Что такое организационная система

Организационная система: основные элементы и типы

Понятие системного подхода, его основные черты и принципы

В наше время происходит невиданный прогресс знания, который, с одной стороны, привел к открытию и накоплению множества новых фактов, сведений из различных областей жизни, и тем самым поставил человечество перед необходимостью их систематизации, отыскания общего в частном, постоянного в изменяющемся. Однозначного понятия системы не существует. В наиболее общем виде под системой понимается со­вокупность взаимосвязанных элементов, образующих оп­ределенную целостность, некоторое единство.

Изучение объектов и явлений как систем вызвало формирование нового подхода в науке — системного подхода.

Определим черты системного подхода:

1. Сист. подход — форма методологического знания, связ. с исследованием и созданием объектов как систем, и относится только к системам.

2. Иерархичность познания, требующая многоуровневого изучения предмета: изучение самого предмета — «собственный» ур-нь; изучение этого же предмета как элемента более широкой системы — «вышестоящий» ур-нь; изучение этого предмета в соотношении с составляющими данный предмет элементами — «нижестоящий» ур-нь.

3. Сист.подход требует рассматривать проблему не изолированно, а в единстве связей с окружающей средой, постигать сущность каждой связи и отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и частными целями.

С учётом сказанного определим понятие системного подхода:

Сист. подход— это подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса) как к системе, в кот. выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из элементов, исходя из общего предназначения объекта.

Можно также сказать, что системный подход это такое направление методо­логии научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной социально-эко­номической системы.

Обратимся к истории.

До становления в начале XX в. науки о менеджменте правители, министры, полководцы, строители принимая решения руководствовались интуицией, опытом, традициями. Действуя в конкретных ситуациях, они стремились найти лучшие решения. В зависимости от опыта и таланта управленец мог раздвигать пространственные и временные рамки ситуации и стихийным образом осмысливать свой объект управления более или менее системно. Но тем не менее до XX в. в управлении господствовал ситуативный подход, или управление по обстоятельствам. Определяющим принципом этого подхода является адекватность управленческого решения относительно конкретной ситуации. Адекватным в данной ситуации полагается решение, наилучшее с точки зрения изменения ситуации, непосредственно после оказания на нее соответствующего управленческого воздействия.

Стремление отреагировать на каждый новый поворот или разворот (изменение видения) ситуации адекватным образом приводит к тому, что менеджер вынужден принимать все новые и новые решения, идущие вразрез с прежними. Он фактически перестает управлять событиями, а плывет по их течению.

Сказанное не означает, что управление по обстоятельствам неэффективно в принципе. Ситуативный подход к принятию решений необходим и оправдан, когда сама ситуация экстраординарна и использование прежнего опыта заведомо рискованно, когда ситуация изменяется быстро и непредсказуемым образом, когда нет времени для учета всех обстоятельств. Так, например, спасателям МЧС часто приходится искать наилучшее решение именно в рамках конкретной ситуации. Но тем не менее в общем случае ситуативный подход недостаточно эффективен и должен быть преодолен, заменен или дополнен системным подходом.

Далее рассмотрим основные принципы системного подхода (системного анализа):

1. Целостность, позволяющая рассматривать одновре­менно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.

2. Иерархичность строения, т.е. наличие множества (по крайней мере двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня — эле­ментам высшего уровня. Реализация этого принципа хо­рошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управ­ляемой. Одна подчиняется другой.

3. Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкрет­ной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойства­ми самой структуры.

4. Множественность, позволяющая использовать мно­жество кибернетических, экономических и математиче­ских моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

Организационная система: основные элементы и типы

Любая организация рассматривается как организационно-экономическая система, имеющая входы и выходы и определенное количество внешних связей. Следует дать определение понятию «организация». В истории были различные попытки идентифицировать это понятие.

5. Честер Бернард (на Западе считается одним из основоположников современной теории менеджмента): когда люди собираются вместе и официально принимают решение объединить свои усилия для достижения общих целей, они создают организацию.

Это была ретроспектива. Сегодня организация может быть определена как социальная общность, которая объединяет некоторое множество индивидов для достижения общей цели, которые (индивиды) действуют на основе определённых процедур и правил.

Исходя из данного ранее определения системы, определим организационную систему.

Основными элементами организационной системы (а значит и объектами организационного управления) выступают:

Эти элементы являются основными объектами организационного управления. Но у организационной системы есть и другая сторона:

Люди. Задача менеджера в том, чтобы способствовать координации и интеграции человеческой деятельности.

Специализация и разделение труда. Это тоже объект управления. Дробление сложных производственных процессов, операций и задач на составляющие, которые предполагают специализацию человеческого труда.

Организационная культура— присущая организации система традиций, верований, ценностей, символов, ритуалов, мифов, норм общения между людьми. Организационная культура придаёт организации индивидуальность, собственное лицо. Что немаловажно, она объединяет людей, создаёт организационную целостность.

Организационные системы можно разделить на закрытые и открытые:

Открытая организационная система имеет связи с внешней средой, т. е. другими организациями, институтами, имеющими связи с внешней средой.

Таким образом, организация как система представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостность (т.е. внутреннее единство, неразрывность, взаимную связь). Любая организация является открытой системой, т.к. взаимодействует с внешней средой. Она получает из окружающей среды ресурсы в виде капитала, сырья, энергии, информации, людей, оборудования т.п., которые становятся элементами её внутренней среды. Часть ресурсов с помощью определенных технологий перерабатывается, преобразуется в продукты и услуги, которые затем передаются во внешнюю среду.

Теория систем

Напомню, что теория систем была разработана Людвигом фон Берталанфи в XX веке. Теория систем имеет дело с анализом, проектированием и функци­онированием систем — самостоятельных хозяйственных подразделе­ний, которые образуются взаимодействующими, взаимосвязанными и взаимозависимыми частями. Ясно, что любая организационная форма бизнеса отвечает этим критериям и может изучаться с использованием понятий и средств теории систем.

Любое предприятие — система, которая превращает набор вклады­ваемых в производство ресурсов — затрат (сырье, машины, люди) — в товары и услуги. Она функционирует внутри более крупной системы — внешнеполитической, экономической, социальной и технической сре­ды, в которой она постоянно вступает в сложные взаимодействия. Она включает серию подсистем, которые также взаимосвязаны и взаимо­действуют. Нарушение функционирования в одной части системы вы­зывает трудности в других ее частях. Например, крупный банк являет­ся системой, которая действует внутри более широкого окружения, взаимодействует и связан с ним, а также испытывает на себе его воздействие. Отделы и филиалы банка являются подсистемами, которые должны взаимодействовать бесконфликтно, чтобы банк как целое ра­ботал эффективно. Если что-то нарушается в подсистеме, она в конеч­ном счете (если ее не сдерживать) повлияет на эффективность деятель­ности банка в целом.

Основные понятия и характеристики общей теории систем:

1. Компоненты системы (элементы, подсистемы). Любая система, независимо от открытости, определяется через её состав. Эти компоненты и связи между ними создают свойства системы, её сущностные характеристики.

4. Вход — Преобразование — Выход. Организационная система в динамике представляется в качестве трёх процессов. Взаимодействие их даёт цикл событий. Любая открытая система имеет цикл событий. При системном подходе важ­ное значение приобретает изучение характеристик орга­низации как системы, т.е. характеристик «входа», «процесса» («преобразования») и характеристик «выхода». При системном подходе на основе маркетинговых исследований сначала исследуются параметры «выхода», т.е. товары или услуги, а именно что производить, с ка­кими показателями качества, с какими затратами, для кого, в какие сроки продавать и по какой цене. Ответы на эти вопросы должны быть четкими и своевременны­ми. На «выходе» в итоге должна быть конкурентоспо­собная продукция либо услуги. Затем определяют параметры «входа», т.е. исследуется потребность в ресурсах (материальных финансовых, тру­довых и информационных), которая определяется после детального изучения организационно-технического уров­ня рассматриваемой системы (уровня техники, техноло­гии, особенности организации производства, труда и уп­равления) и параметров внешней среды (экономической, геополитической, социальной, экологической и др.). И наконец, не менее важное значение приобретает иссле­дование параметров «процесса», преобразующего ресурсы в готовую продукцию. На этом этапе, в зависимости от объ­екта исследования, рассматривается производственная технология, либо технология управления, а также факто­ры и пути ее совершенствования.

5. Цикл жизни. Любая открытая система обладает циклом жизни:

возникновение Þ становление Þ функционирование Þ кризис Þ крах

6. Системообразующий элемент— элемент системы, от которого в решающей степени зависит функционирование всех остальных элементов и жизнеспособность системы в целом.

Источник

Организационная система: определение, основные функции, методы управления, задачи и процессы развития

Когда упоминается организационная система, то под этим подразумевают определенную структуру, которая состоит из отдельных подразделений. Они между собой взаимосвязаны исходя из определенных соображений. А именно зависимо от поставленных перед подразделениями и фирмой целей и согласно выполняемым функциям. При этом предусматривается наличие руководящих работников (центров), которые могут принимать решения и являются ответственными за деятельность подразделений.

Общая информация

Что такое организационная система. Смотреть фото Что такое организационная система. Смотреть картинку Что такое организационная система. Картинка про Что такое организационная система. Фото Что такое организационная система

Вопросы, рассматривающие проектирование и формирование организационных систем управления, актуальны не только для недавно созданных предприятий, но и для тех коммерческих структур, которые уже действуют, но им предстоит функционировать в других условиях. Для этого необходимо изменять состав и структуру выполняемых обязанностей и решаемых задач. Первым делом в таком случае проводится анализ формального построения. Уделяется внимание составу структурных подразделений, численности задействованных в них сотрудников, насколько они соответствуют сложности и структуре выполняемых работ и тому подобные аспекты.

Что такое организационная система. Смотреть фото Что такое организационная система. Смотреть картинку Что такое организационная система. Картинка про Что такое организационная система. Фото Что такое организационная система Вам будет интересно: Решетнев Михаил Федорович: биография, личная жизнь, разработка космических систем и награды

Во время проведения анализа необходимо последовательно изучить все важные элементы предприятия. К таковым относится информационное обеспечения и взаимодействие, ресурсно-технологическое снабжение, соответствие трудовых ресурсов существующим запросам, взаимозаменяемость. Когда изучается организационная система управления, то необходимо обеспечить наличие ответа на два вопроса:

Поиск ответов

Что такое организационная система. Смотреть фото Что такое организационная система. Смотреть картинку Что такое организационная система. Картинка про Что такое организационная система. Фото Что такое организационная система

Существует довольно большое количество подходов, позволяющих разобраться с целями. Поскольку рассматривать их всех довольно проблематично, внимание получит только два:

Оба подхода направлены на то, чтобы выявить, каков личный вклад сотрудника в выполнении главной задачи предприятия. Важны также методы управления организационными системами. Если же кратко, то действовать приходится с помощью таких методик:

Больше про самоанализ

Что такое организационная система. Смотреть фото Что такое организационная система. Смотреть картинку Что такое организационная система. Картинка про Что такое организационная система. Фото Что такое организационная система

Данный метод позволяет подготавливать эффективные рекомендации, которые направлены на улучшения всей организационной структуры и производительности компании благодаря уменьшению дублированной работы, сокращению расходов на управление, регулированию загруженности руководителей, отделению функций исполнителей. Каков же конечный результат осуществленной работы? Организационная система управления, построенная с использованием самоанализа, предусматривает ориентацию на такие принципы и представления:

Что такое организационная система. Смотреть фото Что такое организационная система. Смотреть картинку Что такое организационная система. Картинка про Что такое организационная система. Фото Что такое организационная система Вам будет интересно: В технике под информацией понимают: определение, информационный процесс, примеры

Проведение самоанализа возможно в любой организации. Данный метод имеет шесть стадий: подготовка, сбор данных, обработка информации, анализ, отчет, дальнейший контроль. В результате оформляются письменные рекомендации, в которых рассматриваются вопросы совершенствования организационной структуры.

Метод анализа снизу вверх

Что такое организационная система. Смотреть фото Что такое организационная система. Смотреть картинку Что такое организационная система. Картинка про Что такое организационная система. Фото Что такое организационная система

Благодаря постановке персональных целей и задач закрепляется именно то, в чем и заключается вклад сотрудника в процесс достижения поставленных значений и параметров. Внимание уделяется:

Следует отметить, что рассматриваемый подход можно использовать не только для анализа, но и в решении некоторых ключевых проблем, которые связаны с управлением организацией. К таковым относится:

Поэтому данным методом очень хорошо дополняется организационно-правовая система управления, которая стандартизирует подходы к максимальному количеству ситуаций.

О функциях

Что такое организационная система. Смотреть фото Что такое организационная система. Смотреть картинку Что такое организационная система. Картинка про Что такое организационная система. Фото Что такое организационная система

Основными и наиболее важными являются: организация, планирование, нормирование, координация, мотивация, контроль и регулирование. Это находит проявление в структуре, правилах, культуре, процессах. Управление организационной системой предусматривает использование совокупности методов и приемов, их рационального сочетания, установленной взаимосвязи для того, чтобы руководить элементами во времени и пространстве. Необходимо стремиться к тому, чтобы были созданы наиболее благоприятные условия. В данном случае функции управления организационными системами должны быть четко прописаны, оговорены, разграничена ответственность разных лиц.

И это не просто слова. Следует помнить, что функции являются особыми видами специализированной управленческой деятельности, которые выделились в процессе разделения труда. Каждая из них реализуется в комплексе управленческих задач. Также необходимо помнить, что функции являются повторяющимся видом деятельности. Они могут выполняться одним лицом, подразделением или их группой. Количество функций и состав зависит от ряда факторов: масштаба, уровня и структуры развития производства, размера организации, связей компании с другими подобными объектами, самостоятельности, уровня технической оснащенности.

Специфика выполняемых обязанностей

Функции управления должны обеспечивать руководство и обслуживание деятельности организации. Каждая из них должна иметь конкретное назначение, повторяемость, однородность содержания. Также функции обязаны носить объективный характер. Это определено необходимостью непосредственно самого процесса управления в условиях, когда обеспечивается совместный труд людей. К тому же функции – это основа для определения численности и структуры аппарата управления. Он должен объединять все относительно обособленные, хотя в целом неразрывно связанные структуры. Во многом на них влияют цели организационной системы управления.

Перечень функций

Что такое организационная система. Смотреть фото Что такое организационная система. Смотреть картинку Что такое организационная система. Картинка про Что такое организационная система. Фото Что такое организационная система Вам будет интересно: Система управления знаниями: понятие, основы, классификация, методы и современные этапы развития

Что такое организационная система. Смотреть фото Что такое организационная система. Смотреть картинку Что такое организационная система. Картинка про Что такое организационная система. Фото Что такое организационная система

Чтобы еще лучше разобрать данную тему, давайте рассмотрим, с чем приходится сталкиваться на практике:

Дополнительные функции

В организации адекватными должны быть:

О задачах

Что такое организационная система. Смотреть фото Что такое организационная система. Смотреть картинку Что такое организационная система. Картинка про Что такое организационная система. Фото Что такое организационная система

Организационная система создается для того, чтобы достигать определенной цели. Например, получение максимально возможных доходов. Или 100 миллионов рублей. Как бы там ни было, но на пути к цели приходится решать ряд задач, которые и позволят достигнуть ее. Следует отметить, что они отличаются по своему масштабу, последствиям, важности, влиянию на будущее и сложности воплощения.

Задачи управления организационными системами на самом высшем уровне являются наиболее важными и существенными в плане получения результатов. Ведь если что-то неправильно делает низовой работник, то это еще относительно можно пережить. Особенно если оперативно выявить и пресечь. Тогда как ошибки самого высшего руководства обладают куда более разрушительными последствиями. К тому же остановить их достаточно сложно, для этого необходимо заручиться поддержкой акционеров/учредителей.

Но актуален еще и процесс выявления. Ведь в наших условиях так уж устроено, что высшее руководство на постоянной основе не проверяется. А узнать про то, что ход событий идет не так, как следует, можно или осуществляя контроль, держа руку на пульсе событий, или заметив аномалию в отчетности, которую управленцы предоставляют собственникам. Чтобы поставленные задачи эффективно выполнялись, необходимо проследить, дабы была адекватная организационная структура системы управления, для которой не существовало бы неподотчетного лица.

О развитии

Что такое организационная система. Смотреть фото Что такое организационная система. Смотреть картинку Что такое организационная система. Картинка про Что такое организационная система. Фото Что такое организационная система

Организационные системы не стоят на месте как камни. Всегда осуществляется какое-то движение (не обязательно в лучшую сторону). Но если смотреть с высоты тысячелетий, то управление организационно-экономическими системами все же совершенствуется и развивается. Иногда на это влияет разработка новых методик и подходов. Может оказывать влияние и научно-технический прогресс. Например, что собой представляет управление без использования информационных технологий? Даже если человек трудится сам в статусе индивидуального предпринимателя, компьютер/смартфон помогает вести учет, отправлять данные в налоговую службу, органы статистики и ряд других структур.

Но можно ли сказать, что сейчас удалось достичь венца в развитии? Увы, нет. Даже несмотря на те технологии и методики, которые уже есть, радоваться еще слишком рано. Ведь сколько различных потрясающих открытий еще ждет человечество в будущем. Взять, к примеру, искусственный интеллект. Когда будет разработан образец данного решения с хорошими показателями результативности, то, что сможет сделать такой сотрудник, которому не нужно спать, отдыхать и получать заработную плату, просто поразит и заставит приспосабливаться под новые условия.

Источник

Понятие и свойства организационных систем

Сущность и понятие организационных систем, их классификация и основные свойства, структура и иерархичность. Преобразование ресурсов для достижения целей организации. Анализ организационной системы на примере ОАО «ТатСтрой». Зависимость от внешней среды.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Институт управления и территориального развития

Кафедра общего менеджмента

по дисциплине «Теория организации»

Тема: «Понятие и свойства организационных систем»

Автор курсовой работы Гарифзянова Р.И. Группа 202/б

Научный руководитель Сафина А.А.

1. Сущность и понятие организационной системы

2. Свойства организационных систем

3. Анализ организационной системы на примере ОАО «ТатСтрой»

Список использованных источников

Люди и все, что их окружает, так или иначе организованы. Более того, все планируемые и осуществляемые действия человека, их непосредственные и опосредованные результаты также выражают собой суть организации. Сознание, вся совокупность представлений об окружающем мире могут формироваться, сохраняться, развиваться и использоваться только при условии определенной самоорганизации. Этим обусловлены фундаментальное значение науки организации в теории и практике формирования, функционирования и развития цивилизации, непреходящая актуальность проведения исследований организационных систем и применения их результатов.

Любой человек начинает познание окружающего его мира с исследования того, как все организовано. Изначальное, порой неосознанное стремление узнать «…что это, как устроено, как действует?» исторически являлось одним из основных двигателей прогресса. Со временем человек стремился упорядочить этот процесс, систематизировал объекты, предметы, методологию, инструменты, язык исследования, что и явилось предтечей формирования и становления всеобщей организационной науки.

Исследования окружающего человека мироздания, его материального проявления и интеллектуального представления вскрыли и показали общие организационные основы его построения. Последовательно выдвигавшиеся и развивавшиеся в научном мире механистические, иерархические, поведенческие, корпоративные модели организации производства и общества отразили единую организационную природу формирования, функционирования и развития любых процессов и систем. Это обусловило необходимость выделения, исследования и представления такого единства в виде универсальной целостной концепции всеобщей организации.

Теория организации последовательно и подробно рассматривает организационные системы, связи в них, зависимости, классификацию, структуру объекта, процедуры их формирования, функционирования и развития.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— рассмотреть теоретические аспекты организационных систем;

— подробно изучить классификацию организационных систем;

— раскрыть основные свойства организационных систем;

— показать на примере ОАО «ТатСтрой» проявление свойств; организационных систем.

1. Сущность и понятие организационной системы

1.1 Понятие организационных систем

Применение термина «организация» в современной науке и практике настолько же обыденно, насколько и многообразно. Он используется в оборотах, отражающих и раскрывающих самые разнообразные области жизни. Собственно все, что окружает людей, или то, что можно себе представить, так или иначе, рассматривается с позиций организации. Между тем в понимании термина «организация» можно выделить ряд самостоятельных и наиболее часто встречающихся определений, отражающих достаточно широкий спектр общепринятых представлений и применений.

В каждодневном бытовом употреблении под организацией, прежде и чаще всего, понимается официальное учреждение или общественная структура (предприятие, компания, институт, орган власти, представительство и т.д.), то есть реально существующая, целенаправленно функционирующая социальная система.

При исследовании, анализе и описании цели, формы, внутреннего устройства, структуры, процедуры и механизма формирования, функционирования и взаимодействия такой организации с другими субъектами употребляется словосочетание «организационные системы», при этом имеется в виду уже нечто иное, чем собственно данное учреждение [1, стр.112].

Основными признаками организационной системы являются:

— множество составляющих элементов;

— единство главной цели для всех ее элементов;

— наличие устойчивых взаимосвязей между элементами;

— целостность и единство элементов;

— наличие структуры и иерархичности;

— относительная самостоятельность, автономность элементов;

— требования системы к необходимости управления.

Организационная система представляет собой комплекс элементов. К основным составляющим организационной системы относятся:

· связи. Связи характеризуются направлением, силой и характером и обеспечивают возникновение и сохранение структуры и целостных свойств системы и характеризуют ее строение и функционирование. Предполагается, что связи существуют между всеми элементами системы;

При наличии необходимой информации и ресурсов для решения проблем разрабатывают комплекс мероприятий, реализация которых должна привести к желаемому результату. В условиях ограниченности информации и ресурсов на решение проблемы ее разбивают на части (если это возможно) и решают по частям или поэтапно, постепенно приближаясь к цели.

Организационные системы включают трудовые ресурсы, средства производства и другие ресурсы (материальные, финансовые, информационные), участвующие в производственной и управленческой деятельности.

В связи с этим организационную систему можно рассматривать как целостную совокупность производственных и управленческих подразделений, объединяемую единством целей, взаимосвязью осуществляемых работ, совместным использованием ресурсов и наличием единого административного органа управления.

Хотя организационные системы и обладают определенной целостностью, они не обязательно являются организациями, они могут быть частью организации и, наоборот, включать несколько организаций.

Организационные системы являются наиболее сложными для исследования системами, этим объясняются основные ограничения оценки их эффективности, а именно:

— возможность самостоятельного формирования целей и способность к самоорганизации;

— необходимость учета в процессе управления многочисленных факторов;

— высокая неопределенность исходных данных, влияющих на процессы управления;

— субъективность при принятии решений;

— большое число и разнообразие связей и отношений в системе, отсутствие четких границ между управляемой системой и объектами управления.

Тем самым можно сделать вывод о том, что эффективность организационной системы тесно связана с ее адаптивностью. Согласно исследованиям, организационные системы, максимально адаптированные в новых условиях, являются также наиболее эффективно функционирующими [4, стр.15].

1.2 Классификация организационных систем

Любое наблюдение, а тем более исследование рано или поздно накапливает такое количество представлений об объекте, предмете, свойствах и т.д. изучаемого, что оно требует упорядочивания. Это необходимо для того, чтобы учесть, систематизировать, сохранить и обеспечить возможность эффективного использования таких представлений в научных и практических целях. Подход, состав, содержание и методика осуществления всех этих и им подобных действий получили название классификации.

Классификация организационных систем многочисленна и может быть проведена по различным признакам. Имеется много попыток классифицировать системы. Их почти столько же, сколько определений понятия «система». Задача классификации, ее эвристическое значение заключается в том, чтобы дать исследователю инструмент выделения изучаемой системы и соотнесения ее с другими объектами. Именно поэтому большинство видов классификации систем связано с выделением специфических признаков конкретных систем с одновременным отграничением их от систем концептуальных, которые по отношению к ним признаются заведомо вторичными (их моделями).

По степени восприятия влияния на организацию внешних сил выделяют организационные системы:

· открытые. Организационную систему можно считать открытой, если она обменивается с внешней средой энергией и информацией;

· закрытые. Понимание организационной системы как закрытой системы основано на независимости ее внутреннего состояния от внешней среды.

Следует отметить, что абсолютно открытых и абсолютно закрытых организационных систем в природе не существует.

Все системы можно разбить на две большие группы:

· символические (абстрактные) системы включают в качестве элементов понятия, связанные между собой определенными отношениями с заданными свойствами. Например, система математических уравнений, система языков, алгоритмы, система химических элементов, правовая система кодексов и т.д.;

· реальные (материальные) системы включают материальные (физические) объекты. Например, железная дорога, завод.

По способу образования:

По предсказуемости поведения:

· детерминированные (предсказуемые) системы функционируют по заранее заданным правилам, с заранее определенным результатом;

· стохастические (вероятностные) системы характеризуются трудно предсказуемыми входными воздействиями внешней или внутренней среды и выходными результатами.

По степени сложности:

· простые организационные системы характеризуются малым числом внутренних связей и легкостью математического описания. При выходе из строя элементов она или полностью теряет работоспособность, или продолжает выполнять заданные функции в полном объеме;

· сложные организационные системы имеют разветвленную структуру, большое разнообразие связей и множество состояний работоспособности. Например, все технически действующие системы (телевизоры, автомобили, самолеты);

По уровню управления организационные системы подразделяются на:

· территориальные. Примерами территориальных систем являются хозяйства крупных или мелких регионов страны (республик, областей, районов, городов), а также все народное хозяйство страны;

· отраслевые. Примерами отраслевых организационных систем являются отрасли, объединения, предприятия;

· функциональные. Примерами функциональных организационных систем являются АПК и другие народнохозяйственные комплексы;

· целевые. Примерами целевых организационных систем являются системы управления программ жилищного строительства, охраны здоровья и т.д.

По характеру решаемых ими проблем организационные системы делятся на:

· политические (государство, политические партии, общественные организации, профсоюзы);

· экономические (народное хозяйство, отрасли, объединения, промышленные предприятия, кооперативы);

· социальные (школы, ВУЗы, больницы, магазины, театры);

По характеру отношений работников друг с другом организации делятся на:

Несмотря на разнообразие видов организационных систем, они обладают общими свойствами, которые будут рассмотрены в следующей главе.

2. Свойства организационных систем

организационный система цель ресурс

Сущность организационной системы определяется не столько формой ее представления, сколько внутренним содержанием, отражающим возможности использования и развития ее потенциала. Основополагающим проявлением сущности организационной системы являются ее свойства.

Основными свойствами любой системы принято считать [2, стр.40]:

· потребность в управлении (существует набор потребностей у человека, у животного, у общества, у стада животных, у большого социума);

· наличие сложной зависимости от свойств, входящих в нее элементов и подсистем (система может обладать свойствами, не присущими ее элементам, и может не иметь свойств этих элементов);

· каждая система имеет входное воздействие, технологию ее обработки, конечные результаты и обратную связь.

Существуют следующие важнейшие свойства организационных систем, позволяющие выделить их в самостоятельный класс систем:

· Зависимость от внешней среды. Организации зависимы от внешней среды, как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей их продукции или услуг. Внешняя среда включает: экономические условия, потребителей, профсоюзы, законодательство, конкурентов и другие;

· Единый центр управления. Для предприятий и организаций, например, управляющими органами являются их аппараты управления. Централизация управления не исключает а, наоборот, предполагает относительную самостоятельность подразделений (подсистем), входящих в состав организационной системы. Например, холдинг включает в себя различные предприятия, банки. Все дочерние предприятия обладают правами юридического лица и имеют практически полную самостоятельность;

· Наличие объекта управления, т.е. совокупности исполнителей, осуществляющих производственный процесс вместе с их орудиями труда. При этом исполнителями (участниками) организационной системы могут быть как физические, так и юридические лица;

· Интеграция цели. Организационные системы состоят из элементов, осуществляющих деятельность, необходимую для достижения поставленной цели. Удаление хотя бы одного из этих элементов неизбежно приводит к нарушению работы или снижению эффективности организационной системы. Например, если один из цехов, входящих в состав промышленного предприятия и образующих технологическую цепочку, перестанет выпускать продукцию, это приведет к сбою в работе всего промышленного предприятия. Интеграция цели достигается двумя путями:

— жестким административным управлением из одного центра;

— сочетанием самостоятельности подразделений с регулированием их деятельности из единого центра;

· «Вложимость». Организационная система может включать множество других организационных систем, являясь при этом частью организационной системы более высокого уровня. Например, отрасль включает множество объединений и предприятий, являясь при этом частью народного хозяйства. Некоторые организационные системы могут одновременно входить в состав нескольких организационных систем. Например, учреждения торговли, общественного питания, здравоохранения входят в состав соответствующих отраслей и одновременно в состав территориальных систем;

· Инерционность. Организационные системы обладают большой инерционностью: организационные системы появляются не сразу в момент возникновения проблем, а со значительной задержкой о времени и продолжают существовать уже после того, как породившие их проблемы исчезли. Это объясняется необходимостью некоторого времени для выявления и изучения проблемы (или потребности), а также выбора средств ее решения. Инерционность в значительной степени зависит от размеров предприятия. Например, кооперативы более мобильны, быстро возникают, переориентируются на выпуск новой продукции, ликвидируются.

К свойствам организационных систем относятся и такие понятия как:

Из всего вышесказанного можно следует вывод, что количество свойств организационных систем многочисленно. Для того чтобы окончательно их понять, необходимо рассмотреть эти свойства на конкретном практическом примере, представленном в третьей главе.

3. Анализ организационной системы на примере ОАО «ТатСтрой»

ТатСтрой возводит промышленные, жилые и соцкультбытовые объекты в Казани, Зеленодольске и ряде сельских районов Республики Татарстан. ОАО «ТатСтрой» осваивает производство новых высококачественных материалов, конструкций и изделий, в том числе стеновых, дорожных, эффективных несущих железобетонных конструкций, каркасов зданий, а также новые технологические процессы внутренней отделки строящихся объектов.

Рассмотрим ОАО «ТатСтрой» с точки зрения некоторых основных свойств организационных систем.

1. Проблемная ориентация. Деятельность любой организации, ОАО «ТатСтрой» не является исключением, направлена на достижение своей цели. Целью ОАО «ТатСтрой» является получение прибыли за счет удовлетворения определенной общественной потребности. Например, удовлетворение потребности людей в жилье за счет строительства разных видов домов (коттеджи, мало(много)этажные кирпичные дома, монолитные здания и т.д.);

3. Зависимость от внешней среды. Каждая организация функционирует в условиях постоянно изменяющейся внешней среды и для эффективной работы она должна подстраиваться под эти изменения. Внешняя среда включает: экономические условия, потребителей, законодательство, конкурентов и т.д. Например, в условиях прошедшего мирового финансового кризиса, ОАО «ТатСтрой» не хотело сокращать штат своих сотрудников, тем самым ухудшая их материальное положение и ставя их в бедственное положение. Но одновременно с этим ОАО «ТатСтрой» не имел возможности в полной мере единовременно выплачивать заработную плату всем своим работникам. Тем самым, руководством организации было принято решение о выдаче заработной платы по частям (раз в две недели, а не всю сумму сразу в конце месяца), не превращая сумму задолженности перед персоналом в катастрофические цифры;

Высшим органом управления Общества является общее Собрание акционеров. Совет директоров состоит из 9 членов, является высшим органом управления Обществом в промежутках между общими собраниями акционеров и действует на основании Положения о Совете директоров. Коллегиальным исполнительным органом управления Общества является Правление. Работой Правления руководит Генеральный директор, который избирается Общим собранием акционеров, сроком на пять лет. Сырье, материалы, информация, персонал и т.д. являются объектами управления предприятия;

6. Иерархическая структура. ОАО «ТатСтрой» обладает своей, только ей присущей организационной системой управления. Иерархичность структуры объясняется наличием связей субординации между подразделениями;

7. «Вложимость». Организационная система может включать множество других организационных систем, являясь при этом частью организационной системы более высокого уровня;

Каждый человек в течение своей жизни, так или иначе, связан с организационными системами. Нет организаций без людей, равно как и нет людей, которым не приходилось бы иметь дело с организациями.

На протяжении тысячелетий люди создавали организационные системы, пользуясь интуицией, здравым смыслом и опытом прошлого.

С возникновением письменности практический опыт построения систем стал переноситься на бумагу в виде проектов и передаваться будущему поколению, таким образом, для построения новых операционных систем конструктор получил возможность пользоваться готовыми проектами аналогичных систем, хорошо зарекомендовавших себя в прошлом. Такая практика широко используется и в настоящее время.

Сущность организационной системы не может быть сведена лишь к формальным структурам или потокам информации, к механическим взаимодействиям или исполнению команд. Упрощенный подход к функционированию организационных систем, однобокость в интерпретации их базисных элементов и свойств не позволяют в полной мере использовать их потенциал. Наряду с традиционными экономическими критериями оценки деятельности организационных систем, основанными на измерении эффективности использования ресурсов, на первый план выходят «неосязаемые» измерители: интеллектуальный капитал, удовлетворенность потребителя, социальная прибыль, организационная культура. Во многих случаях такие критерии лучше свидетельствуют о будущих результатах, чем финансовые показатели.

Организационный фактор всегда имел решающее значение в жизни общества во все времена и в культуре всех народов.

Список использованной литературы

1. Г.Р. Латфуллин, А.В. Райченко, Теория организации: Учебник для вузов. 2007.

2. Л.И. Лукичева Управление организацией: учебное пособие по специальности «Менеджмент организации». 2008.

3. З.П. Румянцева Общее управление организацией. Теория и практика. 2003.

4. Э.А.Гурьянова, С.А. Мещерякова Основы теории организации и организационное проектирование. 2011.

Структура бизнеса ОАО «ТатСтрой»

Подобные документы

Определение миссии корпорации, цели организации, свойства и требования к целям, анализ целей и организационных систем, методы формирования целей. Метод «дерево целей». Конструктор процедур оценки. Проекция дерева целей в дерево показателей.

курсовая работа [55,0 K], добавлен 06.11.2003

Понятие эффективности деятельности организации и организационных систем. Основной недостаток данной концепции и идентификация организационной системы. Формирование критериев и измерителей эффективности, фондоемкость продукции. Виды ресурсов предприятия.

курсовая работа [735,5 K], добавлен 16.12.2011

Функциональная теории организации. Структурный аспект организации систем. Виды организационных структур. Структура как внутренняя организация системы. Классификация межкомпонентных связей. Типология соединений. Классификация организационных структур.

курсовая работа [72,5 K], добавлен 19.12.2007

Определение миссии корпорации. Свойства и требования к целям. Анализ целей и организационных систем. Методы формирования целей. Метод «дерево целей». Конструктор процедур оценки. Проекция дерева целей в дерево показателей.

курсовая работа [59,9 K], добавлен 12.11.2002

Понятие организационной структуры управления. Влияние внешней среды на проектирование организации. Организационно-экономическая характеристика и структура инновационного предприятия. Оценка необходимости корректировки организационных структур.

курсовая работа [606,5 K], добавлен 26.05.2009

Понятие проектирования организационных систем. Основные элементы структуры управления, формулирование целей организации. Методы проектирования организационных структур управления: аналогий, экспертный, структуризации целей, организационного моделирования.

контрольная работа [41,7 K], добавлен 06.01.2011

Понятие и сущность конфликта в организации. Типология организационных конфликтов в современных условиях. Понятие и классификация причин возникновения организационных конфликтов. Расхождение, различие или пересечение интересов членов организации.

реферат [25,8 K], добавлен 17.05.2011

Характеристика внешней и внутренней среды предприятия. Анализ организационного профиля компании, организационной структуры и культуры. Причины организационных изменений. Реакция организации на развитие окружающей среды. Реализация корпоративной стратегии.

курсовая работа [202,9 K], добавлен 11.02.2013

Понятие организационной структуры организации. Классификация и характеристика бюрократических и органических (адаптивных) организационных структур управления. Анализ механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием.

курсовая работа [44,5 K], добавлен 24.12.2010

Понятие внешней и внутренней среды организации, направления их регулирования, структура и взаимосвязь составных элементов. Функции менеджмента по Анри Файолю. Виды организационных структур и их характеристика, отличительные свойства, плюсы и минусы.

контрольная работа [19,5 K], добавлен 21.12.2013

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *