Что такое орнаментальная композиция
ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ
Орнамент со времен своего возникновения и поныне остается одним из основых средст художественного оформления произведений декоротивно-прикладного исусства: изделий из глины, цтекла, дерева и металла, разнообразных текстильных изделий.
Характерная черта всякого орнамента – неразрывная связь с материалом, с общими тенденциями развития искусства на соответствующем отрезке времени. Специфика ее проявляется не только в органической связи рисунка с оформляемым изделием, назначением последнего – она находит свое выражение в композициоммом построении орнамента. Говоря о ппинципах орнаментации тех или иных изделий декоративного искусства, мы прежде всего обращаем внимание на эстетическую сторону рисунка, на особенности его композиционного решения.
Композиция (от лат. слова compositio) – это составление, построение, структура художественного произведения, обусловленные его содержанием, характером и назначением.
Орнаментальная композиция означает составление, построение, структуру узора, пластически завершенную, определяемую образным содержанием, характером и назначением изделия.
Композицию нельзя рассматривать в отрыве от времени, от стиля эпохи. Нужно освоить теоретический и практический опыт прошлых поколений, чтобы понять логику развития художественной формы в соответствии с духом сегодняшнего дня.
Бытует мненине, что композиция – предмет индивидуальный, зависящий от интуиции художника, и не может учебной дисциплиной, как, к примеру, рисунок или живопись. Но при более пристальном рассмотрении этого вопроса оказывается, что как раз живопись имеет меньше точных положений, чем композиция в своих достаточно устойчивых правилах и закономерностях, не которых она зиждется.
Многие считают, что композиция не подлежит научно-методическому обоснованию, несмотря на то, что именно композиция любого вида изобразительного искусства заранее обдумывается. Ряд правил композиции остаются едиными и обязательными для всех видов изобразительного творчества. Это правила симметрии, устанавливающие закон гармонии и пропорций, частей целого; правила статики и динамики (покоя и движения в пластическом решении композиции); правила ритма – закономерного чередования больших и малых форм; и ряд других.
Композиция – это язык художественного произведения.
Образы орнаментального искусства могут передаваться на условном символическом языке или же сами представлять собой символические образы орнаментального искусства, способнуе выразить эмоционально-смысловое и образное содержание.
К выразительным средствам орнаментальной композиции относятся точка, пятно, линия, цвет, фактура. Все они являются в то же время элементами композиции.
ПРАВИЛА И ЗАКОНЫ ОРНАМЕНТАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ
Для орнамента и орнаментальной композиции характерны два состояния: относительный покой и движение. Статика и динамика – первооснова всех закономерностей орнаментального искусства. Главная причина возникновения и проявления специфических противоречий в орнаментальном искусстве заключается в возможности быть рядом этим двум состояниям.
Пропорциональные отношения площадей рисунка и фона, размеров орнаментальных мотивов и их составных частей, линейных характеристик орнаментальных форм и т.п. определяют выразительность композиции.
Вопросы соразмерности величин могут быть решены только двумя способами:
— делением на равные части;
— деленеием на неравные части (целое так относится к большей части, как большая часть к меньшей).
Статические композиции (и оранаментальные мотивы) основываются на принципе симметрии, одинаковости; динамические – на принципе асимметрии, противопоставления.
Положительный результат работы художника-орнаменталиста во многом зависит знания им законов орнаментальной композиции и умелого использования этих законов в своей работе. Вот основные из них.
Закон пропорциональности в орнаментальной композиции заключается в установлении соразмерности частей в отношении целого и одна к другой. Эта соразмерность может быть основана на равенстве или противопоставлении любых характеристик орнаментальных мотивов и элементов.
Пропорциональные отношения всегда играли особо важную роль в архитектуре. Прежде всего надо назвать золотое сечение.
Закон соподчинения – звучание выразительных средств орнаментальной композиции обеспечивается выделением из их числа главных и подчинения им второстепенных.
Закон соподчинения в штучных композициях трансформируется в закон доминанты (господствующей идеи): когда в композиции отчетливо выделяется один или несколько орнаментальных мотивов по размерам, форме, фактуре и цвету.
Закон трехкомпонентности, смысл которого заключается в том, что для убедительного выражения сложного и разнообразного движения орнаментальных мотивов необходимо показать в композиции три фазы этого дживения (три разных размера, три разных интервала, между мотивами) и переодически их повторять.
Число «три» является тем минимальным числом, которое позволяет достаточно четко определить разнообразие какого-либо явления.
Закон контраста – взаимодействие контрастных элементов взаимно усиливает и обостряет их противоположные свойства, а взаимодействие родственных элементов смягчает и нивелирует их качества.
Правило группирования следует из закона контраста. Оно формируется следующим образом: части, подобные размерам, форме, цвету и близкие по расстоянию, имеют тенденцию к зрительному объединению в одно целое.
Закон орнаментального контрапункта – построение орнаментальных мотивов возможно из ряда замкнутых элементов путем соединения их в целостный орнаментальный образ.
Закон простоты – максимальной убедительности и выразительности орнаментального образа следует добиваться минимальными средствами при максимальном определении подробностей.
ВИДЫ РАППОРТНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Среди многообразия орнаментальных композиций встречаются раппортные композиции с открытой структурой, в которых тот или иной орнаментальный мотив (простой или более сложный) периодически повторяется через одинаковуе интервалы в горизонтальном или вертикальном направлениях. Наибольшее распространение раппортнуе рисунки получили при орнаментации тканей, а также в архитектурном декоре и облицовочной поливной керамике.
Раппортом называется минимальная площадь повторяющегося рисунка, включающая мотивы и расстояние до соседнего мотива. Закономерное повторение раппорта по горизонтальным и вертикальным рядам образует раппортную сетку – конструктивную основу рисунка. Такой раппорт получил название сплошного сетчатого, или коврового, раппорта (ковры, ткани, обои и т.п.). В нем мотив вписан в прямоугольную или наклонную сетку, т.е. в прямоугольник или ромб.
Часто встречается необходимость раппортного повторения рисунка не в двух направлениях, а только в одном. Это так называемый ленточный раппорт: мотив закономерно повторяется только в одном направлении, образуя вертикальные или горизонтальные орнаментальные ряды. Например, ткани с каймовым рисунком, всевозможные декоративные обрамления, полосы, фризы, филенки и т.п. Мотив чаще всего вписывается в прямоугольник или ромб; в случае ленточных омрамлений сложных фигур, многоугольных или круглых, мотив может быть вписан в трапецию.
Кроме того, также существует центральный лучевой розетчатый раппорт (розетки, метопы, кессоны и т.п.), в котором мотив вписывается в треугольник, и обратный, или геральдический, раппорт. Последний может входить во все приведенные выше раппорты и создавать самостоятельные законченные мотивы. Он основан на симметрии вертикального отражения, когда мотив изображения симметрично переносится в обратном виде в другую сторону оси симметрии. Мотив может быть вписан в различные геометрические фигуры.
Кроме раппортной, существует и другая разновидность орнаментальной композиции – штучная замкнутая композиция, в которой раппортное повторение через равные интервалы одинаковых мотивов заменяется более сложной ритмической организацией чаще всего неодинаковых элементов, расположенных на разных расстояниях один от дрыгого, например, головные платки, панно, гобелены и т. п.
ФОРМА РАППОРТА
Из выше сказанного следует, что по форме существует несколько разновидностей раппорта. Самая распространенная – это прамоугольная форма. В принципе же раппортом может служить не только прямоугольная, но и любая другая форма, способная без промежутков заполнить декорируемыю поверхность. В связи с разными композиционными задачами соотношение между высотой и шириной раппорта можно менять.
Сушествуют и раппорты сложной формы. Построение таких раппортов облегчает решение некоторых композиционных задач. Например, если в раппорте приходится размещать много мотивов в различных динамических движениях, тогда сложная форма его позволяет обеспечить незаметный переход мотивов на стыках с соседними раппортами. Раппорты сложной формы в промышленноости практически не применяются.
ЛИТЕРАТУРА
Арманд Т. Орнаментация ткани. М.-Л., 1931.
Бартенев И. А., Батажкова В. Н. Очерки истории архитектурных стилей. М., «Изобразительное искусство», 1983.
Василенко В. М. Русское прикладное искусство. Истоки и становление. I век до нашей эры – XIII век нашей эры. М.: «Искусство», 1977.
Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? М.: «Галарт», 1998.
Даркевич В. П. Светское искусство Византии. М.: «Искусство», 1975.
Калмыкова Л. Э. Народная вышивка Тверской земли. Вторая половина XVII – начало XX в. Л.: «Художник РСФСР», 1981.
Козлов В. Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М.: 1981.
Косоурова Т. Орнаментальная графика Жана Берена и ее ее влияние на французское прикладное искусство XVII – нач. XVIII века. //Западноевропейская графика XV-XX вв. Л.: «Искусство», 1985.
Масленицына С. А. Искусство Ирана. Л.: «Аврора», 1975.
Маслик. Русское изразцовое искусство XV-XIX веков. М.: «Изобразительное искусство», 1983.
Моран А. де История декоративно-прикладного искусства. М.: 1982.
Николаева Н. С. Декоративное искусство Японии. М.: «Искусство», 1972.
Николаева Н. С. Япония – Европа. Диалог в искусстве. М.: «Изобразительное искусство», 1996.
Окладников А. П. Утро искусства. Л.: «Искусство», 1967.
Орнамент всех времен и стилей. 100 таблиц с объяснительным текстом Н. Ф. Лоренца. СПб.: Изд. А. Ф. Девриена, 1899.
Полевой В. М. Искусство стран Латинской Америки. М.: «Искусство», 1996.
Постникова-Лосева М. М. Русское ювелирное искусство. М.: «Наука», 1974.
Приемышев Н. Методика элементарного курса рисования с приложением статей об орнаменте. Одесса, 1900.
Ремпель Л. И. Искусство Среднего Востока. М.: «Советский художник», 1978.
Соколова Т. Орнамент – почерк эпохи. Л.: «Аврора», 1972.
Федоров-Давыдов Г. А. Искусство кочевников и Золотой Орды. М.: «Искусство», 1976.
Что такое орнаментальная композиция
Со времен своего возникновения и до нашего времени орнамент остается важным средством оформления художественных произведений декоративно-прикладного искусства: изделий из дерева и металла, из глины и стекла, разнообразного текстиля.
Художественную сущность орнамента составляет такая система мотивов, изобразительных или отвлеченных, которая не требует от зрителя вхождения в другую пространственную, временную и духовную среду — в мир изображения. Поэтому орнаментальному творчеству присуще явное преобладание так называемых «формальных» «математизированных» принципов ритмической организации над собственно изобразительными, и тенденция к обобщению, декоративной переработке, стилизации натурных мотивов.
Если в станковой композиции обязательны четыре единства- места, времени, действия и масштаба, то в декоративной композиции главными характерными чертами являются множественность места и перспективы;множественность времени и действия, плоскостность, локальность цвета, отсутствие или условность освещения. Существует два основных источника творчества художника-орнаменталиста. Первый — внешний мир природы, мир, существующий вне человеческого сознания. Второй источник — народное творчество.
Конструктивные элементы орнамента (раппорт, мотив)
Среди многообразия орнаментальных композиций чаще всего встречаются раппортные композиции с открытой структурой, в которых тот или иной орнаментальный мотив (простой или более сложный) периодически повторяется через одинаковые интервалы в горизонтальном или вертикальном направлениях. Наибольшее распространение раппортные рисунки получили при орнаментации тканей, а также в архитектурном декоре и облицовочной проливной керамике.
Раппортом называется минимальная площадь повторяющегося рисунка, включающая мотивы и расстояние до соседнего мотива. Закономерное повторение раппорта по горизонтальным и вертикальным рядам образует раппортную сетку — конструктивную основу рисунка. Такой раппорт получил название сплошного сетчатого или коврового раппорта (ковры, ткани, мозаика, обои и т. п.).
В нем мотив вписан в прямоугольную или наклонную сетку, т. е. в прямоугольник или ромб. При соединении разных фигур или при более сложных фигурах, в которые вписаны мотивы, орнамент переходит в арабесковый.
Творческий процесс создания раппортного рисунка начинается с разработки орнаменталь-
ного мотива.
Часто встречается необходимость раппортного повторения рисунка не в двух направлениях, а только в одном. Это так называемый ленточный раппорт: мотив закономерно повторяется только в одном направлении, образуя вертикальные или горизонтальные орнаментальные ряды. Например, ткани с каймовым рисунком, декоративные всевозможные обрамления, полосы, филенки и т. п. Мотивы чаще всего вписываются в прямоугольник или ромб; в случае ленточных обрамлений сложных фигур, многоугольных или круглых, мотив может быть вписан в трапецию.
Кроме того, также существует центральный лучевой розетчатый раппорт (розетки, метопы, кессоны и т. п.), где мотив вписывается в треугольник, и обратный, или геральдический раппорт.
Центрический, или розеточный орнамент,
Кроме раппортной, существует и другая разновидность орнаментальной композиции — штучная замкнутая композиция или монокомпозиция, в которой раппортное повторение через равные интервалы одинаковых мотивов заменяется более сложной ритмической организацией чаще всего одинаковых элементов, расположенных на разных расстояниях один от другого, например, головные платки, панно, гобелены и т. п.
Форма раппорта. Из вышесказанного следует, что по форме существует несколько разновидностей раппорта. Самая распространенная — это прямоугольная форма. В принципе же раппортом может служить не только прямоугольная, но и любая другая форма, способная без промежутков заполнить декорируемую поверхность. В связи с разными композиционными задачами соотношение между высотой и шириной раппорта может меняться.
Существуют раппорты и сложной формы. Чтобы построить такой или подобный ему раппорт, надо нарисовать квадрат, а затем у каждой его стороны какую-нибудь кривую, например, дугу. При этом необходимо соблюсти следующее условие: если у правой и верхней сторон такие дуги должны быть вне квадрата, то у левой и нижней — внутри него. В результате получится раппорт в виде криволинейной фигуры, площадь которой равна первоначальной.
Мотив — это часть орнамента, главный его элемент. Мотив может представлять собой один элемент (простой мотив) или же состоять из многих элементов, пластически оформленных в единое орнаментальное образование. В сложных композициях раппорт часто содержит несколько орнаментальных мотивов.
Положительный результат работы художника-орнаменталиста во многом зависит от знания им законов построения орнаментальной композиции и умелого использования этих законов в своей работе. Познакомимся с основными из них.
Законы орнаментальной композиции:
1. Закон пропорциональности в орнаментальной композиции заключается в установлении соразмерности частей в отношении целого и одна к другой. Пропорциональные отношения площадей рисунка и фона, размеров орнаментальных мотивов и их составных частей, линейных характеристик орнаментальных форм и т.п. определяют выразительность композиции.
2. Закон соподчинения – звучание выразительных средств орнаментальной композиции обеспечивается выделением из их числа главных и подчинения им второстепенных. Закон соподчинения в штучных композициях трансформируется в закон доминанты (господствующей идеи): когда в композиции отчетливо выделяется один или несколько орнаментальных мотивов по размерам, форме, фактуре и цвету.
3. Закон трехкомпонентности, смысл которого заключается в том, что для убедительного выражения сложного и разнообразного движения орнаментальных мотивов необходимо показать в композиции три фазы этого движения (три разных размера, три разных интервала, между мотивами) и периодически их повторять. Число »три» является тем минимальным числом, которое позволяет достаточно четко определить разнообразие какого-либо явления.
4. Закон контраста – взаимодействие контрастных элементов взаимно усиливает и обостряет их противоположные свойства, а взаимодействие родственных элементов смягчает и нивелирует их качества. Правило группирования следует из закона контраста. Оно формируется следующим образом: части, подобные размерам, форме, цвету и близкие по расстоянию, имеют тенденцию к зрительному объединению в одно целое.
5. Закон орнаментального контрапункта – построение орнаментальных мотивов возможно из ряда замкнутых элементов путем соединения их в целостный орнаментальный образ.
6. Закон простоты – максимальной убедительности и выразительности орнаментального образа следует добиваться минимальными средствами при максимальном определении подробностей
Графическое решение орнаментальной композиции В графической трактовке орнаментальных мотивов может быть использовано три решения:
линеарное решение мотивов. В этом случае могут использоваться линии одинаковой или разной толщины;
пятновое решение мотивов. По сравнению с линеарным решением оно более активно и тяжеловесно акцентирует особое внимание на ритмическом чередовании мотивов;
линеарно-пятновое решение мотивов имеет по сравнению с двумя предыдущими выразительные наибольшие возможности, применяется широко и разнообразно.
ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ
Орнамент со времен своего возникновения и поныне остается одним из основых средст художественного оформления произведений декоротивно-прикладного исусства: изделий из глины, цтекла, дерева и металла, разнообразных текстильных изделий.
Характерная черта всякого орнамента – неразрывная связь с материалом, с общими тенденциями развития искусства на соответствующем отрезке времени. Специфика ее проявляется не только в органической связи рисунка с оформляемым изделием, назначением последнего – она находит свое выражение в композициоммом построении орнамента. Говоря о ппинципах орнаментации тех или иных изделий декоративного искусства, мы прежде всего обращаем внимание на эстетическую сторону рисунка, на особенности его композиционного решения.
Композиция (от лат. слова compositio) – это составление, построение, структура художественного произведения, обусловленные его содержанием, характером и назначением.
Орнаментальная композиция означает составление, построение, структуру узора, пластически завершенную, определяемую образным содержанием, характером и назначением изделия.
Композицию нельзя рассматривать в отрыве от времени, от стиля эпохи. Нужно освоить теоретический и практический опыт прошлых поколений, чтобы понять логику развития художественной формы в соответствии с духом сегодняшнего дня.
Бытует мненине, что композиция – предмет индивидуальный, зависящий от интуиции художника, и не может учебной дисциплиной, как, к примеру, рисунок или живопись. Но при более пристальном рассмотрении этого вопроса оказывается, что как раз живопись имеет меньше точных положений, чем композиция в своих достаточно устойчивых правилах и закономерностях, не которых она зиждется.
Многие считают, что композиция не подлежит научно-методическому обоснованию, несмотря на то, что именно композиция любого вида изобразительного искусства заранее обдумывается. Ряд правил композиции остаются едиными и обязательными для всех видов изобразительного творчества. Это правила симметрии, устанавливающие закон гармонии и пропорций, частей целого; правила статики и динамики (покоя и движения в пластическом решении композиции); правила ритма – закономерного чередования больших и малых форм; и ряд других.
Композиция – это язык художественного произведения.
Образы орнаментального искусства могут передаваться на условном символическом языке или же сами представлять собой символические образы орнаментального искусства, способнуе выразить эмоционально-смысловое и образное содержание.
К выразительным средствам орнаментальной композиции относятся точка, пятно, линия, цвет, фактура. Все они являются в то же время элементами композиции.
Дата добавления: 2015-11-10 ; просмотров: 1455 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемИнна Рылеева
Похожие презентации
Презентация на тему: » Орнаментальная композиция и особенности ее построения.» — Транскрипт:
1 Орнаментальная композиция и особенности ее построения
3 Орнаментальная композиция означает составление, построение, структуру узора, пластически завершенную, определяемую образным содержанием, характером и назначением. Композиция – это язык художественного произведения.Композиция – это язык художественного произведения. К выразительным средствам орнаментальной композиции относятся точка, пятно, линия, цвет, Все они являются в тоже время элементами композиции.
5 Основу творческого метода работы над декоративной композицией составляет способность художника к абстрактному мышлению. Это означает мысленное отвлечение от ряда свойств предмета и выделение каких-то отдельных его особенностей. Существует два основных источника творчества художника – орнаменталиста. Первый –внешний мир природы, существующий вне человеческого сознания. Второй источник – народное творчество.
6 Конструктивные элементы орнамента Раппорт – минимальная площадь повторяющегося рисунка, включающая мотивы и расстояние до соседнего мотива. Мотивом в орнаментальном творчестве называют часть орнамента, главный его элемент. Творческий процесс создания раппортного рисунка начинается с разработки орнаментального мотива.
8 Форма раппорта Самая распространенная – это прямоугольная форма.
9 Правила построения орнаментальной композиции В основе построения орнамента, составленного из абстрактных или изобразительных мотивов лежит многократное повторение этих мотивов по законам симметрии. В науке о симметрии различают два типа симметрии: конечные (розетки); Бесконечные (волнистая линия, меандр и т.п.)
10 Виды симметрии Зеркальная симметрия – это когда предмет или фигура делятся плоскостью на две половины так, чтобы одна половина, отразившись в этой плоскости как в зеркале, совпала с другой.
12 Виды симметрии Осевая симметрия – это симметрия, при которой фигуры совмещаются посредством поворота вокруг оси, перпендикулярной к плоскости изображения.Осевая симметрия – это симметрия, при которой фигуры совмещаются посредством поворота вокруг оси, перпендикулярной к плоскости изображения.
13 Ритмическое построение орнаментальной композиции Ритм – это закономерное чередование и повторение соизмеримых элементов. Он является главным организующим началом любой орнаментации К наиболее простым относятся прямолинейные и криволинейные ритмические движения, для которых движение характеризуется ритмом расстояний между элементами.
15 Второй тип – это шахматный ритмический строй, когда в раппорте размещаются два или четыре мотива.
16 Третий тип – сложный; в этом случае ассиметричное расположение мотивов в раппорте создает сложный рисунок.