Что такое орнамент в изобразительном искусстве для детей 2 класс
Консультация по изобразительному искусству «Орнамент и его виды»
Елена Подольская
Консультация по изобразительному искусству «Орнамент и его виды»
1. Орнамент. Понятие декора. Типы и виды узоров, правила стилизации. Типы композиций узоров.
1. Орнамент (лат. ornemantum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов.
Орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость. В те времена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Стремление украсить свое жилище свойственно человеку любой эпохи. И все-таки в древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил. По-видимому, самый первый орнамент украсил сосуд, вылепленный из глины, когда до изобретения гончарного круга было еще далеко. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на горловине пальцем примерно на равном расстоянии друг от друга. естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее (радовали глаз) и, главное, «защищали» от проникновения через горловину злых духов.
Тоже самое относится и к украшению одежды. Магические знаки на ней оберегали тело человека от злых сил. Поэтому не удивительно, что узоры-заклинания располагали на вороте, рукавах, подоле. Возникновение орнамента уходит своими корнями в глубь веков и, впервые, его следы запечатлены в эпоху палеолита (15—10 тыс. лет до н. э.).
В культуре неолита орнамент достиг уже большого разнообразия форм и стал доминировать. Со временем орнамент теряет своё господствующее положение и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную упорядочивающую и украшающую роль в системе пластического творчества.
Каждая эпоха, стиль, последовательно выявившаяся национальная культура вырабатывали свою систему; поэтому орнамент является надёжным признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране. Цель орнамента определилась — украшать. Особенного развития достигает орнамент там,где преобладают условные формы отображения действительности: на Древнем Востоке, в доколумбовой Америке, в азиатских культурах древности и средних веков, в европейском средневековье. В народном творчестве, с древнейших времён, складываются устойчивые принципы и формы орнамента, во многом определяющие национальные художественные традиции. Например, в Индии сохранилось древнее искусство ранголи (альпона)— орнаментальный рисунок.
Орнаменты и узоры.
Повторяющиеся точки и линии, возможно, были первыми изображениями, созданными руками человека. С тех пор прошли тысячелетия, но повторяющиеся рисунки до сих пор украшают нашу одежду, посуду и стены домов. Что же такое орнамент? Как он изменился с течением времен, и как старинные орнаменты и узоры можно использовать в интерьере современного дома? Постараемся рассмотреть наиболее востребованные узоры и орнаменты, возникшие в далекой древности, и до сих пор не утратившие ни актуальности, ни своей завораживающей красоты.
Любой орнамент по своей сути представляет набор последовательно повторяющихся отдельных элементов или их группы. Раппорт орнамента — и есть это ритмическое повторение одного или нескольких этих элементов. Орнамент не просто украшает плоскость, на которую нанесен, он задает ей определенный ритм, придавая завершенность композиции, и активно влияет на наше восприятие поверхности. Узор без труда может заставить плоскость казаться ближе или дальше, выше или ниже, зрительно изогнуть ее или завернуть в спираль. В древние времена узоры на одежде и предметах обихода были своеобразным языком, позволяющим определить род, семейное и общественное положение, профессию хозяина, либо выступали в качестве талисманов и оберегов от злых духов. Сейчас они, как правило, не несут особой смысловой нагрузки, хотя зачастую имеют свою богатую историю, о которой мы и не подозреваем.
Все бесконечное многообразие придуманных человеком орнаментовлегко разделить на 3 основные группы:
• геометрические орнаменты
• растительные орнаменты (фитоморфные, представляющие собой различные стилизованные изображения растений
Классифицируют орнамент, в основном по его происхождению, назначению и содержанию. Воспользовавшись такой классификацией, орнамент можно разделить на следующие виды.
Технический орнамент. Возникновение форм данного орнамента произошло, благодаря трудовой деятельностью человека. Например, поверхности предметов из глины, изготовленных на гончарном круге, рисунок простейших клеток ткани при выработке ее па первобытном ткацком станке, спиралевидные витки, получаемые при плетении веревок, и т. п.
Символический орнамент. Формированию символического орнамента способствовала единство природы символических изображений произведений орнаментального искусства. Образы этого вида орнамента, в основном, представляют собой символы или систему символов. Символистический орнамент появился в Древнем Египте и других странах Востока.
Геометрический орнамент. Этот орнамент возник путем совмещения технического и символического орнаментов. Благодаря такому слиянию двух орнаментов получились более сложные варианты изображений, лишенные сюжетного значения. Отказ от сюжета позволил сделать акцент на чередовании отдельных природных мотивов. Постепенное развитие основных геометрических форм привело к тем формам, которыми пользуется современное искусство и которые отличаются особым разнообразием и изяществом в произведениях арабо-мавританского и готического декоративного искусства.
Растительный орнамент. Является самым распространенным орнаментом, после геометрического. Для него характерны свои мотивы, которые могут различаться в разных странах, в разные времена. Растительный орнаментиспользует разнообразные части растений: листья, цветы, плоды, взятые вместе или по отдельности. Это художественная переработка различных форм растительного мира, где первоначальные формы, масштабы, цвет изменяются, усиливаются все типические особенности растения. Часто эти изменения настолько значительны, что первоначальная форма становится неузнаваемой.К наиболее распространенным растительным формам с относятся: акант, лотос, папирус, пальмы хмель, лавр, виноградная лоза, плющ.
Животный орнамент. Основан на изображениях птиц и зверей, как близких к реалистическим, так и условных. В последнем случае орнамент несколько приближается к фантастическому.
Предметный, или вещный, орнамент. Возник в античном Риме и широко использовался во все последующие эпохи. Содержание предметного орнамента составляют изображения военной геральдики, предметов быта, атрибутов музыкального и театрального искусства.
Мастер-класс по изобразительному искусству «Весенняя капель» Мастер-класс по изобразительному искусству. «ВЕСЕННЯЯ КАПЕЛЬ» Автор:Педагог дополнительного образования Турлюн Анастасия Николаевна. Весной.
Мастер-класс по изобразительному искусству. Натюрморт «Блины к Масленнице» Мастер-класс по изобразительному искусству. Натюрморт «Блины к Масленнице»![/b] Автор: Турлюн Анастасия Николаевна.. Цель:Формирование.
Мастер-класс по изобразительному искусству «Птичка-невеличка» Мастер-класс по изобразительному искусству. Рисунок : «Птичка-Невеличка» Подготовила педагог дополнительного образования МБУ ДО «ЦРТДиЮ».
Методы и приемы обучения изобразительному искусству в детском саду «Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду» Наглядные методы и приемы обучения К наглядным методам и приемам обучения.
План работы кружка по изобразительному искусству в средней группе Воспитатель: Киселевич Нина Анатольевна. План работы кружка «Волшебные краски» для детей средней группы (4-5 лет). Данный материал полезен.
Конспект занятия по изобразительному искусству «Осторожно: лёд» ТЕМА: Аппликация из комочков «Осторожно лёд!» Цель занятия: Научиться делать аппликацию с использованием цветных салфеток, путем скатывания.
Рабочая программа по «Изобразительному искусству» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» ДЛЯ 2 КЛАССА Составитель: Нестерук Ирина Васильевна учитель начальных.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка…. 3 2. Роль учебного предмета в достижении результатов освоения основной образовательной.
Рабочая программа по изобразительному искусству в 4 классе к УМК «Гармония» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по «Изобразительному искусству» составлена на основе федерального государственного образовательного.
Конспект урока 2 класс по изобразительному искусству «Орнамент»
Министерство образования Омской области
бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области
«Омский педагогический колледж № 1»
Технологическая карта урока изобразительного искусства
Выполнила: студентка 26НК группы
Лысенко Ангелина Ивановна
Проверила: Васильева Ольга Егоровна
Оценка за технологическую карту _____
Оценка за урок_____
Технологическая карта урока изобразительного искусства
Тема урока : «Орнамент»
Цель урока : освоение техники примакивания и техники оттиска при написании растительного орнамента в полосе; развитие художественно – творческих способностей, познавательного интереса и практических умений детей через изображение цветочного орнамента в полосе.
Тип урока : Изучение нового материала
— создать условия для развития личностных качеств, таких как: развитие мышления и воображения;
— формирование мотивации, самомотивации изучении предметно-познавательного интереса
— стремятся к развитию памяти, мышления, внимания, конструктивному сотрудничеству со сверстниками и взрослыми
— проявляют самостоятельность, личную ответственность.
— формулируют познавательную цель;
— создают алгоритм деятельности;
— анализируют объекты, сравнивают их, строят логическую цепочку рассуждений, устанавливают причинно-действенные связи;
— формируют учебную задачу;
— прогнозируют свою деятельность;
— контролируют и оценивают собственную деятельность и деятельность партнёра, при необходимости вносят корректировки;
— способны к саморегуляции;
— уметь слушать, слышать и понимать партнёров по речевому высказыванию;
— уважать в общении и сотрудничестве всех участников образовательного процесса;
— при возникновении спорных ситуаций не создавать конфликтов.
— развивать умения и навыки работы с красками
— дать представление и понятие об орнаменте
— выполнять растительный орнамент в полосе; освоить технику примкивания, оттиска; освоить выполнение одинаковых элемнтов; отсупать одинаковое расстояние.
Формы работы : фронтальная, индивидуальная
Ресурсы : наглядная композиция работы, бумага формат Ах4, краски, кисти, фотографические снимки.
Основные этапы организацОсновные этапы организации учебной деятельности. Время
Самоопределение к деятельности
Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
-Проверьте всё ли у вас готово к уроку, если да, то положите руки перед собой.
-Ребята, вы любите красивые вещи?
-Где вы берете эти вещи?
Отвечают на вопросы.
– уметь организовывать свое рабочее место,
– проявлять вежливость по отношению к окружающим,
– воспринимать речь учителя, непосредственно не обращенную к учащемуся;
— выражать положительное отношение к процессу познания.
– самостоятельно организовывать свое рабочее место;
Актуализация знаний, мотивация учащихся.
Актуализация знаний необходимых для построения нового способа действий.
— В древние времена люди сами изготавливали одежду. Также как и мы, они хотели носить красивую одежду. Кто знает, как они ее украшали?
-Верно, эти узоры назывались орнаментом.
— Посмотрите на доску, на фотографическом снимке вы можете видеть фрагмент орнамента на рушниках, рукаве и вороте.
— Что используется в качестве рисунка? (разные изображения).
— Вы правы, в качестве изображений могут быть использованы, квадраты, треугольники, растения, животные и люди.
— По какому принципу располагается узор? (в полосе)
— Этот элемент повторяется в полосе или он разный? (повторяется)
— А расстояние между элементами- рисунками разное или одинаковое? (да)
Участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы учителя.
Дети анализируют и выделяют главные критерии выполнения работы
– приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
– воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.
– выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
– вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
– определять цель учебной деятельности с помощью учителя.
Формулирование темы, цели урока, определение места и причины затруднений.
Освоение нового способа действия.
— Кто может сформулировать тему сегодняшнего урока?
-Верно, тема нашего урока «Орнамент».
-Определим цель урока (выполнить одинаковые элементы, на одинаковом расстоянии, написать растительный орнамент в полосе)
-На что обратить внимание, при написании орнамента? (орнамент выполняем в полосе, изображение расположены на одинаковом расстоянии и они повторяются).
-Какие задачи нужно выполнить? (освоить технику примакивания, оттиска)
-Должны ли мы правильно передать мотив орнамента? (да)
Формулируют тему и цель урока, находят места, где можно допустить ошибку.
приобретение новых учебных знаний и применение на практике
— умение слушать, выражать свои мысли, ставить вопросы, планировать учебное сотрудничество.
умение строить речевое высказывание, структурировать знания, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
саморегуляция, контроль, коррекция.
Открытие детьми новых знаний с поэтапным выполнением
Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению
Сформулируем определение орнамента (орнамент – это узор, основанный на повторе элементов, предназначается для украшений различных предметов)
— Какое изображение можно назвать орнаментом? Выполним растительный орнамент, за элемент возьмем рябиновую ветку.
Работу будем выполнять поэтапно
На первом этапе работы мы займемся изображением листьев. Элементы тяжело выполнить одинаково? (да) Верно, поэтому мы будем использовать прием примакивания. Я на доске, а вы на палитре рисуете, повторяя за мной.
Возьмите кисть и наберите краску, кладем ее на палитру, добавив воды, обмакнув только кончик кисти. Кисть поставили на кончик и плавно прижали вниз – получился вертикальный лист, а если кисть поставить под наклоном, получится лист под наклоном.
Если мы повторим, то получится одинаковые оттиски, что нам и нужно для орнамента.
Возьмите листы, которые я вам раздала, и на них начнем рисунок. Начинаем рисовать ветви, а от них будем рисовать листья. Чтобы нарисовать ветви, нам нужно кончиком кисти Рисуем следующую ветвь в зеркальном отражении, симметрично предыдущей ветви. Обратите внимание, что расстояние между листочками должно быть одинаково, пытаемся сделать такой же угол наклона, сколько листочков с одной стороны, столько же должно быть и с другой, а на вершине ветки один лист.
Теперь нарисуем ягоды. Я на доске, а вы на палитре пробуете вместе со мной. Чтобы ягоды получились одинаковыми, будем использовать прием оттиска. Для этого возьмем ватную палочку, и, не макая ее в воду, окунаем в краску и прижимаем к листу, приглаживая и прокручивая ее. Попробуйте сделать несколько ягод на палитре. Для орнамента нужно изобразить 10 ягод. В центре изобразим 4 ягоды и между ними, на одинаковом расстоянии, слева и справа изобразим еще 3 ягоды.
Дальше рисуем элемент завитка. Набираем кистью краску и дугообразными линиями с закругленным концом рисуем узор над ягодами, вправо и так же зеркально влево.
— Теперь вы попробуете изобразить следующий элемент орнамента самостоятельно. Для этого отступите на расстоянии двух – трех пальцев вправо и повторите в точности так же, как мы сейчас с вами изображали
Составляют план работы. Вместе с учителем начинают рисовать.
1. Умение выстраивать композицию рисунка.
3. Подбирать цветовую гамму.
4. Организовывать творческое пространство.
– выбирать нужную композицию, кратко обосновывать выбор;
– составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием.
– признавать собственные ошибки;
– сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем;
– вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
– оценивать результаты деятельности;
Просмотр и анализ работ.
— Посмотрите, на нашу выставку работ.
— Какие замечательные орнаменты мы изобразили.
— Представьте, если бы мы были на фабрике, какой бы орнамент вы выбрали для украшения своей одежды?
— Определим, какой узор можно назвать орнаментом?
— Удалось ли нам сегодня на уроке написать растительный орнамент в полосе?
— Вспомним, какие характерные черты присущи орнаменту?
— Одинаковы, ли элементы получились? На одинаковом ли расстоянии?
— Какие сложности у вас возникли при выполнении работы?
-Можно ли сказать, что мы научились технике примакивания, оттиска? (да)
— А понравилось ли вам изображать орнамент?
— На этом наш урок окончен, всем спасибо за работу, мне было приятно с вами работать, вы молодцы, до свидания.
Дети анализируют и оценивают свои работы.
— уметь выражать свои мысли;
использовать критерии для обоснования суждений.
— осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано»);
– оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
Презентация по ИЗО для 2 класса по теме «Мир орнамента»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Орнамент ( лат. ornamentum – «украшение») –узор, состоящий из ритмически упорядоченных и повторяющихся элементов.
ВИДЫ ОРНАМЕНТА Геометрический орнамент Элементами этого орнамента могут быть линии, точки, геометрические фигуры (овал, круг, прямоугольник, треугольник, ромб, звезда.
Растительный орнамент Составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток.
Антропоморфный орнамент В качестве мотивов используются мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека
ОРНАМЕНТЫ НАРОДОВ МИРА Африканский орнамент Индийский орнамент
Греческий орнамент Египетский орнамент
Турецкий орнамент Мексиканский орнамент
Русский орнамент Китайский орнамент
Татарский орнамент Армянский орнамент
Орнамент на варежках
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные методы арт-терапии: базовые техники
Курс повышения квалификации
Правополушарная живопись
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Данная презентация знакомит с понятием «орнамент», содержит информацию о видах орнамента: растительном и геометрическом, зооморфном и антропоморфном.
Даёт представление об особенностях орнамента народов мира: русского, китайского, индийского, африканского, мексиканского, египетского, греческого, турецкого.
Номер материала: ДБ-1070108
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Пик использования смартфонов приходится на 16 лет
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Госдуме проверят содержание учебников русского языка как иностранного
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока «Орнамент» ( 2 класс)
Тип занятия: комбинированный
— обобщение ранее изученных знаний об орнаменте.
— научить детей правильно выбирать растительный материал для орнамента;
— совершенствовать приёмы составления ритмического узора в круге;
— развивать зрительную память, ассоциативное мышление, творческое воображение, умение делать выводы, обобщать изученный материал;
— воспитывать чувство бережного отношения к окружающей нас природе ; аккуратность при выполнении творческих работ.
Оборудование и материалы.
Для обучающихся: круг из цветного картона, клей, кисточка,
Педагог: Здравствуйте, ребята! С каким настроением вы сегодня пришли на занятие? Если у вас хорошее настроение, поднимите наверх желтые веселые смайлики, а если у вас настроение не очень хорошее, можете поднять вверх красные грустные смайлики. Давайте улыбнёмся и пожелаем друг другу удачного дня.
1. Закрепление пройденного материала:
— Сегодня мы с вами закрепим понятие «орнамент», так как на прошлых занятиях вы уже знакомились с ним. Что такое орнамент?
( орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов ).
— Н азовите виды орнамента (растительный – из рисунков цветов, плодов, веток, листьев;
животный (зооморфный) – из рисунков животных;
антропоморфный (изображение человека) из человекоподобных фигур;
геометрический – из геометрических)
— Назовите виды орнамента по композиции. ( орнамент в круге, орнамент в квадрате, орнамент в прямоугольнике ).
— Где вы можете увидеть орнамент в повседневной жизни? ( дома, на рекламных вывесках магазинов и т.д.)
— Орнаменты окружают нас везде.
Ребята, как вы думаете, почему посуда чаще всего украшено растительным орнаментом? ( потому что чай – это тоже растение).
— Правильно, чай, который мы привыкли пить, произведено из чайного куста. Посмотрите, как на чайных плантациях идет работа по сбору чая. Женщины очень бережно собирают чайные листья вручную
— Ребята, а с чем вы любите пить чай? ( с конфетами, с вареньем, с медом, с печеньем).
— На печенье тоже есть орнаменты.
— Прекрасные орнаменты часто украшают торты и другие кондитерские изделия. Давайте поиграем в игру «Найди орнамент». Посмотрите ребята, в нашем кабинете есть предметы, украшенные орнаментом? ( книга, украшенная орнаментом).
— Еще какие предметы, украшенные орнаментом, есть в нашем кабинете?
— Правильно, если осмотреться, то многое вокруг содержит орнаменты! Одежда, посуда, игрушки. Как вы думаете, почему люди чаще всего использовали растительный орнамент? ( потому что природа очень красива, люди пытались сохранить эту красоту в орнаментах).
— Н аша природа очень красива, она вдохновляет художников, мастеров на создание прекрасных орнаментов. Чтобы наша природа и в дальнейшем вдохновляла людей, нужно относиться к ней бережно!
5. Вопросы на уточнение
— На листе вырезали круг, используя линейку, разделили круг на несколько равных частей.
— Ребята, как мы можем разделить наш круг на равные части без линейки?
Я беру круг, сгибаю его пополам. Что получилось? Теперь я его сгибаю еще раз, теперь разворачиваю и разглаживаю. Кто нашёл геометрическую фигуру? Какая это фигура? (треугольник).
2. Практическая деятельность
2.1. Алгоритм работы
— Сколько треугольников в нашем круге? (4) Каждый треугольник – это фрагмент орнамента, состоящий из узоров. Попробуйте вы тоже разделить круг на равные части без использования линейки. У всех получилось? Смотрите каждый треугольник – это узор. Из чего он состоит? (из листьев, лепестков, цветов). Какой это вид орнамента по содержанию элементов?
6. Психологическая разгрузка
— Прикройте глаза и представьте вашу будущую творческую работу.
Что у тебя получилось? А у тебя что получилось? Дети высказывают свои представления.
8. Практическая творческая работа детей: а теперь, когда мы с вами повторили этапы работы, ваша задача выполнить повторяющийся узор из растительного материала. Можете приглядываться к работам – образцам (слайд № 10 и готовый образец «Орнамент в круге»), но лучше попробуйте самостоятельно украсить вашу работу. Ваш узор должен отличаться от других, быть необычным и удивительным, чтобы хотелось любоваться им бесконечно. Вам нужно следить, чтобы ваши узоры были выполнены правильно. Это один из показателей, по которым будут оцениваться ваши работы. Поднимите руку, кто понял непростую задачу, стоящую перед вами. Отлично. Прежде чем приступить к основной творческой работе, нам необходимо сделать эскиз.
Педагог: ребята, наше занятие подходит к концу, я бы хотела узнать, какое теперь у вас настроение? Выберите смайлик по настроению, грустный красный или веселый желтый, и украсьте его растительным орнаментом.
Дети украшают свои смайлики, используя листья, лепестки цветов, семена растений (контроль, помощь).
Подведение итогов занятия:
Педагог: сегодня мы повторили и обобщили знания, полученные на предыдущих занятиях, научились выполнять повторяющийся узор в круге. Как должен быть расположен узор в круге?
Дети: симметрично, узоры чередуются, повторяются.
Педагог: назовите виды орнамента по содержанию элементов.
Дети: геометрический, растительный, животный, антропоморфный.
Педагог: назовите виды орнамента по композиции.
Дети: орнамент в круге, в квадрате, в прямоугольнике.
Педагог: определите названия растительного материала, которые были использованы при украшении смайлика.
Дети: листья березы, рябины, ольхи, семена ясени, клена, лепестки роз.
Педагог: для чего предназначен эскиз?
Дети: по эскизам можно красиво оформить тарелки, подносы, блюдца.
Подведение итогов игры:
Педагог: давайте подведем итог нашей игры «Умники и умницы»: посчитайте, у кого больше всего фишек? (определение самого умного и внимательного)
Педагог: у всех работы просто замечательные. Мне сегодня понравилось с вами работать. Спасибо вам за урок.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: Союз, 2012.
Новиков В. С., Губанов И. А. Школьный атлас – определитель высших растений. – М.: «Просвещение», 2000.
Перевертень Г. И. Волшебная флористика. Поделки своими руками. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2012.
Эффельберг Анна. Букеты. Композиция и узоры. Варшава, 2012.