.

На доске появляется запись:

– Звук [а] ударный, в сильной позиции, обозначается буквой по слуху.

Источник

Презентация по русскому языку на тему «Орфограммы слабых позиций гласных и согласных звуков» (2 класс)

Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Смотреть фото Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Смотреть картинку Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Картинка про Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Фото Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Русский язык Урок 48 Работа над ошибками. Орфограммы слабых позиций гласных и согласных звуков. Упр. 88

Назвать все пары согласных по звонкости-мягкости

Бр_ди_ь, п_ лесу. ос_н?ю,

н_ шурши_, п_д н_гам_,

Упр. 88. Из ельника я слышу свист ря_ч_к_. Над в_сок_й елью пискнули синички.

Упр. 87 Удивительная кошка

Упр. 87 А ко_к_ _ _ча_т_ _дё_ п_ д_рог_, _ _ча_т_ п_ во_духу плавн_ л_ти_.

Подведём итоги Я УМЕЮ! Я УМЕЮ. Я УМЕЮ?

Домашнее задание Упр.89 (запись с пропуском с/п)

Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Смотреть фото Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Смотреть картинку Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Картинка про Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Фото Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Смотреть фото Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Смотреть картинку Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Картинка про Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Фото Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Смотреть фото Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Смотреть картинку Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Картинка про Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Фото Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Смотреть фото Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Смотреть картинку Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Картинка про Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Фото Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс

Номер материала: ДБ-546389

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Смотреть фото Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Смотреть картинку Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Картинка про Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Фото Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс

НИУ ВШЭ откроет первую в России магистратуру по управлению низкоуглеродным развитием

Время чтения: 2 минуты

Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Смотреть фото Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Смотреть картинку Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Картинка про Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Фото Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Смотреть фото Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Смотреть картинку Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Картинка про Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Фото Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс

В Госдуме проверят содержание учебников русского языка как иностранного

Время чтения: 2 минуты

Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Смотреть фото Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Смотреть картинку Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Картинка про Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Фото Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Смотреть фото Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Смотреть картинку Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Картинка про Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Фото Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс

В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду

Время чтения: 1 минута

Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Смотреть фото Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Смотреть картинку Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Картинка про Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Фото Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций гласных и согласных

Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова.

Класс: 2 (1 – 4)

Тип урока: урок решения частных задач по применению открытого способа, постановка учебной задачи.

Цели урока:

1. Организационный момент.

— Какой урок мы начинаем?

— Как будем работать, чтобы урок прошёл успешно? (Вместе, дружно, слушать друг друга и учителя, быть внимательными, не повторяться, не ссориться, уметь договариваться…)

— Какую цель поставим на урок? (Подняться выше по лесенке знаний)

— Что для этого вы предлагаете сделать? (Поупражняться, исследовать)

3. Создание учебной ситуации.

— С чего обычно начинаем урок? (С чистописания)

— Прочитайте буквы с доски: п ю р н т ф

Что общего между ними? (В написании их есть прямая наклонная линия)

— Какая буква лишняя? (ю – гласная)

— На какие две группы можно разделить оставшиеся буквы? (Звонкие – глухие, парные – непарные)

— Отгадайте, какая буква выбрана для чистописания, если она состоит из трёх разных элементов и обозначает звук согласный глухой? (т )

— Какие элементы надо уметь писать, чтобы “собрать” эту букву? (Прямую наклонную линию, линию с закруглением с одной стороны)

— По каким критериям потом будем оценивать написание буквы? (Дети выбирают критерии оценивания написания буквы, на самооценочных линейках по данным критериям ставят себе прогностическую оценку, пишут по образцу букву, соединения)

Оцените работу друг у друга в парах по критериям, похвалите, посоветуйте.

— Что можете рассказать о “работе” буквы Т в русском языке? (Обозначает звук согласный, глухой, может быть твёрдый [т] или мягкий [т’],в паре по звонкости-глухости с буквой Д)

— А какая главная задача стоит перед нами на уроках русского языка, двигаясь по лесенке знаний? (Научиться писать без ошибок, с пропуском орфограмм слабых позиций гласных и согласных. )

3.3. Актуализация знаний. Ситуация успеха.

— Что для этого мы должны уметь и знать?

(На доске слова: ЗНАТЬ

— Почему нельзя записывать все буквы? (Буквы чередуются.)

— Всегда ли звуки чередуются? (Только в слабой позиции)

— Как узнаете, что у гласного звука позиция слабая? (Без ударения, кроме [У])

— Как узнаете, когда у согласного позиция слабая? (По соседу справа)

— Какие согласные могут быть в слабой позиции? (Только парные)

— Продолжите Д-Т, Б-П (В-Ф, Г-К, З-С, Ж-Ш)

— Оцените свои умения находить ОСП гласных и согласных на самооценочных линейках. (Дети в тетрадях оценивают свои умения)

— Что сейчас надо сделать, чтобы проверить, правильно ли вы оценили себя? (Выполнить задания)

[в ][ч’ ][й’ ][ж ][г ][с’ ][ н][п ][ б’]

— Как легко можно было определять? (Звуки, непарные по звонкости – глухости всегда в сильной позиции)

2 задание. (ГРУППОВАЯ РАБОТА) – Выберите слова, в которых буквы “не спорят” за право стоять в слове, обведите буквы теста с этими словами

А Т [ У ] МАН(Дети, получают листы со словами, работают в группах, результат работы вывешивают на доску, затем идёт обсуждение выполненной работы)
Б К [ А ] ТЁЛ
В ГОРО [ Т ]
Г ТА [ Ч’ ] КА
Д ТРУ [ П ] КА
Е ТОВА [ Р ]
Ж С [ Т ] УЧИТ
З КР [ А ] СИТ

— Кто готов дальше работать сам и сможет найти орфограммы слабых позиций в словах?

— В каком порядке будем работать при записи слов, чтобы не было ошибок?

(Алгоритм работы (опорные слова) вывешивается на доску:

3 задание. Определите, какое слово надо записать, самостоятельно в тетради запишите слово с пропуском орфограмм слабых позиций, а затем проверим с доски. (один пишет на доске)

А) Запишите то слово, которое подходит к модели

+++

Б) Подчеркните орфограммы слабых позиций в словах, по подчёркнутым буквам составьте слово

ГРУЗ ТРАВА СЕВ СЛОНЫ ПЛОД (З_ВО_)

В) Что это за название предмета, если это:

— часть предмета, за которую его держат или берут;

— бывает дверная, шариковая, перьевая;

— держите в руке при письме. (РУЧКА)

Г) Антоним к слову запомнить. (З_БЫТЬ)

Д) Слово, которое получится, если в слове ТОЛЬ назвать звуки в обратном порядке. (ЛЁ_)

Е) Подберите слово, начинающееся с парного согласного, чтобы подходило по смыслу. Например, слон – заяц (животные)

Ж) Узнайте слово, прочитав его с транскрипции [УТ’УЖОК] (УТЮЖ_ _)

З) Составьте слово, используя знаки игрового поля.

(Задание выполняется в парах, дети узнают закодированное слово, называют его, затем записывают)

4[ П ][ И ][ М’ ][ Э ]
3[ Ы ][ В ][ Г ][ О ]
2[ Ш ][ Ч’ ][ У ][ А ]
1[ С ][ Ц ][ Т ][ Н’ ]
1234

И) Составьте слова из звуков другого слова.

(Задание выполняется в парах, дети узнают слово по звукам, называют его, затем

3 звук парный по звонкости – глухости первому в слове ДОЧКА, [Т]

4 звук гласный в слабой позиции в слове ТУЧКА. [А]

— Молодцы! Со словами справились! Вернитесь к самооценочным линеечкам, оцените зелёным цветом свои умения писать слова с пропуском гласных и согласных на месте орфограмм слабых позиций.

5. Постановка учебной задачи.

— А кто готов записать целое предложение? Попробуем! (Один пишет на доске)

Машина едет к вокзалу. (М_шина ед_т к в__залу. )

(При написании слова ВОКЗАЛ дети сталкиваются с новой слабой позицией согласного, о которой не знали раньше. Варианты написания слова выносятся на доску, идёт их обсуждение в_ _залу в_ гзалу в_ кзалу )

— Зафиксируйте это в модели. (ГРУППОВАЯ РАБОТА. В группах дети составляют модели. После выполнения работы, модели вывешиваются на доску, обсуждаются Лучшая вывешивается на “лесенку знаний”. ) (Новая позиция парного согласного перед звонким)

6. Итоговая рефлексия.

— Какая задача возникла у нас на уроке? (Пропускать букву или нет. )

— При записи какого слова? (вокзал)

— Что будем делать на следующем уроке? (Проверять, какая это позиция, сильная или слабая. )

— Смогли ли подняться на следующую ступеньку знаний?

7. Домашнее задание.

Попробуйте дома поискать слова, где 2 звонких согласных звука стоят вместе. Может больше таких слов и нет в русском языке. ИЛИ

Источник

Урок русского языка во 2-м классе. Развивающее обучение по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Тема: «Сильные и слабые позиции для гласных и согласных звуков»

На доске нарисован фрагмент из произведения А. Милна «Винни-Пух и все-все-все», приготовлен фрагмент из мультфильма. Дети сидят в группах по четыре человека.

I. Организационный момент

У. Здравствуйте! Сегодня на уроке мы должны рассмотреть случаи, когда звук находится в сильной позиции, а когда в слабой. Садимся правильно, кладем тетради с наклоном, записываем число и «Классная работа».

У. Посмотрите на доску, мы записываем элементы в соединении со строчной буквой «о». Напишите в тетрадях одну строчку.

Дети выполняют задание в тетрадях.

III. Работа по повторению

У. Как вы понимаете, что такое ошибкоопасное место, где оно может возникнуть?

Д. Ошибкоопасное место может возникнуть в любой части слова. Для проверки орфограммы в корне слова нужно подобрать однокоренное слово, в котором бы на месте слабого звука появился сильный.

У. А с помощью родственных слов можно проверить орфограммы только в корне или в разных частях слова?

У. А какие ошибкоопасные места вы уже знаете?

Д. Для гласных звуков, когда звук находится в слабой позиции, т.е. на него не падает ударение. Для согласных звуков, когда они оказываются рядом, среди них нет звуков «волшебников».

У. А что это за волшебные звуки?

Д. Это звуки сонорные [л, м, н, р, й’] и еще звук [в]. Если согласный стоит перед этими звуками, то мы смело можем записать согласную букву, а если оказывается два согласных звука и ни один из них не «волшебник», то возникает ошибкоопасное место.

У. Ребята, давайте хором произнесем это слово.

Д. Дети хором произносят [шупка].

У. Кто согласен с рассуждениями?

Д. Думаю, что если один из таких согласных будет звонким, то впереди стоящий будет тоже звонким.

У. Хорошо. Давайте проделаем эту исследовательскую работу вместе.

Дети записывают в тетрадях звуковую модель слова [шупка].

Д. Можно мне доказать?

У. Доказывай. Иди к доске.

У. А какое это чередование?

Д: Это позиционное чередование звуков [ б] / /[ п ].

У. А кто может найти слово, в котором происходит озвончение согласного звука?

У. Хорошо. В этом случае происходит озвончение согласного звука. Это ошибкоопасное место. Давайте подберем родственное слово, где этот звук будет в сильной позиции (изменением слова).

Д Может, подойдет слово просить? Здесь позиционное чередование звуков [з’ / /с’].

У. На доске запись (звуковая модель слов).

У. Какие звуки чередуются?

Д. Гласные звуки [о / /а] и согласные звуки [з’ / /с’ ].

IV. Работа с Учебной тетрадью № 2.

Задание № 1. страница 11. Дописать предложения, в которых есть слова с противоположным значением.

У. Запишите самостоятельно, поставьте ударение, обведите нужную букву.

Учитель в это время раздает каждой команде задание, и дети начинают работать в группе.

I группа: «Редька горькая, а морковь________________».

Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Смотреть фото Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Смотреть картинку Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Картинка про Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Фото Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс

II группа: «Сметана густая, а молоко_____________».

Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Смотреть фото Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Смотреть картинку Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Картинка про Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Фото Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс

III группа: «Камень тяжелый, а пух______________».

Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Смотреть фото Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Смотреть картинку Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Картинка про Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Фото Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс

IV группа: «Дорога широкая, а дорожка_____________».

Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Смотреть фото Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Смотреть картинку Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Картинка про Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Фото Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс

V группа: «Луна большая, а звездочка______________.»

Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Смотреть фото Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Смотреть картинку Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Картинка про Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс. Фото Что такое орфограмма слабой позиции 2 класс

У.Все ли орфограммы слабой позиции вы могли проверить изменением слова?

Д.Только те, которые находятся в основе слова.

Д.Т. к. при изменении слова основа не изменяется.

У.А где не можем проверить?

Д. В окончании, т. к. при изменении слова изменяется окончание. У нашей команды было слово сла_ кая (ягода) Слабая позиция в корне слова, проверяем словом сладок, сладенький. Вторая слабая позиция в окончании, достаточно одного проверочного слова, в котором звук в окончании находится в сильной позиции: сладкая – злая.

Дети показывают пальчиками «+» (согласны).

Дети проверяют первые два слова, выходя к доске, остальные дети специальными знаками демонстрируют свое согласие или несогласие.

После работы над каждым, словом учитель обращает внимание на способ проверки. Первые два задания ребята проверяли вместе у доски. А остальным предлагается сделать взаимопроверку между группами.

V. Работа над звуковой «оболочкой» слова

У. Составьте схему сильных и слабых позиций к слову морковка.

Д. Первый звук [м], он в сильной позиции, т.к. после него идет гласный.

Д. Второй звук [а], он в слабой позиции, т.к. на него не падает ударение.

Д. Четвертый звук [к], он в сильной позиции, т.к. после него идет гласный звук.

Д. Пятый звук [о], он в сильной позиции, т.к. он под ударением.

Д.Мы слышим и произносим звук [ф], потому что рядом оказываются два согласных звука и второй глухой звук [к] подчиняет согласный, который стоит перед ним и оглушает его.

У. Кто хочет написать на доске схему и закончить разбор?

Д. (у доски) составляют схему:

У. Вам надо записать буквенную модель слов, распределив их в два столбика. В первый столбик напишите слова, где слабые позиции в корне слова. Во второй столбик, где слабые позиции в окончании.

Это первая часть задания, которую дети выполняют самостоятельно.

VI. На доске звуковая модель слов: [ХАД’ И Т ‘], [Г Р АЧ’ И], [ Ш Ы Н А], [3′ И М Л’ А], [Р’ Э П А], [С В’ И Ч’ А]

У:— Проверим задание.

К доске выходят два человека и записывают:

Д: Слова со слабой позицией в корне (письмо с дырками)

Х_дить, гр_чи, з_мля, св_ча

Д. Слабая позиция в окончании:

У.Дети вы согласны с работой?

Д. У меня получилось два слова: шина, репа.

VII. Работа с учебной тетрадью.

У. В книге А. Милна «Винни-Пух и все-все-все» сова жила в великолепном замке «Каштаны». Под звонком у нее были объявления:

Д. (хором) Сова не знает основного правила русского языка.

Д. Не согласны с Совой. Слово [ аткрывай ‘ут] пишется открывают, слабая позиция в приставке. Мы знаем приставку от, можно проверить словом отпуск (Исправляет ошибку фломастером).

У. Посмотрите на второе объявление. (Дети внимательно читают).

— Нашли еще одну ошибку, в слове [пад ‘оргат ‘]. Слабая позиция в приставке, мы знаем приставку по, можно проверить словом поверху.

Д: выходят к доске и исправляют ошибки в объявлениях (фломастером).

У.Запишите эти объявления на пустых строчках.

I вариант – записывает первое объявление.

Д. Мы рассматривали сильные и слабые позиции для гласных и согласных звуков.

Д. Мы поняли: звук в слабой позиции обозначается той же буквой, которой обозначается в этом слове звук в сильной позиции.

VII. Домашнее задание.

М.П. Романеева. Л.А. Суховершина, Москва. 2006 г. Учебная тетрадь № 2 по русскому языку.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *