Что такое организационно методическая деятельность

Организационно-методическое сопровождение: содержание. принципы и условия реализации. Сопоставление понятий: организационно-методическое сопровождение и методическая поддержка

В условиях постоянно изменяющихся требований к педагогической деятельности весьма актуальным становится вопрос методического сопровождения.

Термин «сопровождение» появился в педагогике относительно недавно, с конца 90-х гг. ХХ века. В педагогической науке к проблемам сопровождения педагога обращались многие учёные. В современной литературе не существует единого подхода к определению самого понятия, его педагогического и методического сопровождения.

Просмотр содержимого документа
«Организационно-методическое сопровождение: содержание. принципы и условия реализации. Сопоставление понятий: организационно-методическое сопровождение и методическая поддержка»

Организационно-методическое сопровождение: содержание, принципы и условия реализации. Сопоставление понятий: организационно-методическое сопровождение и методическая поддержка

В условиях постоянно изменяющихся требований к педагогической деятельности весьма актуальным становится вопрос методического сопровождения.

Термин «сопровождение» появился в педагогике относительно недавно, с конца 90-х гг. ХХ века. В педагогической науке к проблемам сопровождения педагога обращались многие учёные. В современной литературе не существует единого подхода к определению самого понятия, его педагогического и методического сопровождения.

В педагогике понятие «сопровождение» понимается как особый вид взаимодействия с целью создания благоприятных условий развития субъектов взаимодействия. А его сущностными признаками являются помощь в принятие решений, взаимодействие.

Понятие «методическое сопровождение» понимается как организация целостной, системно-организованной деятельности, которая направлена на создание условий развития профессионально-личностной компетенции педагога.

М.Р. Битянова считает, что сопровождение – это система профессиональной деятельности педагогического сообщества, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития в ситуациях взаимодействия.

Основные задачи методического сопровождения:

Оказание методической помощи педагогам по освоению и ввдению в педагогическую практику работы федеральных государственных образовательных стандартов;

Создание условий, обеспечивающих субъективную позицию каждого педагога в повышении квалификации;

Оказание методической помощи в освоении способов самообразования и саморазвития;

Организация выявления, изучения и распространение передового педагогического опыта в образовательной организации;

Создание системы мониторинга результативности образовательного процесса;

Создание условий для удовлетворения информационных, учебно-методических, творческих потребностей педагогов;

Создание и расширение издательской деятельности педагогических работников образовательной организации;

Оказание помощи педагогам во время прохождения аттестации;

Создание условий для изготовления и систематизации дидактического материала учебно-методических комплексов;

Разработка рекомендаций участникам педагогического процесса в вопросах реализации индивидуального подхода в процессе психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся;

Осуществление индивидуальной методической работы молодым специалистам;

Организация поддержки педагогам в инновационной деятельности.

В современной педагогической литературе существуют различные подходы, определяющие количество и содержание функций методического сопровождения.

Информационная функция методического сопровождения предполагает сбор и обработку информации по организации и проблемам методической деятельности, выявление и создание различных банков данных, отражающих актуальные направления деятельности образовательной организации.

К информации предъявляют следующие требования:

Новейшими средствами информационного обеспечения в настоящее время становятся медиатеки.

Аналитическая функция направлена на изучение фактического состояния методической деятельности и обоснованности применения способов, воздействия по достижению целей на объективную оценку полученных результатов и выработку регулирующих механизмов по переводу исследуемой системы в новое состояние.

Планово-прогностическая функция является основой деятельности методического сопровождения. Она направлена на выбор как идеальных, так и реальных целей и разработку программ их достижения. Качество методического сопровождения зависит от точности её планирования и прогнозирования. Планирование методического сопровождения позволяет целенаправленно решать задачи, добиваться запланированных целей в организации методической деятельности. В процессе подготовки плана методического сопровождения необходимо учитывать следующие принципы:

Принцип учета специфики образовательной организации;

Проектировочная функция направлена на разработку содержания и создание различных проектов деятельности образовательной организации, которое включает:

Стратегические документы (Устав, программа развития образовательной организации и т.д.);

Образовательные, досуговые, оздоровительные, реабилитационные и другие программы и технологии их реализаций;

Методические документы, обеспечивающие образовательный, досуговый, инновационный, исследовательский, экспериментальный, организационный виды деятельности;

Технологии осуществления процедур инновационной деятельности;

Наиболее продуктивные методы и приемы обучения

Организационно-координационная функция методической службы пред полает создание и организацию работы структур, которые обеспечивают деятельность методической службы.

Обучающая функция методического сопровождения предполагает повышения квалификации педагогов, и направлена на повышение профессионального уровня в осуществлении образовательного процесса, вооружение его актуальными педагогическими знаниями и технологиями; развитие общей эрудиции, а также необходимых для педагога свойств и качеств личности. Реализация обучающей функции осуществляется посредством различных организационных форм повышения квалификации педагогов.

Контрольно-диагностическая функция занимает особое место в деятельности методической службы и реализуется по отношению к педагогам. Организация контроля позволяет определить соответствие функционирования и развития методической деятельности учреждения. Педагогическая диагностика предполагает изучение и оценивание педагогических процессов, а так же их регулирование и коррекцию.

Организационно-методическое сопровождение предполагает непрерывную (заранее спланированную) деятельность, направленную на предотвращение трудностей или освоение нового. Исходя и определения организационно-методического сопровождению, субъекту образования предоставляется большая самостоятельность в плане принятия решения о необходимости оказания ему помощи. Кроме того, «создание условий» говорит о свободе выбора субъектом образования того или иного пути решения проблемы.

Методическая помощь предполагает оказание помощи всем субъектам образования, в независимости от того, какова потребность в той помощи; самостоятельность субъекта образования проявляется в том, в какой мере он воспользуется этой помощью. Методическая помощь, на наш взгляд, занимается типичными для образовательного процесса проблемами. В отличие от этого, организационно-методическое сопровождение помогает решать проблемы, связанные с самореализацией субъекта образования, которые не обязательно будут характерны для данного периода обучения, то есть предполагается, что помощь в решении проблемы может быть оказана только тогда, когда субъект образования сам заявит об том.

Осуществление организационно-методического сопровождения в педагогике рассматривается через последовательную реализацию следующих шагов:

Диагностику сути проблемы;

Информационного поиска методов для её решения;

Обсуждение вариантов решения проблемы и выбора наиболее целесообразного пути её решения;

Оказание первичной помощи на этапе реализации плана решения.

В качестве способов и средств организации такой деятельности могут использоваться: современные технологии обучения, в том числе информационно-коммуникационные, дистанционное обучение, игра, диалог, фокус-группы, командообразование и т.д. Для методистов важно, что эти способы содержат в себе рефлексивную основу как необходимый элемент и показатель качества взаимодействия в системе непрерывного повышения квалификации.

Кроме того, к формам организационно-методического сопровождения педагогов относят:

Организацию методической поддержки (консультирование, тьюторство, помощь в работе творческих групп, общешкольные семинары, педагогические советы). То направление носит в основном арактер передачи информации, но формы здесь могут быть самыми разнообразными. Их можно разделить на активные (дискуссии, деловые игры, треннинги и т.д.) и пассивные (выступление на педсовете, конференции; анкетирование (другие формы опроса); ознакомление с печатной информацией (книги, учебные пособия) и т.д.);

Создание организационных (работа ресурсных кабинетов или информационных центров) и методических (консультирование) условий для участия педагогов в различных мероприятиях: курсы, конференции, методические объединения, круглые столы, семинары, практикумы и т.д.

Оказание методической поддержки(тьюторство) для педагогов, ведущих свою научно-исследовательскую деятельность, педагогический ассортимент;

Информационная поддержка участия педагогов в различных педагогических мероприятиях (конференции, мастер-классы, конкурсы профессионально мастерства) по предъявлению, обобщению своего опыта.

В последнее время получила распространение такая форма организационно-методического сопровождения, как скайп-сопровождение. То форма удаленного пошагового индивидуального обучения через скайп, одна из форм организации дистанционного обучения. Благодаря скайпу есть возможность общаться в режиме реального времени, независимо от места нахождения. В отличие от скайп-консультирования скайп-сопровождение не ограничено количеством скайп-сеансов. Каждый новый сеанс происходит после проверки выполнения домашнего задания. Если учебные задачи, поставленные ранее, не выполнены или выполнены неправильно, то дальнейшее скайп-сопровождение не проводится.

Основными условиями, обеспечивающими эффективность реализации организационно-методического сопровождения деятельности педагога, являются:

Включение педагога в событийные общности, в которых происходит не только профессиональное, но и духовное его развитие;

Содействие профессиональной идентичности педагога в процессе принятия и освоения профессиональных ценностей;

Использование возможностей гуманитарной экспертизы в познании личности педагога во всех её проявлениях и создании педагогических ситуаций, способствующих развитию внутреннего потенциала;

Совершенствование механизмов управления, направленных на мотивацию профессионального роста педагога: психологических (система вызовов; накопительная система оценки достижений; карьерный рост педагога) и экономических (бонусная система денежного вознаграждения, компенсационный пакет, социальное партнерство).

Таким образом, в современных условиях форма организационно-методического сопровождения оказывает огромную роль в профессиональной деятельности педагогов.

Источник

Методическая деятельность: основные принципы, назначение, функции, методы и рекомендации по организации

Методическая деятельность полноценным образом не исследовалась в качестве самостоятельного вида профессиональной работы педагога. В литературе педагогического типа существует три мнения касательно методических активностей. В любом случае основной их целью выступает обслуживание практики обучения. В данной статье разберем понятие, назначение, основные принципы, функции и методы методической деятельности. Помимо этого, отметим наиболее важные рекомендации, связанные с ее организацией.

Понятие и сущность методической работы

Что такое организационно методическая деятельность. Смотреть фото Что такое организационно методическая деятельность. Смотреть картинку Что такое организационно методическая деятельность. Картинка про Что такое организационно методическая деятельность. Фото Что такое организационно методическая деятельность Вам будет интересно: Сумасбродство — это черта характера

Что такое организационно методическая деятельность. Смотреть фото Что такое организационно методическая деятельность. Смотреть картинку Что такое организационно методическая деятельность. Картинка про Что такое организационно методическая деятельность. Фото Что такое организационно методическая деятельность

Что такое организационно методическая деятельность. Смотреть фото Что такое организационно методическая деятельность. Смотреть картинку Что такое организационно методическая деятельность. Картинка про Что такое организационно методическая деятельность. Фото Что такое организационно методическая деятельность

Под методической деятельностью следует понимать часть системы непрерывного образования воспитателей и преподавателей в соответствующих учреждениях. Среди основных целей этой работы целесообразно отметить:

Что такое организационно методическая деятельность. Смотреть фото Что такое организационно методическая деятельность. Смотреть картинку Что такое организационно методическая деятельность. Картинка про Что такое организационно методическая деятельность. Фото Что такое организационно методическая деятельность Вам будет интересно: Что это образующая конуса? Формулы ее вычисления для обычного и усеченного круглого конуса

Методическая деятельность педагогов и воспитателей, главным образом, ориентирована на достижение и дальнейшее поддержание высокого уровня учебно-воспитательного процесса в плане качества. Она содействует расширению навыков, связанных с развитием педагогического анализа, а также количества экспериментальных исследований теоретического типа. Методическая работа органичным образом соединяется с повседневной практикой воспитателя или преподавателя.

Следует знать, что методическая деятельность педагога рассматривается как единая система взаимосвязанных действий, мероприятий и мер, которые направлены в первую очередь на всестороннее повышение профессионального мастерства и квалификации каждого преподавателя. Сюда целесообразно отнести и меры, связанные с самовоспитанием, управлением профессиональным самообразованием и самосовершенствованием учителей. Помимо этого, методическая работа направлена на повышение и полноценное развитие творческих возможностей педагогического коллектива, а в конечном счете – на достижение оптимальных показателей образования и воспитания, на совершенствование учебно-воспитательной работы, а также на развитие некоторых школьников.

Принципы методической деятельности

Что такое организационно методическая деятельность. Смотреть фото Что такое организационно методическая деятельность. Смотреть картинку Что такое организационно методическая деятельность. Картинка про Что такое организационно методическая деятельность. Фото Что такое организационно методическая деятельность

Существующие сегодня принципы методической работы классифицируются на следующие категории:

Методики работы

Что такое организационно методическая деятельность. Смотреть фото Что такое организационно методическая деятельность. Смотреть картинку Что такое организационно методическая деятельность. Картинка про Что такое организационно методическая деятельность. Фото Что такое организационно методическая деятельность

Все виды методической деятельности, существующие на сегодняшний день, составляют целостную систему действий, мероприятий и мер, связанных между собой. Самыми эффективными методами на современном этапе развития образовательных и воспитательных активностей принято считать следующие:

Стоит отметить, что к новейшим методикам организации методической деятельности относят деловые, инновационные, организационно-активные и иные игры, способствующие созданию культуры саморазвития и интеллектуальной культуры воспитателей и учителей.

Назначение и задачи методической работы

Что такое организационно методическая деятельность. Смотреть фото Что такое организационно методическая деятельность. Смотреть картинку Что такое организационно методическая деятельность. Картинка про Что такое организационно методическая деятельность. Фото Что такое организационно методическая деятельность

Как выяснилось, основным направлением методических активностей выступает формирование инновационной образовательной среды, а также грамотное создание планов, связанных с методической работой. Среди приоритетных задач методической работы современных образовательных учреждений важно отметить следующие:

Функции методической работы

Что такое организационно методическая деятельность. Смотреть фото Что такое организационно методическая деятельность. Смотреть картинку Что такое организационно методическая деятельность. Картинка про Что такое организационно методическая деятельность. Фото Что такое организационно методическая деятельность

Ключевыми относительно методической работы и деятельности воспитателей и учителей выступают следующие функции:

Виды методической деятельности

Что такое организационно методическая деятельность. Смотреть фото Что такое организационно методическая деятельность. Смотреть картинку Что такое организационно методическая деятельность. Картинка про Что такое организационно методическая деятельность. Фото Что такое организационно методическая деятельность

Стоит отметить, что в основе определения разновидности деятельности лежит содержание функциональной составляющей педагогической работы. В нашем случае речь идет об устойчивых процедурах реализации конструирования, планирования, выбора и применения обучающих средств к конкретному предмету. Все это приводит к развитию и совершенствованию непосредственно системы обучения. К видам методической педагогической деятельности целесообразно отнести следующие пункты:

Стоит отметить, что представленные разновидности учебно-методической деятельности в любом случае не охватывают всего многообразия практики профессионально-педагогических сотрудников в методическом плане. При методической подготовке студенты вузов овладевают определенными базовыми видами, которые обеспечивают полноценную подготовку к занятиям.

Рекомендации по организации методической работы

Далее целесообразно рассмотреть актуальные на сегодняшний день рекомендации по организации образования, методической деятельности. Так, методическая работа фиксируется (оформляется) документальным образом в форме:

Направления методической работы

Основными направлениями урочной и внеурочной методической деятельности являются следующие:

Целесообразно разобрать представленные направления методической деятельности в отдельной главе.

Направления работы: содержание

Необходимо знать, что организационно-методическая деятельность, главным образом, направлена на реализацию непрерывного взаимодействия руководства образовательного учреждения с участниками педагогического коллектива для формирования оптимальных условия для развития и совершенствования их профессиональной подготовки, раскрытия способностей, интересов и возможностей каждого преподавателя. В организационно-методическую работу входят следующие составляющие:

Научно-методическая работа подразумевает полноценное обеспечение научно-исследовательского подхода к вопросу организации процесса образования, повышения профессионального уровня и совершенствования учителей на базе достижений психолого-педагогической науки, а также прямого научно-практического опыта. Среди основных направлений данного вида деятельности важно отметить постоянное изучение достижений рассматриваемой науки, практики обучения и теории; усвоение научных методик, связанных с диагностикой учебно-воспитательного процесса и созданием у преподавателей умения производить анализ собственной работы на базе научно-исследовательских методов; совершенствование планирования и анализа методической работы, используя при этом современные научные подходы и приоритеты в развитии образовательных структур; совершенствование разновидностей и форм контроля и диагностики уровня развития коллектива педагогов и так далее.

Заключение

Что такое организационно методическая деятельность. Смотреть фото Что такое организационно методическая деятельность. Смотреть картинку Что такое организационно методическая деятельность. Картинка про Что такое организационно методическая деятельность. Фото Что такое организационно методическая деятельность

Итак, мы в полной мере рассмотрели понятие, определение, ключевые особенности, назначение, основные принципы, разновидности, функции и методики, формирующие основу методической деятельности. Помимо этого, указали некоторые рекомендации, связанные с ее организацией. Мы разобрали ключевые направления методической работы. Важно отметить, что среди них особую роль занимает инновационно-методическая деятельность. Дело в том, что именно она позволяет двигать вперед прогресс и процессы, разражающиеся в сфере воспитания и образования как на территории Российской Федерации, так и в других не менее развитых странах.

Таким образом, под инновационно-методической работой необходимо понимать в первую очередь одно из самых актуальных направлений деятельности современных учреждений образовательного плана. В соответствии с многочисленными мнениями экспертов, ей необходимо придать большую степень самостоятельности. Ключевыми направлениями названного вида деятельности являются следующие: введение в практику прогрессивных образовательных и управленческих технологий; разработка и последующая защита инновационных проектов педагогического плана, формирование индивидуальной траектории развития коллектива педагогов в профессиональной плане; формирование собственных традиций в коллективе; организация деятельности в качественно новых структурах методического типа, среди которых лаборатория, кафедра, педагогическая мастерская и так далее; защита методик авторского характера; формирование инновационного педагогического поля, а также инновационных карт учебного заведения; разработка программ комплексно-целевого характера, связанных с управлением инновационными процессами; формирование банка педагогических инноваций и прочее.

Источник

Что такое организационно методическая деятельность

Публикация предназначена, в первую очередь, для работников областных учреждений, оказывающих организационно-методическую помощь лечебно-профилактическим учреждениям административных территорий, а также руководителей здравоохранения муниципального уровня, в том числе главных врачей ЦРБ.

В организационно-методическую работу входит:

— осуществление аналитической работы по оценке состояния и динамике развития системы здравоохранения соответствующей административной территории, состояния здоровья населения, медико-демографической ситуации и других факторов внешней среды, оказывающих влияние на уровень здоровья населения;

— организацию и совершенствование системы учета и отчетности о деятельности органов управления и учреждений здравоохранения, результатах функционирования, динамике состояния здоровья населения;

— разработку перспективных и текущих планов деятельности системы здравоохранения административной территории, целевых программ по приоритетным направлениям развития, организация их реализации, контроль и оценка эффективности выполнения;

— организацию и проведение целевых проверок, экспертной оценки деятельности отдельных служб и учреждений здравоохранения с выездом экспертов на места и оказание организационной, методической и консультативной помощи;

— определение потребности медицинских кадров в различных формах непрерывного обучения, планирование совместно с кадровыми службами органов управления здравоохранением работы по повышению квалификации медицинских работников, организация и проведение конференций, семинаров, выездных коллегий, медицинских советов, совещаний и др.;

— организацию выездной помощи сельским жителям.

В повседневной практике значительно возрастает роль аналитической деятельности, повышается ее качественный уровень на основе применения современных технологий сбора и обработки статистических данных, передачи медицинской информации, методов проведения анализа, обоснования и формирования стратегий.

В последнее время значительно повышаются требования к организации плановой работы на основании более полного учета влияния факторов внешней среды, условий функционирования и развития отрасли, прогноза наиболее вероятностных перспектив. Усиливаются стратегические компоненты планирования. Планы текущей деятельности строятся в соответствии с направлениями реализации стратегических целей. Формируется система планов, объединяющая различные уровни управления. Производится увязка плановых мероприятий с их ресурсным обеспечением. Продолжает широко использоваться программно-целевой подход для решения комплексных или межведомственных проблем. На этапе планирования определяются формы контроля и разрабатываются критерии оценки эффективности выполнения плановых мероприятий, используемых для их реализации механизмов управления.

Необходимость интенсификации лечебно-диагностического процесса требует совершенствования инновационной деятельности в органах и учреждениях здравоохранения, организации ее на основах сегодняшних представлений о маркетинге, бизнес-планировании нововведений, организационных формах и методах внедрения.

Повышение уровня лечебно-профилактической и консультативно-диагностической помощи сельскому населению в современных условиях предусматривает укрепление материально-технической базы и кадровых ресурсов сельского здравоохранения, развитие оптимальной модели медицинского обслуживания сельского населения в учреждениях здравоохранения на различных этапах оказания медицинской помощи и, в качестве дополнительной меры, использование выездных форм медицинского обслуживания целевого назначения.

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПЛАНА ПО ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

План состоит из основной части и приложений.

Основная часть плана включает разделы:

1. Развитие материально-технической базы здравоохранения.

2. Подготовка и повышение квалификации кадров.

3. Профилактическая работа.

4. Организация выявления социально-значимой патологии.

5. Совершенствование диагностической, лечебной, реабилитационной помощи и внедрение современных технологий.

6. Санитарно-гигиеническое образование.

7. Научные исследования.

8. Контроль выполнения плана.

Приложения должны представлять собой набор следующих документов:

— Аналитическая справка о состоянии медицинской помощи населению и деятельности учреждений здравоохранения на момент разработки Плана.

— Отчет о выполнении Плана и целевых программ за предыдущий год.

— Концептуальные положения стратегического развития здравоохранения на перспективный период.

— Перечень основных плановых показателей (ориентиров) и обоснование вероятности их достижения в планируемом периоде.

— Проекты регламентирующих документов, необходимых для реализации плановых мероприятий.

— Проекты новых целевых комплексных программ по решению проблем межведомственного характера.

1. Развитие материально-технической базы здравоохранения

Раздел развития материально-технической базы здравоохранения охватывает мероприятия по укреплению и поддержанию в рабочем состоянии основных фондов учреждений здравоохранения (зданий, автотранспорта, систем обеспечения, технического и медицинского оборудования, инвентаря), а также перечень мероприятий в рамках реализации стратегии реструктуризации системы медицинской помощи.

В качестве основных мероприятий по первому подразделу могут планироваться:

— строительство новых учреждений, корпусов;

— проведение капитального и текущего ремонтов зданий, помещений;

— работы по благоустройству территории;

— развитие парка автотранспорта;

— техническое переоснащение и обновление устаревшего оборудования и др.

Ко второму подразделу могут быть отнесены мероприятия по:

— ликвидации (перепрофилированию) маломощных стационаров, не укомплектованных медицинскими кадрами, плохо оснащенных, медицинских учреждений;

— укреплению амбулаторно-поликлинического звена на основе открытия новых учреждений, кабинетов, приемов, развития новых форм обслуживания в поликлиниках;

— внедрению стационарозамещающих технологий (дневные стационары, стационары дневного пребывания, стационары на дому);

— дифференциации коечного фонда по интенсивности лечебно-диагностического процесса, созданию коек (отделений) сестринского ухода, хосписов, формированию учреждений или отделений медико-социального характера.

Конкретизацию плановых заданий необходимо проводить в соответствии со стратегическими целями систем регионального и муниципального здравоохранения, нацеленных на переориентацию медицинской помощи со стационарного на поликлинический уровень. Следует обращать внимание на целесообразность не только укрепления, но и модернизации диагностической, лабораторной и реабилитационной базы амбулаторно-поликлинических учреждений, на открытие специализированных кабинетов по профилям врачебных специальностей, соответствующих реальной потребности населения, на изменение характера деятельности действующих кабинетов в соответствии с внедрением новых технологий медицинского обслуживания (амбулаторной хирургии, дневных специализированных стационаров, профилактических подразделений и т.д.).

Актуальность проблемы снабжения лечебно-профилактических учреждений расходными материалами также обосновывает целесообразность отражения способов ее решения в плановых документах.

2. Подготовка и повышение квалификации кадров

Этот раздел Плана включает перечень основных мероприятий по подготовке медицинских кадров и прочих специалистов системы здравоохранения (экономистов, бухгалтеров, техников по обслуживанию медицинского оборудования и др.):

— целевая подготовка специалистов на основе целевых заказов региональных и муниципальных органов управления;

— повышение квалификации работников на центральных базах, в системе ГИДУВов, в заграничных медицинских центрах и прочих учебных учреждениях с отрывом от производства;

— повышение квалификации без отрыва от производства на цикловых, прерывистых, очно-заочных курсах, семинарах;

— проведение врачебных и сестринских конференций, съездов, совещаний;

— организация конкурсов по профессии;

— участие в организации работы научных обществ.

Работа по подготовке кадров планируется оргметодотделами в согласовании с кадровыми службами здравоохранения в регионе (муниципалитете).

3. Профилактическая работа

Планирование профилактической работы предусматривает формирование перечня мероприятий по следующим подразделам:

— мероприятия в очагах инфекции;

— мероприятия на сельскохозяйственных объектах (животноводческих, молочно-товарных фермах и т.п.).

Все мероприятия, входящие в этот раздел Плана, проводятся в контакте с органами госсанэпиднадзора в соответствии с действующими инструкциями и методическими рекомендациями по установленному графику.

4. Организация выявления социально значимой патологии

Мероприятия по организации выявления и диспансеризации населения с социально значимыми заболеваниями (туберкулезом; ВИЧ/СПИД; заболеваниями, передаваемыми половым путем (ЗППП); различными формами наркоманий; психическими расстройствами) включают:

— ежегодное обследование контингентов, подлежащих периодическим осмотрам и диспансерному наблюдению;

— ускоренное клиническое обследование лиц с выявленной патологией;

— практическую помощь областных (районных) учреждений при обследовании населения районов;

— регистрацию обследованных и полицевой учет выявленной патологии;

— проведение систематических консультаций по выявлению заболеваний и оказание консультативной помощи по диагностике, лечению и реабилитации этой группы больных, в том числе в региональных, окружных и центральных специализированных учреждениях.

План строится в разрезе вида патологии по перечисленным направлениям работы.

5. Совершенствование диагностической, лечебной, реабилитационной помощи и внедрение современных технологий

В состав основных направлений организационных мероприятий этого раздела входят:

— осуществление контроля за качеством диагностики и лечения по результатам консультаций, проводимых высококвалифицированными специалистами в региональных (муниципальных) учреждениях (подразделениях), а также при выездах в подведомственные учреждения здравоохранения;

— регулирование взятия на диспансерное наблюдение и контроль контингентов диспансеризируемых больных;

— организация централизованного контроля правильности оформления свидетельств о смерти.

Планирование может осуществляться по объектам, подлежащим контролю (учреждения, службы, подразделения, специалисты), по формам контроля (проведению экспертной оценки медицинской документации), по показателям, характеризующим состояние процесса оказания помощи (выполнение индивидуальных планов лечения, обеспечение преемственной медицинской помощью, своевременной госпитализацией, консультацией, по обоснованности отбора больных для лечения в учреждениях другого уровня, на стационарозамещающие технологии), по активности медицинского вмешательства (оперативное лечение), по результатам (восстановление трудоспособности больных, своевременности направления на МСЭК) и в разрезе других показателей деятельности.

Раздел внедрения освещает современные технологии профилактики, диагностики, лечения, реабилитации, подлежащие внедрению в деятельность учреждений здравоохранения и соответствующие организационные мероприятия по внедрению.

6. Санитарно-гигиеническое образование

Мероприятия, охватывающие санитарно-гигиеническое образование, могут включать:

— подготовку профилированного санитарного актива по уходу за больными на дому, в первую очередь из числа родственников;

— использование различных форм массового распространения гигиенических знаний среди населения (выступлений в СМИ, организацию выставок, публикацию образовательных материалов);

— организацию встреч с медицинскими работниками (лекции, беседы, разъяснения, рекомендации);

— распространение современных форм привлечения населения к здоровому образу жизни.

7. Научные исследования

Планирование тематики научных исследований осуществляется в соответствии с прикладными задачами практического здравоохранения, которые могут включать, отдельные вопросы общественного здоровья, оказания медицинской помощи и разработку стратегически важных направлений развития системы регионального (муниципального) здравоохранения.

Процесс подготовки проекта плана и процедура его принятия

План разрабатывается с участием главных специалистов соответствующего уровня и по окончании разработки визируется ими. Целенаправленность планов и эффективность плановых заданий зависят от правильности постановки целей, выбора стратегий их достижения, концентрации усилий на выбранных приоритетах.

План организационно-методической работы республиканской, краевой, областной больницы, ЦРБ является структурной составляющей единого плана развития регионального (муниципального) здравоохранения, определяющего иерархическую систему перспективного и текущего планирования деятельности органов управления и учреждений здравоохранения региона (муниципалитета).

Контроль за выполнением плана

Текущий контроль по количественным и качественным критериям за исполнением плана осуществляет оргметодотдел (кабинет) составившей его организации.

Разделы плана, в которых приводится перечень мероприятий, уровни их исполнения, сроки, ответственные, даты планируемого исполнения, целесообразно дополнять графами для, дат реального исполнения и затрат на их проведение. Для контроля используют данные государственной статистической отчетности. Ее верифицируют на местах кураторы районов в ходе плановых выездов.

Прозрачность деятельности обеспечивается одновременным гласным заслушиванием куратора и лиц, ответственных за проведение запланированных мероприятий.

Методически результативнее заслушивать не один район по максимально возможному числу вопросов, а несколько районов по одному вопросу. Это позволяет разносторонне осветить проблему и выбрать оптимальные подходы к ее решению, вытекающие из накопленного практического опыта.

Важным инструментом контроля служит полугодовое (в зависимости от важности вопроса) промежуточное заслушивание исполнения плана в аппарате управления здравоохранением области и администрацией территории.

В качестве примеров частных вопросов заслушивания можно привести следующие:

— организация и результативность осмотров населения и диспансеризации;

— лечение больных хроническими заболеваниями;

— проведение противоэпидемических мероприятий;

— о роли областных учреждений как организационно-методических центров;

— информация о методических пособиях;

— анализ работы учреждений и т.д.

Итоговый отчет о выполнении плана

Итоговый отчет о выполнении плана составляется либо в табличной, либо в описательной форме по разделам его и включает следующие рубрики:

— плановые решаемые задачи;

— исходные показатели на начало планируемого периода;

— проведенные мероприятия (а, б, в и т.д.);

— результаты текущего года;

По отчету составляется пояснительная записка с анализом достигнутых результатов, а при отсутствии или недостаточной результативности принятых мер с анализом причин, критической оценкой дефектов проведения мероприятий и возможных мер по повышению их качества.

Отчет о выполнении мероприятий по плану организационных мероприятий подразделениями учреждения, осуществляющими курацию подведомственных лечебно-профилактических учреждений, предоставляется по требованию организационно-методического отдела (кабинета) в установленные сроки согласно профилю отделения с указанием исполнителей по следующим аспектам:

— подготовка вопросов для заслушивания на совещаниях, коллегиях аппарата управления (плановые / внеплановые, уровень);

— написание конъюнктурных обзоров по профилю подразделений;

— выпуск методических материалов по зоне курации (какие);

— педагогическая работа (курсы, семинары, лекции, индивидуальная подготовка специалистов);

— командировки в курируемые территории (куда, цель, длительность, плановые / внеплановые, бригадные / индивидуальные, какая оказана помощь);

— участие в совещаниях, конференциях, съездах и т.д. (каких, тема выступления, уровень региональный, межрегиональный, международный).

При анализе хода выполнения плана стремятся не столько к постановке новых задач, сколько к определению результативности уже известных подходов к решению поставленных.

Публикация подготовлена на основе методических рекомендаций «Планирование организационно-методической работы и организация выездной помощи лечебно-профилактическим учреждениям» от 15.10.2002 N 2002/107.

Источник: журнал «Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения» 2015/05

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *