Что такое орксэ 4 класс расшифровка по буквам
Выбор модуля ОРКСЭ. Что это такое и как выбирать?
Когда ввели предмет ОРКСЭ
Этот предмет стали изучать во всех во всех субъектах Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 и Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. №84-р с 2012-13
Какие модули включает курс ОРКСЭ?
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» является модульным и включает:
Кто решает вопрос о выборе модуля ОРКСЭ для изучения?
Из всех модулей для изучения выбирают только один. Родители (законные представители) пишут заявление на имя директора, где указывают какой именно модуль будет изучать ребенок.
Выбор модуля осуществляется родителями самостоятельно, абсолютно добровольно и индивидуально.
Любое принуждение (например, решение большинством голосов на классном собрании) при решении данного вопроса носит незаконный характер.
Обычно в конце учебного года администрация школы приглашает родителей учащихся 3 класса на общее собрание для ознакомления с новым предметом и модулями курса. Согласно Регламенту о выборе модуля курса ОРКСЭ от Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2015г №08-461, родители заранее (не менее чем за неделю) должны быть уведомлены о предстоящем им выборе модуля ОРКСЭ.
Данный документ четко регламентирует:
При общении с родителями (законными представителями) обучающихся не допускается склонять их к какому-либо выбору под любыми предлогами (удобство для учителя, школы, класса, отсутствие возможностей обеспечить выбор, указания от органов управления образованием, отсутствие подготовленных учителей, учебников и др.). В случае просьб со стороны родителей (законных представителей) обучающихся «помочь с выбором», «посоветовать» и т. п. они должны быть отклонены со ссылкой на исключительную ответственность родителей за выбор, их преимущественное право на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами, гарантированное законодательством об образовании.
Возможен только совет: ориентироваться на образ жизни, культуру, традиции, принятые в семье ребёнка, а также на его личные интересы.
Будьте готовы! На родительское собрание, согласно данному регламенту, администрация школы может пригласить представителей централизованных религиозных организаций Русской Православной Церкви, мусульманских, буддистских, иудаистских централизованных религиозных организаций из числа организаций.
Однако, это не значит, что данные люди все собрание будут читать вам лекции по своей вере. Руководитель собрания должен рассказать о новом предмете, познакомить родителей с педагогами, которые планируют вести у детей данный курс, озвучить содержание образования по всем модулям ОРКСЭ.
В конце собрания родителям раздают бланки заявлений на выбор модуля.
Сколько модулей одновременно может изучаться детьми одного класса?
Одновременно учащие одного класса будут изучать столько модулей, сколько выберут родители.
Это значит, что даже если 1 заявление будет подано на модуль «Светская этика», а все остальные на «Основы православной культуры», то светская этика будет преподаваться 1 ребенку.
Обычно класс делится на несколько групп по числу выбранных модулей. Допускается изучение одного модуля учащимися разных классов одной параллели.
Администрация и учителя не имеют право угрожать родителям и принуждать их выбрать определенный модуль. А между тем, это часто происходит. Например, вам могут говорить:
Основные принципы преподавания курса ОРКСЭ
Акцент ставится на активных (интерактивных) формах преподавания, проектных методах работы, необходимости и возможности сотрудничества с родителями. Курс возлагает особую ответственность на учителя, требует от него повышенной тактичности, доброжелательности, постоянного диалога, личного неравнодушия и заинтересованности.
Кто должен вести курс ОРКСЭ
Вести данный предмет могут исключительно светские педагоги с необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку в учреждениях дополнительного профессионального образования. При этом педагог получает универсальную подготовку по всем модулям курса с тем, чтобы быть готовым компетентно вести любой из выбранных родителями для своих детей модулей курса.
Имеют ли право священнослужители вести ОРКСЭ?
В ходе подготовки учителей возможно проведение встреч с представителями религиозных организаций, привлечение их к участию в курсах для преподавателей, включение их рекомендаций в методические пособия для педагогов, составляемых специалистами учреждений дополнительного профессионального образования.
В ходе изучения предмета имеет ли право учитель посещать с учащимися культовые сооружения различных религиозных организаций
Светский характер комплексного курса и в целом образовательного процесса в школе не подразумевает включение в программу посещения религиозных организаций (культовых сооружений). Специфика данных сооружений может демонстрироваться обучающимся на уроке в фотоформате, видеоматериалах, аудио-формате.
Однако, посещение таких сооружений может быть организовано при согласии родителей каждого обучающегося и по согласованию с представителями религиозных организаций.
Будет ли продолжено изучение курса ОРКСЭ в старших классах школы?
Нет. В соответствии с действующей в настоящее время нормативной базой изучение курса в рамках обязательных предметов учебного плана на основной и старшей ступенях обучения осуществляться не будет.
Учебники по курсу ОРКСЭ выдаст школа или их следует приобретать родителям самостоятельно?
Все школы должны быть обеспечены учебниками по курсу ОРКСЭ в полном объеме за счет средств областного бюджета.
Ставят ли оценки по ОРКСЭ?
Это безотметочный курс, оценка в виде баллов или записи «зачет-незачет» за него не выставляется.
Можно ли отказаться от изучения курса ОРКСЭ?
Согласно приказу Министерства образования и науки РФ этот курс включен в перечень предметов федерального компонента учебного плана и обязателен для изучения в государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждениях, реализующих государственный стандарт начального, основного общего, полного (среднего) общего образования. Поэтому отказаться от данного предмета нельзя.
Могут ли родители присутствовать на уроках ОРКСЭ?
Часто родители жалуются, что им не разрешают присутствовать на уроках. НО! Родители имеют право присутствовать на любых уроках у своих детей по согласованию с администрацией школы, не нарушая устав школы. Адекватный руководитель не должен препятствовать посещению уроков родителями.
До какого срока родители должны сделать свой окончательный выбор модуля ОРКСЭ?
Сдать заявление на выбор модуля родителям необходимо до начала учебного года, то есть до 1 сентября. Но директор и учителя просят это сделать в мае-июне, чтобы заранее сформировать тематические планы.
Рекомендую это видео всем, кто любит творчество и оригами!
Чему учат в школе на ОРКСЭ
Сложная аббревиатура ОРКСЭ (основы религиозных культур и светской этики) время от времени вызывает взрывы бурных дискуссий. Тут и про «заговор клерикалов», и про тайное введение в школе «Закона Божьего». О том, что на самом деле скрывается за устрашающим названием этого предмета и как правильно выбрать его модуль, — директор школы «Покровский квартал» Илья Новокрещёнов.
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» проходят в 4 классе — урок в неделю (всего 34 урока). Родители могут выбрать для своего ребёнка один из модулей. Вариантов несколько (расставлены по популярности в Москве):
Семью никто не вправе заставить выбрать какой-то конкретный модуль, а школа обязана учить любому из выбранных.
Уроки ОРКСЭ проводят педагоги школы, а не представители духовенства. Важно понимать, что этот курс не про основы религии, а про культуру, которая порождена той или иной религией (да-да, светская этика тоже порождена религией).
В чём разница? Да примерно в том же, в чём разница между религией и наукой: они отвечают на разные вопросы. Религия на вопросы: «для чего», «что мне нужно сделать, чтобы стать богом/спасти свою душу/преодолеть сансару/попасть в рай». Наука — «каким образом», «в чём причины» и тому подобное.
Кстати, именно поэтому религия и наука не противостоят друг другу. Они про разное
Религия — про восстановление союза (liga — от лат. «союз», re — возвратная частица (реконструкция, реставрация) человека и Бога, про духовную практику, образ жизни, участие в молитвах и таинствах. Вот этого всего курс ОРКСЭ не предлагает. Если нужно именно это — вам в храм, мечеть, синагогу, дацан или в воскресную школу.
Культура (от лат. cultura — возделывание) — это человеческая деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и обществом навыков и умений. Так что в рамках ОРКСЭ дети будут знакомиться с культурой, её ценностями и памятниками.
В прошлом году я три дня провёл в Южной Корее, изучал образовательную систему этой страны. Там есть курс под названием «Толерантность», но начинается он обязательно с изучения собственной культуры. И это очень правильно: не понимая своих «корней», не уважая ценности своего народа и культуру страны, в которой живёшь, невозможно по-настоящему уважать иные культуры. Без этого толерантность становится фарсом и угрозой. И, кажется, некоторые в Западной Европе уже вкусили «радости» этого фарса. И я очень не хочу, чтобы этим путём пошли у нас. Поэтому ОРКСЭ — предмет всё-таки важный.
Чтобы не ошибиться с модулем, стоит выбирать вариант, который соответствует ценностям семьи. В любой спорной ситуации я бы советовал выбирать «Основы православной культуры», потому что именно православие сыграло решающую роль в становлении ценностей нашей культуры и развитии государственности. Второй вариант — «Основы мировых религиозных культур». Они могут, хоть и совсем вкратце, познакомить ребёнка с ценностями всех традиционных религий России.
Для того чтобы избавиться от собственной родительской напряжённости, родителям стоит не стесняться обсуждать с детьми всё, что они изучают на ОРКСЭ. Это однозначно принесёт пользу и вашим отношениям с ребёнком и станет совсем не лишним напоминанием об основах наших традиционных религиозной и светской культур.
Иллюстрации: iStockphoto (davidcreacion)
Часто задаваемые вопросы о введении курса «Основы религиозных культур и светской этики»
1. Когда вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики »?
К изучению курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ) приступили с 1 сентября 2012 года обучающиеся 4 классов всех общеобразовательных школ.
Введение курса ОРКСЭ регламентируют следующие нормативные акты:
· Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 №84-р.
· Приказ Минобрнауки России от 05.03.2004 г. № 1089 (в редакции от 31.01.2012 №69) «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования, утверждённый.
· Приказ Минобрнауки России от 09.03.2004 №1312 (в редакциях от 20.08.2008 №241, от 03.06.2011 №1994, от 01.02.2012 №74) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
Комплексный курс ОРКСЭ состоит из 6 модулей:
«Основы православной культуры»
«Основы исламской культуры»
«Основы буддийской культуры»
«Основы иудейской культуры»
«Основы мировых религиозных культур»
«Основы светской этики».
Все модули курса одинаковые по объёму часов и составляют 34 учебных часа в 4 классе. При этом первый (вводный) урок и последние несколько уроков (представление проектных работ обучающихся по теме модуля курса) должны проводиться совместно, без деления класса на модули.
Выбор осуществляется родителями самостоятельно, абсолютно добровольно и индивидуально. Любое принуждение (например, решение большинством голосов на классном собрании) при решении данного вопроса носит незаконный характер.
Решение о выборе подтверждается заявлением родителей на имя директора школы.
Столько, сколько выберут родители.
Класс делится на несколько групп по числу выбранных модулей, при этом допускается изучение одинакового модуля детьми разных классов одной параллели четвёртых классов, или, при необходимости, организуется индивидуальное изучение модуля (если его выбрал один родитель).
В целях обеспечения духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности, сохранения и развития культурного разнообразия, овладения духовными ценностями и культурой народов России.
Знакомство с основами религиозных культур и светской этики способствует достижению этих целей. Задача, которая стоит перед данным курсом, заключается в формировании общества, основанного на согласии и понимании, умении уважать ценности представителей всех культур.
Нет. Программы модулей являются государственными образовательными программами, являющимися обязательными для изучения в рамках федерального компонента учебного плана.
Вместе с тем, содержание каждого модуля должно отражать региональные (местные) особенности, включать в себя информацию об истории края, его культурных традициях, о совместном многовековом сосуществовании разных народов и религий, их взаимном обогащении и взаимовлиянии, духовно-нравственном единстве.
Преобладание воспитательного аспекта.
Акцент на активных (интерактивных) формах преподавания, проектных методах работы, необходимости и возможности сотрудничества с родителями.
Курс возлагает особую ответственность на учителя, требует от него повышенной тактичности, доброжелательности, постоянного диалога, личного неравнодушия и заинтересованности.
Освоение курса должно обеспечить:
· понимание духовности, нравственности, морально ответственного поведения для жизни человека, семьи, общества;
· знание основных норм морали, понимание их значения для жизни человека, семьи, общества;
· формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;
· формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции, как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
· знание, понимание и принятие личностью таких ценностей, как: Отечество, семья, религия;
· укрепление духовной преемственности поколений.
В соответствии с п. 3 статьи 27 Закона деятельность по обучению детей религии могут осуществлять только религиозные организации, которые имеют документ, подтверждающий их существование как юридического лица на соответствующей территории на протяжении не менее пятнадцати лет.
Вести курс могут исключительно светские педагоги с необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку в учреждениях дополнительного профессионального образования. При этом педагог получает универсальную подготовку по всем модулям курса с тем, чтобы быть готовым компетентно вести любой из выбранных родителями для своих детей модулей курса.
В муниципальных общеобразовательных учреждениях – нет.
В ходе подготовки учителей возможно проведение встреч с представителями религиозных организаций, привлечение их к участию в курсах для преподавателей, включение их рекомендаций в методические пособия для педагогов, составляемых специалистами учреждений дополнительного профессионального образования.
Светский характер комплексного курса и в целом образовательного процесса в школе не подразумевает включение в программу посещения религиозных организаций (культовых сооружений). Специфика данных сооружений может демонстрироваться обучающимся на уроке в фото- / видео- / аудио-формате.
В случае особой необходимости (например, наличие в культовых сооружениях уникальных экспонатов духовной культуры и традиции) такое посещение в рамках курса может быть организовано при согласии родителей каждого обучающегося и по согласованию с представителями религиозных организаций. При этом обязательным условием является неучастие обучающихся в богослужениях, других религиозных обрядах, церемониях и праздниках, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии.
Нет. В соответствии с действующей в настоящее время нормативной базой изучение курса в рамках обязательных предметов учебного плана на основной и старшей ступенях обучения осуществляться не будет.
Все школы области будут обеспечены учебниками по курсу ОРКСЭ в полном объеме за счет средств областного бюджета.
Это безотметочный курс, оценка в виде баллов за него не выставляется. Учебное заведение может самостоятельно решать вопрос о введении оценочной системы.
Учащиеся в конце освоения курса будут представлять в ходе единых занятий (без деления на модули) свои проектные работы, презентации, творческие выступления и т. п.
Нет. Согласно приказу Министерства образования и науки РФ этот курс включен в перечень предметов федерального компонента учебного плана и обязателен для изучения в государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждениях, реализующих государственный стандарт начального, основного общего, полного (среднего) общего образования.
Родители имеют право присутствовать на любых уроках своих детей. Участие родителей в реализации курса ОРКСЭ может проявляться также в совместной работе с ребенком по подготовке его творческой работы, выступления и других формах, предусмотренных педагогическими технологиями и учебным планированием учителя.
19. Могут ли дети разных классов (школ) обучаться на одном модуле курса ОРКСЭ?
Да. Как и при изучении, например, иностранных языков, дети разных классов одной параллели могут изучать выбранный модуль на одном занятии, если их общая численность не превышает допустимые нормы.
20. До какого срока родители должны сделать свой окончательный выбор модуля, который будет изучать ребенок в 4 классе? Можно ли переписать заявление на выбор модуля?
Окончательный выбор необходимо сделать и закрепить его индивидуальным заявлением до начала учебного года, то есть до 1 сентября.
Но желательно все же определиться пораньше, например, чтобы у школьной библиотеки было время на приобретение нужного количества учебников, а учителям можно было сформировать свои тематические планы заблаговременно, хотя изменить свое решение до указанного срока можно.
ОРКСЭ
Предметная область (ОДНКНР) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования должна обеспечить в том числе знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
Основы религиозных культур и светской этики, сокращённо ОРКСЭ — учебный предмет, включённый Минобрнауки России в школьную программу в качестве федерального компонента. Предмет включает шесть модулей, из которых ученики по своему выбору или выбору их родителей (законных представителей) выбирают для изучения один.
Список модулей:
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Уважаемые родители (законные представители)! Преподавание курса ОРКСЭ направлено на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, формирование их мировоззрения и нравственной культуры на основе духовно-нравственных ценностей традиционных российских религий или на нерелигиозной мировоззренческой основе. В связи с этим выбор для изучения школьником основ определенной религиозной культуры или мировых религиозных культур, основ светской этики осуществляется родителями (законными представителями) несовершеннолетнего учащегося, несущими по законодательству ответственность за его воспитание. При этом вы можете посоветоваться с ребенком, и учесть его личное мнение.
Преподавание ОРКСЭ призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора наших детей, но и в формировании достойного гражданина России, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу. Особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ), имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Ценностные ориентиры курса
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.
Задачи учебного курса ОРКСЭ
Дополнительную информацию о курсе ОРКСЭ
Вы можете получить на сайтах:
— Информация о религиозных организациях размещена на следующих
— http://www.patriarchia.ru/ Официальный сайт Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), http://www.otdelro.ru/ Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ;
— http://www.buddhism.ru Российская ассоциация буддистов;
— http://www.feor.ru/ Федерация еврейских общин России.
Основные ресурсы сети общественного и правового характера, на которых могут обсуждаться важные вопросы в связи с апробацией комплексного курса:
Что такое ОРКСЭ
Основы Религиозных Культур и Светской Этики
Преподавание предмета ОРКСЭ основывается на следующих нормах законодательства Российской Федерации: Конституции Российской Федерации, Законах Российской Федерации «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; «О свободе совести и религиозных объединениях». В соответствии с конституционными нормами (статьи 13, 14 Конституции Российской Федерации), а также законом «О свободе совести и религиозных объединениях» выбор одного из 6 модулей является исключительным правом родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся [4] [5].
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним
Общая информация [править | править вики-текст]
Преподавание предмета ОРКСЭ основывается на следующих нормах законодательства Российской Федерации: Конституции Российской Федерации, Законах Российской Федерации «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; «О свободе совести и религиозных объединениях». В соответствии с конституционными нормами (статьи 13, 14 Конституции Российской Федерации), а также законом «О свободе совести и религиозных объединениях» выбор одного из 6 модулей является исключительным правом родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся [4] [5].
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним [6].
Цель и задачи курса [править | править вики-текст]
Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей младших