Что такое организационные формы обучения

Организационные формы процесса обучения

Организационная форма обучения – это внешнее выражение согласованной деятельности преподавателя и обучаемого, осуществляемой в определенном порядке и режиме.
Организационная форма обучения обеспечивает упорядочение, приведение в систему
взаимодействия преподавателя с обучаемыми при работе над определенным фрагментом содержания образования.

Организационные формы обучения можно определить как варианты непосредственного и опосредованного педагогического общения между обучаемыми и обучающими в процессе
обучения.

Непосредственное общение чаще всего происходит в парной форме организации занятий
(«учитель – ученик», «ученик – ученик»). Опосредованное общение происходит без личного
контакта, главным образом, через письменную речь или средства ее заменяющие.

Функции форм обучения сложны и многообразны. Среди них на первом месте обучающе-образовательная. Форма обучения конструируется и используется для того, чтобы создать
наилучшие условия для передачи знаний, умений, навыков, формирования мировоззрения
учащихся, развития дарований, практических способностей, активного участия в производстве и общественной жизни.

Воспитательная функция обеспечивается последовательным введением обучаемых с
помощью системы форм обучения в разнообразные виды деятельности. В результате в работу
активно включаются все духовные и физические силы: интеллектуальные, эмоционально-волевые, действенно-практические.

Организационная функция обучения состоит в том, что с ее помощью достигается соответствие объема, качества содержания образования возрастным возможностям обучаемых.
Реализация этой функции требует от учителя четкой организационно-методической инструментовки подачи материала, строгого отбора дидактических средств.

Психологическая функция форм обучения предполагает формирование определенного
деятельностного биоритма – привычки обучаемых к работе в одно и то же время. Привычное
время и знакомые условия учебных занятий порождают психическое состояние раскрепощен-
ности, свободы, оптимального напряжения духовных сил обучающихся.

Развивающая функция особенно эффективно реализуется, когда при изучении темы в
процессе обучения используются активные методы обучения в сочетании с многообразием
организационных форм обучения, которое порождает богатство условий для умственной, трудовой, игровой деятельности и позволяет включать в работу весь комплекс психических про-
цессов.

Интегрирующе-дифференцирующая функция. Процесс обучения, реализуемый в разнообразных формах, в основе своей, – процесс коллективной познавательной деятельности.

Обучающиеся познают сообща, обмениваются информацией в практических делах, учатся взаимопониманию и взаимопомощи. Вместе с тем обучение есть процесс развития возможностей личности. Поэтому каждая форма коллективных занятий должна обладать возможностью индивидуализации деятельности обучаемых, обеспечения работы по продвинутым программам одних и подтягивания до среднеобязательного уровня других.

Систематизирующая и структурирующая функции организационных форм обучения состоят в том, что они требуют разбивки всего учебного материала по частям и темам, его структурирования и систематизации как в целом, так и для каждого занятия.

Комплексирующая и координирующая функции. В целях повышения эффективности
усвоения материала детьми на основе какой-либо формы обучения могут быть объединены и
использованы составные части других форм. Так, во время экскурсии прочитывается небольшая лекция, организуется беседа, и обучаемые принимают участие в практической работе. При
изучении целой темы одна форма, например урок, может исполнять роль основной (базовой,
ведущей) по отношению к другим – семинарам, бригадным занятиям, дающим дополнительный или вспомогательный материал.

Стимулирующая функция проявляется с наибольшей силой, когда форма организации
учебных занятий соответствует особенностям возраста учащихся, специфике развития их пси-хики и организма. Так, лекционная форма своей монотонностью способна подавить в младших школьниках всякую познавательную активность. Между тем как урок есть
драматизация рассказа, включающая в действие воображение, речь, мышление, организм в целом, стимулирует их учебную деятельность. Самостоятельная работа старшеклассников
интенсифицирует процесс усвоения знаний, а «разжевывание» текста учебника учителем превращает любую организационную форму в скучное и бесполезное времяпрепровождение.

Формы обучения могут быть классифицированы по количеству учащихся.
Различают фронтальную (коллективную), групповую, индивидуальную формы обучения.

Фронтальная форма предусматривает работу преподавателя одновременно со всей учебной группой (классом): спрашивать всех, беседовать со всеми, контролировать всех.

Групповая форма – разделение обучаемых на группы для выполнения определенных
заданий; ее можно использовать, например, при лабораторных работах.

Индивидуальная форма – углубленная индивидуализация обучения, когда каждому уча-щемуся дается самостоятельное задание.

Все эти формы ценны сами по себе и применяться могут только во взаимосвязи.

Примером взаимосвязи фронтальной, групповой и индивидуальной форм обучения является
получивший распространение в США в конце 1970-х гг. план Трампа (по имени американского
педагога Л. Трампа). План Трампа предусматривает сочетание занятий в больших аудиториях
(40 % учебного времени), малых группах (20 %) и индивидуальных. В ходе реализации плана
Трампа в крупных аудиториях высококвалифицированные преподаватели читают лекции для
двух и более параллельных классов, затем проводятся занятия в небольших группах (15–20 человек) с обсуждением прочитанной лекции. Индивидуальная работа проводится по
заданиям преподавателя, отчасти по выбору учащихся в соответствии с их склонностями. План Трампа в полном виде применяется только в некоторых экспериментальных школах США, в
массовой школе имеют место лишь отдельные его элементы.

Для отражения других видов и особенностей форм организации обучения могут быть использованы следующие критерии классификации: место учебы, продолжительность учебных занятий.

По месту учебы различаются школьные занятия (уроки), работа в мастерских, на при-школьном участке, в лаборатории и иное, а ко вторым – домашняя самостоятельная работа,
экскурсии, занятия на предприятиях и т. д.

По длительности времени обучения различают классический урок (45 мин), спаренное
занятие (90 мин.), спаренное ускоренное занятие (70 мин), а также уроки «без звонков» про-извольной длительности.

Урок имеет ряд существенных преимуществ перед другими формами организации обучения. В нем как в целостном отрезке процесса обучения взаимодействуют все компоненты этого сложного процесса. Решая на каждом отдельно взятом временном отрезке процесса обучения конкретные задачи, соотнесенные с учебно-воспитательными задачами учебного предмета, урок занимает важное место в системе учебного предмета. Он имеет свою строгую внутреннюю логику, определенную дидактическими целями, содержанием, средствами, методами и приемами обучения, деятельностью по организации и управлению.

К достоинствам урока можно отнести четкую организованность и упорядоченность деятельности учения, организующую и направляющую роль педагога в ней, взаимодействие обучающихся и возможность коллективных способов работы, экономичность обучения.

Классно-урочной форме обучения присущи следующие характерные черты:

Некоторые сущностные характеристики урока как организационной формы
обучения можно выявить, анализируя урок по схеме, предложенной Т.И. Ильиной:

Достоинства классно-урочной формы обучения сочетаются с рядом серьезных недостатков: ограниченными возможностями индивидуального подхода, ориентацией на «среднего» ученика, работой в едином для всех темпе, преимущественно вербальным (словесным) характером деятельности преподавания.

Кроме классно-урочной формы, в современных образовательных учреждениях используются и другие формы. Их называют по-разному: вспомогательными, внеклассными, внеурочными, домашними, самостоятельными и т. д. К ним также относятся консультации, дополнительные занятия, клубная работа, внеклассное чтение, домашняя самостоятельная работа и др.

К числу недостатков лекции можно отнести:

Преодолению указанных недостатков, по мнению А.Г. Бусыгина и Т.А. Бусыгиной может
способствовать создание последовательной и четкой теории вузовской лекции.

Первым шагом в создании такой теории должно стать изменение семантического содержания
понятия «лекция» и переход от термина «чтение лекции» к термину «постановка
лекции». Постановка лекции здесь предполагает подход к процессу проектирования и «совершения» (термин А.П. Минакова) лекции с учетом законов психологии восприятия и общения. Педагогическую технологию постановки лекции отражает следующая формула: «Разработка установок на лекцию – разработка плана – выбор режиссуры постановки – конструирование и написание текста – оценка и самооценка качества лекции – доработка
или переработка лекции».

Педагогическая деятельность на основе этой формулы осуществляется в органическом единстве реализации нравственных воспитательных функций, развитии социального интеллекта студентов, использовании аксиологического подхода к конструированию лекции, достижении убедительности лекции через доверие к преподавателю.

Процесс постановки лекции, по мнению авторов, включает два этапа: тактический и стратегический. Тактический этап – это разработка структуры и содержания лекции, режиссуры и т. п. Стратегический этап предполагает выбор основных исходных положений каких-либо теорий, учений, наук, т. е. принципов, которым преподаватель должен следовать в течение всего лекционного курса.

Если воспользоваться терминологией современной психологии, то речь в данном случае идет, очевидно, о формировании системы установок. В качестве примера установок такого рода можно привести классические принципы научности лекции, доступности изложения лекции, систематичности построения и убедительности лекции.

При всех своих объективных недостатках лекция может быть направлена опытным преподавателем на посвящение студентов в процесс научной деятельности, на приобщение их к
научному творчеству. В частности, в ходе лекции можно показать наглядно и даже опробовать
экспериментально методы научной работы.

Источник

Организационные формы обучения

Что такое организационные формы обучения. Смотреть фото Что такое организационные формы обучения. Смотреть картинку Что такое организационные формы обучения. Картинка про Что такое организационные формы обучения. Фото Что такое организационные формы обучения Что такое организационные формы обучения. Смотреть фото Что такое организационные формы обучения. Смотреть картинку Что такое организационные формы обучения. Картинка про Что такое организационные формы обучения. Фото Что такое организационные формы обучения Что такое организационные формы обучения. Смотреть фото Что такое организационные формы обучения. Смотреть картинку Что такое организационные формы обучения. Картинка про Что такое организационные формы обучения. Фото Что такое организационные формы обучения Что такое организационные формы обучения. Смотреть фото Что такое организационные формы обучения. Смотреть картинку Что такое организационные формы обучения. Картинка про Что такое организационные формы обучения. Фото Что такое организационные формы обучения

Что такое организационные формы обучения. Смотреть фото Что такое организационные формы обучения. Смотреть картинку Что такое организационные формы обучения. Картинка про Что такое организационные формы обучения. Фото Что такое организационные формы обучения

Что такое организационные формы обучения. Смотреть фото Что такое организационные формы обучения. Смотреть картинку Что такое организационные формы обучения. Картинка про Что такое организационные формы обучения. Фото Что такое организационные формы обучения

Все формы обучения должны тщательно готовиться препо­давателем, что в общем случае предполагает: продумывание целей, задач и функций занятия; отбор содержания, его структурирова­ние и запоминание (или оживление в памяти); продумывание ме­тодики, отбор (изготовление) средств обеспечения; разработку плана, тезисов, конспекта; непосредственную подготовку места занятия.

Лекции присуши четыре функции.

1. Познавательная. Она выражается в вооружении студентов
научным, цивилизованным пониманием действительности и юридической деятельности, всесторонне осмысленных способов обес­печения ее эффективности и совершенствования. Лекция призвана давать целостное, систематизированное, доказательное и отчетли­вое, самое современное представление об относительно самостоятельном, сложном вопросе жизни, правовой действительности и предстоящей слушателям практической правоохранительной дея­тельности. В ней всегда должна соединяться теория с практикой.

Что такое организационные формы обучения. Смотреть фото Что такое организационные формы обучения. Смотреть картинку Что такое организационные формы обучения. Картинка про Что такое организационные формы обучения. Фото Что такое организационные формы обучения

2. Развивающая. Лекция всегда должна быть ориентирована
не на память студентов, а на мышление, учить их не запоминать, а
думать, понимать. Она призвана будить и направлять мысль и тогда она станет лабораторией научной мысли, участниками рабо­ты которой становятся и обучающиеся. Сидящие в аудитории, слушая преподавателя и следя за ходами его мысли, повторяя их, мысля в резонанс с преподавателем, перенимают манеру и спосо­бы его мышления. Если преподаватель мыслит логично, доказа­тельно, смело, четко, то так приучаются мыслить и студенты. Противоположные характеристики мышления, воплощенные в ре­чевых высказываниях, сказываются, естественно, отрицательно. Преподаватель, передающий содержание лекции алогично, бес­связно, шаблонно, неубедительно, боящийся высказать свое мне­ние по острым вопросам, оказывает плохое влияние на студентов. В повседневном и интенсивном упражнении студентов в научном мышлении, перенимаемом у преподавателя, в живом и непосредственном приобщении к школе научного мышления и заключается несравненная ценность лекции,

3. Воспитательная. Основные воспитательные возможности связаны с усвоением слушателями ее содержания. Глубоко поняв преподавателя, внутренне одобрив его рассуждения и доказатель­ства, студенты приходят к убеждениям, оценкам, отношениям, связанным с содержанием. Это происходит не только при слуша­нии правильных мыслей, но и при испытываемом эмоциональном подъеме. Но последнее зависит от умения лектора заинтересовать сидящих в аудитории проблемой, способами ее решения, рассуждениями и обоснованиями. Тут нужно умение лектора говорить профессионально, свободно, вдохновенно, убежденно, ярко, живым разговорным языком. Когда слушатели в аудитории видят на
кафедре человека, действующего так, они как бы присутствуй при рождении и биении мысли и это притягивает, оказывает на них заражающее и внушающее влияние. Даже если преподаватель говорит не «по писанному» гладко, а порой подбирает слова, ищет способ точного оформления своей мысли и это происходит на глазах у слушающих, завораживающее влияние на них усиливается. Авторитетному преподавателю верят больше, а поэтому его воз­действие на студентов усиливается.

4. Организующая. Лекция займет свое место, когда она по­влияет на работу студентов и в ходе ее и после нее. Эта функция сознательно усиливается при чтении установочных и вводных лекций. Она реализуется при общем удачном прочтении лекции, побуждающем к продолжению работы над темой, и путем специ­альных рекомендаций студентам по самостоятельной работе.

Конференция.Конференция похожа на большой семинар, но основные выступления на ней заранее распределяются между сту­дентами и тщательно подготавливаются. Творческий, дискуссионный характер их программируется. Обсуждение получается более основательным, полным, чем это удается на семинаре. Обычно они проводятся как кафедральные или факультетские.

Практическое и лабораторное занятия.Предназначены для формирования у студентов навыков и умений. Проводятся в аудиториях, лабораториях, учебных кабинетах, учебных городках, по­лигонах, на местности, в расположении местных правоохрани­тельных органов. Методика их характеризуется технологиями основа которых описана выше, в параграфе 4.4. Чаще всего сту­денты обучаются выполнению определенных профессиональных действий. Начинаться занятия могут с проверки у обучаемых зна­ний, нужных для понимания действий, потом — разъяснения дей­ствий (что, как, почему и в какой последовательности делать) и показа их. Затем студенты действуют по очереди, либо одновре­менно (при наличии достаточного количества учебных мест, обо­рудованных для выполнения заданий руководителя). Возможна отработка действий по анализу юридических, использование мето­дов «мозгового штурма», отработки документов и др. Уникальной особенностью практических занятий при подготовке юристов вы­ступает решение юридических казусов.

Как правило, ресурсы аудиторного времени не позволяют до­водить отработку большинства навыков и умений до необходимого совершенства. Поэтому использование самоподготовки для доведе­ния их до нужного уровня выступает единственным способом вы­хода из проблемы.

Игра. Это форма практического обучения, в которой имитируется (поэтому их называют имитационными) деятельность и взаимодействие юриста с коллегами и гражданами. Она позволяет отрабатывать навыки, а еще лучше — профессиональные умения в выполнении функциональных обязанностей и решении задач, а также развивать мышление, находчивость, быстроту оценки си­туаций и принятия решений в них.

По особенностям имитации игры делятся на деловые и ролевые. В деловых имитируется совместная деятельность сотрудников одного или взаимодействующих правоохранительных органов по решению определенной задачи. Все обучаемые, каждый из кото­рых играет роль представителя определенной службы, органа, изыскивают пути наилучшего решения задач. Так, может быть проведена игра по отработке действий следственно-оперативной группы. Руководитель намечает ряд этапов, например: сбор и вы­езд, прибытие на место происшествия, осмотр его и опрос свидете­лей, преследование и задержание правонарушителя. Из учебной группы выделяется ряд обучающихся, каждому поручается роль конкретного члена группы (следователь, оперативный работник, эксперт-криминалист). Возможно (для большего охвата студен­тов) выделение двоих на одну роль: основного и дублера. После­довательно объявляются этапы. Все действуют, объясняя на сло­вах свои действия, а если эти действия представляют собой во­прос, ответ, сообщение, доклад, то они произносятся так, как бывает в реальной обстановке. Руководитель включается в розы­грыш ситуации, по необходимости играя роль всех других участ­ников события (если они не были почему-то назначены заранее). Например, при опросе свидетеля он отвечает на вопросы за него; если кто-то из следственно-оперативной группы связывается с де­журной частью, руководитель отвечает и говорит как дежурный и т.д. При ошибках кого-то руководитель «наказывает» имитацией соответствующего ухудшения обстановки и побуждает выходить из нее, а не возвращаться назад и начинать с нового, правильного Действия. После завершения этапа он констатирует сложившуюся на данный момент игры ситуацию и новыми вводными запускает очередной этап. В конце делается тщательный разбор.

Такие игры тщательно готовятся. Изучается со студентами фабула избранного для нее дела и заблаговременно происходит распределение ролей (если студентов много, то на одну роль могут назначаться двое студентов, которые ведут роль во взаимодей­ствии). Подготовительный период включает все предшествующие судебному заседанию действия. При игре, например, по граждан­скому делу «истцом» с помощью «адвоката» пишется «исковое заявление» и направляется в суд, а «ответчик» со своим «адво­катом» готовит возражения. Подготовку дела к «судебному разби­рательству» проводит «судья». Все это делается при строгом со­блюдении всех правовых норм во внеучебное время. Преподава­тель может предложить студентам посетить один из народных су­дов города и на практике ознакомиться с его работой по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел[110].

Учения бывают штабными (действия на картах, схемах, с документами и средствами связи; проводятся локально, обычно как кафедральные), тактическими (отработка тактики действий по решению определенной задачи и достижению нужного результата; проводятся локально, обычно как кафедральные), комплексными, оперативно-тактическими (объединяют задачи первых двух и действия разных сил; проводятся как межкафедральные или в масштабе образовательного учреждения).

Обычно учения проводятся на рубежных, завершающих эта­пах подготовки, опираясь на достигнутые в ходе предшествующих семинаров, практических, лабораторных занятий, тренингов и игр результаты. Развитие событий и контроль за действиями участни­ков осуществляет руководитель учения с помощью штаба учения и посредников, прикрепляемых к каждой группе участников или к месту, где развертываются ответственные события.

Источник

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Что такое организационные формы обучения. Смотреть фото Что такое организационные формы обучения. Смотреть картинку Что такое организационные формы обучения. Картинка про Что такое организационные формы обучения. Фото Что такое организационные формы обучения Что такое организационные формы обучения. Смотреть фото Что такое организационные формы обучения. Смотреть картинку Что такое организационные формы обучения. Картинка про Что такое организационные формы обучения. Фото Что такое организационные формы обучения Что такое организационные формы обучения. Смотреть фото Что такое организационные формы обучения. Смотреть картинку Что такое организационные формы обучения. Картинка про Что такое организационные формы обучения. Фото Что такое организационные формы обучения Что такое организационные формы обучения. Смотреть фото Что такое организационные формы обучения. Смотреть картинку Что такое организационные формы обучения. Картинка про Что такое организационные формы обучения. Фото Что такое организационные формы обучения

Что такое организационные формы обучения. Смотреть фото Что такое организационные формы обучения. Смотреть картинку Что такое организационные формы обучения. Картинка про Что такое организационные формы обучения. Фото Что такое организационные формы обучения

Что такое организационные формы обучения. Смотреть фото Что такое организационные формы обучения. Смотреть картинку Что такое организационные формы обучения. Картинка про Что такое организационные формы обучения. Фото Что такое организационные формы обучения

Успех и эффективность учебно-воспитательной работы зависит от умелого использования многообразия форм ее организации. В научно-педагогических исследованиях представлены различные трактовки понятия организационные формы обучения. Форма

(от лат. forma) — наружный вид, внешнее очертание, определенный, установленный порядок. Форма предмета, процесса, явления обусловлена их содержанием и, в свою очередь, оказывает на них обратное влияние. Существуют различные определения организационных форм обучения, которые содержат те или иные отличительные признаки формы. Как правило, перечисляемые признаки организационных форм обучения совпадают. По мнению М. А. Молчановой, наиболее плодотворным подходом к определению категории «организационные формы обучения» является диалектическое единство содержания и формы. Содержание и форма — это философские категории, во взаимосвязи которых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а форма есть способ существования и выражения содержания.

Как указывает И.М.Чередов, формы организации обучения выполняют интегративную функцию, поскольку в них в упорядоченном виде входят все основные элементы процесса обучения. Форма организации в данном случае рассматривается как специальная конструкция, которая характеризует «внешнюю» сторону процесса обучения, обусловленную содержанием, методами, приемами, средствами, видами учебной деятельности, особенностями взаимосвязи педагога и учеников при работе над учебным материалом. Именно форма определяет, каким образом должен быть организован учебный процесс.

Анализируя данный педагогический феномен, И.Ф.Харламов, например, считает, что понятие формы организации обучения «не имеет в дидактике достаточно четкого определения. Многие ученые просто обходят этот вопрос и ограничиваются обыденным представлением о сущности данной категории» f 12, с. 231—232]. Так, Ю.К. Бабанский под формой организации обучения понимает внешнее выражение какого-либо содержания, отмечая, что формы организации обучения входят в операционно-деятельностный компонент процесса обучения и представляют собой внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме. Поэтому термин «форма» употребляется также для обозначения внутренней организации содержания и связан, таким образом, с понятием «структура».

Б.Т.Лихачев рассматривает форму обучения как «целенаправленную, четко организованную, содержательно насыщенную и методически оснащенную систему познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся» [3, с. 406]. С. А. Смирнов под формой обучения понимает «способ организации деятельности учащихся, определяющий количество и характер взаимосвязей участников процесса обучения» [7, с. 281].

В учебных пособиях Н. А. Сорокина, М. Н.Скаткина, И.Я.Лерне-ра под формой обучения понимается определенный порядок и установленный режим совместной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения.

В.И.Андреев, в свою очередь, выдвигает следующее, более полное определение: «Форма организации обучения — это целостная системная характеристика процесса обучения с точки зрения особенностей взаимодействия учителя и учащихся, соотношения управления и самоуправления, особенностей места и времени обучения, количества учащихся, целей, средств, содержания, методов и результатов обучения» [1, с. 307].

Форма обучения, отмечает Б.Т.Лихачев, реализуется как органическое единство содержания, обучающих средств и методов, так как единичная и изолированная форма обучения имеет лишь частное обучающе-воспитательное значение. Одновременно эффективность реальной практики обучения обеспечивается не отдельными формами, а их продуманной, взаимосвязанной системой, выполняющей функции:

обучающе-образовательные, позволяющие конструировать и использовать данные формы для создания наиболее эффективных условий передачи детям знаний, умений и навыков, формирования их мировоззрения и развития способностей;

Что такое организационные формы обучения. Смотреть фото Что такое организационные формы обучения. Смотреть картинку Что такое организационные формы обучения. Картинка про Что такое организационные формы обучения. Фото Что такое организационные формы обучения

воспитательные, обеспечивающие последовательное введение учеников в разнообразные виды деятельности. В результате происходит развитие интеллектуальных, нравственно-эмоциональных и физических качеств личности;

организационные, требующие четкой методической проработки и инструментовки образовательного процесса;

психологические, предполагающие оптимальное развитие у учащихся всех психических процессов, способствующих обучению;

развивающие, связанные с созданием многообразия условий для полноценной интеллектуальной деятельности;

систематизирующие и структурирующие, обеспечивающие научную последовательность и логичность передачи информационного учебного материала;

комплексирующие и координирующие, представляющие взаимосвязь самих форм обучения с целью повышения эффективности образовательного процесса;

стимулирующие, проявляющиеся в учете возрастных особенностей учащихся.

В целом все исследователи признают, что реализация этих функций в единстве различных форм обучения способствует профессиональному совершенствованию учителя и личностному развитию учащихся.

В настоящее время существуют разнообразные формы организации воспитательно-образовательного процесса, классификация

которых проводится по различным основаниям. М.И.Махмутов и С. А. Смирнов особо подчеркивают, что в дидактике есть необходимость указать на различия терминов, включающих слово «форма»:

форма обучения (педагогическая технология);

форма учебной деятельности учащегося;

форма организации текущей учебной работы класса, группы.

Ч. Куписевич и И.П.Подласый предлагают классифицировать формы обучения по следующим показателям:

количество учащихся, участвующих в процессе обучения (коллективные, индивидуальные формы);

место организации учебы (школьные и внешкольные);

продолжительность учебных занятий (классные и внеклассные мероприятия), классический урок — 45 мин, спаренное занятие — 90 мин, спаренное укороченное занятие — 70 мин, а также уроки «без звонков» произвольной длительности.

По утверждению современных исследователей И.Ф.Исаева, А. И. Мищенко, В. А. Сластенина, Е. Н. Шиянова, в дидактике признается наличие трех наиболее известных основных систем организационного оформления педагогического процесса, отличающихся одна от другой количественным охватом обучающихся, соотношением коллективных и индивидуальных форм организации деятельности учеников, степенью их самостоятельности и спецификой руководства учебно-воспитательным процессом со стороны педагога. К ним отнесены:

Представляют определенный интерес исследования современных дидактов, в частности Т. И. Шамовой, которые утверждают, что организационные формы обучения могут быть объединены следующими общими целями:

1. Освоение новых знаний. В этом случае целесообразны следующие формы — школьная учебная, проблемная лекция, экскурсия, лабораторная работа, учебный трудовой практикум.

2. Закрепление знаний, формирование навыков и умений — практикум, лабораторная работа, семинар, консультация.

3. Выработка умений целесообразно, самостоятельно применять знания в комплексе новых ситуаций — семинары, диспуты, дискуссии, ролевые и учебно-деловые игры.

4. Обобщение единичных знаний и их систематизация — конференции, уроки-обобщения, семинары.

5. Определение уровня овладения знаниями, умениями и навыками — урок контроля и коррекции знаний, коллоквиум, семинар-зачет, общественный смотр знаний.

В работе В. И.Андреева на основе анализа всех имеющихся классификаций сконструирована целостная трехмерная модель систе-

матизации различных форм организации обучения, представленная ниже.

В основе трехмерной модели лежит идея о рассмотрении в систематике форм обучения следующих компонентов:

общих форм как особенностей взаимодействия участников учебного процесса (индивидуальные, парные, групповые, коллективные, фронтальные);

внешней составляющей, которая ориентирована на особенности передачи учебного материала учащимся (урок, игра, семинар, лекция, экскурсия, лабораторное занятие и т.д.);

внутренней составляющей с точки зрения доминирующей цели обучения (вводное занятие, практическое занятие, комбинированная форма организации занятия).

Для целостного осознания особенностей форм организации учебного процесса рассмотрим его основные характеристики по представленной трехмерной модели.

Что такое организационные формы обучения. Смотреть фото Что такое организационные формы обучения. Смотреть картинку Что такое организационные формы обучения. Картинка про Что такое организационные формы обучения. Фото Что такое организационные формы обучения

Трехмерная модель систематики форм организации обучения 248

Общие формы организации обучения

Индивидуальная форма сложилась еще в первобытном обществе как передача опыта от старшего поколения младшему, от одного человека — другому. Ее суть заключалась в индивидуальном выполнении определенных заданий в доме учителя или самого ученика на основе их непосредственного контакта.

В настоящее время данная форма обучения применяется с целью адаптирования степени сложности учебных заданий, оказания помощи с учетом индивидуальных особенностей ученика и оптимизации самого учебного процесса. В связи с этим в качестве основного достоинства данной формы обучения выделяется возможность полностью индивидуализировать содержание, методы и темпы получения образования, отслеживая и корректируя как преподавательскую, так и учебную деятельность.

Парная форма связана с коммуникативным взаимодействием между учителем и парой учащихся, выполняющих под его руководством общее учебное задание.

Одной из форм подобной организации обучения является репетиторство, ранее — гувернерство.

Групповая форма — когда общение учителя осуществляется с группой детей более трех человек, которые взаимодействуют, как между собой, так и с учителем с целью реализации образовательных задач.

Коллективная форма — одна из самых сложных форм организации деятельности учащихся, рассматривающая обучение целостного коллектива, имеющего руководителя из среды учащихся. Данная форма ориентирована на активное взаимообучение учеников, их сплоченность и взаимопонимание.

Фронтальная форма, т. е. «обращенная к зрителям», предполагает одновременное обучение группы учащихся или целого класса, решающих однотипные учебные задачи с последующим контролем результатов со стороны учителя. Эта традиционная форма организации учебного процесса связана с «усреднением» обучающихся, так как единообразие заданий не учитывает их индивидуальных особенностей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *