Что такое органическая теория происхождения государства
Вопрос 19. Органическая теория возникновения государства
Авторы органической теории.
Суть теории.
Достоинства теории.
Недостатки теории.
1. Органическая теория возникновения государствабыла выдвинута во второй половине XIX века английским философом и социологом Гербертом Спенсером (1820 1903), а также учеными Вормсом и Прейсом,
2. Суть органической теории возникновения государства втом, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму:
• люди образуют государство, как клетки живой организм;
• между государствами,, как в живой среде, идет конкуренция, и в ре
зультате естественного отбора выживают самые приспособленные (то
есть самые разумно организованные, как в VIIв. до н. э. IV в. н. э.-
Римская империя, в XVIII в. Великобритания, в XIXв. США). В
ходе естественного отбора государство совершенствуется, все ненужное отсекается (абсолютная монархия, оторвавшаяся от народа церковь и т. д.).
3. Достоинствами теорииявляется следующее:
• восприятие государства как единого целого, целостного и взаимосвязанного организма;
• признание роли конкуренции государств в совершенствовании их внутреннего механизма;
4. Недостатками данной теорииявляется следующее:
• прямое проецирование биологических законов на жизнь общества;
• сильное влияние дарвинизма;
• отождествление государства с биологическим организмом, в то время как оно является организмом социальным.
Вопрос 20. Психологическая теория возникновения государства
Что такое органическая теория происхождения государства
Основательно органическая теория происхождения государства была сформулирована в XIX веке английским мыслителем Гербертом Спенсером. Ее зачатки можно было заметить в философии Платона, который писал о вкладе какого-либо металла в людей природой, или в идеях Аристотеля, который говорил о функционировании государства как о едином организме.
Суть теории заключается в представлении государства в качестве единого организма, создающегося и развивающегося по естественным законам природы. В отличие от всех предыдущих теорий органическая показывает явную корреляцию между деятельностью людей и предпосылками природного развития. Г.Спенсер писал, что государство состоит из людей, как организм состоит из отдельных клеток и появляется этот организм только при консолидации «клеточного состава». Как только в обществе появляется дисбаланс, то это мгновенно отражается на государстве. Так же важна идея главенства целого над своими составными частями, которые в любое время могут изменить строение организма.
В рамках теории рассматривается не только устройство государства, но и взаимосвязь между государствами. Отмечается, что наиболее живучие государственные образования проявляют себя во время войн и политических разногласий. Эти процессы подобно природным силам производят естественный отбор и регулируют численность развитых, приспособленных к среде (как природной, так и политической) государств.
Если говорить о соприкосновении теорий в данном контексте, то обычно отмечают склонность Г.Спенсера к теории насилия. Эта склонность выражается в суждении, что любое организованное образование основывается на подчинении одного элемента другим.
Рассматривая органическую концепцию можно обнаружить, что она весьма уязвима для критики. Основные недостатки теории отмечали Н. Н. Алексеев и М. М. Ковалевский, указывая на абстрактность теории. Органическая концепция вводит в политологическую среду биологические концепты, параметры, по которым производится сравнение, и предположения относительно дальнейшего развития государства как подобия природного организма. Эти аспекты не дают четкого представления о ситуации, а лишь рассказывают о возможном ее устройстве. Но в то же время эта теория впервые рассматривает государство не как продукт чьей-то воли, будь то Бог или заключившее договор общество, а как продукт естественного развития человечества в природных условиях. Не смотря на отсутствие в теории процесса принятия решений, что является весомым недостатком, в теории присутствуют объективные предпосылки развития общества (в отличие, к примеру, от договорной концепции). Государство понимается как естественная стадия развития общества, а не как организационный строй, вдруг сковавший свободных людей. Но, противопоставляя органическую теорию той же договорной, как упраздняющую минусы предыдущей, мы не можем говорить, что органическая концепция отражает изменения в политической науке. Она скорее корректирует минусы теорий, возникших во времена развития политологии.
Органическая теория происхождения государства
Органическая теория происхождения государства — теория происхождения государства, согласно которой государство — это организм, который рождается, живет, стареет и умирает. Элементы данной теории встречаются в трудах различных авторов. В настоящее время подавляющим большинством авторов отвергнута.
Содержание
Происхождение теории
Сравнения государства с организмом по происхождению своему не менее древним, чем политический атомизм. Происхождение их надо искать также в донаучных представлениях,—в «естественном» способе мышления, который совершенно инстинктивно в своих характеристиках государства применяет такие понятия, как «политическое целое», «глава государства», его «члены», «органы» государства, его «управления» или «функции» и т. д. [1]
Платон в основание своей политической философии кладет уподобление государства индивиду: государство тем совершенней, чем более оно подобно индивиду. У Аристотеля точно так же встречается сравнение государства (множества) с одним человеком — многоногим, многоруким, имеющим множество чувств. Солсбери, ссылаясь на Плутарха, характеризует государство как организм, подобный человеческому телу (духовенство — душа государства и, как таковое, имеет власть над всем телом, не исключая головы государства, то есть государя). Аналогии есть у Гоббса, Спинозы, Руссо. [2]
Эразм Роттердамский так говорил об органической теории в знаменитой сатире «Похвала Глупости» [3] :
Что утихомирило римский плебс, уже готовый разрушить республику? Уж не философская ли диссертация? Ничуть не бывало! Просто смешная ребяческая басня о чреве и членах человеческого тела.
Имеется в виду предание о том, как в 494 году до н. э. римские плебеи, возмущенные жестокими притеснениями со стороны патрициев, покинули Рим и удалились на Священную гору (невдалеке от города). Посол патрициев Менений Агриппа умиротворил народ, рассказав басню о членах человеческого тела, которые взбунтовались против желудка, за что сами поплатились крайним изнеможением.
Гегель указывал, что определения государства и не может быть, что государство есть организм, то есть развитие идеи в своих различиях. «Природа организма такова, что если не все его части переходят в тождество, если одна из них полагает себя самостоятельной, то погибнуть должны все. С помощью предикатов, принципов и т. д. так же нельзя достигнуть суждения о государстве, в котором следует видеть организм, как нельзя с помощью предикатов постичь природу Бога, жизнь которого я должен созерцать в самом себе. [4]
Основные идеи теории
Термин «геополитика» Челлен определил так: это наука о государстве как географическом организме, воплощенном в пространстве. Тезис Р. Челлена: «государство — живой организм». Это развивается в его главной работе «Государство как форма жизни»: «Государство — не случайный или искусственный конгломерат различных сторон человеческой жизни, удерживаемый вместе лишь формулами законников; оно глубоко укоренено в исторические и конкретные реальности, ему свойствен органический рост, оно есть выражение того же фундаментального типа, каким является человек. Одним словом, оно представляет собой биологическое образование или живое существо. Как таковое, оно следует закону роста: … сильные, жизнеспособные государства, имеющие ограниченное пространство, подчиняются категорическому императиву расширения своего пространства путем колонизации, слияния или завоевания» [5]
В «Политической географии» Ф. Ратцеля, легшей в основу геополитики, приводится ряд основополагающих идей: 1) государство — это организм, который рождается, живет, стареет и умирает; 2) рост государства как организма обусловлен «почвой»; 3) свойства государства составлены из свойств народа и территории; 4) «исторический пейзаж» накладывает отпечаток на гражданина государства; 5) определяющим в жизни государства является «жизненное пространство» (lebensraum). В соответствии с этими идеями ученый дает такое определение: «Государство складывается как организм, привязанный к определенной части поверхности земли, а его характеристики развиваются из характеристик народа и почвы». [6]
Критика теории
Органическая теория происхождения государства
Что такое органическая теория происхождения государства
Органическая теория — это концепция происхождения права и власти, основанная на представлении государства как единого организма, подчиняющегося законам природы.
Органическая теория получила распространение во второй половине 19-го века и изложена в трудах таких авторов, как Спенсер, Вормс и Прейс. Основы подобной концепции заложил еще Аристотель, высказываясь о функционировании государства как о деятельности единого организма. Спенсер утверждал, что государство состоит из людей, как организм из клеток, и возникает лишь при консолидации клеточного состава.
Огюст Конт считал, что общество является органическим целым строением, эволюцией которого занимается социология. При этом социология опирается на законы биологии, учитывает видоизменение индивидов и воздействие прошлых поколений на новые.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Основная суть
Представители теории считали, что государство представляет собой организм, отношения между частями которого похожи на взаимосвязи частей живого существа. По их мнению, государство является продуктом социальной эволюции. Оно имеет мозг (правителей) и средства выполнения решений (подчиненных). Самое важное — развивается оно, следуя естественным законам природы.
Так как среди биологических видов в результате естественного отбора выживают лишь сильнейшие, то и среди государств в процессе борьбы и войн сохраняются наиболее стойкие и перспективные.
Все части отвечают за выполнение определенных функций. Правительство выполняет функции мозга, право выступает в роли импульсов, низшие классы обеспечивают жизнедеятельность. Торговля и транспорт представляют распределительную систему. В отличие от других теорий, органическая показывает связь между деятельностью человека и предпосылками природного развития.
Как и все версии происхождения власти, концепция имеет ряд плюсов и минусов.
Органическая теория государства и права
Органическая теория государства и права – суть ее состоит в том, что государство сравнивается с живым организмом, который так же проходит все этапы жизненного цикла: рождается, живет, стареет и умирает. Широкое распространение было получено во второй половине XIX века. Последователи концепции делали попытки перевести биологические законы на социальные процессы в обществе. Возникновение органической теории связано с широким распространением дарвинизма – направления эволюционной мысли объяснявшей происхождение видов животных результатом естественного отбора и борьбы за выживание. Предпосылки возникновения данной теории имели место еще в идеях Аристотеля, философии Платона. Иными словами – еще в древности мыслители пришли к выводу, что сравнение государства с животным организмом — по преимуществу с человеком — является излюбленной темой политической спекуляции. В отличие от остальных теорий показывает реальную взаимосвязь между деятельностью людей и предпосылками природного развития.
Органическая теория — основные идеи
Основоположник органической теории
Основоположником теории принято считать Герберта Спенсера (1820 – 1903 г.). Спенсер синтезировал многие идейные течения своего времени, несмотря на то, что он не обладал систематическими знаниями и не вдавался в глубокое изучение трудов предшественников, которые осмысливали основные тезисы в органической теории. Ключевой работой философа являлся труд под названием «Основные начала», в котором он соединил эволюционизм, принцип невмешательства и концепцию философии, как общего начала всех наук.
На основании своих наблюдений он считал, что общество, как и организм, растет, имеет сложное строение, каждая система имеет свои функции. Государство признавалось естественным, органическим явлением. Как правило, одной из характеристик общества является непрерывный рост, связанный с увеличением объема. Человек, согласно взглядам сторонников теории, являлся клеткой в большом организме государства, соответственно рост клеток мыслители видели как внутренним – увеличение количества людей внутри страны, так и внешним – присоединение новых клеток, а именно прирост населения как результат завоевательных действий каждого государства. Однако не только увеличение количественного состава населения характеризует рост общества. Выделение различных сословий, общественных классов и учреждений также можно назвать усложнением, переходом от одного строения, более простого, к более разнородному. Качественные изменения в составе общества теория Спенсера объяснить не могла. Государство, по мнению ученого, представляло собой единый организм, в котором каждая система выполняет функции соответствующих органов. Так, например, правительство считалось мозгом, который реализовывал свои функции через подданных, являвшихся средствами для выполнения решений «мозга». Кровеносной системой организма-государства признавались торговля, транспорт и иные средства, предназначенные для связи одних «органов» с другими. С системой органов пищеварения Спенсер сравнивал с системой пищеварения низшие классы людей, которые занимались тяжелым ручным трудом: земледелием, ремеслами. Внешние функции осуществляли представители господствующие классы – они отвечали за оборону.
Также в рамках теории рассматривалось взаимодействие государств между собой. Ученый отмечал, что данный процесс развивался и протекал согласно закону социального развития, который гласит, что идея естественного отбора свойственна и обществу, выживет лишь то, которое более развито и приспособлено к условиям выживания.
Сторонники данной теории также высказывали мысль, что в мире все взаимосвязано и образует собой систему. Но речь идет не только о структурах биологического или социального организма, но и о том, что существует система над системами. Иными словами, принцип системности был выведен на уровень универсальности и общеприменимости ко всему в окружающем мире.
Возникновение органической теории связано с развитием и распространением естественных и гуманитарных наук. Одним из достижений, разработанных в рамках концепции, считается внедрение принципа системности в понимание процессов и самой сути государства и общества. Также теория обосновывает дифференциацию и интеграцию общественной и государственной жизни. Но, несмотря на все плюсы, органическая теория была подвержена критике и в настоящий момент отвергнута большинством ученых. Связано это с тем, что она не дает четкого понимания ситуации, а лишь повествует о возможных вариантах устройства государства, не отражает изменения в политической науке. Многие процессы, которые являются основой происхождения и развития государства, остались нераскрытыми, а ученые, являвшиеся сторонниками органической концепции, делали упор на сходства живых организмов и государства, не обращая внимания на ряд задач и функций в обществе и государстве, которые не имеют ничего общего с живыми организмами.
Читать о других теориях происхождения государства и права: