Что такое организм 3 класс определение

Живые организмы

В предыдущей статье мы рассказывали, что биология — это наука о живых существах, или живых организмах. Казалось бы, все просто. Но что такое живое существо? Что такое жизнь? Что значит быть живым?

С полной уверенностью можно сказать, что ты, твои родители, сестры, братья, друзья, одноклассники, соседи по дому, домашние питомцы относятся к живым существам. А вот капли дождя, падающие на землю, телефон, стол, стул, компьютер, велосипед и масса других предметов являются неживыми. По каким критериям мы понимаем, что перед нами — живой организм? Конечно, если привести список, в котором перечислены как живые существа, так и неживые предметы, ты вряд ли ошибешься — правильно укажешь, что из этого живое, а что — нет. А по каким признакам биологи отличают живые организмы? Давай разбираться.

Что такое организм 3 класс определение. Смотреть фото Что такое организм 3 класс определение. Смотреть картинку Что такое организм 3 класс определение. Картинка про Что такое организм 3 класс определение. Фото Что такое организм 3 класс определение

Признаки живых организмов

В составе живых существ — клетки

Все живые существа содержат одну или иного клеток, при этом многоклеточные организмы отличаются сложным и упорядоченным строением.

Что такое организм 3 класс определение. Смотреть фото Что такое организм 3 класс определение. Смотреть картинку Что такое организм 3 класс определение. Картинка про Что такое организм 3 класс определение. Фото Что такое организм 3 класс определение

Клетки можно сравнить с кирпичами. Внимательно присмотрись к кирпичной кладке. Если ты находишься далеко от здания, то перед тобой будет ровная поверхность, но подойдя ближе, ты увидишь, что стена выложена из огромного количества кирпичей, причем лежат они в определенном порядке. Такое же упорядоченное строение характерно и для живого организма.

Движение

Все живые существа шевелятся или движутся. Это действительно так.

Попробуй проанализировать свои действия за последние полчаса. Возможно, ты только что проснулся, умылся, позавтракал и собираешься на улицу?

Активное движение свойственно и животным. А что происходит с растениями? Они тоже двигаются. Конечно, не так быстро, как животные, но, тем не менее, движение большинства из них заметно. Многие растения направляют свои цветки к солнцу, открывают и закрывают соцветия, а некоторые хищные даже умудряются ловить насекомых!

Что такое организм 3 класс определение. Смотреть фото Что такое организм 3 класс определение. Смотреть картинку Что такое организм 3 класс определение. Картинка про Что такое организм 3 класс определение. Фото Что такое организм 3 класс определение

Получение энергии

Все живые существа получают энергию из окружающей среды и используют ее для поддержания своих жизненных функций, роста и размножения.

Рост и развитие

Все живые организмы растут и развиваются. Жизнь каждого из них начинается по-разному но, пройдя определенные этапы развития, у большинства видов малыш в конце концов превращается во взрослое существо.

Что такое организм 3 класс определение. Смотреть фото Что такое организм 3 класс определение. Смотреть картинку Что такое организм 3 класс определение. Картинка про Что такое организм 3 класс определение. Фото Что такое организм 3 класс определение

Так, например, лягушка должна пройти стадию головастика, бабочка начинается с гусеницы, а процесс развития детенышей кенгуру просто уникален! Малыши рождаются на стадии эмбриона и сами заползают в сумку матери, где продолжают свое развитие. Растения тоже проходят определенные жизненные циклы.

Реакция на раздражители

Одна из важных отличительных черт живых организмов заключается в том, что они реагируют на изменения окружающей среды и внешние раздражители.

Например, если ты дотронешься до любого животного (кошки, собаки, хомячка и т.д.), то оно обязательно каким-то образом отреагирует на твое прикосновение (убежит, свернется в клубок, повернет к тебе голову). А если ты коснешься любого неживого предмета, то вряд ли тебе стоит ожидать какой-либо ответной реакции. В лучшем случае ты просто сдвинешь предмет с места, если он не очень тяжелый.

Размножение

Очень важной характеристикой живых существ является способность размножаться, т.е. оставлять после себя потомство. Этот процесс называется репродукцией.

Что такое организм 3 класс определение. Смотреть фото Что такое организм 3 класс определение. Смотреть картинку Что такое организм 3 класс определение. Картинка про Что такое организм 3 класс определение. Фото Что такое организм 3 класс определение

Твои родители создали тебя, у кошек появляются котята, у собак — щенята. Так происходит со всеми представителями живого мира. Более того, посредством репродукции живые организмы передают свои качества новым поколениям.

Смерть

Все организмы не вечны, они умирают. Это одна из уникальных особенностей живых существ. Все живое когда-нибудь умрет. Период времени, в течение которого организмы функционируют и размножаются, называется продолжительностью жизни, и у всех она разная.

Жизнь некоторых организмов ограничивается всего лишь днями или даже часами.

Например, существуют бактерии и насекомые, которым достаточно нескольких часов, чтобы появиться на свет, повзрослеть, оставить потомство и умереть. Средняя продолжительность жизни человека составляет 65—70 лет.

А среди представителей растительного мира есть и настоящие долгожители, среди которых секвойи и баобабы. Возраст этих растений может достигать 5000 лет!

Что такое организм 3 класс определение. Смотреть фото Что такое организм 3 класс определение. Смотреть картинку Что такое организм 3 класс определение. Картинка про Что такое организм 3 класс определение. Фото Что такое организм 3 класс определение

Что необходимо для поддержания жизни?

Что нам нужно для комфортной жизни? Возможно, первыми в списке будут еда, вода, дом, одежда.

Среди других потребностей могут быть общение, образование, занятия спортом и т.д. Если у тебя есть домашние животные, то ты знаешь, что для комфортного проживания им тоже нужны еда, вода, дом, твое внимание, игры, прогулки, иногда даже и одежда.

У всех живых существ есть определенные потребности, и у каждого они разные. Рыбам нужна вода, птицам — веточки, чтобы свить гнездо, растениям — свет и вода. Но базовые потребности любых живых организмов одинаковые. Нам всем нужны пища, вода, кислород, жизненное пространство и возможность поддерживать оптимальное состояние, которое называется гомеостаз.

Все живые организмы нуждаются в питании. Те, которые могут сами создавать питательные вещества, как, например, растения, называются продуцентами. Те, которые только потребляют пищу, так и называются — потребители, при этом они могут питаться продуцентами. Типичные потребители — животные в том числе и люди.

Энергия

Для поддержания жизненных функций всем существам нужна энергия. Это один из тех ресурсов, которые позволяют им выживать.

Что такое организм 3 класс определение. Смотреть фото Что такое организм 3 класс определение. Смотреть картинку Что такое организм 3 класс определение. Картинка про Что такое организм 3 класс определение. Фото Что такое организм 3 класс определение

Каким образом энергия используется? Однозначного ответа на этот вопрос нет. В природе огромное количество живых организмов, и каждый из них по-своему применяет энергию. Например, гепардам она нужна для погони за добычей, а некоторые виды червей используют энергию для прокачивания воды через собственное тело.

Солнечный свет

Основным источником энергии для большинства живых организмов является Солнце. Оно согревает Землю и создает благоприятные условия для существования всего живого. Для растений и других организмов, живущих за счет фотосинтеза, солнечный свет — жизненно необходимое условие существования.

Что такое организм 3 класс определение. Смотреть фото Что такое организм 3 класс определение. Смотреть картинку Что такое организм 3 класс определение. Картинка про Что такое организм 3 класс определение. Фото Что такое организм 3 класс определение

Для человека солнечная энергия также очень важна. При ясной и солнечной погоде в нашем организме вырабатываются гормоны радости и удовольствия (эндорфины). Более того, солнечный свет — это еще и отличный источник витамина D для человека.

Питание

Для роста, развития и восстановления всем живым существам нужно питание, причем у каждого организма свой путь получения питательных веществ. Например, к животным питательные элементы поступают из пищи, которую они потребляют.

Что такое организм 3 класс определение. Смотреть фото Что такое организм 3 класс определение. Смотреть картинку Что такое организм 3 класс определение. Картинка про Что такое организм 3 класс определение. Фото Что такое организм 3 класс определение

Питание — одно из условий для создания новых клеток, восстановления роста и пополнения сил живого организма.

Как долго человек сможет обходиться без воды? Уже через несколько часов его будет одолевать жажда. Несколько дней без воды приведут организм в критическое состояние, а ее отсутствие в течение недели может стать причиной смерти.

Что такое организм 3 класс определение. Смотреть фото Что такое организм 3 класс определение. Смотреть картинку Что такое организм 3 класс определение. Картинка про Что такое организм 3 класс определение. Фото Что такое организм 3 класс определение

Почему жизнь без воды невозможна? Большинство живых существ состоит из воды. Например, ее доля в твоем организме составляет 66%. Вода необходима для протекания большинства химических реакций, происходящих в клетках. Она также помогает доставлять питательные вещества и выводить шлаки. Вода охлаждает твое тело, помогает сохранить его чистоту. Водные процедуры — обязательное условие сохранения здоровья человека.

Кислород

В воздухе нуждается большинство живых организмов (в том числе и растения), хотя есть и такие, которые не переносят кислород. Преобладающее количество организмов использует его во многих жизненно необходимых химических реакциях. По мнению ученых, кислород в земной атмосфере появился в результате деятельности древних простейших форм жизни.

Живые существа получают кислород из окружающей среды различными способами. Большинство наземных животных берет его непосредственно из воздуха, в то время как представители водного мира получают кислород, растворенный в воде. На самом деле не важно, каким образом это вещество попадает в живые организмы.

Жизненное пространство

Ты уже знаешь, что живые существа нуждаются в питании, воде, кислороде и энергии, и все это они получают из окружающей среды. Иногда количество ресурсов, необходимых для поддержания жизнедеятельности, бывает ограниченным. Не всегда доступна вода, порой сложно добыть пищу. Именно поэтому живые организмы нуждаются в определенном жизненном пространстве.

Например, растениям и грибам необходимо место для роста и развития, а животные испытывают потребность также в территории, где они могут найти себе пищу. Каждому виду нужна своя среда обитания которая отвечает его потребностям.

Известно, что животные очень ревностно защищают свою территорию. Ты наверняка сталкивался с ситуацией, когда приходил в дом друзей и их собака начинала на тебя рычать, даже несмотря на то, что видела тебя не в первый раз и всегда довольно дружелюбно относилась к тебе на улице. Почему так происходит? Ответ прост: у собаки срабатывает естественный инстинкт защиты своей территории. В данном случае она защищает дом, в который пришел чужой человек — ты!

Точно так же ведут себя и представители дикой природы. Так, например, все животные, живущие в стае, прогоняют чужаков из враждебных стай. Птицы отпугивают представителей других видов, давая понять, что они не рады случайным гостям. А смысл всех этих действий заключается в обеспечении безопасности собственного вида и создании условий для нормальной жизнедеятельности.

Экстремофилы

Что такое организм 3 класс определение. Смотреть фото Что такое организм 3 класс определение. Смотреть картинку Что такое организм 3 класс определение. Картинка про Что такое организм 3 класс определение. Фото Что такое организм 3 класс определение

Экстремофилы — так называются существа, способные жить и размножаться в экстремальных условиях: при чрезвычайно высоких либо низких температурах или давлении, отсутствии света и т.д. Такие организмы не зависят от солнечной энергии, дышат газами и питаются неорганическими веществами, которые совершенно не пригодны для человека.

Классификация живых организмов

На Земле насчитывается более 10 млн видов различных организмов. Для того чтобы изучить и описать их развитие, поведение и образ жизни, ученые решили разделить всех живых существ на группы, т.е. сгруппировать их по сходным и родственным признакам Такое деление называется классификацией.

Существуют различные системы классификации живых организмов. Однако наиболее приемлемым и удобным считается деление живого мира на пять больших групп, которые называются царствами (животные, растения, грибы, бактерии и вирусы).

Что такое организм 3 класс определение. Смотреть фото Что такое организм 3 класс определение. Смотреть картинку Что такое организм 3 класс определение. Картинка про Что такое организм 3 класс определение. Фото Что такое организм 3 класс определение

При этом в каждом царстве все живые существа включены в довольно сложную иерархическую структуру, в которой выделяют определенные ранги: типы, классы, порядки, семейства, роды и виды.

Что такое организм 3 класс определение. Смотреть фото Что такое организм 3 класс определение. Смотреть картинку Что такое организм 3 класс определение. Картинка про Что такое организм 3 класс определение. Фото Что такое организм 3 класс определение

Что такое организм 3 класс определение. Смотреть фото Что такое организм 3 класс определение. Смотреть картинку Что такое организм 3 класс определение. Картинка про Что такое организм 3 класс определение. Фото Что такое организм 3 класс определение

По мере изучения живых организмов было предложено много разных классификаций. Так, например, 2500 лет назад Аристотель предложил разделить всех животных на два типа: с кровью и без крови. Позже животных с кровью он поделил на три группы по способу их передвижения: умеющих плавать, ходить и летать. Такая классификация была актуальной до XVIII в., затем она была усовершенствована шведским врачом и натуралистом Карлом Линнеем. Согласно Линнею, основным критерием классификации растений были количество, величина и расположение пестиков и тычинок цветка, а мир животных он разделил на шесть классов по их совершенно очевидным признакам: млекопитающие, птицы, рыбы, гады, насекомые и черви. Систематик или таксономист — так называется ученый, который занимается классификацией живых организмов.

Царство животных

Животные — самое многочисленное царство. Среди его представителей находятся как самые маленькие одноклеточные организмы (инфузории-туфельки и амебы), так и гигантские млекопитающие (слоны, киты и пр.). Сюда отнесены все живые существа, у которых есть следующие признаки: особое строение клеток, способность к активному самостоятельному передвижению, питанию, дыханию, росту, развитию и размножению.

Несмотря на то, что человек также является представителем царства животных, он часто рассматривается отдельно от них.

Животные бывают одноклеточными и многоклеточными, при этом многоклеточные отличаются более крупными размерами.

По признаку наличия или отсутствия скелета все животные делятся на две группы: позвоночные и беспозвоночные. Более того, у многоклеточных животных симметричное строение тела, которое помогает им активно двигаться, сохранять равновесие и поворачиваться как вправо, так и влево. Животные бывают теплокровными и холоднокровными. У теплокровных животных температура тела постоянна и не зависит от окружающей среды, а у холоднокровных такая зависимость есть.

Источник

Конспект урока окружающего мира по теме «Организм человека». 3-й класс

Класс: 3

Цель: дать представление об организме человека, учить прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать, соблюдая здоровый образ жизни.

Планируемые предметные результаты освоения материала: Учащиеся научатся объяснять, что такое органы и системы органов человека, устанавливать связь между их строением и работой.

Планируемые личностные результаты освоения материала: ориентация на выполнение правил здорового образа жизни на основе знаний об организме человека;

Планируемые метапредметные результаты освоения материала:

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями, модель организма человека, толковый словарь.

Организационный момент

Ветерок с березкой шепчется,
На траве блестит роса
Нам с тобой земля-волшебница,
Снова дарит чудеса.
Миллион чудес загадочных
Мы встречаем каждый час,
Словно самый добрый сказочник
Сочиняет их для нас.

А кто этот волшебник? (ПРИРОДА)

Актуализация знаний

— Какой большой раздел вы закончили изучать на прошлом уроке? (Эта удивительная природа)

— Что такое природа? (Это все, что нас окружает и не создано человеком)

— Какая бывает природа? (Живая и неживая)

Сегодня мы начнём изучать новый раздел «Мы и наше здоровье». Как вы думаете, что мы будем изучать в этом разделе? (Этот раздел посвящён изучению человека, особенностям строения его тела, работе органов, охране здоровья).

Постановка учебной задачи. Формулировка темы

Кто знает сказку «Красная шапочка»? А кто ее автор? (Шарль Перро)

Сейчас я вам прочитаю отрывок из этой сказки.

— Бабушка, почему у вас такие большие руки?
— Это чтобы покрепче обнять тебя, дитя мое.
— Бабушка, почему у вас такие большие уши?
— Чтобы лучше слышать, дитя мое.
— Бабушка, почему у вас такие большие глаза?
— Чтобы лучше видеть, дитя мое.
— Бабушка, почему у вас такие большие зубы?
— А это чтоб скорее съесть тебя, дитя мое!

Скажите, о чем Красная шапочка спрашивала волка? (о руках, об ушах, о глазах, о зубах? ОБ ОРГАНАХ)

Что отвечал ей волк? ДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ (наводящие вопросы)

Давайте сформулируем тему урока.

Как вы думаете, о чем мы будем с вами сегодня говорить?

Сегодня мы будем говорить об ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА.

Изучение нового материала

Скажите, а что значит организм?

Где мы можем узнать точное определение данного понятия? (в словаре)

В словаре дается такое понятие

Организм человека – это система органов, взаимосвязанных между собой и образующих единое целое.

На руке
И на стене,
И на башне
В вышине:
Ходят, ходят
Ровным ходом —
От восхода до захода.
(Часы внутреннее и внешнее строение).

Чем отличаются изображения? (На одних мы видим внешнее строение, а на других внутреннее устройство часов).

Скажите, а для чего часам механизм?

Если сравнить организм человека и часы, что можно сказать о человеке?

У человека есть тоже механизм, только мы называем это органы.

А какие органы человека вы знаете? (называют органы, разделяем и делаем вывод о внутренних органах и внешних органах)

ВНЕШНЕЕ и ВНУТРЕННЕЕ

У вас на столах есть карточка, на ней изображен человек. Сейчас вы будете работать в парах.

Посмотрите на него, вспомните названия частей тела, обсудите с товарищем и подпишите части тела.

Что такое организм 3 класс определение. Смотреть фото Что такое организм 3 класс определение. Смотреть картинку Что такое организм 3 класс определение. Картинка про Что такое организм 3 класс определение. Фото Что такое организм 3 класс определение

Быть у каждого должна
Очень «умной» голова.

Я верчу ей как умею
Голова сидит на шее.

Съел еду я всю, и вот
Мой наполнился живот.

На прогулке не забудь
Закрывать от ветра грудь.

Стройным будешь ты всегда,
Коль пряма твоя спина.

Занимать должны от скуки
Мы, конечно наши руки.

Бегут по дорожке
Резвые ножки.

Животик, спинка, грудь,
Их вместе всех зовут – туловище.

Проверьте все ли части вы подписали?

Скажите, руки и ноги, как можно назвать по другому? (конечности)

Давайте разомнем наши внешние части тела.

Физминутка

Кивните мне головой.
Погладьте себя по животу.
Поднимите правую руку вверх.
Поднимите левую руку вверх.
Попрыгайте на правой ноге.
Попрыгайте на левой ноге.

О внешнем строении поговорили, давайте поговорим о внутреннем.
Какие внутренние органы вы знаете?

Ребята, давайте вернемся к определению.

Организм человека – это система органов, взаимосвязанных между собой и образующих единое целое.

Что же такое система? Давайте посмотрим в словаре.

Система органов – это несколько органов, которые выполняют одну общую работу.

Как вы думаете, какие системы образуют внутренние органы?

Разгадайте чайнворд и вы найдете название этих систем.

Опорно-двигательная

это кости и мышцы. Скелет придает опору телу, к нему крепятся большинство мышц, также скелет выполняет защитную функцию для ряда органов. Мышечная ткань отвечает за подвижность частей тела

Нервная

состоит из головного мозга, спинного мозга и множества различных нервов. Ее функциями являются обеспечение согласованной работы всех органов и систем организма, обработка информации, поступающей от органов и из окружающей среды, принятие на основе этого решений, разумная деятельность.

Пищеварительная

включает в себя множество органов, совместная работа которых обеспечивает тело человека питательными веществами, извлекаемыми из пищи путем ее переработки. Эти вещества сначала поступают в кровь, а затем разносятся по клеткам тела.

Кровеносная

состоит из сердца, различных сосудов, крови, органов кроветворения. Она обеспечивает перенос клеткам тела кислорода и питательных веществ, отвод от них продуктов распада.

Дыхательная

состоит из нескольких органов, главными из которых являются легкие. В них происходит газообмен между кровью и воздухом.

А еще выделяют

Покровная система

это кожа и слизистые оболочки. Кожа защищает остальные органы от повреждений, высыхания, предотвращает проникновение в организм вредных веществ и микроорганизмов, снижает воздействие температурных колебаний среды.

Выделительная система

состоит из пары почек и ряда других органов. Ее функция — это удаление из крови продуктов обмена веществ, воды, а также вредных веществ, попавших в кровь из пищеварительной системы.

Половая система

производит половые клетки, а у женщин еще и обеспечивает вынашивание плода. Таким образом, функцией половой системы является размножение

Эндокринная система

включает различные железы, «разбросанные» по всему телу, которые синтезируют определенные химические вещества — гормоны. Посредством гормонов, поступающих в кровь, происходит управление организмом.

А теперь давайте посмотрим на схему на странице 123 учебника и запомним названия некоторых внутренних органов. Это понадобится нам для самостоятельной работы.

Давайте посмотрим модель строения человека. https://www.zygotebody.com

Как вы считаете, нужно ли нам изучать наш организм? Для чего?

Для того, чтобы наш организм не уставал, давайте немного разомнемся.

Физминутка на слайдах

А какие науки изучают наш организм?

Найдите ответ на стр. 123 учебника.

Анатомия – наука, которая изучает строение тела человека.

Физиология – наука, которая изучает работу органов человека.

Гигиена – наука о сохранении и укре плении здоровья.

КАКИХ УЧЕНЫХ ЗНАЮТ?

А знаете ли вы кто такой Иван Петрович Павлов?

Прочитайте о нем на стр. 125 учебника.

Самостоятельная работа.

Соотнесите название органов человека и подпишите, к какому строению они относятся.

Что такое организм 3 класс определение. Смотреть фото Что такое организм 3 класс определение. Смотреть картинку Что такое организм 3 класс определение. Картинка про Что такое организм 3 класс определение. Фото Что такое организм 3 класс определение

Закрепление изученного материала

Организм человека – это сложная система. А как узнать, нормально он работает или нет? Болен человек или нет?

Организм человека имеет показатели (температура, боль, давление), которые свидетельствуют о его состоянии. И их надо знать не только врачам, но и каждому человеку, чтобы сохранить своё здоровье.

А все ли мы сами можем себе продиагностировать, вылечить?

Это могут сделать врачи. Каких врачей вы знаете?

А знаете ли вы, что существуют такие врачи, как

Гепатолог – врач, занимающийся диагностикой и лечением болезней печени.

Неонатолог лечит новорожденных, их организм отличается не только от взрослого, но и от организма детей постарше.

Только здоровый человек по-настоящему радуется жизни.

Одному мудрецу задали вопрос: «Что для человека важнее – богатство или слава?» Он ответил: «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля».

Прислушайтесь к словам мудрецов и твёрдо запомните, что надёжнее всех о своём здоровье можешь позаботиться только ты сам.

Давайте начнем заботиться о нашем организме прямо сейчас.

Вспомним правила посадки. СЛАЙД

Итог урока

— Попробуйте собрать пословицу. (В, дух, теле, здоровый, здоровом)

(В здоровом теле здоровый дух)

— Как эта пословица связана с нашим уроком? (Мы должны беречь и защищать наш организм, чтобы быть здоровыми, энергичными, веселыми. А чтобы беречь организм, мы должны его изучать)

Давайте поговорим, каким мы хотим, чтобы было наше здоровье.

Какое оно? Крепкое, хорошее, надежное, дорогое.

Что нужно делать, чтобы его сохранить? Беречь, исследовать, ухаживать

Что для нас наше здоровье, как вы к нему относитесь? Здоровье это наше богатство.

Домашнее задание

Придумать небольшой рассказ, который заканчивался ба пословицей о здоровье.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *