Что такое органы чувств 2 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
Наши помощники органы чувств Урок окружающего мира 2 класс
Расскажи о себе по плану 1. Как тебя зовут? 2. Сколько тебе лет? 3. На кого ты похож (похожа)? 4. Какие у тебя глаза, волосы? 5. Чем ты любишь заниматься? 6. Что в тебе особенного?
Наблюдаем Что необычного в этом человеке? Зачем человеку глаза и уши? Зачем человеку нос и рот?
Как человек познает мир?
Работаем по учебнику Задания на стр. 21
Органы чувств вкус зрение обоняние осязание слух С помощью какого органа чувств человек воспринимает большее количество информации? На долю зрения приходится 90 % всей полученной информации, на долю слуха – 9 %, оставшаяся часть распределяется между другими органами чувств.
Работаем в тетради Стр. 16 № 5, 9
Слух Проведем опыт. – закройте один глаз попросите соседа показать вам два карандаша, из которых один будет чуть – чуть ближе к вам Используя один глаз, вам будет намного труднее определить, какой карандаш ближе ОРГАН ЗРЕНИЯ ПОМОГАЕТ ВОСПРИНИМАТЬ ПРЕДМЕТЫ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В ЦВЕТЕ, ОБЪЕМЕ, ПРОСТРАНСТВЕ;
Работаем по учебнику Прочитай текст на стр. 21
Домашнее задание Тетрадь: стр. 16 № 6-8
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-041292
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Дума приняла закон о бесплатном проживании одаренных детей в интернатах при вузах
Время чтения: 1 минута
Школьников Улан-Удэ перевели на удаленку из-за гриппа и ОРВИ
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация по окружающему миру на тему «Органы чувств» (2 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Описание слайда:
Цели:
Познакомиться с органами чувств и их значением для человека.
2. Учить беречь органы чувств.
Описание слайда:
К органам чувств относятся:
1. Орган зрения
2. Орган слуха
3. Орган обоняния
4. Орган вкуса
5. Орган осязания
Описание слайда:
Орган зрения
Глаза можно сравнить с окном в окружающий мир. При помощи зрения мы получаем информацию о форме, цвете, размерах предмета.
Описание слайда:
Строение глаза
Верхнее веко
Слёзный канал
Слёзная железа
Глазное яблоко
Радужка
Нижнее веко
Ресницы
Описание слайда:
Рассмотрите рисунки. Какие правила «зашифрованы» на каждом из них?
Описание слайда:
Орган слуха
Второй по важности орган чувств у человека – ухо. С помощью ушей мы слышим речь людей, звуки природы, музыку.
Описание слайда:
Строение уха
Наружное
ухо
Среднее ухо
Внутреннее
ухо
Описание слайда:
Описание слайда:
Орган обоняния
Обоняние – это способность человека чувствовать запахи. Чувство запаха возникает только тогда, когда человек делает вдох.
Описание слайда:
Описание слайда:
Орган вкуса
Снаружи язык покрыт множеством сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в рот: кислое или сладкое, горькое или сладкое.
Описание слайда:
Строение языка
Зона горького вкуса
Зона кислого вкуса
Зона солёного вкуса
Зона сладкого вкуса
Описание слайда:
Описание слайда:
Орган осязания
Способность человека чувствовать прикосновения называется осязанием. Кожей мы можем ощущать холод или тепло, ветер или жар. Это свойство коже придают находящиеся в ней малюсенькие нервные окончания.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Какой орган помогает определить вкус пищи?
А) нос
Б) кожа
В) язык
Описание слайда:
В какой группе правильно перечислены органы чувств?
А) головной мозг, спинной мозг, нервы
Б) глаза, уши, язык, кожа
В) пищевод, печень, желудок, кишечник
Описание слайда:
С какими органами чувств мы сегодня познакомились?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Конспект внеклассного мероприятия по теме «Природные сообщества» (2 класс)
Проектирование урока по технологии на тему «Украшение подноса»
Технологическая карта по технологии «Поздравь ветерана». Решение исследовательских задач.
Технологическая карта внеурочного занятия по шахматам «Пешки»
Презентация по математике «В стране логики и смекалки» 4 класс
Презентация для учащихся начальной школы «Блокада Ленинграда»
Классный час «Дети-герои Великой Отечественной Войны»
Технологическая карта урока математики на тему: « На сколько больше?» 2 класс
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5403558 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
В Хабаровском крае введут уроки по вакцинации в некоторых школах и колледжах
Время чтения: 1 минута
Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год
Время чтения: 2 минуты
Дума проведет расследование отклонения закона о школьных онлайн-ресурсах
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе «Органы чувств»
Цель: Вторичное осмысление учащимися уже известных знаний об органах чувств человека как необходимых звеньях связи организма с внешней средой
расширить и углубить знания учащихся об органах чувств и их значении для жизни человека; учить применять полученные знания на практике;
развивать умения самостоятельно работать с источниками информации, анализировать, делать выводы и умозаключения;
воспитывать бережное отношение к органам чувств и уважительное отношение к людям-инвалидам
Оборудование: ИКТ: ПК, проектор, экран, презентация “Органы чувств человека”, учебники.
1. Организационный момент (1 мин.)
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре.
Смело, чётко говорим
И тихонько мы сидим.
2. Проверка домашнего задания (3 мин.)
3. Актуализация знаний (3 мин.)
Проверочный тест (на доске)
1. К какой группе окружающих тел относится человек?
А) это тело неживой природы;
Б) это тело живой природы;
В) это изделие
2. Что помогает человеку сохранять своё здоровье?
А) знания о строении и функции организма;
Б) постоянный просмотр телепередач;
В) знание и выполнение мер охраны и укрепления здоровья
3. Какие части тела человека ты знаешь?
А) голова, шея, туловище;
Б) конечности, туловище, ноги;
В) голова, туловище, верхние и нижние конечности
4. Как называется наука, изучающая организм человека?
А) ботаника человека;
Б) анатомия человека;
В) зоология человека
5. Какому полезному совету ты будешь следовать?
А) руки всегда чистые, поэтому перед едой их мыть не надо;
Б) чистые руки перед едой достаточно вытереть сухим полотенцем;
В) в каком бы состоянии ни были руки, мыть их перед едой обязательно
6. Выбери предмет личной гигиены:
А) щётка одёжная;
Б) зубная щётка;
В) мыло
7. Предмет гигиены, общий для членов семьи:
А) расчёска;
Б) зубная паста;
В) носовой платок
8. В какой строке указаны слова, описывающие здорового человека:
А) сутулый, крепкий, неуклюжий, высокий;
Б) бледный, горбатый, низкий, хилый;
В) стройный, сильный, ловкий, статный
4. Изучение нового материала (25 мин.)
1. Вступительное слово учителя.
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим изучать организм человека. Каждый из вас, сидя за партой, видит обстановку в классе, слышит мой голос, знает как писать ручкой, чувствует, удобно ли сидеть на стуле. Нервная система человека постоянно получает сигналы от внешнего мира с помощью специальных “датчиков”.
Отгадайте загадку и вы поймёте, о каких таких “датчиках” сегодня пойдёт речь на уроке.
Один говорит,
Другой дышит,
Двое смотрят,
Двое слушают.
Дети. Язык, нос, глаза, уши.
2. Сообщение темы и целей урока.
– Верно, речь пойдёт на уроке об органах чувств человека. Узнаем сколько их у нас, какую роль они играют в жизни человека, как их беречь и ухаживать за ними.
3. Знакомство с органом зрения.
Всеми органами человека руководит головной мозг. Именно он является “главным начальником” в нашем организме. Определённый участок головного мозга регулирует работу того или иного органа чувств.
Более 85% информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению. Зрение – это способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение.
Органом зрения является глаз. Глаз имеет сложное строение. Сам он круглый, как яблоко, за что его и называют глазным яблоком. Глазное яблоко наполнено стекловидным веществом, как желе, только прозрачным. Снаружи глазное яблоко покрыто твёрдой оболочкой – роговицей. Её надо постоянно смачивать, иначе она высохнет и помутнеет, а затем может наступить слепота. Роль смазки в глазах выполняют слёзы. В центре глаза есть чёрная точка – это зрачок. Он пропускает свет и может то расширяться, то сужаться. Цветное колечко вокруг зрачка – это радужка. От неё зависит цвет глаз. За зрачком находится хрусталик. Он помогает видеть далёкие и близкие предметы. Хрусталик может то сжиматься, как шарик, то растягиваться, как овал. Брови, ресницы и веки защищают наши глаза от пыли, пота, грязи и попадания в них посторонних предметов. Глаз связан с мозгом. Предметы в глазах отображаются перевёрнутыми, а правильным изображение делает головной мозг. Человеческий глаз устроен так, что может видеть в темноте и при ярком свете. Если глаз повредить, то восстановить зрение невозможно. Поэтому необходимо следить за своим зрением и соблюдать правила гигиены по уходу за глазами.
– Что нужно делать, чтобы надолго сберечь своё зрение?
Читать и писать при хорошем освещении
Свет должен падать слева
Читать и писать на расстоянии 30-35 см
Нельзя читать лёжа и в транспорте
Телевизор смотреть 1-1,5 часа и на расстоянии 2-3 метров
Не сидеть долго за компьютером
Нельзя тереть глаза руками
Делать зарядку для глаз
Глазам нужен отдых
Не стесняйтесь носить очки, если это необходимо
Это интересно знать
Ежедневно человек моргает 11500 раз.
Глаз весит 7–8 граммов.
Ресницы выпадают и вновь вырастают за 100 дней.
Человек с нормальным зрением видит на расстоянии 60 м.
Глаза могут точно различить 10 миллионов оттенков.
5. Физкультминутка (1 мин.)
4. Знакомство с органом слуха:
– Угадайте следующий орган
У зверушки на макушке,
А у нас – ниже глаз. (Уши.)
Слух – способность организма воспринимать звуковые волны. Уши – это орган слуха. Потрогайте ушную раковину. Сама она не слышит, а только улавливает звуки и передаёт их по слуховому проходу к барабанной перепонке в среднее ухо, потом во внутреннее ухо и в определённый участок мозга. Там звуковые волны перерабатываются и таким образом мы слышим и понимаем слова. Во внутреннем ухе есть орган равновесия, который отвечает за положение тела в пространстве и слуховой нерв. Слух тесно связан с речью. Маленький ребёнок сначала слышит и понимает речь, а затем уже учится говорить.
– Как нужно беречь свой слух?
Содержать уши в чистоте
Нельзя ковырять острыми предметами, так как можно повредить барабанную перепонку и потерять слух
Сильный шум портит слух
Нельзя часто слушать громкую музыку в наушниках
Нужно давать отдых слуху, быть в тишине
Это интересно знать
Стетоскоп, с помощью которого врач слушает больного, был изобретён французским врачом Рене Леннеком. Он скатал в трубочку бумажный листик. Приставил один конец трубки к груди больного, а другой – к своему уху и услышал биение сердца своего пациента.
5) Знакомство с органом вкуса:
– О каком органе чувств идёт речь в следующей загадке:
Всегда он в работе,
Когда говорим,
А отдыхает,
Когда замолчим. (Язык.)
Язык – орган вкуса. Это мышечный орган и находится в ротовой полости человека. Функции языка разнообразны. Благодаря своей подвижности он способствует пережёвыванию и пропитыванию пищи слюной, очищению зубов и проталкиванию прожёванной пищи в пищевод. Без языка невозможна человеческая речь.
Язык помогает различать вкусовые ощущения. На нём находятся вкусовые сосочки, которые снабжены рецепторами. Они передают информацию через нервную систему в головной мозг. Всё сладкое и солёное мы ощущаем кончиком языка. Кислое – его боками, а горькое – задней частью языка. На языке также имеются рецепторы тепла и холода, боли и реагирующие на острую пищу. Язык может выполнять множество движений, например, складываться, вращаться и т.д.
– Как надо беречь свой орган вкуса?
После приёма пищи прополоскать рот
Не брать в рот острые предметы, чтобы не поранить язык
Нельзя есть горячую пищу, чтобы не повредить вкусовые сосочки
Систематически очищать язык от налёта, чтобы избежать попадания инфекции в организм
Это интересно знать
Длина языка – 9 см, ширина – 5 см, вес – 50 граммов
За минуту язык может совершить 80 движений
На верхней стороне языка имеется более 10000 вкусовых луковиц, способных различать только 4 вкусовых ощущения – сладкое, кислое, солёное и горькое
6. Знакомство с органом обоняния :
– Угадайте, о каком органе чувств говорится в следующей загадке:
Между двух светил
В середине я один. (Нос.)
Нос – орган обоняния. Обоняние – это способность человека воспринимать запахи. Оно увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в тёплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте. Обонятельные клетки улавливают запахи, а затем передают их для дальнейшей обработки в мозг. Обоняние помогает нам наслаждаться пищей и избегать вредных веществ. Детекторы запахов находятся рядом с полостью рта, и поэтому почти невозможно различать запах и вкус. Обоняние доминирует над вкусом: когда нос заложен и не воспринимает запахи, пища кажется безвкусной. Когда нам запах не нравится, то мозг посылает сигнал тревоги и носовой проход сужается. А если запах приятный, то дышится легко, нервы успокаиваются.
– Как сохранить обоняние?
Нужно беречь себя от простуды
Содержать нос в чистоте
Если есть насморк, то необходимо его лечить
Не засовывать в нос мелкие предметы
Пользоваться личным носовым платком
Это интересно знать
У человека обоняние намного слабее, чем у животных
Человек различает около 3000 запахов, а собака – до 100000 запахов
Урок Органы чувств(2 класс)
МБОУ СОШ №1 с.Камбилеевское Пригородного района
Конспект открытого урока окружающего мира для 2 класса по
программе Виноградова В.В.
Учитель начальных классов
Предмет: окружающий мир
Тема: « Органы чувств».
Цель (предметные результаты) : создать условия для уточнения представлении об органах чувств и для выяснения, какой орган чувств самый главный.
1. Ориентироваться в информационном материале предлагаемого учебного материала, осуществлять поиск необходимой информации при работе над предлагаемыми заданиями;
2. Строить небольшие природоведческие сообщения в устной форме; строить рассуждения о доступных наглядно-воспринимаемых природоведческих отношениях.
1. Принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные ориентиры учителем действия в учебном материале; осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;
2. Принимать разнообразные учебные задачи; находить варианты решения учебной задачи в сотрудничестве с учителем; первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи; осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.
1. положительное отношение к изучению математики; уважение к мыслям и настроениям другого человека.
2. Первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
1. Принимать работу парами и группами; воспринимать различные точки зрения; принимать задаваемые вопросы; контролировать свои действия;
2. Применять простые речевые средства для передачи своего мнения; следить за действиями других участников учебной деятельности.
Формировать представление об органах чувств и их роли в жизни человека;
Развивать интеллектуальные и практические умения детей; развивать валеологические навыки, связанные с заботой о собственном здоровье;
Учить детей наблюдательности, развивать воображение и делать выводы;
Воспитывать санитарно-гигиенические навыки ухода за органами чувств.
Рассказ, беседа, самонаблюдение, экспериментирование, игра, логические рассуждения.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок – исследование.
Основные понятия : органы чувств
Форма работы : фронтальная, групповая
— названия органов чувств;
— признаки органов чувств
— определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;
— различать группы органов чувств;
— ставить опыты с помощью учителя;
— формулировать результат опыта;
— устанавливать взаимосвязь результатов опыта и темы урока
Сегодня на урок к нам пришёл очень странный человек. Что в нём странного?
У него нет лица, у него нет ушей, нет глаз, носа, рта.
А зачем они нужны человеку? Может, и не нужны они совсем?
Если бы не было глаз, мы не смогли бы видеть.
Человек мог бы попасть под машину. Мы бы не пришли в школу
Если бы у нас не было бы носа, то мы не смогли бы дышать. Не различали бы запахи.
Рот нужен нам для еды
Человеку нужны уши, а то бы он ничего не слышал.
А что вы чувствуете, когда на улице мороз?
Мы чувствуем холод.
Всё это наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире
О чём говорится в этом стихотворении? Назовите одним словосочетанием. (Органы чувств). Это будет темой нашего урока – Органы чувств.
«Открытие» детьми нового знания.
Давайте поставим цель нашего урока.
Для чего мы сегодня собрались? (Ответы детей: для выяснения, какой орган чувств самый главный).
Наша цель – доказать: можно или нельзя выделить из органов чувств самый главный.
А чтобы ответить на все эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование.
Игра «Чудесный мешочек».
В мешочке лежат различные предметы: куб, пузырек, игрушка – лопатка, книжечка, щетка и др. Все предметы должны быть различные по цвету, форме, сделаны из разных материалов.
— У меня есть чудесный мешочек, в котором лежит много разных предметов. Кто может определить, что это за предмет, и какой он? (Дети описывают предмет не глядя на него)
— Какой цвет этого предмета?
— Почему не можем сказать? (Не видим)
— А теперь вытащим из мешочка и посмотрим.
Ребята, закройте глаза. С закрытыми глазами скажите, какой предмет появился у меня на столе? (выставляется на стол игрушка)
Откройте глаза. Почему же вы не смогли ответить на мой вопрос?
Потому, что мы не видели.
Итак, благодаря глазам мы можем видеть и различать предметы.
— Глаза – орган зрения, который помогает видеть все вокруг нас.
-А как вы думаете, надо ли беречь глаза? Почему?
Сообщение – орган зрения.
Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. Через них мы больше всего узнаем о том, что творится вокруг, и в то же время именно глаза больше всего горят о человеке.
В древности ученые предполагали, что человеческая душа смотрит на мир через дыры глаз. И, если подумать, это почти так и есть. Наш глаз устроен примерно как фотоаппарат, в котором, когда нажимаешь кнопку затвора, открывается маленькое круглое отверстие. Через это отверстие свет попадает на пленку и рисует на ней то, на что был направлен фотоаппарат.
Зрение – это способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их
Человеческий глаз не видит предмет сразу. Глаз воспринимает лишь световые волны. Эта информация передается в определенный участок мозга. И тогда эти световые волны воспринимаются в виде определенных предметов. Тогда человек видит его цвет, размер. Человеческий глаз устроен так, что видит в темноте и при ярком свете.
1.Читай, пиши только при хорошем освещении, но помни, что яркий свет не должен попадать в глаза.
2. Следи за тем, чтобы книга или тетрадь были на расстоянии 30-35 см от глаз. Для этого поставь руку локтем на стол и кончиками пальцев дотянись до виска.
3. Книгу при чтении полезно поставить на наклонную подставку. При письме свет должен падать слева. Иначе тень от руки закроет тетрадь.
5. Не читай в транспорте. Книга прыгает перед глазами, и они устают быстро.
6. Если долго читаешь, пишешь, рисуешь, через каждые 20-30 минут давать глазам отдохнуть: смотри в окно, вдаль, пока не сосчитаешь до 20.
7. Вредно для глаз подолгу смотреть телевизор, компьютер. Нельзя смотреть передачи более 1,5 часа. Садись от экрана телевизора не ближе, чем в 2-3 метрах.
8. Не три глаза руками – так можно занести соринку или опасные бактерии.
9. Пользуйся чистым носовым платком.
10. Не стесняйся носить очки.
Вывод: Из всего, что мы увидели, услышали и почувствовали, какой вывод мы сделаем? ( Орган зрения очень важен.)
Эти рисунки вызывают у нас обман зрения или как написано в научных книгах, зрительные ИЛЛЮЗИИ. Кто из вас знает, как по-другому называют фокусников в цирке?
Дети совместно с учителем формулируют название профессии: иллюзионист. Учитель делает вывод.
Обман зрения можно объяснить тем, что в обработке зрительной информации участвуют не только глаза, но мозг. Глаза правильно передают информацию, а мозг может по-разному ее воспринимать. Мозг позволяет нам видеть картинку окружающего мира целиком.
Физкультминутка (для глаз)
— Что помогало ведущим угадывать?
Слух – это способность человека воспринимать звуковые волны.
Сообщение – орган слуха.
С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку и т. д. Второй по важности орган чувств у человека – ухо.
Если закрыть глаза, то все равно будешь чувствовать, где верх, где низ, наклонился стул вправо или влево. Об этом сигнализируют органы равновесия, заложенные во внутреннем ухе. Значит, ухо – это орган слуха и равновесия.
1. Надо регулярно мыть уши с мылом и чистить туго скрученной ваткой.
2. Никогда не ковыряй в ушах спичками, булавкой и другими острыми предметами. Так можно повредить барабанную перепонку и совсем потерять слух.
3. Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на весь организм. Чаще отдыхай в лесу, на лугу, у реки, среди тишины.
4. Если почувствуешь боль в ухе или туда попадет соринка (бусинка, насекомое), обратись к врачу.
Вывод: Из всего, что мы увидели, услышали и почувствовали, какой вывод мы сделаем? ( Орган слуха тоже очень важен.)
Физминутка. Релаксация. Звуки природы. Дети слушают музыку.
-А сейчас вы все закроете глаза, я пронесу по классу вещь, а вы определите, что это. (Желательно достать апельсин или мандарин, у них стойкий запах)
К акой орган чувств помогает услышать запах?
— Как называется этот орган чувств?
Обоняние – это способность человека чувствовать запахи.
Сообщение – орган обоняния.
Чувство запаха возникает только тогда, когда человек делает вдох.
Поднесите к носу пахучее вещество. При нормальном дыхании вы будете ощущать его запахи. Задержите дыхание на некоторое время, и запаха чувствовать не будете, хотя источник его находится у самого носа.
Запахи могут поглощаться, и поэтому часто одежда впитывает запах табачного дыма, пищи, духов.
Влажный воздух повышает чувствительность к запахам. Вспомните, какую массу запахов вы чувствуете после дождя в саду, в парке.
Огорчения, волнения временно притупляют обоняние. Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в теплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте.
Как сохранить обоняние?
1. Надо закаляться, беречь организм от простуды.
2. Не курить, так как обоняние ухудшается у курящих людей.
Вывод: Из всего, что мы увидели, услышали и почувствовали, какой вывод мы сделаем? ( Орган обоняния очень важен .)
Следующий орган я вам называть не буду – попробуйте отгадать! Закройте глаза.
— А сейчас вспомним, что же нам помогает определить вкус конфетки, лимона, соленого помидора, горчицы? (Язык)
Язык помогает различать вкус еды.
Пища раздражает язык и мы ощущаем вкус. Качество пищи языку помогают определить органы зрения и обоняния.
Проведём эксперимент. Перед вами 3 стакана с водой. Как вы думаете, в каком стакане соленая вода, в каком – сладкая, в каком – пресная? Что нужно сделать, чтобы определить вкус воды в стаканах? (Попробовать. Дети их других команд выходят и определяют, где какая вода.)
Сообщение – орган вкуса.
А вот если кончиком языка прикоснуться к лимону или к капельке клюквенного сока, то и не поймешь, какой он. Только когда сок растворится у тебя во рту и попадет на боковые стороны языка, ты решишь: это кислое.
А когда попробуешь что-то горькое, тебе не скажут правду ни кончик языка, ни его края. Горькое ты почувствуешь только тогда, когда оно попадет на самую заднюю часть языка.
Сладкое и соленое язык ощущает своим кончиком, кислое – боками, а горькое – корнем.
Вывод: Из всего, что мы увидели, услышали и попробовали, какой вывод мы сделаем? ( Орган вкуса тоже очень важен.)
Игра «Узнай, что это?»
— И так у нас остался еще один, последний орган чувств. Сейчас я попрошу подойти ко мне 2 человек. Одному я завяжу глаза, а второй будет дотрагиваться до его руки различными предметами. Тот, кто с закрытыми глазами должен угадать, чем к нему прикоснулись. (Иметь надо вату или кисточку для рисования, колючий предмет (расческу), теплый предмет (нагретый), тяжелый(грузик, гиря).
— Что чувствуешь? (Тепло, боль, холод)
-Что помогает определить, какой это предмет?
-С помощью кожного покрова вы смогли определить свойства предметов: температуру, их тяжесть. Кожа помогает осязать различные прикосновения. Кожа – орган осязания.
— Ребята, как вы думаете, наша кожа требует ухода? Какого? (Ответы детей)
Осязание – это способность человека чувствовать прикосновения.
Сообщение. – орган осязание.
Кожа, оказывается, может «рассказать» человеку о том, что его окружает. Чувствительность нашего «скафандра» заключается в том, что он сообщает нам, к чему мы прикасаемся.
Закрыв глаза, ты можешь почувствовать шероховатость, гладкость, форму, ребристость поверхности, к которой прикоснулся, и угадать, что перед тобой. Это чувство называется осязанием.
Но кожа не только предупреждает нас об угрозе для нашего тела, еще более важная ее задача – противостоять этой угрозе. Для этого кожа, как и кости, сочетает в себе такие качества, как прочность и упругость, то есть растяжимость.
Таким прочным и одновременно упругим веществом, входящим в состав клеток кожи, является органическое вещество кератин. Благодаря ему кожа никогда сама не рвется и не сползает.
Старайся не ранить кожу, не допускать ожогов, обморожения.
Вывод: – Какой орган чувств помог определить предметы? (Орган осязания – кожа.) Какой вывод мы сделаем? ( Орган осязания тоже очень важен.)
Вот и подходит к концу наше исследование. Теперь мы можем ответить на вопрос, кто же они, наши верные помощники?
Теперь дадим им общее название. (Опора на таблицу) Это органы (глаза, уши, нос, язык, рука). А это чувства (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание). Какое название отсюда следует? (Органы чувств)
Итак достигнута ли цель нашего урока? Наша цель – доказать: можно или нельзя выделить из органов чувств самый важный.
Да достигнута – мы выяснили, что без исключения органы чувств все важны!
Итак, сколько у человека органов чувств? (5: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус).
Какие органы за них отвечают? (Глаза, уши, нос, язык, кожа).
Эти органы воспринимают сигналы от окружающего мира и передают их в мозг, в специальные центры, где и формируются ощущения.