Что такое организованный отдых
Организованный и неорганизованный туризм.
Как правило, данный туризм характеризуется активными способами передвижения. При этом маршрут, состав туристкой группы, снаряжение, обеспечение продуктами питания, способов передвижения и финансирование организуется самостоятельно, либо при поддержке туристскими клубами, секциями, общественными организациями.
Самодеятельный туризм подразделяется:
1. По форме проведения: прогулки, походы, путешествия, слеты, экспедиции, соревнования.
2. По видам маршрутов: пешеходные, лыжные, горные, водные, альпинизм, велосипедные маршруты, мотоциклетные, воздушные, комбинированные.
3. По сложности: категорийные и некатегорийные маршруты.
4. По организационным принадлежностям: туристские клубы, станции юных туристов, туристские секции, спортивные организации.
Одной из важных особенностей самодеятельных походов является четкая организация и систематическое проведение. В зависимости от возможностей это могут быть походы выходного дня, многодневные некатегорийные и категорийные походы.
В каждом туристском клубе должна иметься картотека, которой можно воспользоваться при выборе маршрута. В то же время члены туристской секции должны сами заниматься разработкой и внедрением новых маршрутов.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что самостоятельный туризм – это специфический вид туристической общественной (любительской) деятельности, осуществляемый на добровольной самодеятельной основе без участия в основной части организации путешествия организаторов туризма (туроператоров и турагенств). Поэтому успех проведения массовых тур мероприятий – слетов, соревнований, конкурсов, вечеров туристов – во многом зависит от качества их подготовки и компетентности организаторов.
Индивидуальный и групповой туризм.
В зависимости от числа туристов, одновременно и совместно совершающих путешествие по одному маршруту, туризм подразделяется на индивидуальный (от одного до пяти человек) и групповой (шесть-семь человек и более). Групповые путешествия, как правило, организуются на основе общности интересов их участников. Это могут быть туры археологической, искусствоведческой или исторической тематики, коллективные путешествия, организуемые любителями лыжных прогулок или сафари, поездки с производственными целями и т.д.
Социальный туризм.
Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской
Федерации» определяет социальный туризм как «путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды», при этом отдельным категориям российских туристов государство в порядке, устанавливаемомПравительством Российской Федерации, предоставляет льготы социального характера.
В странах Европейского союза социальный туризм ассоциируется с клиентурой с низкими доходами, которые не позволяют получать высококачественные туристские услуги. Эта категория граждан нуждается в льготах социального характера. К ней относятся в первую очередь многодетныесемьи, дети-сироты, воспитанники детских домов и школ-интернатов, учащаяся и работающая молодежь, пенсионеры, инвалиды и малоимущие граждане. По оценкам отечественных экспертов, в Российской Федерации насчитывается около35 млн. пенсионеров и инвалидов. Основными источниками средств для оказания целевой помощи наиболее уязвимым слоям населения являются федеральный и местный бюджеты.
Различного рода скидки и льготы на предоставляемые туристские путевки превышали в ряде случаев 50-70% их стоимости и дотировались профсоюзами и другими общественными организациями.
Обеспечение доступности туристского отдыха для всех, включая многодетные семьи, молодежь и пожилых лиц, требует разработки и осуществления ряда конкретных мер, к числу которых относятся определение социальной туристской политики государства, принятие собственных законодательных и нормативных актов, создание социальной инфраструктуры, обеспечение систем и механизмов поддержки малообеспеченных слоев населения, подготовка работников системы социального туризма, включая его организаторов, информационная работа и многое другое. Сотни миллионов людей в мире путешествуют благодаря социальному туризму.
Данная система позволяет обеспечивать целенаправленный расход средств, снижение налогов, усовершенствовать систему скидок в предприятиях обслуживания.
Таким образом, социальный туризм понимается как сектор туристского рынка, где покупатели получают субсидии из средств, выделяемых государством на социальные нужды, или иных источников покрытия, в целях создания условий для путешествий и отдыха школьникам, работающей и учащейся молодежи из малообеспеченных семей, пенсионерам, ветеранам и инвалидам, т. е. лицам, которым государственные и иные организации оказывают социальную поддержку.
Организованный и неорганизованный туризм
Туристы удовлетворяют свои потребности по-разному. Они могут получить соответствующий набор услуг при посредничестве туристской фирмы или без ее участия, оплатить поездку с комплексным обслуживанием заблаговременно или каждую услугу в отдельности по мере пользования ею на месте. Строго регламентированные путешествия, предлагаемые туристическими фирмами и реализуемые обычно на условиях предварительной оплаты, называются организованным туризмом.
Организованные туристы приобретают туры по заранее согласованным маршрутам, срокам пребывания, объему предоставляемых услуг через специальный туристский сбытовой аппарат. Одни из них предпочитают туры с комплексным обслуживанием, другие ограничиваются частичным туристским обслуживанием, купив, например, курсовку только на питание.
В отличие от организованных, неорганизованные туристы не связаны никакими взаимными обязательствами с разного рода посредниками – общественными организациями или туристскими фирмами. Они путешествуют на принципах самодеятельности и самообслуживания. Типичный пример неорганизованного туризма – поездки путем автостопа с использованием в качестве средства передвижения попутных автомобилей.
Неорганизованный отдых получил широкое распространение на Западе. На его долю приходится две трети общего числа туристских поездок. Именно неорганизованный туризм позволяет человеку наиболее полно ощутить себя свободной личностью, способной принимать нестандартные решения, и тем самым получать глубокое наслаждение от самого процесса свободного времяпрепровождения. Если для европейских туристов этот вид отдыха свидетельствует об их достаточном благополучии, то для российского туриста данный вид отдыха ассоциируется, прежде всего, с экономией денежных средств.
Индивидуальный и групповой туризм
В зависимости от числа туристов, одновременно и совместно совершающих путешествие по одному маршруту, туризм подразделяется на индивидуальный (от одного до пяти человек) и групповой (шесть-семь человек и более).
Групповые путешествия, как правило, организуются на основе общности интересов их участников. Это могут быть туры археологической, искусствоведческой или исторической тематики, коллективные путешествия, организуемые любителями лыжных прогулок или сафари, поездки с производственными целями и т. д.
Как правило, индивидуальный туризм – более дорогостоящее удовольствие, так как в этом случае турист должен самостоятельно организовывать свой маршрут, получать соответствующие визовые поддержки, или перепоручить все эти действия туристской фирме.
Групповые поездки, если они осуществляются в период отсутствия активного туристского спроса, напротив, не слишком дороги. Кроме того, групповые поездки предполагают определенные, иногда достаточно значительные скидки на транспорт, экскурсионное обслуживание. Эти поездки особенно популярны у молодежи.
Коммерческий и социальный туризм
Первоначально вся туристская деятельность носила коммерческий характер и осуществлялась с целью извлечения прибыли. В сфере туризма, как и в любом другом секторе экономики, прибыль является главным источником средства для развития и расширения производства, а также выплаты дивидендов акционерам. Она выступает одним из важнейших результирующих показателей работы туристского предприятия, на который ориентируется потенциальный инвестор при оценке возможностей компании. Стремясь максимизировать свой доход, туристические фирмы ищут оптимальное соотношение между величиной издержек и ценой туристского продукта. Предлагаемые ими товары и услуги рассчитаны в основном на лиц с высоким и средним уровнем достатка, готовых полностью оплачивать туристские расходы из семейных бюджетов.
В противовес коммерческому туризму возникло понятие социального туризма. С законодательным закреплением права на оплачиваемый отпуск в 30-е годы казалось, что проблема отдыха трудящихся решена окончательно. Но в действительности туристские услуги оставались недоступными для большой части населения. Круг потребителей особенно сужался в периоды экономических спадов, сопровождаемых ростом числа безработных и падением реальных доходов. Возникла острая необходимость в социальном туризме как гарантированном минимуме в сфере отдыха, идея которого была одобрена на национальном и международном уровнях.
Концепция социального туризма покоится на трех основополагающих принципах: обеспечении отдыха всех и каждого члена общества путем широкого вовлечения в сферу туризма людей с низким уровнем доходов, субсидировании туризма малоимущих и активном участии правительственных, муниципальных, общественных и коммерческих структур в его развитии.
Социальный туризм – туризм низкодоходных слоев населения. Это цель, к которой общество должно стремиться в интересах менее обеспеченных граждан при использовании ими права на отдых, как отмечалось в Манильской декларации по мировому туризму.
Система социального туризма охватывает многие категории лиц с низкими доходами. Изначально она создавалась и была ориентирована на неквалифицированных рабочих, занятых ручным трудом. Поэтому до сих пор социальный туризм нередко отождествляется с туризмом рабочих.
Активное участие профессиональных союзов, различных общественных ассоциаций, муниципальных и государственных структур в отдыхе низкодоходных групп населения позволило превратить социальный туризм в заметное явление общественной жизни, сравнимое по масштабам с коммерческим туризмом.
Массовый и элитарный туризм
Особенность современного этапа развития туризма раскрывается через понятие массового туризма. Оно отражает процесс демократизации и расширения туристского движения. В индустриально развитых странах Запада более половины населения является потребителями туристских товаров и услуг. Понятие массового туризма было введено и используется как альтернатива аристократическому туризму XIX века, отдельным дорогостоящим видам туризма, ориентированным на избранную публику, и туризму в развивающихся странах, где доступ к туристским благам местного населения ограничен из-за низкого уровня жизни.
В отличие от массового элитарный туризм рассчитан на состоятельную клиентуру. Для данной категории потребителей уровень цен на рынке не имеет особого значения, но они предъявляют повышенные требования к качеству предлагаемых товаров и услуг. В этой связи нельзя не отметить ту роль, которую элитарный туризм играет в развитии туристского бизнеса в целом. Здесь задается импульс всей индустрии туризма. Он способствует утверждению и распространению новых, более высоких стандартов обслуживания и, в конечном итоге, содействует улучшению качества жизни населения. Поэтому не случайно элитарный туризм нередко называют «туристским локомотивом».
Экологический туризм
В 1880 г. было введено понятие «экологический туризм», как синоним так называемому «мягкому туризму». Чем особо подчеркивалось его щадящее воздействие на природу. Развитие экологического туризма шло различными путями.
Экологический туризм строится на следующих основаниях:
· обращение к природе и использование преимущественн природных ресурсов;
· экологический туризм не должен наносить ущерба или минимизировать ущерб среде нашего обитания, т. е. быть экологически устойчивым;
· должен быть нацеленным на экологическое образование и просвещение, на формирование равноправных отношений с природой;
· экологический туризм должен заботиться о сохранении местной социокультурной среды;
· экологический туризм должен быть экономически эффективным и обеспечивать устойчивое развитие тех районов, где он осуществляется.
В последние годы из-за сильного ухудшения экологической ситуации во многих странах развивается экологический туризм. Около 500 млн человек в год принимают участие в этом виде туризма. На данный момент в мире уделяется большое внимание развитию экологического туризма, который направлен на охрану окружающей среды и взаимодействие с ней человека посредством туризма, т. е. сочетание путешествия с сохранением дикой среды. Туристов привлекают мало изученные маршруты, различные уголки земли, нетронутые человеком, памятники природы.
Детский туризм
Детско-юношеский спортивно-оздоровительный туризм, в отличие от других видов спорта, является одной из наиболее эффективных оздоровительных технологий.
Одной из важных целей детско-юношеского туризма как спорта, оздоровления и вида деятельности является формирование здорового образа жизни человека и общества в целом, что имеет большое государственное значение в воспитании детей.
Принимая во внимание, что дети и молодежь – будущее поколение страны – в современных экономических условиях не должны терять нравственные ориентиры, скатываться в бездуховную, наркоманную и криминальную среду городов, перед детским туристским движением страны сегодня стоят первоочередные задачи:
· вернуть молодому поколению прекрасный мир спортивного туризма и развивать его;
· эффективно обучить жизненным навыкам выживания человека в природной и городской среде обитания.
Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 1996 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Как правильно отдыхать: 7 главных принципов
В этой статье мы с вами рассмотрим основные принципы правильного отдыха, а заодно разберем некоторые вредные заблуждения, свойственные современному человеку.
1. Отдых — это необходимость
Самое популярное и самое опасное заблуждение звучит так:
❌ Отдых — это для слабаков и неудачников.
Умом мы можем понимать всю нелепость этого тезиса, но на эмоциональном уровне мы впитываем его всю свою жизнь. Например:
— Куда это ты собралась, дорогуша? Домой? А тебя не смущает, что все твои коллеги сегодня решили немного задержаться?
такой «обработки» в голове у нас существуют две прямо противоположных идеи. С одной стороны, мы твердо знаем, что отдых необходим: об этом нам говорят и врачи, и психологи, и трудовой кодекс. А с другой стороны, мы воспринимаем отдых как нечто нехорошее, постыдное и несвойственное «правильным» людям.
На самом деле отдых — это не каприз, не «запретное удовольствие» и уж тем более не проявление слабости. Это просто одна из двух фаз любой трудовой деятельности:
Фаза отдыха — это одновременно и «подзарядка», и «ремонт». Она помогает нам восстановить израсходованные во время работы ресурсы (например, уровень АТФ в мышцах) и привести в норму различные показатели организма (например, кровообращение после сидячей работы). Человек, которые пренебрегает отдыхом, не становится от этого более «правильным»: он просто начинает хуже работать и подрывает свое здоровье.
Разумеется, в жизни бывают ситуации, когда нужно стиснуть зубы и действовать вопреки своему состоянию. Но это должно быть нашим сознательным решением, а не следствием глупой установки, навязанной извне.
2. Слушайте свой организм
Из предыдущего заблуждения логически вытекает еще одно:
❌ Лень, апатия, прокрастинация — это такие «грехи», с которыми всегда нужно безжалостно бороться.
Например, женщина жалуется:
Эта женщина руководит отделом продаж, попутно занимаясь домашними делами. Она встает в шесть утра и ложится около полуночи. Она тащит на себе десяток менеджеров, двух детей, трех котов и одного мужа, играющего в Доту. «Прокрастинация английского» в ее случае говорит лишь об одном: ее организм кричит «Караул!» и просит о пощаде.
Негативные состояния, которые мы испытываем, не возникают просто так: они всегда указывают на проблемы. Например, затяжная апатия может быть симптомом эндокринного расстройства, а раздражительность — следствием гипертонии.
То же самое и с усталостью. Организм не может напрямую попросить нас об отдыхе и делает это с помощью целого спектра неприятных состояний:
Столкнувшись с этими явлениями, не нужно с ходу объявлять их «грехами». Попробуйте для начала прислушаться к своим ощущениям и понять, чего от вас хочет организм. Действительно ли сейчас нужно использовать самопринуждение? Или разумнее будет сделать паузу в работе и просто отдохнуть?
3. Планируйте отдых наряду с делами
Некоторые считают, что отдых — это то, что происходит с нами само по себе. Они рассуждают примерно так:
❌ Главное — это запланировать работу, а отдохнуть можно и между делом.
Проблема тут вот в чем: если мы заранее не зарезервировали время на отдых, то полноценного отдыха у нас может не получиться вообще.
, по закону Паркинсона, работа стремится занять все отпущенное на нее время. Если мы не очертили ее границы, она может запросто «отобрать» у нас и перерывы, и часы досуга, и даже обед с ужином.
, незапланированный отдых мы обычно воспринимаем как «нелегальный». Мы не можем полноценно расслабиться и продолжаем думать о текущей работе, испытывая напряжение и стресс.
Лучшее решение — это жестко зафиксировать блоки отдыха в своем распорядке дня. Например:
Не забывайте и о коротких перерывах. Желательно делать 5–10 минутную паузу через каждые полчаса или час. Такие перерывы обычно не заносят в списки дел: они подразумеваются по умолчанию.
4. Отделите работу от отдыха
Люди часто воспринимают периоды отдыха как «резервное время» для выполнения срочных или недоделанных задач.
❌ Не написал отчет до обеда? Ничего, напишу во время обеденного перерыва. Не доделал проект на работе? Доделаю на выходных или вечером, когда приду домой
При таком отношении возникает сразу несколько проблем:
Чтобы избежать перечисленных проблем, к отдыху следует относиться как к «священной корове», на которую никто не имеет права покушаться, включая нас самих. Воспринимайте периоды работы и отдыха как два разных времени, которые никогда и ни при каких обстоятельствах не пересекаются друг с другом:
Чтобы мы могли полноценно восстановиться, часы отдыха должны стать для нас надежным укрытием от любых стрессов и проблем.
5. Используйте все виды отдыха
Еще одно сомнительное утверждение звучит так:
❌ А зачем мне отпуск? Ведь у меня же есть выходные!
Как вариант: а зачем мне устраивать себе выходные, если я и так отдыхаю каждый вечер?
Людям кажется, что усталость — это вроде снижения уровня заряда в батарейке. Мол, достаточно зарядить батарейку любым доступным способом и они снова будут в порядке.
На самом деле, усталость — это не просто «севшая батарейка», а очень сложное явление, у которого есть множество уровней и разновидностей. За обиходным словом «усталость» может скрываться что угодно: от простого мышечного утомления до профессионального выгорания.
Разные виды отдыха как раз и нужны нам для того, чтобы «снимать» разные уровни усталости. Например, короткие перерывы восстанавливают наш уровень нейромедиаторов, отпуск избавляет нас от «фонового стресса», выходные служат для профилактики хронической усталости
Когда мы игнорируем вид отдыха, мы рискуем не заметить один из уровней усталости, подорвать свое здоровье и «заработать» переутомление.
6. Меняйте виды деятельности
О том, что лучший отдых — это смена деятельности, знают все. Однако на «сайтах по саморазвитию» иногда можно встретить довольно странные пассажи о «правильном» и «неправильном» отдыхе. Например:
Но представим, что посетитель этого сайта всю неделю отработал на стройке или отстоял за прилавком. И тут ему советуют: а ты, дружок, кататься на велосипеде и активно отдыхать. Отлежаться он хочет… Ишь чего удумал!
Все это, разумеется, полная чушь: нет и не может быть «универсальных и единственно правильных» способов отдыха. Предпочтительный вариант отдыха полностью зависит от выполняемой работы и, как правило, является полной ее противоположностью. Ниже приведены примеры удачных и неудачных решений:
Здесь все просто: то, что напрягалось, должно расслабиться, а то, что было расслабленно, должно немного поработать. Это правило актуально как для микроуровня (перерывы, часы досуга), так и для макроуровня (выходные, отпуск).
7. Меняйте контекст
Контекст — это условия и обстоятельства, в которых выполняется задача. Например, если мы пишем отчет по работе, контекстом для этой задачи будет офис, компьютер, программа Word и сидящие рядом коллеги.
В контексты обычно используются для планирования задач (подробнее об этом читайте здесь). Но в нашем случае более интересна другая их особенность, а именно: способность настраивать мозг на определенный вид деятельности.
Контексты, с которыми мы имеем дело в повседневной жизни, вызывают у нас четкие ассоциации с конкретными занятиями. Например:
Проблема в том, что когда мы находимся в контексте работы, то не можем полностью расслабиться. Наш мозг уже привык, что в этих условиях ему приходится заниматься определенными задачами и автоматически настраивается на их выполнение. Даже если мы в такие моменты ничего не делаем, мы все равно напряжены и находимся в состоянии «боевой готовности».
Чтобы полноценно восстановиться, постарайтесь на время отдыха максимально сменить обстановку. Она не должна ассоциироваться с работой и «напрягом». Например, если вы трудитесь в офисе, выйдете на улицу или посетите ближайшее кафе. Если же у вас нет возможности покинуть рабочее место, то посмотрите на несколько секунд в окно или хотя бы сверните ту программу, в которой вы обычно работаете.
И еще несколько советов
Напоследок еще несколько рекомендаций по организации и планированию отдыха.
1. Отдыхайте, не дожидаясь усталости. Это правило было выведено еще Фредериком Тейлором, основоположником научной организации труда. Во время своих экспериментов он установил, что «превентивный» отдых позволяет человеку гораздо дольше сохранять работоспособность.
2. Старайтесь придерживаться постоянного ритма работы и отдыха. Организм привыкает к этому ритму и начинает быстрее переключаться из одного режима в другой.
3. Попробуйте технику Pomodoro. Одно из ее достоинств — это оптимальное чередование отдыха и работы:
4. Во время отдыха «отключайтесь» от любой информации по работе. Не заглядывайте в корпоративный чат, не проверяйте корпоративную почту, не обсуждайте рабочие задачи. В противном случае вы не сможете полностью сменить контекст (см. принцип № 7) и нормально отдохнуть.
5. Коллекционируйте идеи для досуга. Собирайте в отдельный список книги, которые вы хотите прочитать, мероприятия, которые вы хотите посетить Этот список желаний сделает ваш отдых более приятным и насыщенным.
6. Соблюдайте информационную диету. На время отдыха старайтесь максимально отгородиться от любой информации, вызывающей стресс (например, политических новостей).
7. Во время перерывов избегайте сильных эмоций. Наши мысли начинают невольно возвращаться к этим переживаниям, и мы отвлекаемся от выполняемых задач.
8. Определите свой критический уровень нагрузки. Это тот объем ежедневной работы, после которого организм не успевает полностью восстановиться за ночь (усталость становится хронической). Максимальный уровень нагрузки зависит от нашего возраста, здоровья и выполняемых задач. Чтобы узнать его, понаблюдайте за своим самочувствием в особо напряженные дни.
9. Смена одной работы на другую — это допустимый, но отнюдь не самый лучший способ восстановления. Даже если мы переключились на принципиально другой вид деятельности, мы все равно в степени продолжаем испытывать напряжение и стресс.
На этом все. Удачной вам работы и приятного отдыха!