Что такое органы сословного представительства в истории 7 класс
СОСЛОВНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО
Смотреть что такое «СОСЛОВНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО» в других словарях:
СОСЛОВНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО — принцип организации представительной власти, в соответствии с которым депутаты представляют не все население страны или ее отдельной территориальной части, а закрытые социальные группы сословия, от которых они непосредственно избираются (или… … Энциклопедия юриста
СОСЛОВНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО — принцип организации представительной власти, в соответствии с которым депутаты представительных учреждений представляют не все население страны или ее отдельных территориальных частей, а закрытые социальные группы сословия, от которых эти… … Юридическая энциклопедия
СОСЛОВНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО — принцип организации представительной власти, в соответствии с которым депутаты представительных учреждений представляют не все население страны или ее отдельных территориальных частей, а закрытые социальные группы сословия, от которых эти… … Энциклопедический словарь экономики и права
сословное представительство — принцип организации власти, в соответствии с которым депутаты выборных учреждений представляют не все население страны или ее отдельной территории, а закрытые социальные группы сословия, от которых эти депутаты непосредственно избираются. С.п.… … Большой юридический словарь
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО СОСЛОВНОЕ — (см. СОСЛОВНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО) … Энциклопедический словарь экономики и права
Представительство политическое — способ передачи власти в полном ее объеме какому либо лицу или группе лиц, отправлять которую нельзя иным способом. Существует два главных вида П.: одно в международных отношениях, другое в сфере законодательства или управления внутри государства … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ — ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ, комплекс полномочий, делегированных народом (см. НАРОД) своим выборным представителям на строго определенный срок, а также представительных органов власти. Понятие представительной власти включает природу власти (см.… … Энциклопедический словарь
Большой королевский совет — один из центральных органов власти в средневековых монархиях Европы, представляющий собой собрание представителей высшей аристократии и духовенства, созываемое королём для решения наиболее важных вопросов государственного управления. Большой… … Википедия
Королевский совет — Большой королевский совет один из центральных органов власти в средневековых монархиях Европы, представляющий собой собрание представителей высшей аристократии и духовенства, созываемое королём для решения наиболее важных вопросов… … Википедия
СОСЛОВНЫЙ — СОСЛОВНЫЙ, сословная, сословное. 1. прил. к сословие в 1 знач. (дорев.). Сословные представители. 2. прил. к сословие во 2 знач. (дорев.). Сословные интересы присяжных поверенных. 3. прил., по знач. связанное с общественным устройством, в основе… … Толковый словарь Ушакова
ОРГАНЫ СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ
Институты средневекового государства, исполняющие при центральной власти в лице правителя функцию политического представительства (фр. représentation politique).
Политическое представительство (по определению В.В. Водовозова) «имеет место тогда, когда в государстве население обладает политическими правами, но не имеет возможности (обыкновенно — вследствие значительных территориальных размеров государства) пользоваться ими непосредственно; в таком случае оно избирает представителей, которым делегирует свои права». В средневековом обществе политическое представительство было «сословным» (нем. ständische Vertretung). Первую характеристику последнего в российской науке дал Н.И. Кареев: «Король делился властью с представителями отдельных сословий, на которые распадалось каждое государственное общество… Правом представительства пользовались только высшие сословия или «чины» государства и потому средневековые аналогии современных монархий мы называем сословно-представительными». К привилегированным сословиям относились прелаты (высшее духовенство) и светские аристократы, однако со временем право представительства приобретали и коллективные политические индивиды – городские общины и даже сельские коммуны.
Основным органом средневековой сословно-представительной монархии являлось собрание, члены которого обладали правом представительства либо в силу своего наследуемого статуса (аристократия), либо же в качестве выборных лиц от привилегированных общин королевства (напр., городов). В силу этих различий средневековый парламент в своих развитых формах обладал несколькими палатами, типологию которых предложил немецкий социолог Отто Гинце. В Англии, а также в монархиях Скандинавии (Дания, Швеция, Норвегия) и Центральной Европы (Чехия, Венгрия, Польша) сложилась двухпалатная система. В высшей палате (англ. Палата лордов с XIV в., Польский Сенат с 1493, Главная палата в Венгерском парламенте в 1608–1848 гг.) заседало высшее духовенство и аристократия – носители церковных и светских титулов высшего порядка (епископы и аббаты / пэры, паны и бароны, воеводы и кастеляны). Исторически высшие палаты возникли из практики собрания нерегулярного совета знатных персон при короле, который в Английском королевстве именовался «Большим советом» и обладал судебными полномочиями (лат. magnum concilium). В низшей палате (англ. Палата общин, Посольская изба в Польском королевстве, Низшая палата Венгерского парламента) заседали выборные от поместного дворянства и городских общин. В средневековый английский парламент направлялось по два рыцаря от графства и по два горожанина от всякого автономного города (англ. borough). В разных монархиях двухпалатные парламенты обладали локальными особенностями: 1) в результате гуситской революции (1419–1434) высшее духовенство в лице епископов утратило своё представительство в верхней палате чешского сейма (Совет чешских панов); 2) Посольская изба была представительством польского рыцарства, в то время как городские общины лишь в редких случаях оказывались в ней представлены; 3) в высшей палате кастильских кортесов были представлены прелаты и аристократы (гранды), в то время как в низшей – одни городские коммуны; рыцарство (исп. hidalgos / caballeros villanos) представлено не было.
Английской Палате лордов во Французском королевстве соответствовал Парижский парламент, который в XIV веке сохранил лишь судебные полномочия. Функцию сословного представительства переняли Генеральные штаты (1302–1789), состоявшие из трёх отдельных палат, в которых заседали духовенство, благородное сословие и горожане – представители тех провинциальных штатов, которыми они были в Париж делегированы. Трёхпалатное устройство имел также и римско-германский рейхстаг, оформившийся институционально в 1495 году. В Священной Римской империи политическим представительством пользовались курфюрсты, имперские князья и города, в то время как рыцарство не было представлено самостоятельно.
Дискуссионным остаётся вопрос о сословном представительстве / представительном правлении в Московском царстве (1547–1721). В.О. Ключевский полагал, что Земские соборы остались в русской истории «политическим недоростком», так как лишь передавали правительству согласие народа и не выступали в качестве «народного собрания, ни законодательного, ни совещательного». В противовес ему, Л.Н. Черепнин рассматривал Земский собор как представительный орган в системе феодальной монархии, подчёркивая значение собора 1613 года, члены которого избрали Михаила Романова на царский престол.
Презентация по истории на тему «Сословно-представительная монархия» (7 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Состав Избранной рады
Алексей Федорович Адашев
Митрополит Макарий
Священник Сильвестр
Князь Андрей Михайлович Курбский
Описание слайда:
Сословно-представительная монархия – это форма правления, при которой власть монарха сочетается с органами сословного представительства дворян, духовенства и горожан.
органы сословного представительства
главный отличительный признак сословно-представительной монархии
Вспомни, что такое «сословие»?
Сословие – это социальная группа, обладавшая определенными правами и обязанностями, которые были закреплены в обычае или законе.
Описание слайда:
Заполнить таблицу «Основные сословия Русского государства в XVI веке»
Описание слайда:
Особенности сословно-представительной монархии:
Монарх делит власть с органами сословного представительства как в центре, так и на местах.
Проявляется тенденция к созданию единого экономического пространства.
Основную социальную опору царской власти составляют дворяне и купцы, посадские люди.
Монарх ведет борьбу с феодальной аристократией, боярством, противившейся централизации государства.
Бюрократизируется, т.е. усложняется, государственный аппарат.
Предпринимается попытка создания постоянных войсковых подразделений.
Описание слайда:
Органы власти и управления в России во второй половине XVI века
ЦАРЬ
(с 1547 г.)
Боярская дума
Митрополит
Земский собор
(с 1549 г.)
ПРИКАЗЫ
Городовые приказчики, губные и земские старосты
Описание слайда:
Органы власти и управления в России XVII века
ЦАРЬ
глава государственной, законодательной, судебной, военно-политической власти
Церковный собор – орган представительства интересов митрополита, епископа, настоятелей крупных монастырей
Выборные от московского дворянства, выборные от городского дворянства
Боярская дума – законосовещательный совет, орган представительной власти боярских родов при царе
Приказы – органы территориального и отраслевого управления. Наместники, воеводы, волостели – представители гос. власти на местах.
Волостное самоуправление общин, гос. крестьян
Городское самоуправление посадов
Земский собор – система согласования интересов различных сословий при подготовке важнейших государственных решений.
Описание слайда:
Дополни
таблицу!
О какой форме правления, существовавшей в России со второй половине XVI века до середины XVII века, свидетельствуют зарисованные нами схемы государственной власти?
Что является главным отличительным признаком сословно-представительной монархии?
Какое сословие появилось в середине XVI века?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Статья «Теория и методика преподавания истории в образовательных организациях»
Презентация урока истории 9 класс «Экономическая политика советской власти»
ТЕМА»Анализ работы РМО учителей истории и обществознания»
Презентация по истории России
Задание для 9 класса по Всеобщей истории на тему: «Рост промышленного развития и зарождение рабочего движения в первой половине XIX века»
Викторина на 9 мая для 8-11 классов
Викторина на 9 мая для 5-7 классов
Викторина на 9 мая
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5403558 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования
Время чтения: 2 минуты
Пик использования смартфонов приходится на 16 лет
Время чтения: 1 минута
Костромская область разработала программу привлечения педагогических кадров
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
28. Органы сословного представительства, их компетенция и соотношение с самодержавной властью
28. Органы сословного представительства, их компетенция и соотношение с самодержавной властью
Главным отличием периода сословно-представительной монархии является наличие в системе органов власти высшего сословно-представительного органа – Земского собора. Именно с этим моментом связывается начало периода сословно-представительной монархии Русского государства (созыв первого русского собора 1549 г., в состав которого входили члены Боярской думы, Освященного собора и выборные от дворянства и посадов).
В XVII в. сословно-представительная монархия уже приобрела характер самодержавной власти. Высший орган власти – царь. Его власть характеризовалась особой жестокостью, террором против всех слоев населения.
Боярская дума по-прежнему считалась вторым высшим органом власти, но ее деятельность была очень ограничена. Этот орган постепенно превращался из органа, ограничивающего деятельность царя, в совещательный орган при царе. Количественный состав Боярской думы постоянно возрастал.
Земский собор – это основной сословно-представительный орган. Земский собор работал только в период своего созыва. Его деятельность наиболее широко развивалась в период сословно-представительной монархии (XVI–XVII вв.). Компетенция Земского собора так никогда и не была четко зафиксирована и постоянно изменялась, например Земский собор избирал царя после окончания периода семибоярщины.
Основные черты Земского собора:
1) в состав этого органа входили представители из различных сословий, за исключением жителей «черных земель»: боярства, духовенства, дворян, городского населения (купцы и зажиточные ремесленники);
2) регламента работы земских соборов не было, не устанавливалось число присутствующих на соборе, оно зависело от указа царя, который писался перед каждым новым созывом;
3) участие в земских соборах не было почетной обязанностью, несло за собой скорее материальные потери нежели выгоды, поэтому их участников такая обязанность тяготила.
Полномочия Земского собора:
1) внешняя политика (вопросы войны и мира);
2) предложения по установлению налогов;
3) избрание царя (после 80-х гг. XVI в.);
4) обсуждение и принятие законов.
Взаимоотношение царя и Земского собора в разные периоды было различным. Например, в 1566 г. Иван IV Грозный многих из участников Земского собора, выступивших против опричнины, казнил, а в XVII в. роль соборов значительно возросла, так как в период смуты этот орган поддерживал единство государства.
Отмирание сословно-представительных органов (Земских соборов) послужило предпосылкой к образованию в России абсолютизма. Последний раз в полном составе созываются земские соборы в 1651 г. и 1653 г. После этого они постепенно превращаются в совещательные органы царей с представителями сословий. Например, Алексей Михайлович и Федор Алексеевич еще в период своего правления собирают несколько раз совещания с представителями посадских и служилых людей (последствия бывших земских соборов). В компетенцию таких совещаний входило решение вопросов соответствующего сословия.
Так как период сословно-представительной монархии немыслим без высшего сословно-представительного органа (Земского собора), то окончанием этого исторического периода считается время правления Алексея Михайловича, с которого он перестает собирать Земский собор (1653 г. – дата созыва последнего Земского собора).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Вопрос 16. Федеральная палата адвокатов Российской Федерации и ее органы. Понятие, порядок образования, компетенция. Президент палаты: порядок избрания, компетенция.
Вопрос 16. Федеральная палата адвокатов Российской Федерации и ее органы. Понятие, порядок образования, компетенция. Президент палаты: порядок избрания, компетенция. Федеральная палата адвокатов Российской Федерации является общероссийской негосударственной
Вопрос 17. Адвокатская палата субъекта Российской Федерации и ее органы. Понятие, порядок образования, компетенция.
Вопрос 17. Адвокатская палата субъекта Российской Федерации и ее органы. Понятие, порядок образования, компетенция. Адвокатская палата является негосударственной некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве адвокатов одного субъекта Российской
Вопрос 69. Правоспособность и дееспособность юридического лица. Органы юридического лица. Филиалы и представительства.
Вопрос 69. Правоспособность и дееспособность юридического лица. Органы юридического лица. Филиалы и представительства. Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные
101. Федеральные органы налоговой полиции, их задачи и компетенция
101. Федеральные органы налоговой полиции, их задачи и компетенция Налоговая полиция была создана в соответствии с Законом РФ от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции». Федеральные органы налоговой полиции являются составной частью обеспечения
Глава 53. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ, НАПРАВЛЯЕМЫХ НА РАБОТУ В ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА И КОНСУЛЬСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ В ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА ГРАНИЦЕЙ
Глава 53. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ, НАПРАВЛЯЕМЫХ НА РАБОТУ В ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА И КОНСУЛЬСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ В ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Статья 337. Органы, направляющие работников в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей
Статья 337. Органы, направляющие работников в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за
Глава 53. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ, НАПРАВЛЯЕМЫХ НА РАБОТУ В ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА И КОНСУЛЬСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ В ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА ГРАНИЦЕЙ
Глава 53. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ, НАПРАВЛЯЕМЫХ НА РАБОТУ В ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА И КОНСУЛЬСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ В ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Статья 337. Органы, направляющие работников в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей
Статья 337. Органы, направляющие работников в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за
Глава 53. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ, НАПРАВЛЯЕМЫХ НА РАБОТУ В ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА И КОНСУЛЬСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ В ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА ГРАНИЦЕЙ
Глава 53. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ, НАПРАВЛЯЕМЫХ НА РАБОТУ В ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА И КОНСУЛЬСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ В ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Тема 8. Государственные органы исполнительной власти (органы государственного управления): система и компетенция
Тема 8. Государственные органы исполнительной власти (органы государственного управления): система и компетенция 1. Понятие государственного органа исполнительной власти (государственного управления) и его компетенции Специфика органов государственного управления, их
2. Государственные органы управления таможенным делом и их компетенция
2. Государственные органы управления таможенным делом и их компетенция Общее руководство таможенным делом осуществляют Президент РФ и Правительство РФ.Таможенное дело непосредственно осуществляют таможенные органы Российской Федерации, являющиеся
2. Органы управления защитой и охраной Государственной границы Российской Федерации и их компетенция
2. Органы управления защитой и охраной Государственной границы Российской Федерации и их компетенция Осуществляющие защиту и охрану Государственной границы государственные органы интегрированы в Пограничную службу Российской Федерации, основы руководства и
61. Советские правоохранительные органы (милиция, военные чрезвычайные комиссии): их компетенция и формирование
61. Советские правоохранительные органы (милиция, военные чрезвычайные комиссии): их компетенция и формирование 1917–1920 гг. – период гражданской войны. В этих условиях формировались специальные органы для борьбы с контрреволюционными силами: милиция (полицейский и
62. Законодательство о ликвидации сословного строя и правовом положении граждан России в 1917–1918 гг
62. Законодательство о ликвидации сословного строя и правовом положении граждан России в 1917–1918 гг Политика Советского государства коренным образом изменила социальную структуру общества. Советское государство стремилось полностью искоренить сословное неравенство в
ЛЕКЦИЯ № 2. Соотношение коммерческого права с предпринимательским, гражданским правом. Соотношение коммерческого и торгового права
ЛЕКЦИЯ № 2. Соотношение коммерческого права с предпринимательским, гражданским правом. Соотношение коммерческого и торгового права 1. Соотношение коммерческого права с предпринимательским, гражданским правом Сравнивая коммерческое и предпринимательское право, нужно
2. Судебные органы РФ: порядок формирования, состав и компетенция
2. Судебные органы РФ: порядок формирования, состав и компетенция Российская судебная власть в целом едина и неделима, однако условно можно подразделить правосудие на три ветви:1) конституционное правосудие;2) общее правосудие;3) арбитражное правосудие.Конституционный