Что такое оркестр для детей 2 класса
Беседа «Ансамбль и оркестр: что это такое?»
Пшеничная Елена Андреевна
Беседа «Ансамбль и оркестр: что это такое?»
АНСАМБЛЬ
Если вы услышите несколько музыкантов, которые играют совместно, то
знайте – это ансамбль. В переводе с французского языка означает «Вместе».
— Самые маленькие ансамбли называются камерными, т. е. комнатные
(«камера» по итальянски «комната»). Все камерные ансамбли имеют одну
особенность – каждый участник владеет своим голосом. Камерные ансамбли в два
человека составляют дуэт, в 3 – трио, в 4 – квартет, 5 – квинтет, 6 – сексет, 7 –
септет, 8 – октет. Все эти наименования происходят от латинских названий чисел.
— В ансамбль может входить и большая группа музыкантов. Таков, например,
всемирно известный ансамбль скрипачей Большого театра. Знаменитый
коллектив «Берёзка» тоже называется ансамблем.
ОРКЕСТР
— Оркестр — большой коллектив музыкантов-инструменталистов. В
отличие от камерных ансамблей, в оркестре некоторые из его музыкантов
образуют группы, играющие в унисон. Слово «оркестр» («орхестра»)
происходит от названия круглой площадки перед сценой в древнегреческом
театре, где размещался древнегреческий хор, участник любой трагедии или
комедии. В эпоху Возрождения и далее в XVII веке орхестра
трансформировалась в оркестровую яму и, соответственно, дала название
помещающемуся в ней коллективу музыкантов.
— Симфоническим называется оркестр, составленный из нескольких
разнородных групп инструментов — семейства струнных, духовых и ударных.
Принцип такого объединения сложился в Европе в XVIII веке. Первоначально в
симфонический оркестр входили группы смычковых инструментов,
деревянных и медных духовых инструментов, к которым примыкали
немногочисленные ударные музыкальные инструменты. Впоследствии состав
каждой из этих групп расширялся и разнообразился. В настоящее время среди
ряда разновидностей симфонических оркестров принято
различать малый и большой симфонический оркестр.
— Малый симфонический оркестр — это оркестр преимущественно
классического состава (играющий музыку конца 18 — начала XIX века, или
современные стилизации). В его составе 2 флейты (редко малая флейта, 2
гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2 (редко 4) валторны, иногда 2 трубы и литавры,
струнная группа не более 20 инструментов (5 первых и 4 вторых скрипок, 4
альта, 3 виолончели, 2 контрабаса).
— Большой симфонический оркестр включает в медную группу
обязательные тромбоны и может иметь любой состав.
Беседа с детьми «Что такое Кубанская «балачка» Материал будет интересен воспитателям, педагогам дополнительного образования, учителям, родителям и детям подготовительного к школе и.
Беседа с использованием ИКТ «Что такое Рождество?» Приобщение детей к русской культуре, знакомство с обычаями и традициями нашего народа имеют огромное воспитательное значение. Дети должны.
Беседа с презентацией с детьми старшей группы, на тему: «Что такое заказники, заповедники и национальные парки?» Беседа с презентацией с детьми старшей группы, на тему: «Что такое заказники, заповедники и национальные парки?» Цель: познакомить детей.
Беседа «Что такое дружба?» в старшей группе Цель: выяснить представления детей о дружбе, с кем они дружат и почему. Ход беседы: Воспитатель: Дружба – это теплый ветер, Дружба – это.
Беседа в подготовительной группе «Что такое экология?» Цель: Формировать у детей представление о том, что представляет собой окружающий нас мир, расширить знания детей о природе. Ход беседы:.
Классный час для учащихся начальной школы «Что такое хорошо и что такое плохо» Классный час на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо» Цели и задачи: формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формировать.
Конспект НОД для детей старшей группы «Что такое хорошо, а что такое плохо» (5–6 лет) Цель: 1. Учить детей быть внимательными друг к другу, замечать в себе и друзьях положительные и отрицательные качества характера,.
ТЕМА УРОКА: « СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР»(2 класс)
ТЕМА УРОКА: « СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР»
Цель: Расширить и углубить знания дошкольников о музыкальных инструментах, их видах, группах.
Способствовать расширению знаний о музыкальных инструментах, входящих в состав симфонического оркестра;
Способствовать развитию музыкальной памяти, вокально-хоровых навыков, творческому мышлению, умению слушать и анализировать музыку; Формирование творческих умений и навыков (создание художественного образа в музыкальном движении, рисунке и т.п.)
Закрепление у детей музыкальных навыков: певческих, движения под музыку.
Способствовать воспитанию устойчивого интереса к музыке, музыкальным инструментам.
Прививать любовь к классической культуре, формировать музыкальный вкус детей на основе лучших образцов мировой классической музыки.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
Личностные:
· осознать необходимость учения;
· работать над адекватной самооценкой;
· учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.
· умение строить речевые высказывания о музыке.
Предметные:
· наличие интереса к предмету «Музыка»;
. умение определять характер и настроение музыки с учетом терминов, представленных в учебнике для 2 класса;
. владение основами теории музыки и музыкальной грамоты.
· самостоятельно организовывать своё рабочее место;
· определять цель учебной деятельности с помощью учителя;
· принимать и сохранять учебную задачу;
· соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;
· уметь контролировать свою деятельность;
· адекватно понимать оценку взрослого и сверстников.
Познавательные:
· отвечать на простые и сложные вопросы учителя;
· сравнивать объекты по нескольким признакам;
· устанавливать причинно-следственные связи;
· осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные:
· вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, высказывать свою точку зрения на события;
· участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
· выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.
Углубление и расширение знаний.
фронтальная работа, работа в парах, работа в группах.
методы организации учебной деятельности (словесные, наглядные); методы стимулирования и мотивации обучения (метод формирования интереса, создание ситуации успеха); методы контроля и самоконтроля (групповые задания, самооценка); метод проблемно-развивающего обучения (эвристический), образовательные технологии (групповая работа, сотрудничество), здоровьесберегающие технологии (чередование видов деятельности для охраны и укрепления психического здоровья обучающихся), информационные технологии.
«Симфонический оркестр», «дирижер», «струнные», «духовые», «ударные», «антракт», «симфония».
П резентация в Power Point по материалу урока;
Р аздаточный дидактический материал.
Карточки для работы.
Оборудование урока:
Доска , мультимедийный проектор, экран, ноутбук, музыкальный центр, фортепиано.
(учащиеся входят в класс, рассаживаются по группам)
Здравствуйте, ребята! (пропела)
Дети: «Здравствуйте!» (пропели по трезвучию)
Слайд №2. Бизе «Кармен». Играет симфонический оркестр.
Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство,
Не спугнуть бы нам его.
— Я приглашаю вас отправиться в музыкальное путешествие.
— Как вы думаете, куда мы попали?
( в театр, наверное, на концерт)
— Как бы вы назвали ансамбль, который вы видите на сцене.
( в его состав входят инструменты симфонического оркестра)
— Правильно! И тема нашего урока:
Слайд № 3. «СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР»
А на сцене будто праздник:
Сколько труб и скрипок разных –
Кто-то вдруг из полумрака
Вышел медленно на свет.
Дирижер, он в черном фраке,
Он как ласточка одет.
Все блестит в сиянье света
Не найти свободных мест.
Мы, ребята, знаем – это
— А что же называется оркестром?
Слайд №4. «ОРКЕСТР – это коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах».
— Сколько групп инструментов входят в состав симфонического оркестра.
( четыре группы: струнные смычковые, духовые деревянные,
духовые медные, ударные)
-Сколько же нужно музыкантов для такого оркестра (много)
-Оркестр – это коллектив, в котором должно быть не менее 20 человек.
В симфоническом оркестре может быть и 100 музыкантов.
2.ОПЕРАЦИОННО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП.
— И сегодня я не зря рассадила вас по группам. Каждая группа будет представ-
лять определенную группу музыкальных инструментов. Например:
№ 1. Струнно-смычковых инструментов
№ 2. Деревянно-духовых инструментов
№ 3 Медно-духовых инструментов
№ 4 Ударных инструментов.
( расставляю карточки на столы)
Путешествуя по этим группам, попытаемся выяснить: кто же лучше всех, кто самый главный.
Слайд № 5 «КАКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ В СИМФОНИЧЕСКОМ
ОРКЕСТРЕ САМЫЕ ГЛАВНЫЕ»
— У вас на столах лежат картинки с изображениями инструментов. Выберите те инструменты, которые относятся к вашей группе.
— Я попрошу назвать ваши инструменты.
— Вашим домашним заданием была подготовка информации о музыкальных
инструментах, входящих в состав симфонического оркестра. Вы сейчас загадаете загадки об инструментах, которые входят в вашу группу и постараетесь убедить всех, что ваша группа инструментов в оркестре самая главная.
Слайд №6. Группы симфонического оркестра
— Я думаю, что наше путешествие мы начнем со СТРУННО-СМЫЧКОВОЙ ГРУППЫ.
Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны.
Мотив журчит издалека,
Поет про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив,
Чуть побольше скрипочки, а поёт пониже,
Деревянный бочок, четыре струнки и смычок. (альт)
Инструмент – как огромная скрипка.
Звук густой, как баритон.
Музыкант играет сидя.
Как, друзья, зовётся он? (виолончель)
Больше скрипки в десять раз,
( ответы детей, инструменты вешают на доску).
Слайд № 7 ГРУППА СТРУННО-СМЫЧКОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.
— Наше путешествие продолжается. Мы сделаем остановку у ДЕРЕВЯННЫХ
ДУХОВЫХ. А почему их называют духовыми?
— Верно – в них нужно дунуть, чтобы они зазвучали.
Спорить с песнею моей
Может только соловей! (флейта).
Французы музыкальный инструмент
Высоким деревом давным–давно прозвали.
Задумчивей его в оркестре нет,
За нежный голос инструменту имя дали,
А был простым пастушеским, рожком
Пел песни он когда–то над лужком. (гобой).
Деревянный духовой, не кларнет и не гобой,
Низким голосом поёт, называется. (фагот)
(ответы детей, инструменты вешают на доску).
Слайд № 8 ГРУППА ДЕРЕВЯННО- ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.
-А теперь мы готовы встретиться с МЕДНЫМИ ДУХОВЫМИ.
Звучит сигнал, на бой зовёт!
Вставай, солдат, она поёт! (Труба)
Угадай с одной попытки,
Медным трубам я сродни.
Инструмент я духовой
И, бывает, полковой. (валторна)
Этот медный духовой
То короче, то длиннее.
Ведь кулису он имеет!
Громче всех в оркестре он.
Как зовут его. (тромбон)
(ответы детей, инструменты вешают на доску)
Слайд № 9 ГРУППА МЕДНО- ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.
— Нас приглашает в гости самая веселая, самая шумная группа оркестра.
УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, вы готовы себя похвалить.
Меня не каждая включает партитура,
Но в геометрии я важная фигура. (треугольник)
На железные листочки
И летит весёлый звон.
Знайте они с барабаном соседи.
Сделаны они из меди.
Вовремя нужно руками взмахнуть,
Звонко ударить, потом отдохнуть.
Партия их не пустяк, не безделка,
В музыке тоже бывают. (тарелки)
Кто в оркестре всем поможет?
Сложный ритм стучать он может.
Ритм любой из разных стран!
(ответы детей, инструменты вешают на доску).
Слайд № 10 УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ.
-Каждая группа имела право доказать, что она лучшая и самая главная.
Слайд № 11 ВИДЕОРОЛИК.
ИГРАЕТ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР. П.И.ЧАЙКОВСКИЙ. «ВАЛЬС ЦВЕТОВ» ИЗ БАЛЕТА «ЩЕЛКУНЧИК».
— Вам понравилось. А теперь разрешите задать вам несколько вопросов:
Вам это произведение знакомо! Кто его автор и как оно называется.
Какое настроение создает эта музыка.
Он руками машет плавно,
Слышит каждый инструмент.
Он в оркестре самый главный,
Каждый из вас увидел и услышал свою группу инструментов. А что произойдет, если убрать одну группу из оркестра? (оркестр будет звучать по-иному, потеряется то неповторимое и уникальное, что присуще данной группе).
Так какая же группа самая главная.
— Вот мы и решили нашу проблему.
ВСЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ОРКЕСТРЕ ГЛАВНЫЕ.
ОНИ ДОПОЛНЯЮТ И УКРАШАЮТ ДРУГ ДРУГА.
Слайд № 12 (прочтите, пожалуйста, стихотворение )
Оркестр симфонический вас может угостить:
Поэмой драматической, симфонией эпической,
Фантазией лирической, рапсодией трагической.
Всех инструментов голоса сольются
И тогда услышим, как шумят леса,
И как журчит вода, и как дрова трещат в огне,
И как ветер злится,
И как мечтает о весне продрогшая синица!
— Мы с вами познакомились с музыкальными инструментами симфо-
нического оркестра, побывали на концерте и я думаю, что настало время
— Как такой перерыв называется? (Антракт).
Слайд № 13 АНТРАКТ – ЭТО ПЕРЕРЫВ МЕЖДУ ОТДЕЛЕНИЯМИ КОНЦЕРТА.
У каждого ребенка – роль какого-то инструмента симфонического оркестра. Дети заранее делают шапочки с рисунком и названием своего инструмента. Все танцуют под музыку, периодически прерываемую паузами. На паузах “инструменты” должны быстро собраться по группам в свои “домики”. Какая группа собралась быстрее всех – та и выиграла.
— Наш антракт закончился и мы продолжаем свою работу.
решить проблему: КАКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ САМЫЕ ГЛАВНЫЕ и пришли к выводу, что ВСЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ОРКЕСТРЕ РАВНЫ, КАЖДАЯ ГРУППА УНИКАЛЬНА И НЕПОВТОРИМА.
Ведущая – Незнайка взял тетрадь и решил написать названия всех известных ему инструментов. Но он перепутал в них все слоги! Ребята, давайте исправим эти ошибки.
ТРОМ-ТАВРЫ, ЛИ-БОН; БАЛА-НЕТ, КЛАР-ТАЙКА; ГИ-СОФОН, КСИ-ТАРА;
КСИЛО-ГАН, ОР-ФОН; ВАЛ-ГОТ, ФА-ТОРНА; ФЛЕЙ-ВЕСИН, КЛА-ТА и т.п.
Ребята, а вы знаете, что каждый человек от рождения наделен самым уникальным, абсолютно неповторимым инструментом. Как вы думаете, что это за инструмент? (Ответы детей) Правильно – голос.
Только не каждый может им пользоваться – для этого необходимо иметь талант и огромное трудолюбие, как, впрочем, и при освоении любого другого музыкального инструмента.
Я ваша подруга, я ваша попутчица.
В пути без меня ничего не получится.
Со мною, друзья вам всегда интересно.
Узнали, кто я? Ну, конечно же, песня!
Предлагаю вам сесть поудобнее. Мы с вами исполним песню «Музыка и дети»
А сейчас мы с вами устроим свой Шуршащий оркестр “Шорох и шелест”
Дети делятся на несколько групп. Каждой группе раздаются шуршащие “инструменты”: листы бумаги и фольги, целлофановые обертки, полиэтиленовые пакеты и т.п. Ведущая предлагает украсить этими инструментами музыкальную пьесу (любая полька, вальс или марш). У каждой группы – свой остинатный ритмический рисунок. Сначала оркестр репетирует без музыки, постепенно накладывая и соединяя ритмическое остинато разных групп. Потом шуршащий оркестр выступает под фонограмму.
-Наш урок подошел к концу, но на этом встречи с симфоническим оркестром у нас не завершаются. А это значит, что мы будем еще и еще наслаждаться музыкой этого могучего инструмента, имя которому…
Домашнее задание: составить кроссворд со словом «Оркестр»
План-конспект по музыке на тему «Симфонический оркестр» (2 класс)
Конспект пробного занятия
проведенного в 2 «А» классе «Радуга»
студенткой группы 4 «Д»
специальности 050148 Педагогика дополнительного образования
Зыченковой Ольгой Валентиновной
Тема занятия: «Симфонический оркестр».
Цель: Познакомить детей с симфоническим оркестром.
По времени воздействия: внеурочное.
Беседа о музыке: 3 мин
Слушанье произведений: «Вальс» композитора Е. Доги из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь» и «Тарантеллу» В. Гаврилина из балета «Анюта»:8 мин
Беседа о музыке: 3 мин
Слушанье песни «Учитель»:3 мин
Беседа о песни:5 мин
Итог занятия: 3 мин
Задачи: Образовательные: Познакомить детей с понятием «симфонический оркестр», «дирижёр», расположением инструментов в оркестре.
Развивающие: Развивать музыкальное мышление, умение анализировать, сравнивать. Расширять кругозор и словарный запас детей «консерватория», «симфонический оркестр», «дирижёр».
Ход занятия.
Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня я приглашаю вас в консерваторию. Кто знает, что такое «консерватория? »
Педагог: Ребята, я предлагаю вам послушать музыку П. И. Чайковского «Вальс цветов». Какие инструменты вы услышали? Как они звучали?
Педагог: Предлагаю вам послушать 2 произведения: «Вальс» композитора Е. Доги из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь» и « Тарантеллу» В. Гаврилина из балета «Анюта».
И расскажите, какую музыку вы услышали. Что вы почувствовали, когда слушали «Вальс»? Какое, на ваш взгляд, настроение вызывает «Тарантелла»?
Ответ детей.
Педагог: Симфонический оркестр умеет раскрыть почти всё, что способна передать красочная человеческая речь. Он может плакать, смеяться, изображать раскаты грома, нежно щебетать, словно птица. И всё потому, что в оркестре собраны голоса самых разных инструментов, а количество их порой достигает ста!
Педагог: Все исполнители расположены в определённом порядке. Впереди скрипки и их родственники, чуть поодаль контрабасы. Они составляют семейство струнных. Какие вы знаете струнные инструменты?
Ответ детей: скрипка, альт, виолончель, контрабас
Ответ детей: флейта, фагот, гобой
Педагог: Рядом их ближайшие родственники- медные духовые. А затем ударные инструменты.
Педагог: Дирижёр может заставить оркестр играть так, как он этого хочет, хоть при этом и не произносит ни одного слова. Он пользуется только палочкой. Поднимет её, стукнет легко о подставку для нот – пюпитр. Показать, и в оркестре воцаряется мёртвая тишина. Взмахнёт ею, и все инструменты, подчиняясь его воле, заиграют согласно и дружно.
Педагог: А сейчас я предлагаю вам побыть дирижерами и продирижировать «Вальс» Г. Свиридова к кинофильму «Метель». Встаньте…
Педагог: Молодцы присаживайтесь.
Педагог: А теперь я предлагаю вам разучить и исполнить песню «Всюду музыка живет».
Песня «Всюду музыка живет».
1. Едва только ветер подует с реки-
к нам музыка в окна стучится,
Ведут перекличку трамваев звонки,
Чирикает первая птица.
Это музыка повсюду!
Прилетает ниоткуда и играет и поет.
На концерте соловьином,
В дальнем крике журавлином,
даже в писке комарином-
всюду музыка живет.!
2. Веселая музыка в доме моем
Со скрипкой дружна и фаготом
И если вы спросите, как мы живем,
Ответим- «живем, как по нотам!»
3. Нам с нею легко на параде шагать
И что-нибудь делать не скучно.
А если захочется нам помечтать,
то с нами она неразлучна.
Педагог: Молодцы ребята! А итог нашего занятия я предлагаю провести с помощью загадок.
Расселись музыканты по местам,
Настроили гобои, скрипки, флейты,
Вот вышел дирижер – и замер зал.
Сиди тихонечко, шалить не смей ты!
Сейчас волшебной музыки потоки
Умчат нас далеко от этих мест.
Ты молодец, что на концерт пришел сегодня
Послушать симфонический … (Оркестр)
Пляшут на его макушке,
Бьют его, а он гремит —
В ногу всем шагать велит. (Барабан)
В симфоническом оркестре
Ее голос самый главный,
Самый нежный и певучий,
Коль смычком проводишь плавно.
Голос трепетный, высокий
Узнаем мы без ошибки.
Инструмент волшебный… (Скрипка)
Он оркестром управляет,
Радость людям доставляет.
Только палочкой взмахнет-
Музыка звучать начнет.
Оно не врач и не шофер.
Педагог: Молодцы! На этом я хочу завершить наше занятие. Большое вам спасибо.
Конспект урока музыки во 2 классе на тему «Оркестр»
— предметные : учащиеся получат возможность сравнивать музыкальные произведения
— метапредметные :
Познавательные УУД : учащиеся научатся анализировать музыкальные произведения,
Регулятивные УУД : учащиеся получат возможность выражать собственное мнение и суждение о музыкальном произведении,
Коммуникативные УУД : учащиеся получат возможность общения с преподавателями и одноклассниками по вопросам музыкальной культуры
-Здравствуйте, меня зовут Анна Викторовна и сегодня урок музыки проведу у вас я.
-Сегодня мы с вами будем с вами путешествовать по станциям: «Играйкино», «Узнавайкино», «Запевайкино», «Танцевайкино», «Рисовайкино». А в какой стране эти станции, попробуйте догадаться, отгадав загадку:
Коллектив музыкантов, что вместе играют,
И музыку вместе они исполняют.
Бывает он струнный и духовой,
Эстрадный, народный и всякий другой.
-Верно! Сегодня мы с вами познакомимся с оркестром, его видами.
Игра на музыкальных инструментах
Видео духовой оркестр Олега Меньшикова
1 .Установка на слушание :
-А вот и 1 станция «Играйкино». На ней мы посмотрим с вами видео с духовым оркестром. Духовой оркестр – оркестр, состоящий из духовых и ударных инструментов. Кто перечислит духовые инструменты? (флейта, кларнет, саксофон, гобои, трубы)
-А какие инструменты ударные? (большой барабан, тарелки, треугольник, бубен, маракасы)
-Обычно, репертуар духового оркестра были марши и военная музыка.
2.Просмотр видео и беседа о музыкальном инструменте
-Какие инструменты вы услышали и увидели?
-Какой характер музыки?
Слушание музыки
П.И.Чайковский «Вальс цветов»
Слушают установку на слушание
В. Цветкова «Весенняя капель»
1 .Установка на 1 прослушивание :
-И вот мы уже на 3 станции,. Которая называется «Запевайкино». Кто догадался, что мы будет делать на этой станции?
-Верно! А какое у нас время года?
-Да, и петь мы будем тоже о весне – детская песня «Весенняя капель». Сейчас мы ее прослушаем, и должны понять о чем эта песня, какой ее характер, какое настроение у вас вызвала эта песня.
2. 1 прослушивание и беседа
Прослушивание песни В.Цветковой «Весенняя капель».
-О чем эта песня?
-Петь
-Весна
Слушают установку на прослушивание
-Пришла весна, просыпаются птицы, звери, ушла зима
—