Что такое орксэ в начальной школе
Выбор модуля ОРКСЭ. Что это такое и как выбирать?
Когда ввели предмет ОРКСЭ
Этот предмет стали изучать во всех во всех субъектах Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 и Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. №84-р с 2012-13
Какие модули включает курс ОРКСЭ?
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» является модульным и включает:
Кто решает вопрос о выборе модуля ОРКСЭ для изучения?
Из всех модулей для изучения выбирают только один. Родители (законные представители) пишут заявление на имя директора, где указывают какой именно модуль будет изучать ребенок.
Выбор модуля осуществляется родителями самостоятельно, абсолютно добровольно и индивидуально.
Любое принуждение (например, решение большинством голосов на классном собрании) при решении данного вопроса носит незаконный характер.
Обычно в конце учебного года администрация школы приглашает родителей учащихся 3 класса на общее собрание для ознакомления с новым предметом и модулями курса. Согласно Регламенту о выборе модуля курса ОРКСЭ от Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2015г №08-461, родители заранее (не менее чем за неделю) должны быть уведомлены о предстоящем им выборе модуля ОРКСЭ.
Данный документ четко регламентирует:
При общении с родителями (законными представителями) обучающихся не допускается склонять их к какому-либо выбору под любыми предлогами (удобство для учителя, школы, класса, отсутствие возможностей обеспечить выбор, указания от органов управления образованием, отсутствие подготовленных учителей, учебников и др.). В случае просьб со стороны родителей (законных представителей) обучающихся «помочь с выбором», «посоветовать» и т. п. они должны быть отклонены со ссылкой на исключительную ответственность родителей за выбор, их преимущественное право на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами, гарантированное законодательством об образовании.
Возможен только совет: ориентироваться на образ жизни, культуру, традиции, принятые в семье ребёнка, а также на его личные интересы.
Будьте готовы! На родительское собрание, согласно данному регламенту, администрация школы может пригласить представителей централизованных религиозных организаций Русской Православной Церкви, мусульманских, буддистских, иудаистских централизованных религиозных организаций из числа организаций.
Однако, это не значит, что данные люди все собрание будут читать вам лекции по своей вере. Руководитель собрания должен рассказать о новом предмете, познакомить родителей с педагогами, которые планируют вести у детей данный курс, озвучить содержание образования по всем модулям ОРКСЭ.
В конце собрания родителям раздают бланки заявлений на выбор модуля.
Сколько модулей одновременно может изучаться детьми одного класса?
Одновременно учащие одного класса будут изучать столько модулей, сколько выберут родители.
Это значит, что даже если 1 заявление будет подано на модуль «Светская этика», а все остальные на «Основы православной культуры», то светская этика будет преподаваться 1 ребенку.
Обычно класс делится на несколько групп по числу выбранных модулей. Допускается изучение одного модуля учащимися разных классов одной параллели.
Администрация и учителя не имеют право угрожать родителям и принуждать их выбрать определенный модуль. А между тем, это часто происходит. Например, вам могут говорить:
Основные принципы преподавания курса ОРКСЭ
Акцент ставится на активных (интерактивных) формах преподавания, проектных методах работы, необходимости и возможности сотрудничества с родителями. Курс возлагает особую ответственность на учителя, требует от него повышенной тактичности, доброжелательности, постоянного диалога, личного неравнодушия и заинтересованности.
Кто должен вести курс ОРКСЭ
Вести данный предмет могут исключительно светские педагоги с необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку в учреждениях дополнительного профессионального образования. При этом педагог получает универсальную подготовку по всем модулям курса с тем, чтобы быть готовым компетентно вести любой из выбранных родителями для своих детей модулей курса.
Имеют ли право священнослужители вести ОРКСЭ?
В ходе подготовки учителей возможно проведение встреч с представителями религиозных организаций, привлечение их к участию в курсах для преподавателей, включение их рекомендаций в методические пособия для педагогов, составляемых специалистами учреждений дополнительного профессионального образования.
В ходе изучения предмета имеет ли право учитель посещать с учащимися культовые сооружения различных религиозных организаций
Светский характер комплексного курса и в целом образовательного процесса в школе не подразумевает включение в программу посещения религиозных организаций (культовых сооружений). Специфика данных сооружений может демонстрироваться обучающимся на уроке в фотоформате, видеоматериалах, аудио-формате.
Однако, посещение таких сооружений может быть организовано при согласии родителей каждого обучающегося и по согласованию с представителями религиозных организаций.
Будет ли продолжено изучение курса ОРКСЭ в старших классах школы?
Нет. В соответствии с действующей в настоящее время нормативной базой изучение курса в рамках обязательных предметов учебного плана на основной и старшей ступенях обучения осуществляться не будет.
Учебники по курсу ОРКСЭ выдаст школа или их следует приобретать родителям самостоятельно?
Все школы должны быть обеспечены учебниками по курсу ОРКСЭ в полном объеме за счет средств областного бюджета.
Ставят ли оценки по ОРКСЭ?
Это безотметочный курс, оценка в виде баллов или записи «зачет-незачет» за него не выставляется.
Можно ли отказаться от изучения курса ОРКСЭ?
Согласно приказу Министерства образования и науки РФ этот курс включен в перечень предметов федерального компонента учебного плана и обязателен для изучения в государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждениях, реализующих государственный стандарт начального, основного общего, полного (среднего) общего образования. Поэтому отказаться от данного предмета нельзя.
Могут ли родители присутствовать на уроках ОРКСЭ?
Часто родители жалуются, что им не разрешают присутствовать на уроках. НО! Родители имеют право присутствовать на любых уроках у своих детей по согласованию с администрацией школы, не нарушая устав школы. Адекватный руководитель не должен препятствовать посещению уроков родителями.
До какого срока родители должны сделать свой окончательный выбор модуля ОРКСЭ?
Сдать заявление на выбор модуля родителям необходимо до начала учебного года, то есть до 1 сентября. Но директор и учителя просят это сделать в мае-июне, чтобы заранее сформировать тематические планы.
Рекомендую это видео всем, кто любит творчество и оригами!
ОРКСЭ начальная школа
Комплексный учебный курс
«Основы религиозных культур и светской этики».
Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:
1. Основы православной культуры;
2. Основы исламской культуры;
3. Основы буддийской культуры;
4. Основы иудейской культуры;
5. Основы мировых религиозных культур;
6. Основы светской этики.
Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).
Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса ОРКСЭ, предлагаемых для изучения.
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Цель и задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ :
1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики.
2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.
3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Место комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в программе обучения
Преподавание учебного курса ОРКСЭ осуществляется с 4 класса в объёме 34 часов. В 5 классе продолжается изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы.
С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История» и курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
Примерная программа комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа)
Основы православной культуры
Основы исламской культуры
Основы буддийской культуры
Основы иудейской культуры
Основы мировых религиозных культур
Основы светской этики
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часа)
Урок 2.Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства.
Культура и религия.
Урок 2. Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия
Урок 2. Ведение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия
Урок 2. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия
Урок 2. Культура и религия
Урок 2. Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека.
Урок 3. Священное Писание.
Урок 3. Пророк Мухаммад – образец человека и уч итель нравственност и. Жизнеописание.
Урок 3. Будда и его Учение
Урок 3. Тора – главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гилеля».
Урок 3. Культура и религия
Урок 3. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.
Урок 4. Священное Писание и Священное Предание.
Урок 4. Пророк Мухаммад – проповедническая миссия
Урок 4. Будда и его Учение
Урок 4. Письменная и Устная Тора. Классические тексты иудаизма
Урок 4. Возникновение религий. Древнейшие верования
Урок 4. Ценность родства и семейные ценности
Урок 5. Во что верят православные христиане
Прекрасные качества Пророка Мухаммада.
Урок 5. Буддийский священный канон
Урок 5. Патриархи еврейского народа.
Урок 5. Возникновение религий. Религии мира и их основатели
Урок 5. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти.
Урок 6. Что говорит о Боге и мире православная культура
Священный Коран и Сунна как источники нравственности
Урок 6. Буддийский священный канон
Урок 6. Евреи в Египте: от Йосефа до Моше.
Урок 6. Священные книги религий мира: Веды, Авеста. Трипитака,
Урок 6. Образцы нравственности в культурах разных народов
Урок 7. Что говорит о человеке православная культура
Урок 7.Общие принципы ислама и исламской этики.
Урок 7. Буддийская картина мира.
Урок 7. Исход из Египта.
Урок 7. Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран.
Урок 7. Нравственный образец богатыря
Урок 8. Христианское учение о спасении.
Столпы ислама и исламской этики.
Урок 8. Буддийская картина мира.
. Урок 8. Получение Торы на горе Синай.
Урок 8. Хранители предания в религиях мира.
Урок 8. Дворянский кодекс чести
Урок 9. Добро и зло в православной традиции
Исполнение мусульманами своих обязанностей.
Урок 9. Добро и зло
Урок 9. Пророки и праведники в иудейской культуре.
Урок 9. Человек в религиозных традициях мира
Урок 9. Джентльмен и леди
Урок 10. Христианская этика. Заповеди блаженства
Урок 10. Ненасилие и доброта
Урок 10. Пророки и праведники в иудейской культуре.
Урок 10. Священные сооружения
Урок 10. Государство и мораль гражданина
Урок 11. Христианская этика. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему.
Урок 11. Любовь к человеку и ценность жизни
Урок 11. Храм в жизни иудеев
Урок 11. Священные сооружения
Урок 11. Образцы нравственности в культуре Отечества
Урок 12. Христианская этика. Добродетели и страсти. Отношение к труду.
Урок 12. Милосердие и сострадание
Урок 12. Назначение синагоги и её устройство
Урок 12. Искусство в религиозной культуре
Урок 12. Мораль защитника Отечества
Урок 13. Христианская этика. Долг и ответственность.
Милосердие и сострадание.
Урок 13. Отношение к природе
Урок 13. Искусство в религиозной культуре
Урок 13. Порядочность. Интеллигентность
Урок 14. Спаситель. Жертвенная любовь
Для чего построена и как устроена мечеть.
Урок 14. Буддийские святые. Будды
Урок 14. Молитвы и благословения в иудаизме.
Урок 14. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.
Урок 14. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства
Урок 15. Спаситель. Победа над смертью
Мусульманское летоисчисление и календарь.
Урок 15. Семья в буддийской культуре и ее ценности.
Урок 15. Добро и зло
Урок 15. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.
Урок 17. Что значит «быть нравственным» в наше время?
Урок 16. Творческие работы учащихся.
Урок 16. Творческие работы учащихся.
Урок 16. Творческие работы учащихся.
Урок 16. Творческие работы учащихся.
Урок 16. Творческие работы учащихся.
Урок 16. Творческие работы учащихся.
Урок 17. Подведение итогов
Урок 17. Подведение итогов.
Урок 17. Подведение итогов
Урок 17. Подведение итогов
Урок 17. Подведение итогов
Урок 17. Подведение итогов
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)
Урок 18. Православие в России.
Урок 18. Ислам в России.
Урок 18. Буддизм в России
Урок 18. Иудаизм в России.
Урок 18. Религии России
Урок 18. Добро и зло
Урок 19. Православный храм
Урок 19. Семья в исламе.
Урок 19. Основы буддийского Учения и этики
Урок 19. Основные принципы иудаизма.
Урок 19. Религии России
Урок 19. Долг и совесть
Урок 20. Православный храм и другие святыни
Урок 20. Нравственные основы семьи в исламе.
Урок 20. Человек в буддийской картине мира.
Урок 20. Основные принципы иудаизма
Урок 20. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира
Урок 20. Честь и достоинство
Урок 21. Православные Таинства. Символический язык православной культуры
Урок 21. Нравственные ценности ислама:
сотворение добра, отношение к старшим.
Урок 21. Человек в буддийской картине мира.
Урок 21. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.
Урок 21. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира
Урок 21. Смысл жизни и счастье
Урок 22. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение,
Урок 22. Нравственные ценности ислама:
Урок 22. Буддийские символы
Урок 22. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев.
Урок 22. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.
Урок 22. Высшие нравственные ценности
Урок 23. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение,
Урок 23. Нравственные ценности ислама:
любовь к отечеству, миролюбие.
Урок 23. Буддийский храм
Урок 23. Совершеннолетие в иудаизме. Ответственное принятие заповедей
Урок 23. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды
Урок 24. Православный календарь, его символическое значение.
Урок 24. Забота о здоровье в культуре ислама.
Урок 24. Еврейский дом – еврейский мир: знакомство с историй и традицией.
Урок 24. Религиозные ритуалы в искусстве
Урок 24. Принципы морали
Урок 25. Православный календарь. Почитание святых.
Урок 25. Ценность образования и польза учения в исламе.
Урок 25. Буддийский календарь
Урок 25. Знакомство с еврейским календарем: его устройство и особенности.
Урок 25. Календари религий мира. Праздники в религиях мира
Урок 25. Методика создания морального кодекса в школе.
Урок 26. Православный календарь. Почитание святых.
Урок 26. Ценность образования и польза учения в исламе.
Урок 26. Еврейские праздники: их история и традиции.
Урок 26. Праздники в религиях мира.
Урок 26. Нормы морали. Этикет.
Урок 27. Православный календарь. Почитание святых.
Урок 27. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения.
Урок 27. Искусство в буддийской культуре
Урок 27 Еврейские праздники: их история и традиции.
Урок 27. Семья, семейные ценности.
Урок 27. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – «за и против».
Урок 28. Православный календарь. Праздники.
Урок 28. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения.
Урок 28. Священные буддийские сооружения
Урок 28. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа.
Урок 28. Долг, свобода, ответственность, учение и труд.
Урок 28. Образование как нравственная норма
Урок 29. Христианская семья и ее ценности.
Урок 29. Искусство ислама.
Урок 29. Отношение к природе
Урок 29. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Урок 29. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)
Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России
Урок 31. Подготовка творческих проектов
Урок 31. Подготовка творческих проектов
Урок 31. Подготовка творческих проектов
Урок 31. Подготовка творческих проектов
Урок 31. Подготовка творческих проектов
Урок 31. Подготовка творческих проектов
Урок 32. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д.
Урок 33. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д.
Урок 34. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)
Уважаемые родители обучающихся 3-х классов!
Вам предстоит сделать важный выбор: определить один из модулей по предмету «Основы религиозных культур и светской этики», который будет изучать Ваш ребенок.
Модуль выбираете Вы.
На протяжении ряда лет в МКОУ БСОШ родители выбирают модуль «Основы православной культуры». Школа имеет необходимые учебники, подготовленные кадры, опыт работы по данному модулю. Выбор этого модуля имеет чрезвычайно важное значение для школьника, живущего в Барятинском районе, поскольку именно Православие, как известно, стало государственно-образующей религией для всей нашей страны. История Православия, а следовательно, и православной культуры, насчитывает две тысячи лет. Тысячу лет в этой культуре пребывала Россия. Её история неразрывно связана с Православием. И даже в 20 веке большинство россиян по своему менталитету оставались православными.
Именно Православие сыграло исключительную роль в жизнеустройстве нашего государства и общества, семьи и человека, нашей духовности и нравственности, нашей культуры и воспитания. С этим обстоятельством нельзя не считаться. Оно даже закреплено в законе Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных организациях», в котором признаётся «особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры».
Курс «Основы православной культуры» рассматривает духовные традиции жизни нашего народа в Православии. Ребенок получит в ходе этого предмета много интересных уникальных знаний. Но главную задачу курса ОПК разработчик модуля, протодиакон Андрей Кураев, определил так: ребенок должен научиться реагировать не только на боль в теле, но и на боль в душе. Понимать, что такое совесть, и уметь прислушиваться к ней в своей жизни. Вот, к примеру, какие темы будут рассматриваться на уроках: «Милосердие и сострадание», «Совесть и раскаяние», «Золотое правило этики», «Подвиг». Кстати, такие понятия, как «душа», «совесть», «покаяние» являются в Православии ключевыми понятиями.
Такая постановка вопроса, когда школьнику преподается не только определенный объем знаний, но и навыки духовно-нравственного поведения, вполне согласуется с проектом новых Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения и основанной на них Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников.
Предметная область знания о духовной культуре, в том числе традиционных религиях народов, проживающих в государстве, присутствует в школе практически всех стран мира, за редким исключением («общества эмигрантов», атеистические режимы и т. п.). Преподавание знаний о Православии, его систематическое изучение в общеобразовательной школе является неотъемлемой частью полноценного общего образования. Это также историческая и культурная традиция русской школы с момента её возникновения, насильственно прерванная в эпоху насаждения безбожия и борьбы с Церковью после 1917 года.
Изучение православной культуры в современной школе открывает доступ и к этому воистину сказочному духовному богатству.
Познакомить наших детей с многообразным, чудесным, удивительным и в то же время строгим и нравственно возвышенным миром Православия и со значением Православия в развитии всех сфер жизни нашего общества, в личной жизни человека и призван курс православной культуры. Это должно быть интересно и важно не только носителям православной религиозной традиции, но и детям, воспитывающимся в других традиционных религиях или не имеющих такого воспитания, но постоянно проживающим в России.
Уважаемые родители, в апреле в каждом классе пройдут родительские собрания, где Вы сможете получить ответы на все интересующие Вас вопросы по выбору модуля обучения и сделаете свой выбор!
О дате проведения собраний будет сообщено дополнительно.