Что такое органы управления образованием
Что такое органы управления образованием
Статья 89. Управление системой образования
1. Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер.
2. Управление системой образования включает в себя:
1) формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;
2) осуществление стратегического планирования развития системы образования;
3) принятие и реализацию государственных программ Российской Федерации, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования;
4) проведение мониторинга в системе образования;
5) информационное и методическое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;
6) государственную регламентацию образовательной деятельности;
7) независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию;
8) подготовку и повышение квалификации работников федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников образовательных организаций.
3. Государственное управление в сфере образования осуществляют в пределах своих полномочий федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В муниципальных районах, муниципальных и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.
(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 114-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, а также федеральные государственные органы, имеющие в своем ведении образовательные организации.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, осуществляют координацию деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иных субъектов системы образования в установленной сфере ведения.
(часть 5 в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, осуществляет согласование назначения на должность руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.
(часть 6 введена Федеральным законом от 24.04.2020 N 147-ФЗ)
Органы управления образования
Вы будете перенаправлены на Автор24
Задачи органов управления образования
В настоящее время управление образованием является одним из наиболее актуальных вопросов государственного управления. Особенно это становится важным в сложных социально-экономических условиях, которые складываются сейчас.
Современная политика РФ определяет следующие задачи, возложенные на органы управления образованием:
Уровни управления образованием
Органы управления образованием в РФ подразделяются на несколько видов, в зависимости от уровня.
Федеральный уровень управления образованием состоит из двух видов органов управления:
Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России) – это федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию и выработке государственной политики, различных видов инновационной деятельности, а также осуществляет развитие научных центров, наукоградов, молодежной политики, социальной защиты и поддержки учащихся различных образовательных учреждений.
Региональный уровень – представлен государственными органами управления образованием в субъектах РФ. На этом уровне создаются такие органы управления как Департаменты образования, Управления образованием и наукой в субъектах и регионах РФ, Министерства общего и профессионального образования в субъектах и регионах РФ.
Готовые работы на аналогичную тему
Основными задачами деятельности органов управления образованием в субъектах РФ являются:
Местный (муниципальный) уровень – представлен различными районными и городскими органами управления образованием, такими как Управления образованием при местных администрациях.
К компетенции данных органов, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» относятся функции по обеспечению необходимых условий для реализации гражданами конституционного права на получение общего образования, а также создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений, осуществление государственной политики в сфере образования и т.д.
Основные направления развития управления образованием
Направления развития органов управления образованиям зависят от уровня, к которому они относятся.
В настоящее время осуществлено разграничение компетенций местных органов управления и администраций образовательных организаций, которые занимаются управлениям в учебных заведениях.
Данное разграничение имеет ряд положительных моментов:
Кроме того, одним из основных направлений совершенствования системы управления образования является создание внутри образовательных учреждений объединений, которые осуществляют функции управления. К таким объединениям относятся: совет школы, приемная комиссия, совет учащихся, школьный парламент и т.д.
Большинство современных образовательных учреждений в процессе реализации собственного инновационного развития осуществляют перестройку структур управления, посредством поиска «золотой середины» между децентрализацией и централизацией управления.
Федеральные органы управления образованием в Российской Федерации
Из Википедии — свободной энциклопедии
В настоящее время, с 15 мая 2018 года, руководство образованием в Российской Федерации на федеральном уровне власти осуществляют Министерство просвещения РФ и Министерство науки и высшего образования РФ (Минобрнауки). В сферу ответственности первого входят вопросы общего и среднего профессионального образования, а второго — вопросы высшего образования.
До середины мая 2018 года управление образованием в стране осуществляли Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки; смысл данного сокращённого наименования ныне изменился) и подчинённая ему Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). Эта система сложилась в ходе реформы исполнительной власти в 2004 году. С 2004 по 2010 год существовало также подчинённое Минобрнауки Федеральное агентство по образованию (Рособразование), упразднённое с передачей функций в непосредственное ведение министерства.
С момента образования Российской Федерации до 1996 года руководство образованием осуществляли: в области начального и среднего образования — Министерство образования РФ (1991—1996); в области высшего и послевузовского образования — Министерство науки, высшей школы и технической политики РФ (1991—1993) и Государственный комитет по высшему образованию РФ (1993—1996). После 1996 и до 2004 года функции управления образованием были сосредоточены в Министерстве общего и профессионального образования РФ (1996—1999), позже преобразованном в Министерство образования РФ (1999—2004).
Федеральные органы управления образованием в Российской Федерации
В настоящее время руководство образованием в Российской Федерации на федеральном уровне власти осуществляют Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки РФ) и подчиненная ему Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). Эта система сложилась в ходе реформы исполнительной власти в 2004 году. С 2004 по 2010 год существовало также подчиненное Минобрнауки Федеральное агентство по образованию (Рособразование), упраздненное с передачей функций в непосредственное ведение министерства.
С момента образования Российской Федерации до 1996 года руководство образованием осуществляли: в области начального и среднего образования — Министерство образования РФ (1991—1996); в области высшего и послевузовского образования — Министерство науки, высшей школы и технической политики РФ (1991—1993) и Государственный комитет по высшему образованию РФ (1993—1996). После 1996 и до 2004 года функции управления образованием были сосредоточены в Министерстве общего и профессионального образования РФ (1996—1999), позже преобразованном в Министерство образования РФ (1999—2004).
Содержание
1991—1996 годы
Министерство образования Российской Федерации (1991—1996)
Основным содержанием работы министерства в этот период было проведение школьной реформы, направленной на деидеологизацию, демократизацию и обновление отечественного образования. В 1992 году на основании разработанного в министерстве проекта был принят закон «Об образовании», ключевой в данной области. Начат процесс создания частных учебных заведений. Академия педагогических наук СССР преобразована в Российскую академию образования.
Министры образования РФ:
Министерство науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации (1991—1993)
Министр науки, высшей школы и технической политики РФ:
Государственный комитет по высшему образованию Российской Федерации (1993—1996)
Председатель Госкомвуза РФ:
1996—2004 годы
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации (1996—1999)
Министры общего и профессионального образования РФ:
Министерство образования Российской Федерации (1999—2004)
Министр образования РФ:
После 2004 года
Министерство образования и науки Российской Федерации (2004 — н/в)
Минобрнауки РФ унаследовало все функции Минобразования РФ, частично (в области науки) — Минпромнауки РФ и включило в свой состав реорганизованный Роспатент, сосредоточив, таким образом, в своих руках функции по правоприменению, управлению и контролю в сферах образования, науки и интеллектуальной собственности. В подчинении министерства с 2004 года находились два федеральных агентства: Федеральное агентство по образованию (Рособразование) (упразденено в 2010 году) и Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука) (упразденно в 2010 году), и две федеральных службы: Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) (выведена из подчинения министерству в 2011 году) и Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). Из них непосредственно проблемами образования занимались Рособразование и Рособрназдор. В настоящее время в структуре Минобрнауки осталась только одна федеральная служба — Рособрандзор.
Министр образования и науки РФ:
Федеральное агентство по образованию
Осуществляло управление деятельностью образовательных учреждений общего, профессионального и дополнительного образования по оказанию государственных услуг в области образования; повышением квалификации и переподготовкой научно-педагогических работников государственных учреждений высшего профессионального образования и государственных научных организаций, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Осуществляет функции по контролю и надзору в области образования и науки, в частности лицензирование, аттестацию и аккредитацию образовательных учреждений; аттестацию научных и педагогических работников вузов; аттестацию выпускников образовательных учреждений; подтверждение и нострификацию документов об образовании.
Сноски
Полезное
Смотреть что такое «Федеральные органы управления образованием в Российской Федерации» в других словарях:
Министерство образования и науки Российской Федерации — (Минобрнауки России) Общая информация Страна Россия Дата создания 9 марта 2004 Предшествующие ведомства Министерство высшего и среднего специального образования СССР Министерство промышленности, науки и технологий РФ (в части науки) Руководство… … Википедия
Министерство науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации — Общая информация Дата создания 28 ноября 1991 года Предшествующие ведомства Министерство науки и технической политики РСФСР, ВАК СССР, Госпатент СССР, Госкомобр СССР (в части высшей школы). Дата упразднения 25 февраля 1993 года Заменено на… … Википедия
Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации — У этого термина существуют и другие значения, см. Следственный комитет. Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации … Википедия
Список министров образования России — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Содержание … Википедия
Министерство науки — Министерство науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации Министерство науки, высшей школы и технической политики федеральный орган исполнительной власти РСФСР и Российской Федерации в 1991 1993 годах, осуществлявший… … Википедия
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки — (Рособрнадзор) Общая информация Страна Россия Дата создания 2004 Вышестоящее ведомство Министерство образования и науки Российской Федерации Штаб квартира Москва, ул.Садовая Сухаревская, д.16, К 51 Руководитель Иван Александрович Муравьёв … Википедия
Образование в России — … Википедия
Федеральное агентство по образованию — (Рособразование) федеральный орган исполнительной власти, находившийся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации. Было создано 9 марта 2004 г., осуществляло функции по оказанию государственных услуг, управлению… … Википедия
Министерство науки и технической политики РСФСР — Общая информация Дата создания 11 ноября 1991 года Предшествующие ведомства Государственный комитет РСФСР по делам науки и высшей школы, Государственный комитет СССР по науке и технологиям, Государственный комитет СССР по стандартам Дата… … Википедия
Федерация — (Federation) Федерация это форма территориального устройства государства Определение, виды и типы федераций, преимущества и недостатки федеративного устройства государства, федерализм в современной России Содержание >>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора
Управление образованием
Организационно-правовая система управления образованием
Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, который сопровождается констатацией достижения обучающимся определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Право на образование — одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан России. Сейчас каждый третий — около 50 млн. россиян — учится или повышает свою квалификацию.
Под основным общим образованием в настоящее время понимается девятиклассное образование.
За последние восемь лет система высшего и среднего образования в Российской Федерации подверглась реформированию, что в первую очередь нашло выражение в пересмотре действующего законодательства в этой сфере. Вместе с рыночной экономикой получили развитие негосударственные образовательные учреждения, частные школы, колледжи, вузы. Самыми престижными сегодня считаются профессии юристов, менеджеров, финансистов, экономистов, врачей, журналистов.
13 января 1996 г. принята новая редакция Федерального закона «Об образовании». В соответствии с законом общество, государство, власти всех видов, форм, уровней должны относиться к образованию как к приоритетной сфере, так как образование — это будущее страны.
Законом гарантированы общедоступность и бесплатность общего полного (среднего) и начального профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. В общеобразовательные учреждения и учреждения начального профессионального образования принимаются без конкурса все желающие и обучаются бесплатно.
Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования; единство федерального культурного и образовательного пространства; общедоступность образования; светский характер образования; свобода и плюрализм в образовании; демократический государственно-общественный характер управления образованием.
Важен и принцип непрерывного образования, преемственность различных его ступеней, возможность не только продолжения, но и смены типа образования.
Система образования представляет собой совокупность образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Образование может быть получено: в образовательном учреждении в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования и экстерната. Для всех форм получения образования действует единый государственный образовательный стандарт. Однако существует перечень направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или форме экстерната не допускается. Эти ограничения установлены постановлением Правительства от 22 ноября 1997 г. В основу перечня положен такой критерий, как степень влияния будущей профессиональной деятельности выпускника вуза на жизнь и здоровье человека (что, естественно, касается всех медицинских специалистов), состояние окружающей среды, обеспечение безопасности общества и государства. Учитывается возможность получения студентами в процессе обучения сведений, содержащих военную и государственную тайну, а также прохождения практики на режимных предприятиях. Кроме того, имеется в виду и невозможность получения профессиональных знаний, умений и навыков без непосредственных (аудиторных) занятий с преподавателем.
В целях создания необходимых условий для получения общего образования лицами, осужденными к наказанию в виде лишения свободы, приказом Министра образования РФ от 9 февраля 1999 г. утверждено Положение о порядке организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах.
Однако в последнее десятилетие многие завоевания отечественного образования оказались утраченными. Поэтому Правительство ставит своей целью вывести Россию из кризиса в сфере образования, для чего необходимо обеспечить:
Органы управления образованием
В Российской Федерации действуют следующие государственные органы управления образованием (см. схему 30):
Схема 30. Организация управления образованием
Местные (муниципальные) органы управления образованием могут создаваться по решению соответствующих органов местного самоуправления.
К компетенции государственных органов управления образованием относятся:
Министерство образования Российской Федерации (Минобразование России), согласно постановлению Правительства от 10 декабря 1999 г., является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области образования, научной и научно-технической деятельности учреждений высшего и среднего профессионального образования, научных и иных организаций сферы образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, а также координирующим в этой сфере в установленном порядке деятельность иных федеральных органов исполнительной власти.
Оно осуществляет функции бывших Министерства общего и профессионального образования РФ и Высшей аттестационной комиссии РФ.
Основными задачами Министерства, согласно Положению о нем, утвержденному постановлением Правительства от 5 апреля 1997 г.*, являются:
В соответствии с возложенными на него задачами Минобразование России:
Министерство обеспечивает контроль за реализацией законодательства в сфере образования и сфере научной деятельности; разрабатывает типовые положения об образовательных учреждениях; определяет с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти перечень профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональное образование и профессиональная подготовка в образовательных учреждениях. Оно координирует деятельность государственных образовательных учреждений, независимо от ведомственной принадлежности, по вопросам определения объемов и структуры подготовки специалистов; устанавливает для подведомственных образовательных учреждений ежегодно контрольные цифры приема всех категорий обучающихся; устанавливает порядок приема граждан в государственные учреждения среднего и профессионального образования; определяет перечень учебной и учебно-методической литературы для образовательных учреждений.
После того как Указом Президента от 15 октября 1999 г.* Высшая аттестационная комиссия РФ исключена из числа федеральных органов исполнительной власти, ее задачи возложены на Минобразование России: проведение единой государственной политики, осуществление контроля и координация деятельности в области аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации; участие в формировании научного потенциала страны; экспертиза научных и технических программ и проектов.
Минобразование России в соответствии с возложенными на него задачами:
Для научной экспертизы представленных диссертаций, а также для рассмотрения вопросов о присвоении ученых званий создаются экспертные советы из числа ведущих ученых и специалистов в области науки, техники, образования и культуры.
Постановлением Правительства от 24 октября 1994 г. утверждено Положение о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоении научным работникам ученых званий. Учеными степенями являются степени доктора наук и кандидата наук, а учеными званиями — звания профессора по специальности и старшего научного сотрудника по специальности. Положением определены требования к диссертациям, порядок представления и защиты диссертации т.д.
Минобразование России вправе издавать нормативные правовые акты, обязательные для исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся образовательные учреждения, органами исполнительной власти субъектов Федерации, подведомственными учреждениями и организациями, давать разъяснения по ним; инспектировать любые образовательные учреждения и любой орган управления образованием.
Ведомственными органами управления образованием являются различные подразделения соответствующих ведомств (главные управления, отделы и др.). Они могут быть специализированными и управлять подведомственными образовательными учреждениями либо осуществлять такие функции наряду с другими функциями.
В субъектах Федерации управление образованием осуществляют: в республиках — соответствующие министерства или комитеты, в других субъектах Федерации — департаменты, главные управления, отделы образования. Их компетенция аналогична компетенции Минобразования России, но осуществляется с учетом масштабов их деятельности и региональных особенностей.
Правовой статус высшего учебного заведения
Особого внимания государства заслуживает высшее профессиональное образование, которое имеет целью готовить специалистов с высшим образованием для всех отраслей и сфер жизни страны. Высшие учебные заведения также активно участвуют в развитии науки, поскольку здесь сосредоточена половина научных кадров страны. В России имеется 595 государственных и 334 негосударственных вуза, в которых учатся около 3 млн. студентов.
Вузы приобрели значительную административную и хозяйственную самостоятельность. Академические свободы (возможность создавать кафедры, учебные программы и т.д.) были подкреплены экономически. вузы получили в пользование землю, сооружения, будучи свободными от налогов на нее. На основании Порядка приема в государственные вузы, утвержденного приказом Министра образования РФ от 16 марта 1999 г., вузы разрабатывают собственные правила приема, не противоречащие этому документу.
Установлены три ступени высшего профессионального образования — высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр», «дипломированный специалист», «магистр».
Сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования составляют соответственно не менее чем 4, 5 и 6 лет. Соответственно этому различаются и дипломы об образовании.
Различаются государственные вузы, находящиеся в ведении Российской Федерации, субъектов Федерации, а также муниципальные вузы.
Законом определен порядок приема в вуз и подготовки специалистов с высшим и послевузовским профессиональным образованием (аспирантура, докторантура).
Управление вузом осуществляется в соответствии с законодательством РФ, типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) и уставом вуза на принципах единоначалия и коллегиальности.
Общее руководство государственным или муниципальным вузом возлагается на выборный представительный орган — ученый совет. Его состав, полномочия, порядок выборов и деятельности определяются уставом вуза.
Непосредственное управление вузом осуществляет ректор. Ректор государственного или муниципального вуза в порядке, установленном уставом вуза, избирается тайным голосованием на общем собрании (конференции) на срок до пяти лет и утверждается в должности органом управления образованием, в ведении которого находится вуз.
Согласно Положению о статусе ректора государственного вуза Российской Федерации федерального подчинения, утвержденному постановлением Правительства от 11 июня 1996 г., ректор несет ответственность за подготовку высококвалифицированных специалистов, руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью государственного вуза, исполнение законодательства РФ, реализацию решений органов государственной власти и в части обеспечения выполнения указанных задач осуществляет функции представителя государства в учебном заведении.
Основным звеном вуза является кафедра во главе с ее заведующим. Кафедра ведет учебную, методическую и научную работу по соответствующим дисциплинам, проводит воспитательную работу среди студентов, осуществляет подготовку научно-педагогических кадров.
Образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) создается в целях повышения профессиональных знаний специалистов, совершенствования их деловых качеств, подготовки их к выполнению новых трудовых функций. Положение о нем утверждено постановлением Правительства от 26 июня 1995 г.
В интересах использования научного потенциала вузов и улучшения материального положения профессорско-преподавательского состава формируется новая сфера бизнеса — образовательные услуги, которые во всем мире считаются одной из самых прибыльных отраслей. В Москве создан Международный технологический университет (МТУ). В мире аналогов этому пока нет. Основное назначение МТУ — использование и распространение уникального дидактического и методического опыта российской инженерной школы для повышения квалификации специалистов учебных заведений зарубежных стран по их заявкам, прежде всего по дисциплинам, связанным с авиастроением, космонавтикой, машиностроением, металловедением, композиционными материалами.
Новым явлением стала подготовка управленческих кадров высшего и среднего звена для организаций народного хозяйства Российской Федерации в российских образовательных учреждениях и за рубежом, предусмотренная Указом Президента от 23 июля 1997 г и постановлением Правительства от 15 сентября 1997 г. Специальными положениями определены порядок и условия участия в конкурсном отборе специалистов и требования, предъявляемые к российским образовательным учреждениям, для участия в реализации государственного плана подготовки таких кадров.
Образовательные учреждения должны иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности в области высшего профессионального и(или) дополнительного образования по экономическим и управленческим специальностям, пройти аккредитацию, дающую право на выдачу документов государственного образца о профессиональной переподготовке и(или) повышении квалификации, а также иметь опыт реализации программ подготовки управленческих кадров высшего и среднего звена не менее трех лет.
Образовательные учреждения
Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественных и религиозных организаций). Они могут быть следующих типов:
Так, к числу общеобразовательных учреждений относятся: начальные, основные, средние школы, в том числе с углубленным изучением предметов, лицеи, гимназии.
Учреждения начального профессионального образования — это профессиональные училища; профессиональные лицеи — центры непрерывного профессионального образования; учебно-курсовые комбинаты (пункты); учебно-производственные центры, технические школы, вечерние (сменные) и другие образовательные учреждения данного уровня.
Учреждения среднего специального образования: техникумы (училища, школы); колледжи; техникумы-предприятия (учреждения), а высшего профессионального образования — университеты, академии, институты.
Деятельность различных типов образовательных учреждений урегулирована многочисленными нормативными актами. Среди них: Федеральный закон от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»; утвержденные Правительством типовые положения: об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста; о начальных, основных, средних образовательных учреждениях; о вечернем (сменном) общеобразовательном тельном учреждении; об образовательном учреждении дополнительного образования детей; о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным развитием; об образовательном учреждении начального, среднего профессионального образования и т.д.
Новеллами явились положения о возможности получения общего и среднего профессионального образования в форме экстерната, а также в семье. Право дать семейное образование имеют все родители или лица, их заменяющие. Перейти на эту форму обучения, так же как и вернуться обратно в школу, ребенок может на любой ступени. Родители заключают со школой договор, в котором оговариваются все детали, как-то: периодичность промежуточных аттестаций, обязанности и права образовательного учреждения и родителей и др.
В системе образования возможно как бесплатное, так и платное обучение. Среди бесплатных учебных заведений основное место занимают муниципальные школы. Помимо государственных (и, соответственно, бесплатных) школ различного вида в России работают более 600 частных школ, где учится всего лишь 50 тыс. детей.
Учреждения начального профессионального образования реализуют профессиональные образовательные программы, направленные на подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, специалистов и служащих) по основным направлениям общественно полезной деятельности, в соответствии с государственными образовательными стандартами. Эта сфера образований совершенствуется на основе утвержденной Правительством 21 июля 1997 г. Концепции реформирования системы начального профессионального образования. Все учреждения этой системы предполагается разделить на четыре группы: государственные федерального уровня; государственные уровня субъектов Федерации; муниципальные; негосударственные. Основными признаются учреждения субъектов Федерации, где будут реализовываться программы по большинству профессий в соответствии с потребностями территориальных рынков труда.
Порядок приема в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования утвержден приказом Министра образования РФ от 5 марта 1999 г.
В средних учебных заведениях формами самоуправления являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и др. В Указе Президента от 31 августа 1999 г. «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в Российской Федерации» отмечено, что создание в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях попечительских советов необходимо в целях установления общественного контроля за использованием целевых взносов и добровольных пожертвований юридических и физических лиц на нужды общеобразовательных учреждений. Непосредственное руководство учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор. Примерное положение о попечительском совете общеобразовательного учреждения утверждено постановлением Правительства от 10 декабря 1999 г.
Государственная аккредитация образовательного учреждения — это процедура установления (подтверждения) государственного статуса (типа и вида) образовательного учреждения на основе признания соответствия его деятельности, уровня реализуемых программ, содержания и качества подготовки обучающихся (слушателей) государственным требованиям, предъявляемым к данному типу и виду учебных заведений и образовательным программам. При положительных итогах государственной аккредитации образовательное учреждение получает свидетельство о государственной аккредитации установленного образца. Действие свидетельства подтверждается каждые пять лет. Государственную аккредитацию высшего учебного заведения (института, академии, университета), имеющего лицензию на ведение образовательной деятельности, проводит федеральный орган управления высшим профессиональным образованием в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства от 2 декабря 1999 г. Свидетельство о государственной аккредитации является документом, подтверждающим статус вуза и его право на выдачу своим выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне образования.
Согласно Федеральному закону «Об образовании», образовательное учреждение в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о полученном образовании и(или) квалификации. Порядок проведения аттестации выпускников определен соответствующими положениями.
Важное значение имеет обеспечение работы образовательных учреждений на базе единого государственного минимума — стандарта образования. Государственные образовательные стандарты определяют обязательный минимум содержания основных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Образовательные стандарты устанавливаются применительно к типам образовательных учреждений.
Государственный контроль за качеством образования в аккредитованных образовательных учреждениях — функция органов исполнительной власти, осуществляющих управление образованием. Они контролируют исполнение законодательства в области образования, государственных образовательных стандартов, бюджетной и финансовой дисциплины. Контроль осуществляется ими также в процессе лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений.
Осуществление такого контроля за качеством образования в государственных аккредитованных образовательных учреждениях возложено на Государственную аттестационную службу. Она может направить образовательному учреждению, имеющему государственную аккредитацию, рекламацию на качество образования и(или) несоответствие образования требованиям соответствующего государственного образовательного стандарта. Основаниями для рассмотрения Службой вопроса о направлении рекламации могут быть: решение общего собрания родителей (законных представителей) обучающихся образовательного учреждения; официальное представление отделения Государственной аттестационной службы по месту нахождения образовательного учреждения; решение общего собрания обучающихся образовательного учреждения; официальное представление государственной службы занятости населения. Повторная в течение двух лет рекламация автоматически влечет лишение образовательного учреждения его государственной аккредитации.