Что такое организация в истории

Возникновение и развитие организации

Что такое организация в истории. Смотреть фото Что такое организация в истории. Смотреть картинку Что такое организация в истории. Картинка про Что такое организация в истории. Фото Что такое организация в истории Что такое организация в истории. Смотреть фото Что такое организация в истории. Смотреть картинку Что такое организация в истории. Картинка про Что такое организация в истории. Фото Что такое организация в истории Что такое организация в истории. Смотреть фото Что такое организация в истории. Смотреть картинку Что такое организация в истории. Картинка про Что такое организация в истории. Фото Что такое организация в истории Что такое организация в истории. Смотреть фото Что такое организация в истории. Смотреть картинку Что такое организация в истории. Картинка про Что такое организация в истории. Фото Что такое организация в истории

Что такое организация в истории. Смотреть фото Что такое организация в истории. Смотреть картинку Что такое организация в истории. Картинка про Что такое организация в истории. Фото Что такое организация в истории

Что такое организация в истории. Смотреть фото Что такое организация в истории. Смотреть картинку Что такое организация в истории. Картинка про Что такое организация в истории. Фото Что такое организация в истории

Развитие связано с качественными изменениями. Иными словами, изменение и развитие — это разновидности процесса перемен, выделяемые в зависимости от уровня упорядоченности данного процесса. Если рассматривать объект развития как систему, то под качественными изменениями следует понимать возникновение новых устойчивых структурных составляющих — элементов, связей, зависимостей, т.е. процесс развития связан с преобразованием структуры системы. Здесь хотелось бы обратить внимание на некоторые методологические моменты.

Свойством развития обладают многие системы, не являются исключением и системы управления. Развитие представляет собой путь, который проходит система с момента ее возникно­вения. Развитие, как известно, представляет собой закономерное, ка­чественное изменение и характеризуется необратимостью и направ­ленностью. Как и любая система, система управления организацией в своем развитии проходит ряд последовательных этапов:

Таким образом, система управления имеет свой жизненный цикл.

Возникновение и становление представляют собой прогрессивное изменение системы, так как это есть процесс формирования, организации системы управления. В свою очередь, преобразование отражает процесс дезорганизации системы управления. Период зрелости отражает стационарное состояние системы, реализацию ее потенциала. «В этот период процесс организации уравновешивается равным по силе, но противоположным по направлению процессом дезорганизации.

Возникновение означает появление нового качества. Но ни одна новая система управления не возникает на пустом месте, даже если ее возникновение связано с революционным социально-экономическим преобразованием, все равно это осуществляется на базе предшествующей системы. Возникнув на основе старых управленческих отношений, система управления имеет системные качества, которые укрепляются и расширяются в процессе функционирования и развития, Постепенно новая система управления «достраивается», т.е. образует новые подсистемы, которые необходимы для реализации собственных функций и достижения поставленных целей. В процессе развития обычно наблюдается такая закономерность: развитие идет вначале не за счет всех элементов, а за счет более или менее узкой группы определяющих элементов с последующим доразвитием всех остальных элементов явления.

Любая социально-экономическая система обладает исторической преемственностью. Процесс возникновения можно разделить на два этапа:

1) скрытый, когда в недрах старого появляются новые элементы,
идет их количественный рост;

2) явный, когда новые элементы образуют новую структуру, т.е. качество.

Возникновение нового свидетельствует о том, что старое в данных условиях себя исчерпало, перестало удовлетворять потребностям субъекта управления. Это означает, что всякие организационные перестройки элементов системы ведут не к совершенствованию, а к ее преобразованию.

Возникновение и развитие системы есть возникновение и разрешение ее противоречий. Становление представляет собой противоречивое единство процессов дифференциации и интеграции: дифференциация элементов усиливает их интеграцию, а интеграция, в cвою очередь, сдерживает дифференциацию.

Зрелая система находится в устойчивом состоянии. Но это не означает остановку процесса взаимодействия противоречивых сторон данной системы, что и обусловливает дальнейшее преобразование. По мере становления системы управления развиваются ее функции. Система специализируется и начинает приспосабливаться к определенному способу взаимодействия с внешней средой. В период зрелости прекращаются процессы дифференциации: между элементами системы образуется устойчивая связь, структуризация завершается. Как и любая другая система, система управления может успешно функционировать в той среде, в которой она сформировалась. Переход системы в другую среду неизбежно вызовет ее преобразование. Таков закон существования любых систем.

Но даже функционирование в благоприятных внешних условиях не исключает обострения внутренних противоречий, которые выводят ее из состояния равновесия. Система управления вступает в завершающий этап своего развития — этап преобразования.

Что такое организация в истории. Смотреть фото Что такое организация в истории. Смотреть картинку Что такое организация в истории. Картинка про Что такое организация в истории. Фото Что такое организация в истории

Преобразование системы управления означает ее переход в новое качество. Причиной преобразования выступает противоречие между формой связи элементов системы и их взаимодействием с внешним окружением. Внешняя среда воздействует на систему управления таким образом, что изменяет способ взаимодействия элементов системы со средой.

Вместе с функциями отдельных подсистем и элементов меняются и их связи с остальными частями системы управления, которые функционируют по-прежнему. Количество старых элементов и взаимодействий уменьшается, а число новых увеличивается. Таким образом, одна система разрушается, а другая возникает. Процесс преобразования одной системы управления означает одновременный процесс возникновения новой.

Развитие связано с определенной направленностью процесса Прогрессивное развитие характеризуется такими свойствами, как повышение уровня организации системы, ее усложнение. Главное в направлении развития — возникновение новых возможностей в реализации основных целей системы: внутренних и предъявляемых извне требований. С учетом этих уточнений можно дать следующее определение развития управления.

Развитиеорганизации — процесс закономерного перехода управления с одного качественного уровня на другой, обеспечивающий конкурентные преимущества производства или своевременную его переориентацию на другие рынки.

В этом определении отражены прогрессивный характер развития управления и его направленность на обеспечение современных целей производственной системы.

В соответствии с системным подходом развитие организации представляет собой глубокое качественное изменение ее состава, связей и функционирования. О саморазвитии организации речь может идти, когда эти изменения провоцируются компонентами и элементами внутри системы. Когда же качественные изменения являются результатом воздействия внешней среды, развитие системы является организуемым. Эти факторы могут служить как ограничителями, тормозом для развития, так и катализаторами экономического роста. К внутренним экономическим факторам (флуктуациям) можно отнести колебания доходов, спроса, предложения, цен, ставок процента, инвестиции, инн овации, выпуск новых товаров, колебание курсов акций и др.

До определенных пределов система может нейтрализовать флуктуации различного характера, чему способствует равновесие ее структуры в эволюционный период. Лишь флуктуации, достигшие определенной силы, будут оказывать заметное влияние на производственную систему.

Источник

Как написать текст об истории компании? Этапы, правила и примеры

Что такое организация в истории. Смотреть фото Что такое организация в истории. Смотреть картинку Что такое организация в истории. Картинка про Что такое организация в истории. Фото Что такое организация в истории

Что такое организация в истории. Смотреть фото Что такое организация в истории. Смотреть картинку Что такое организация в истории. Картинка про Что такое организация в истории. Фото Что такое организация в истории

Что такое организация в истории. Смотреть фото Что такое организация в истории. Смотреть картинку Что такое организация в истории. Картинка про Что такое организация в истории. Фото Что такое организация в истории

Что такое организация в истории. Смотреть фото Что такое организация в истории. Смотреть картинку Что такое организация в истории. Картинка про Что такое организация в истории. Фото Что такое организация в истории

Маркетологи и веб-мастера до сих пор не пришли к единому мнению: стоит ли рассказывать на сайте об истории развития бизнеса или нет? Еще один важный вопрос: как написать об истории компании так, чтобы читатель не зевал, а действительно изучал текст?

Давайте сразу определимся. Есть два пути.

Путь первый: если страница истории рассказывает о том, как сформировался «молодой и дружный коллектив», или как фирма научилась «выполнять работу качественно и в срок», то блок однозначно лишний. Такой контент никому не интересен.

Но есть и второй путь. Если вы стремитесь дать конкретную информацию и познакомить читателей с тем, как росла и развивалась ваша организация, то блок об истории развития компании точно нужен.

Нужен, потому что такой текст не просто формирует четкое представление о вас, но еще и закладывает элемент доверия к бренду. Из разряда “непонятно кто” вы становитесь компанией с конкретным лицом. А это уже важно.

Если хотите пойти по второму пути, у нас для вас отличные новости: сегодня вы научитесь писать об истории компании правильно и метко. Мы подробно расскажем обо всех этапах, дадим примеры и правила. Словом, вам будет полезно.

Этапы написания текста об истории компании

Сначала факты: текст “О нас” и текст “История компании” не идентичны. Да, в тексте “О нас” может быть раздел с описанием ваашего развития, но вообще это несколько разные форматы:

Понимая этот момент, уже можно приступать непосредственно к этапам написания.

Этап 1. Заголовок

Как правило, в тексте о развитии компании используется два варианта составления заголовка:

Например, «От семейного бизнеса до международной корпорации». Из такого заголовка читатель сразу понимает, что есть реальные показатели развития.

Этап 2. История создания компании

В этом разделе автор рассказывает, кто основал бизнес, когда это произошло и при каких обстоятельствах. Особенно эффектно выглядит этот блок, если компания действительно может похвастаться большим опытом работы или ее основатель – авторитетная в этой сфере личность.

Помните, что конкретика в текстах о росте и развитии вашего бизнеса очень важна. Если вы всячески избегаете цифр и конкретных фактов, то такой материал превращается в безликую поделку. Он “не цепляет”.

Также рекомендуем не лгать, поскольку сегодня все достаточно просто проверяется простым поиском по Сети.

Если есть какие-то неприглядные факты, можно либо рассказать о них честно (это даже прибавит к вам уважения от людей “в теме”), либо как-то пропустить.

Этап 3. История работы компании

Здесь подробно описывается, как росла фирма с момента создания до сегодняшнего дня. Из этого блока читатель узнает, какие достижения есть у организации, с кем работает, как расширилась..

На этом этапе отлично “заходят” сравнения роста компания в таблицах. Можно сравнивать все, начиная от числа сотрудников и объемов продаж, заканчивая появлением серьезных клиентов или проведенных проектов.

Еще одна фишка: фотографии. Скажем, групповая съемка сотрудников в начале истории и сейчас. Когда сняты 11 человек и потом уже 300 —это неплохо запоминается. А можно фото зданий, офисов, парка спецтехники и прочее-прочее.

Этап 4. Сотрудники

Чтобы повысить уровень доверия к фирме, необходимо сделать представление компании менее обезличенным. В этом поможет виртуальное знакомство с ключевыми сотрудниками — директором, руководителями отделов.

Информацию о сотрудниках можно умело вплести в сторителлинг, рассказав, на каком этапе существования к команде присоединился очередной работник.

Ваша компания не против экспериментов и готова написать историю своего равзития более неформально? Тогда можно пойти еще дальше, добавив иронии и юмора. Скажем, представив главного бухгалтера как “Самый главный человек по денежкам”.

Или, например, рассказать забавные эпизоды из истории работы сотрудников. Креативьте!

Этап 5. Уникальное торговое предложение

Финальный акцент — озвучивание вашего уникального торгового предложения. Конечно, можно обойтись и без него, часть авторов вообще не пишет в тексте истории компании об УТП. И все же советуем написать. Хотя бы потому, что немного рекламы никогда не помешает.

Опять же, это уже конец текста. Читатель уже делает выводы, поэтому рассказать о своем УТП будет вполне к месту.

И еще немного советов

В принципе, приведенную выше схему выше можно принимать за образец и полностью на нее опираться. Если же у вас есть какой-то опыт копирайтинга, можно пойти дальше, Например, попробовать трансформировать этапы под другие форматы.

То есть, вы используете все ту же информацию, но подаете материал нестандартно. Рассказываете об истории роста и развития компании не так, как это делают все.

Варианты нестандартных текстов могут быть, допустим, такими:

– История может быть оформлена в виде интересных фактов, сортированных в хронологическом порядке или в порядке крупнейших достижений.

– Еще один способ — обращение к читателям от имени директора или вставка цитат руководителя к каким-то ключевым событиям.

– Привязка к конкретным периодам. Вы разбиваете текст на отдельные участки по типу “первые 2 года”, “2-4 года”, “4-6 лет” и так далее. И на каждом участке вкратце повторно перечисляете изменения на всех 5 этапах, о которых мы говорили ранее (история работы, сотрудники и т.п. ).

Итак, об этапах вы с вами поговорили. Теперь самое время рассказать о том, как писать об истории развития компании, исходя из основных правил маркетинга и копирайтинга. Это и будет второй частью нашей статьи.

История компании: правила маркетинга и копирайтинга

Говорите о компании

Не все владельцы фирм и авторы текстов понимают, как важно правильно позиционировать компанию. Перед тем как читатель узнает путь развития вашего бизнеса, он должен получить четкое представление – чем организация занимается сейчас.

Будет правильно, если вы упомянете в тексте следующие моменты:

Важно понимать, что даже те факты, которые для самой компании являются очевидными, для читателя вовсе не очевидны. Поэтому крайне рекомендуется вспомнить все моменты, о которых вы могли умолчать по принципу “ну это и так понятно”.

Правильное преподнесение истории

При составлении текста истории компании важно опираться на несколько правил грамотной подачи информаии:

Правило 1. Не только факты, но и немного маркетинга. Ваш текст должен работать на вас даже в том случае, если вы подаете просто информацию.

Конечно, не стоит уходить в сторону “мы лучшие, купи-купи” (текст об истории компании пишут не для этого), но маркетинговые вставки все же нужны. Ниже можно посмотреть несколько примеров таких вставок.

Вставка: закрытие возражений. Маркетолог или автор статьи заранее уточняет, какие сомнения мешают клиентам сделать заказ.

Например, клиенты боятся долгой доставки. Тогда автор закрывает это возражение: рассказывает, как компания начала сотрудничать с проверенным сервисом доставки или наняла собственных курьеров.

Вставка: борьба с негативом и отстройка от других. Вы незатейливо упоминаете, что уже изначально видели, насколько слабы существующие до вас аналогичные услуги или недостаточно хороши какие-то продукты. И “именно поэтому нам пришла в голову мысль создать товар N, который бы разительно отличался по качеству … “.

Правило 2. Вовлечение читателя в диалог. Это можно сделать следующим образом:

Например, компания по пошиву одежды на заказ может использовать конструкцию так:

Мы отправили наших стилистов на дополнительное обучение, чтобы вы могли носить актуальные фасоны и быть в тренде.

Благодаря столь нехитрым приемам у посетителя сайта создается впечатление, что он общается с вами вживую. К тому же так читателю проще увидеть собственные выгоды от сотрудничества с вами.

Что такое организация в истории. Смотреть фото Что такое организация в истории. Смотреть картинку Что такое организация в истории. Картинка про Что такое организация в истории. Фото Что такое организация в истории Удачный пример истории компании, где новинка подчеркивает выгоду для потребителя и заботу о нем

Правило 3. Пишите текст об истории компании в связке с выгодами клиентов Любое ключевое событие (открытие первого филиала, освоение зарубежного рынка, открытие магазина в соседнем регионе) может быть описано с точки зрения выгоды для клиента.

Например:

В 2020 году мы открыли 7 новых филиалов в крупнейших городах Красноярского края. Это позволило сократить стоимость точечной доставки на 12% за счет снятия нагрузки с главного склада.

Зачем это вам? Затем, что во время написания истории мы кирпичик за кирпичиком строим отношения с читателем.

Человек раз за разом делает выводы о том, что компания везде ищет выгоды не только для себя, но и для него. И чем лучше вы сумеете это внушить, тем выше будет кредит первоначального доверия.

Правило 4. Убирайте второстепенные факты и детали. Рекомендуем убрать из истории компании “воду”, которая вряд ли будет интересна читателю.

Например, можно смело удалять из списка событий очередное собрание акционеров, слишком мелкие информационные поводы, какие-то второстепенные детали роста.

Помните, что вы пишете не помесячную хронику развития компании, а маркетинговый текст, усиленный фактами из вашей истории.

Правило 5. Демонстрируйте достижения. К тексту об истории компании всегда можно “приплести” какие-то интересные отраслевые достижения, награды, сертификаты и так далее.

Например:

В 2020 году компания вышла на максимальный уровень признания рынком. Сразу 8 отраслевых наград стали отличным доказательством правильного вектора нашего развития.

Затем можно дать галерею наград, перечислить названия значимых событий и так далее. Если уж заслужили, то скрывать такие факты не нужно. Единственное, подобные блоки лучше давать компактно, не перемешивая их с логически иными частями текста.

Что такое организация в истории. Смотреть фото Что такое организация в истории. Смотреть картинку Что такое организация в истории. Картинка про Что такое организация в истории. Фото Что такое организация в истории Ваши награды должны видеть все. Это отлично работает

Правило 6. Будьте “живыми”. Чтобы создать более крепкий мостик между вами и клиентов, необходимо хотя бы минимально “очеловечить” компанию. Уже не безликие “мы”, а живые люди.

Почему важно быть “живыми”? Потому что возникает совершенно иной уровень доверия.

Пока текст безлик, все ваши достижения и обещания воспринимаются читателем несколько отстраненно. Когда же включается личностный фактор, человек уже начниает видеть в вас потенциальных партнеров.

Это особенность психики любого Homo Sapiens: наши эмоции оживают и обостряются, когда у текста есть “конкретные лица”.

Как написать историю компании с эффектом “оживления”? Есть несколько приемов:

Варианты действий после текста

Мало знать о том, как написать текст “Наша история”, нужно понимать, что делать с читателем дальше. Естественно, самый логичный путь – это сделать в конце материала призыв к действию.

А затем уже, в зависимости от вида действия, предложить заполнить форму заявки, перейти на страницу товаров, призвать скачать маркетинг-кит и так далее.

Есть, впрочем, еще один неочевидный вариант, который используют далеко не все. Этот вариант – сделать читателя подписчиком. Это действительно крутое решение, поскольку оно позволяет вам не потерять человека после посещения сайта.

Вот несколько советов, как правильно использовать форму подписки:

И, конечно, также не нужно забывать о социальных сетях. Если у вас есть сильная группа с регулярными обновлениями, можно разместить ее (или их, если если несколько) виджеты после истории компании.

А уж затем, когда человек вступит в группу, можно тоже точечно с ним работать с помощью тех же SMM-рассылок или продающих постов в соцсетях.

Главные ошибки при написании текстов об истории компании

Обилие штампов. Вместо того, чтобы рассказать реальные детали, авторы используют общие многозначительные фразы. Чтобы избежать этого недочета, нужно использовать конкретику, цифры, нестандартные преимущества компаний.

Самовосхваление, которое рефреном проходит через весь текст. Читателю куда интересней прочитать о том, что реально сделала компания, а не пробиваться через 5 000 знаков формата “какие мы идеальные“.

Слишком много текста. Часть копирайтеров считает, что чем подробнее будет описан процесс развития фирмы, тем лучше. Это не так. На самом деле, плохо продуманные лонгриды даже не дочитывают до конца.

Правильный вариант: уменьшить размер статьи, но указать только реально интересные и важные факты.

Слишком подробные и длинные тексты об истории компании лучше все же писать в корпоративных книгах для сотрудников, а не для потенциальных клиентов.

Что такое организация в истории. Смотреть фото Что такое организация в истории. Смотреть картинку Что такое организация в истории. Картинка про Что такое организация в истории. Фото Что такое организация в истории Пример структурирования информации в тексте об истории компании

Отсутствие структуры в тексте. Помните, что любой читабельный текст очень любит деление на абзацы, блоки, подразделы. Помимо чисто технических элементов структурирования, можно разбавлять текст информационными вставками:

Заключение

Страница с текстом об истории компании – это не прихоть, а действенный маркетинговый инструмент. Такой материал позволяет очеловечить фирму, сделать ее ближе к потребителям. А также отстроиться от конкурентов: рассказать клиентам, почему им выгодно обратить внимание именно на вас.

Важно понимать, что создавать подобный текст без четкого понимания принципов и правил написания – достаточно рисковое занятие. Если не иметь знаний и навыков, страница “Наша история” может даже навредить.

И, наоборот, если все сделать правильно, то профессиональный рассказ об истории развития вашего бизнеса лишь добавит бонусов в общую копилку доверия и репутации.

Источник

История предприятия

Одна из наиболее популярных тем исторического исследования в краеведении — это изучение истории предприятия. Фабрика, завод, электростанция, мастерская — всё это сферы приложения человеческой деятельности, а потому история человечества невозможна без истории созданного им производства.

Историк-исследователь во многом подобен следователю с той лишь разницей, что расследуемые события произошли, как правило, очень давно, а допросить многих очевидцев уже не удастся. Ниже предлагается алгоритм исследования в виде ряда вопросов. Последовательно отвечая на них, вы тем самым будете продвигаться в своём исследовании. Итак, начнём.

Содержание

Создание [ править ]

Это первый вопрос, на который следует найти точный, однозначный ответ. Очень часто в истории даже крупных, известных компаний дата их «рождения» остаётся «белым пятном», либо окутана легендами и домыслами, проверить которые крайне сложно. Отсюда множество квази-юбилеев, громкие заявления о «праве первородства» и т.п. Будьте внимательны и беспристрастны!

Последовательно найдите ответы на следующие вопросы:

Обязательно уточните в тексте своей работы, что именно вы подразумеваете под датой создания предприятия: начало строительства объекта, его запуск в эксплуатацию (пробную или рабочую), подписание приказа об учреждении, назначение руководителя (он же — первый сотрудник), первое упоминание в источниках и т.д.

Выясните, где первоначально было создано предприятие — начиная с населённого пункта и заканчивая конкретным расположением на местности.

Постарайтесь, насколько это возможно, объективно проанализировать причины возникновения предприятия. Помните, что заявления, декларируемые в официальных документах, могут существенно отличаться от реальных мотивов, двигавших людьми. Анализируя источники, отбросьте субъективные пристрастия. Избегайте главных врагов историка — патриотизма/нигилизма и ностальгии/веры в прогресс. Не следует изначально воспринимать прошлое ни как прекрасное, но утраченное (ностальгия), ни как отсталое и заскорузлое. История родного завода, района, села не обязательно будет величественной, заслуживающей уважения или гордости. Возможно, в ней окажутся неприглядные эпизоды — их следует учесть и зафиксировать беспристратно.

Очень важно выявить инициаторов создания предприятия — как формальных/официальных, так и негласных/неофициальных. Учтите, что в советские годы решающее слово зачастую было за партийным руководством и, следовательно, ответы на этот вопрос могут скрываться в документах профильных отделов местных парторганов.

Предшественники (если имеются)

Установите, было ли создано предприятие на новом месте, либо на базе (материальной, организационной, кадровой) другого предприятия. Учтите выявленные факты при определении даты и места создания предприятия.

Проследите этапы строительства предприятия. По возможности, соотнесите полученную информацию с сохранившимися постройками, изображениями, воспоминаниями старожилов и работников предприятия.

Производство [ править ]

Для того, чтобы определить масштабы и значение предприятия, следует собрать точные сведения о его производственной деятельности. Помните, что данные разных периодов могут разниться, а потому нельзя делать выводы на основании показателей, относящихся только к одному периоду истории предприятия.

Производственные мощности (история и современное состояние)

Площади (отдельно — основного/вспомогательного производств, складов, офисов и т.п.), количество оборудования, его производительность, автопарк и т.д.

Источники сырья и материалов

Источники энергии (газ, нефть, дрова, уголь, мазут; плотина и т.д.)

Один из важнейших элементов конкурентоспособности предприятия, степени его развития. Если в течение времени источники энергии менялись, следует отметить время этих перемен и их последствия (рост производительности, сокращение штатов, увеличение расходов и т.д.).

Характер производства (полный производственный цикл, сборочное и т.д.)

Отвечая на этот вопрос, оцените реальное положение дел, не ограничиваясь утверждениями официальных отчётов предприятия.

Транспортные коммуникации (доставка сырья и материалов, отправка продукции)

Проанализируйте, каким образом доставлялось сырьё и вывозилась готовая продукция. Сделайте вывод о том, насколько практичной и целесообразной была сложившаяся транспортная схема, какое влияние оказывала она на работу предприятия.

Продукция (перечень, характеристика, соотношение различных видов продукции)

Проследите, как изменялся ассортимент выпускавшейся продукции (оказываемых услуг). Выявите причины и последствия этих изменений. Результаты можно систематизировать и представить в виде таблицы. Ценность исследования существенно возрастёт, если вам удастся точно определить хронологические границы использования товарных знаков предприятия (как правило, со временем они менялись). Это позволит достоверно и точно атрибутировать его продукцию, в том числе в музейных собраниях.

Персонал [ править ]

Постарайтесь проследить, как менялся этот показатель, выявить причины и последствия этих изменений.

Проанализируйте состав персонала по различным критериям: уровень квалификации и образования, профессиональная принадлежность, виды работ и т.д. Оцените, насколько удовлетворяло сложившееся в этой области положение нуждам предприятия; какими причинами было обусловлено такое соотношение различных групп сотрудников; соответствовало ли это кадровой политике руководства; какие отношения складывались между различными группами работников.

Очень важно выявить источники формирования персонала, в том числе по отдельным группам работников. Кто это были — жители данного населённого пункта, или окружающих его селений, либо мигранты из других регионов. Из каких социальных, этнических, религиозных групп набирался персонал и каковы были причины этих предпочтений. К примеру, на уральских заводах часто работали приписные крестьяне, в Сибири — каторжане и т.д. Широко практиковались переходы мастеров с одного предприятия на другое, зачастую в разных регионах, при этом возникали конфликты с местными работниками и т.д.

Где жили работники предприятия: в собственных домах, общежитиях (в нач. ХХ века их часто именовали «казармами»), на съёмных квартирах и т.д. Можно ли говорить о сложившемся районе, населённом преимущественно работниками данного предприятия (слободка). Если это так, то постарайтесь установить его границы на местности, уточнить название (в том числе его происхождение), этапы формирования, современное положение.

Узнайте, существовали ли семьи, в которых представители разных поколений работали на одном предприятии. Определите, насколько распространённым было это явление, наблюдался ли рост социального статуса от поколения к поколению, либо его консервация (когда сын рабочего также оставался рабочим).

Любая история — это всегда история человека, а история любого социального объединения всегда состоит из судеб отдельных людей. Попробуйте реконструировать биографии отдельных работников, желательно, принадлежавших к разных социальным группам. По возможности, не ограничивайтесь работой с архивными документами, а формируйте свою источниковую базу самостоятельно. Встречайтесь с работниками предприятия (списки ветеранов обычно можно получить в профсоюзном комитете), проводите глубокие интервью, а потом внимательно изучайте свои записи (лучше всего записывать их на диктофон). Помните, что множество интересных материалов может сохраниться в семейных архивах, а человеческая память фиксирует детали и нюансы, ускользающие от внимания составителей официальных документов.

Проанализируйте, насколько подтверждаются ваши выводы и предположения, сделанные в масштабах всего предприятия, на примерах конкретных людей. Нет лучшего способа проверить теорию, чем проанализировать элементарные частицы её доказательств.

Место на рынке [ править ]

Восстановите круг поставщиков предприятия. Определите причины и целесообразность его формирования, учитывая не только экономические, но также и политические, административные, личные факторы.

Проанализируйте круг потребителей продукции (услуг) предприятия, его изменения и причины этих изменений.

Важно установить, с кем предприятию приходилось бороться за потребителя, определить, насколько ожёсточённой и добросовестной была эта конкуренция, какими методами она велась, кто одерживал в ней верх.

Наличие уникальных предложений (товаров и услуг, которые производятся и предоставляются только этим предприятием)

Помните, что слово уникальный означает единственный — не бросайтесь им без достаточных на то оснований. В равной степени следует проявлять осторожность в обращении со словами: крупнейший, единственный, первый, старейший и т.п.

Региональное значение [ править ]

Градообразующее или нет’ (в том числе применительно к сельским поселениям)

Градообразующее не означает единственное. Главным критерием является значение данного предприятия для жизни территории — экономической и социальной. Если вы сомневаетесь в правомерного этого определения, то сперва найдите ответы на нижеуказанные вопросы.

Доля работников предприятия в общем числе работающих жителей поселения, района

Наличие других производств на территории поселения, района

Наличие других рабочих мест на территории поселения, района

Доля, занимаемая предприятием на рынке региона

Социальная инфраструктура [ править ]

Наличие собственное социальной инфраструктуры стало традицией российсских предприятий ещё задолго до революции. Следует учесть этот важный фактор, оказывающий воздействие на отношения между работниками и работодателями, уровень рентабельности и т.п.

В 1980-е годы многие (если не большинство) советских предприятий создали собственные музеи. Зачастую у их истоков стояли энтузиасты из числа ветеранов, которым удавалось собрать множество интересных предметов, документов, воспоминаний и т.д. В 1990-е годы многие из этих музеев пришли в упадок, либо были ликвидированы. Постарайтесь проследить историю формирования этих музеев и судьбу их коллекций. По возможности, используйте выявленные материалы в своих исследованиях.

Дома отдыха, детские лагеря и т.д.

Современное состояние [ править ]

Если предприятие существует и в наши дни, оцените его современное положение по перечисленным ниже параметрам, применив уже описанные методы исследования.

Отражение в музейном собрании, экспозиции и выставках [ править ]

Логичным завершением вашего исследования может стать изучение собрания местного музея (обычно, это краеведческий музей) с целью выявления материалов, относящихся к данной теме.

История комплектования по теме

В этом случае ценными источниками информации может стать учётная и полевая документация: книги поступлений, акты приёма предметов на постоянное хранение, полевые дневники, полевые описи, коллекционные описи. В большинстве случаев уровень оформления и ведения документации в российских музеях оставляет желать лучшего, поэтому следует проявлять терпение, внимательность и изобретательность. Интересующие вас материалы могли отложиться не только в фонде самого предприятия, но и в личных фондах его работников (здесь поможет знание персонального состава), фондах отраслевых профессиональных организаций, советских и партийных органов и т.д. Обратите особое внимание на юбилейные годы, когда вероятность комплектования материалов о предприятии была наиболее велика. Помните, что у каждого музейного предмета есть свой индивидуальный номер (точнее, два номера: по Книге поступлений основного, либо вспомогательного фонда — например, ОФ 13853; и номер по Инвентарной книге, где первые буквы являются шифром коллекции — например, Док. 1383). Выявив интересующий вас предмет, обязательно запишите оба номера, не ограничиваясь столь же распространённой, сколь и нелепой формулировкой «Хранится в музее №».

Анализ сформированной коллекции

Проанализируйте музейную коллекцию по различным критериям: хронологии, представленности различных видов продукции, соотношению материалов о предприятии и о его работниках, наличию образцов продукции разных лет и групп и т.д.

Экспозиционное представление данной темы, коллекции

Выясните, экспонировались ли когда-либо эти предметы, в том числе на выставках, посвящённых именно этому предприятию. В научном архиве (либо документальном фонде) музея могли сохраниться книги отзывов, порой отражающие мнение работников предприятия об увиденном.

Перспективы комплектования и изучения истории

Выявите пробелы в музейной коллекции и ваших знаниях об истории предприятия. Определите перспективы и пути восполнения этих пробелов.

Итог [ править ]

Если вы сумели последовательно ответить хотя бы на половину поставленных выше вопросов, а затем столь же системно изложить полученную информацию, можете не сомневаться — вы отлично поработали! Внимательно вычитайте написанный вами текст, отшлифуйте формулировки так, чтобы не оставалось возможностей для двоякого, неверного толкования, расставьте ссылки (в том числе на устные и музейные источники). Похоже, у вас получилась полноценная краеведческая статья?! Если вы хотите получить консультацию автора данного курса, то можете создать на своей личной странице подраздел (к примеру, Lena/Мои работы, где Lena — ваше имя в Викиверситете, а Мои работы — название соответствующего раздела. Выложите там свой текст с вопросами и комментариями, после чего оставьте соответствующее сообщение на странице автора курса, либо на дискуссионной странице соответствующего раздела. Вместе мы наверняка разрешим ваши сомнения.

После этого смело предлагайте свою статью к публикации в краеведческий сборник или журнал, выкладывайте в Интернет, а затем разместите в Викитеке. И приступайте к следующему исследованию — тайны истории ждут вас!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *