Что такое организаторская работа
Организаторская деятельность
Содержание статьи
Сутью такой деятельности является руководство и управление людьми с использованием определенных правил, приемов и методов. Любая организаторская деятельность направлена на создание механизма управления элементами организационных систем для решения поставленных задач и достижения определенных целей.
Деятельность или маркетинг может осуществляться любой общностью людей, коллективом, предприятием, фирмой. Они представляют собой единое целое в процессе взаимодействия с другими организациями, во главе стоит субъект управления — руководитель. Основу организаторской деятельности составляет система качеств субъекта управления, его организаторские способности, в том числе:
Гармоничное развитие деятельности предприятия зависит от осознания и выполнения каждым его членом своих основных функций, прав и обязанностей.
Виды организаторской деятельности
В современном маркетинге существует три основополагающих вида организаторской деятельности:
В качестве основных можно указать организацию состояния объекта управления и организацию процессов. Первый вид предполагает структурирование предприятия, а второй – особенности использования данных структур по прямому назначению.
Субъекты организаторской деятельности
Организаторская деятельность осуществляется объектами и субъектами, имеющими возможность принимать решения и участвовать в управлении предприятием или организацией. В качестве субъекта выступает отдельный элемент предприятия или подсистема, входящая в структуру системы управления. Это может быть как один член коллектива, так и его группа. Субъект уполномочен оказывать управляющее воздействие, принимать решения и осуществлять общее руководство предприятием.
Один и тот же субъект управления может быть как руководителем компании, так и входить в его среднее звено, то есть одновременно являться и объектом управления. Полномочия субъекта управления зафиксированы в основных положениях предприятия, а также в должностных инструкциях.
Формы организаторской деятельности
Организаторская деятельность формировалась на протяжении длительного времени, поэтому получила множество форм управления. Так, наиболее распространенными являются коллективная и индивидуальная форма. Одной из самых древних видов коллектива является семья. Впоследствии на основе данной ячейки общества развились и другие организационные структуры, а именно: поселение, община, нация, государство, а также различные организационные объединения.
На основе принципов об управлении возникли и существуют четыре формы организаторской деятельности:
Из всех форм наиболее распространенной считается коллективная (рыночная) форма управления. Её принципом является естественная организация процесса, которая развивается в соответствии с закономерностями внутреннего развития предприятия.
Принципы организаторской деятельности
Каждая организация соблюдает основные законы, позволяющие ей добиться определенных результатов своей деятельности. Руководитель при организации деятельности предприятия руководствуется основополагающими принципами:
Однако незыблемым принципом для любого разумного руководителя является принцип уважения и соблюдения прав человека.
Психология организаторской деятельности
Руководитель предприятия или организации должен не только обладать организаторскими способностями, но и знать основы психологии организаторской деятельности. К ним можно отнести:
Таким образом, организаторская деятельность напрямую зависит от организаторских способностей современного руководителя, его умения воздействовать на других людей, а также умения уделять внимание тонкостям взаимоотношений руководителя и подчиненных, а также всех членов коллектива.
Понятие организаторской деятельности
Эффективность групповой и командной работы.
Особенности групповой динамики.
Понятие организаторской деятельности.
ТЕМА №4. ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА
Организаторская деятельность – это создание или усовершенствование механизма управления в соответствии с целями и задачами организационных систем. Организаторская деятельность аналогична общей функции управления – «Организация». Данная функция может выполняться объектами и субъектами организаторской деятельности.
Различают понятия субъекта и объекта организаторской деятельности. Субъект организаторской деятельности является источником воздействия на подчиненных по функциям организаторской деятельности. Субъект организаторской деятельности выполняет в рамках требуемых функций следующие процедуры: «принимает решение», «утверждает», «организует выполнение». Объект организаторской деятельности в рамках порученных функций выполняет процедуры «подготовка решения» и «согласование решения» или все операции, относящиеся к этим процедурам. К операциям процедур относятся: получение задания или его формулирование, проведение информационной работы, проведение совещания, сдача выполненной работы заказчику или использовать ее в своей организации и т.д. Таким образом, субъекты организаторской деятельности выполняют действия из набора функций, подфункций, процедур и операций[1].
В теории управления организаторскую деятельность в ее собственно узком смысле принято рассматривать конечным, завершающим звеном в широкой системе управления людьми. В развернутом виде ее структура отражает последовательность относительно самостоятельных этапов и их взаимосвязей:
· усвоение задачи, установление соотношения организаторов и организуемых к условиям задачи;
· подбор младших организаторов, ознакомление организуемых с задачей, принятие коллективного решения;
· определение материальных средств, временных и пространственных условий, планирование на основе оптимальных данных;
· распределение обязанностей, определение формы организации, инструктаж;
· внутренняя координация и взаимосвязь, работа с младшими организаторами, обеспечение внешних связей;
· учет, контроль, анализ эффективности хода выполнения задачи;
· определение ударных участков, перегруппировка сил, средств и перепланирование;
· работа по завершению выполнения задачи, сдача работы и материальных средств, отчетность;
· итоговый анализ выполнения задачи и оценка индивидуальной и коллективной деятельности[2].
Важным аспектом реализации организаторской деятельности является организация деятельности командной работы с учетом особенностей групповой динамики.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Тема 1. Понятие «организаторская деятельность» и ее особенности
Понятие, сущность, виды организаторской деятельности. Культура организаторской деятельности. Специфика организаторской деятельности. Структура организаторской деятельности. Основные формы организации мероприятий.
Вопросы педагогического профессионализма всегда волновали и волнуют как представителей различных социальных институтов, так и тех, кто непосредственно сталкивается с педагогами – детей и родителей. Педагогический профессионализм определяется через понятие «педагогическое мастерство», которое несет большую смысловую нагрузку. Педагогическое мастерство может рассматриваться и как идеал педагогической работы, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогической деятельности. Кроме того, педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя и воспитателя. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике можно считать культуру организаторской деятельности учителя. При выполнении организаторской функции педагог проявляет глубокие знания из области теории и психологии организаторской деятельности и на их основе организует практическую деятельность детей, оптимально сочетая различные формы работы. Культура организаторской деятельности – понятие многоплановое. На опыте работы они показали значение собственного опыта учащихся для усвоения ими норм поведения, ценностных ориентаций и системы отношений.
Организаторская деятельность– это система взаимосвязанных действий, направленных на объединение групп людей для достижения общей цели. Как один из специфических видов человеческой деятельности, своим объектом она всегда имеет группу людей, следовательно, выражает отношения «человек- группа людей», «организатор – группа организуемых». Организаторской деятельности характерны такие функции, как групповая интеграция, формирование межличностного внутреннего единства, установление связей и координация действий между микрогруппами (горизонтальная коммуникация) и вышестоящими организациями (вертикальная коммуникация). Все эти функции проявляются в единстве и взаимообусловленности, выступая в разных сочетаниях при преобладании то одной, то другой.
В теории управления организаторскую деятельность в ее собственно узком смысле принято рассматривать конечным, завершающим звеном в широкой системе управления людьми. По теории Л.И. Уманского структура организаторской деятельности состоит из следующих самостоятельных этапов и их взаимосвязей:
— усвоение задачи, установление отношения организаторов и организуемых к условиям задачи;
— подбор организаторов, ознакомление организуемых с задачей, принятие коллективного решения;
— определение материальных средств, временных и пространственных условий, планирование на основе оптимальных данных;
— распределение обязанностей, определение формы организации, инструктаж;
— внутренняя координация и взаимосвязь, работа с младшими организаторами, обеспечение внешних связей;
— учет, контроль, анализ эффективности хода выполнения задачи;
— определение актуальных участков, перегруппировка сил, средств и перепланирование;
— работа по завершению выполнения задачи, сдача работы и материальных средств, отчетность;
— итоговый анализ выполнения задачи и оценка деятельности (индивидуальной и коллектива).
Специфика организаторской деятельности проявляется прежде всего в ее целях. Она не имеет конкретного предметного результата, который можно бы было воспринимать с помощью органов чувств, поскольку направлена на обеспечение эффективности других видов деятельности (учебной, трудовой, научной).
Организаторская деятельность не может иметь основой усвоение готового опыта или чисто исполнительские функции, она включает в себя собственный поиск, отбор, планирование жизненно важных задач и средств их решения, собственную оценку своих действий, обмен опытом и т.д.
Организаторская деятельность способствует каждой личности почувствовать себя реальным субъектом и настоящим партнером в коллективном деле. Любая человеческая деятельность включает в себя целую систему различных действий, операций и приемов, а именно наличие цели, планирование и контроль выполняемых действий, поиск необходимых путей к достижению цели.
Структуру организаторской деятельности можно представить следующей схемой:
Содержание, формы и методы организаторской деятельности педагога всегда подчинены тому или иному виду деятельности детей. На основе морфологического анализа человеческой деятельности, проведенного М.С. Коганом и Н.Е. Щурковой предложена обстоятельная классификация развивающих видов деятельности детей:
— познавательная деятельность, которая расширяет кругозор ребенка, приобщает его к чтению, развивает любознательность, формирует потребность в образовании, способствует интеллектуальному развитию и овладению научными знаниями;
— трудовая деятельность, направленная на создание, сохранение, приумножение материальных ценностей в виде самообслуживающего, общественно полезного и производительного труда, сочетающего бескорыстную и оплачиваемую работу и тем самым формирующего уважительного отношения к материальным ценностям как средству существования человека;
— художественная деятельность, развивающая эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям, стимулирующим художественную самодеятельность ребенка;
— спортивная деятельность, культивирующая здоровый образ жизни, формирующая силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого тела, сочетающаяся с культурой высокой гигиены жизни;
— общественная деятельность, которая содействует социализации ребенка, формирует его гражданскую позицию, приобщает к активному преобразованию действительности;
— ценностно-ориентационная деятельность, направленная на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личностной причастности к миру во всех его проявлениях;
— коммуникативная деятельность, осуществляемая как досуг ребенка, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим человеком как с ценностью.
Непременным требованием к организации любого вида деятельности является создание условий обязательного переживания человеком положительных эмоций. Не менее важно так инструментировать деятельность, чтобы она способствовала планомерному сдвигу мотива на цель, то есть формированию социально ценных мотивов поведения и деятельности. Наконец, организация каждого вида деятельности должна подчиняться обусловленным его спецификой организационным правилам, касающимся объема, места, времени (дозирования) и т.п.
Соблюдение технологических требований осуществления различных видов деятельности во многом будет способствовать уяснению специфики деятельности по следующей схеме:
— содержание данного вида деятельности и место ее осуществления;
— возможные формы деятельности;
— типичная атрибутика, сопровождающая данный вид деятельности;
— наиболее яркие специфические особенности деятельности;
— психолого-педагогические условия достижения воспитательного и предметного результатов.
Формы деятельности можно представить определением «мероприятие», с помощью которого будет достигнута цель определенного вида деятельности.
Формы мероприятий весьма многообразны. В качестве примера перечислим некоторые из них:
НАВЫКИ ОРГАНИЗАТОРСКОЙ РАБОТЫ
Понятие организаторской работы.
Лидерами и организаторами не рождаются, ими становятся. Каждый может оказаться в этой роли, и во всех этих ситуациях вы берете на себя ответственность за дело и за тех людей, что пойдут за вами. Но путь этот непрост, а значит придется пробираться к ней сложными каменистыми тропами.
Человечество не может существовать без организаторов и организаторской работы. Даже наши древние предки не могли себе позволить пренебречь организацией во время охоты на зверя. Организовать дело – значит, выделить части этого дела, увидеть основное, определить второстепенное, расположить этапы выполнения дела в логической последовательности, расставить правильно людей, «связать» их, обеспечить взаимопомощь всех участников работы.
Конечная цель организаторской работы – обеспечить эффективность заданного дела, его успешное завершение.
Организаторская работа, как и любая другая, складывается из простых, элементарных действий: внутренних (теоретических) и внешних (практических). Таким образом, от чего зависит хорошая работа организатора?
Хорошая работа организатора зависит:
ü от знания людей, с которыми работаешь;
ü от личности организатора;
ü от знания коллектива;
ü от знаний основ организаторской работы;
ü от знания дела, которое организуешь;
ü от умения практически организовать
Типы людей в коллективе.
При подборе групп для выполнения организаторских задач важно иметь в виду, что участники дела могут по-разному относиться к общей работе. Выделяют три типа людей:
ü Люди, ориентированные на дело: они добираются до сути вопроса, ищут наиболее подходящие средства, чтобы быстро и эффективно решить задачу.
ü Люди, ориентированные на себя: у них проявляется стремление работать в одиночку, они агрессивны, подозрительны, болезненно реагируют на успехи других, не всегда уверены в себе, завистливы.
ü Люди, ориентированные на взаимоотношение с другими людьми. С такими легко работать: они проявляют заботу о товарищах, оказывают бескорыстную помощь, уважительно относятся к мнению окружающих.
Подобные крайние типы в жизни встречаются редко, часто в людях представлено сочетание этих ориентаций с преобладанием какой-либо из них.
Типы организаторов.
Точно так же, как и талантливые актеры и музыканта могут по-разному прочитать пьесу, партитуру симфонического произведения, у организаторов есть своя индивидуальность.
1. Организатор «Художник» воздействует на других эмоциональностью речи и мимикой, образными картинами будущих достижений. В них много фантазии, воображения, эмоциональной приподнятости.
2. Организатор «Мыслитель» предпочитает действовать, опираясь на логику доказательств, стройность в рассуждении, стремясь найти закономерности в работе. Главное – найти смысл, целесообразность, увидеть разумное значение дела.
3. Организатор «Практик» старается увлечь собственным примером, больше показывать, как надо делать, чем доказывать и рассказывать. Их характеризует практическая «цепкость», основательность.
Многие организаторы соединяют в себе сразу несколько форм такого воздействия в самых различных сочетаниях. Индивидуальность зависит и от его темперамента.
К динамике психических процессов относятся:
а) сила психических переживаний, их глубина или поверхностность,
б) скорость протекания психических процессов,
в) степень эмоциональной возбудимости, придающая поведению человека своеобразную эмоциональную окраску.
Люди с резко выраженными чертами определённого темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента даёт возможность отнести темперамент человека к тому или иному типу.
Одна из наиболее распространенных классификаций типов темперамента:
Флегматик — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.
Холерик — быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик обладает огромной работоспособностью, однако, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.
Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого; если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.
Меланхолик — склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышено впечатлителен, эмоционально раним.
Стадии развития коллектива.
Одно из удивительных свойств коллектива – его способность к саморазвитию. Организатор должен быть дирижером, руководить управлять процессом становления коллектива, его формированием. Формирование и сплочение коллектива – это как восхождение к вершине. Если считать, что у подножия этой вершины группа людей, которую мы не можем назвать коллективом. А оказавшейся на вершине «присваивается» это «звание». Условно обозначим эти ступени:
ü «Песчаная россыпь» Очень много песчинок собрано вместе, и в тоже время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет его по площадке. Дунет ветер посильней, и не станет россыпи.
Здесь люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти на встречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, рассыпчатости» группы.
ü «Мягкая глина» Мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера этот материал превращается в искусный сосуд, но он может оставаться куском глины, если к нему не приложить усилий.
В группе, находящейся на этой стадии, заметны первые усилия по сплочению коллектива. Не все получает у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы.
ü «Мерцающий маяк» В штормовом море маяк и опытному и начинающему мореходу показывает правильный курс. Но маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывая пучки света.
Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника – знающие, надежные организаторы, авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью, и они бескорыстно оказывают ее. Все переживают горечь, когда их постигают неудачи.
Стили работы организатора.
Для того, чтобы хорошо организовать какое-либо дело, организаторы пользуются самыми разными способами. Одни любят приказывать, другие уговаривать, третьи увлекать собственным примером. Частое повторение одних и тех же приемов, способов воздействия выражает стиль организатора:
ü «Разящие стрелы» Стрелок натянул тетиву, и стрела, вырвавшись из плена сильных пальцев, понеслась к цели. Рядом находятся другие стрелки, можно бы их тоже включить в дело. Но стреляющий то ли не доверяет им, то ли считает, что самому действовать надежнее – если промахнется, то отвечать будет сам.
Есть организаторы, которые действуют таким же образом: единолично принимают решения, настойчиво добиваются его выполнения. И летят их стрелы: приказы, указания требования в сторону участников дела.
Вот так и организатор, прежде чем принять важное решение, пускает свое предложение, свой вариант плана по кругу, советуясь с помощниками, с участниками организуемого дела. Выслушав мнения участников работы, учтя эти мнения, организатор принимает решение и начинает действовать.
ü «Плывущий плот» Медленное течение реки несет плот. Его то вынесет на середину, то его занесет на тихую заводь и он стоит спокойно и ждет порывов ветра, чтобы вновь его понесло дальше
Многие организаторы в своих действиях похожи на плот: они предпочитают плыть по течению, не беспокоясь, куда их вынесет.
ü «Снующий челнок» Организатору порой не легко работать там, где сами ребята не могут договориться между собой. Возникают конфликты, ссоры.
Вот и мечется организатор от одного к другому, от группировки к группировке, пытаясь примирить их, сам не вступая в конфликт. Приходиться приспосабливаться, уговаривать, увещевать. Такой организатор стремиться к компромиссу на любой основе. Такие действия организатора напоминают торопливо снующий между берегами реки челнок.
Этапы организации работы.
Организаторская работа имеет свою «дистанцию»:
Старт – получение задания.
1-ый этап – определение цели и усвоение задач.
2-ой этап – обеспечение работы (условия, средства, исполнители)
3-ий этап – планирование работы и распределение обязанностей.
4-ый этап – оперативное руководство (согласование, учет, контроль)
5-ый этап – анализ эффективности и подведение итогов работы.
Финиш – отчет о выполнении задания.
Прохождение каждого этапа будет успешнее, если придерживаться некоторых важных правил организаторской работы.
1. Получив задание, разберись в нем. Хорошо представь цель, определи, что требуется сделать, выдели главное и второстепенное. Определи этапы выполнения задач.
2. Посоветуйся с опытными людьми. Собери и проанализируй имеющиеся данные из прошлого опыта, отметь их достоинства и недостатки, обсуди возможные варианты выполнения дела с опытными людьми, специалистами.
3. Учитывай возможности членов коллектива.Мысленно сопоставьте основные условия задач с возможностями имеющихся в вашем распоряжении людей. Подбери помощников и младших организаторов. Распредели обязанности.
4. Определи, что вам понадобится в работе. Составь список необходимых материалов и принадлежностей, реши, где их можно достать, как получить и где хранить.
5. Каждый несет персональную ответственность за свой участок работы. Каждый должен четко знать, за что он отвечает, кто ему и кому он подчиняется.
6. Координируйте свою работу. Необходимо постоянносогласовывать работу с другими организаторами и организациями, вышестоящими органами.
7. Доверяй, но проверяй. Контролируй на каждом этапе ход работы, вноси, если надо, изменения
8. Итоговый анализ – залог успешной работы в дальнейшем. Подведи итоги, проанализируй дело. Проанализируй все плюсы и минусы.
УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ
— это общение с целью руководить людьми, т.е. изменять их деятельность в определенном направлении, поддерживать в заданном или формировать в необходимом направлении.
Три функции управленческого общения:
— выдача распорядительной информации
— получение обратной информации
— выдача оценочной информации
Любое распоряжение руководителя может быть представлено в виде просьбы.
ДЕЛО ИЛИ ЖЕЛАНИЕ СДЕЛАТЬ
ВЗАИМОПОНИМАНИЕ
— единство профессионального языка. Необходимо, чтобы подчиненный знал тот профессиональный язык, на котором вы отдаете ему распоряжения.
— учет уровня интеллекта
— сконцентрированность внимания (слушать, не значит слышать)