Что такое организационная структура управления в менеджменте

Виды организационной структуры предприятия

Эффективность работы предприятия напрямую зависит от правильно выбранной и построенной организационной структуры. Нужно определить уровни управления, функциональную разбивку, процедуры взаимодействия между вертикальными и горизонтальными блоками. Хорошо выстроенная оргструктура позволяет эффективно выполнять бизнес-процессы, достигать поставленных целей, получать прибыль и развиваться.

Что такое организационная структура предприятия

Организационная структура компании – это состав, взаимодействие, соподчиненность и распределение функций по подразделения и работникам. Каждое предприятие формирует оргструктуру под свои конкретные задачи, учитывая перечень и стандарты основных бизнес-процессов. При создании организационной структуры учитывается классическая модель горизонтального разделения труда, с разбивкой всей работы на отдельные компоненты и увязкой их между собой. Построение эффективной оргструктуры необходимо для всех видов компаний, в том числе для малого бизнеса.

Особенности построения эффективной организационной структуры компании

Основными принципами группировки людей и процессов являются функциональность. Можно сгруппировать блоки структуры по функциям, знаниям и навыкам, профессиональным компетенциям. Или же разбить их с ориентировкой на рынок (отрасль, целевая аудитория, регион, продукты).

При определении структуры и взаимодействий между элементами учитываются стандарты процессов, нюансы взаимоотношений в реализации властных полномочий. Выстраиваются оптимальные потоки распоряжений, обратной информации и все действия увязываются с общими стратегическими задачами предприятия.

Для эффективной координации работы между подразделениями определяются стандарты рабочих процессов и результаты, процедуры согласования и контроля выполнения поставленных задач. Выполняется распределение обязанностей согласно квалификационным компетенциям сотрудников

Основные элементы, которые влияют на формирование организационной структуры компании:

Зачем нужна разработка организационной структуры

Построение организационной структуры с учетом всех особенностей сферы деятельности и конкретного предприятия помогает обеспечить результативность всех процессов. Эффективная модель управления и работы обеспечивает конкурентоспособность производимой продукции или оказываемых услуг, прибыльность бизнеса.

Что дает правильно выстроенная оргструктура:

Типы оргструктур управления компанией, их плюсы и минусы

Тип организационной структуры подбирается с учетом особенностей и масштаба деятельности.

Линейная

Считается самой простой традиционной моделью. Решения принимаются на верхних звеньях и спускаются вниз. Такая структура отличается простотой. Подходит для небольших компаний, фирм, оказывающих разные виды коммерческих услуг.

К минусам относится дефицит времени и перегруженность руководителей, которые в спешке могут принимать неверные управленческие решения или поддаваться давлению нижестоящих сотрудников. Разноплановые функции на одном человеке могут приводить к некачественному результату или невыполнению поставленной задачи.

Функциональная

Распределение основных направлений и вертикалей по выполняемым функциям. Чаще всего, структура выстраивается с разбивкой по таким блокам: производство, продажа, маркетинг, бухгалтерский и налоговый учет, финансовый менеджмент и пр.

К недостаткам относится сложность контроля в крупных организациях при объемных структурах, отсутствие эффективных горизонтальных коммуникаций между подразделениями, отсутствие командной работы между сотрудниками из разных направлений. По мере роста и развития предприятия коммуникации и взаимодействие между подразделениями могут ухудшаться.

Линейно-функциональная

Модель, при которой процессами управляют линейные и функциональные руководители. В линейном управлении находятся подразделения, каждое из которых выполняет определенную функцию. Линейный руководитель контролирует выполнение по всем направлениям и функциональным блокам. На функциональных руководителей возлагается управление одним или несколькими блоками.

К минусам модели относится увеличение административных расходов из-за расширения руководящего аппарата. Функциональные подразделения могут быть заинтересованы в результативности своих направлений больше, чем в достижении общих целей компании. Возможна излишняя конкуренция и конфликты.

Дивизиональная

Организационная структура выстраивается по принципу группировки подразделений по основным продуктам или рынкам. Модель подходит для промышленных предприятий, которые производят разные товарные категории. Для таких предприятий необходимо организовывать отдельные процессы по снабжению, выпуску, продвижению и продажам.

Рыночная оргструктура

Организационная структура разбивается на подразделения по географическому признаку.

Преимущества рыночной модели:

Матричная

Это сложная комбинированная модель, в которой сотрудники подчиняются нескольким руководителям одного уровня. Управление проектом и ресурсами доверяется руководителю функционального подразделения.

К минусам относятся снижение производительности из-за недостатка контроля, неполнота власти менеджеров проекта, возможное дублирование функций.

Как выбрать оптимальную оргструктуру фирмы

При определении модели организационной структуры нужно учитывать следующее: чем больше ступеней управления, тем сложнее и дольше принимаются решения. Нужно четко разграничить права и ответственности между подразделениями и сотрудниками. А также оптимизировать структуру и взаимодействие между всеми ее элементами.

Что нужно учесть при выборе типа оргструктуры компании:

При создании новой компании или реструктуризации действующего предприятия нужно правильно подобрать организационную структуру. Необходимо учесть виды деятельности, масштаб и охват рынков, специфику работы. От этого зависит продуктивность труда, прибыльность бизнеса и возможность занять высокие конкурентные позиции в отрасли.

Источник

Организационная структура предприятия: виды и схемы

Что такое организационная структура управления в менеджменте. Смотреть фото Что такое организационная структура управления в менеджменте. Смотреть картинку Что такое организационная структура управления в менеджменте. Картинка про Что такое организационная структура управления в менеджменте. Фото Что такое организационная структура управления в менеджменте

Организационная структура формируется в зависимости от целей деятельности предприятия и необходимых для этого подразделений. Именно подразделения осуществляют функции, которые составляют бизнес-процессы предприятия.

Что такое организационная структура предприятия?

Говоря об организационной структуре, мы имеем в виду концептуальную схему, вокруг которой организуется группа людей, основу, на которой держатся все функции. Организационная структура предприятия — это, по сути, руководство для пользования, которое объясняет, как организация выстроена и как она работает. Если говорить конкретнее, то организационная структура описывает, как в компании принимаются решения и кто является ее лидером.

Почему необходимо разрабатывать организационную структуру предприятия?

Элементы организационной структуры

Организационная структура любой организации будет зависеть от того, кто является ее участниками, какие задачи она решает и как далеко организация зашла в своем развитии.

Независимо от того, какую организационную структуру вы выбираете, три элемента всегда будут присутствовать в ней.

Конкретный человек или группа людей, которые принимают решения в организации.

Многие из этих правил могут быть заявлены явно, в то время как другие могут быть скрытыми, но при этом не менее обязательными для исполнения.

Распределение труда может быть формальным или неформальным, временным или постоянным, но в каждой организации непременно будет определенный тип распределения труда.

Традиционные организационные структуры

Эти структуры основаны на функциональном подразделении и отделах. Они характеризуются тем, что на верхнем уровне сосредоточены полномочия стратегических и оперативных задач.

Существует несколько типов традиционных структур.

Самая простая структура из всех существующих. Характеризуется наличием определенной цепи инстанций. Решения спускаются сверху вниз. Этот вид структуры подходит для маленьких организаций вроде небольших бухгалтерских фирм и адвокатских контор. Линейная структура позволяет легко принимать решения.

Что такое организационная структура управления в менеджменте. Смотреть фото Что такое организационная структура управления в менеджменте. Смотреть картинку Что такое организационная структура управления в менеджменте. Картинка про Что такое организационная структура управления в менеджменте. Фото Что такое организационная структура управления в менеджменте

Линейно-штабная организация

Такая структура характеризуется наличием линейных руководителей и подразделений, которые по факту не имеют права принятия решений. Главная их задача — оказывать помощь линейному менеджеру в выполнении отдельных функций управления. Процесс принятия решений в такой структуре медленнее.

Что такое организационная структура управления в менеджменте. Смотреть фото Что такое организационная структура управления в менеджменте. Смотреть картинку Что такое организационная структура управления в менеджменте. Картинка про Что такое организационная структура управления в менеджменте. Фото Что такое организационная структура управления в менеджменте

Функциональная структура

Этот вид организационной структуры классифицирует людей согласно функции, которую они выполняют в профессиональной жизни.

Что такое организационная структура управления в менеджменте. Смотреть фото Что такое организационная структура управления в менеджменте. Смотреть картинку Что такое организационная структура управления в менеджменте. Картинка про Что такое организационная структура управления в менеджменте. Фото Что такое организационная структура управления в менеджменте

Дивизиональная структура

Сюда относятся виды структур, которые основаны на различных подразделениях в организации. Они группируют сотрудников на основе продуктов, рынков и географического положения.

Такая структура основана на организации сотрудников и работы вокруг различных продуктов. Если компания производит три различных продукта, то у нее будут три различных подразделения для этих продуктов. Этот тип структуры лучше всего подходит для розничных магазинов с множеством продуктов.

Что такое организационная структура управления в менеджменте. Смотреть фото Что такое организационная структура управления в менеджменте. Смотреть картинку Что такое организационная структура управления в менеджменте. Картинка про Что такое организационная структура управления в менеджменте. Фото Что такое организационная структура управления в менеджменте

Рыночная структура

Сотрудники группируются исходя из того, на каком рынке работает компания. У компании может быть пять различных рынков, согласно этой структуре каждый из них будет отдельным подразделением.

У крупных организаций есть офисы в различных местах. Организационная структура в этом случае следует за зональной структурой.

Матричная структура

Это комбинация продуктовой и функциональной структур. Она объединяет преимущества обеих структур для большей эффективности. Эта структура самая сложная из существующих. Отличительная особенность матричной структуры — подчинение сотрудников двум или более руководителям одного уровня.

Что такое организационная структура управления в менеджменте. Смотреть фото Что такое организационная структура управления в менеджменте. Смотреть картинку Что такое организационная структура управления в менеджменте. Картинка про Что такое организационная структура управления в менеджменте. Фото Что такое организационная структура управления в менеджменте

Существует функциональная матрица. В этом типе матричной структуры менеджеры по проекту следят за функциональными аспектами проекта. Однако они обладают очень ограниченной властью, фактически управляет ресурсами и проектом руководитель функционального подразделения.

Есть еще проектная матрица, когда прежде всего ответственен за работу менеджер по проекту, в то время как руководитель функционального подразделения может давать методические консультации и распределять ресурсы.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Организационные структуры в менеджменте

Что такое организационная структура управления в менеджменте. Смотреть фото Что такое организационная структура управления в менеджменте. Смотреть картинку Что такое организационная структура управления в менеджменте. Картинка про Что такое организационная структура управления в менеджменте. Фото Что такое организационная структура управления в менеджменте Что такое организационная структура управления в менеджменте. Смотреть фото Что такое организационная структура управления в менеджменте. Смотреть картинку Что такое организационная структура управления в менеджменте. Картинка про Что такое организационная структура управления в менеджменте. Фото Что такое организационная структура управления в менеджменте Что такое организационная структура управления в менеджменте. Смотреть фото Что такое организационная структура управления в менеджменте. Смотреть картинку Что такое организационная структура управления в менеджменте. Картинка про Что такое организационная структура управления в менеджменте. Фото Что такое организационная структура управления в менеджменте Что такое организационная структура управления в менеджменте. Смотреть фото Что такое организационная структура управления в менеджменте. Смотреть картинку Что такое организационная структура управления в менеджменте. Картинка про Что такое организационная структура управления в менеджменте. Фото Что такое организационная структура управления в менеджменте

Что такое организационная структура управления в менеджменте. Смотреть фото Что такое организационная структура управления в менеджменте. Смотреть картинку Что такое организационная структура управления в менеджменте. Картинка про Что такое организационная структура управления в менеджменте. Фото Что такое организационная структура управления в менеджменте

Что такое организационная структура управления в менеджменте. Смотреть фото Что такое организационная структура управления в менеджменте. Смотреть картинку Что такое организационная структура управления в менеджменте. Картинка про Что такое организационная структура управления в менеджменте. Фото Что такое организационная структура управления в менеджменте

Понятие и значение структуры в управлении мы выяснили в 1.1. данного раздела и в связи с ее определением можно отметить, что она характеризуется распределением целей, функций и задач управления, как по вертикали так и по горизонтали. Т.е. организационная структура фиксирует разделение труда как в аппарате управления, так и в производстве. Поэтому и выделяется производственная структура – безцеховая, цеховая, корпусная, филиальная и организационная структура управления со своими типами.

Таким образом, под организационной структурой мы будем понимать совокупность звеньев и ступеней управления в их соподчиненности и взаимосвязи.

Здесь под ЗВЕНОМ мы будем понимать структурное подразделение либо отдельного специалиста, выполняющих какую-либо функцию управления или часть этой функции.

В качестве звена может выступать бухгалтерия, отдел маркетинга или начальник цеха, сменный мастер.

Под ступенью управления понимается совокупность звеньев управления одного уровня.

Если взаимосвязь звеньев носит горизонтальный характер, то взаимосвязь уровней, ступеней управления носит вертикальный характер.

Деятельность всех звеньев организационной структуры направлена на реализацию целей, стоящих перед фирмой. Поэтому вся работа этой системы должна развиваться в тесной взаимосвязи входящих в нее подразделений, создавая наиболее благоприятные условия для функционирования каждого подразделения, всей их совокупности и в конечном счете – для повышения эффективности работы фирмы в целом.

Организационная структура управления представляет собой интегрирующий элемент системы управления, на формирование которого оказывают влияние цели, особенности управляемого объекта, его место в более крупных системах, применяемые методы, процессы и техника управления, содержание и организация информационного обеспечения, профессиональный и квалификационный состав кадров руководителей и специалистов.

Очень важным моментом при формировании структуры управления организации является выявление степени ее рациональности, так как от этого зависит результативность работы всей организации. Для этого нужно сформировать такую организационную структуру управления, которая бы в наибольшей мере соответствовала объективным условиям развития фирмы. Это творческая задача, которая отнюдь не сводится к использованию типовых структур управления, оправдавших себя в некоторых достаточно ограниченных условиях деятельности.

Административная мудрость, – отмечали английские исследователи, – начинается там, где появляется осознание того, что не существует одного оптимального типа систем управления. Это не означает отрицания возможности и необходимости классификации структур управления как предмета исследования и проектирования, но требует системного подхода к их описанию.

В зависимости от характера связей между различными подразделениями различают следующие виды организационных структур управления производством: линейная, функциональная, линейно-функциональная, матричная, программно-целевая, дивизиональная.

Линейная структура управления характеризуется тем, что во главе каждого производственного подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивший в своих руках все функции управления. Принцип единоначалия предполагает, что подчиненные выполняют распоряжения одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного руководителя.

Преимущество линейной структуры управления составляют: единство и четкость распорядительства, согласованность действий исполнителей, повышение ответственности руководителя за результаты деятельности возглавляемого им подразделения, оперативность в принятии решений, личная ответственность руководителя за результаты деятельности своего подразделения.

Что такое организационная структура управления в менеджменте. Смотреть фото Что такое организационная структура управления в менеджменте. Смотреть картинку Что такое организационная структура управления в менеджменте. Картинка про Что такое организационная структура управления в менеджменте. Фото Что такое организационная структура управления в менеджменте

Недостатки: высокие требования к руководителю, который должен иметь обширные знания, опыт по всем функциям управления и сферам деятельности.

Линейная структура управления используется мелкими и средними фирмами при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями.

Что такое организационная структура управления в менеджменте. Смотреть фото Что такое организационная структура управления в менеджменте. Смотреть картинку Что такое организационная структура управления в менеджменте. Картинка про Что такое организационная структура управления в менеджменте. Фото Что такое организационная структура управления в менеджменте

Что такое организационная структура управления в менеджменте. Смотреть фото Что такое организационная структура управления в менеджменте. Смотреть картинку Что такое организационная структура управления в менеджменте. Картинка про Что такое организационная структура управления в менеджменте. Фото Что такое организационная структура управления в менеджменте

Функциональная структура управления предполагает, что каждый орган управления (либо исполнитель) специализирован на выполнении отдельных видов управленческой деятельности (функций). Выполнение указаний функционального органа в пределах его компетенции обязательно для производственных подразделений.

В США функциональную структуру используют 25 % крупных фирм. Преимущества функциональной структуры управления: высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций, расширение возможностей линейных руководителей по оперативному управлению производством в результате их высвобождения от подготовки сведений по вопросам функциональной деятельности.

К числу недостатков функциональной структуры управления можно отнести: трудности поддержания постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами, длительная процедура принятия решений, иерархия в структуре взаимоотношений, снижение ответственности исполнителей за работу, нарушение принципов единоначалия и единства распорядительства, каждый функциональный руководитель и специализированные подразделения ставят «свои» вопросы на первое место.

Матричная структура управления – современный тип организационной структуры управления, который создается путем совмещения структур двух видов: линейной и программно-целевой. В соответствии с линейной структурой строится управление по отдельным сферам деятельности организации, а в соответствии с программно-целевой структурой организуется управление программами. При матричной структуре управления руководитель программы работает с непосредственно подчиненными ему специалистами, которые подчинены линейным руководителям. Он в основном определяет что и когда должно быть сделано по конкретной программе.

Что такое организационная структура управления в менеджменте. Смотреть фото Что такое организационная структура управления в менеджменте. Смотреть картинку Что такое организационная структура управления в менеджменте. Картинка про Что такое организационная структура управления в менеджменте. Фото Что такое организационная структура управления в менеджменте

Преимущества матричной структуры управления: активизация деятельности руководителей и работников управленческого аппарата за счет формирования программных подразделений, активно взаимодействующих с функциональными подразделениями, усиление взаимосвязи между ними; разделение функций управления.

Дивизиональная организационная структура – деление организации на элементы и блоки происходит по видам товаров или услуг, группам покупателей или географическим регионам. При продуктовой дивизиональной структуре полномочия по руководству производством и сбытом какого-либо продукта или услуги передаются одному руководителю, который является ответственным за данный тип продукции. Руководители вторичных функциональных служб (производственной, технической и сбыта) должны отчитываться перед управляющим по этому продукту.

Организационная структура, ориентированная на потребителя-все подразделения группируются вокруг определенных групп потребителей.

Если деятельность организации охватывает большие географические зоны, особенно в международном масштабе, то может оказаться целесообразной региональная организационная структура (структура организации по территориальному признаку). Региональная структура облегчает решение проблем, связанных с местным законодательством, обычаями и нуждами потребителей.

Дивизиональные организационные структуры обуславливают децентрализацию принятия решений. Здесь большие полномочия и ответственность делегируются на уровень управляющих дивизионами.

Что такое организационная структура управления в менеджменте. Смотреть фото Что такое организационная структура управления в менеджменте. Смотреть картинку Что такое организационная структура управления в менеджменте. Картинка про Что такое организационная структура управления в менеджменте. Фото Что такое организационная структура управления в менеджменте

При выборе того или иного типа оргструктур необходимо учитывать ряд требований и факторов. К ним относятся:

1. Оптимальность. Структура управления признается оптимальной, если между звеньями и ступенями управления на всех уровнях устанавливаются рациональные связи при наименьшем числе ступеней управления.

2. Оперативность. Данное требование состоит в том, чтобы за время принятия решения до его исполнения в управляемой системе не успели произойти какие-либо изменения препятствующие реализации принятия решения.

3. Экономичность. Затраты на управленческий аппарат должны быть такими, чтобы обеспечить необходимый эффект наиболее экономичным способом.

4. Динамичность. Организационная структура должна достаточно быстро приспосабливаться, адаптироваться к изменениям во внешней среде, и к изменяющимся целям организации.

5. Относительная устойчивость. Согласно этому требованию горизонтальные и вертикальные связи подчиненности, субординации, объективности и координации, устанавливаемые в данной оргструктуре должны быть достаточно устойчивыми.

В качестве факторов, которые должны быть учтены при проектировании оргструктур можно привести следующие факторы: стратегические установки, цели организации, состав функций и задач, квалификация управленческого персонала, производственная структура, технические средства управления, объемы производства, форма собственности.

Источник

Discovered

О финансах и не только…

Что такое организационная структура управления в менеджменте. Смотреть фото Что такое организационная структура управления в менеджменте. Смотреть картинку Что такое организационная структура управления в менеджменте. Картинка про Что такое организационная структура управления в менеджменте. Фото Что такое организационная структура управления в менеджменте

Структура управления организацией

Основные элементы организационной структуры

Структура управления организацией представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого.

Элементами структуры управления организацией являются отдельные работники, службы и другие звенья аппарата управления, а отношения между ними поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Кроме того, связи могут носить линейный и функциональный характер.

Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми.

Вертикальные связи — это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, т.е. при наличии нескольких уровней управления.

Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации между так называемыми линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или её структурных подразделений.

Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления.

Степень (уровень) управления — это совокупность управленческих звеньев соответствующего иерархического уровня управления с определённой последовательностью их подчиненности снизу вверх — отношения подчинения (властные отношения внутри организации), верхний и нижний уровень. При трёх и более уровнях средний слой состоит из нескольких уровней.

Типы организационных структур

Существует два основных типа организационных структур:

Механический тип структуры управления

Механический тип структуры управления основан на чётком разделении труда и соответствии ответственности работников предоставленным полномочиям. Эти структуры называются иерархическими или бюрократическими.

Наиболее распространенные разновидности иерархической структуры — линейная и линейно-функциональная организация управления. Они наиболее эффективны там, где аппарат управления выполняет рутинные, часто повторяющиеся задачи и функции.

Звенья управления составляют организационно отдельные структурные подразделения (отделы, службы, группы). Каждое звено выполняет определённые задачи, согласно требованиям функционального разделения труда: менеджмент, маркетинг, организация, контроль и мотивация.

Механический тип структуры управления характеризуется:

Недостатки механической структуры:

Линейная структура

Линейная структура — это иерархическая система руководителей различных уровней, каждый из которых осуществляет единоличное управление всеми подчинёнными ему ниже стоящими руководителями, а любой ниже стоящий руководитель имеет только одного непосредственного начальника.

Что такое организационная структура управления в менеджменте. Смотреть фото Что такое организационная структура управления в менеджменте. Смотреть картинку Что такое организационная структура управления в менеджменте. Картинка про Что такое организационная структура управления в менеджменте. Фото Что такое организационная структура управления в менеджментеЛинейная структура управления

Преимущества линейной структуры:

Недостатки линейной структуры:

В основном линейной структуре присущи недостатки из-за единоличного принятия решений.

Линейно-штабная структура

Линейно-штабная структура включает в себя специализированные подразделения (штабы), не обладающие правами принятия решений и руководства какими-либо нижестоящими подразделениями, а лишь помогают руководителю в выполнении отдельных функций, прежде всего функций стратегического планирования и анализа.

Что такое организационная структура управления в менеджменте. Смотреть фото Что такое организационная структура управления в менеджменте. Смотреть картинку Что такое организационная структура управления в менеджменте. Картинка про Что такое организационная структура управления в менеджменте. Фото Что такое организационная структура управления в менеджментеЛинейно-штабная структура управления

Преимущества линейно-штабной структуры:

Недостатки линейно-штабной структуры:

Линейно-функциональная структура

При линейно-функциональной структуре функциональные службы получают полномочия управления службами нижнего уровня, которые выполняют соответствующие специальные функции. Однако, делегируются не линейные, а функциональные полномочия. Пример линейно-функциональной структуры:

Что такое организационная структура управления в менеджменте. Смотреть фото Что такое организационная структура управления в менеджменте. Смотреть картинку Что такое организационная структура управления в менеджменте. Картинка про Что такое организационная структура управления в менеджменте. Фото Что такое организационная структура управления в менеджментеЛинейно-функциональная структура

В линейно-функциональной структуре управления линейные руководители обладают линейными полномочиями, а функциональные – функциональными по отношению к нижестоящим линейным руководителям и линейными – по отношению к своим подчиненным.

Что такое организационная структура управления в менеджменте. Смотреть фото Что такое организационная структура управления в менеджменте. Смотреть картинку Что такое организационная структура управления в менеджменте. Картинка про Что такое организационная структура управления в менеджменте. Фото Что такое организационная структура управления в менеджментеЛинейно-функциональная структура управления

Функциональная структура

При функциональной структуре возникает процесс деления организации на отдельные элементы, каждый из которых имеет чётко определенное, конкретное задание и обязанности. Организация делится на блоки, например: производство, маркетинг, финансы и т.п.

Что такое организационная структура управления в менеджменте. Смотреть фото Что такое организационная структура управления в менеджменте. Смотреть картинку Что такое организационная структура управления в менеджменте. Картинка про Что такое организационная структура управления в менеджменте. Фото Что такое организационная структура управления в менеджментеФункциональная структура управления

Дивизионная структура

Увеличение размеров предприятий, диверсификация их деятельности приводит к возникновению дивизионных структур управления, которые начали предоставлять определённую самостоятельность своим производственным подразделениям, оставляя руководству корпорации стратегию развития, научно-исследовательские разработки, финансовую и инвестиционную политику.

Что такое организационная структура управления в менеджменте. Смотреть фото Что такое организационная структура управления в менеджменте. Смотреть картинку Что такое организационная структура управления в менеджменте. Картинка про Что такое организационная структура управления в менеджменте. Фото Что такое организационная структура управления в менеджментеДивизионная структура управления

При дивизионной структуре возможна специализация:

Преимущества дивизионной структуры:

Недостатки дивизионной структуры:

В отделениях сохраняется линейная или линейно-функциональная структура со всеми достоинствами и недостатками.

Органический тип структуры управления

К органическому типу структуры управления относится такая структура управления, которая характеризуется личной ответственностью каждого работника за общий результат. Здесь не существует необходимости в детальном разделении труда по видам работ и формируются такие отношения между участниками процесса управления, которые диктуются не структурой, а характером решаемой проблемы. Основное свойство этих структур — это способность относительно легко менять свою форму, приспосабливаться к новым условиям, органически вписываться в систему управления. Эти структуры ориентируются на ускоренную реализацию сложных программ и проектов в границах крупных организаций, отраслей и регионов. Как правило, они формируются на временной основе, то есть на период реализации проекта, программы, решения проблемы или достижения поставленных целей.

Органический тип в отличие от иерархического представляет собой децентрализованную организацию управления, для которой характерно:

Наиболее распространенными структурами органического типа являются проектная, матричная, программно-целевая, бригадная форма организации труда.

Проектная структура

Проектная структура формируется при разработке проектов, то есть любых процессов целенаправленных изменений в системе (например, модернизация производства, освоение новых продуктов и технологий, строительство объектов и др.). Управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, планирование и организацию выполнения работ, координацию действий исполнителей. При проектной структуре управления деятельность организации рассматривается как совокупность исполняющихся проектов.

Что такое организационная структура управления в менеджменте. Смотреть фото Что такое организационная структура управления в менеджменте. Смотреть картинку Что такое организационная структура управления в менеджменте. Картинка про Что такое организационная структура управления в менеджменте. Фото Что такое организационная структура управления в менеджментеПроектная структура управления

Преимущества проектной структуры:

Недостатки проектной структуры:

Матричная структура

Матричная структура — структура, построенная на принципе двойного подчинения исполнителей:

Преимущества матричной структуры:

Недостатки матричной структуры:

Факторы формирования организационных структур

Наличие тесной связи структуры управления с ключевыми понятиями управления — целями, функциями, персоналом и полномочиями свидетельствует о её значительном влиянии на все стороны работы организации. Поэтому менеджеры всех уровней уделяют большое внимание принципам и методам формирования, выбору типов структур, изучению тенденций в их построении и оценке их соответствия целям и задачам организации.

Многогранность содержания структур управления определяет разнообразие принципов их формирования. Прежде всего структура должна отражать цели и задачи организации и адаптироваться к возникающим изменениям. Она должна отражать функциональное разделение труда и объём полномочий работников управления, которые определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями. При этом полномочия руководителя любого уровня ограничиваются не только внутренними факторами, а и факторами внешней среды, уровнем культуры и ценностными ориентирами общества.

Структура управления должна соответствовать социально-культурной среде и при её построении необходимо учитывать условия, в которых она будет функционировать.

Необходимо придерживаться реализации принципа соответствия между функциями и полномочиями с одной стороны и квалификацией и уровнем культуры — с другой.

Методы выбора типа организационной структуры

Основные факторы, влияющие на выбор и проектирование организационных структур:

Методы проектирования организационных структур:

Анализ и оценка структуры управления в организации могут быть осуществлены по уровню реализации заданий, надежности и организованности системы управления, скорости и оптимальности принимаемых управленческих решений.

Требования к организационной структуре:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *