Что такое организм человека 4 класс
Как устроен организм человека, системы человека. Как работает организм человека. Организм человека 4 класс
Человек на Земле стоит во главе живых организмов. Он несколько схож с животными и даже чуточку с растениями. Здоровое человеческое тело может двигаться, ощущать запахи, слышать звуки и издавать их, выражать эмоции, производить потомство. Для всех этих действий нам нужны органы и системы, которые имеют сложный механизм. Именно с ними мы сегодня и познакомимся.
Как устроен организм человека, коротко и ясно для детей 4 класс
Организмы людей имеют практически одинаковое строение. У каждого есть руки, ноги, волосы, при этом каждый человек уникален. У него индивидуальные черты лица, похожие на его родных, и свой набор клеток, делающих его особенным и единственным созданием на Земле. В мире не существует двух абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы отличаются друг от друга внутренним устройством органов, отпечатками пальцев, рисунком радужной оболочки глаз и т.д.
Человеческое тело состоит из определенных «материалов»: тканей разного типа, органов и систем. Все они находятся в постоянном движении и связи друг с другом. Рабочий процесс внутри человека не останавливается ни на секунду. Обычно, при сбое одного органа в организме зачастую возникает сбой другого. Это приводит к болезни, которую необходимо лечить. Органы делятся на группы, у каждого из них своя работа и задача, поэтому их принято разделять на системы. О них мы поговорим ниже.
Условно принято выделять органы, управляющие организмом в автоматическом цикле, которые мы не можем контролировать при всем желании и те органы, которыми мы можем управлять. К таким относится рот, язык, глаза, голова и некоторые другие. Самым крупным органом у человека является кожа, мозг выполняет функции администратора всех систем, он управляет всем организмом, а сердце по праву признано двигателем человеческого тела, оно перекачивает огромное количество крови и служит своеобразным насосом.
Системы организма человека 4 класс
Двигательная система организма человека 4 класс
Двигательная система организма по-другому еще называется опорно-двигательной. По сути, эта система является стержнем и каркасом нашего организма. В нее входит скелет с мышечной тканью. Прочный костный столб служит опорой, а мышцы приводят в движение наше тело. Скелет — это примерно пара сотен костей и 640 мышц, некоторые их группы делятся на подгруппы и по отдельности можно выделить около 850 мышц.
Двигательная система не только двигает наше тело, но и служит его прочной защитой. За костным скелетом находятся хрупкие внутренние органы, которые располагаются в скелетных полостях. Так, сердце и легкие защищены ребрами, а мышечная ткань в области живота и спины защищает органы, которые расположены ниже. Благодаря скелету мы можем стоять, а наши внутренности не скатываются в одну кучу.
Нервная система в организме человека 4 класс
Системой, отвечающей за мышление, чувства, речевой поток, согласованность действий, в человеческом теле отвечает нервная система. Она подразделяется на центральную и периферическую. В центральной нервной системе главным является головной мозг, также сюда относится спинной мозг. К периферической относятся нервы и нейроны.
Наш организм контролирует головной мозг, именно отсюда поступают импульсные команды, которые в доли секунд выполняет наше тело. Благодаря неразрывной связи нервной системы с аппаратурой других систем человек может слышать, видеть, разговаривать, запоминать, проявлять эмоции. Другими словами, воспринимать информацию, реагировать на нее, воспроизводить действия.
Схема человек живой организм 4 класс
Человек живое и самое разумное существо, населяющее Землю. В течение всей жизни он изменяется, с самого рождения и до 25 лет он растет, формируется его обличие. В течение всего периода жизнедеятельности ни одна из систем человека не перестает работать, таким образом поддерживается постоянство внутренней среды. Если по какой-либо причине человеку становится некомфортно, он пытается создать уютные для себя условия. Тем самым, он реагирует на окружающую среду: прячется от осадков, уходит в тихое место, если его окружают слишком громкие звуки, включает свет, если становится темно и т.д.
Человек, как и все живые существа, после созревания может воспроизводить потомство. В течение всей жизни он развивается: получает новые знания, навыки в исполнение чего-либо, совершенствует свои знания. Если взять несколько семей, то мы можем заметить, что младшие члены семьи похожи на старших. Поколению передаются наследственные черты лица, фигуры, ровно также могут передаваться какие-то определенные умения, генетические заболевания.
Видео урок как устроен организм человека 4 класс
Организм человека тест 4 класс
Тест 1
Какая из систем руководит работой всего организма, делая его единым целым?
Тест 2
Главный орган дыхательной системы, это:
Тест 3
Из этих запасных частей формируется каркас человеческого организма:
Тест 4
Сердце приводит эту органическую жидкость в движение. Именно это движется по сосудам и капиллярам:
Тест 5
Самый большой по площади орган человека, защищающий его от воздействия микроорганизмов, грязи, перегрева:
Тест 6
Главный орган-фильтр мочевыделительной системы:
Тест 7
Главный орган обоняния:
Тест 8
Реакция человека на восприятие положительной или отрицательной информации, как факт выражения, это:
Тест 9
Когда начинается процесс пищеварения?:
Тест 10
Чтобы организм был здоров и поддерживал как можно дольше физическую форму нужно употреблять:
Доклад организм человека 4 класс, просто и ясно
Человек — это удивительное существо, которое самостоятельно передвигается, может говорить, добывать себе пищу. Внутри него действует целый ряд систем и подсистем, которые работают круглые сутки. Даже если человек находится в покое, то внутри него постоянно происходит движение.
Главными органами человека являются:
Все эти органы относятся к разным системам, но между собой они едины и заключены в целостный организм.
Человеческий организм полностью адаптирован для земного существования. Он дышит кислородом, а, значит, ему нужна природа. Он питается растительной и животной пищей, ему требуется вода для насыщения организма влагой и поддержания водного баланса. Этот фактор делает его схожим с животными организмами.
Как и любой живой организм, человек наделен системой органов. У каждой аппаратной системы своя функция, принято выделять следующие системы:
Все эти системы просто не могут существовать друг без друга. Двигательный аппарат (скелет и мышцы) обеспечивают корпусу человека с его органами движение и защиту. Нервная система контролирует импульсы, другими словами, как в компьютере, обеспечивает ввод и вывод информации.Только человек гораздо сложное существо, разум и возможности которого не разгаданы даже более чем на 10%.
Без дыхательной системы жизнь человека попросту невозможна. Как и растениям человеку необходим кислород. Взамен он выпускает водяные пары и углекислый газ. Помимо кислорода человеку нужна и еда, для этого в организме человека предусмотрена пищеварительная система. Еда, попадая через рот путешествует практически по всему организму. Процесс пищеварения начинается прямо сразу во рту, как только слюнные железы начали выделять ферменты и определять пищевой состав. Далее она отправляется по трахее в желудок, там соединяется с желудочными соками под действием поджелудочной железы. Далее пища путешествует по кишечнику, где происходит всасывание полезных веществ в кровь.
Кровь в свою очередь разносит вещества по всему организму, снабжая его энергией и питательными элементами. А после ненужные (переработанные и вредные) вещества выводятся из организма через выделительную систему. Помимо этих систем хочется отметить репродуктивные органы, заключенные в целую систему. У мужчин и женщин они отличаются, но при взаимодействии две разные системы приводят к появлению потомства. И самой большой и не менее важной в организме человека является кожная система. Она выстилает собой эпителий внутренних органов, слизистые оболочки и, конечно, наружный кожный покров. Из-за наличия большого количества пигмента меланина у разных людей может быть разный окрас тела от смуглого до пепельно-черного. Благодаря этому люди различаются на расы, национальности и народности. Но об этом в следующей теме.
Презентация к уроку
Цели урока:
Основные понятия: орган, система органов.
Оборудование: Мультимедийный экран, дидактический материал, учебники.
(на уроке системы органов разбираются обзорно, подробное изучение каждой системы органов будет производиться на следующих уроках)
Ход урока
I. Организационный момент.
Создание в классе положительного эмоционального настроя.
Учитель: Ребята, вы много нового узнали, многому научились. Скажите, пожалуйста, что вам больше всего запомнилось из прошлых лет обучения по этому предмету, что больше всего понравилось?
Составьте все вместе слова из разрезных карточек на магнитной доске. Если слова будут составлены правильно, вы прочитаете пожелание вам.
Переверните карточки и прочитайте.
II. Постановка проблемы и актуализация знаний.
1. Актуализация знаний.
Экскурс в изученное. Что изучали в 1, 2, 3-м классах?
У каждого карточки. Соотнести с годом изучения. Привести примеры (краткий обзор).
Вопросы плана.
Учитель: Какие живые организмы вам известны?
Учащиеся: Производители, потребители, разрушители. Примеры (основные функции).
Учитель: Чем животные отличаются от других живых организмов?
Учащиеся: Клетки растений и часть бактерий имеют хлорофилл и способны самостоятельно производить органические вещества из неорганических.
Учитель: Чем позвоночные отличаются от других животных?
Учащиеся: Позвоночные имеют скелет.
Учитель: В чём своеобразие строения млекопитающих?
Учащиеся: Самки млекопитающих вынашивают своих детёнышей и вскармливают их своим молоком. Их тело покрыто шерстью, имеют зубы и могут пережёвывать пищу. Человек тоже относится к млекопитающим.
Учитель: Как называется самая маленькая часть организма?
Учащиеся: Клетка.
1-й слайд. Клетка.
Учитель: Что происходит в клетке?
Учащиеся: В клетке происходит обмен веществ. Клетка способна самостоятельно обеспечивать собственный обмен веществ.
Учитель: Как называется группа клеток сходных по строению и выполняющих одну и ту же функцию?
Учащиеся: Ткань.
Учитель: Как называется часть организма, состоящая из тканей нескольких сортов и предназначенная для выполнения определённой функции?
Учащиеся: Орган.
Учитель: Какие органы вы знаете?
Учащиеся перечисляют образования разного уровня (органами можно назвать как руку, так и палец или локтевой сустав на ней; органами можно назвать челюсть и принадлежащий челюсти зуб; глаз и покрывающее его веко…).
Проблемный вопрос: Зачем человеку столько органов?
Учащиеся: Каждый орган в организме человека выполняет свою функцию (дети кратко рассказывают о задачах разных органов).
Вывод: человек – сложный организм с разнообразными функциями, разделёнными между многими органами.
Физкультминутка.
Маленький для маленьких (указывают высоту от пола ладонью правой руки)
Мак поднялся аленький. (Поднимаются на носочках вверх, руки тянут вверх)
Аленький поднялся. (Руки подняты высоко, затем опускаются на ширину плеч)
Таким и остался. (Застыть в последней позе на несколько секунд)
Огляделся (крутят головой во все стороны, осматриваются)
Присмотрелся, на солнышке согрелся (гладят плечи)
Зарумянился, зардел! (Выполняют круговые движения вокруг щёк)
III. Новый материал.
2-й слайд (внешнее строение человека)
Учащиеся рассматривают внешнее строение человека, называют части его тела (слайды появляются поочерёдно), объясняют, каково их значение для организма;
Проблемный вопрос.
Может ли один орган выполнять общую задачу организма?
Предположения детей: с помощью глаз мы видим, с помощью лёгких дышим, сердце заставляет кровь двигаться по организму. Каждый орган выполняет только свою определённую работу. Вывод: один орган не в состоянии выполнять общую задачу организма.
IV. Совместное открытие знаний.
Чтобы организм смог выполнять общие задачи, что должны делать органы?
Учащиеся дают разные ответы, которые обсуждаются. Вывод: Органы должны работать согласовано.
Учитель: Итак, из чего состоит наш организм?
Учащиеся: Из органов.
Учитель: А если объединить органы в разные группы с определёнными функциями?
Учащиеся делают вывод.
Группа органов, связанных друг с другом, совместно выполняющих общую задачу называется системой органов.
Учитель: Что мы будем обсуждать сегодня на уроке?
Учащиеся: Мы будем говорить об органах, системах органов человека, их функциях.
Тема урока на доске. «Как устроен организм человека?»
Учитель: Какие умения мы будем формировать?
Учащиеся: Мы будем учиться распознавать органы человека, определять их функции.
Появляются цели урока на доске.
3-й слайд (органы чувств).
Учитель: Рассмотрите рисунок. Назовите органы. Учащиеся дают краткую характеристику каждому.
Уши нужны для того, чтобы слышать разные звуки, глаза, чтобы видеть предметы, нос – ощущать запахи, язык – ощущать вкус. Кожа нужна, чтобы чувствовать предмет, так же она защищает наш организм от различных повреждений.
Учитель: К какой системе относятся перечисленные органы человека?
Какую роль в организме играет данная система. Вывод делают дети.
Самостоятельно заполняется таблица. Часть таблицы заполнена, ученики должны дописать функции органов.
Органы чувств помогают человеку видеть, слышать, ощущать вкус, запах, предмет |
4-й слайд (опорно-двигательная система)
Совместно определить из чего состоит опорно-двигательная система. Дети называют органы (слайды появляются поочерёдно), определяют, какую роль они выполняет в организме?
кости черепа защищают головной мозг, грудная клетка защищает сердце и лёгкие, кости верхних конечностей обеспечивают прочность и подвижность рук, позвоночник создаёт опору всему скелету, тазовый пояс даёт опору внутренним органам, кости нижних конечностей обеспечивают прочность и подвижность ног. После обсуждения заполняется таблица.
Опорно-двигательная система состоит из скелета и мышц. Она создаёт организму опору и позволяет ему двигаться |
Физминутка (упражнения для глаз).
Исходное положение – сидя.
Посмотреть вверх, перевести взгляд вниз (4 раза).
Перевести взгляд в левый угол глаза, затем по горизонтали в правый (4 раза).
Вытянуть вперёд руку по средней линии лица. Смотреть на конец пальца и медленно приближать его до тех пор, пока палец не начнёт «двоиться».
Круговые движения глазами по часовой стрелке и обратно (по 4 раза).
Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд (повторить 4раза).
перевести взгляд с ближнего предмета на дальний и наоборот (4 раза).
5-й слайд (органы пищеварения)
Краткий рассказ, какой путь проходит бутерброд по нашему организму (открываются поочерёдно названия органов пищеварения).
Попадая в рот, пища определяется на вкус, смачивается слюной, пережёвывается, проглатывается, по пищеводу (мускулистая трубка) попадает в желудок, где в большей части перевариваетя. Из желудка пища поступает в тонкий кишечник, в котором окончательно с помощью кишечного сока и желчи, вырабатываемой печенью, переваривается. То, что не смогли переварить пищеварительные соки, переходит в толстую кишку. Там из непереваренных остатков пищи высасывается вода, после чего они попадают в прямую кишку, выводятся наружу.
Итог: общие функции пищеварительной системы организма. Заполняется таблица.
Органы пищеварения снабжают организм человека строительным материалом и энергией. |
6-й слайд (органы выделения)
Рассматривается схема выделительной системы человека, называются органы, даётся краткая характеристика каждому.
Совершая круговорот по нашему телу, кровь проходит через главный орган выделения-почки, где дважды фильтруется. Обратно в сосуды проходит уже очищенная кровь, а все ненужные вещества в виде мочи по мочеточникам стекают в мочевой пузырь. Моча выводится из нашего организма по нашей воле.
Органы выделения выводят из организма воду и вредные вещества. |
7-й слайд (органы дыхания)
Учащиеся совместно с учителем рассматривают рисунок, называют органы, определяют роль дыхательной системы в организме человека. Заполняется таблица.
Органы дыхания обеспечивают организм кислородом и выводят углекислый газ. |
8-й слайд (органы кровообращения)
Рассматривается рисунок, называются органы, основные функции системы кровообращения. Заполняется таблица.
Органы кровообращения переносят одни вещества к клеткам тела, другие – из клеток. |
9-й слайд (нервная система)
Рассматривается рисунок, называются органы, даётся краткая характеристика им, определяется роль нервной системы в организме человека.
Всеми действиями человеческого организма управляет нервная система. По нервам мозг получает от чувствительных клеток информацию о том, что происходит внутри тела и снаружи, и принимает решение. Если нужно действовать, мозг направляет свою команду по другим нервам к мышцам, которые сокращают нужный орган.
Нервная система управляет всем организмом. |
10-й слайд (кожа)
Рассматриваются рисунки. Определяются функции кожи. Заполняется таблица.
Кожа защищает наш организм от ударов, микробов, вредных веществ. |
Кошка очень хороша, Ходит мягко, не спеша. | Дети ходят по классу мягким пружинистым шагом. |
Сядет, умывается, Лапкой вытирается. | Образное движение «кошка умывается». |
Вот щенок озорной. Он с лохматой головой, Бегает и лает, во дворе играет. | Дети выполняют лёгкий «пружинистый» бег, руки согнуты в локтях, изображают движения щенка. |
Учитель: Мы не отметили ещё одну систему органов. Прочитайте о ней в учебнике. Как и все живые организмы, люди стареют и умирают, а им на смену приходят дети. Органы размножения обеспечивают зарождение ребёнка и его связь с организмом матери до рождения.
Органы размножения позволяют человечеству пополнять свою численность. |
Органы чувств помогают человеку видеть, слышать, ощущать вкус, запах, предмет |
Опорно-двигательная система состоит из скелета и мышц. Она создаёт организму опору и позволяет ему двигаться |
Органы пищеварения снабжают организм человека строительным материалом и энергией. |
Органы выделения выводят из организма воду и вредные вещества. |
Органы дыхания обеспечивают организм кислородом и выводят углекислый газ. |
Органы кровообращения переносят одни вещества к клеткам тела, другие – из клеток. |
Нервная система управляет всем организмом. |
Кожа защищает наш организм от ударов, микробов, вредных веществ. |
Органы размножения позволяют человечеству пополнять свою численность. |
Учитель: Что выполняет каждая система органов?
Каждая система органов выполняет в организме свою особую задачу, необходимую для жизни, и её ничем нельзя заменить. |
V. Самостоятельное применение знаний.
Работа по вопроснику в группе. Дети поочерёдно читают вопросы, отвечают на них, учитель наблюдает (если возникают трудности – обратиться к учебнику, таблице)
Самостоятельная работа с учебником (с таблицами)
Задание 1: органы человека можно условно разделить на несколько групп. Впиши в таблицу названия известных тебе органов или их систем.
Органы, совершающие разнообразную работу. | Предполагаемые ответы детей. Органы опорно-двигательной системы |
Органы, восстанавливающие истраченные силы. | Органы пищеварительной системы (желудок, кишечник, печень). Органы дыхательной системы (лёгкие). Кровеносная система (сердце, сосуды). Выделительная система (почки). |
Органы, управляющие организмом. | Нервная система (головной и спинной мозг, нервы). |
Органы, которыми ты можешь управлять по своему желанию. | Органы, которые действуют самостоятельно, независимо от твоей воли. |
Предполагаемые ответы детей. | |
руки, ноги, голова, глаза, язык, зубы | Органы кровеносной, пищеварительной, дыхательной и выделительной систем: сердце, сосуды, желудок, печень, кишечник, почки, лёгкие. |
VI. Подведение итогов урока.
Учитель: Можно ли заменить систему органов? Почему?
Учащиеся кратко объясняют.
Домашнее задание. §1, задание в рабочей тетради.
Задание. Сравни результаты заданий 1, 2. Покажи стрелками получившуюся связь.