Что такое органум в музыке
Органум леониновского периода
Непараллельный органум
Параллельный органум IX века относится к гетерофоническому складу (ленточный параллелизм).
Первые образцы непараллельного органума содержатся в трактате средневекового музыкального теоретика Псевдо-Хукбальда (кон. IX века). Голоса в таком органуме расходились из унисона в кварту или квинту и потом двигались параллельно.
Особенности раннего непараллельного органума:
Классический свободный органум
Дальнейшее развитие органума связано с Гвидо Аретинским. Он внедряет:
a) противоположное движение голосов;
b) распевы одного голоса на выдержанном тоне другого в каденциях;
c) перекрещивание vox printipalis и органальных голосов.
Особенности классического свободного органума:
Мелизматический органум (кон. XI – 1 пол. XII в.)
В XI веке возрос интерес к аллилуйям (грегорианским напевам с наиболее развитым мелизматическим стилем). Большинство известных нам произведений этого времени – аллилуйи. В них каждому тону мелизматического распева в хоральном голосе соответствует тон органального голоса – мелодическая силлабика nota contra notam, или двойная мелизма. Органальный голос подстраивался согласно строгим нормам соединения голосов (только консонансы) и получался зачастую трудноисполнимым (скачки, диапазон, мелодическая линия). Предположительно исполнялся с инструментальной поддержкой.
Дальнейшее развитие органума было направлено в сторону увеличения распевов отдельных слогов, постепенного отхода от строгой привязанности к тонам vox printipalis, от движения nota contra notam.
Первоначально на некоторые слоги в органальном голосе появлялись короткие распевы (2-4 звука), что сочеталось со в целом силлабическим соединением голосов. Постепенно число распевов, как и количество звуков в них (до 12 звуков на 1 слог), возрастало. Мелодика органального голоса становится более пластичной, вокальной.
Но, при всей свободе, vox organalis строго ориентирован на хорал, выступающий фундаментом для орнаментики верхнего голоса. Начало верхнего голоса отталкивается от инициума нижнего, каденции в конце каждой фразы происходят либо в октаву, либо в унисон.
Именно в этот период зарождается искусство мелодического творчества и его основные приемы: варьирование, обновление, прорастание.
Возможно различное соотношение хорального и органального голосов:
— vox organalis с поддержкой хора, когда на задержанный тон хорала разворачивается длительный распев второго голоса;
— одновременное движение тонов обоих голосов силлабического типа;
— при относительно развитом мелодическом движении хорального голоса и коротких распевах в органальном – полимелодическое двухголосие или мелосная полифония.
Главные признаки мелизматического стиля:
a) Построение музыкальной композиции на основе свободных поэтических текстов тропов;
b) двухголосное письмо с мелизматическим, импровизационным vox organalis;
c) характер мелизматического распева – легкий, летучий, чисто вокальный;
d) свободная грегорианская ритмика с 3-5 звуковыми лигатурами;
e) респонсорное строение композиции – хоровая монофония и полифония ансамбля солистов.
Трехголосный органум
Принцип аналогичен двухголосному органуму. Третий голос добавляется не как удвоение, а в качестве свободного голоса. Оба свободных (органальных) голоса строго соотносятся с заданным cantus prius factus (хоральный голос). Таким образом, трехголосие составлялось из 2 пар голосов: vox printipalis – верхний (второй органальный), vox printipalis – vox organalis (собственно органальный). Соотношение двух органальных голосов во внимание не принималось.
Правила соединения 3 голосов:
a) пары голосов при совместном звучании должны давать совершенные консонансы;
b) наряду с косвенным и противоположным движением использовалось параллельное, и оно предпочиталось в моменты наиболее значимые либо в мелодии хорала, либо в его тексте;
c) голоса располагались в узком однородном певческом диапазоне с максимальным удалением на ч.8.
Органум леониновского периода
Плотность двухголосия в мелизматическом органуме часто менялась: иногда приоритет за органальным голосом, а хоральный «растягивается» на большие промежутки; в других случаях движение голосов более равноправно (полимелодическое).
В органумах середины XII века происходит четкое разделение приемов ведения голосов. Протяженность разделов на выдержанном тоне хорала возрастает. Эти разделы приобретают большую самостоятельность и практически занимают основное место в органумах. Органум на выдержанном тоне хорала получает название halteton-письмо.
В органумах леониновского периода чередование halteton разделов и разделов, где vox printipalis мелодически движутся, становится благодаря яркой контрастности основным принципом формообразования.
Разделы nota contra notam (силлабические) ритмизовались в модальной ритмике. Они получили название дискант. Дискант – всегда часть органума, целиком в дискантной технике органумы не писались никогда.
Леониновский органум – завершение развития мелизматического распева и двухголосия. Следующий этап – перотиновский – связан с развитием многоголосия (3-4 голоса).
Леонин активно использует в соединении голосов не только совершенные консонансы (симфонии), но и терции и сексты. Диссонансы практически отсутствуют, преобладает противоположное движение.
Кондукт
От лат. Conductum – образовывать, сжато излагать. К первой половине XII века – жанр обработок гимнов и секвенций (песнопения силлабического или силлабо-мелизматического стиля на латинские религиозные тексты).
В середине XII века происходит жанровая дифференциация по исполнительскому стилю. За кондуктами закрепляется в дискантовый стиль.
СОДЕРЖАНИЕ
История
Ранний орган
Школа Нотр-Дам
Органы, созданные в Париже, распространились по всей Европе. Три основных источника: W1, Сент-Эндрюс, Вольфенбюттель 677, Олим Хельмштедт 628; большая и иллюстрированная копия, сделанная во Флоренции, принадлежащая Пьеро де Медичи, Pluteo 29.1 из Bibliotheca Mediceo-Laurenziana (F), которая на сегодняшний день является самой обширной копией репертуара. И, наконец, W2, Wolfenbüttel 1206, olim Helmstedt 1099, который был скомпилирован самым последним (и содержит наибольшее количество мотетов).
Есть аргументы, которые поддерживают относительную свободу ритма в Organa dupla, но другие опровергают это, говоря, что интерпретация музыки всегда должна соответствовать модальным или франконским принципам. Вилли Апель и Уильям Г. Уэйт настаивали на строго модальной интерпретации. Хотя Уэйт в своей диссертации, особенно в главе 4: «Обозначение organum duplum», признал, что в Organum duplum и монофоническом дирижировании относительная свобода могла быть взята, он преобразовал выбор Magnus Liber Organi Леонина в строгий модальный ритм. Апель утверждал, что длинные значения диссонансов (в нарушение основного принципа созвучия), производимые модальными ритмами в органе Нотр-Дам, могут быть согласованы с утверждением нескольких средневековых теоретиков о том, что «тенор приостанавливается, если возникает диссонанс». По сей день, как и полагается ученым, дебаты об интерпретации продолжаются в обычном режиме. Однако Уэйт опубликовал свою работу 54 года назад, и его точка зрения была заменена продолжающимися исследованиями. «. но мнение [Уэйта] о том, что весь корпус [Magnus Liber Organi] должен быть расшифрован в соответствии с ритмическими режимами, больше не принимается» ( Питер Джеффри в Курсе нотной записи «Средневековая музыка 1100–1450» (music205), Принстон ).
Поскольку Parisian Organum уходит своими корнями в традицию григорианского песнопения, он относится к категории Ars antiqua, которая, таким образом, называется в отличие от Ars nova, в которой возникли новые формы, которые были во всех смыслах оригинальными и больше не основывались на григорианском песнопении, и как таковые представляли собой нарушение с музыкальной практикой древних.
Значение слова «органум»
о́рганум и орга́нум
1. истор. муз. средневековая форма европейской многоголосной музыки
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: е — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «органум»
Предложения со словом «органум»
Понятия со словом «органум»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «органум»
Такой тип двух– и многоголосия по названию присоединяемого голоса именуется органумом.
Леонин создал «Большую книгу органумов», рассчитанную на годовой круг церковного пения.
Значение таких центров огромно, так как в них формировалась музыкально-теоретическая мысль, создавались новые типы многоголосия, где было больше свободы и гибкости голосоведения в отличие от раннесредневекового органума.
Синонимы к слову «органум»
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
органум
Смотреть что такое «органум» в других словарях:
органум — сущ., кол во синонимов: 1 • многоголосие (6) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Органум — (позднелат. Organum, от греч. organon инструмент, орудие) общее наименование неск. наиболее ранних видов европ. многоголосия (кон. 9 сер. 13 вв.). Первоначально О. назывался только сопровождающий голос, позднее термин стал обозначением… … Музыкальная энциклопедия
Органум — (лат. órganum орган; в этимологич. значении любой инструмент) жанр и способ многоголосной композиции в эпоху Средних веков. Исторически наиболее ранняя форма европейской многоголосной музыки. Различают следующие разновидности… … Википедия
органум — орг анум, а (многоголосие) … Русский орфографический словарь
органум — а, ч. Один із ранніх видів поліфонії, переважно двоголосся, поширений в 9 13 ст … Український тлумачний словник
органум — organum форма ранней западной полифонии (с 9 в.), в которой используются мелодии, заимствованные из церковной монодии … Русский индекс к Англо-русскому словарь по музыкальной терминологии
ОРГАНУМ — 1) греч. ό̉ργανον, означает вообще инструмент (орган), затем, в более тесном смысле, музыкальный инструмент и наконец инструмент из инструментов орган (См.). 2) Самый старинный и примитивный вид многоголосной музыки, о сущности… … Музыкальный словарь Римана
Органум (ансамбль) — Ансамбль Органум (фр. Ensemble Organum) французская музыкальная группа, исполняющая средневековую (и похожую на средневековую) музыку. Основана в 1982 году Марселем Пересом (фр. Marcel Pérès). Состав группы менялся, в разное время в… … Википедия
Форма музыкальная — (греч. morpn, лат. forma вид, образ, очертания, внешность, красота; нем. Form, франц. forme, итал. forma, англ. form, shape). Содержание I. Значение термина. Этимология 875 II. Форма и содержание. Общие принципы… … Музыкальная энциклопедия
ИОАНН ДЕ ГАРЛАНДИА — [Иоанн де Гарландия; лат. Johannes de Garlandia], зап. муз. теоретик. Его имя упоминается с кон. XIII в. в связи с трактатами «De plana musica» (О ровной музыке) и «De mensurabili musica» (О мензуральной (размеренной) музыке), составление которых … Православная энциклопедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Орга́нум (лат. órganum — орган; в этимологич. значении любой инструмент) — жанр и техника музыкальной композиции в эпоху Средних веков. Исторически наиболее ранняя форма европейской многоголосной музыки.
Типология
Различают следующие типы органума:
Органум Нотр-Дам
Из-за большой протяжённости парижских органумов современные музыканты зачастую вычленяют из «сюиты» только клаузулы и исполняют их на эстраде / записывают на диск как самостоятельные сочинения.
Стилевые особенности
Метроритмическое единство многоголосного целого обеспечивается организацией всех голосов по законам модальной ритмики, открытие которых историки связывают именно с парижской школой Нотр-Дам. Поскольку (ритмические) модусы в эпоху Арс антиква реализовывались в музыке как клишированные ритмоформулы, делимые на три элементарные длительности, весь метризованный органум Нотр-Дам ощущается на слух как монотонное нанизывание «трёхдольных тактов», состоящих из однотипных ритмических формул.
В полифонической композиции органума Нотр-Дам характерно использование так называемого «обмена голосов» (перевод нем. Stimmtausch ). Технически это означает двухголосный контрапункт, в котором одну и ту же мелодическую фразу исполняют по очереди два разных голоса соседней тесситуры, например, кантус и дуплум (см. нотный пример).
Гармония метризованных органумов Нотр-Дам старомодальная. Моменты разрядки в конце отделов музыкальной формы (особенно конкорды квинтоктавы) перемежаются с острыми диссонансами (в том числе нетерцовой структуры) внутри построений. Каденционные формулы находятся в стадии становления и с трудом поддаются типологической классификации (сложились окончательно только к XIV в.)
Примеры структуры органума школы Нотр-Дам
1. Аллилуйя «Spiritus sanctus» (Источник: флорентийская рукопись «Magnus liber organi»)
раздел | текст | техника |
---|---|---|
I | Alleluya. | мелизматический органум со вставками копулы |
II | Alleluya. | cantus planus |
III | V. Spiritus… | мелизматический органум со вставками копулы |
IV | …sanctus procedens a throno apostolorum pecto- | метризованный органум (в технике дисканта) |
V | -ra invisibili… | мелизматический органум со вставками копулы |
VI | …hodie perlustravit… | метризованный органум (в технике дисканта) |
VII | …potentia. | cantus planus |
VIII | Alle- | мелизматический органум |
IX | (-le)luya | метризованный органум (в технике дисканта) |
X | …(ya). | cantus planus |
2. Градуал «Viderunt omnes» (Источник: флорентийская рукопись «Magnus liber organi», см. цифровое факсимиле на иллюстрации выше)