Что такое оркестр для дошкольников
Сценарий НОД «Волшебный оркестр» с использованием квест-технологий для детей 5–6 лет
Класс: д/с
Презентация к уроку
Задачи:
Предварительная работа с детьми:слушание пьес в исполнении симфонического и народного оркестра, рассматривание музыкальных инструментов, беседы, игра на шумовых музыкальных инструментах; воспроизведение с помощью подручных средств сказок-шумелок.
Материалы и оборудование:
Ход занятия
Выйдя из группы, дети замечают на полу дорожку, выложенную из цветных музыкальных ноток, и вместе с педагогом строят предположения, что это за нотная дорожка и куда она может их привести. Двигаясь в указанном направлении попадают в музыкальных лес.
На экране заставка музыкального леса (2 СЛАЙД)
Музыкальный руководитель: Ребята, мы с вами попали в музыкальный лес!
Давайте сейчас постоим в тишине,
Так тихо, как будто бы это во сне.
Услышим тогда, как звучит тишина,
Хоть кажется нам, что она не слышна.
Прислушайтесь…
Что вы услышали?
Звучит мелодичная музыка
Дети: Мы услышали музыку (звуки музыки)
Дети: Стало бы скучно и не интересно жить. Мы не смогли бы петь и танцевать.
Музыкальный руководитель:
Жизнь была бы страшно скучной,
Если б жизнь была беззвучной…
Как прекрасно слышать Звук:
Шум дождя и сердца стук!
Да, мир без звуков был бы грустный,
Серый, скучный и невкусный.
Звуки можно воспроизводить голосом или с помощью музыкальных инструментов. Благодаря им, музыканты и композиторы передают в своих произведениях характеры персонажей, настроение, чувства.
Слышите, эта волшебная музыка приглашает вас в сказочный музыкальный лес. Он знает, что каждый из вас умеет играть на разных музыкальных инструментах и поэтому просит на музыкальной полянке сыграть веселый оркестр! Согласны?
Дети: Да!
Музыкальный руководитель: Тогда отправляемся в путь! С собой предлагаю взять нашу дружбу и таланты! А так как лес музыкальный, то пройти на его музыкальную полянку мы сможем только в том случае, если отправимся в путь по этой нотной дорожке приставным шагом с приседанием.
Дети идут по нотной дорожке, подходят к полянке. Но вдруг раздается страшный свист и голос Соловья-разбойника
Соловей-разбойник (СЛАЙД 3): «Ха-Ха-Ха! Ишь чего захотели, оркестр собрать! Не будет вам музыки. Я все инструменты забрал и спрятал, а без инструментов никакого оркестра быть не может!»
Дети: Нам нужно найти музыкальные инструменты!
Музыкальный руководитель: Но как, же мы их сможем с вами найти, если мы не знаем где Соловей-разбойник их спрятал?
Раздается голос волшебного дерева (СЛАЙД 4)
Дерево: Здравствуйте, мои маленькие друзья, не огорчайтесь, я помогу вам найти музыкальные инструменты! Я очень старый……, многое повидал на своём веку… и знаю все уловки Соловья-разбойника! Но вам будет очень нелегко. Чтобы вам найти инструменты, необходимо будет проявить смекалку и находчивость, а также показать свои музыкальные способности и знания. Вы готовы? Справитесь?
Дети: Да, готовы! Справимся!
Дерево: Ну, тогда слушайте! Помогут вам в вашем не лёгком пути мои волшебные радужные листочки, которые вам необходимо будет срывать в том порядке, в каком расположены цвета на радуге. На каждом листочке вы найдёте задание, правильно выполнив которое, вы получите подсказку где искать музыкальный инструмент. Удачи вам, мои юные друзья!
Воспитатель: Ребята, так что же мы должны с вами сделать, чтобы найти наши музыкальные инструменты?
Дети: Сорвать листочки и правильно выполнить задание.
Воспитатель: Какого цвета листочек мы должны сорвать первым и почему?
Дети: Красный! Потому что он первый в радуге.
Дети подходят к волшебному дереву и срывают красный листок. Музыкальный руководитель читает задание.
Музыкальный руководитель: Найдите нотку красного цвета и расскажите ей все, что вы знаете об оркестре. Если ей понравится ваш ответ, она вам даст подсказку, где искать музыкальный инструмент.
Дети находят красную нотку и находят рядом с ней конверт с заданием.
Дети: Оркестр- это группа музыкантов, играющая на музыкальных инструментах. Оркестр бывает симфонический и народный. Артисты народного оркестра играют на народных инструментах, а артисты симфонического оркестра на симфонических музыкальных инструментах.
Дети прослушивают 2 музыкальных фрагмента (русскую народную мелодию «Ах, вы сени», и «Вальс цветов» П.И.Чайковского)
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! Вы с достоинством справились с таким сложным заданием. И за это красная нотка сейчас покажет нам где же нам следует искать первый музыкальный инструмент.
Дети открывают красную нотку и находят в ней картинку с изображением муравейника. Вместе с педагогом они находят в волшебном музыкальном лесу муравейник и находят в ней трещотки.
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! Но прежде чем вы отнесете на полянку первый найденный вами музыкальный инструмент, хочу обратить ваше внимание, что в нашем оркестре у каждого инструмента есть свое определенное место. Нужно положить найденный инструмент на стульчик, согласно указателю.
Дети кладут трещотки на стульчики, согласно указателю на нем.
Музыкальный руководитель: Ну что ж ребята, вы готовы продолжить наши поиски?
Дети: Да! Готовы!
Музыкальный руководитель: Ну, тогда идем и сорвем второй листок. Какого цвета?
Дети: Оранжевый!
Музыкальный руководитель: Ребята, оранжевая нотка просит мальчиков из этих картинок выбрать только те картинки, на которых изображены музыкальные инструменты народного оркестра, а девочек картинки с изображением инструментов симфонического оркестра.
Музыкальный руководитель открывает конверт и достает картинки с изображением народного и симфонического оркестров.
После выполнения задания детьми выполняется взаимопроверка правильности выполнения задания (7 СЛАЙД)
За правильно выполненное задание оранжевая нотка дает им подсказку, что следующий музыкальный инструмент им следует искать в дупле.
Дети находят дупло и достают с помощью педагога деревянные ложки и относят их на отведенное для них в оркестре место.
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята, справились с заданием! Отправляемся дальше?
Дети: Да!
(8 СЛАЙД) Дети подходят к дереву и срывают желтый листок, педагог читает задание.
Музыкальный руководитель: Послушайте и узнайте ритмический рисунок попевки. Найдите желтую нотку и исполните для нее эту песенку.
Дети узнают ритмический рисунок песни и прохлопывают его в ладоши. Затем находят желтую нотку, а затем поют ее, распеваются на материале этой песенки. (9 СЛАЙД)
Музыкальный руководитель: Желтой нотке очень понравилось, как вы все пели и за это она вам дарит следующую подсказку.
Дети находят в желтой нотке картинку с изображением цветов. Затем они подходят к цветам и с помощью музыкального руководителя находят в нем маракасы.
(10 СЛАЙД) Педагог срывает зеленый листок и читает задание.
Музыкальный руководитель: Зеленая нотка просит спеть ей красивую песню.
Дети подходят к нотке зеленого цвета и исполняют песню «Волны, волны, солнышко» С.Бурнос (11 СЛАЙД)
Дети находят в зеленой нотке картинку с изображением пня. Затем находят в лесу пень и с помощью музыкального руководителя находят в нем бубенцы.
Музыкальный руководитель: Какие вы талантливые! Со всеми заданиями справляетесь!
На экране появляется радуга и загорается голубой цвет (12 СЛАЙД)
Дети подходят к дереву и срывают голубой листок.
Музыкальный руководитель: Голубая нотка просит нас не много поиграть с ней и помочь ей собрать картинку с изображением музыкального знака, который помогает нам войти в мир музыки.
Музыкальный руководитель: Что это за знак такой?
Дети: Скрипичный ключ.
Команда мальчиков и девочек собирают свои скрипичные ключи
Музыкальный руководитель: Какие вы сообразительные! И это задание вам оказалось под силу. Имея скрипичный ключ, мы теперь точно создадим свой оркестр.
Голубая нотка подсказывает, что следующий музыкальный инструмент спрятан под кустом, где дети находят бубен.
Музыкальный руководитель: Ребята, какие вы молодцы! Вы уже почти нашли все музыкальные инструменты. Мои помощники, продолжаем наше интересное путешествие дальше?
Дети: Да!
На экране появляется радуга и загорается синий цвет (13 СЛАЙД)
Дети с педагогом подходят к дереву и срывают синий листок.
Музыкальный руководитель: Ребята, синяя нотка, приготовила для вас очень необычное задание. Она просит вас озвучить её любимую сказку различными предметами, которые окружают нас в жизни.
Дети подходят к синей нотке, и находят корзину с различными подручными предметами. Выбирают себе по одному предмету и садятся в кружок перед экраном, во главе с музыкальным руководителем. На экране демонстрируется сказка-шумелка «Заяц в лесу» (СЛАЙД 14-22)
Музыкальный руководитель: Ребята, какая интересная сказка у вас получилась! И с этим заданием вы справились. Давайте найдем синюю нотку и узнаем, где же Соловей-разбойник спрятал следующий музыкальный инструмент.
Синяя нотка, дала детям подсказку, что следующий музыкальный инструмент им следует искать в норке. В муравейнике дети, с помощью музыкального руководителя, очень осторожно, чтобы не разрушить его, находят колокольчики.
На экране появляется радуга и загорается фиолетовый цвет. (22 СЛАЙД)
Дети с педагогом подходят к дереву и срывают последний фиолетовый листок.
Музыкальный руководитель: Фиолетовая нотка хочет проверить, какие мы с вами смекалистые и узнать умеем ли мы с вами играть в игру «Четвертый лишний». А мы ведь с вами не только знаем, но и любим, играть в эту игру, поэтому и с этим заданием обязательно сейчас справимся.
На экране появляется фрагмент игры «Четвертый лишний» (СЛАЙД 23)
Дети: Лишняя здесь картинка с литаврами. Это ударный инструмент. А все остальные (балалайка, домра, гитара) струнные.
Музыкальный руководитель: Умницы! Какие вы у меня молодцы! Многое умеете и знаете! Но давайте скорее узнаем, где же Соловей-разбойник спрятал наш последний музыкальный инструмент?
Нотка подсказывает, что его надо искать в гнезде. И это дудочка.
Музыкальный руководитель: Ребята, какие вы молодцы! Правильно выполнили все задания и нашли все музыкальные инструменты. Теперь нам никто не сможет помешать организовать наш оркестр и вернуть в музыкальный лес веселье и музыку!
Дети занимают свои места и исполняют на детских музыкальных инструментах, которые все вместе они нашли, русскую народную мелодию.
(24 СЛАЙД)
С последними звуками на экране появляется дерево и вновь раздается его голос.
(25 СЛАЙД)
Дерево: Спасибо вам, мои юные друзья! Вы с честью справились со всеми заданиями, нашли музыкальные инструменты и вернули в наш волшебный лес музыку! И за это я хочу вас наградить и преподнести вам подарок!
Дети подходят к дереву, находят возле него шкатулку. В ней находятся медали для каждого участника «За успехи в музыке».
Музыкальный руководитель: Спасибо, вам ребята! Вы мне сегодня очень помогли! Но прежде чем вы покинете музыкальный лес, скажите, пожалуйста, что для вас было во время нашего путешествия самым сложным? А что самым интересным? Что нового вы сегодня узнали и чему научились?
Выслушивает ответы детей.
Музыкальный руководитель: Ребята, я очень горжусь вами! Но нам уже пора возвращаться назад в группу!
Приставным шагом с приседанием дети выходят из музыкального леса и отправляются к себе в группу.
Значение детского оркестра в музыкальном развитии дошкольников
Значение детского оркестра в музыкальном развитии дошкольников.
Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются музыкальные занятия. Они объединяют все виды все виды музыкальной деятельности: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах. Использование ДМИ на музыкальных занятиях вызывает огромный интерес у ребят, вносит разнообразие в ход занятий, помогает развитию музыкальной памяти, ритма, тембрового слуха, воспитывает любовь к коллективному музицированию и всячески стимулирует творческую инициативу.
Игре на ДМИ необходимо уделять особое внимание, т. к. детское музицирование не только расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, но и помогает преодолению излишней застенчивости, скованности ребенка. Обучаясь игре на музыкальных инструментах, открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют, качество исполнения музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм). В процессе игры на музыкальныхинструментах ярко проявляются индивидуальные особенности каждого ребенка: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные возможности.
Для многих детей игран на ДМИ помогает передать чувства и внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.
Работа по обучению детей игре на ДМИ должна проводиться организованно и последовательно, как на музыкальных занятиях, так и во время индивидуальной работы.
Обучая детей игре на ДМИ, музыкальныйруководитель выполняет следующие задачи: развитие музыкальных способностей (звуковысотного, ритмического тембрового слуха); творческой активности; художественного вкуса; расширение музыкального кругозора детей; психологической готовности к выступлениям; воспитание художественной отзывчивости; эстетическое отношение к окружающему миру, природе. Таким образом, можно сказать, что игра на ДМИ значительно разнообразит и обогащает музыкальную деятельность дошкольников.
Значение фольклорного творчества в развитии речи дошкольников Природа, быт, обычаи нашли широкое отражение в устном народном творчестве русского народа. Передаваемые из уст в уста, от поколения к поколению.
Индивидуальная работа — ключ к решению задач в музыкальном развитии дошкольника. В помощь музыкальным руководителям Дети стремятся к общению с искусством, которое невозможно увидеть и потрогать, но которое при этом оказывает на них самое сильное влияние,.
Консультация «Организация детского оркестра как средства развития взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста» «ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОГО ОРКЕСТРА КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Музыкальные игры-упражнения.
Консультация «Значение дидактических игр в развитии речи детей» Развивающая игра является активной и осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный.
Русские народные подвижные игры и их значение в развитии дошкольников Русские народные подвижные игры имеют многовековую историю. Подвижная игра также как и многие виды фольклора, возникла в эпоху первобытно.
Взаимодействие детского сада и семьи в музыкально-эстетическом воспитании и развитии дошкольников Страничка для родителей! Взаимодействие детского сада и семьи в музыкально-эстетическом воспитании и развитии дошкольников Дошкольный.
Значение коммуникативных навыков в развитии личности дошкольников Общение — один из важнейших факторов общего психического развития ребенка, считает М. И. Лисина. Вне общения формирование личности вообще.
Значение плавания в физическом и психическом развитии ребенка Анализ состояния здоровья дошкольника показывает, что в настоящее время практически нет полностью здоровых детей. В основном воспитанники.
Значение театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника Театр – это не просто игра, театр – чудесное средство развития детей дошкольного возраста. Театрализованная деятельность – то, что способствует.
Оркестр детского сада как средство развития музыкальности дошкольников
Оксана Живодерова
Оркестр детского сада как средство развития музыкальности дошкольников
Оркестр детского сада, как средство развития музыкальности дошкольников»
. Музыкальные способности
Развитие музыкальных способностей — одна из главных задач музыкального воспитания детей. Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие музыкальность. Важным теоретическим аспектом проблемы является определение содержания понятий музыкальные способности, музыкальность, музыкальная одаренность.
Б. М. Теплов подчеркивает, что каждый человек обладает своеобразным сочетанием способностей — общих и специальных. У всякого нормального человека есть некоторая музыкальность. Основное, что должно интересовать педагога, не вопрос о том, насколько музыкален тот или другой ученик, а вопрос о том, какова его музыкальность и каковы, следовательно, должны быть пути её развития.
Многие авторы признают, что музыкальность — это синтез способностей, необходимых для занятий музыкой.
К. В. Тарасова рассматривает структуру музыкальныхспособностей как состоящую из двух основных подструктур: эмоциональной отзывчивости на музыку — главного показателя музыкальности и познавательных музыкальных способностей — сенсорных, интеллектуальных и частных (музыкальный слух и сенсомоторные данные). При этом к сенсорным способностям автор относит музыкальный слух (мелодический, тембровый,
динамический и гармонический) и чувство ритма, а к интеллектуальным музыкальным способностям — музыкальное мышление (в единстве его репродуктивного и продуктивного компонентов) и музыкального воображения.
В исследованиях Н. А. Ветлугиной была определена структура музыкальных способностей в соответствии с основными видами музыкальной деятельности: восприятия, исполнения, импровизации (сочинения) музыки. Структуру музыкальных способностей, по мнению автора исследования,составляют: способность целостного восприятия музыки (т. е. внимательное слушание и сопереживание художественному образу) и дифференцированного восприятия (различение средств музыкальной выразительности); исполнительские способности (чистота певческих интонаций и (или) согласованность движений при игре на детских музыкальных инструментах); способности творческого воображения,
проявляющиеся в процессе восприятия музыки, в песенных, инструментальных, танцевальных импровизациях.
Таким образом, прежде чем начинать над чем-то работать, что-то формировать, педагогу необходимо четко представить себе не только как надо, но и что конкретно следует развивать, какие именно составляющие музыкальности необходимо формировать у ребенка.
2. Игра на детских музыкальных инструментах, как основа развития музыкальности детей.
Развитие музыкальности успешно реализуется во всех видах музыкальной деятельности, одним из которых является игра на детских музыкальных инструментах.
Большое значение оркестру детских инструментов придавали и создатели действующей у нас системы музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
Н. Метлов и Л. Михайлов говорили о необходимости организации детского оркестра как действующего средства развития музыкальноговоспитания и слуха детей: бубен, треугольник, звоночки, кастаньеты и др. Особую роль
инструментовке от отводил партии фортепиано, которую исполнял музыкальный руководитель. Партию фортепиано он украшал дополнительными гармоническими и вариациозными средствами выразительности.
3. Формы работы по обучению детей игре на ДМИ.
Обучение игре на детских музыкальных инструментах следует начинать в младшей группе. Детей знакомят с инструментами ударной группы – наиболее многочисленной из всех представленных.Это дает возможность педагогу с первого занятия привлечь внимание к разнообразию мира звуков: ярких и тусклых, прозрачных, бархатных, хрустящих, сияющих и колючих. Ведь знакомство с огромным миром звуков должно быть первой ступенькой ребенка в мир музыки. У кого подобных инструментов нет,может использовать самодельные шумовые: плетеные погремушки, бубенцы, сделанные из рыболовных колокольчиков, деревянные палочки от детских флажков, коробочки, в которые насыпана различная крупа и т. д. При ходьбе используется барабан, бубен. В беге – ложки, погремушки и колокольчики, а в танцах – маракасы, бубен, румба. Дети учатся воспроизводить темповые и метроритмические особенности музыкального образа. В дальнейшем, дети обучаются игре на ударных инструментах со звукорядом – это металлофон, ксилофон.Существуют различные способы обучения в донотный период: по цветовым, цифровым обозначениям, по слуху. Эффективным методом развития не только музыкального слуха, но и музыкальности в целом, представленным М. Трубниковой, является игра по слуху. Как отмечает автор, развитиеумения подбирать мелодии по слуху проводится в два этапа: подготовительный и основной. На подготовительном этапе у детей происходит формирование музыкально- слуховых представлений. Для этого лучше всего использовать песенный материал, который разучивается на занятиях. Происходит необходимое для данного этапа развития музыкальности накопление музыкальных впечатлений.
Второй (основной) этап подбора мелодии по слуху на музыкальныхинструментах имеет три ступени: ориентировочно-тембровую, ритмическую и мелодическую. На ориентировочно-тембровой ступени можно использовать такие методические приемы как повторение за музыкальным руководителем отдельных звукоподражаний («игра с рук», «музыкальное эхо» – нахождение по слуху отдельных звуков, сыгранных педагогом, музыкально-дидактические игры. Воспроизведение за музыкальным руководителем сначала ритмического рисунка, а затем и мелодии, состоящей из двух-трех звуков, является для ребенка первой попыткой игры несколькими пальцами. Меняя руки, пальцы, играя в разных октавах, ребенок постепенно учится дифференцировать звуковысотные отношения. Музыкально-дидактические игры способствуют развитию музыкальной памяти, точности слухового восприятия, контроля, быстроты реакции. На пятом году жизни дети достаточно легко осваивают ритмическую структуру предлагаемых песен. Однако овладеть ритмическим и звуковысотным движением в их единстве им трудно. Это привело к необходимости выделить ритмическую ступень становления игры по слуху как специальную. Здесь можно использовать прием «игры в четыре руки»— совместную игру ребенка и педагога: педагог исполняет всю партию, а ребенок –только два звука: чистую квинту или чистую октаву. Первоначально детям следует предложить ритмические рисунки, основанные на чередовании одинаковых длительностей – четвертных или восьмых – в двухдольном метре. Следующие задания предусматривают воспроизведение более сложных ритмических структур – ритма «суммирования», «дробления», ритма «качания», пунктирного и синкопированного. Играя на разнообразных ударных инструментах, воспроизводя всего лишь одну ноту на фортепиано или других звуковысотных инструментах с диатоническим или хроматическим звукорядом, ребенок осваивает ритмические закономерности, элементарную динамику, первоначальные игровые движения, приобретая навыки совместной игры в ансамбле. Дети шестого года жизни в большинстве случаев, наряду с темпом и ритмическим рисунком, могут воспроизвести и звуковысотную сторону мелодии. На мелодической ступени дети последовательно овладевают системой образов-интонаций, построенных на интервальной основе; эталонными мелодическими построениями. Важно объяснить ребенку, что в народной и авторской музыке есть яркие музыкальные интонации или, как говорил Б. Асафьев, «зерна интонации», которые несут в себе главным образом выразительные начала. Игра в оркестре обогащает музыкальное восприятие детей, развивает музыкальный слух как систему в единстве тембрового, динамического, мелодического и гармонического компонентов, формирует чувство лада, ритма, ансамбля и др. способности. Работа с ансамблями и оркестром на слуховой основе делает ее более легкой и интересной, а также способствует значительному накоплению детьми музыкального репертуара за счет сокращения сроков разучивания пьес. Эта работа развивает у ребенка не только музыкальный слух, но и всю систему музыкальности. В своем исследовании М. Трубникова также наметила примерные возрастные периоды становления игры по слуху на детских музыкальных инструментах. Большинство детей четвертого года жизни успешно справляются с первой, ориентировочно-тембровой ступенью. Дети пятого года жизни могут перейти на вторую, ритмическую ступень, освоить ритмическую структуру песен, приемы игры на различных музыкальных инструментах. Дети шестого года жизни хорошо справляются с третьей ступенью – мелодической, импровизируя вопросы и ответы, играют по слуху выразительные интонации, мелодические обороты.
Таким образом, обучение игре на детских музыкальных инструментах способствует не только обогащению музыкальных впечатлений, но и развитию музыкальности как целостной системы.
II ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста. На мой взгляд, необходимо совершенствовать музыкальное воспитание дошкольников, используя на занятиях все виды детской музыкальной деятельности.
За основу своего опыта я взяла программу Кононовой Н. Г. «Обучаем игре на детских музыкальных инструментах»,так как это уникальная возможность:
-развивать индивидуальность детей, их способность к импровизации, творчеству, умение фантазировать;
— воспитывать и развивать музыкальные способности в увлекательной эстетической игре с инструментами;
— проявить внимание к эмоциональному миру детей, их способности к сопереживанию;
воспитывать навыки общения и сотрудничества в группе;
-тренировки различных видов внимания, точной и быстрой реакции, умения слушать, активно воспринимать.
Дети, являются деятелями, а не сторонними наблюдателями или слушателями.
Цель педагогического опыта:
Развитие музыкальных и творческие способности детей средствами детского оркестра.
Задачи по реализации цели:
1. Приобщать к миру музыки.
2. Обучать правилам игры на музыкальных инструментах: мелодических, ударных.
3. Развивать исполнительские навыки на детских музыкальных инструментах
4. Помогать проявлять индивидуальные особенности каждого ребенка.
2. Роль детского оркестра в системах музыкального воспитания:
Одной из форм коллективной музыкальной деятельности в детском саду является игра в оркестре (ансамбле).
Игре на детских музыкальных инструментах, я как музыкальный руководитель, уделяю особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. Она стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей и обогащает музыкальные впечатления детей; повышает ответственность за правильное исполнение своей партии; помогает преодолеть неуверенность, робость, сплачивает детский коллектив.
В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.
Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище интонируют, качество музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм); благодаря развитию мелкой моторики, у детей лучше формируется речь, развивается координация.
Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир.
Правильный подход к музыкальному воспитанию должен не только всесторонне учитывать возможности маленьких детей, но и ставить на первое место уважение их интересов, любых индивидуальных творческих проявлений. ЭРоль ребенка может быть небольшой и очень простой, но качественно необходимой для его саморазвития. Использование музыкальных инструментов в детском инструментальном музицировании, предполагает овладение детьми навыками различной степени сложности – от простейших помахиваний, постукиваний погремушками – до исполнений знакомых мелодий по слуху на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд.
Большие возможности открываются у детей, с раннего возраста вовлеченных в групповые формы музицирования, в частности, в детский шумовой оркестр. Этот вид деятельности всегда меня привлекал. Самым излюбленным видом детского оркестра является оркестр, который позволяет сочетать метроритмические и мелодические инструменты.
Знакомство с музыкальными игрушками и инструментами начинается уже с первой младшей группы. Знакомить детей с музыкальными инструментами я начинаю с того, что учу детей различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, металлофона, баяна, фортепиано, узнавать и различать звуки бубна, погремушки, барабана, дудочки.
Каждую музыкальную игрушку вношу, создавая игровую ситуацию. Например, белочка принесла в корзине интересные вещи, ими оказались погремушки. Дети с увлечением рассматривают их, щупают, учатся общаться с ними, извлекать звук. Затем собачка проводит с детьми игру “Погремушки” муз. М. Раухвергера. Играется музыкальная пьеса, а дети вместе с воспитателем выполняют движения; под тихую музыку играют погремушкой перед собой, а под громкую поднимают её вверх и встряхивают с большой силой. Эта игра доставляет малышам радость, учит различать тихое и громкое звучание.
Таким образом, дети учатся чувствовать ритм (различать ритм шага и бега,
реагировать на смену музыки.
Для развития тембрового слуха уже в первой младшей группе проводится музыкально-дидактическая игра “Угадай, на чём играю?” Дети узнают барабан, дудочку, бубен, колокольчик. Сначала даётся только два контрастных по звучанию инструмента, а затем количество увеличивается до четырёх. Детей не просят давать названия этим инструментам, они показывают на те, которые лежат перед ширмой (те на которых воспитатель играет, лежат за ширмой). Сначала не все дети правильно определяют звучащие инструменты, но через несколько занятий дети успешно справляются с заданием.
Во второй младшей группе закрепляем знания детей о музыкальных инструментах и игрушках, о которых они узнали в первой младшей группе, продолжаю знакомить с новыми – добавляю музыкальный молоточек и металлофон. Было замечено, что детям этого возраста доставляет удовольствие выполнять различные движения с инструментами. Для развития чувства ритма детям предлагается такое упражнение. Всем детям раздаём по 2 кубика и предлагаем занять место в вагончиках-стульчиках. Поезд набирает ход – дети медленно ударяют в кубики. Темп ускоряется, дети вместе с воспитателем стараются передать ритм быстрее. Поезд останавливается, и вместе с мелодией замолкают и кубики.
Всегда с большой охотой дети выполняют упражнения на развитие ритмического восприятия. К детям в гости приходит матрёшка и приносит с собой кубики и погремушки. Она хочет поплясать, а музыки нет. Тогда я прощу детей сыграть матрёшке, а она будет плясать. Дети с удовольствием под плясовую музыку ударяют погремушками и кубиками.
В игре “Кто по лесу ходит?” задание усложняется. Дети учатся сравнивать и передавать на одном инструменте медленные удары – ходит мишка, слон, и быстрые – прыгает зайчик, бежит ёжик.
Практика показывает, что к концу года дети этого возраста без особых трудностей различают по звучанию два разных колокольчика (высокое и низкое звучание, в играх “Капельки большие и маленькие”, “Какая птичка поёт?”, дети различают от 1 и до 2 октавы.
Продолжая развивать динамическое восприятие, использую такие игры как “Тихие и громкие ладошки”, “Тихие и громкие звоночки”, где дети сначала звонят колокольчиками то тихо, то громко, в соответствии с изменением силы звука в музыке, а потом,усложняя задания: дети делятся на 2 подгруппы. Девочки – тихие звоночки, а мальчики – громкие, и звенеть они должны только свою музыку, развивается выдержка и внимание. И вот мы уже объединяемся в свой первый шумовой оркестр и весело все в нем играем.
В средней группе предусматривается новый вид детской музыкальной деятельности – игра на металлофоне. Игра на этом инструменте способствует развитию у детей мелодического слуха, ритма и музыкальной памяти.
Первоначальное обучение проводится в образовательной деятельности, а затем во время индивидуальной работы с детьми. Большое значение уделяется правильной посадке детей во время игры. Обеспечивается свобода корпуса и рук. Показ сопровождается объяснением. В ходе игры на инструменте дети самостоятельно изображают большой и маленький колокольчик, прыжки воробушка, удары дятла. После того, как дети
почувствовали, что звуки металлофона могут быть низкими и высокими, громкими и тихими, долгими и короткими и выражать различные образы, мы начинаем игру несложных песенок на одном звуке. Сначала знакомлю детей с попевкой, показываю иллюстрацию, затем поём всей группой и индивидуально. С самого начала учу детей точно воспроизводить ритм. Для этого предлагаю прохлопать ритмический рисунок попевки, используя различные ударные инструменты. Дети передают ритм на бубне, кубиках, музыкальных молоточках. При этом учимся согласовывать свои движения с движениями товарищей, чтобы не обгонять и не опережать, и не отставать.
В настоящее время современная система ДО требует новых подходов, методов обучения и воспитания.Так появились творческие проекты: : «Музыкальные инструменты во 2 младшей группе», «В мире музыкальных инструментов». Реализация этих проектов способствовало более эффективному решению образовательных и воспитательных задач по музыкальном воспитанию младших дошкольников, увлечь их оркестром.
4. Детский оркестр
Еще в начале своей трудовой деятельности, работая с дошкольниками, я поняла, что детей привлекает звучание различных музыкальных игрушек, инструментов. Тогда и возникла мысль о создании детского оркестра, который не только объединит ребят, углубит их музыкальные знания, но будет способствовать их всестороннему развитию.
В начале я подобрала все музыкальные инструменты, которые были в детском саду: погремушки, бубны, маракасы, ложки, музыкальные треугольники. Шумовой оркестр радовал не только детей, но и меня.
На глазах ребята преобразовывались: улучшилась дисциплина, появился больший интерес к музыкальным занятиям. Дети стали обращаться к музыкальным игрушкам в часы досуга, организовывать игры с их применением, с большим желанием сопровождать знакомые песни
игрой на них. Затем в нашем оркестре появились металлофоны хроматические и диатонические, ксилофоны, бубенцы, колокольчики.
Дальше задания усложняются и к ансамблю металлофонистов подключаются ударные инструменты. Дети учатся своевременно вступать в свою партию, играть слаженно в оркестре, в едином темпе и соблюдая динамику пьесы.
При организации детского оркестра важно следовать определённым правилам. Маленькие исполнители должны хорошо видеть руководителя. Они должны удобно сидеть или стоять, не мешая друг другу. Музыкальные инструменты лучше всего положить на небольшие подставки, а не класть на колени, чтобы дети, играя на них, не сидели согнувшись. Ударные инструменты до начала игры дети могут держать в опущенной руке и
придать к себе, чтобы инструмент не шумел.
От расположения участников коллектива зависит качество звучания оркестра. Сидеть дети должны одинаково и на репетициях, и на выступлениях. Участников детского оркестра рассаживаю так, чтобы справа были низкие музыкальные инструменты, слева – высокозвучащие инструменты, а ударные инструменты размещаются сзади, в свободном порядке. С первых занятий приучаю маленьких оркестрантов к своим постоянным рабочим местам.
Дети искренне радуются каждому удачно исполненному ими произведению. Большое удовольствие им доставляют “публичные” выступления перед сотрудниками детского сада, родителями на праздниках и развлечениях, на открытых занятиях перед гостями, на выездных конкурсах и концертах, проводимых в городско дворце культуры.
Бесспорна и воспитательная функция оркестра, поскольку коллективное музицирование является также одной из форм общения. У детей появляется ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.
В своей практике я использовала как русские народные мелодии: «Светит месяц», «Во саду ли в огороде», «Калинка»,так и классические и современные произведения: «Шарманка» Д. Шостаковича, «Шутка» И. С. Бах, «Чарльстон» …., «Вальс» А. Петрова, «Каприччио» и др.
Работа по обучению детей игре на музыкальных инструментах продолжалась и в группе в самостоятельной музыкальной деятельности
детей., и в работе с семьей. Совместно с детьми и родителями создавали новые инструменты для шумового оркестра из бросового материала.Были разработаны рекомендации для родителей: «Игры с детскими музыкальными инструментами». «Музыкальные инструменты своими руками»
Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.
Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников Фотоотчет. Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников. Воспитатель: Назарова Татьяна Александровна Игра.
Консультация «Игры с песком как средство разностороннего развития дошкольников» Игры с песком занимают важное место в жизни детей. Песок нередко на них действует как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они.
Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС до для детского сада «Зима» Лэпбук «Зима» Воспитатель: Назарова Т. А. Данная публикация будет полезна педагогам дошкольного образования. Лэпбук «Зима» предназначен.
Макет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возраста Зима накладывает на педагогов обязанность пополнять предметно-пространственную среду атрибутикой зимней тематики. И как же тут не обойтись.
Макеты — как средство развития игровой деятельности дошкольников Макеты- как средство развития игровой деятельности дошкольников. Для интеллектуального развития детей в дошкольном учреждении используются.
Консультация «Нетрадиционные приемы в развитии музыкальности дошкольников» Здравствуйте уважаемые коллеги. Я хочу с вами поделиться мастер – классом: «Нетрадиционные приемы в развитии музыкальности дошкольников».
Шариковый пластилин как средство развития творческих способностей дошкольников Лепка – одно из самых полезный творческих занятий для малышей, которое чаще всего рекомендуется психологами для развития мелкой моторики.