Что такое органическое поражение цнс у ребенка

Дети с органическим поражением ЦНС

Органическое поражение центральной нервной системы (ЦНС) означает, что головной мозг человека поврежден. Поражение головного мозга может возникнуть при тяжелом течении беременности и родов, инфекционном поражении головного мозга, инсультах, а также тяжелых травмах головного мозга. В зоне особого риска дети, рожденные недоношенными и незрелыми.

Клинически тяжелые повреждения центрально нервной системы проявляются нарушениями физического развития ребенка, выраженными двигательными расстройствами, задержками речевого и психического развития. Наиболее тяжелые поражения сопровождаются угнетением сосательных и глотательных рефлексов, что может приводить к микроаспирациям (попаданиям пищи в дыхательные пути ребенка, это опасно тем, что в легкие вместе с пищей попадают бактерии, и у ребенка могут часто возникать инфекции бронхов и легких).

Когда пища, наконец, оказывается в желудке, возникает новая проблема – срыгивание. Срыгивание – нормальное явление для грудничков: при сокращении желудка пища, вместо того чтобы проходить в кишечник, выбрасывается назад, в пищевод; это выглядит как небольшая рвота. Обычно нормальное продвижение пищи вскоре налаживается, но у детей с церебральным параличом срыгивание может сохраняться длительное время и еще больше затруднять их кормление. Содержимое желудка кислое, а стенка пищевода к кислой среде не приспособлена. Частые срыгивания приводят к воспалению пищевода, и прохождение пищи по нему вызывает боль, поэтому ребенок может отказываться от еды. Зачастую трудности, возникающие при кормлении детей с тяжелыми поражениями ЦНС, приводят к нарушению опорожнения кишечника и запорам. Часто у детей с церебральными параличами есть нарушение функции мочевыделительной системы. Неполное опорожнение мочевого пузыря, недержание мочи может приводить к развитию инфекций мочевыводящих путей.

Нарушение мышечного тонуса и двигательных функций может приводить к формированию гопостатических (застойных) пневмоний и пролежней.

Нередко у детей с церебральными параличами на фоне поражения головного мозга развивается симптоматическая эпилепсия. Судороги могут приводить к дополнительному повреждению головного мозга, тем самым ухудшая прогноз заболевания.

Что делать если у ребенка тяжелое поражение ЦНС:

Важно, чтобы ребенок получал достаточное количество калорий (педиатр рассчитает необходимое количество калорий по возрасту и распишет питание), обогащение пищи добавками, смесями, повышающими калорийность пищи.

При нарушении глотания и сосания:

— использование зонда для кормления, гастростому

— правильное положение головы (вертикальное, полувертикальное)

— подобрать правильную консистенцию пищи (использовать загустители, каши, пюре и т.д.)

— Своевременная уборка помещения

— Ограничение контактов с больным родственником

— Прогулки на свежем воздухе

— Укладки ( после консультации специалиста по массажу и ЛФК)

— Использование ортопедических изделий

— Лечебная физкультура, направленная на формирование естественных, физиологичных рефлексов

— Обучение физиологическим движениям (ползание, перевороты, вставание, ходьба и т.д.)

— Вертикализация (использование приспособление для придания вертикального положения ребенку)

— повернуть ребенка на бок для предотвращения западения языка, аспирации слюной и рвотными массами

— не пытаться разжимать зубы при помощи ложек и других предметов

— по возможности освободить ребенка от стесняющей одежды, пеленок

— изолировать от повреждающих предметов во избежание травмы

— обеспечить свежий приток воздуха

— срочно вызвать врача

— измерить температуру тела и дать жаропонижающее в свечках, если температура повышена

— подробно описать состояние ребенка и длительность приступа врачу

— не оставлять ребенка одного и не тревожить до стихания приступа.

6) Если ребенку назначена противоэпилептическая терапия:

— Прием препаратов должен быть регулярным

— Недопустимо самостоятельно менять, уменьшать дозу противоэпилептических препаратов, пропускать, менять кратность приема лекарственных средств; отменять терапию до того, когда это сделает врач – невролог

Источник

Что такое органическое поражение цнс у ребенка

Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Смотреть фото Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Смотреть картинку Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Картинка про Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Фото Что такое органическое поражение цнс у ребенка

Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Смотреть фото Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Смотреть картинку Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Картинка про Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Фото Что такое органическое поражение цнс у ребенка

Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Смотреть фото Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Смотреть картинку Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Картинка про Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Фото Что такое органическое поражение цнс у ребенка

Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Смотреть фото Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Смотреть картинку Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Картинка про Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Фото Что такое органическое поражение цнс у ребенка

Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Смотреть фото Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Смотреть картинку Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Картинка про Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Фото Что такое органическое поражение цнс у ребенка

Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Смотреть фото Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Смотреть картинку Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Картинка про Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Фото Что такое органическое поражение цнс у ребенка

Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Смотреть фото Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Смотреть картинку Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Картинка про Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Фото Что такое органическое поражение цнс у ребенка

Современные методы лечения

Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Смотреть фото Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Смотреть картинку Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Картинка про Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Фото Что такое органическое поражение цнс у ребенка

Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Смотреть фото Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Смотреть картинку Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Картинка про Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Фото Что такое органическое поражение цнс у ребенка

Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Смотреть фото Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Смотреть картинку Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Картинка про Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Фото Что такое органическое поражение цнс у ребенка

Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Смотреть фото Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Смотреть картинку Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Картинка про Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Фото Что такое органическое поражение цнс у ребенка

Перинатальные поражения ЦНС и их последствия

ГБУ РО«ОКБ им. Н.А. Семашко»
Отделение медицинской реабилитации
для детей с нарушением функции
центральной нервной системы
Зав. отделением, врач высшей квалификационной категории
Рожнова Г.П.

Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Смотреть фото Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Смотреть картинку Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Картинка про Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Фото Что такое органическое поражение цнс у ребенка

ПЕРИНАТАЛЬНЫЕ ПОРАЖЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ

Практика работы детских неврологов, воспитателей и педагогов дошкольных учреждений и начальных классов школ свидетельствует о том, что за последние годы резко возросло число детей с дефектами речи, недостатками внимания, памяти, повышенной отвлекаемостью и умственной утомляемостью. У многих из таких детей обнаруживаются нарушения социальной адаптации, дефекты осанки,

различные дисфункции желудочно-кишечного тракта и нарушение письма, чтения.

Когда надо обращаться к детскому неврологу, чтобы предотвратить подобные нарушения нервной системы у детей?

Существующая система диспансеризации детей в возрасте до одного года предусматривает осмотры детским неврологом через 3 месяца, что позволяет выявлять нарушение в развитии ребёнка и проводить соответствующие коррекционные мероприятия.

В дальнейшем большая ответственность ложится на родителей, Если вы замечаете какие-либо отклонения в двигательном, психическом, речевом развитии у вашего ребёнка, не ждите, пока «всё пройдёт само по себе», обращайтесь к детскому неврологу.

Когда родителям на приёме невролог говорит: «У Вашего ребёнка перинатальное поражение центральной нервной системы», сразу возникает вопрос: «а с чем это связано и что грозит ребёнку в дальнейшей жизни? Что нам теперь делать?»

Перинатальные поражения центральной нервной системы— это собирательный диагноз, подразумевающий нарушение функции или структуры головного мозга различного происхождения, возникающее в период беременности, родов и первой недели жизни ребёнка.

По своему происхождению и течению все поражения головного мозга перинатального периода условно можно разделить на:

-гипоксически-ишемические, возникающие вследствие недостатка поступления кислорода в организм плода или его утилизации во время беременности (хроническая внутриутробная гипоксия плода) или родов (острая гипоксия плода или асфиксия);

-травматические, чаще всего обусловленные травматическим повреждением головки плода в момент родов ;

Смешанные: гипоксически-травматические поражения центральной нервной системы

Причины развития заболеваний

1. Соматические заболевания матери с явлениями хронической интоксикации

2. Острые инфекционные заболевания или обострение хронических очагов инфекции в организме матери в период беременности

4.Наследственные заболевания и нарушение обмена веществ

5. Патологическое течение беременности ( ранние и поздние токсикозы, угроза прерывания беременности и пр.)

6. Вредные воздействия окружающей среды, неблагоприятная экологическая обстановка (ионизирующее излучение, токсические воздействия, в том числе при применении различных лекарственных веществ, алкоголя, наркотиков, курение; загрязнение окружающей среды солями тяжёлых металлов и пр)

7. Патологическое течение родов ( стремительные роды, слабость родовой деятельности и пр.) и травмы при применении родового пособия.

8. Недоношенность и незрелость плода с различными нарушениями его жизнедеятельности в первые дни жизни.

Основные варианты последствий перинатального поражения центральной нервной системы

1. Полное выздоровление.

2. Задержка психического, моторного или речевого развития.

3. Минимальная мозговая дисфункция (синдром гиперактивности или дефицита внимания)

4. Невротические реакции.

5. Церебрастенический синдром.

6. Синдром вегетативно-висцеральной дисфункции.

9. Детский церебральный паралич.

У детей с последствиями перинатального поражения головного мозга в более старшем возрасте часто отмечаются нарушения адаптации к условиям внешней среды, проявляющиеся различными нарушениями поведения, невротическими проявлениями, синдромом гиперактивности, астеническим синдромом, школьной дезадаптацией, нарушением вегетативно-висцеральных функций и т.д.

Необходимо заметить, что при своевременной диагностике в раннем детском возрасте имеющиеся нарушения нервной системы в подавляющем большинстве случаев могут быть практически полностью устранены коррекционными мероприятиями, а дети в дальнейшем жить полноценной жизнью.

С началом же занятий в школе процесс дезадаптации с проявлениями нарушений высших функций головного мозга, соматических и вегетативных симптомов, сопровождающих минимальную мозговую дисфункцию, нарастает лавинообразно.

Диагностика перинатальных поражений центральной нервной системы

Диагноз перинатального поражения головного мозга может быть поставлен только на основании клинических данных, данные различных методов исследования носят лишь вспомогательный характер и бывают необходимы не для постановки самого диагноза, а для уточнения характера и локализации поражения, оценки динамики заболевания и эффективности лечения.

Зачастую у одного ребёнка встречаются сразу несколько видов перинатального поражения центральной нервной системы. В связи с этим важно провести комплексное обследование ребёнка.

Дополнительные методы исследования в диагностике перинатальных поражений центральной нервной системы.

В последние годы произошло значительное улучшение диагностических возможностей детских медицинских учреждений.

Детям проводятся следующие виды исследовавний при перинатальных поражениях центральной нервной системы:

-Нейросонография( метод эхографической визуализации головного мозга новорождённого и ребёнка до 1 года, пока открыт большой родничок)

-Электроэнцефалография (метод исследования функциональной активности головного мозга, основанный на регистрации электрических потенциалов головного мозга.)

-Ультразвуковое исследование сосудов головного мозга

—Электронейромиография (исследование нервов, мышц)

-Компьютерная томография ( КТ)

-Магнитно-резонансная томография (МРТ)

-Биохимические анализы крови

— Консультации специалистов (эндокринолог, ортопед, логопед, психолог и др.)

Конкретные методы исследований у Вашего ребёнка определяет невролог на основании данных неврологического статуса на момент осмотра.

Лечение последствий перинатального поражения центральной нервной системы

Поражения головного мозга в перинатальный период являются основной причиной инвалидизации и дезадаптации детей.

Так как у одного ребёнка с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы чаще всего отмечается сочетание нескольких синдромов заболевания, лечение должно быть комплексным под контролем врача –невролога при участии психолога, логопеда, ортопеда, педагога-дефектолога.

В Отделении медицинской реабилитации для детей с нарушением функции центральной нервной системы ГБУ РО «Областная клиническая больница имени Н.А. Семашко» имеются круглосуточный и дневной стационары, где проводится диагностика и лечение детей с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы с задержкой речевого, психического, двигательного развития, синдромом дефицита внимания, гиперактивности и др.

Для каждого ребёнка составляется индивидуальная программа обследования, медикаментозного, физиотерапевтического лечения, массажа, лечебной физкультуры, при необходимости грязелечение; проводится консультация медицинского психолога, логопеда.

После окончания курса лечения в стационаре больной получает рекомендации для продолжения лечения амбулаторно до следующего курса стационарного лечения. Таким образом, под контролем врача-невролога и психолога проводится лечение и наблюдение за течением заболевания в динамике,

Родители должны помнить, что чем раньше начинается лечение детей с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы, тем больше шансов у ребёнка жить полноценной жизнью.

Источник

Органическое поражение ЦНС

Резидуально-органические поражения центральной нервной системы – группа расстройств нервно-психического характера, которые возникают из-за воздействия на головной мозг разных патологических факторов на различных стадиях развития. Протекание, формы и клинические проявления варьируются.

Причины

Повреждения ЦНС у детей могут возникать на эмбриональной стадии развития, при родах, а также после рождения. Среди причин выделяют:

Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Смотреть фото Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Смотреть картинку Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Картинка про Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Фото Что такое органическое поражение цнс у ребенка

Классификация

Диагноз ставится в зависимости от причин и механизмов, приводящих к поражению ЦНС. Специалисты выделяют следующие виды поражений:

Симптомы

Проявления могут быть различными, но чаще это нарушения речи, моторики, памяти, внимания, логического мышления. Основные признаки – отставание в психофизическом развитии, сложности с обучением в детском саду и школе. В зависимости от тяжести поражения может возникнуть интеллектуальная недостаточность, неспособность обучаться. Важные симптомы – ребенок намного позже начинает держать голову, сидеть, ходить. В некоторых случаях отсутствует гуление и лепет.

Осложнения

При появлении первых признаков, что что-то не так, необходимо начать лечение. Ранняя терапия способна привести к практически полному выздоровлению или остаточным проявлениям, которые не представляют опасности для жизни и лишь немного ограничивают возможности. В противном случае, возможны осложнения, при которых ребенок не в состоянии самостоятельно обслуживать себя, обучаться, испытывает трудности в процессе социализации.

Как мы можем помочь в решении данной проблемы

В первую очередь рекомендуется проконсультироваться с неврологом. Для проведения более подробной диагностики мы, в нашем центре “Импульс” в Сочи, проводим комплексную диагностику, куда входят клинический психолог, нейропсихолог, логопед и, возможно, другие профильные специалисты. Составляем коррекционный маршрут, планируем лечение. Часто показана работа с арт-терапевтом, клиническим психологом, дефектологом и логопедом. Звоните для консультации и записи на прием!

Источник

Резидуально-органические пограничные нервно-психические расстройства

7. Резидуальноорганические пограничные нервнопсихические расстройства

Резидуально-органическими считаются разнообразные нервно-психические расстройства у детей и подростков, вызванные относительно стойкими последствиями перенесенных ранее органических повреждений головного мозга (Ковалев В.В., 1979).

Основное место среди резидуально-органических нервно-психических расстройств занимают последствия ранних органических повреждений головного мозга, имевших место в дородовом периоде, родах и в первые 3 года жизни (гипоксия, ишемия, кровоизлияния, интоксикации, нейроинфекции, гемолитическая болезнь новорожденных). В отношении того, какой период постнатального развития следует считать ранним, существуют разные мнения. Некоторые исследователи полагают, что таким периодом является возраст до 1 года (Lempp R., 1974). Если принять, что дифференциация слоев коры большого мозга завершается к 7 годам (Филимонов Н.Н., 1922), то ранним следовало бы, вероятно, считать возраст до 7 лет.

Речь идет не о схоластической, а о конкретной и очень сложной проблеме. Она сводится в основном к технологии определения удельного веса дизонтогенетических и дефицитарно-органических расстройств, возникших у ребенка после окончания органического процесса. Очевидно, чем раньше оно возникло, тем более значительным будет удельный вес проявлений психического дизонтогенеза. Кроме того, его проявления будут, скорее всего, разнообразными. Например, у маленьких детей могут быть такие варианты: умственная отсталость, инфантилизм, преходящая или стойкая задержка психического развития, задержка развития отдельных психологических функций, органический аутизм.

У детей постарше число вариантов и тяжесть проявлений собственно дизонтогенеза по мере взросления, теоретически, постепенно сокращаются, а собственно резидуальная симптоматика ограничивается в основном слабоумием, психоорганическим и церебрастеническим синдромами. Считается установленным, что резидуально-органическая недостаточность ЦНС обнаруживает зависимость от возраста, в котором имело место органическое заболевание: чем раньше оно произошло, тем более тяжелой, при прочих равных условиях, является резидуальная симптоматика.

В целом же число комбинаций проявлений дизонтогеза, с одной стороны, и симптомов органического психического дефицита – с другой, не поддается точному определению, тем более что в симптомообразовании принимают участие и другие факторы, такие как наследственность, наследственное и конституциональное предрасположение к развитию патологии, внешние механические, физические, химические и психотравмирующие факторы, воспитание, обучение и др.

Термин «резидуальный» не означает, что остаточные явления являются сугубо статическими. Они могут претерпевать определенную динамику – это прежде всего регредиентная динамика, при которой преобладают процессы репарации и поступательного развития. Так, по данным катамнестического исследования (Аксентьев С.Б., Барабаш М.Н. с соавт., 1965), 39,4% пациентов с ранее установленным диагнозом «резидуально-органическая недостаточность ЦНС» спустя несколько лет оказались практически здоровыми. Состояние может быть относительно стационарным и в той или иной степени компенсируемым. Чем более хрупкой является компенсация, тем легче возникают состояния декомпенсации с разной клинической картиной. Динамика может быть негативной, если пациент часто или постоянно подвергается влиянию других неблагоприятных обстоятельств. Наконец, при участии резидуально-церебральной недостаточности и дополнительных воздействий в том или ином возрасте может проявиться наследственная, конституциональная и/или приобретенная предрасположенность к развитию определенного психического, неврологического или соматического заболевания. Важно учесть также, что, накладываясь на резидуальный фон, повторные органические повреждения могут приводить к более серьезным последствиям.

Распространенность резидуальной недостаточности ЦНС у детей и подростков представляют по-разному, в зависимости от различий в подходах к их распознаванию. Так, в книге «Заболеваемость городского населения и нормативы лечебно-профилактической помощи» (1967) приводятся такие сведения (на 1000 детей и подростков). У мальчиков: в возрасте 1–2 лет – 3,2; от 3 до 6 лет – 2,9; от 7 до 12 лет – 7,2; от 13 до 15 лет – 7,6; от 16 до 19 лет – 4,9. У девочек: в возрасте от 3 до 6 лет – 1,4; от 7 до 12 лет – 3,6; от 13 до 15 лет – 8,1; от 16 до 19 лет – 4,9. Эти данные указывают на недостаточную выявляемость данной патологии у детей раннего возраста и о преобладании ее у мальчиков.

Зарубежные исследователи приводят более высокие показатели. По F. Enke (1955), распространенность данной патологии в общей популяции составляет 6,5%, по R. Lempp (1974) – 17,9% (у детей школьного возраста). У детей с трудностями школьной адаптации и невротическими реакциями резидуальная патология выявляется чаще – от 32 до 93%. В.В. Ковалев указывает, что такие показатели – результат гипердиагностики, возникающей из-за переоценки диагностического значения отдельных показателей (неврологических микросимптомов, данных ЭЭГ, проявлений недостаточности общей или речевой моторики, данных анамнеза), которые почти с такой же частотой встречаются в контрольных исследованиях здоровых детей.

Существуют разные систематики резидуально-органических нервно-психических расстройств у детей и подростков. Далее кратко представлены клинические варианты таких расстройств согласно патогенетической систематике В.В. Ковалева (1979):

Подробные описания ряда упоминаемых далее расстройств приводятся во 2-й и 3-й частях настоящей книги (см. оглавление). Некоторые расстройства представлены в настоящем разделе вслед за систематикой резидуально-органической недостаточности ЦНС.

Источник

Поражение мозга

Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Смотреть фото Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Смотреть картинку Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Картинка про Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Фото Что такое органическое поражение цнс у ребенка

Головной мозг человека – венец развития человеческой природы, позволяющий нам развиваться и преобразовывать собственную жизнь в соответствии с поставленными целями. Большинству функций организма отвечающих за нашу жизнедеятельность мы обязаны именно работе центральной нервной системы. Головной мозг человека невероятно сложный орган, который приводит к слаженной работе практически все системы в организме. не говоря уже о высшей нервной деятельности отвечающей за когнитивные навыки и мыслительные процессы. К сожалению, быстрый темп и далеко не самый здоровый образ жизни медленно подтачивают организм, истощая его резервы и компенсаторные механизмы. На сегодня в мире стоит острая проблема связанная не только с высокой заболеваемостью, но и инвалидизацией и даже смертностью от сердечнососудистых заболеваний. Среди таких заболеваний на первых местах находится органическое поражение головного мозга ишемического и геморрагического характера. Важно заметить, что несмотря на значительный перевес в структуре заболеваемости людей входящих в старшую возрастную группу, а именно от 45 лет и старше, органическое поражение головного мозга может произойти и у детей.

Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Смотреть фото Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Смотреть картинку Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Картинка про Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Фото Что такое органическое поражение цнс у ребенка

Краткий экскурс в анатомию центральной нервной системы

Головной мозг человека сложно устроенный орган, отвечающий за работу всего организма. В строении мозга прослеживается чёткая иерархичность, что позволяет эффективно работать всему организму. В составе центральной нервной системы можно выделить несколько основных частей:

Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Смотреть фото Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Смотреть картинку Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Картинка про Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Фото Что такое органическое поражение цнс у ребенка

Что такое поражение мозга?

Органическое поражение головного мозга – в первую очередь симптом какого-либо заболевания, проявляющийся нарушением или утратой ряда функций в результате патогенного воздействия какого-либо фактора на ткани головного мозга. Этиология поражения головного мозга может быть самой разнообразной и об этом речь пойдёт более подробно ниже в статье. Органическое поражение означает, что клетки головного мозга – нейроны подвергаются разнообразным воздействиям, которые приводят к формированию дистрофических процессов внутри нейронов и нарушают их функциональную активность. В самых серьёзных случаях нейроны попросту подвергаются сначала некробиозу, а затем и некрозу, т.е. гибнут. Гибель большого количества нейронов локализованных в едином анатомическом пространстве приводит к выпадению той или иной функции в организме пострадавшего человека, а выявление нарушенной функции даёт специалистам понять в каком именно участке головного мозга произошла катастрофа – это называется топической диагностикой. Симптомы органического поражения мозга у детей проявляются иначе, чем у взрослых, так как полноценная деятельность высшей нервной системы еще не сформирована. У детей может наблюдаться задержка в умственном, психическом и физическом развитии, нестабильное настроение и отклонения в поведении.

Патогенетические механизмы повреждения нейронов

К органическому повреждению головного мозга может привести целый ряд механизмов различной природы. Данное патологическое состояние могут спровоцировать как внешние, так и внутренние факторы и это необходимо учитывать, так как лечебные мероприятия в зависимости от патогенетического типа развития повреждения нейронов головного мозга будут кардинально отличаться.

Нарушение энергетического обеспечения

Самый распространённый патогенетический вариант поражения головного мозга связанный с дисбалансом между потребностью нейронов в энергии и её поступлением внутрь клетки. Энергетический дефицит может развиться из-за недостаточности:

Стоит отметить, что энергетический дефицит приводит к быстро прогрессирующему повреждению тканей головного мозга и уже через 5-7 минут в условиях отсутствия достаточной оксигенации нейроны начинают испытывать острую гипоксию и умирать. Поражение сосудов головного мозга имеет следующие симптомы:

Все вышеперечисленные симптомы являются признаками системного атеросклероза, от которого страдает большинство людей пожилого возраста. Атеросклероз приводит к формированию дисциркуляторной энцефалопатии.

Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Смотреть фото Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Смотреть картинку Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Картинка про Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Фото Что такое органическое поражение цнс у ребенка

Травматические повреждения

Травмы всегда связаны с механическим повреждением головного мозга и последующим развитием отёка, что приводит к возрастанию внутричерепного давления. Так как головной мозг находится в черепной коробке и буквально плавает в ликворе – внутримозговой жидкости, то последствия от ударов и ушибов приобретают серьёзный характер. Несмотря на то. Что ликвор выполняет защитную и амортизирующую роль, при развитии ушиба головного мозга происходит нарастание внутричерепного давления, так как физически жидкость не сжимаема. Клетки головного мозга подвергаются воздействию чрезмерного давления и начинают гибнуть. Ткани головного мозга занимают до 96% объёма черепной полости, что делает данный орган весьма чувствительным к перепадам внутричерепного давления.

Очень важно отметить, что довольно часто травмы сопровождаются внутренним кровоизлиянием, что может повлечь за собой формирование обширной гематомы и смещение головного мозга. Дислокация мозга приводит к вклиниванию его подкорковых структур в большое затылочное отверстие, что неминуемо приводит к гибели нейронов находящихся в ядрах сосудодвигательного и дыхательного центра, без которых жизнедеятельность пострадавшего невозможна.

Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Смотреть фото Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Смотреть картинку Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Картинка про Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Фото Что такое органическое поражение цнс у ребенка

Инфекционные

Повреждение мозга возможно спровоцировать не только физическими факторами. Но и биологическими. Такие состояния, как менингит, энцефалит, вентрикулит – могут значительно нарушить функциональную активность мозга.

Головной мозг может поражаться, как специфическими, так и неспецифическими инфекционными агентами, это важно учитывать при назначении лечения, так как схемы антибактериальной терапии будут различаться.

Врождённая патология

Аномалии развития головного мозга могут сформироваться на самых ранних этапах развития ребёнка. Первый триместр беременности для женщины и плода является самым опасным, так как организм беременной вместе с плодом незащищены от воздействия внешних факторов, а в момент закладывания и формирования органов могут сформироваться самые опасные аномалии и грубые патологии развития, например микро или анцефалия.

Токсическое повреждение

Не самый частый вариант поражения головного мозга, но тем не менее имеющий место быть. Повреждение головного мозга происходит, если химическое вещество обладает нейротоксическими свойствами и способно проникать через гематоэнцефалический барьер. Нейротоксический агенты приводит к органическим повреждениям в различных частях нервной клетки, чаще всего нейроны страдают от нарушения трансмембранной передачи питательных веществ и нарушении в синтезе нейромедиаторов. Токсические повреждения различной степени тяжести могут привести как к стойкой энцефалопатии, так и к полному выпадению некоторых функций пострадавшего от интоксикации человека. Наиболее часто грубое органическое поражение головного мозга вызывают такие вещества, как: мышьяк и продукты азотистого обмена, при чрезмерном накоплении последних в плазме крови.

Онкологические заболевания

Поражение головного мозга при онкологии может быть первичным. Когда опухоль развивается непосредственно из тканей головного мозга или же вторичным – при метастатическом занесении в головной мозг атипичных опухолевых клеток.

Виды поражений головного мозга

Поражение головного мозга может быть как очаговым, так и диссеминированным. Давайте разберёмся, что такое очаговое поражение головного мозга. Это состояние, при котором имеется чётко отграниченный единичный очаг с некротизированными тканями, т.е. это локальное поражение мозга. Такой вид повреждения часто формируется при остром нарушении мозгового кровообращения.

Диссеминированное или мультифокальное поражение головного мозга – вид повреждения, при котором обнаруживаются множественные разрозненные очаги повреждения тканей головного мозга. Мультифокальная форма встречается при инфекционных заболеваниях головного мозга, например при занесении инфекционного агента гематогенным путём в мозговое вещество или при онкологическом поражении.

Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Смотреть фото Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Смотреть картинку Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Картинка про Что такое органическое поражение цнс у ребенка. Фото Что такое органическое поражение цнс у ребенка

Лечебная тактика

Лечение органических повреждений головного мозга может быть самым разнообразным и зависит от патогенетического механизма развития повреждения и непосредственной причины.

Лечение органического поражения головного мозга может быть хирургическим и консервативным. Например, развитие высокого внутричерепного давления, которое представляет угрозу жизнедеятельности можно лечить и хирургическим, и консервативным путём. Хирургическое лечение – наложение трепанационного отверстия для декомпрессии головного мозга применимо при формировании выраженной гематомы при травме или геморрагическом инсульте, а консервативная терапия возможна при умеренном увеличении внутричерепного давления без дислокации головного мозга. Для консервативной терапии применяют мочегонные препараты вызывающие форсированный диурез, позволяющие быстро ликвидировать отёки.

Лечение атеросклероза церебральных артерий также может быть как хирургическим, так и консервативным. Хирургическое – проведение ангиографии с установкой стентов расширяющих просвет артерий. Консервативное – антитромботическая терапия и коррекция дислепидемии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *