Что такое орленок в школе

Всероссийский детский центр «Орлёнок»

Школа

Как организован образовательный процесс в «Орлёнке»?

Для ребят, приезжающих в «Орлёнок» с сентября по май, работает школа. Здание — четыре двухэтажных корпуса, соединённых стеклянной галереей с широкой мраморной лестницей, спортивный зал. В школе — 30 учебных кабинетов, оснащённых современными цифровыми средствами обучения и лабораторными комплексами по естественно-научному направлению, электронными образовательными ресурсами, учебниками и учебными пособиями. Все учебные аудитории имеют доступ к сети Интернет.

Школа принимает обучающихся с 5 по 11 классы. В классе занимаются 20-23 ученика. Он комплектуется в зависимости от изучаемого иностранного языка, с учётом учебников математики и русского языка, по которым дети занимаются в своих школах. При проведении программ инженерной и естественнонаучной направленности формируются профильные классы, обучение в которых ведётся по соответствующим учебным планам.

Школа «Орлёнка» для детей-иностранцев

Школьники-граждане иностранных государств, владеющие русским языком (по желанию), обучаются в обычных учебных классах по российским образовательным программам или по индивидуальным образовательным программам. Для детей, не владеющих русским языком, проводятся занятия по образовательной программе «Русский язык как иностранный».

Пятидневка, 5 уроков по 40 минут ежедневно, занятия в 2 смены, отсутствие домашних заданий — таков распорядок школы «Орлёнка».

Что изучается в школе «Орлёнка»?

Русский язык и литература, иностранный язык (английский, немецкий, французский), математика (алгебра, геометрия), информатика и ИКТ, история, обществознание, география, физика, астрономия, химия, биология, физическая культура. Школа работает в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов основного общего и среднего общего образования, а также производственной программой ВДЦ «Орлёнок».

Дисциплины циклов «Технология», «Искусство», а также предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», изучаются в образовательной среде детских лагерей и отдела детского творчества Центра.

Что взять с собой в школу «Орлёнка»?

Педагоги школы

В коллективе школы — 47 учителей: два Заслуженных учителя Кубани, Заслуженный работник физической культуры Кубани, два преподавателя удостоены правительственных наград, десять учителей имеют звания «Почётный работник общего образования РФ», два учителя — «Почётный работник молодёжной политики РФ». Семнадцать преподавателей имеют высшую квалификационную категорию, двадцать учителей награждены Почётными грамотами и благодарностями всероссийского уровня, один — кандидат педагогических наук.

Доброта и понимание, задор и целеустремлённость, опыт и мудрость учителей, использование ими современных педагогических технологий, традиции творчества и новаторства — всё это отличительные черты современной орлятской школы.

Чем школа может поделиться с коллегами?

Как с нами связаться?

Коллеги! Если вы хотите установить с нами дружеские отношения, пригласить участвовать в различных педагогических проектах, поделиться своими идеями, педагогическими находками, ждём ваших писем.

Почтовый адрес: 352842, Краснодарский край, Туапсинский район, ВДЦ «Орленок», средняя общеобразовательная школа

Телефоны: +7 86167 91 154, +7 86167 91 151, e-mail: school@orlyonok.ru

Директор школы, кандидат педагогических наук Ковалёва Антонина Григорьевна тел. +7 86167 91 154

Источник

Орлёнок (игра)

«Орлёнок» — массовая военно-спортивная игра старшеклассников в СССР. Аналог пионерской военно-спортивной игры «Зарница».

Как и «Зарница», данная военно-спортивная игра представляла собой имитацию боевых действий, похожую на военные учения. В ходе игры старшеклассники различных школ соревновались между собой в военно-прикладных видах спорта с игровыми элементами, участвовали в смотре строя и песни. Как и «Зарница», военно-спортивная игра «Орлёнок» являлась частью системы начальной военной подготовки школьников в СССР и прекратила своё существование с распадом Советского Союза. В настоящее время военно-спортивные игры «Орлёнок» и «Зарница» переживают своё возрождение в ряде городских и сельских школ, в военно-патриотических клубах и похожих организациях.

Что такое орленок в школе. Смотреть фото Что такое орленок в школе. Смотреть картинку Что такое орленок в школе. Картинка про Что такое орленок в школе. Фото Что такое орленок в школе

Полезное

Смотреть что такое «Орлёнок (игра)» в других словарях:

Орлёнок — Орлёнок многозначный термин. Орлёнок (мн. ч. орлята) птенец орла и орлицы. Орлёнок прозвище сына Наполеона I. «Орлёнок» (фр. L Aiglon) пьеса Эдмонда Ростана о жизни сына Наполеона I (1900). «Орлёнок» широко… … Википедия

Орлёнок (военно-спортивная игра старшеклассников) — «Орлёнок» массовая военно спортивная игра старшеклассников в СССР. Аналог пионерской военно спортивной игры «Зарница». Как и «Зарница», данная военно спортивная игра представляла собой имитацию боевых действий, похожую на военные учения. В ходе… … Википедия

Орленок (военно-спортивная игра старшеклассников) — «Орлёнок» массовая военно спортивная игра старшеклассников в СССР. Аналог пионерской военно спортивной игры «Зарница». Как и «Зарница», данная военно спортивная игра представляла собой имитацию боевых действий, похожую на военные учения. В ходе… … Википедия

Зарница (игра) — У этого термина существуют и другие значения, см. Зарница. Эмблема Юнармейцев и эмблема «Зарницы» «Зарница» пионерская военно спортивная игра в … Википедия

Орленок — Орлёнок птенец орла: «Орлёнок» широко известная и знаковая в СССР комсомольская песня Виктора Белого на стихи Якова Шведова. Кинофильм «Орлёнок», СССР (1957). Мультфильм «Орлёнок», СССР (1968). «Орлёнок» Всероссийский детский центр место отдыха и … Википедия

Игры (значения) — Игра вид деятельности, направленной на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятия напряжения, а также на развитие определенных навыков и умений. Также игрой называют форму свободного самовыражения человека, не связанную с… … Википедия

Игры на бумаге — Игра вид деятельности, направленной на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятия напряжения, а также на развитие определенных навыков и умений. Также игрой называют форму свободного самовыражения человека, не связанную с… … Википедия

Спортивные игры — Игра в волейбол Спортивные игры самостоятельные виды спорта, связанные с игровым противоборством команд или отдельных спортсменов, и проводящиеся по определенным прави … Википедия

Алиса в Стране чудес — У этого термина существуют и другие значения, см. Алиса в Стране чудес (значения). Алиса в Стране чудес Alice’s Adventures in Wonderland … Википедия

Источник

Преемственность идей воспитания и развития личности

Педагогическая система «Орленка»

От коммунарской методики к орлятской педагогике

Как складывалась педагогическая система «Орленка»? Когда-то я писала в книге «Новому вожатому «Орленка»: «За 12 лет здесь накоплено столько открытий, собрано воедино столько великолепных педагогических находок, все это, постоянно шлифуясь и оттачиваясь, составило целую систему педагогических действий. Главный инструмент этой системы — отряд. Отряд как единство, товарищество, первичный коллектив».

И вот уже «Орленку» 40 лет. Многое изменилось, и даже страна, а «орлятская педагогика» не стареет и устремлена в будущее. Ни за одну ее идею не стыдно ни вчера, ни сегодня. Она об отношении к человеку, об отношениях человека с человеком, об отношениях в детском коллективе. Истоки ее — в коммунарской методике.

Некоторая демократизация общества, потепление «климата» в стране в конце 1950-х — начале 1960-х гг. стимулировали педагогическую мысль в сторону гуманизации отношений в детском коллективе. Появился спрос на свободную, мыслящую, открытую, демократически настроенную личность. Передовая российская педагогика откликнулась на этот запрос. Коммунарское движение из Ленинграда быстро распространилось по стране. Этому способствовал и «Орленок». Однако коммунарская методика в «Орленке» сразу же была перестроена на условия временного детского коллектива. Идеологические крайности и ожесточенность некоторых коммунарских лидеров не прижились в «Орленке». Последовавший раскол в коммунарском движении, дружба с Игорем Петровичем Ивановым, его неоднократные приезды, способствовали тому, что в «Орленке» создавалась, шлифовалась и выращивалась своя методика, определенная задачами Всероссийского лагеря как школы актива. Сюда ехали и дети, и вожатые учиться работать в школе, пионерской дружине, летнем лагере.

Интерес к орлятской педагогике был повсеместным, и ее не путали с коммунарской методикой. Это был свой росток, постоянно укреплявшийся и разрастающийся.

Главное в орлятской педагогике — творческая коллективная деятельность

Что же главное в орлятской педагогике? Творческая коллективная деятельность отряда, включающая коллективное планирование, организаторскую деятельность каждого через сменность актива, коллективный анализ каждого дня, дела.

В этих простых понятиях заключена чудодейственная сила: каждый становится активным. Если полистать письма орлят, то в них можно увидеть восторг и удивление от вдруг появившейся у мальчика в лагере активности, а ведь раньше его никогда не считали активным.

Роль коллективного планирования

В чем же секрет? Кажется, на первый взгляд, ничего нового, ничего особенного нет. А секрет — в системе и взаимосвязи ее элементов. Вот рекомендации вожатому 1972 года:

«Важнейшей составной частью коллективной творческой деятельности является коллективное планирование. Там, где начинает работать коллективная мысль, общими усилиями создается замысел нового общего дела, происходит важнейший педагогический акт: потребность каждого ребенка в завтрашней радости и не менее сильная потребность в самостоятельности действий вызываются к жизни и претворяются в коллективном раздумье, в коллективном раскрытии перспективы, в целой программе действий.

Необычайно важно, что эта программа не внедряется в сознание ребенка «сверху», а рождается на его глазах, усилиями его товарищей и его собственными, а значит, становится его кровным, прочувствованным делом. И пусть это программа одного только общего дела маленького коллектива, разве не проявляется в эту минуту подлинно гражданское отношение к общему делу, не начинает формироваться то, что можно назвать противоядием от равнодушия? Именно здесь, в процессе коллективного планирования, создаются, выкристаллизовываются зачатки того сложного нравственного качества личности, которое называется чувством ответственности.

В коллективном раздумье над тем, как лучше выполнить намеченное, становятся прочными связи ребенка с его коллективом, разгорается желание участвовать в общем деле и участвовать как можно лучше, и, самое главное, участие это становится сознательным».

Для ребят вся эта премудрость была естественным решением цепочки конкретных дружинных задач: «Впереди смена. Как будем жить?’ Что сделаем?’ Кому сможем помочь?’ С кем вместе?» Определяются звенья (группы) в отряде, появляются предложения плана отряда. Все при деле с первого дня, учатся замечать, где требуется помощь, куда высадить трудовой десант и т.д. Одно дело — послали убрать территорию, но совсем другое — сами увидели и решили. В малой группе, где всего-то 7—8 человек, даже самому застенчивому сказать слово легче. А это весьма важно.

По результатам исследования 1985 г. ученик за день в школе на всех уроках говорит максимум 2-3 минуты. Целый день молчит, где же тут стать самостоятельным и активным? Вот почему ребят сразу же поражала система отношений в «Орленке». Им не только сказали, что они хозяева лагеря, но постоянно ставили в позицию хозяев своей жизни и учили, как стать хозяевами разумными, добрыми, внимательными. Этому способствовал принцип сменности актива.

Проблемы с терминологией

В первые годы в лагере была коммунарская терминология: «дежурный командир», «малая группа», «большой совет» и т.д. Дежурный командир менялся каждый день, вечером проводили «огонек-анализ». После постановления ЦК ВЛКСМ по «Орленку» (1967 г.) все это было запрещено. Нам было сказано, что опыт «Орленка» как школы актива распространяется в школах страны, и мы должны свою терминологию привести в соответствие с пионерской и комсомольской организациями школы. Благодаря изощренным дипломатическим приемам удалось, поступившись названиями, сохранить суть. Благодаря чуткости, вниманию, доброте и заботливости Елены Никитичны Крупко (заместителя начальника Управления по воспитательной работе) удалось собрать разгромленное, объединить обиженных, сохранить главное.

Общение с И.П. Ивановым

Специально съездив в Ленинград, мы познакомились с Игорем Петровичем Ивановым и его «Коммуной имени А.С. Макаренко» при пединституте им. А.И. Герцена. С искренним радушием и желанием откликнулись коммунары помочь «Орленку», дали свои материалы, рукописный журнал «Родник», через год и сами приехали провести занятия с новыми вожатыми «Орленка». Строг и взыскателен был И.П. Иванов в требованиях к чистоте содержания и форме методики коллективно-творческих дел. Тогда пришло понимание, что главное: усвоить надо технологию и основную идею — бескорыстное служение людям. Чем можешь, сколько можешь — помогай, заботься воистину «нести радость людям», а творчество, как родник, обязательно пробьется.

Очень важно при всех перестройках сохранить еще один «ключик» «Орленка» — совет дела, когда из предложений каждого рождается общий план проведения дела. Много есть описаний дел, проведенных методом совета дела. Классическое — Малые Олимпийские игры (первый фильм об «Орленке» — о них), описание сделано, кажется, Кларой Лекмановой. В первые годы не принято было называть автора, все скромничали, но теперь история оказывается размытой. Довольно часто приходилось проводить своеобразную ревизию содержания. Люди постоянно меняются, вносят свое творчество в жизнь лагеря, но работники методического кабинета считали себя ответственными за то, что увозят ребята из «Орленка», какой творческий багаж они приобрели.

Коллективный анализ дня

Еще одна бесценная находка коммунаров И.П. Иванова, ставшая традицией «Орленка», — коллективный анализ дня, оценка проведенного дела, коллективная оценка деятельности каждого. Это поистине очищение, воспитание личности. Разговор ведется по трем вопросам: «Что было хорошо? Что было плохо? Что предлагаете на будущее?».

Первый вопрос — «Что было хорошо или что понравилось и почему?» — помогает каждому члену отряда осознать действительные успехи всего отряда и отдельных его членов, создает настрой уверенности в силах и возможностях коллектива, настраивает на откровенный разговор о недостатках, ошибках, об уроках на будущее — «давайте так делать дальше», возбуждает чувство гордости за свой коллектив. Важно в любом деле найти хорошее. Без обсуждения первого вопроса возникает впечатление сплошных недостатков и ошибок, а это подрывает у ребят уверенность в своих возможностях, способностях.

Второй вопрос — «Что не понравилось или что было плохо и почему?» — снимает настроение благодушия и успокоенности, зазнайства, нередко рожденного успехом проведенного дела, настраивает на деловой тон, помогает определить слабые места в жизни коллектива. Планирование на будущее вытекает из анализа. Без второго вопроса легко воцаряется обстановка взаимного восхваления и теряется возможность учиться на собственных ошибках.

Третий вопрос — «Что предлагаете на будущее? Как это можно провести в школе?» — необходим для извлечения нужных уроков и углубления следующего этапа коллективного планирования. Одновременно это и учеба пионерского и комсомольского актива. Без третьего вопроса, который как бы синтезирует, объединяет две первых линии, обсуждение лишается направленности на будущее. Ребята должны знать, зачем им это надо делать и как лучше сделать.

Такой анализ дела стал традицией в вожатских отрядах, методкабинете, во всех воспитательских службах лагеря.

Оформление организационного периода смены

Постепенно отрабатывались основные периоды лагерной смены. Первым оформился организационный период. Надо было в короткий срок решить массу задач: формирование отряда, режимные моменты, медицинский осмотр и т.д. Каждое дело оргпериода было обосновано, логично вписывалось в план смены и помогало вожатому увидеть ребят в деле, сдружить их, не дать скучать. Вожатых постоянно стимулировали к наблюдению за сменой настроения в отряде. Этими микроисследованиями увлекались многие вожатые, а для кого-то это стало началом исследовательской работы. У вожатого в запасе был набор методик так называемых «малых форм» (концерт-молния, эстафета-ромашка и т.д.). Для их проведения не требовалось большой подготовки, а давали они умным и внимательным вожатым много.

К началу занятий школы вожатых в 1967 году нужно было отработать всю систему ритуалов, терминологию, соответствие названий и смысла. Было ясно, что решение проблемы вожатских кадров возможно только через школу вожатых. Много было объективных и субъективных препятствий на пути к ней. Всю зиму 1966 года, весну 1967 года готовились к школе вожатых в методкабинете (он располагался в двух комнатах лагеря «Стремительный»), почти ежедневно собирались начальники лагерей, старшие вожатые, методисты. Обсуждали каждую деталь. Долго не могли найти объяснение «огоньку» — проводить ли его каждый день. Менять актив решили через три дня. С увеличением профильности смен и лагерей времени на отрядную работу становилось все меньше, и решено было смену актива проводить через 10 дней. Непременно надо было сохранить «огонек», и сбор отряда должен быть. Бывало так: пробегают «мыслители» наши, заглянут в окно (на двери времени нет) и сообщат очередную новую мысль. Так общими стараниями и нашли определение: «Огонек — вечерний сбор отряда у костра».

Наконец, разработали программу школы вожатых, отработали ритуалы лагеря и содержание основных периодов смены. Поехали утверждать в ЦК. С трудом, со слезами, но все доказали. И вот первая школа вожатых — великий праздник для всех и экзамен. Радовались каждому приехавшему. Казалось, что они лучшие, хотелось, чтобы сразу же все влюбились в «Орленок».

Руководить отрядами школы вожатых направили самых опытных с «изюминкой» вожатых: Володю Бугаева, Юру Шахметова, Юру Сотникова, Мехти Бедерханова, Гену Попова, Леру Пименову (они были начальниками и старшими вожатыми). Отряды решили сформировать сразу по лагерям, чтобы с первого дня ребята знали, где будут работать. Особенностью было то, что не признавали второстепенных деталей. Каждую обговаривали, через жаркие споры проходили все мелочи.

Устарела ли методика «Орленка»?

Когда слышатся сегодня разговоры о том, что методика «Орленка» устарела, дети другие, с ними невозможно так работать, становится смешно и грустно: сколько раз уже это повторялось. Дети всегда другие, да и время меняется, это естественно. Многие лозунги, песни, идеи устарели. Но разве может устареть понятие Родины, Родной Земли, Красоты, Любви, Радости, Жизни на земле? Разве может устареть детство? Это мы стареем и случайно или умышленно забываем, что надо думать о том, как в новых условиях научить детей любить Родину. Многое потеряет «Орленок», если, поддавшись разрушительной силе времени, отбросит ритуалы. Это очень тонкий инструмент, умело и вдумчиво им нужно пользоваться, не разрушать, а, быстро реагируя на меняющееся время, направлять, перерабатывать. Это забота методкабинета, методсовета. Необходимость такой работы периодически появляется. Тут не может быть вседозволенности, при любой демократии должен быть порядок, чувство меры и четкая идея: что хотим воспитать? Кто забывает — надо поправлять, учить. Вот и вся премудрость.

«Орленок» называют «школой жизни». Не слишком ли громко? Нет, бывает, что и одна встреча с человеком переворачивает жизнь, а 30 дней в атмосфере добра, внимания, заботы, творчества, да в окружении сказочной природы — это редко кого оставляет равнодушным.

Сохранить доброту отношений трудно: жизнь осложнилась, и ожесточение, обида, злость захватывают людей. Тяжело устоять в этом грязном потоке. Но потому «Орленок» и стал «Орленком», что родился и выстоял в другие, но тоже трудные времена. Много было бурь, но «Орленок» жив. Просто с людьми надо работать, а как это делать, учит вся история «Орленка» и орлятская педагогика.

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности

Источник

Что такое орленок в школе

Чтобы подать заявку на проект сначала вам необходимо ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на сайте.

Программа развития социальной активности учащихся начальных классов «Орлята России» разработана с целью удовлетворения потребностей младших школьников в социальной активности, поддержания и развития интереса к учебным и внеурочным видам деятельности, обеспечивая преемственность с Российским движением школьников.

Срок: 27 сентября 2021 года – 31 мая 2022 года;

Кто может участвовать:

– педагоги/специалисты в области воспитания;

– школьники в возрасте от 6-ти лет;

– родители/законные представители учащихся;

Что сделать, чтобы принять участие?

зарегистрироваться на сайте РДШ.РФ;

– заполнить и загрузить в личный кабинет согласие на обработку персональных данных;

– подать заявку в разделе «Проекты»;

– выполнить задания после одобрения заявки на проект и загрузить свои результаты;

*Заявку подают исключительно педагоги/классные руководители.

Какие треки вас ждут (направления, по которым педагоги будут проводить занятия)?

Удачи и новых свершений!

Чтобы подать заявку на проект сначала вам необходимо ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на сайте, предварительно скачав и распечатав СОГЛАСИЕ на обработку персональных данных.

В данной папке Вы сможете найти методические материалы первого вводного занятий «Орлятский урок».

В данной папке Вы сможете найти методические материалы по программе развития социальной активности учащихся начальных классов «Орлята России».

В данной папке Вы сможете найти методические материалы по программе развития социальной активности учащихся начальных классов «Орлята России».

Источник

Всероссийский детский центр «Орлёнок»

Запускаем новый проект!

Для эффективной реализации проекта «Орлята России» разработана дополнительная профессиональная программа повышения квалификации учителей начальных классов.

Курс обучения будет реализован во Всероссийском детском центре «Орлёнок».

Сроки проведения: 13-24 декабря 2021 года.

Формат: дистанционный.

Участники программы: учителя начальных классов и советники директоров школ по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в количестве не более 230 человек, не принимавшие участие в очном формате обучения по программе «Орлята России».

Для регистрации на обучение необходимо:

Всё о программе

Для учителей начальных классов общеобразовательных организаций и советников директоров школ по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями Российской Федерации.

К освоению программы допускаются педагоги, имеющие среднее профессиональное образование и (или) высшее образование, а также лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Чтобы усовершенствовать свои профессиональные компетенции по организации совместной деятельности детей и взрослых, направленной на развитие социальной активности обучающихся начальной школы.

В ходе программы слушатели освоят методику коллективной творческой деятельности, на практике изучат треки проекта «Орлята России» и проведут аналитическую работу, которая поможет им внедрить полученные знания в свою профессиональную деятельность.

Программа построена на основе методических материалов «Развитие социальной активности младших школьников «Орлята России» (Центр дополнительного образования (Корпоративный университет) Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»), а также на деятельности РДШ и кейсе многолетних наработок педагогического коллектива «Орлёнка».

Курс опирается на методику коллективного творческого воспитания и имеет практико-ориентированную направленность. Характерная особенность программы — интеграция практического опыта «Орлёнка» и РДШ: традиций коллективной творческой деятельности и форм, способов, приёмов работы с учениками современной начальной школы.

Высококвалифицированные и опытные сотрудники структурных подразделений Всероссийского детского центра «Орлёнок»: начальники детских лагерей и их заместители, учителя, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования, методисты, педагоги-психологи, инструкторы по физической культуре, инструкторы-методисты. В преподавательский состав также входят специалисты Центра дополнительного образования (Корпоративный университет) РДШ, преподаватели кафедры.

Среди специалистов курса доктора педагогических наук, кандидаты педагогических наук, педагоги-психологи высшей квалификационной категории, педагоги высшей квалификационной категории и педагоги первой квалификационной категории.

Дистанционная, без отрыва от выполнения трудовых обязанностей по месту работы.

Педагоги будут принимать участие в проблемных лекциях-вебинарах. Самостоятельная работа – просмотр видеоматериалов: фильм об «Орлёнке», виртуальная экскурсия по «Орлёнку», видеоролик о ДПППК, видеомастер-классы, видеоинструкции, самостоятельное знакомство с видеоматериалами программы, изучение литературы по теме.

Также учителей ждут деловые и организационные игры, консультации, видеоэкскурсии.

В ходе программы слушатели пройдут тестирование по общему содержательному блоку и каждому треку программы.

По окончании обучения слушатели, успешно освоившие дополнительную профессиональную программу и прошедшие итоговую аттестацию, получат удостоверение о повышении квалификации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *