Что такое орксэ учебник
Что такое орксэ учебник
Пояснения о выборе модуля курса Основы религиозных культур и светской этики
Если Ваш ребёнок в настоящее время обучается в 3 классе, вскоре Вам предстоит участие в выборе одного из шести учебных модулей, которые составляют данный курс.
Курс имеет предметно-модульную структуру и состоит из шести отдельных учебных модулей по выбору семьи учащегося,ориентированных на запросы основных мировоззренческих групп, народов России в современном российском обществе.
Курс содержит:
— четыре модуля по основам традиционных религиозных культур народов России: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры»;
— модуль «Основы мировых религиозных культур» направлен на ознакомление учащихся с историей и культурой основных религий, традиционных для народов Российской Федерации.
— модуль «Основы светской этики» предусматривает изучение и освоение общепринятых в нашей стране норм светской или гражданской этики.
Обращаем Ваше внимание, что выбор модуля, который будет изучать в 4 классе Ваш ребёнок — исключительно право Вашей семьи, только Ваше право!
Ознакомится с особенностями преподавания курса можно в Книге для родителей Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики».
Книгу для родителей можно посмотреть здесь.
Ваше решение обязательно должно быть зафиксировано личным заявлением, форма которого также утверждена регламентом. Форма заявления здесь.
Выбор модуля курса
Учебники по ОРКСЭ:
Основы религиозных культур и светской этики
С 1 сентября 2012 года во всех общеобразовательных учреждениях России более миллиона учащихся 4-х классов начали изучать курс «Основы религиозных культур и светской этики».
В рамках данного учебного предмета по выбору обучающихся или по выбору их родителей (законных представителей) изучаются:
основы православной культуры,
основы исламской культуры,
основы буддийской культуры,
основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур,
основы светской этики.
Об УМК Основы религиозных культур и светской этики. (4)
У вас возникли вопросы?
Пишите, методисты издательства «Просвещение» обязательно ответят вам.
КОМПЛЕКСНЫЙ КУРС «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
C 1 сентября 2012 г. во всех субъектах Российской Федерации был введен курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРКСЭ) в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 и Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г.
С 2012/13 учебного года курс ОРКСЭ является обязательным во всех общеобразовательных учреждениях РФ и предложен к изучению в 4 классе с начала учебного года, на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы (Приказ Министерства образования и науки №74 от 01 февраля 2012 г.). Курс рассчитан на 34 часа. По месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся начальной школы, с другой стороны — предваряет начинающееся в 5 классе изучение гуманитарных предметов: истории, литературы.
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает 6 модулей-учебников: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Все модули согласованы между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к достижениям конечных результатов, а также в системе содержательных, понятийных и ценностно-смысловых связей с другими гуманитарными предметами начальной школы.
Содержание учебников согласовано с руководителями и уполномоченными лицами соответствующих религиозных организаций.
Учебники издательства «Просвещение» (серия «Школа России») успешно прошли экспертизу в РАН и РАО на соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, включены в Федеральный перечень учебников приказом № 253 Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
Таблица «Сравнительный анализ учебников по ОРКСЭ»
Сравнительный анализ учебников А. В. Кураева «Основы православной культуры» и А. Я. Данилюка «Основы светской этики»
Основы православной культуры
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
Урок 1. Россия — наша Родина.
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики.
Урок 2. Православие и культура.
Урок 3. Отношения Бога и человека в православии.
Урок 4. Православная молитва.
Урок 5. Библия и Евангелие.
Урок 6. Проповедь Христа.
Урок 7. Христос и Его Крест.
Урок 9. Православное учение о человеке.
Урок 10. Добро и зло. Совесть.
Урок 12. Милосердие.
Урок 13. Золотое правило этики.
Урок 16. Зачетные задания.
Урок 17. Обобщающий урок.
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики.
Урок 1 (18). Как христианство пришло на Русь
Урок 2 (19). Христианское отношение к природе
Урок 3 (20). Христианская семья
Урок 4 (21). Христианин на войне
Урок 5 (22). Христианин в труде
Урок 7 (24). Заповеди блаженств
Урок 8 (25). Зачем творить добро?
Урок 9 (26). Чудо в жизни христианина
Урок 10 (27). Какими Бог видит людей
Урок 11 (28) Литургия
Урок 12 (29). Монастырь
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России.
Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Основы светской этики
Урок 1. Россия — наша Родина.
Урок 2. Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека.
Урок 3. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.
Урок 4. Ценность родства и семейные ценности
Урок 5. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти.
Урок 6. Образцы нравственности в культурах разных народов.
Урок 7. Нравственный образец богатыря.
Урок 8. Дворянский кодекс чести.
Урок 9. Джентльмен и леди.
Урок 10. Государство и мораль гражданина.
Урок 11. Образцы нравственности в культуре Отечества.
Урок 12. Мораль защитника Отечества.
Урок 13. Порядочность. Интеллигентность.
Урок 14. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства.
Урок 15. Что значит « быть нравственным » в наше время?
Урок 16. Творческие работы учащихся.
Урок 17. Подведение итогов.
Урок 1 (18). Добро и зло.
Урок 2 (19). Долг и совесть.
Урок 3 (20). Честь и достоинство.
Урок 4 (21). Смысл жизни и счастье.
Урок 5 (22). Высшие нравственные ценности.
Урок 7 (24). Принципы морали.
Урок 8 (25). Методика создания морального кодекса в школе.
Урок 9 (26). Нормы морали. Этикет.
Урок 10 (27). Этикетная сторона костюма. Школьная форма – « за и против ».
Урок 11 (28). Образование как нравственная норма.
Урок 12 (29). Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.
Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
АНАЛИЗ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ ПО КУРСУ
— Материал в учебных пособиях сложен, объемен. Необходима адаптация содержания с учетом возрастных особенностей обучающихся. Необходимо значительную часть времени на уроках тратить на разъяснение сложных для понимания учащимися терминов, т.к. многие тексты уроков трудны для восприятия школьников, перегружены терминами и понятиями.
Учебно-методический комплект по курсу ОРКСЭ является недостаточным, необходимо дополнительное методическое сопровождение курса: методические рекомендации и поурочное планирование, дополнительный дидактический материал, рабочие тетради, хрестоматийное сопровождение, словари.
В учебниках предложено мало ситуаций, требующих включения обучающихся в процесс обсуждения, высказывания своей точки зрения;
Обучающиеся испытывают затруднения в понимании текстов учебников. Содержание учебников, понятийный ряд не всегда соответствует возрастным особенностям младших школьников; иллюстрации не всегда соответствуют теме урока, отмечается недостаток отрывков из художественных произведений по темам, отсутствие словаря. Несоответствие стиля некоторых фрагментов текста возрастным особенностям учащихся 4 класса; большой объём материала, а время для изучения выделяется недостаточно;
Первое, что не сответствует– это несовпадение цели обучения этому предмету и предоставленных возможностей «…цель – духовно-нравственное воспитание школьников – не может быть достигнута за 30 часов отведённого учебного времени (один урок в неделю в течение года).
«Так, для урока «Монастырь», можно было найти огромное количество дивных преданий из истории православного монашества – но я выбрал Луку Войно-Ясенецкого по той причине, что он наш современник. Значит, вместо иконы можно помесить его фотографию, а не икону (ведь икона воспринимается современным школьником как нечто условное и говорящее о фантазийном или древнем мире). Кроме того, он врач-хирург, учёный, и поэтому со временем память о нём помешает школьнику, (а, может, и педагогу) воспринять дикий миф о том, что якобы христианская вера и наука находятся в конфликтных отношениях.
Или, например урок «Милосердие». Для него также можно было бы найти множество примеров из истории. Я же рассказываю эпизод из жизни Иннокентия Смоктуновского и опять же помещаю его фотографию. Имя Смоктуновского вряд ли что-то скажет детям (мало кто из них смотрел даже «Отроки во вселенной»). Но это, безусловно, теплое и значимое имя для их учителей и родителей (которые тоже будут заглядывать в этот столь новый учебник). Еще пример актуализации – глава «Чудо»(с.71). Сколько чудес было в истории Православной Церкви, а я рассказываю только одно – это чудо из жизни семьи нынешнего патриарха Кирилла (и снова становится возможным фото и узнавание человека из учебника»
ОСЭ: На с. 42 даётся золотое правило нравственности: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе», но почему-то в качестве источника указано не на Евангелие, а Конфуций, Фалес и Сенека.
Удивило определение стыда на с. 44: «Стыд – это тяжёлое, подавленное душевное состояние человека, которое появляется после осуждения его поведения окружающими людьми». Авторам учебника и невдомёк, что стыдно человеку бывает, если даже его никто не осуждает. Из этого определения дети сделают вывод, что стыд – это негативное состояние, раз оно сопровождается эпитетами «тяжёлое», «подавленное».
Некоторые родители и педагоги высказывают опасение, что основы православной культуры – это Закон Божий. Но это совершенно не так. В учебнике ОПК сделан больший упор на слове «культура», даются общие понятия о православной вере.
Сравнение основных понятий по учебникам А. В. Кураева «Основы православной культуры» и А. Я. Данилюка «Основы светской этики»
Ч ему учат «Светская этика» и «Основа православной культуры»
В нём можно найти следующее утверждение: «Различают этику религиозную и светскую. Слово «светская» означает «мирская», «гражданская» (стр.7, урок 2).
Очевидно, что по мысли авторов модуля «светская этика» есть «этика нерелигиозная». Но утверждение, что слово «светская» является синонимом слова «гражданская», совершенно неверно.
О добре и зле.
Как «Светская этика» определяет понятие «добро»? А вот как:
Непонятный, ни к чему не обязывающий набор слов. Впрочем, на следующей странице можно найти что-то более содержательное:
— поступки, которые помогают преодолеть разобщенность между людьми, способствуют утверждению гуманности (человеколюбия, взаимопонимания и взаимоуважения);
— поступки, которые помогают развиваться самому человеку и окружающим его людям» (стр.13. урок 5).
«Каждый человек САМ может определять, что такое добро и зло» Если так, то ребенку проще скорректировать текущие представления о добре и зле, чем улучшить свое поведение.
А в учебнике ОПК говорится, что «добро – это то, что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует Бога. Зло – это то, что удаляет от этих добрых целей. У слова «зло» в православии есть синоним – «грех». Грех – это недоброе чувство, мысль или дело. Грех противоречит голосу совести… Поэтому самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью (стр. 36-37).
Совесть
Это – одно из ключевых нравственных понятий, если речь идет о нравственности. В учебнике основ светской этики есть урок «Совесть» (стр.49). «Чтобы избавится от чувства вины, надо извиниться перед тем человеком, которого вы обидели. Порой сделать это совсем не просто, но это необходимо. Извиняясь, можно сказать: «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Я не думала, что это обидит тебя», «Мне очень жаль, что так случилось. Обещаю, что это никогда не повторится…» (стр. 45). И все. Только слова.
Учебник ОПК предлагает в такой ситуации раскаяние: «Исправьте свою прошлую ошибку делом! Найдите дело, противоположное совершенному греху. Украл? – Верни. Солгал? – Наберись сил сказать правду. Пожадничал? – Подари. Сказал злое слово? – Попроси прощения. К сожалению, не всегда делом можно исправить причиненное зло… Но если такая возможность есть, надо спешить делать добро». Далее говорится о покаянной молитве к Богу: «Как работу надо делать до пота, так и каяться надо искренне, а порой до слез. Но после таких слез приходит радость. Ведь теперь между душой, совестью, Богом и друзьями нет постыдной тайны (стр.39)».
Добродетель как среднее между двумя пороками?
В учебнике ОПК «добродетель – это видимое проявление внутренних добрых свойств человека. Три главные христианские добродетели – вера, надежда, любовь». И далее разъясняется каждая из них (стр. 71).
А в учебнике основ светской этики объясняется «Добродетель выражает стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность. образцом для подражания могут быть родителя, учитель, друг, космонавты, полярники, военные, спортсмены, артисты, литературные персонажи (богатыри, мушкетёры, рыцари)» (стр.17. урок 6).
А стр. 20-21 объясняется, что добродетель находится между двумя пороками: недостатком и избытком «Щедрость – середина между расточительностью и скупостью… Мужество – середина между безрассудной отвагой и трусостью» (Таким образом, ученик делает вывод: что добродетель-это порок).
Человек САМ определяет, что является или не является пороком. Рассуждая таким образом, понятно, что тот, кто делит «хлеба горбушку и ту пополам», поступает расточительно, а тот, кто «положил живот за други своя», страдал безрассудной отвагой.. Какие же нравственные идеалы предлагает детям учебник основ светской этики? Это – рыцари, джентельмены (например, Шерлок Холмс,) и для девочек – леди (стр. 52-53).
Урок 26 «Образцы нравственности в культуре Отечества» не предлагает ни одного конкретного имени.
О морали
Согласно же православному мировоззрению, нравственность либо абсолютна, либо ее нет. Основания нравственности в том, что есть Бог, Его закон, зафиксированный в Библии, и Его любовь.
В уроке 15 «Что значит быть моральным» говорится: «Cветская этика не дает готовых ответов на все вопросы. Постоянно повторяется мысль о том, что, согласно светской этике, «каждый человек САМ может определять, что такое добро и зло» (стр. 34). Если ребенок усвоит эту идею, как родители и учителя смогут повлиять на него? Ведь у каждого своя правда… «Моральные нормы нигде не записаны… не имеют документального оформления (стр. 10-11)». Но как можно научить тому, что не имеет названия?
Урок 13 « Альтруизм и эгоизм» учит ребенка такой «добродетели», как разумный эгоизм, которая является серединой между альтруизмом и эгоизмом (стр. 31). Разумный эгоист ставит свои личные интересы выше всех прочих. Об этом в учебнике и говорится: «Разумный эгоизм — способность человека, преследуя свои интересы, содействовать общему благу. Разумный эгоист понимает, что удовлетворить свои интересы он может, только заботясь об окружающих его людях и обществе, в котором он живёт» (стр.31). Т.е. забота о других необходима только потому, что это выгодно.
То есть самой большой ценностью для нашего «разумного эгоиста» из учебника «светской» этики будет собственная жизнь?
Получается именно так: «Мы ценим свою страну, её традиции, отношения с родителями, друзьями, свой дом, одежду, книги и другое. Однако высшая ценность для человека — это его жизнь». Как же тогда относиться к героям, которые свою жизнь отдавали «за други своя»? Как должны воспринимать дети, воспитанные в традициях «разумного эгоизма», подвиги их дедов и прадедов в Великой Отечественной войне, необходимость самим защищать свою Родину?
Преподаватель светской этики может говорить о том, что нельзя завидовать, нельзя воровать, нельзя обижать слабых. А ученик, «разумный эгоист» приведёт примеры «успешных» людей, нарушающих все мыслимые нравственные нормы, и при этом преуспевающих, и возьмёт такой пример для подражания.
В учебнике ОПК утверждается нечто противоположное: «Подвиг – это движение в сторону от эгоизма» (стр. 62).
Любой учебник по основам православной культуры, более всего говорит о любви: Бога к человеку, человека к Богу и любви между людьми, любви самоотверженной, жертвенной:
«Люби ближнего как самого себя. Ближний — тот, кто нуждается в твоей помощи. Если человеку больно — становится неважно, на каком языке он говорит и какая у него вера».
А.Кураев: «Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не лёгкое»
Итак, каким хочет видеть ребенка курс основ светской этики? Какой образец положительного героя предлагает? Это – разумный эгоист, который хочет быть похожим на английского джентельмена или Шерлока Холмса, умеющий идти на компромиссы с совестью и способный в различных ситуациях сам определять, что такое добро и зло. Эти жизненные принципы метко выражены в русской пословице: «Хочешь жить, умей вертеться». Какое отношение это имеет к нашим отечественным идеалам? Да, собственно, никакого. Что и требуется осознать.
В целом, учебник основ светской этики производит впечатление внутренне противоречивого, наспех написанного, без учета возрастных особенностей детей. Напротив, в учебнике ОПК А.Кураева доступно, на примерах из жизни показано, почему надо стремиться быть хорошим, чем привлекателен образ христианина.
Материалы по теме: «Основы религиозных культур и светской этики 4 класс»
УМК «Школа 2100»
Учебники, тетради и учебные пособия для учителей по основам религиозных культур и светской этики для 4-5 класса.
Подробнее
УМК «Школа России»
УМК «Перспектива»
Учебные пособия для 4–5 классов дают элементарные представления о возникновении, истории и особенностях религий мира и их влиянии на жизнь людей.
Подробнее
Основы религиозных культур и светской этики. 4 класс
Что такое хорошо и что такое плохо? Почему добрым жить на свете веселей? Что такое этикет? В чём проявляется патриотизм? В чём заключается золотое правило этики?
Подробнее
Кураев А. В. ОРКиСЭ. 4 класс
Дисциплина знакомит с основами православной культуры, раскрывает её особенности, а также значение и роль в жизни людей – в формировании личности человека, его отношения к природе, семье, труду, защите Отечества, поведения в повседневной жизни.
Подробнее
ОРКиСЭ. 4-5 классы. Латышина Д.И., Муртазин М. Ф.
Учебные пособия знакомят школьников с основами духовно-нравственной культуры ислама. Учащиеся узнают о жизни пророка Мухаммеда, об истории появления, основах ислама и исламской этики, об обязанностях мусульман.
Подробнее
Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы. Чимитдоржиев В. Л.
Учебные материалы, в доступной для учащихся форме, знакомят с основами буддийской культуры: ее основателем, буддийским учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством.
Подробнее
Что такое орксэ учебник
Федеральный перечень учебников по ОРКСЭ (выписка из Приложения к приказу Минпросвещения России от 20.05.2020 г. № 254)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) от 20 мая 2020 г. № 254
«Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»
В соответствии с частью 5 статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2019, № 49, ст. 6962), частью 3 статьи 4 Федерального закона от 2 декабря 2019 г. № 403-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 49, ст. 6962), подпунктом 4.2.8(1) пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. № 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 32, ст. 5343; 2020, № 11, ст. 1547), в целях реализации пунктов 2, 36 Порядка формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 декабря 2019 г. № 695 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2020 г., регистрационный № 57418), п р и к а з ы в а ю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
2. Установить, что учебники из числа учебников, входящих в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, включаются в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный пунктом 1 настоящего приказа, на 5 лет [1] со дня вступления в силу настоящего приказа.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Басюка B.C.
Министр С.С. Кравцов
[1] Часть 7 статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; пункт 36 Порядка формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 декабря 2019 г. № 695 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2020 г. регистрационный № 57418).
(выписка из Приложения к приказу)
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 20 мая 2020 г. № 254
Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность
1. Перечень учебников, допущенных к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы, в том числе учебников, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке
Порядковый номер учебника
Класс, для которого учебник разработан
Правообладатель (наименование юридического лица, либо фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица, которому в установленном законодательством Российской Федерации порядке принадлежит исключительное право на учебник)
Язык издания учебника (указывается для учебников, изданных на государственных языках республик или на языках народов Российской Федерации)
Информация о возможности использования учебника при реализации адаптированных общеобразовательных программ (специальный учебник), а также общеобразовательных программ с углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение)
Фамилия, имя, отчество (при наличии) экспертов, осуществлявших экспертизу учебника (не указываются в случае, предусмотренном частью 3 статьи 4 Федерального закона от 2 декабря 2019 г. № 403-ФЗ[1])
Реквизиты приказа Министерства просвещения Российской Федерации, в соответствии с которым учебник включен в федеральный перечень учебников
Срок действия экспертного заключения, на основании которого учебник включен Министерством просвещения Российской Федерации в федеральный перечень учебников[2]
1.1. Учебники, используемые для реализации обязательной части основной образовательной программы
Начальное общее образование
Основы религиозных культур и светской этики (предметная область)
Основы религиозных культур и светской этики (учебный предмет)
Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур
Амиров Р.Б., Воскресенский О.В., Горбачева Т.М. и другие; под редакцией Шапошниковой Т.Д.
Общество с ограниченной ответственностью «Дрофа»
Общество с ограниченной ответственностью «Дрофа»
От 20 мая 2020 года № 254
Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики
Шемшурин А.А., Брунчукова Н.М., Демин Р.Н. и другие; под редакцией Шапошниковой Т.Д.
Общество с ограниченной ответственностью «Дрофа»
Общество с ограниченной ответственностью «Дрофа»
От 20 мая 2020 года № 254
Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры
Костюкова Т.А., Воскресенский О.В., Савченко К.В.; под редакцией Шапошниковой Т.Д.
Общество с ограниченной ответственностью «Дрофа»
Общество с ограниченной ответственностью «Дрофа»
От 20 мая 2020 года № 254
Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры
Амиров Р.Б., Насртдинова Ю.А., Савченко К.В.; под редакцией Шапошниковой Т.Д.
Общество с ограниченной ответственностью «Дрофа»
Общество с ограниченной ответственностью «Дрофа»
От 20 мая 2020 года № 254
Основы религиозных культур и светской этики. Основы иудейской культуры
Пропирный Н.Г., Савченко К.В., Бурмина Т.Ю.; под редакцией Шапошниковой Т.Д.
Общество с ограниченной ответственностью «Дрофа»
Общество с ограниченной ответственностью «Дрофа»
От 20 мая 2020 года № 254
Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры
Китинов Б.У., Савченко К.В., Якушкина М.С.; под редакцией Шапошниковой Т.Д.
Общество с ограниченной ответственностью «Дрофа»
Общество с ограниченной ответственностью «Дрофа»
От 20 мая 2020 года № 254
Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
От 20 мая 2020 года № 254
Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры
Латышина Д.И., Муртазин М.Ф.
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
От 20 мая 2020 года № 254
Основы религиозных культур и светской этики. Основы иудейской культуры
Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В.
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
От 20 мая 2020 года № 254
Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
От 20 мая 2020 года № 254
Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур
Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и другие
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
От 20 мая 2020 года № 254
Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
От 20 мая 2020 года № 254
Основы религиозных культур. Основы светской этики
Саплина Е.В., Саплин А.И.
Общество с ограниченной ответственностью «Дрофа»
Общество с ограниченной ответственностью «Дрофа»
От 20 мая 2020 года № 254
Основы религиозных культур и светской этики. Основы религиозных культур народов России
Сахаров А.Н., Кочегаров К.А.; под редакцией Сахарова А.Н.
Общество с ограниченной ответственностью «Русское слово – учебник»
Общество с ограниченной ответственностью «Русское слово – учебник»
От 20 мая 2020 года № 254
Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики
Общество с ограниченной ответственностью «Русское слово – учебник»
Общество с ограниченной ответственностью «Русское слово – учебник»
От 20 мая 2020 года № 254
Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры
Общество с ограниченной ответственностью «Русское слово – учебник»
Общество с ограниченной ответственностью «Русское слово – учебник»
От 20 мая 2020 года № 254
Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры
Янушкявичене О.Л., Васечко Ю.С., протоиерей Виктор Дорофеев, Яшина О.Н.
Общество с ограниченной ответственностью «Русское слово – учебник»
Общество с ограниченной ответственностью «Русское слово – учебник»
От 20 мая 2020 года № 254
Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры
Общество с ограниченной ответственностью «Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества»
Общество с ограниченной ответственностью «Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества»
От 20 мая 2020 года № 254
[1] Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. № 403-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».