Что такое организация с экономической точки зрения
Организация в экономической теории
Реальные экономические явления зачастую отличаются от экономических моделей и не всегда только по степени сложности. Действительно, успех экономического исследования часто зависит от тех методологических принципов, которые лежат в его основе. Ортодоксальная классическая теория фирмы базируется на принципах методологического индивидуализма. Более сложным экономическим явлением по отношению к классическому пониманию феномена фирмы как первичного экономического субъекта является понятие экономической организации.
Введение в экономический анализ понятия экономической организации не противоречит принципам индивидуализма, как это представляется на первый взгляд. Индивидуализм – это даже, скорее, не метод исследования, а фундаментальная идея. Например, субъективизм у маржиналистов тоже, скорее, не метод, а именно фундаментальная идея. Подход к фирме не просто как к единичному рыночному субъекту, а как к своеобразной организации, позволяет дать определение некоторым видам экономических отношений, складывающихся в организации. Ими являются: контроль, экономическая власть, мотивация и способы передачи информации внутри организации. Используя вышеперечисленные инструменты, мы сможем проанализировать влияние различных форм собственности на структуру и эффективность организации.
Впервые понятие организации как экономического феномена было использовано для построения своей теоретической концепции Альфредом Маршаллом.[69][1] Он употреблял это понятие неоднозначно, на трех уровнях.
На первом уровне организация рассматривается как способность приводить в порядок сложные экономические организмы (по аналогии с биологическими). Организация необходима в силу высокого уровня дифференциации и комплексности экономических явлений, в основе её лежит разделение труда. Она способствует повышению производительности используемых факторов производства.
На втором уровне он отождествляет понятие организации с понятием промышленности или индустриальной организации. Здесь анализируется влияние механизации труда и использования машин.
На третьем уровне Маршалл исследует роль предпринимателя и, следовательно, «деловую организацию». Здесь основным вопросом становится сравнительная эффективность организационных форм предпринимательской деятельности.
В дальнейшем экономисты обращались к понятию организации в основном на макроуровне (общественно-экономическая организация). В микроэкономический анализ оно было включено представителями неоинституционализма.
Проблема существования экономической организации должна рассматриваться под иным углом зрения, чем рынок (согласовать). Эффективность рынка и организации имеет различный механизм реализации. Так, если рынок представляет собой обезличенный процесс обмена или передачи прав собственности, то организация – это властное распределение ресурсов, предпочтений и ценностных ориентиров внутри неё самой, следовательно, организация предполагает существование определенной иерархии.
Организация– это система социальных отношений, ориентированная на достижение общих целей, обладающая собственными ресурсами, внутренней нормативной и статусной структурами, в рамках которых члены организации за соответствующее вознаграждение выполняют отведенные им функциональные роли.
Необходимость хозяйственной обособленности и существования специфических, отличных от рынка учреждений (фирм или экономических организаций) была блестяще доказана Рональдом Коузом.[70][2] Он подчеркивал, что фирма возникает тогда, когда это позволяет экономить на трансакционных издержках, заменив их координационными внутри организации.
Любая экономическая организация обладает следующими признаками:[71][3]
1) Общая цель, не сводимая к индивидуальным целям ее членов;
2) Набор ресурсов и определенный способ их защиты;
3) Система официально утвержденных норм поведения и форм контроля за их соблюдением;
4) Структура устойчиво воспроизводимых статусов (иерархия, постоянное формальное руководство);
5) Специфическое разделение труда между своими членами;
6) Наличие вознаграждений и наказаний за участие или (неучастие) в делах организации.
В экономике организаций признается и анализируется тот факт, что сделки (контракты) заключаются не только на рынке, но и вне него. Это порождает необходимость изучения способов экономической координации. На уровне макросистем в меновой экономике эту функцию выполняет рынок, на уровне централизованно управляемого хозяйства – макроэкономическое планирование. На микроуровне систем сосуществуют различные формы координации, и именно этот факт подчеркивается в предлагаемом подходе.
Как и в ортодоксальной микроэкономике, в рамках экономической теории организаций признается, что организация (фирма) является основной единицей, где принимаются экономические решения. Но на процесс принятия решения влияет распределение прав собственности и тип контроля и экономической власти внутри организации.
2. Дихотомия: институты и организации
В доброй половине экономических исследований понятия институт и организация используются как синонимы. Это обусловлено дихотомией (последовательное деление целого на две части), присущей некоторым из экономических явлений.
Так, например, в последнее время в рамках «новой институциональной экономики», видным представителем которой является Оливер Уильямсон, сформировалась отличная от представленной ранее точка зрения на экономическую природу института. Согласно Уильямсону, институты рассматриваются как механизмы управления контрактными отношениями. Поэтому важнейшими экономическими институтами являются фирмы, рынки и отношенческая контрактация[72][4]. Такой подход концентрирует основное внимание на уровне опосредуемых институтами отдельных трансакций и проблеме их минимизации.
Другие представители неоинституционализма подчеркивают важность различий между институтами и организациями, взаимодействие которых, в конечном счёте, является источником экономической эволюции и институциональных изменений.[73][5] Институты и правила, являясь стандартными ограничениями, принятыми в экономической теории, формируют возможности, которыми располагают члены общества. Организации создаются для того, чтобы использовать эти возможности. По мере своего функционирования и развития организации изменяют институты.
Иными словами, для осуществления функций формальных институтов необходимы специально созданные организации, являющиеся проводниками и исполнителями того или иного закрепленного правила или обычая хозяйствования. Например, институт рынка страхования предопределяет возникновение специфических организаций, которые непосредственно являются субъектами рынка – страховых компаний, обществ взаимного страхования, перестраховочных обществ, пенсионных фондов.
Исходя из вышесказанного, Дуглас Норт так определяет организации:[74][6]
Организациипредставляют собой целенаправленно действующие единицы, созданные организаторами для максимизации богатства, дохода или иных целей, которые определяются возможностями, предоставляемыми институциональной структурой общества.
Организации не обязательно могут являться социально продуктивными, потому что институциональная система (структура) создает искаженные стимулы.
Необходимо отметить, что организации формируются как функции не только институциональных ограничений, но и других ограничений, таких как технологии, доходы и предпочтения. Взаимодействия между этими ограничениями образуют потенциальные возможности максимизации дохода для предпринимателей.
Роль организации в экономической системе
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие организации
Организация (предприятие) представляет собой экономический субъект, который функционирует в экономической системе и занят производством, продажей продукции (услуг) для получения прибыли.
Производство представляет собой любой вид деятельности, который приносит доход вне зависимости от того, происходит он в сфере материального производства или в области предоставления услуг.
Черты организации в экономической системе
Организации присущи следующие основные черты:
Предприятие (организация) представляет собой коммерческую систему, то есть она непременно нацелена на извлечение прибыли.
Это главное отличие коммерческой организации от некоммерческого предприятия.
Некоммерческие предприятия (организации) не имеют главной целью получение прибыли.
К некоммерческим организациям можно отнести:
Направления организации
Организация является хозяйственным субъектом, объединяющим работников посредством общих целей, при этом она несет перед сотрудниками социальную ответственность в экономической общественной системе и должна действовать рационально.
Готовые работы на аналогичную тему
Организация представляет собой сложную организационную структуру, включающую в себя три направления:
На всех этапах развития экономической системы организация является основным звеном.
В организациях осуществляется выпуск продукции, непосредственная связь работников и средств производства.
Цели и задачи организации в экономической системе
Существует несколько основных целей, характерных для каждой организации:
Можно выделить следующие важные задачи организации:
Теория экономической организации
Теория экономической организации. Экономическая организация как частный случай организации вообще. Сопоставление результата и затрат как универсальный принцип выделения экономических организаций. Превышение результата над затратами в конечном итоге как основной критерий отнесения организаций к экономическим. Неприбыльные организации (планово-убыточные предприятия).
Как мы уже отмечали, главным предметом анализа в данном учебном пособии являются экономические организации, их сущность, формы и направления развития. Насколько же выводы, сделанные в предыдущем разделе для организации вообще, подходят для экономической организации в частности?
Ответ на поставленный вопрос представляется нам положительным, так как экономическая организация – это частный случай организации вообще. Комплексы в экономике и их упорядочивание (определение их внутренней структуры) неизбежно включают в себя как начала саморегуляции, так и начала регулирования извне не только в результате изменения параметров среды, но и целенаправленного воздействия человека, который не просто реагирует на какие-то изменения, а стремится проектировать сами организации (внутреннюю структуру соотношения элементов комплекса, см. подробнее 8, 9).
Универсальным принципом выделения экономических организаций из огромного количества других комплексов является сопоставление результата и затрат.
На первый взгляд, может показаться, что мы примитивизируем экономические комплексы (организации), но это обманчивое впечатление. Само определение того, что считать результатом и что считать затратами в экономической деятельности, вероятно, представляет собой один из самых сложных вопросов экономической науки.
Усложним пример: является ли деятельность потребителя экономической? Он ничего не созидает, он расходует и осуществляет конечное потребление. Но и в этом случае можно выделить и результат, и затраты и убедиться, что потребитель сопоставляет их в своей деятельности, которая, на первый взгляд, носит сугубо психологический, а не объективно экономический характер.
Результатом становится предельная (дополнительная) полезность, которую получает покупатель, приобретая конкретный товар. Затратами же выступают реальные денежные расходы, связанные с приобретением данного товара. Именно такой подход лежит в основе определения рационального поведения потребителя. В результате исчезают последние сомнения в том, что наш потребитель, при всем разнообразии потребностей, оценок полезностей, все-таки занимается экономической деятельностью. Следовательно, и комплексы (организации) потребителей становятся экономическими.
Вопрос определения результата и затрат должен решаться индивидуально, применительно к каждому виду деятельности, связанному с хозяйственной. Например, специально рассматриваются издержки при принятии управленческих решений, которые количественно не совпадают с бухгалтерскими издержками.
Вторая сторона проблемы соотнесения результата и затрат связана с необходимостью превышения первого над вторым. Именно это мы будем рассматривать в качестве критерия отнесения организаций к экономическим.
В производственной деятельности такое превышение принимает форму прибыли, и мы можем утверждать, что производитель стремится к ее получению, что является основным побудительным мотивом его деятельности.
В сфере потребления наш покупатель также стремится получить превышение результата над затратами, так как он приобретает только те товары, которые дают ему предельной полезности, выраженной в деньгах или свободном времени, больше, чем реальные денежные затраты, которые придется нести при совершении покупки (мы сознательно несколько упрощаем ситуацию, так как нам принципиально важно определиться в главном, связанном с отнесением или неотнесением определенных комплексов к экономическим).
С планово-убыточными предприятиями дело обстоит несколько сложнее. Они изначально не отвечают основному критерию отнесения организаций к экономическим, поэтому мы утверждаем, что такие предприятия являются административными комплексами (организациями), существующими в экономике.
Такой подход может считаться правильным, так как мы фактически учитываем двойственность, которую привносит в экономическую деятельность сам человек.
С одной стороны, он предстает в качестве рационального субъекта, поведение которого, в известной степени, может считаться предопределенным (иначе не было бы в макроэкономике теории рациональных ожиданий экономических субъектов, а ее автор Р. Лукас не был бы лауреатом Нобелевской премии в области экономики). С другой стороны, поведение человека может строиться и на эмоциональной основе, когда рациональное начало отступает на второй план (вспомним возможность оппортунизма при определении подхода к теории организации на основе трансакционных издержек).
Человек, будучи многогранным субъектом, сознательно воздействуя на хозяйственную деятельность, фактически создает два типа отношений и организаций (чисто экономические и административные (бюрократические)).
Хотим мы того или нет, но полностью абстрагироваться от административной составляющей в хозяйственной деятельности человека невозможно. Более того, внутрифирменные отношения и внутрифирменные структуры в большей степени связаны именно с административными отношениями. Поэтому экономические организации будут в дальнейшем будут отождествляться нами как с экономическими отношениями и экономическими структурами, так и с административными отношениями и административными структурами.
Теперь мы вправе начать рассмотрение непосредственно экономических организаций, среди которых будет рынок. Он-то и станет предметом исследования следующего подраздела работы.
2.1. Рынок как форма экономической
организации, основные положения
рыночной модели
2. Теория экономической организации
Нам представляется, что такого рода определения могут применяться в бытовом восприятии рынка, но они не пригодны, в силу своей примитивности, для экономического анализа.
Может быть, более точно отражает суть рынка определение его как большой информационной системы. Действительно, экономические субъекты любую свою деятельность связывают с информационными импульсами. Их субъект получает из внешней среды, перерабатывает, а затем на этой основе принимает решение и начинает действовать, тем самым возвращая переработанную информацию во внешнюю среду, и так далее. И поведение производителя (фирмы), и поведение потребителя строятся именно на этой основе. Однако такой подход не позволяет воспринять рынок как форму экономической организации хозяйствующих субъектов.
Помочь прояснить дело может рассмотрение модели рынка (рыночной модели). Характерными чертами рыночной модели являются: 1) свобода экономических субъектов, 2) свобода выбора деятельности субъектом, 3) свободное ценообразование, 4) совершенная конкуренция как форма существования экономических субъектов, 5) прибыль как основная цель деятельности экономических субъектов.
Следует заметить, что когда речь идет о какой-то модели, то это предполагает рассмотрение чистого (абстрактного) состояния, которому обязательно в качестве абсолютно противоположного противостоит другое чистое (абстрактное) состояние.
Например, возьмем гипотетический отрезок АВ (см. рис. 1). Мы можем точно определить координаты точек А и В. После этого мы можем брать любые точки С, Д, Е, Ж и так далее. Они будут ближе либо к А, либо к В. Если при этом точка А соответствует чистому рыночному состоянию, то тогда точка В должна соответствовать столь же чистому (абстрактному), но нерыночному состоянию (о нерыночной модели подробно см. 2.3). Теперь у нас есть возможность определить координаты любой другой точки (С, Д, Е, Ж) в координатах рыночности – нерыночности (см. рис.1).
Точки, лежащие ближе к А, будут характеризоваться более высокой мерой рыночности, точки же, максимально близко лежащие к
В, будут характеризоваться более высокой мерой нерыночности.
Рис. 1. Модель определения типов рыночных состояний
Данный методологический подход достаточно часто используется в научных исследованиях. Он очень иллюстративен и позволяет достаточно доходчиво описывать сложные социально-экономические явления.
Начнем со свободы экономических субъектов. Предполагается, что в условиях рынка экономические субъекты суверенны, самостоятельны, независимы в своей деятельности. Объективной основой этой свободы является частная собственность на средства производства, охраняемая законом.
Следующей чертой рыночной модели является свободное ценообразование. При реальном рассмотрении процессов ценообразования в развитых странах становится очевидным, что его “свобода” относительна и чрезвычайно ограничена.
Следует заметить, что и с точки зрения сугубо фирменных интересов прибыль в ряде случаев не выступает в качестве цели экономических субъектов. Это происходит тогда, когда фирма старается закрепиться на данном рыночном сегменте или его расширить.
Выше уже отмечалось, что в условиях рынка цена определяется после процесса производства, фактически за спиной производителя. Это само по себе делает данные систему и форму экономической организации (рыночную) достаточно неопределенными и рискованными для непосредственных участников. Естественно их стремление снизить и риск и неопределенность. Достичь же этого они могут только, подрывая рыночную модель и рынок как таковой, за счет создания систем, дающих возможность определять или, хотя бы, достаточно точно предвидеть продажную цену до начала процесса производства. Такая система и, соответственно, экономическая организация уже не будут рыночными или, по крайней мере, будут не только рыночными, но и нерыночными.
Второй момент связан с так называемой асимметричностью информации. Суть этого явления сводится к тому, что экономические субъекты принимают решения, не владея полной или достоверной информацией о других субъектах.
Асимметричность информации, таким образом, должна все-таки учитываться (определяться) как на уровне микроэкономики, так и на уровне макроэкономической политики.
2.2. Роль и место контрактных отношений
в условиях рынка
2. Теория экономической организации
Говоря о контрактной системе, прежде всего мы должны окончательно определиться в том, что имеем дело с нерыночной формой экономической организации. Можно, вероятно, для этого использовать перечень характерных черт рыночной модели. Нам представляется, что это следует сделать проще. Необходимо сопоставить рыночную систему экономической организации и контрактную систему по двум критериям: когда определяется цена производителем (до или после процесса производства) и являются ли рыночные трансакции (отношения) бесплатными.
В обоих случаях рыночная и контрактная системы противостоят друг другу. В условиях рынка цена определяется после процесса производства. При контрактной системе это происходит в момент заключения контракта, т. е. до начала непосредственного процесса производства. Если рыночные трансакции являются бесплатными для экономических субъектов, то трансакции, защищенные контрактами, требуют дополнительных затрат, связанных с контрактом.
Противопоставление рыночной и контрактной экономических организаций отнюдь не означает, что здесь противостоят рынок и нерынок. Контрактная система образуется в результате возможности при появлении капиталов-монополий заменить экономические отношения (купли-продажи) юридическими (правовыми) отношениями (см. выше). Уже в силу этого контрактная система не является нерыночной системой. Здесь справедливее будет говорить о подрыве рыночных отношений.
Таким образом, контрактная система представляет собой своеобразный симбиоз рыночных и нерыночных начал экономической организации, получающий свое материальное воплощение в юридическом документе (соглашении), который регулирует экономические отношения.
Контракт как юридическая форма, в которую облекаются экономические отношения равноправных участников, призван повысить общую эффективность хозяйствования экономических субъектов по сравнению с чисто рыночной формой экономической организации.
Каким образом это достигается?
При определении эффективности в условиях рынка хозяйствующие субъекты непосредственным образом сопоставляют результат (полученную выручку) и затраты (издержки, которые были сделаны в ходе производственного процесса и процесса реализации продукции). Полученная эффективность показывает, на сколько результат превосходит затраты, которые были произведены (в реальных денежных единицах).
Вероятно, что при высоком развитии производительных сил, когда концентрация и централизация капитала доводят дело до появления и собственного воспроизводства капиталов-монополий, наш предприниматель сделает выбор в пользу второй альтернативы, так как даже при выросших издержках (за счет контракта) гарантии получения дохода (ценообразование до начала процесса производства) дают в конечном итоге зримый дополнительный эффект (все, что произведено в рамках контракта, будет реализовано, в отличие от ситуации, когда перед предпринимателем стоит мучительный вопрос: примет или не примет рынок весь произведенный мною товар?). В этом случае общая эффективность возрастет.
Но всегда ли контрактная система эффективнее рынка (ведь было время, когда ее не было)? Ответить на этот вопрос можно при помощи рассмотрения карты контрактов (по О. Уильямсону).
Следует заметить, что О. Уильямсон трактует контракт гораздо шире, чем авторы данной работы. Это связано, в первую очередь, с развитостью контрактных институтов в США. В России же пока, как нам представляется, подход к контракту должен быть уже, ограничиваясь непосредственно контрактными отношениями (закреплением трансакции (сделки) юридическим соглашением сторон).
Это находит свое выражение в когнитивной карте контрактов, где автор фактически считает синонимами понятия “теория отраслевой организации” и “теорию контрактов”. Происходит следующее разветвление контрактов (сделок):
1. Реализация целей монополии:
1.1. Ограничение на конкурентов:
— наличие входных барьеров в отрасль,
— стратегическое поведение субъектов,
1.2. Ограничение на потребителей:
— монопольные рычаги воздействия на рынок,
— политика ценовой дискриминации.
2. Стремление к росту эффективности:
2.1. Система стимулов:
— посредством прав собственности,
— использование агентских отношений,
2.2. Минимизация трансакционных издержек:
— измерение рентабельности трансакций,
в зависимости от структуры управления контрактами.
По Уильямсону выходит, что участники заменяют обычную рыночную сделку купли-продажи на свободном рынке более сложной формой экономической организации (контрактацией) либо для достижения монополистических целей, либо для повышения эффективности. С этим тезисом в целом можно согласиться.
Выше мы связывали переход к контрактной системе с тем, что она обеспечивает большую эффективность функционирования экономического субъекта. Как нам представляется, такая трактовка фактически включает в себя и цель достижения монополистического положения на рынке, так как рыночная эффективность функционирования в конечном итоге все-таки находит свое выражение в прибыльности деятельности, выяляемой при сопоставлении результата и затрат в широком смысле слова (см. выше).
И все-таки из рассмотренной карты видно, что чисто контрактными являются отношения, связанные с минимизацией трансакционных издержек (прямая связь с ростом эффективности функционирования экономических субъектов).
Именно здесь экономические отношения принимают форму отношений юридических, закрепленных в соответствующем соглашении участников экономической сделки (трансакции).
Авторы считают, что российским стандартам более отвечают простая классификация контрактов (сделок), предложенная Уильямсоном О., а также условия, которые требуют защиты трансакции, т. е. заключения контракта.
Простая классификация контрактов (сделок):
1. Сделки с активами общего назначения.
2. Сделки с активами специфического назначения:
— без предоставления каких-либо гарантий участникам,
— с предоставлением определенных гарантий участникам сделки (контрактных, юридическое закрепление экономических отношений).
Специфичность активов связана с их монополизацией в любой форме. Она обретает свое значение только при наличии: 1) ограниченной рациональности, 2) оппортунизма экономических субъектов, 3) экономической неопределенности.
Сделки с активами общего назначения лучше доверить рынку (как форме экономической организации). Сделки со специфическими активами в ряде случаев не получают контрактной поддержки. Такие сделки подвержены нестабильности и они либо превращаются в вид сделок с активами общего назначения, либо получают контрактную поддержку (происходит заключение юридического соглашения).
Здесь при окончательном принятии решения как раз и возникает проблема: либо появляются дополнительные издержки (трансакционные, связанные с заключением контракта), либо отсутствуют какие-то гарантии. Реальной становится связь между ценой безубыточности и типом управления сделкой (рынок или контрактная система). Большие гарантии предопределяют меньшую цену безубыточности, но они связаны с дополнительными издержками. Нельзя нести небольшие трансакционные расходы, не предоставляя никаких гарантий.
В заключение данного раздела попытаемся более точно ответить на вопрос: какие типы сделок соответствуют какому типу экономической организации?
1.1. Покупка стандартного оборудования, неспециализированные активы,
1.2. Покупка оборудования, сделанного на заказ, средняя степень специализации активов,
1.3. Строительство какого-то предприятия, специализированные активы.
2. Регулярно повторяющиеся:
2.1. Покупка стандартных материалов, неспециализированные активы,
2.2. Покупка заказанных материалов, средняя степень специализации активов,
2.3. Перемещение полуфабриката по смежным производственным стадиям, связанным со специфичностью местоположения,
2.4. Покупка комплектующих узлов и деталей для сборочного производства,
2.5. Сборка продукции из комплектующих и узлов.
Именно этому типу экономической организации и будет посвящена следующая часть нашей работы.
2.3. Нерыночная модель экономических отношений
(иерархия), внутрифирменная контрактация
2. Теория экономической организации
Вернемся к рис. 1 (с. 60). Положение А характеризовалось нами как соответствующее состоянию свободного (совершенного) рынка. Положение В противостояло ему в качестве полного антипода рынку. Условно мы назвали его нерынок. Но между А и В имеется огромное количество конкретных экономических организаций, которые отличаются друг от друга мерой рыночности-нерыночности.
Однако, как нам представляется, примером контрактной системы этот “промежуточный” тип не ограничивается. Необходимо отметить, что даже реальный рынок как экономическая организация несет в себе определенную (известную) меру и нерыночности. Такое положение вещей, вероятно, дает нам основания утверждать, что имеют место не только контрактная система как конкретная форма существования рыночности-нерыночности в системе, но и нерыночные отношения в рамках рыночных систем.
К ним можно отнести отношения субподряда, франчайзинга, другие формы взаимосвязей между крупными и мелкими компаниями, сопровождающиеся установлением отношений зависимости при формальной юридической независимости последних, сложные виды внутрифирменных взаимосвязей между материнскими и дочерними компаниями, головными компаниями и филиалами.
Несколько слов о каждом из видов нерыночных отношений в рамках рыночных систем.
Отношения субподряда. Это тип экономической организации, когда между крупной компанией и мелким капиталом устанавливаются отношения несимметричной взаимозависимости за счет преимущественно долгосрочных договорных отношений. Участники данных отношений, пусть даже и юридических, как правило, неравноправны (у одной из сторон реально отсутствует полный суверенитет над собственной деятельностью). Субподрядчику обычно доверяется производство полупродукта, связанного с одной или несколькими стадиями (не самыми главными) общей технологической цепочки. Именно это и делает данный тип экономической организации самостоятельным, отличным от контрактной системы, где участники соглашения равноправны.
Франчайзинг. Данная форма экономической организации представляет собой соглашение между крупной и мелкой компаниями, предоставляющее право последней заниматься той деятельностью, которая является основной для компании, дающей на это разрешение, или использовать ее торговую марку. Здесь также отсутствует признак равноправности участников соглашения, так как результатом франчайзингового соглашения является потеря части самостоятельности одной из компаний, ведущая к отношениям несимметричной взаимозависимости. В России, пожалуй, наиболее успешно используется франчайзинг компанией “1С”, занимающейся распространением бухгалтерских компьютерных программ.
Возможны и иные виды несимметричных отношений между крупными и мелкими компаниями, сопровождающиеся заключением соглашений или без них (на основе джентльменских соглашений). Например, способы включения мелких и средних компаний в единый технологический процесс крупной компании, не сопровождаемые заключением соглашений субподрядного типа. В этом случае мелкие компании, оставаясь юридически самостоятельными, фактически становятся колесиками единого большого механизма, вне которого они просто не могут существовать. Данные предприятия не производят товар в политэкономическом смысле, так как он не вступает в непосредственные отношения обмена или купли-продажи (их место занимает неэквивалентный обмен деятельностью).
Перечисленным выше видам “промежуточных” состояний противостоят в качестве нерыночных (неэкономических) отношения между подразделениями компании в рамках внутрифирменной иерархии.
В конце концов, мы вправе утверждать, что существуют, по крайней мере, три чистых типа экономической организации и немалое количество видов нерыночных отношений в рамках рыночных систем, которые могут быть выбраны любым экономическим субъектом добровольно или навязаны более сильным участником сделки (трансакции). Это: 1) рыночные отношения (экономические, купли-продажи), 2) контрактная система (экономические отношения принимают форму равноправных юридических соглашений), 3) нерыночные отношения, внутрифирменная иерархия (фактически это неэкономические (административные) отношения), 4) большое количество неравных, несимметричных отношений между крупными и мелкими компаниями (нерыночные отношения в рамках рыночных систем).
Теперь настало время подробно остановиться на нерыночной модели. Для ее анализа используем тот же подход, который был нами с успехом опробован на рыночной модели экономической организации. Здесь рыночные характеристики принимают форму своей полной противоположности. Их тоже пять: 1) отсутствие свободы у экономических субъектов, 2) отсутствие свободы выбора вида деятельности, 3) ликвидация рыночной (свободной) цены, 4) отсутствие конкуренции (полная монополия), 5) иная (не прибыль) основная цель деятельности экономического субъекта.
Проверим, насколько все эти черты нерынка соответствуют внутрифирменной иерархии, т. е. фирме как таковой.
Отсутствие свободы выбора деятельности. Данное положение столь же легко доказуемо, как и первое. Структурные подразделения не могут иметь такой свободы. В противном случае фирма не сможет существовать как целостный механизм с единством воли и действий в достижении поставленных целей.
У экономического субъекта нерыночного типа (а структурное подразделение компании именно таким субъектом и является) не может быть цели максимизации прибыли, так как деятельность подразделения не принимает форму товара и, стало быть, не возникает прибыли вообще. Можно говорить о рационализации внутрифирменных финансовых потоков на основе бюджетирования (основная проблема финансового менеджмента), но в этом случае все цифры получаются не непосредственно в результате обмена товаров, а расчетно на основе трансфертных цен.
Таким образом, фирма и ее внутрифирменная иерархия отвечают всем характерным чертам нерыночной экономической модели (нерыночной экономической организации).
Важными дополнительными характеристиками нерыночной системы являются определение параметров внутренней среды организации до начала процесса производства и неэкономический характер внутрифирменных отношений (отсутствует непосредственное сопоставление результата деятельности и затрат).
Оба этих положения не требуют специального доказательства. Они представляются очевидными. Определение и контроль параметров внутренней среды фирмы являются в менеджменте обязанностью управляющих и руководства компании. Столь же определенным считается и второе положение, высказанное выше. Его легко доказать от противного. Все попытки придать внутрифирменным отношениям характер экономических терпели полный провал, так как в фирме отсутствует единая объективная основа сопоставления деятельности и затрат, которыми в рыночной и контрактной системах являются деньги (всеобщий эквивалент, всеобщая форма связи и т. д.). Их замена в фирме трансфертными ценами или нормативами затрат возможна только на субъективной основе, следовательно, и все отношения внутри компании субъективизируются, т. е. становятся неэкономическими (административными).
Необходимо отметить, что фирма (внутрифирменная иерархия) также строится на принципах информационной системы, как и рынок, и контрактная система (последняя неотделима от информации в части исследования рынка, поиска партнера, реализации контракта и проч.).
Отличие информационных потоков в фирме от других форм экономической организации связано с их опосредованностью. До конкретного подразделения внешняя информация доходит от руководства (руководящего центра) фирмы уже в переработанном виде (руководящие импульсы, приказы, распоряжения и др.).
Опосредованность и административная закрепленность внутрифирменных отношений “материализуется” во внутрифирменной структуре, которая излагается в таких важнейших управленческих документах, как “Положение об организационной структуре компании”, “Положение о подразделении”, штатное расписание.
Однако, на наш взгляд, нельзя утверждать однозначно, что отношения внутри фирмы строятся только на административной основе. Этот тип отношений является структуроопределяющим, доминирующим, но не единственным.
Во внутренней среде организации могут иметь место отношения с известной мерой рыночности, особенно когда фирма состоит из сложной комбинации юридически самостоятельных подразделений. Такие отношения не могут считаться чисто рыночными, но они не являются и административными. Здесь появляется возможность более-менее объективно соотнести результат и затраты.
Теперь нам необходимо конкретизировать положения, высказанные выше о нерыночном типе организации (внутрифирменной иерархии). Это можно сделать при рассмотрении отношений собственности и многообразия организационных форм фирм. Данная проблема и станет центральной в следующей части работы
2.4. Отношения собственности
и многообразие организационных
форм фирмы
2. Теория экономической организации
Отношения собственности и многообразие организационных форм фирм. Предпринимательские способы организации (система выкладывания сырья и контроля за производством, федеративный способ организации). Способы организации на основе отношений коллективной собственности (коммунный способ организации и организация типа “группа равных”). Капиталистические способы организации фирмы (организации типа “внутренняя контрактация”, “отношения административного подчинения”). Реальность и распространенность выделенных способов организации. Степень иерархичности способов организации с точки зрения контрактных отношений и механизма принятия решений. Эффективность способов организации.
Результаты анализа сведены нами в таблицы (см. табл. 2, 3). Однако необходимо сделать некоторые замечания.
Пояснения к этим замечаниям будут даны после таблиц.
Способы внутрифирменной организации
(отношения собственности)
2. На 1-й и 3-й стадиях капиталистическая организация действует под командой одного капиталиста, на 2-й стадии работа выполняется не наемными рабочими, а внутренними подрядчиками, которым и передано производство.
Степень иерархичности способов организации
(в порядке возрастания)
С точки зрения контрактных отношений | С точки зрения механизма принятия решений |
· федеративный (п.) · коммунный (кол.) · группа равный (кол.) | · федеративный (п.) · коммунный (кол.) |
· выкладывания сырья (п.) | · выкладывание сырья (п.) · внутренняя контрактация (кап.) |
· внутренняя контрактация (кап.) · административное подчинение (кап.) | · группа равных (кол.) |
· административное подчинение (кап.) |
Последовательность эффективности способов организации (по нарастающей от наименее эффективного к наиболее эффективному):
Критерии определения эффективности способов организации:
1. Особенности продуктового потока (транспортные расходы, буферные запасы, “утечка” продукта на стыках).
2. Особенности распределения трудовых затрат (рабочее место, лидерство, контрактация).
3. Особенности побудительных мотивов (интенсивность работы, эксплуатация оборудования, локальная реакция на изменения, локальные нововведения, системная реакция на изменения).
Вернемся к двум замечаниям, которые были сделаны ранее.
Мы видим, что представленный О. Уильясоном набор понятий не является полным. Нет, например, организационных форм, соответствующих капиталистической мануфактуре (см. 1.2). Тем не менее проделанный американским ученым сравнительный анализ организационных форм капитала в связи с отношениями собственности и контрактными отношениями, безусловно, очень полезен для студентов, овладевающих основами теории организации.
Теперь поговорим о выборе критериев определения эффективности функционирования организационных форм.
Следующий вопрос, который мы будем рассматривать, связан с превращением рыночных отношений (рыночной формы экономической организации) во внутрифирменные (экономическую организацию внутрифирменной иерархии). Этот процесс получил в науке название фундаментальной трансформации рыночных отношений во внутрифирменные.
2.5. Фундаментальная трансформация
рыночных отношений во внутрифирменные
2. Теория экономической организации
Фундаментальная трансформация рыночных отношений во внутрифирменные. Концентрация и централизация производства и капитала и процесс укрупнения хозяйственной единицы. Ограниченность ресурсов и действие закона возрастающей затратности и убывающей доходности. Роль инфраструктуры, информации и новых товаров. Увеличение затрат на трансакции в результате увеличения количества экономических субъектов, размеров экономической системы и информационного потока (количества связей в рамках хозяйственной системы). Выбор предпринимателя между рыночными трансакциями, контрактной системой и внутрифирменной иерархией.
Этот процесс не только реально идет, но он, к тому же, и подробно количественно описан. Есть несколько корректных, признаваемых большинством исследователей показателей, которые дают возможность “видеть” этот процесс в динамике.
Приведем данные по крупнейшим фирмам (компаниям, предприятиям) мира, занятым в реальном секторе экономике (табл. 4).
* Отсутствуют сопоставимые данные по рыночной капитализации. Вместо них указана величина собственного капитала, которая, как правило, в несколько раз меньше, чем рыночная капитализация.
Источники: Современные транснациональные корпорации. М., 1983. С. 20-38, Виноградов И. Очередные рейтинги крупнейших американских компаний // Коммерсантъ-Daily. 1998. 21 апреля; Баранов Г., Виноградов И. “Газпром” вошел в 100 крупнейших компаний мира // Коммерсантъ-Daily. 1998. 23 января Кобяков А. Капиталистическая гигантомания // Эксперт. 1997. № 34. С. 46-48.
Аналогичные процессы протекают и в других сферах деятельности (финансы, торговля, страховое дело, банковское дело и т. д.).
Другими причинами, сокращающими сферу господства рыночной организации, по нашему мнению, являются: 1) действие объективной тенденции возрастания затратности и убывания доходности в результате ограниченности ресурсов, 2) возрастание роли инфраструктуры, 3) информации, 4) новых товаров, 5) увеличение затрат на трансакции в результате роста количества экономических субъектов, размеров экономической системы и информационного потока.
Рассмотрим указанные причины подробнее.
Действие объективной тенденции возрастания затратности и убывания доходности в результате ограниченности ресурсов. Данная тенденция может не требовать в целом более крупных хозяйствующих субъектов, так как только им под силу становится использовать возрастающую массу предметов труда, которые с течением времени обходятся человечеству дороже (переход к более бедным месторождениям и разработка ресурсов, находящихся дальше от мест традиционного использования).
Возрастание роли информации. Информационные системы являются частью инфраструктуры, поэтому все, что справедливо применительно к инфраструктуре, справедливо и применительно к ним. Здесь самостоятельным аспектом является именно возрастание роли информации. Поэтому вполне уместно говорить и об информационном обществе, и об информационных технологиях, и т. д.
Увеличение затрат на трансакции в результате роста количества экономических субъектов, размеров экономической системы и информационного потока. Положения, связанные с ростом количества экономических субъектов, размеров экономической системы и информационного потока, как нам представляется, уже нашли свое доказательство на страницах данной работы. Все они в конечном итоге ведут к росту затрат на совершение сделок (трансакций). Мы не можем абстрагироваться от такого рода издержек, и поэтому неправомерно вести разговор о бесплатности рыночных трансакций. В данном случае нельзя говорить только о рыночной экономической организации. Мы должны вести речь о контрактной системе и внутрифирменной иерархии. Все это в результате и подрывает монополию рыночной экономической организации.
Теперь наш предприниматель стоит перед непростым выбором: или рынок с его бесплатностью трансакций, но высокой степенью неопределенности, или контрактная система с незначительной мерой неопределенности и риска невыполнения контракта одной из сторон, но с достаточно высокими затратами на реализацию трансакций, или внутрифирменная иерархия с нерыночным типом организации и господством административных отношений, или какие-то комбинации из представленных форм экономической организации, или нерыночные отношения в рамках рыночных систем.
Фундаментальная трансформация рыночных отношений во внутрифирменные происходит в двух основных формах, которые мы и будем рассматривать в двух последующих частях данного исследования.