Что такое орнаментальная композиция

ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ

Орнамент со времен своего возникновения и поныне остается одним из основых средст художественного оформления произведений декоротивно-прикладного исусства: изделий из глины, цтекла, дерева и металла, разнообразных текстильных изделий.
Характерная черта всякого орнамента – неразрывная связь с материалом, с общими тенденциями развития искусства на соответствующем отрезке времени. Специфика ее проявляется не только в органической связи рисунка с оформляемым изделием, назначением последнего – она находит свое выражение в композициоммом построении орнамента. Говоря о ппинципах орнаментации тех или иных изделий декоративного искусства, мы прежде всего обращаем внимание на эстетическую сторону рисунка, на особенности его композиционного решения.
Композиция (от лат. слова compositio) – это составление, построение, структура художественного произведения, обусловленные его содержанием, характером и назначением.
Орнаментальная композиция означает составление, построение, структуру узора, пластически завершенную, определяемую образным содержанием, характером и назначением изделия.
Композицию нельзя рассматривать в отрыве от времени, от стиля эпохи. Нужно освоить теоретический и практический опыт прошлых поколений, чтобы понять логику развития художественной формы в соответствии с духом сегодняшнего дня.
Бытует мненине, что композиция – предмет индивидуальный, зависящий от интуиции художника, и не может учебной дисциплиной, как, к примеру, рисунок или живопись. Но при более пристальном рассмотрении этого вопроса оказывается, что как раз живопись имеет меньше точных положений, чем композиция в своих достаточно устойчивых правилах и закономерностях, не которых она зиждется.
Многие считают, что композиция не подлежит научно-методическому обоснованию, несмотря на то, что именно композиция любого вида изобразительного искусства заранее обдумывается. Ряд правил композиции остаются едиными и обязательными для всех видов изобразительного творчества. Это правила симметрии, устанавливающие закон гармонии и пропорций, частей целого; правила статики и динамики (покоя и движения в пластическом решении композиции); правила ритма – закономерного чередования больших и малых форм; и ряд других.
Композиция – это язык художественного произведения.
Образы орнаментального искусства могут передаваться на условном символическом языке или же сами представлять собой символические образы орнаментального искусства, способнуе выразить эмоционально-смысловое и образное содержание.
К выразительным средствам орнаментальной композиции относятся точка, пятно, линия, цвет, фактура. Все они являются в то же время элементами композиции.

ПРАВИЛА И ЗАКОНЫ ОРНАМЕНТАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ

Для орнамента и орнаментальной композиции характерны два состояния: относительный покой и движение. Статика и динамика – первооснова всех закономерностей орнаментального искусства. Главная причина возникновения и проявления специфических противоречий в орнаментальном искусстве заключается в возможности быть рядом этим двум состояниям.
Пропорциональные отношения площадей рисунка и фона, размеров орнаментальных мотивов и их составных частей, линейных характеристик орнаментальных форм и т.п. определяют выразительность композиции.
Вопросы соразмерности величин могут быть решены только двумя способами:
— делением на равные части;
— деленеием на неравные части (целое так относится к большей части, как большая часть к меньшей).
Статические композиции (и оранаментальные мотивы) основываются на принципе симметрии, одинаковости; динамические – на принципе асимметрии, противопоставления.
Положительный результат работы художника-орнаменталиста во многом зависит знания им законов орнаментальной композиции и умелого использования этих законов в своей работе. Вот основные из них.
Закон пропорциональности в орнаментальной композиции заключается в установлении соразмерности частей в отношении целого и одна к другой. Эта соразмерность может быть основана на равенстве или противопоставлении любых характеристик орнаментальных мотивов и элементов.
Пропорциональные отношения всегда играли особо важную роль в архитектуре. Прежде всего надо назвать золотое сечение.
Закон соподчинения – звучание выразительных средств орнаментальной композиции обеспечивается выделением из их числа главных и подчинения им второстепенных.
Закон соподчинения в штучных композициях трансформируется в закон доминанты (господствующей идеи): когда в композиции отчетливо выделяется один или несколько орнаментальных мотивов по размерам, форме, фактуре и цвету.
Закон трехкомпонентности, смысл которого заключается в том, что для убедительного выражения сложного и разнообразного движения орнаментальных мотивов необходимо показать в композиции три фазы этого дживения (три разных размера, три разных интервала, между мотивами) и переодически их повторять.
Число «три» является тем минимальным числом, которое позволяет достаточно четко определить разнообразие какого-либо явления.
Закон контраста – взаимодействие контрастных элементов взаимно усиливает и обостряет их противоположные свойства, а взаимодействие родственных элементов смягчает и нивелирует их качества.
Правило группирования следует из закона контраста. Оно формируется следующим образом: части, подобные размерам, форме, цвету и близкие по расстоянию, имеют тенденцию к зрительному объединению в одно целое.
Закон орнаментального контрапункта – построение орнаментальных мотивов возможно из ряда замкнутых элементов путем соединения их в целостный орнаментальный образ.
Закон простоты – максимальной убедительности и выразительности орнаментального образа следует добиваться минимальными средствами при максимальном определении подробностей.

ВИДЫ РАППОРТНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Среди многообразия орнаментальных композиций встречаются раппортные композиции с открытой структурой, в которых тот или иной орнаментальный мотив (простой или более сложный) периодически повторяется через одинаковуе интервалы в горизонтальном или вертикальном направлениях. Наибольшее распространение раппортнуе рисунки получили при орнаментации тканей, а также в архитектурном декоре и облицовочной поливной керамике.
Раппортом называется минимальная площадь повторяющегося рисунка, включающая мотивы и расстояние до соседнего мотива. Закономерное повторение раппорта по горизонтальным и вертикальным рядам образует раппортную сетку – конструктивную основу рисунка. Такой раппорт получил название сплошного сетчатого, или коврового, раппорта (ковры, ткани, обои и т.п.). В нем мотив вписан в прямоугольную или наклонную сетку, т.е. в прямоугольник или ромб.
Часто встречается необходимость раппортного повторения рисунка не в двух направлениях, а только в одном. Это так называемый ленточный раппорт: мотив закономерно повторяется только в одном направлении, образуя вертикальные или горизонтальные орнаментальные ряды. Например, ткани с каймовым рисунком, всевозможные декоративные обрамления, полосы, фризы, филенки и т.п. Мотив чаще всего вписывается в прямоугольник или ромб; в случае ленточных омрамлений сложных фигур, многоугольных или круглых, мотив может быть вписан в трапецию.
Кроме того, также существует центральный лучевой розетчатый раппорт (розетки, метопы, кессоны и т.п.), в котором мотив вписывается в треугольник, и обратный, или геральдический, раппорт. Последний может входить во все приведенные выше раппорты и создавать самостоятельные законченные мотивы. Он основан на симметрии вертикального отражения, когда мотив изображения симметрично переносится в обратном виде в другую сторону оси симметрии. Мотив может быть вписан в различные геометрические фигуры.
Кроме раппортной, существует и другая разновидность орнаментальной композиции – штучная замкнутая композиция, в которой раппортное повторение через равные интервалы одинаковых мотивов заменяется более сложной ритмической организацией чаще всего неодинаковых элементов, расположенных на разных расстояниях один от дрыгого, например, головные платки, панно, гобелены и т. п.

ФОРМА РАППОРТА

Из выше сказанного следует, что по форме существует несколько разновидностей раппорта. Самая распространенная – это прамоугольная форма. В принципе же раппортом может служить не только прямоугольная, но и любая другая форма, способная без промежутков заполнить декорируемыю поверхность. В связи с разными композиционными задачами соотношение между высотой и шириной раппорта можно менять.
Сушествуют и раппорты сложной формы. Построение таких раппортов облегчает решение некоторых композиционных задач. Например, если в раппорте приходится размещать много мотивов в различных динамических движениях, тогда сложная форма его позволяет обеспечить незаметный переход мотивов на стыках с соседними раппортами. Раппорты сложной формы в промышленноости практически не применяются.

ЛИТЕРАТУРА

Арманд Т. Орнаментация ткани. М.-Л., 1931.

Бартенев И. А., Батажкова В. Н. Очерки истории архитектурных стилей. М., «Изобразительное искусство», 1983.

Василенко В. М. Русское прикладное искусство. Истоки и становление. I век до нашей эры – XIII век нашей эры. М.: «Искусство», 1977.

Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? М.: «Галарт», 1998.

Даркевич В. П. Светское искусство Византии. М.: «Искусство», 1975.

Калмыкова Л. Э. Народная вышивка Тверской земли. Вторая половина XVII – начало XX в. Л.: «Художник РСФСР», 1981.

Козлов В. Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М.: 1981.

Косоурова Т. Орнаментальная графика Жана Берена и ее ее влияние на французское прикладное искусство XVII – нач. XVIII века. //Западноевропейская графика XV-XX вв. Л.: «Искусство», 1985.

Масленицына С. А. Искусство Ирана. Л.: «Аврора», 1975.

Маслик. Русское изразцовое искусство XV-XIX веков. М.: «Изобразительное искусство», 1983.

Моран А. де История декоративно-прикладного искусства. М.: 1982.

Николаева Н. С. Декоративное искусство Японии. М.: «Искусство», 1972.

Николаева Н. С. Япония – Европа. Диалог в искусстве. М.: «Изобразительное искусство», 1996.

Окладников А. П. Утро искусства. Л.: «Искусство», 1967.

Орнамент всех времен и стилей. 100 таблиц с объяснительным текстом Н. Ф. Лоренца. СПб.: Изд. А. Ф. Девриена, 1899.

Полевой В. М. Искусство стран Латинской Америки. М.: «Искусство», 1996.

Постникова-Лосева М. М. Русское ювелирное искусство. М.: «Наука», 1974.

Приемышев Н. Методика элементарного курса рисования с приложением статей об орнаменте. Одесса, 1900.

Ремпель Л. И. Искусство Среднего Востока. М.: «Советский художник», 1978.

Соколова Т. Орнамент – почерк эпохи. Л.: «Аврора», 1972.

Федоров-Давыдов Г. А. Искусство кочевников и Золотой Орды. М.: «Искусство», 1976.

Источник

Что такое орнаментальная композиция

Со времен своего возникновения и до нашего времени орнамент остается важным средством оформления художественных произведений декоративно-прикладного искусства: изделий из дерева и металла, из глины и стекла, разнообразного текстиля.

Что такое орнаментальная композиция. Смотреть фото Что такое орнаментальная композиция. Смотреть картинку Что такое орнаментальная композиция. Картинка про Что такое орнаментальная композиция. Фото Что такое орнаментальная композицияЧто такое орнаментальная композиция. Смотреть фото Что такое орнаментальная композиция. Смотреть картинку Что такое орнаментальная композиция. Картинка про Что такое орнаментальная композиция. Фото Что такое орнаментальная композицияЧто такое орнаментальная композиция. Смотреть фото Что такое орнаментальная композиция. Смотреть картинку Что такое орнаментальная композиция. Картинка про Что такое орнаментальная композиция. Фото Что такое орнаментальная композиция

Художественную сущность орнамента составляет такая система мотивов, изобразительных или отвлеченных, которая не требует от зрителя вхождения в другую пространственную, временную и духовную среду — в мир изображения. Поэтому орнаментальному творчеству присуще явное преобладание так называемых «формальных» «математизированных» принципов ритмической организации над собственно изобразительными, и тенденция к обобщению, декоративной переработке, стилизации натурных мотивов.

Если в станковой композиции обязательны четыре единства- места, времени, действия и масштаба, то в декоративной композиции главными характерными чертами являются множественность места и перспективы;множественность времени и действия, плоскостность, локальность цвета, отсутствие или условность освещения. Существует два основных источника творчества художника-орнаменталиста. Первый — внешний мир природы, мир, существующий вне человеческого сознания. Второй источник — народное творчество.
Конструктивные элементы орнамента (раппорт, мотив)
Среди многообразия орнаментальных композиций чаще всего встречаются раппортные композиции с открытой структурой, в которых тот или иной орнаментальный мотив (простой или более сложный) периодически повторяется через одинаковые интервалы в горизонтальном или вертикальном направлениях. Наибольшее распространение раппортные рисунки получили при орнаментации тканей, а также в архитектурном декоре и облицовочной проливной керамике.

Раппортом называется минимальная площадь повторяющегося рисунка, включающая мотивы и расстояние до соседнего мотива. Закономерное повторение раппорта по горизонтальным и вертикальным рядам образует раппортную сетку — конструктивную основу рисунка. Такой раппорт получил название сплошного сетчатого или коврового раппорта (ковры, ткани, мозаика, обои и т. п.).

Что такое орнаментальная композиция. Смотреть фото Что такое орнаментальная композиция. Смотреть картинку Что такое орнаментальная композиция. Картинка про Что такое орнаментальная композиция. Фото Что такое орнаментальная композиция

В нем мотив вписан в прямоугольную или наклонную сетку, т. е. в прямоугольник или ромб. При соединении разных фигур или при более сложных фигурах, в которые вписаны мотивы, орнамент переходит в арабесковый.

Что такое орнаментальная композиция. Смотреть фото Что такое орнаментальная композиция. Смотреть картинку Что такое орнаментальная композиция. Картинка про Что такое орнаментальная композиция. Фото Что такое орнаментальная композиция

Творческий процесс создания раппортного рисунка начинается с разработки орнаменталь-

ного мотива.
Часто встречается необходимость раппортного повторения рисунка не в двух направлениях, а только в одном. Это так называемый ленточный раппорт: мотив закономерно повторяется только в одном направлении, образуя вертикальные или горизонтальные орнаментальные ряды. Например, ткани с каймовым рисунком, декоративные всевозможные обрамления, полосы, филенки и т. п. Мотивы чаще всего вписываются в прямоугольник или ромб; в случае ленточных обрамлений сложных фигур, многоугольных или круглых, мотив может быть вписан в трапецию.

Что такое орнаментальная композиция. Смотреть фото Что такое орнаментальная композиция. Смотреть картинку Что такое орнаментальная композиция. Картинка про Что такое орнаментальная композиция. Фото Что такое орнаментальная композиция

Кроме того, также существует центральный лучевой розетчатый раппорт (розетки, метопы, кессоны и т. п.), где мотив вписывается в треугольник, и обратный, или геральдический раппорт.

Что такое орнаментальная композиция. Смотреть фото Что такое орнаментальная композиция. Смотреть картинку Что такое орнаментальная композиция. Картинка про Что такое орнаментальная композиция. Фото Что такое орнаментальная композиция

Центрический, или розеточный орнамент,

Кроме раппортной, существует и другая разновидность орнаментальной композиции — штучная замкнутая композиция или монокомпозиция, в которой раппортное повторение через равные интервалы одинаковых мотивов заменяется более сложной ритмической организацией чаще всего одинаковых элементов, расположенных на разных расстояниях один от другого, например, головные платки, панно, гобелены и т. п.

Что такое орнаментальная композиция. Смотреть фото Что такое орнаментальная композиция. Смотреть картинку Что такое орнаментальная композиция. Картинка про Что такое орнаментальная композиция. Фото Что такое орнаментальная композиция Форма раппорта. Из вышесказанного следует, что по форме существует несколько разновидностей раппорта. Самая распространенная — это прямоугольная форма. В принципе же раппортом может служить не только прямоугольная, но и любая другая форма, способная без промежутков заполнить декорируемую поверхность. В связи с разными композиционными задачами соотношение между высотой и шириной раппорта может меняться.
Существуют раппорты и сложной формы. Чтобы построить такой или подобный ему раппорт, надо нарисовать квадрат, а затем у каждой его стороны какую-нибудь кривую, например, дугу. При этом необходимо соблюсти следующее условие: если у правой и верхней сторон такие дуги должны быть вне квадрата, то у левой и нижней — внутри него. В результате получится раппорт в виде криволинейной фигуры, площадь которой равна первоначальной.

Что такое орнаментальная композиция. Смотреть фото Что такое орнаментальная композиция. Смотреть картинку Что такое орнаментальная композиция. Картинка про Что такое орнаментальная композиция. Фото Что такое орнаментальная композиция Мотив — это часть орнамента, главный его элемент. Мотив может представлять собой один элемент (простой мотив) или же состоять из многих элементов, пластически оформленных в единое орнаментальное образование. В сложных композициях раппорт часто содержит несколько орнаментальных мотивов.
Положительный результат работы художника-орнаменталиста во многом зависит от знания им законов построения орнаментальной композиции и умелого использования этих законов в своей работе. Познакомимся с основными из них.

Законы орнаментальной композиции:
1. Закон пропорциональности в орнаментальной композиции заключается в установлении соразмерности частей в отношении целого и одна к другой. Пропорциональные отношения площадей рисунка и фона, размеров орнаментальных мотивов и их составных частей, линейных характеристик орнаментальных форм и т.п. определяют выразительность композиции.
2. Закон соподчинения – звучание выразительных средств орнаментальной композиции обеспечивается выделением из их числа главных и подчинения им второстепенных. Закон соподчинения в штучных композициях трансформируется в закон доминанты (господствующей идеи): когда в композиции отчетливо выделяется один или несколько орнаментальных мотивов по размерам, форме, фактуре и цвету.
3. Закон трехкомпонентности, смысл которого заключается в том, что для убедительного выражения сложного и разнообразного движения орнаментальных мотивов необходимо показать в композиции три фазы этого движения (три разных размера, три разных интервала, между мотивами) и периодически их повторять. Число »три» является тем минимальным числом, которое позволяет достаточно четко определить разнообразие какого-либо явления.
4. Закон контраста – взаимодействие контрастных элементов взаимно усиливает и обостряет их противоположные свойства, а взаимодействие родственных элементов смягчает и нивелирует их качества. Правило группирования следует из закона контраста. Оно формируется следующим образом: части, подобные размерам, форме, цвету и близкие по расстоянию, имеют тенденцию к зрительному объединению в одно целое.
5. Закон орнаментального контрапункта – построение орнаментальных мотивов возможно из ряда замкнутых элементов путем соединения их в целостный орнаментальный образ.
6. Закон простоты – максимальной убедительности и выразительности орнаментального образа следует добиваться минимальными средствами при максимальном определении подробностей
Графическое решение орнаментальной композиции В графической трактовке орнаментальных мотивов может быть использовано три решения:
линеарное решение мотивов. В этом случае могут использоваться линии одинаковой или разной толщины;

Что такое орнаментальная композиция. Смотреть фото Что такое орнаментальная композиция. Смотреть картинку Что такое орнаментальная композиция. Картинка про Что такое орнаментальная композиция. Фото Что такое орнаментальная композиция
пятновое решение мотивов. По сравнению с линеарным решением оно более активно и тяжеловесно акцентирует особое внимание на ритмическом чередовании мотивов;

Что такое орнаментальная композиция. Смотреть фото Что такое орнаментальная композиция. Смотреть картинку Что такое орнаментальная композиция. Картинка про Что такое орнаментальная композиция. Фото Что такое орнаментальная композиция линеарно-пятновое решение мотивов имеет по сравнению с двумя предыдущими выразительные наибольшие возможности, применяется широко и разнообразно.

Источник

ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ

Орнамент со времен своего возникновения и поныне остается одним из основых средст художественного оформления произведений декоротивно-прикладного исусства: изделий из глины, цтекла, дерева и металла, разнообразных текстильных изделий.
Характерная черта всякого орнамента – неразрывная связь с материалом, с общими тенденциями развития искусства на соответствующем отрезке времени. Специфика ее проявляется не только в органической связи рисунка с оформляемым изделием, назначением последнего – она находит свое выражение в композициоммом построении орнамента. Говоря о ппинципах орнаментации тех или иных изделий декоративного искусства, мы прежде всего обращаем внимание на эстетическую сторону рисунка, на особенности его композиционного решения.
Композиция (от лат. слова compositio) – это составление, построение, структура художественного произведения, обусловленные его содержанием, характером и назначением.
Орнаментальная композиция означает составление, построение, структуру узора, пластически завершенную, определяемую образным содержанием, характером и назначением изделия.
Композицию нельзя рассматривать в отрыве от времени, от стиля эпохи. Нужно освоить теоретический и практический опыт прошлых поколений, чтобы понять логику развития художественной формы в соответствии с духом сегодняшнего дня.
Бытует мненине, что композиция – предмет индивидуальный, зависящий от интуиции художника, и не может учебной дисциплиной, как, к примеру, рисунок или живопись. Но при более пристальном рассмотрении этого вопроса оказывается, что как раз живопись имеет меньше точных положений, чем композиция в своих достаточно устойчивых правилах и закономерностях, не которых она зиждется.
Многие считают, что композиция не подлежит научно-методическому обоснованию, несмотря на то, что именно композиция любого вида изобразительного искусства заранее обдумывается. Ряд правил композиции остаются едиными и обязательными для всех видов изобразительного творчества. Это правила симметрии, устанавливающие закон гармонии и пропорций, частей целого; правила статики и динамики (покоя и движения в пластическом решении композиции); правила ритма – закономерного чередования больших и малых форм; и ряд других.
Композиция – это язык художественного произведения.
Образы орнаментального искусства могут передаваться на условном символическом языке или же сами представлять собой символические образы орнаментального искусства, способнуе выразить эмоционально-смысловое и образное содержание.
К выразительным средствам орнаментальной композиции относятся точка, пятно, линия, цвет, фактура. Все они являются в то же время элементами композиции.

Дата добавления: 2015-11-10 ; просмотров: 1455 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемИнна Рылеева

Похожие презентации

Презентация на тему: » Орнаментальная композиция и особенности ее построения.» — Транскрипт:

1 Орнаментальная композиция и особенности ее построения

3 Орнаментальная композиция означает составление, построение, структуру узора, пластически завершенную, определяемую образным содержанием, характером и назначением. Композиция – это язык художественного произведения.Композиция – это язык художественного произведения. К выразительным средствам орнаментальной композиции относятся точка, пятно, линия, цвет, Все они являются в тоже время элементами композиции.

5 Основу творческого метода работы над декоративной композицией составляет способность художника к абстрактному мышлению. Это означает мысленное отвлечение от ряда свойств предмета и выделение каких-то отдельных его особенностей. Существует два основных источника творчества художника – орнаменталиста. Первый –внешний мир природы, существующий вне человеческого сознания. Второй источник – народное творчество.

6 Конструктивные элементы орнамента Раппорт – минимальная площадь повторяющегося рисунка, включающая мотивы и расстояние до соседнего мотива. Мотивом в орнаментальном творчестве называют часть орнамента, главный его элемент. Творческий процесс создания раппортного рисунка начинается с разработки орнаментального мотива.

8 Форма раппорта Самая распространенная – это прямоугольная форма.

9 Правила построения орнаментальной композиции В основе построения орнамента, составленного из абстрактных или изобразительных мотивов лежит многократное повторение этих мотивов по законам симметрии. В науке о симметрии различают два типа симметрии: конечные (розетки); Бесконечные (волнистая линия, меандр и т.п.)

10 Виды симметрии Зеркальная симметрия – это когда предмет или фигура делятся плоскостью на две половины так, чтобы одна половина, отразившись в этой плоскости как в зеркале, совпала с другой.

12 Виды симметрии Осевая симметрия – это симметрия, при которой фигуры совмещаются посредством поворота вокруг оси, перпендикулярной к плоскости изображения.Осевая симметрия – это симметрия, при которой фигуры совмещаются посредством поворота вокруг оси, перпендикулярной к плоскости изображения.

13 Ритмическое построение орнаментальной композиции Ритм – это закономерное чередование и повторение соизмеримых элементов. Он является главным организующим началом любой орнаментации К наиболее простым относятся прямолинейные и криволинейные ритмические движения, для которых движение характеризуется ритмом расстояний между элементами.

15 Второй тип – это шахматный ритмический строй, когда в раппорте размещаются два или четыре мотива.

16 Третий тип – сложный; в этом случае ассиметричное расположение мотивов в раппорте создает сложный рисунок.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *