Что такое ориентирование на местности обж 6 класс
Ориентирование на местности
При ориентировании в природных условиях необходимо прежде всего хорошо знать наиболее характерные местные предметы по маршруту движения (развилка дорог, характерный изгиб реки, отдельное дерево, лесная поляна и др.), которые необходимо использовать как маяки, указывающие ваше местоположение и нужное направление движения.
Для определения сторон горизонта необходимо уметь пользоваться компасом, солнцем и часами, определять стороны горизонта по Полярной звезде.
Для ориентирования на местности, если показ проходит по неизвестному для вас маршруту, необходимо уметь ориентироваться по компасу и карте.
Способы определения сторон горизонта
Стороны горизонта на местности можно определить по компасу, по небесным светилам (солнцу и звёздам) и по некоторым признакам местных предметов.
Отметим, что для определения сторон горизонта достаточно знать направление на север. Если оно известно и вы встанете лицом к северу, то справа будет восток, слева — запад, а сзади — юг.
Самым простым и надёжным прибором для определения сторон горизонта является компас. Наиболее распространённый вид компаса — компас системы Андрианова.
В туристской практике нашёл самое широкое применение жидкостный компас «Спорт-3».
Для определения сторон горизонта необходимо положить компас горизонтально, отпустить тормоз магнитной стрелки и повернуть коробку компаса так, чтобы северный конец магнитной стрелки совпал с нулевым делением шкалы. При таком положении стрелка компаса показывает направление север — юг и буквы С, Ю, В, 3 на шкале компаса будут соответственно обращены на север, юг, восток и запад.
Определение сторон горизонта на местности можно выполнить по солнцу и часам. Этот способ менее точен, чем первый (так как наши часы показывают не местное время, а поясное), но для практики ориентирования на местности вполне приемлем. Кроме того, необходимо помнить, что на территории России стрелки часов переведены на 1 ч вперёд и полдень (время, когда солнце находится на юге) для жителей Северного полушария наступает не в 12 ч, а в 1 ч дня (13 ч).
Учитывая это, стороны горизонта по солнцу и часам определяются в следующей последовательности: часы держат горизонтально так, чтобы часовая стрелка была направлена на солнце; угол, образованный между часовой стрелкой и направлением из центра циферблата на цифру 1, мысленно разделить пополам, т. е. провести биссектрису этого угла. Линия, делящая этот угол пополам, и будет указывать направление на юг.
Стороны горизонта по солнцу и часам приблизительно можно определить и другим способом.
Из курса географии вы знаете, что Земля совершает полный оборот на 360° за 24 ч. Значит, солнце перемещается по горизонту с востока на запад на 15° за 1 ч. Таким образом, если солнце в полдень в Северном полушарии находится на юге, что соответствует 180° на шкале компаса, то в 17 ч оно будет на юго-западе: (17 ч — 14 ч) х 15° = 45°; 180°+ 45° = 225° — на компасе это соответствует юго-западному направлению.
В 20 ч солнце сместится на 90° и будет на западе (180° + 90° = 270°). Таким образом, глядя на солнце и часы, приблизительно можно определить стороны горизонта.
Урок по ОБЖ в 6 классе «Ориентирование на местности»
Тема урока: «Ориентирование на местности»
Тип урока: Повторение и обобщение знаний, закрепление умений.
Закрепить усвоенные понятия.
Завершить развитие умений нахождение азимута, ориентирование на местности по местным признакам и по плану.
Продолжить развитие памяти, мышления, творческих способностей учащихся.
Дидактический материал, компьютерный класс, компьютерная игра « C АТСН ING FEATURES » (спортивное ориентирование).
Репродуктивный, частично – поисковый.
Фронтальный опрос, групповая работа, работа парами.
1. Ориентирование по местным признакам.
2. Определение азимута.
3. Определение сторон горизонта.
4. Ориентирование по плану местности.
Ориентирование на местности с помощью компаса, местных признаков.
История (история компаса), Физическая культура (спортивное ориентирование).
Результат урока: Знание сторон горизонта. Умение ориентироваться по плану.
План урока 6 класс
Организационный момент. Здравствуйте, садитесь. Начинаем наш урок, тема которого «Ориентирование на местности». И проведем мы его в виде состязания трех команд: «Азимут», «Ориент», «Горизонт». На протяжении нескольких уроков мы с вами изучали масштаб, компас, ориентирование по местным признакам и многое другое. Сегодня настало время Вам показать, чему Вы научились, что узнали. Пожалуйста, разделитесь на три команды и выберите себе капитана.
Давайте познакомимся с планом соревнований:
Будет у нас теоретическая разминка по терминам «Терминашка».
Практический конкурс по приемам работы на местности «Применяшка».
Мы заслушаем двух учащихся, которые Вам расскажут про «Историю компаса» и «Спортивное ориентирование».
Далее Вы сыграете в игру ориентирование на компьютерах.
Пятым у нас будет подведение итогов и награждение команд.
За каждый конкурс вы получаете таланты, команда, которая получит больше талантов и займет 1 место. И так мы начинаем.
1. Конкурс «терминашка».
С каждой команды подходит по одному участнику. Они вытягивают билеты и отвечают. Кто правильно дает определение термину, который указан у него в билете, тот получает 1 «талант». Максимальное число талантов за этот конкурс (3таланта).
Вопросы и задания к конкурсу «Терминашка»: Горизонт, Линия горизонта, Назвать профессии, связанные с ориентированием, Компас, Азимут, Отличия плана местности от рисунка (2 отличия), Назвать стороны горизонта (основные и промежуточные), Ориентирование на местности, Прием определения сторон горизонта.
Пока лидирует (ют) команда…
Приступаем к конкурсу «Применяшка». Он у нас поделен на три этапа.
Ориентирование по местным признакам.
Я раздаю каждой команде по 2 признака ориентирования на местности. Вы сообща должны подписать стороны горизонта, а затем один из Вас должен подойти и объяснить почему Вы определили стороны горизонта именно в таком порядке. (2таланта)
Признаки: По солнцу, по полярной звезде, по мху на деревьях, по муравейнику, по снегу на сопках весной, по росту веток у дерева.
Нужно по одному участнику из команды. Участник определяет азимут на произвольно выбранные ориентиры. (1талант)
Определение сторон горизонта.
Я показываю направление на север. Ваша задача определить основные стороны горизонта. Опять нужно по 1 добровольцу от команды. (1талант)
Давайте подсчитаем таланты, сколько у каждой команды.
Пока лидирует команда…
А теперь ребята немного передохните и послушайте интересную информацию ваших товарищей, сообщение «История компаса». Поскольку следующий конкурс у нас будет ориентирование, причем спортивное только на компьютере, послушайте сообщение о «Спортивном ориентировании».
Тема сообщения История Компаса
Магнит был известен китайцам с давних времен. Еще в III в. до н.э. им было известно, что магнит притягивает железо. Очень рано узнали они и о его свойстве указывать направление на север и на юг. Предположительно, компас был изобретен еще в III в. до н.э. Тогда компас имел вид магнитной ложки, которая могла вертеться вокруг своей оси и помещалась в центре прибора, являвшего собой деревянную или медную подставку, на которой ряд делений обозначал части света. Направление, которая указывала ложка, всегда было южным. Первоначальное название компаса: «ложка, управляющая миром». В XI в. китайцы стали использовать не сам магнит, а намагниченную сталь и железо. В тот период также применялся водяной компас: в чашку с водой помещали намагниченную стальную стрелку в форме рыбки длиной в 5-6 см. Стрелку могли намагничивать посредством сильного нагрева. Голова рыбки всегда указывала на юг. В дальнейшем рыбка претерпела ряд изменений и превратилась в компасную иглу.
Первое письменное упоминание о применении китайцами магнетита в качестве магнитного компаса появилось примерно в 1000 году до н. э. Скорее всего, арабские торговцы привезли компас на запад, где он впервые упоминается в 1187 году в писаниях английского монаха Александра Некэма. Первые европейские компасы использовались итальянскими моряками, перевозившими крестоносцев в Левант. С тех пор компас стал главным навигационным прибором для путешествий по морю, земле или воздуху.
В основном компас оставался технологически неизменным на протяжении тысяч лет, но сейчас человечество имеет три вида компаса:
1.Компас Андрианова 2 Жидкостной компас 3 Электронный
Спасибо за внимание!
Использованная информация: http://www.nalanda.ru/east-hist/60-2011-02-15-13-15-48.html
Тема сообщения «Спортивное ориентирование»
Родиной спортивного ориентирования считается Норвегия, где в 1897 году прошли первые соревнования. В нашей стране ориентирование на местности получило официальный статус вида спорта только 28 декабря 1967 года, (то есть 70 лет спустя), поэтому считается одним из самых молодых.
Соревнования могут проводится днем и ночью, зимой, весной, летом и осенью, пешком, на лыжах, лодках, велосипедах, мотоциклах и автомобилях. Для проведения соревнований не требуются дорогие стадионы и спортивные площадки. Ареной для состязаний может послужить любой участок леса, даже городской парк, если нет парка, то даже площадка вокруг школы. Суть этих соревнований заключается в том, что участники должны в кратчайшее время отыскать на местности определенное число контрольных пунктов (КП), нанесенных на карту и обозначенных порядковыми номерами. Результаты соревнования определяются по времени, затраченному спортсменом на прохождение дистанции.
Спортивное ориентирование требует физической закалки, точного быстрого, часто, неординарного мышления, хорошей памяти, способности самостоятельно принимать правильное решение в любой обстановке.
Ориентирование на местности это составная часть подготовки военного, сотрудника МЧС, разведчика.
Спортивное ориентирование это увлекательный и эмоциональный вид спорта. Спасибо за внимание!
Использованная литература: Иванов Е.И. «С компасом и картой» 1971 год.
Игра «Спортивное ориентирование».
Прежде чем приступить к игре давайте повторим какие клавиши нам необходимы.
Стрелки показывают направление, можете ими двигать и карту, и
Запомните на местности стоят КП, которые Вам брать не надо.
Сегодня ребята вы показали свои знания и умения. Сыграли в компьютерную игру. Узнали о истории компаса и о виде спорта – «Спортивное ориентирование». Вы все сегодня работали на отлично.
Конспект урока по ОБЖ для 6 класса на тему «Ориентирование на местности»
Конспект урока по ОБЖ
Тема урока: «Ориентирование на местности»
Цель урока: познакомить учащихся с основным содержанием ориентирования на местности, разобрать различные способы определения сторон горизонта (по компасу, местным предметам и Полярной звезде). Сформировать убеждение в том, что для обеспечения безопасного пребывания в природных условиях необходимо свободно ориентироваться на местности, используя для этого все доступные способы.
Задачи урока:
1. Создать условия для овладения учащимся знаниями о способах ориентирования на местности.
2. Развивать мышление и способность применять имеющиеся знания на практике.
3. Формировать у учащихся познавательный интерес к предмету, положительную учебную мотивацию, внимательность, наблюдательность.
Оборудование урока: компасы, мультимедийное оборудование, компьютер, экран, презентация урока, раздаточный материал
Литература: Учебник ОБЖ для 6 класса Смирнов А.Т., Хренников Б.О.
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
желаю (соприкасаются большими пальцами);
во всём (безымянными);
Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
Молодцы, приготовились и настроились на урок!
2. Актуализация полученных знаний.
Какой вывод вы сделаете по пройденной теме?
Ответы учащихся по теме «Природа и человек»:
Человек — неотъемлемая часть природы и не может существовать вне её. В природной среде человек должен владеть определёнными умениями для обеспечения безопасной жизнедеятельности. Чтобы прожить на природе хотя бы один день, необходимо уметь обеспечить себя пищей и водой, а при необходимости соорудить временное укрытие от непогоды. Необходимо знать особенности того места, где планируется организовать отдых (горы, лес, вода); соблюдать меры безопасного поведения в этих местах, уметь оказывать первую помощь. Для правильного перемещения в желаемом направлении надо знать, как ориентироваться в природной среде. (Слайд 1)
3. Изучение нового материала.
Учитель: Ой, смотрите, что мне пришло на почту? ( Отрывок из мультфильма принцесса и людоед)
Учитель: Ребята, к ак помочь принцессе? Есть ли выход из данного положения? Что нужно знать для того, чтобы ориентироваться? Как вы думаете, какова будет наша тема урока?
( Ориентирование на местности ). (СЛАЙД 2)
ТЕМА УРОКА: Ориентирование на местности
Учитель: Что вы хотите узнать?
Правильно, главной задачей нашего сегодняшнего урока будет научиться определять стороны горизонта, научиться ориентироваться на местности по предметам, по компасу (Слайд3)
Ребята, а как вы думаете, что такое ориентирование?
Ориентирование — это умение находить стороны горизонта.
— Для ориентирования на местности необходимо знать стороны горизонта.
-Что такое горизонт? ( Часть земной поверхности, наблюдаемая на открытой местности.)
— Кто назовёт основные стороны горизонта? Основные стороны горизонта – север, юг, запад, восток.
Молодцы! Справились, а теперь мы посмотрим как вы работаете самостоятельно!
На столах у вас лежат карточки с заданиями и текст, на который вы можете опираться, вам нужно выполнить задания и тогда на нашем небе появятся звездочки, и мы поможем принцессе найти путь!
Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы!
Какие основные элементы включает ориентирование на местности?
Кто изобрел компас?
Каков порядок определения сторон горизонта по компасу?
Какие признаки местных предметов помогут определить стороны горизонта?
Как определить стороны горизонта по постройкам?
Как определить стороны горизонта ночью?
Умение ориентироваться на местности — это первое условие безопасного пребывания человека в природных условиях. Ориентироваться на местности — это значит уметь:
определять стороны горизонта и представлять себе, где находится юг, север, восток и запад;
определять своё местонахождение на местности относительно местных предметов, а также форм рельефа (холм, овраг, берег реки и др.);
выбрать нужное направление движения, чтобы выйти в намеченное место;
выдерживать во время движения выбранное направление, чтобы не сбиться с намеченного пути.
При ориентировании в природных условиях, необходимо, прежде всего хорошо знать наиболее характерные местные предметы по маршруту движения (развилка дорог, характерный изгиб реки, отдельное дерево, лесная поляна и др.), которые необходимо использовать как маяки, указывающие ваше местоположение и нужное направление движения.
Для определения сторон горизонта необходимо уметь пользоваться компасом, определять стороны горизонта по Полярной звезде.
Для ориентирования на местности, если показ проходит по неизвестному для вас маршруту, необходимо уметь ориентироваться по компасу и карте.
Способы определения сторон горизонта
Стороны горизонта на местности можно определить по компасу, по небесным светилам (солнцу и звёздам) и по некоторым признакам местных предметов.
Отметим, что для определения сторон горизонта достаточно знать направление на север. Если оно известно, и вы встанете лицом к северу, то справа будет восток, слева — запад, а сзади — юг.
Самым простым и надёжным прибором для определения сторон горизонта является компас.
Компас был изобретён в Китае при династии Сун в I в. до н. э. (хотя есть свидетельства, что данный прибор существовал еще во 2-м тыс. до н. э.) и использовался для указания направления движения по пустыням. В любом случае, тогда компас представлял собой небольшой кусок намагниченного металла, который был прикреплен к деревянной планке, находившейся в сосуде с водой.
Наиболее распространённый вид компаса — компас системы Андрианова.
В туристской практике нашёл самое широкое применение жидкостный компас «Спорт-3».
Жидкостный компас «Спорт-3»:
Для определения сторон горизонта необходимо положить компас горизонтально, отпустить тормоз магнитной стрелки и повернуть коробку компаса так, чтобы северный конец магнитной стрелки совпал с нулевым делением шкалы. При таком положении стрелка компаса показывает направление север — юг и буквы С, Ю, В, 3 на шкале компаса будут соответственно обращены на север, юг, восток и запад.
При ориентировании по местным предметам можно использовать следующие их признаки: с северной стороны кора одиночно стоящих деревьев грубее, чем с южной; стволы сосен после дождя чернеют с севера; мхи и лишайники обильнее покрывают северную сторону деревьев, камней, пней; смола на хвойных деревьях сильнее выступает с южной стороны; северная часть муравейника располагается с южной стороны деревьев.
Определение сторон горизонта ночью
Самый простой способ определения сторон горизонта ночью — определение по Полярной звезде, которая указывает направление на север. Для ориентирования по Полярной звезде сначала нужно найти на небе созвездие Большой Медведицы — это семь ярких звёзд, расположенных на небосклоне в виде большого ковша. Через две крайние звезды ковша созвездия Большой Медведицы мысленно проведите прямую линию, на которой мысленно отложите от конца ковша отрезок, равный пяти расстояниям между этими звёздами. В конце отрезка вы увидите яркую звезду, которая расположена в созвездии (тоже ковша) Малой Медведицы. Это Полярная звезда. Если вы встанете к ней лицом, то впереди будет направление на север, сзади — на юг, справа — на восток, слева — на запад. При определении сторон горизонта лучше использовать несколько способов, чтобы избежать ошибки.
Как ориентироваться в пасмурную погоду?
Чтобы при движении в пасмурную погоду выдержать избранное направление, обычно через каждые 100-150 м маршрута намечают какой-нибудь хорошо заметный ориентир. Это особенно важно, если на пути возникли завал или густая заросль кустарника, которые вынуждают отклониться от прямого направления. В лесу, заросшем кустарником с густым подлеском, лучше идти по тропам, придерживаясь нужного направления.
ПАМЯТКА НА СТОЛ
1. Положите компас на горизонтальную поверхность (или ладонь).
2. Стрелка компаса должна быть неподвижной. После этого поверните коробку компаса так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпадала с красным концом магнитной стрелки.
З. Вы сориентировали компас и подготовили его к работе.
Если встать лицом к северу, то сзади будет юг, справа восток, слева запад.
Задание.
Определите, в какую сторону горизонта обращены окна класса.
В каком направлении находится дверь?
Учащиеся работают с текстом, выполняют задания и отвечают на вопросы.
Ребята, давайте полюбуемся на звездное небо, наши глазки сделают гимнастку со звездочкой.
У вас на столах лежат звездочки зеленого, желтого, красного цвета.
Желтая звездочка – у меня все получилось!
Зеленая звездочка – у меня не все получилось!
Красная звездочка – мне было сложно!
5. Домашнее задание.
Подумать, как сделать компас при помощи воды, магнита, иголки и пробки?
Презентация по ОБЖ «Ориентирование на местности», 6 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
Ориентирование на местности МБОУ Богородская гимназия г. Ногинска Учитель ОБЖ Финяк Елена Борисовна
Ориентироваться на местности – это уметь: Определять стороны горизонта: по компасу
Определять стороны горизонта: по Солнцу и часам
Определять стороны горизонта: по Полярной звезде
Привязывать свое местонахождение относительно местных ориентиров.
Выбирать правильное направление движения.
Выдерживать выбранное направление во время движения
Способы определения сторон горизонта Жидкостный компас «Спорт-3»
Как пользоваться компасом Вы стоите у дороги и собираетесь углубиться в лес. Отходим немного от ориентира в нужную Вам сторону и поворачиваемся лицом к дороге. Таким образом, чтобы путь возвращения был примерно перпендикулярен направлению дороги. Держа перед собой компас, поворачиваем его до тех пор, пока стрелка не совпадет с линией север-юг. После этого мысленно проводим линию через центр компаса в направлении пути Вашего возвращения. На краю колбы прибора есть цифры. Эти цифры обозначают градусы, отсчитываемые от 0 (направление на север) по часовой стрелке. Запоминаем ту цифру, через которую прошла Ваша воображаемая линия возвращения. Это будет азимут обратного движения. Азимут – это угол между направлением на север и направлением на ориентир. Теперь запоминаем цифру, расположенную, на другой стороне лимба. Это направление, которого Вы будете придерживаться, углубляясь в лес.
По квартальным столбам В лесу определить стороны горизонта можно по лесоустроительным признакам (просекам, квартальным столбам). Просеки прорубаются в направлении с севера на юг и с запада на восток. В местах пересечения просек устанавливаются квартальные столбы, на которые наносятся цифры с указанием номера квартала. Грань между двумя наименьшими цифрами всегда ориентирована на север.
По местным признакам Кора отдельно стоящих деревьев покрыта мхом с северной стороны. Кора берез светлее, имеет меньше темных пятен и трещин с южной стороны. Весной снег быстрее тает с южной стороны. Муравейники и гнезда пчел расположены с южной стороны деревьев и камней. Весной караваны птиц летят с юга на север, а осенью в обратном направлении. Камни, скалы, деревянные, шиферные, черепичные крыши обычно покрываются мхом с северной стороны. На деревьях хвойных пород смола выделяется и накапливается больше с южной стороны. Ягоды и фрукты в период созревания приобретают окраску зрелости сначала с южной стороны.
По Полярной звезде Полярная звезда всегда находится на севере и выделяется среди звезд своей яркостью. Чтобы отыскать на небе Полярную звезду, необходимо найти созвездие Большой Медведицы, которое представляет собой «ковш» из 7 ярких звезд. Если мысленно провести прямую линию через крайние звезды и отметить на ней пятикратное расстояние между звездами, в конце пятого отрезка будет находиться Полярная звезда.
Движение по азимуту заключается в определении на местности нужного направления по заданному азимуту и выдерживании этого направления в пути до выхода к намеченному пункту. В походе к движению по азимуту обычно прибегают на закрытой местности или в бездорожье, для чего заранее по карте определяют магнитные азимуты и расстояние до ориентиров.
Ориентирование карты по компасу Компасом определяют направление на север, а затем карту поворачивают (направляют) верхней стороной рамки в сторону севера так, чтобы вертикальная линия координатной сетки карты совпадала с продольной осью магнитной стрелки компаса.
Спасибо за внимание!
Источники: https://yandex.ru/images https://yandex.ru/ voennizdat.com https://yandex.ru/ kraeved.net https://yandex.ru/ grinikkos.com А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников «Основы безопасности жизнедеятельности» 6 класс, М. «Просвещение», 2016
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Особенности организации педагогического процесса по обеспечению безопасности детей в сфере дорожного движения в условиях реализации ФГОС общего образования
Курс повышения квалификации
Методика преподавания предмета «ОБЖ» в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-229037
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Школьников Улан-Удэ перевели на удаленку из-за гриппа и ОРВИ
Время чтения: 1 минута
Дума проведет расследование отклонения закона о школьных онлайн-ресурсах
Время чтения: 2 минуты
Совфед отклонил закон о верифицированных онлайн-платформах и учебниках
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.