Что такое ориентирование в географии 8 класс география
Презентация по географии на тему: «Как ориентироваться по карте России» (8 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Как ориентироваться по карте России
Подготовила: учитель географии
Кияшкина О.А.
Описание слайда:
Наиболее заметные на карте объекты — крупные формы рельефа: равнины и горы. Обратите внимание, что в европейской части России и от Уральских гор до Енисея преобладают в основном равнины, а за Енисеем — горы и плоскогорья.
Восточно-Европейская равнина протянулась от Северного Ледовитого океана до Кавказских гор на юге России. Здесь проживает абсолютное большинство населения страны. На востоке равнина ограничена Уральскими горами (по которым проходит граница между Европой и Азией) — здесь природный регион Урал.
Всю территорию от Урала до горных хребтов Тихоокеанского водораздела обычно называют Сибирью. Её часть к западу от Енисея — это Западная Сибирь, где расположена Западно-Сибирская равнина, к востоку — Восточная Сибирь, где преобладают горы и плоскогорья, среди которых самое крупное — Среднесибирское. По природным условиям выделяются также Северо-Восточная Сибирь (к востоку от реки Лены) и горы Южной Сибири (от Алтая до Станового хребта).
Для ориентации по карте нужно знать и главные реки России. Самая известная — Волга, расположенная в европейской части страны. В Сибири самые крупные реки — Обь, Енисей и Лена, а на Дальнем Востоке — Амур.
Описание слайда:
Моря, омывающие территорию России, вы уже знаете. Обратите внимание на очертания их берегов. На побережье Тихого океана — Дальнем Востоке страны — выделяются полуостров Камчатка, острова Сахалин и Курильские.
Чтобы легче было ориентироваться по карте, на неё наносят и крупные города. Крупнейшие города России — это Москва (более 12 млн чел.) и Санкт-Петербург (около 5 млн чел.). Кроме того, в России есть ещё 13 городов, численность населения которых превышает 1 млн человек. Их называют городами-миллионерами.
Ещё один объект, помогающий ориентироваться на карте, — это самая длинная в мире железная дорога — Транссибирская магистраль, протянувшаяся через всю нашу страну на 9288 км от Москвы до Владивостока.
Описание слайда:
Описание слайда:
1. Встречаются ли случаи совпадения названий природных и экономических районов? Перечислите эти районы. Совпадает ли их территория? Чем это объясняется? В азиатской части России природных районов больше, чем экономических. Например, Дальневосточный экономический район (наименее заселённый во всей России) состоит из трёх природных районов. В европейской части, наоборот, один природный район (но самый заселённый и хозяйственно освоенный) — Восточно-Европейская равнина делится на семь экономических районов.
2. Как вы думаете, почему в азиатской части России больше природных, а в европейской — больше экономических районов?
Одни из видов районирования — административно-территориальное деление, т. е. разделение страны на административные единицы: республики, края, области, районы, города, сельские округа и т. д. Такое деление необходимо для любой страны, чтобы управлять ею, собирать налоги, поддерживать порядок, доставлять почту.
Описание слайда:
Российская Федерация в соответствии с Конституцией состоит из 85 субъектов: 22 республики, 9 краёв, 46 областей, 3 городов федерального значения, 1 автономной области, 4 автономных округов. Каждый из субъектов Федерации имеет и внутреннее административно-территориальное деление — городские округа, муниципальные районы, муниципальные поселения.
В России образовано 8 федеральных округов, объединяющих группы субъектов Федерации. (Сами округа такими субъектами по Конституции не являются.) В каждом федеральном округе Президент РФ имеет своих полномочных представителей.
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Конспект по географии на тему «Как ориентироваться по карте России» (8 класс)
Дата____26.09.__________Класс______8_-Б__________
Урок: Как ориентироваться по карте России
· формировать умение читать карты России, ориентируясь относительно природных объектов и объектов, созданных человеком;
· сформировать понятия «географический район», «районирование», «административно-территориальное деление».
Планируемые результаты обучения:
Предметные: формирование знаний о самых крупных природных объектах России, помогающих ориентироваться по карте; о видах районирования территории России.
Метапредметные: формирование умений: 1) определять географические объекты, помогающие ориентироваться на карте России; 2) анализировать физическую карту России и карту экономических и географических районов России; 3) работать с текстом и делать самостоятельные выводы.
Личностные: осознание практической значимости ориентирования по картам России.
Основное содержание: ориентирование по карте России, районирование, географический район, природные и экономические районы, административно-территориальное деление России.
Деятельность обучающихся: ориентироваться по карте относительно крупных природных объектов и объектов, созданных человеком; выявлять специфику разных видов районирования: географического, природного, экономического и административно-территориального деления РФ; определять субъекты РФ и их столицы по политико-административной карте РФ; определять по карте состав и границы федеральных округов; наносить на контурную карту субъекты РФ, их столицы и административные центры; обозначать на контурной карте границы федеральных округов, подписывать их названия и центры; сопоставлять информацию из разных источников.
Ценностный компонент урока: значимость географической карты как общечеловеческой ценности.
Оборудование: карты России — физическая, административно-территориального деления, природных, экономических и географических районов. Презентация к уроку.
Тип урока: комбинированный.
Организационный момент . Приветствие. Проверка отсутствующих
Сегодня замечательное утро, я уверена, что этот урок мы проведем интересно и с пользой!
II. Проверка знаний (опрос)
Сколько часовых поясов и зон выделено на территории России? В каком часовом поясе расположена ваша местность (область, республика, край)?
Что такое местное солнечное время?
Для чего необходима карта часовых поясов? Какие особенности характерны для карты часовых поясов?
Определите время в Анадыре, Красноярске, Омске, если в Москве 12 ч, 20 ч, 24 ч.
На сколько часов и в каком направлении необходимо перевести стрелки часов, если мы перелетаем из II часового пояса в VII, X?
III. Изучение нового материала
Изучение нового материала начинается с мотивации обучающихся, а также с выявления роли географической карты в жизни человека и хозяйстве страны. На важную роль карты указывал ещё Н. Н. Баранский, утверждая, что карта — альфа и омега географии, второй язык географии, один из критериев географичности.
На современном этапе повышается роль карты в жизни общества, расширяется её значение как средства накопления и передачи информации. Карта — важнейший язык межнациональной коммуникации, с её помощью человек ориентируется в пространстве. В последние годы некоторые учёные рассматривают карту как образно-знаковую геоинформационную модель.
Задача, которую обучающиеся решают на уроке: как следует ориентироваться по карте России? Чтобы школьники получили представление о том, как нужно ориентироваться по картам России, находить на них географические объекты, устанавливать взаимосвязи географических объектов с другими объектами, им предлагается ознакомиться с фрагментами текста «Каковы самые крупные природные объекты России?» и с физической картой России. После изучения текста учитель предлагает обучающимся назвать объекты природы или объекты, созданные человеком, по которым нужно ориентироваться на карте России. Затем они находят на физической карте России названные в тексте географические объекты, а дома наносят их на контурную карту.
Далее обсуждается вопрос: «На какие районы и субъекты делится Россия?» Сначала обучающиеся раскрывают понятия «районирование» и «географический район». Затем, последовательно выполняя практические задания рубрики «Читаем карту» на с. 15—17 учебника и анализируя рисунки 7 и 8 учебника, знакомятся с видами районирования — природным, географическим и экономическим.
Результатом работы обучающихся является их самостоятельный ответ на вопрос: «Чем различаются природное и экономическое районирование и что у них общего?»
Следующая часть урока (это может быть и самостоятельный урок) посвящена изучению административно-территориального деления России.
Обучающиеся вспоминают официальное название нашей страны — Российская Федерация (Россия). В переводе с латинского «федерация» означает «союз», «объединение». Это форма государственного устройства, при котором государство состоит из системы федеративных (составляющих) единиц и субъектов федерации, обладающих определёнными политическими правами.
Сначала обучающиеся знакомятся с картой «Федеративное устройство России» (см. Приложение, с. 246—247 учебника), затем они выясняют, какие субъекты входят в состав Российской Федерации. Учитель акцентирует внимание учеников на равноправии всех её субъектов. Он обращает внимание на то, что на территории России образовано 9 федеральных округов.
Учитель отмечает, что деление территории на участки осуществляется для удобства управления страной. Первые попытки разделения России на районы были предприняты ещё в XVIII в. путём группировки смежных губерний, сходных между собой. Учитель называет имена русских географов К. И. Арсеньева и П. П. СемёноваТян-Шанского, занимавшихся вопросами географического районирования.
V II. Домашнее задание: 1) изучить § 4; 2) ответить на вопросы и выполнить задания после параграфа; 3) нанести на контурную карту субъекты Российской Федерации — республики, края, автономные округа и автономную область;
*Сделать сообщения на тему: Ориентиры вашего района.
Урок географии по теме «Ориентирование на местности»
«Ориентирование на местности»
Учитель: Цыганкова Юлия Геннадьевна
— показать значение умения ориентироваться на местности
— раскрыть роль плана местности
— формировать умение определять азимут
— раскрыть роль компаса как величайшего изобретения человечества, помогающего ориентироваться в пространстве
Электронное приложение к учебнику: Ориентирование. Азимут
Что такое ориентирование
Методы и формы обучения
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля
Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная
Тетрадь «Мой тренажёр» (задания 1-4, с. 16);
Задание 7 на с. 32 учебника;
Ориентирование, азимут, компас.
Распознавать условные знаки планов местности
. Сравнивать планы с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности.
оборудование для глазомерной съемки.
простейшие планы местности небольшого участка.
Иметь представления о понятиях
Знать определение «Азимут» и уметь определять его
Умение работать с измерительными приборами
Научиться читать план местности с помощью условных знаков
Умение слушать товарища
Соблюдать правила поведения в кабинете
-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
-осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
Организационная структура урока
Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность
Добрым утром начат день
Первым делом гоним лень
На уроке не зевать
А работать и искать!
Здравствуйте. Сегодня у нас гости. Это учителя школ Каменского района. Ребята, повернитесь к ним, улыбнитесь, пожелав хорошего рабочего дня.
Слушают учителя и включаются в учебную деятельность
Беседа по вопросам для подготовки восприятия нового материала
Организует эмоциональный настрой, беседу по вопросам.
А сейчас закройте глаза. Представьте, что вы входите в лесную чащу всё глубже и глубже. (Приложение 1 — музыка) Вы заблудились! Что вы почувствовали? Поделитесь вашими ощущениями. Есть ли выход из данной ситуации? Что нужно уметь, когда находишься в незнакомой местности?
Закрывают глаза, пытаются представить картинку, ощутить состояние. Отвечают на вопросы.
Фронтальная и индивидуальная работа.
Определение темы, цели и задач урока
Побуждение к определению темы, цели и задач урока
Оказывает помощь в определении учащимися темы.
Определите тему урока. Сравните ваши предположения с темой в учебнике (с. 30)
Тема урока: Ориентирование на местности. Попробуйте определить цель урока. (научиться ориентироваться на местности)
С помощью глаголов-помощников определите, чему будем учиться на уроке?
Это и есть задачи нашего урока. Спасибо. Начнем с задачи, которую озвучил__________
Высказывают свои предположения.
Определяют тему, цель, задачи урока
Фронтальная и индивидуальная работа.
Изучение нового материала
Повторение правил работы в группе
Определение понятие «ориентирование»
Определение сторон горизонта
Работа в тренажёрах «Соответствие сторонам горизонта»
Практическая работа с компасами
Оказывает помощь при повторении правил, распределении ролей в группе.
Но прежде, вспомним правила работы в группе, определим роли. (Приложение 2)
Предлагает поработать с понятием «ориентирование».
Скажите, пожалуйста, кто может вам помочь ответить на вопрос «что такое ориентирование»?
Я предлагаю воспользоваться помощью 1 группе – толкового словаря Ожегова, 2 группе – учебника, 3 группе найти ответ в интернете, 4 группе я готова помочь сама.
Что же такое ориентирование?
Выполнить задание 1.
Удобно ли в масштабах планеты пользоваться понятиями «направо», «налево», «вперёд». «назад». – ответы
Для ориентирования на местности существуют стороны горизонта. Какие известны вам?
Это основные стороны горизонта. А как будут называться промежуточные?
Выполните, пожалуйста, задание №2. (Приложение 3)
Откройте тренажёры на с. 16 и выполните самостоятельно зад. №3. Оцените свою работу.
У кого возникли вопросы? Кто не понял, как определять стороны горизонта?
Задаёт вопросы : кто из вас знает, как называется прибор для определения сторон горизонта?
Герои сегодняшнего урока Фиксики расскажут нам об этом. (просмотр мультфильма «Фиксики», серия «Компас» Приложение 4)
Демонстрирует компас, рассказывает о правилах работы с компасом
1. Положить компас на твёрдую поверхность.
Определить стороны горизонта.
Рассказ учителя с демонстрацией ЦОР
Контролирует выполнение тренировочного задания
Распределяют роли, озвучивают правила и девиз работы в группе.
Дают ответы: Интернет, учитель учебник, энциклопедии, словари, родители и т. д..
Находят определение понятия.
Отвечают на вопрос
Выполняют задание 1 (составляют рассказ)
Отвечают на вопросы.
Выполняют задание 2(определяют стороны горизонта)
(определяют стороны горизонта)
Просматривают фрагмент мультфильма.
Вырабатывают алгоритм работы с компасом.
Повторяют действия вместе с учителем
Слушают пояснения, наблюдают за демонстрацией, выполняют задание № 4 с. 16
Фронтальная, групповая работа
Групповая работа, спикеры групп озвучивают ответы.
Фронтальная работа, индивидуальная,
Схемы сторон горизонта
Самоконтроль по ключу.
Тренажёр. Электронное приложение
Первичное осмысление и закрепление изученного
Работа с тренажёром
Соотносят ответы в тетрадях с ответами тренажёра с помощью графического планшета.
Тренажёр. Электронное приложение к теме «Ориентирование на местности»
Итоги урока. Рефлексия
Обобщение полученных сведений.
Результаты показали, что…
Ребята, вспомните, пожалуйста, с чего начинался урок?
Вы находились в лесу. И вряд ли заметили стоящее в стороне дерево. Это дерево успеха. Оно не обычное. И от вас зависит, какие листочки будут на нём.
Если на уроке всё было понятно, интересно – зелёный
Если у вас сохранились некоторые затруднения, но вы обязательно справитесь, то – жёлтый
Если сегодня не ваш день, вы многого не поняли, но обязательно разберётесь, то – красный
Отвечают «.. с того, что мы оказались в незнакомом лесу»
Оценивают свою деятельность
Оценивание работы учащихся на уроке
Контролирует домашнее задание
Записывают домашнее задание
ПАМЯТКА «Как работать в группе»
Команда – это значит вместе,
Команда – все за одного.
Здесь всё по совести и чести,
Здесь не обидят никого.
Команда нас объединяет
Не испугаемся преград,
Здесь каждый свое дело знает,
Работает на результат.
А если возникают споры,
Они решаются тотчас,
И никакие разговоры
Не отвлекут от дела нас.
В своей команде нам уютно
Мы оказались в ней не вдруг,
Когда кому-то станет трудно,
Свое плечо подставит друг.
Девиз сегодняшнего урока:
«Вместе не трудно,
вместе не тесно,
вместе легко
и всегда интересно!»
Запомни и соблюдай простые правила:
Уважай своего товарища.
Умей каждого выслушать.
Не согласен – предлагай!
Составить рассказ о том, как добраться от школы до сада (не более 5 предложений)
Свой рассказ начните словами: ЧТОБЫ ДОБРАТЬСЯ ДО САДА, НУЖНО…
Подпишите стороны горизонта
Приложение 7
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-122839
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
В Хабаровском крае введут уроки по вакцинации в некоторых школах и колледжах
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Росприроднадзор призвал ввести в школах курс по экологии
Время чтения: 1 минута
Онлайн-конференция о профориентации и перспективах рынка труда
Время чтения: 3 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Что такое ориентирование в географии 8 класс география
Горизонтом называют часть земной поверхности, наблюдаемую на открытой местности. Различают математический или истинный горизонт (большой круг небесной сферы, плоскость которого перпендикулярна отвесной линии в месте наблюдения) и видимый горизонт (линия, по которой небо кажется сливающимся с земной поверхностью). На ровной поверхности видимый горизонт представляет собой окружность.
Для ориентирования на местности используют четыре главные точки горизонта (или соответствующие четверти) — стороны горизонта или страны света. Направление к точке горизонта относительно стран света называют румбом.
Между основными сторонами горизонта (север, восток, юг и запад) находятся промежуточные — северо-восток, юго-восток, юго-запад, северо-запад и др. Определить стороны горизонта можно по Солнцу, звездам и другим объектам.
Если встать лицом на север, то сзади будет юг, справа — восток, а слева — запад. Это основные стороны горизонта. Между ними расположены промежуточные стороны горизонта: северо-восток, северо-запад, юго-восток, юго-запад. Таким образом, основных и промежуточных сторон горизонта восемь, а направлений гораздо больше. Как же в этом случае определить направление? Это делается с помощью определения азимута (курса по компасу).
Компас — прибор, указывающий направление магнитного меридиана. Азимут (от араб. ас-сумут — путь, направление) — это угол, отсчитываемый по ходу часовой стрелки, измеренный в градусах по карте, между севером и той точкой, куда вы хотите попасть.
Сориентировать компас — значит повернуть его таким образом, чтобы синяя стрелка, всегда показывающая на север, совместилась с отметкой С («север») на циферблате компаса.
Компас. Строение компаса.
Однако если под рукой нет компаса, ориентироваться можно и другими способами.
Определение сторон горизонта по Солнцу
На территории северного полушария в летнее время солнце восходит на северо-востоке, а заходит на северо-западе. Днём (в 13 часов зимой и 14 часов летом) Солнце указывает строго на юг, тень от предметов ложится на север. С 10 утра до 19 вечера Солнце всегда находится южнее ориентирующегося. В зимнее время Солнце восходит на юго-востоке, а заходит на юго-западе. Точно на востоке и на западе Солнце восходит и заходит в дни весеннего и осеннего равноденствий (21 марта и 23 сентября).
Есть способ ориентирования по Солнцу, не требующий знания времени. Следует взять палку и воткнуть её в землю вертикально. Вершина отбрасываемой тени обозначается точкой. Спустя определённый промежуток времени (например, полчаса) Солнце переместится, и вершину новой тени тоже нужно обозначить точкой. Если провести стрелку от первой точки к второй, получится точное направление на восток.
Для более точного определения сторон света понадобятся любые циферблатные часы (часы со стрелками). Если часовую стрелку направить на Солнце, то угол между часовой стрелкой и цифрой «1» (зимой) или цифрой «2» (летом) следует разделить пополам. Получившееся направление будет указывать на юг. Север будет в противоположном направлении.
Чем севернее находится местность, тем точнее получится результат. В южных областях и в летний период погрешность этого метода может достигать 25%. Весной и осенью в северных широтах точность метода повышается. Максимальную точность этот способ дает в зимнее время. В летний период Солнце перемещается по небу со средней угловой скоростью 15° в час. В 14 часов (по летнему времени) оно будет находиться строго на юге. Каждый час светило будет смещаться на 15° западнее. Например, в 17 часов оно сместится на 45 градусов к западу. Половина прямого угла и есть 45 градусов. То есть, если в 17 часов мысленно отложить половину прямого угла от направления на Солнце влево, получится точное направление на юг.
Ориентирование по звездам.
В северном полушарии ориентиром служит Полярная звезда — наиболее яркая звезда в созвездии Малой Медведицы. Она сохраняет почти постоянное положение на небе при видимом суточном вращении небесной сферы и в ясные ночи удобна для определения направления на север и широты места, приблизительно равной её высоте над горизонтом. Направление на Полярную звезду определяется следующим образом: через две крайние звезды «ковша» Большой Медведицы мысленно проводится прямая, на которой откладывается пятикратное расстояние между этими звездами, а в конце пятого отрезка находится Полярная звезда — ошибки менее 2°.
Для того, чтобы определить стороны света в южном полушарии по звездам необходимо найти созвездие Южный крест. Созвездие состоит из пяти ярких звезд. Четыре звезды созвездия Южный крест расположены в виде креста, для определения сторон света необходимо провести две линии в виде крестика. Одна из линий будет длиннее второй, соответственно одна звезда креста расположена дальше других, получится крест с ручкой для держания. Данную ручку креста необходимо воображаемо сделать длиннее в четыре раза и опустить вертикально на линию горизонта, это и будет юг. Либо подождите пока Южный крест на небе встанет вертикально, тогда ручка будет указывать на юг.
Ориентирование по Луне.
По Луне ориентироваться намного сложнее, чем по звёздам, по Солнцу и точность обычно намного ниже. Чтобы иметь возможность ориентироваться по Луне, нужно запомнить следующее: серп «молодой» луны, изогнутый в правую сторону, виден вечером в западной стороне неба и заходит вскоре после захода Солнца.
Различают четыре основные фазы Луны:
Сведения о наступлении лунных фаз можно найти в отрывных и настольных календарях, по средствам Internet.
В Первой четверти Луна бывает на юге около 7 часов вечера. Полная Луна в южном направлении наблюдается около 1 часа ночи. В 10 часов вечера она бывает в юго-восточной стороне неба, а в 4 часа утра — на юго-западе. Луна в Последней четверти находится на юге в 7 часов утра. Серп «старой» луны, напоминающий букву «С», виден утром, незадолго до восхода Солнца, в восточной стороне неба.
Ориентирование по местным признакам.
Некоторые местные предметы и признаки также могут служить простейшим определителем сторон горизонта. Ориентирование по местным природным признакам в лесу производится по направлению север-юг (рис. 28). Это связано с тем, что растительный мир очень отзывчив на солнечное тепло. На север указывают: влажные стороны зданий, камней, замшелые стволы деревьев, пятна-снежинки на склонах (весной), бедная сторона кроны деревьев; у пней меньше толщина годовых колец.
Кроме того: муравейники, обычно, располагаются к югу от пней и деревьев, с юга на стволах хвойных деревьев выделяется больше смолы и др.
Однако, надо понимать, что все способы ориентирования по местным признакам показаны в преувеличенном виде и взяты в идеальных условиях. В реальности же все намного сложнее. Приметы могут быть противоречивыми, в настоящем лесу присутствуют многочисленные и разнообразные факторы, влияющие на эти признаки: рельеф, погодные условия, ветры и т.д. Поэтому человеку, даже наизусть знающему все способы ориентирования по местным признакам, бывает очень сложно верно определить стороны света. Ни в коем случае нельзя полагаться на 1-2 случайно увиденных признака. Их обязательно должно быть не менее 5.
(пройти тесты с проверкой ответа сразу и объяснением правильного ответа)
Конспект по географии 6 класса «Ориентирование. Компас. Азимут».
Следующая тема: Земля — планета Солнечной системы