Что такое орнамент для детей
Проект в старшей группе «Знакомство с орнаментом»
Наталья Кежова
Проект в старшей группе «Знакомство с орнаментом»
Проект в старшей группе на тему: «Знакомство с орнамен том»
Содержание
2. Актуальность проекта
3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты
4. Аннотация проекта
5. Этапы реализации проекта программы
6. План мероприятий
Введение
«Есть два способа видеть – «просто смотреть» и «смотреть со вниманием, проникая в суть предмета». Второе –это и есть визуальное мышление»
Из кн. М. Миркес «Малыши и культура»
Орнаменты, как вид древнейшего искусства, выстроены по определенным правилам и законам, постигая и чувствуя которые ребенок прикасается к истокам разных культур, находя общее и замечая разницу, потому что в орнаментах заключаются базовые моменты жизни любого народа.
Развивающая и обучающая привлекательность орнаментального материала состоит в том, что с его помощью, можно формировать все уровни визуального мышления (т. е. умения видеть/думать глазами, образами, картинками, «умный глаз»): орнамент выстроен по четким правилам, их важно уметь выявлять и далее по ним действовать; можно задавать собственные правила и выстраивать орнамент по своим законам, проявляя при этом творчество, самостоятельность и ответственность.
Актуальность создания проекта
Мышление – залог успеха любого действия человека, то, что наука определяет, как наше принципиальное отличие от других форм жизни, свойство, которое делает нас людьми.
Визуальное мышление- весомая составляющая синтетического типа мыслительной деятельности, и на сегодняшний день такая способность человека оперировать визуальными, пространственно структурированными схемами активно исследуется. Это связано с тем, что наибольшая часть информации, поступающей человеку в качестве материала для мыслительной деятельности, поступает к нам именно зрительным путем и обладает в первую очередь визуальными характеристиками. Актуальность такого изучения растет еще и потому, что сегодня, по мнению современной науки, доминирует аудиовизуальная культура.
Особо актуальным визуальное мышление является и для детей, в особенности тех возрастов, когда наблюдается заинтересованность ребенка в рисовании. А потому период детства- время эффективного развития навыков визуального мышления, время, когда эта способность имеет возможность выйти на очень высокий уровень. А потому создание дополнительных условий для такого развития, расширение границ возможностей поможет достижению наибольшей эффективности в росте такой способности ребенка. Под созданием условий можно понимать, как частое посещение выставок, просмотр альбомов работ признанных художников, так и отведение большой доли свободного времени на свободное рисование, и участие в специализированных образовательных проектах, направленных на тренировку навыков мышления при помощи зрительных образов.
Орнамент – один из целого ряда явлений, вариантов материала, который может способствовать становлению и развитию визуального мышления индивида.
Именно поэтому актуальной становится разработка проекта «Знакомство с орнаментом»
Воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны личности, обладающие высоким уровнем владения технологией визуально мыслить, а значит, понимать визуальные тексты, рождать емкие и богатые содержанием наглядные образы.
Цели, задачи, ожидаемые результаты
Цель: создание благоприятных условий для становления визуального мышления дошкольников через ознакомление с орнаментом как видом древнейшего искусства
— познакомить детей с древнейшим искусством – орнаментом, его структурой, симметриями
— учить видеть закономерность построения орнаментального мотива, его присутствие не только в визуальном ряду, но и в звуковом, в движении
— формировать «визуальное мышление», т. е. умение видеть/думать глазами, образами, картинками
— формировать умение действовать по заданному правилу и задавать правило самостоятельно
— развивать творческое мышление, самостоятельность, ответственность
Ожидаемые результаты детей:
— умение сравнивать и устанавливать сходства и отличия в визуальных объектах;
— умение отражать пространственное изображение предметов или частей предметов в орнаменте на сетке/схеме;
— умение выделять похожие признаки/правила и задавать свои;
— умение осуществлять пространственный анализ и синтез;
-способность обсуждать точку зрения другого человека, находить аргументы в пользу своего мнения;
— овладение универсальными предпосылками учебной деятельности- умением работать по правилу и по образцу, слушать взрослого, выполнять инструкции, задавать вопросы, обращаться за помощью и т. д. ;
-мотивация к исследованию мира и изучению культурных феноменов
Аннотация
В основу данного проекта положены следующие идеи:
1. Концепция визуального мышления В. И. Жуковского и Д. В. Пивоварова
2. Образовательная программа для дошкольников по развитию визуального мышления «Орнаменты» (авторы- Мария Миркес, Наталья Пименова, Татьяна Костенко)
В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы ее построения:
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования
Этапы реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на учебный год
1. Подготовительно-проектировочный этап (сентябрь)
Цель: изучить литературу по теме проекта, изготовить практический материал для проведения дидактических игр и мастерских
2. Практический этап (октябрь – май)
Цель: познакомить детей с презентацией на тему: «Орнаменты»; организовать практическую работу с детьми по теме проекта в форме мастерских «Аппликация», «Симметрия», «Дорисуй и раскрась», Фестиваль звуковых орнаментов
Цель: побудить родителей принять участие в проектной деятельности группы (семейные проекты «Орнамент и дизайн», «Архаические корни орнамента»);
презентация группового проекта
План мероприятий
1. Изучение методической литературы по теме проекта; изготовление дидактического материала для работы с детьми (сентябрь)
1. Знакомство детей с орнаментом как видом древнейшего искусства (презентация) (октябрь)
2. Мастерская «Аппликация» (ноябрь)
3. Мастерская «Симметрия» (декабрь)
4. Фестиваль звуковых орнаментов (январь)
5. Мастерская «Дорисуй и раскрась» (февраль)
1. Семейные проекты: «Орнаменты и дизайн», «Архаические корни орнаментов»
2. Презентация группового проекта
Выводы:
Данная образовательная программа легла в основу группового проекта «Орнаменты».
Дети научились сравнивать и устанавливать сходства и отличия в визуальных объектах; отражать пространственное изображение предметов или частей предметов в орнаменте на сетке/схеме.
Дошкольники упражнялись в выделении похожих признаков/правил и учились задавать свои; развивали способность обсуждать точку зрения другого человека, находить аргументы в пользу своего мнения.
В то же время в процессе реализации группового проекта идет овладение универсальными предпосылками учебной деятельности- умением работать по правилу и по образцу, слушать взрослого, выполнять инструкции, задавать вопросы, обращаться за помощью и т. д. ;
Немаловажным результатом является создание у детей мотивации к исследованию мира и изучению культурных феноменов
В целом проект «Орнаменты», с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только овладеть новыми знаниями, но и даст толчок для развития творческих способностей детей.
1. «Малыши и культура: первые открытия в детском саду, начальной школе и дома» под редакцией Марии Миркес, М. : 2016, раздел «Орнаменты»
Прикреплённые файлы:
Беседа «Знакомство с элементами казачьей одежды и орнаментом в казачьих костюмах» старшая группа Цель: Продолжать знакомить детей с укладом жизни казаков, расширять представления о казачестве, культуре, традициях этого народа, расширять.
Художественно-познавательный проект в старшей группе детей с ООП «Знакомство с культурой, традициями и искусством Японии» Художественно-познавательный проект в старшей группе (5- 6 лет) детей с ООП Проектная идея: Провести цикл мероприятий по художественно-эстетической.
Конспект НОД по рисованию «Знакомство с городецкой росписью» в старшей группе Цель: Познакомить с характерными особенностями городецкой росписи. Формировать представление об элементах городецкого узора. Воспитать.
Конспект НОД в старшей группе «Знакомство с трудом повара» Цель: Формировать представления о профессии повара, закреплять знания о его профессиональных трудовых действиях, результатах и пользе труда.
Конспект НОД в старшей группе «Знакомство со звуком [У] и буквой У» Конспект НОД в старшей группе «Знакомство со звуком [у] и буквой У» «Знакомство со звуком «У» и буквой «У» Программное содержание: 1.
Конспект занятия по ФЭМП «Знакомство с цифрами 1 и 2» в старшей группе Программное содержание: Закреплять представление о том, что результат не зависит от величины предметов и расстояния между ними (счет в.
Знакомство с коми орнаментом «Шонди» (Солнце) Одной из основных частей народного творчества коми в конце 19 – начале 20 веков был орнамент. Самое широкое воплощение орнамент нашел в.
Беседа на тему: «Орнамент»
Муниципальное бюджетное учреждение
Первомайского района города Ростова-на-Дону
Дом детского творчества
педагог дополнительного образования
Щукина Лилия Витальевна
Орнамент (лат. ornemantum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела.
Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы.
История возникновения:
Происхождение орнамента доподлинно неизвестно. В нём запечатлено эстетическое осмысление деятельности человека, творчески преобразующей, упорядочивающей природу или религиозного содержания. В орнаменте, особенно в народном творчестве, где он имеет самое широкое распространение, запечатлелось фольклорно-поэтическое отношение к миру. Со временем мотивы утрачивали свой первоначальный смысл, сохраняя декоративную и архитектоническую выразительность. Важное значение в дальнейшем развитии орнамента имели эстетические общественные потребности: ритмическая правильность обобщённых мотивов была одним из ранних способов художественного освоения мира, помогающим осмыслить упорядоченность и стройность действительности.
Возникновение орнамента уходит своими корнями в глубь веков, и впервые его следы запечатлены в эпоху палеолита. В культуре неолита орнамент достиг уже большого разнообразия форм и стал доминировать. Со временем орнамент теряет своё господствующее положение и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную упорядочивающую и украшающую роль в системе пластического творчества. Каждая эпоха, стиль, последовательно выявившаяся национальная культура вырабатывали свою систему; поэтому орнамент является надёжным признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране.
Виды орнамента
К числу формальных особенностей орнамента относится декоративная стилизация, плоскостность, органическая связь с несущей орнамент поверхностью, которую он всегда организует, нередко выявляя при этом конструктивную логику предмета.
Не всякий узор можно считать орнаментом. Так, узорная ткань с бесконечно повторяющимся раппортом, не является орнаментальной.
По используемым в орнаменте мотивам его делят на:
Консультация по изобразительному искусству «Орнамент и его виды»
Елена Подольская
Консультация по изобразительному искусству «Орнамент и его виды»
1. Орнамент. Понятие декора. Типы и виды узоров, правила стилизации. Типы композиций узоров.
1. Орнамент (лат. ornemantum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов.
Орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость. В те времена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Стремление украсить свое жилище свойственно человеку любой эпохи. И все-таки в древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил. По-видимому, самый первый орнамент украсил сосуд, вылепленный из глины, когда до изобретения гончарного круга было еще далеко. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на горловине пальцем примерно на равном расстоянии друг от друга. естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее (радовали глаз) и, главное, «защищали» от проникновения через горловину злых духов.
Тоже самое относится и к украшению одежды. Магические знаки на ней оберегали тело человека от злых сил. Поэтому не удивительно, что узоры-заклинания располагали на вороте, рукавах, подоле. Возникновение орнамента уходит своими корнями в глубь веков и, впервые, его следы запечатлены в эпоху палеолита (15—10 тыс. лет до н. э.).
В культуре неолита орнамент достиг уже большого разнообразия форм и стал доминировать. Со временем орнамент теряет своё господствующее положение и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную упорядочивающую и украшающую роль в системе пластического творчества.
Каждая эпоха, стиль, последовательно выявившаяся национальная культура вырабатывали свою систему; поэтому орнамент является надёжным признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране. Цель орнамента определилась — украшать. Особенного развития достигает орнамент там,где преобладают условные формы отображения действительности: на Древнем Востоке, в доколумбовой Америке, в азиатских культурах древности и средних веков, в европейском средневековье. В народном творчестве, с древнейших времён, складываются устойчивые принципы и формы орнамента, во многом определяющие национальные художественные традиции. Например, в Индии сохранилось древнее искусство ранголи (альпона)— орнаментальный рисунок.
Орнаменты и узоры.
Повторяющиеся точки и линии, возможно, были первыми изображениями, созданными руками человека. С тех пор прошли тысячелетия, но повторяющиеся рисунки до сих пор украшают нашу одежду, посуду и стены домов. Что же такое орнамент? Как он изменился с течением времен, и как старинные орнаменты и узоры можно использовать в интерьере современного дома? Постараемся рассмотреть наиболее востребованные узоры и орнаменты, возникшие в далекой древности, и до сих пор не утратившие ни актуальности, ни своей завораживающей красоты.
Любой орнамент по своей сути представляет набор последовательно повторяющихся отдельных элементов или их группы. Раппорт орнамента — и есть это ритмическое повторение одного или нескольких этих элементов. Орнамент не просто украшает плоскость, на которую нанесен, он задает ей определенный ритм, придавая завершенность композиции, и активно влияет на наше восприятие поверхности. Узор без труда может заставить плоскость казаться ближе или дальше, выше или ниже, зрительно изогнуть ее или завернуть в спираль. В древние времена узоры на одежде и предметах обихода были своеобразным языком, позволяющим определить род, семейное и общественное положение, профессию хозяина, либо выступали в качестве талисманов и оберегов от злых духов. Сейчас они, как правило, не несут особой смысловой нагрузки, хотя зачастую имеют свою богатую историю, о которой мы и не подозреваем.
Все бесконечное многообразие придуманных человеком орнаментовлегко разделить на 3 основные группы:
• геометрические орнаменты
• растительные орнаменты (фитоморфные, представляющие собой различные стилизованные изображения растений
Классифицируют орнамент, в основном по его происхождению, назначению и содержанию. Воспользовавшись такой классификацией, орнамент можно разделить на следующие виды.
Технический орнамент. Возникновение форм данного орнамента произошло, благодаря трудовой деятельностью человека. Например, поверхности предметов из глины, изготовленных на гончарном круге, рисунок простейших клеток ткани при выработке ее па первобытном ткацком станке, спиралевидные витки, получаемые при плетении веревок, и т. п.
Символический орнамент. Формированию символического орнамента способствовала единство природы символических изображений произведений орнаментального искусства. Образы этого вида орнамента, в основном, представляют собой символы или систему символов. Символистический орнамент появился в Древнем Египте и других странах Востока.
Геометрический орнамент. Этот орнамент возник путем совмещения технического и символического орнаментов. Благодаря такому слиянию двух орнаментов получились более сложные варианты изображений, лишенные сюжетного значения. Отказ от сюжета позволил сделать акцент на чередовании отдельных природных мотивов. Постепенное развитие основных геометрических форм привело к тем формам, которыми пользуется современное искусство и которые отличаются особым разнообразием и изяществом в произведениях арабо-мавританского и готического декоративного искусства.
Растительный орнамент. Является самым распространенным орнаментом, после геометрического. Для него характерны свои мотивы, которые могут различаться в разных странах, в разные времена. Растительный орнаментиспользует разнообразные части растений: листья, цветы, плоды, взятые вместе или по отдельности. Это художественная переработка различных форм растительного мира, где первоначальные формы, масштабы, цвет изменяются, усиливаются все типические особенности растения. Часто эти изменения настолько значительны, что первоначальная форма становится неузнаваемой.К наиболее распространенным растительным формам с относятся: акант, лотос, папирус, пальмы хмель, лавр, виноградная лоза, плющ.
Животный орнамент. Основан на изображениях птиц и зверей, как близких к реалистическим, так и условных. В последнем случае орнамент несколько приближается к фантастическому.
Предметный, или вещный, орнамент. Возник в античном Риме и широко использовался во все последующие эпохи. Содержание предметного орнамента составляют изображения военной геральдики, предметов быта, атрибутов музыкального и театрального искусства.
Мастер-класс по изобразительному искусству «Весенняя капель» Мастер-класс по изобразительному искусству. «ВЕСЕННЯЯ КАПЕЛЬ» Автор:Педагог дополнительного образования Турлюн Анастасия Николаевна. Весной.
Мастер-класс по изобразительному искусству. Натюрморт «Блины к Масленнице» Мастер-класс по изобразительному искусству. Натюрморт «Блины к Масленнице»![/b] Автор: Турлюн Анастасия Николаевна.. Цель:Формирование.
Мастер-класс по изобразительному искусству «Птичка-невеличка» Мастер-класс по изобразительному искусству. Рисунок : «Птичка-Невеличка» Подготовила педагог дополнительного образования МБУ ДО «ЦРТДиЮ».
Методы и приемы обучения изобразительному искусству в детском саду «Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду» Наглядные методы и приемы обучения К наглядным методам и приемам обучения.
План работы кружка по изобразительному искусству в средней группе Воспитатель: Киселевич Нина Анатольевна. План работы кружка «Волшебные краски» для детей средней группы (4-5 лет). Данный материал полезен.
Конспект занятия по изобразительному искусству «Осторожно: лёд» ТЕМА: Аппликация из комочков «Осторожно лёд!» Цель занятия: Научиться делать аппликацию с использованием цветных салфеток, путем скатывания.
Рабочая программа по «Изобразительному искусству» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» ДЛЯ 2 КЛАССА Составитель: Нестерук Ирина Васильевна учитель начальных.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка…. 3 2. Роль учебного предмета в достижении результатов освоения основной образовательной.
Рабочая программа по изобразительному искусству в 4 классе к УМК «Гармония» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по «Изобразительному искусству» составлена на основе федерального государственного образовательного.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА занятия «Ознакомление с различными видами орнамента
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей «Заречье»
занятия «Ознакомление с различными видами орнамента»
объединения «Вдохновение» «Клубов по месту жительства»
для учащихся от 7 до 11 лет 2-го года обучения
Педагог дополнительного образования
Замалиева Фарида Наилевна
Методическая разработка предназначена для проведения занятия «Ознакомление с различными видами орнамента» для педагогов дополнительного образования, обучающих детей младшего школьного возраста от 7 до 11 лет.
Данная методическая разработка способствует формированию у детей эмоциональной отзывчивости на красоту народных промыслов; воображения, чувства цвета, симметрии; умения сравнивать, классифицировать предметы по заданным критериям.
Разработка содержит цели, задачи, конспект занятия, презентацию «Орнамент».
1.Тема, цели, задачи занятия 5
2.План, ход занятия 5
Искусство орнамента очень древнее. Возникло оно в эпоху палеолита. Орнаментальные изображения доставляют эстетическое наслаждение, оказывающее сильное воздействие на человека, вызывают цепочки ассоциаций, позволяющие понимать и ценить произведение. Для орнамента характерны перевод реальных форм и предметов в условные орнаментальные изображения, высокая степень декоративного обобщения, отсутствие воздушной перспективы (плоское изображение). Произведением же искусствам является сам, украшенный орнаментом предмет.
Тема: Ознакомление с различными видами орнамента.
Цель : Формирование познавательного интереса к народной культуре, посредством изучения видов орнамента.
— научить различать элементы орнамента, их форму;
— развивать чувства формы;
— воспитывать любовь к народному творчеству, трудолюбие.
Оборудование для педагога:
Презентация «Орнамент», смайлики для рефлексации: улыбающийся, без улыбки, грустный по 15 шт.
Оборудование для учащихся:
Лист бумаги, гуашь, кисти, фломастеры, простой карандаш, ластик, линейка.
2. Сообщение темы, цели и задач занятия.
3. Новый материал. Презентация «Орнамент».
4. Разминка (концентрация внимания).
5. Практическая работа.
Друзья мои, я очень рада
Входить в приветливый наш класс,
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз,
Я знаю, каждый в классе, гений,
Но без труда талант не впрок.
Возьмем же в руки кисти, краски
И вместе сочиним урок!
Ребята, давайте возьмем друг друга за руки, почувствуем тепло ладошек соседа, улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошей работы.
Сообщение темы, цели и задач занятия.
Наше сегодняшнее занятие будет посвящено очень интересному и необычному миру орнамента. Слово “орнамент” в переводе с латинского (ornamentum) означает “украшение”.
Как вы думаете, для чего нам нужно уметь рисовать орнамент? (ответы детей). Правильно, для того, чтобы научиться украшать наш быт, создавать эскизы, по которым будут изготавливать красивые вещи и предметы.
3. Новый материал. Презентация «Орнамент».
Орнамент занимает важное место в изобразительной деятельности. Он используется для оформления практически всего, что создано человеком, будь то предметы быта или архитектурные сооружения.
Современная мировая культура является обладательницей огромного наследия-коллекции замысловатых узоров разных народов и эпох.
В зависимости от характера элементов различают следующие виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный.
Геометрический орнамент состоит из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), и фигур (кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др).
Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток.
Зооморфный орнамент включает стилизованные изображения реальных и/или фантастических животных (иногда подобный орнамент называют «звериным» стилем).
Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.
Не всякий узор можно считать орнаментом. Узор, свободно заполняющий плоскость, таковым не является. Для орнамента важен определенный ритм повторяющихся элементов. Орнамент имеет три разновидности:
1. Ленточный орнамент – выполняется в полосе (это фриз, бордюр, кайма, орнаментальные ленты и т. д.)
2. Замкнутый орнамент – выполняется в круге, квадрате, ромбе, треугольнике.
3. Сетчатый орнамент (раппорт) заполняет поверхность сплошным узором. Композиция строится при помощи сетки, состоящей из системы разнообразных узлов. (скатерти, покрывала, оформление пола, потолка, стен – обои и т. д.).
К омбинированный орнамент.
4. Разминка (концентрация внимания).
Игра «Что изменилось?».
Игра проводится так. Мелкие предметы (ластик, карандаш, блокнот, спичка и т. п. в количестве 10-15 штук) раскладывают на столе и накрывают газетой. Кто первый желает проверить свою наблюдательность, пожалуйста, просим к столу! Ему предлагают в течение 30 секунд (считают до 30) ознакомиться с расположением предметов; потом он должен повернуться спиной к столу, а в это время три или четыре предмета перекладывают на другие места. Снова 30 секунд дается на осмотр предметов, после чего опять накрывают их газетным листом. Теперь спросим играющего: что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены?
Из неё обедать буду,
Из глубокой или мелкой.
И такая вот посуда
Занятие у нас сегодня необычное. Мы не будем рисовать в альбомах и тетрадях. Распишем нашу тарелочку, чтобы она была красивой.
.
Теперь вы самостоятельно выполните один из мотивов и видов орнамента. При построении орнамента важно учитывать не только ритм, но и симметрию, т. е. следить, чтобы расстояние между элементами было одинаковым. Можно пользоваться линейкой при проведении прямых линий.
Хочу вам напомнить о технике безопасности. Вы будете работать с острыми предметами – карандашами. Чтобы не пораниться, ваши инструменты должны лежать с краю, чтобы удобно было взять и положить на место.
Анализ работ учащихся. Молодцы, все справились с заданием, нарисовали красивые разнообразные орнаменты. Сейчас ваши работы разместим на доске и проанализируем. (Обращаю внимание ребят на каждую работу, обсуждаем вместе, что удалось, а что не совсем).
Давайте подведем итог. Кто считает, что ему все было понятно, пусть прикрепит к доске улыбающийся смайлик, если кто-то немного затруднялся, то смайлик без улыбки, а кому было трудно, то грустный смайлик.