Что такое организация работы водителей бригадным методом
Что такое организация работы водителей бригадным методом
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Министерства транспорта РФ от 16 октября 2020 г. № 424 “Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей”
В соответствии со статьей 329 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878), пунктом 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2019, N 1, ст. 10), приказываю:
1. Утвердить Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей согласно приложению к настоящему приказу.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 декабря 2020 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к приказу Минтранса России
от 16 октября 2020 г. N 424
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей
4. В случае введения работодателем сменной работы в соответствии со статьей 103 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878), графики сменности составляются с учетом настоящих Особенностей.
5. Нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может превышать 40 часов в неделю.
В случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.
Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
6. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов. Увеличение этого времени, но не более чем на 2 часа, допускается при условии соблюдения требований, предусмотренных пунктами 10-12 настоящих Особенностей, в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки.
Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании руководителей организаций, перевозки на инкассаторских автомобилях, перевозки на легковых такси, а также водителям, работающим в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов.
Водителям, работающим на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.
7. С согласия водителей рабочий день (смена) может быть разделен на части. Разделение рабочего дня (смены) производится на основании локального нормативного акта работодателя, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Перерыв между частями рабочего дня (смены) устанавливается не позже, чем через пять часов после начала работы.
При разделении рабочего дня (смены) на части суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать:
Перерыв между частями рабочего дня (смены) предоставляется в местах, обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.
Время перерыва между частями рабочего дня (смены) в рабочее время не включается.
8. В порядке, предусмотренном статьей 101 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2017, N 25, ст. 3594), для водителей легковых автомобилей (кроме легковых такси), а также для водителей автомобилей, занятых на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.
Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
9. Рабочее время водителя включает:
время управления автомобилем;
время работы, не связанной с управлением автомобилем.
11. При достижении времени управления автомобилем, предусмотренного пунктом 10 настоящих Особенностей, водитель вправе увеличить это время, но не более чем на 2 часа, в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки.
Работодателю запрещается устанавливать для водителей время управления, с учетом отступлений, изложенных в настоящем пункте настоящих Особенностей.
13. Не позднее 4 часов 30 минут времени управления автомобилем, после окончания времени отдыха или специального перерыва, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 14 настоящих Особенностей, водитель обязан сделать специальный перерыв продолжительностью не менее 45 минут, если не наступает время отдыха или перерыва (пункт 16 настоящих Особенностей), продолжительность которых превышает продолжительность специального перерыва.
14. Превышение времени управления автомобилем, указанного в пункте 13 настоящих Особенностей, допускается, но не более чем на 1 час, в целях следования автомобиля к месту ближайшей стоянки для отдыха или к конечному месту назначения.
15. Рабочее время водителя, не связанное с управлением автомобилем, включает в себя:
б) время проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров водителя, а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;
в) время стоянки в ожидании погрузочно-разгрузочных работ, в ожидании посадки и высадки пассажиров, при оказании технической помощи;
г) время простоев не по вине водителя;
время проведения работ по устранению возникших неисправностей автомобиля, выполняемых водителем самостоятельно;
д) иное время, предусмотренное законодательством Российской Федерации, трудовым договором, заключенным с водителем, и (или) коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, принятым с учетом мнения представительного органа работников.
Состав и продолжительность времени, указанного в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
16. Время отдыха и перерывов (за исключением специальных перерывов) водителей включает:
перерыв для отдыха и питания, предоставляемые в течение рабочего дня (смены);
Время отдыха и перерывов водителей также может включать время перерыва между частями рабочего дня (смены), требования к которому установлены в соответствии с пунктом 7 настоящих Особенностей.
17. Время перерыва для отдыха и питания должно быть продолжительностью не менее 30 минут и не более двух часов, и предоставляться водителям, как правило, в середине рабочего дня (смены).
При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.
Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка.
18. Продолжительность ежедневного отдыха вместе со временем перерыва для отдыха и питания в течение ежедневного периода должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного отдыха должна быть не менее 11 часов, которые должны быть использованы до завершения ежедневного периода.
сокращение этого времени до не менее 9 часов, но не более трех раз в течение периода между завершением одного еженедельного отдыха и началом следующего;
разделение ежедневного отдыха на две и более части, первая из которых имеет продолжительность не менее 3 часов, а последняя не менее 9 часов.
Время, в течение которого водитель находится во время движения автомобиля в составе экипажа и не управляет автомобилем, в рабочее время не включается. За указанное время, выплачивается дополнительное вознаграждение, размер которого определяется коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, принятым с учетом мнения представительного органа работников.
Любой ежедневный отдых может быть замещен еженедельным отдыхом.
Допускается прерывать ежедневный отдых не более двух раз в целях осуществления заезда (выезда) на паром или железнодорожный подвижной состав. При этом общая продолжительность такого перерыва (перерывов) не должна превышать одного часа, время ежедневного отдыха должно суммарно составлять не менее 11 часов.
19. Еженедельный отдых должен составлять не менее 45 часов. Этот отдых должен начинаться не позднее шестого ежедневного периода, наступающего с момента завершения предыдущего еженедельного отдыха.
Допускается сокращение еженедельного отдыха до значения не менее 24 часов, не более одного раза в течение любых двух последовательных календарных недель. Разница времени, на которое сокращен еженедельный отдых, в полном объеме должна быть использована водителем на отдых от управления автомобилем в течение трех подряд календарных недель после окончания календарной недели, в которой еженедельный отдых был сокращен. Этот период отдыха должен быть присоединен к ежедневному отдыху, продолжительностью не менее 9 часов, или очередному еженедельному отдыху.
В случае работы экипажа допускается сокращение еженедельного отдыха до значения не менее 24 часов в каждую календарную неделю при соблюдении условий компенсации отдыха, предусмотренных настоящим пунктом.
Обзор документа
На 2021-2026 гг. установлены новые требования к режиму работы и отдыха, условиям труда водителей автомобилей. Прежние правила отменяются в связи с реализацией механизма «регуляторной гильотины».
Новые нормы не распространяются на водителей служебных машин органов власти, автомобилей ведомственной охраны, для международных перевозок, оперативно-разыскной деятельности, оказания медпомощи, пожарной и спасательной служб, а также на водителей-военнослужащих.
Регламентация труда водителя грузового автомобиля
«Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах», 2013, N 3
РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ТРУДА ВОДИТЕЛЯ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЯ
Организация труда водителей должна обеспечивать:
— четкую работу автотранспортных средств;
— безопасность перевозок грузов;
— полное использование нормы рабочего времени за учетный период;
— соблюдение установленных трудовым законодательством продолжительности рабочего дня, порядка предоставления отдыха и перерывов в работе для приема пищи, высокую производительность труда;
— соблюдение Правил дорожного движения.
Работа водителя грузового автомобиля осуществляется по следующей схеме:
— подготовительные работы, выполняемые водителем перед выездом на линию и по возвращении;
— время на проведение предрейсового и послерейсового медицинских осмотров;
— транспортный процесс, включающий движение автомобиля и погрузочно-разгрузочные работы.
В целом состав рабочего времени водителя выглядит следующим образом:
1. Время управления автомобилем.
2. Время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах.
4. Время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии.
5. Время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов.
6. Время простоев не по вине водителя.
7. Время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей автомобиля, а также выполнение регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи.
8. Время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок, в случае если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем.
9. Время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей.
10. Время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
— организациям, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ);
— индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации.
В течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности).
Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 ч в неделю.
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителям может устанавливаться не более 10 ч.
В случае когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 ч.
Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 ч, в рейс направляются два водителя. При этом такой автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя. Одновременная работа в автомобиле двух водителей при отсутствии в автомобиле специального места для отдыха водителей запрещается.
Применение сверхурочных работ допускается в случаях и порядке, предусмотренных ст. 99 Трудового кодекса Российской Федерации.
При суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 ч, за исключением случаев, предусмотренных п. п. 1, 3 ч. 2 ст. 99 Трудового кодекса Российской Федерации.
Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя 4 ч в течение двух дней подряд и 120 ч в год.
При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 ч, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 ч.
На междугородных перевозках после первых 3 ч непрерывного управления автомобилем водителю предоставляется специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути (пп. «б» п. 15 Положения) продолжительностью не менее 15 мин., в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 ч. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания (п. 25 Положения), специальный перерыв не предоставляется.
Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указываются в задании по времени на движение и стоянку автомобиля (п. 5 Положения).
Состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время (пп. «в» п. 15 Положения), и продолжительность времени проведения медицинского осмотра водителя (пп. «г» п. 15 Положения) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.
Время охраны груза и автомобиля (пп. «з» п. 15 Положения) засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 30%. Конкретная продолжительность времени охраны груза и автомобиля, засчитываемого водителю в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.
Если перевозка на одном автомобиле осуществляется двумя водителями, время на охрану груза и автомобиля засчитывается в рабочее время только одному водителю.
Время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей (пп. «и» п. 15 Положения), засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50%. Конкретная продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей, засчитываемого в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.
Время отдыха водителей устанавливается и в соответствии с разд. V «Время отдыха» Трудового кодекса Российской Федерации и разд. III «Время отдыха» Положения об особенностях рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. N 15.
Водители пользуются правом на:
1. Перерывы в течение рабочей смены.
2. Ежедневный (междусменный) отдых.
3. Выходные дни (еженедельный непрерывный отдых).
4. Нерабочие праздничные дни.
Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов, как правило, в середине рабочей смены.
При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 ч водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 ч и не менее 30 мин.
Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или по соглашению между работником и работодателем.
Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 ч.
Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 ч.
При суммированном учете рабочего времени еженедельные дни отдыха устанавливаются в различные дни недели согласно графикам сменности, при этом число дней еженедельного отдыха в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца.
В случае установления водителям при суммированном учете рабочего времени рабочих смен продолжительностью свыше 10 ч продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращена, но не менее чем до 29 ч. В среднем за учетный период продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 ч.
В праздничные дни допускается работа водителей, если эти дни предусмотрены графиками сменности как рабочие, в случаях, когда приостановка работы невозможна по производственно-техническим условиям (непрерывно действующие организации), на работах, связанных с необходимостью обслуживания населения, и при выполнении неотложных ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ.
При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни по графику включается в норму рабочего времени учетного периода. Графики работы составляются для всех водителей ежемесячно на каждый день или смену с ежедневным и суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей за две недели до введения их в действие. В них устанавливаются время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы, время перерывов для отдыха и питания, а также время, предоставляемое для междусменного и еженедельного отдыха. График работы (сменности) водителей утверждается администрацией автотранспортного предприятия. Об изменении графика работы водителя он должен быть поставлен в известность не менее чем за сутки до начала работы.
Автотранспортное предприятие обязано обеспечить минимальные, в пределах установленных норм, затраты времени на подготовку автотранспорта к выезду, оформление путевой документации.
Отдел эксплуатации автотранспортного предприятия, выполняющего грузовые перевозки, с целью обеспечения безопасности движения автотранспорта осуществляет:
1. Предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей с обязательной отметкой об их проведении в путевом листе.
2. Обеспечение водителей перед выездом в рейс рекомендуемым расписанием движения и схемой маршрута с указанием опасных мест.
3. Анализ выполнения всех предусмотренных рейсов.
4. Регулярные проверки наличия водительских удостоверений и ежедневное информирование водителей при выезде в рейс о погоде и условиях проезда (туман, гололед и т. д.) с обязательной отметкой в путевом листе.
5. Установление пониженных скоростей, а при необходимости прекращение движения, если дорожные или метеорологические условия (разрушение дорожного покрытия, гололед, сильный снегопад, туман, заносы и т. д.) представляют угрозу безопасности перевозок грузов.
6. Контроль за режимом труда и отдыха водителей.
7. Установление режима работы и места отдыха в пути следования при направлении водителей в разовые дальние рейсы или командировки.
8. Контроль за работой подвижного состава на линии, соблюдением водителями Правил дорожного движения.
9. Медицинское переосвидетельствование водителей в установленные сроки.
10. Принятие необходимых мер по соблюдению установленных норм грузоподъемности, не превышающей общую грузоподъемность транспортного средства, указанную в технической характеристике автомобиля данной марки.
Формы организации труда водителей, применяемые в зависимости от характера грузопотоков, протяженности маршрутов и режима работы:
1. Работа водителей организуется по индивидуальному или бригадному методу организации труда. Бригады водителей создаются по принципу обслуживаемых объектов путем объединения водителей, занятых вывозом продукции с предприятий-изготовителей, железнодорожных станций, торгово-посреднических предприятий и т. д. Руководство бригадой осуществляет бригадир. Состав бригады и количество подвижного состава, закрепленного за ней, определяются исходя из объема и характера перевозок, а также режима работы пунктов переработки грузов.
2. На регулярных междугородных маршрутах должны применяться следующие системы организации труда водителей:
Для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя на грузовых автотранспортных средствах устанавливаются тахографы.
Правила использования тахографов на автомобильном транспорте в Российской Федерации утверждены Приказом министра транспорта РФ от 07.07.1998 N 86. Они были разработаны и введены в действие в целях реализации Постановления Правительства РФ от 03.08.1996 N 922 «О повышении безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом», которым было предусмотрено оснащение вновь изготавливаемых грузовых автотранспортных средств с полной массой свыше 15 т, предназначенных для междугородных и международных перевозок, тахографами с 1 января 1998 г.
Тахографы, применяемые на грузовых автомобилях, предназначенных для междугородных и международных перевозок, должны соответствовать требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки. В связи с установкой тахографов на транспортных средствах на водителей и руководство транспортных организаций возлагается ряд дополнительных обязанностей.
Минтранс России Распоряжением от 18.12.2003 N АК-20-р утвердил Стандарт «Технические требования к цифровым тахографам, используемым на автомобильном транспорте при перевозках по территории Российской Федерации».
В таблице представлены обязанности водителей и владельцев транспортных средств по использованию тахографов в соответствии с правилами.
1. Обеспечение правильной эксплуатации
тахографа, его своевременное включение и
переключение ручек тахографа на
соответствующие режимы работы.
2. Своевременные установка, замена и
надлежащее заполнение регистрационных
листов, а также обеспечение их
3. Использование регистрационных листов
каждый день, в течение которого он
управлял транспортным средством, начиная с
момента его приемки.
4. При выходе тахографа из строя ведение
записи режима труда и отдыха на обороте
своего регистрационного листа от руки с
использованием нанесенной на него сетки с
обозначениями и информирование об этом
5. Наличие и предъявление для контроля
сотрудникам инспектирующих органов
заполненных регистрационных листов за
текущую неделю и за последний день
предшествовавшей недели, в течение
которого он управлял транспортным
6. Предоставление возможности сотрудникам
инспектирующих органов производить
контроль списка клейма и установленных на
тахографах табличек с параметрами его
1. Выдача водителям
пригодных для использования в
тахографе, которым оборудовано
транспортное средство, имея
при этом в виду персональный
2. Хранение заполненных
регистрационных листов каждого
водителя в течение не менее
чем 12 месяцев со дня
последней записи и
свидетельства о проверках
тахографов в течение 3 лет с
регистрационных листах и в
случае установления нарушений
принятие мер по их пресечению.
4. Предъявление заполненных
регистрационных листов каждого
водителя для контроля
5. Обеспечение исправных
тахографов, установленных на
Так, водитель грузового автомобиля 4-го разряда выполняет следующие работы:
2. Заправку автомобилей топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью.
3. Проверку технического состояния и прием автомобиля перед выездом на линию, сдачу его и постановку на отведенное место по возвращении в автохозяйство (транспортную организацию).
4. Подачу автомобилей под погрузку и разгрузку грузов и контроль за погрузкой, размещением и креплением груза в кузове автомобиля.
5. Устранение возникших во время работы на линии мелких неисправностей, не требующих разборки механизмов.
6. Оформление путевых документов.
7. Выполнение всего комплекса работ по ремонту и техническому обслуживанию управляемого автомобиля (при отсутствии в организации специализированной службы технического обслуживания автомобилей. При этом он тарифицируется на один разряд выше).
Работа водителя автомобиля 5-го разряда заключается в следующем:
2. Устранение возникших во время работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов.
3. Выполнение регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи.
4. Выполнение всего комплекса работ по ремонту и техническому обслуживанию управляемого автомобиля (при отсутствии в организации специализированной службы технического обслуживания автомобилей. При этом он тарифицируется на один разряд выше).
Водитель должен знать:
1. Назначение, устройство, принцип действия и работу агрегатов, механизмов и приборов обслуживаемых автомобилей.
2. Правила дорожного движения и технической эксплуатации автомобилей.
3. Причины, способы обнаружения и устранения неисправностей, возникших в процессе эксплуатации автомобиля.
4. Порядок проведения технического обслуживания и правила хранения автомобилей в гаражах и на открытых стоянках.
5. Правила эксплуатации аккумуляторных батарей и автомобильных шин.
6. Правила обкатки новых автомобилей и после капитального ремонта.
7. Правила перевозки грузов, в том числе скоропортящихся и опасных.
8. Влияние погодных условий на безопасность вождения автомобиля.
9. Способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий.
10. Устройство радиоустановки и компостеров.
11. Правила подачи автомобилей под погрузку-разгрузку.
12. Правила заполнения первичных документов по учету работы обслуживаемого автомобиля.
Если водитель осуществляет перевозки опасных грузов, то ему необходимо знать:
1. Общие требования, предъявляемые к перевозке опасных грузов, и свои обязанности.
2. Основные виды опасности.
3. Превентивные меры и меры безопасности, соответствующие различным видам опасности.
4. Меры, принимаемые после дорожно-транспортного происшествия (первая помощь, безопасность дорожного движения, основные знания в области использования защитного оборудования, пр.).
5. Знаки и маркировку для обозначения опасности.
6. Назначение технического оборудования транспортного средства и управления им.
7. Поведение транспортного средства с цистернами или контейнерами-цистернами во время движения, включая перемещение груза.