Что такое орнаментальный хоровод
Что такое орнаментальный хоровод
Хоровод
Хоровод был распространен по всей России, и каждая область вносила что- то новое, создавая разнообразие в стиле, композиции, характере и манере исполнения. Хороводы исполнялись в медленном, среднем и быстрых темпах. Основой хоровода являлось совместное исполнение хороводной песни всеми его участниками. Танец, песня и игра в хороводе неразрывно и органично были связаны между собой. Хоровод объединял и собирал большое количество участников.
Хороводы имели культово-обрядовую, социальную и бытовую темы. Участники хоровода держались, как правило, за руки, иногда за платок, шаль, пояс, венок. В некоторых хороводах участники за руки не держались, а двигались друг за другом или рядом, сохраняя строгий интервал, иногда шли парами.
В различных районах России существовали свои местные особенности исполнения хороводов, связанные с природными и климатическими условиями, со спецификой бытового уклада и труда, человеческими взаимоотношениями, формировавшимися в различных жизненных условиях. Эти особенности проявлялись и в составе исполнителей, и в ритме, и в содержании песен, под которые шел хоровод, и в манере исполнения, присущей только данной местности. На исполнение хороводов сказывалось и разнообразие в костюмах.
Орнаментальные хороводы в различных областях России носили название – «фигурные», «узорные», «кружевные». Эти хороводы отличались строгостью форм и малым количеством фигур. Весь хоровод состоял лишь из нескольких фигур, которые органично переходили, переливались, перестраивались из одной в другую.
Отличало пляску от хоровода и музыкальное сопровождение. Пляски шли не только под песни, но и под аккомпанемент различных музыкальных инструментов. Песни, под которые исполнялись пляски, были, в основном быстрые, а мелодии их ярко расцвечены акцентами и резко выраженной активной ритмикой. Такие песни назывались плясовыми. Плясовые и хороводные песни не всегда имели резко отличительные черты. Исполнители и зрители плясок подчеркивали ее ритмические акценты с помощью подголосков, подкрикивания, хлопков и различных музыкальных инструментов.
Виды пляски
Одиночная пляска была мужской и женской. В ней наиболее полно отражалась индивидуальность, мастерство, изобретательность исполнителя. Одиночная пляска основана на импровизации исполнителя. Исполнители пляски своими движениями могли передавать радость и веселье, глубокое любовное чувство и юмор, также привносить движения, связанные с трудовыми процессами, образами птиц, зверей и т.д.
Игровой и орнаментальный хоровод. История происхождения. Основные фигуры.
Игровой и орнаментальный хоровод.
История происхождения. Основные фигуры.
МБУДО «Юность» г. Белгород
Русский народный танец является одним из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. Он возник на основе трудовой деятельности человека. На протяжении многовековой развития русский народный танец всегда был тесно календарным годом (посев, сбор урожая и т.д.). Он тесно связан с различными сторонами народного быта, обычаями, обрядами, верованиями (рождение, свадьбы, игры и т.д.). В танце народ передаёт свои мысли, чувства, настроения.
Танец неотделим от русской песни, которая всегда была явлением массовым и неотъемлемым от жизни народа. Песня наложила отпечаток на характер и стиль танца, определив особенности русской манеры исполнения, наполнив танец содержательностью и сюжетностью, эмоциональной ‘выразительностью и певучей пластикой.
Русский народ, создавший на протяжении своей многовековой истории высокохудожественные былины, мудрые сказки, множество богатых по содержанию лирических, героических, плясовых, хороводных, игровых песен, создал также изумительные по красоте и рисунку и весьма разнообразные по содержанию танцы. Красочные хороводы, кадрили, пляски солистов, лихие переплясы, парные пляски говорят о богатстве и большом разнообразии русского народного танца.
Одним из основных жанров русского народного танца является хоровод. Это не только самый распространённый, но и самый древний вид русского танца. Не случайно основное построение хоровода – круг, его круговая композиция подобие солнца – и движение по ходу солнца берут своё начало из старинных языческих обрядов к игрищ славян, поклонявшихся богу Солнца – Яриле. Основой хоровода является совместное исполнение хороводной песни всеми его участниками. Но участники хоровода не только поют, но и движутся, приплясывают и разыгрывают действие. Пляска, припляс, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны между собой. Хоровод объединяет и собирает большое число участников. В языческие времена хороводы носили культово-обрядовый характер. Постепенно освобождаясь от языческих элементов, хоровод со временем вообще утрачивает значение языческо-культового действия. Появляются хороводы с новыми песнями, которые отражают социальную, бытовую и другие темы. Хоровод становится русским бытовым танцем, в котором существуют свои формы правила исполнения, определённые отношения между участниками. Он превращается в самостоятельный жанр и становится украшением различных праздников русского народа.
В хороводе всегда проявляется чувство единения, дружбы. Участники правило, держатся за руки, часто за платок, пояс, шаль, венок. В некоторых хороводах за руки не держатся, а движутся друг за другом или рядом, сохраняя строгий интервал, иногда идут парами. Но все эти соединения и своеобразные построения зависят от того, в какой местности исполняется хоровод, каково его содержание, под какую песню он исполняется. Хоровод распространён но всей России, и каждая область вносит что-то своё, создавая разнообразие в стиле, композиции, характере исполнения.
Хороводы весьма разнообразны в своих построениях, но начальной формой большинства хороводов является круг. Часто можно встретить двойной круг – круг в круге. Иногда образуются два круга рядом. Круги – это сомкнутая форма построения русского хоровода. Но круг может разрываться, размыкаться, образуя новые разомкнутые построения, новые рисунки – зигзаги, линии и т.д. Каждый рисунок, построение имеет своё название – круг, воротца, восьмёрка, колонна, корзиночка, карусель, звезда и т.д. Эти построения называются фигурами и являются составной частью хоровода. Часто одни и те же фигуры в разных областях России носят различные местные названия. И хороводы разообразны по названиям – карагод, курагод, каравод, танок, круги, улица, городок, город и другие.
Хоровод всегда выделял из своей среды организаторов – талантливых певцов и певиц, талантливых плясунов и плясуний. В каждой деревне был свой заводила – хороводник, хороводница – мастер ведения хоровода. У многих хороводников, хороводниц это занятие становилось профессией, передавалось из поколения в поколение.
В каждом хороводе один руководитель, реже два. Руководителем может быть мужчина или женщина, молодые или пожилые. Но, как правило, заводилой является молодая женщина. В различных местностях она называется по-разному, завейница, запевала, вожачка, затейница, танководница, хороводница.
Хоровод всегда имел большое значение в жизни русского человека. Ни одно игрище, гулянье и любой другой праздник не мыслились без хоровода. Многочисленные хороводы водились большей частью весной и летом, как правило, на природе. Зимой или в осеннюю распутицу молодёжь на несколько дней снимала просторную избу.
Песни, под которые водят хороводы, могут исполняться в различном темпе. Следовательно, и хороводы разнообразны по построению, манере исполнения и темпам. По песне определяется и содержание хоровода. В хороводных песнях существуют темы труда, воспевание природы, любви парня и девушки, семейные отношения, часто высмеиваются нетрудовые элементы общества.
Движение хоровода, его рисунок, игровые элементы всегда исходят из конкретного содержания песни. Исходя из содержания песни, хороводы делят на два вида – орнаментальные и игровые.
Если в тексте песни, сопровождающей хоровод, нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то участники хоровода ходят кругом, рядами, заплетают различные фигуры – орнаменты, согласуя свой шаг с ритмом песни. Содержание песен связано с образами природы, с поэтическими обобщениями, с трудом народа, бытом. Это орнаментальные хороводы носят названия, фигурные, узорные, кружевные, плясовые. Исполнение такого хоровода отличается строгостью формы, большим количеством фигур, которые органично переходят одна в другую.
Если в песне есть действующие лица, игровой сюжет, то содержание песни разыгрывается в лицах и исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы и характеры героев. Такие хороводы называются игровыми. В песнях отражаются трудовые процессы, выбор жениха или невесты, взаимоотношения мужа и жены, любовная, сказочная тема, высмеивание духовенства и другие темы. И игровых хороводах рисунок проще. Композиционно хороводы строятся по кругу или линиями. В центре круга происходит действие. Круг движется, останавливается, приплясывает, подыгрывает.
ОСНОВНЫЕ ФИГУРЫ ХОРОВОДОВ
КРУГ – эту фигуру в (Смоленской области называют «коло», «колесо»; в Архангельской «шина»; в Ярославской, Ивановской «основа», «основка»; в Иркутской, Сибири «кара вай». В Томской области водят хороводы «косым» кругом – это сплющенный, удлинённый круг. Число участников хоровода не ограничено. Движение идёт по часовой стрелке или против неё, руки свободно опущены под небольшим углом.
ДВА КРУГА РЯДОМ – круги находятся на небольшом расстоянии друг от друга или совсем рядом. Каждый круг может двигаться и по часовой стрелке и против её движения.
КРУГ В КРУГЕ – один круг большой, внутри него круг меньше. Внешний круг движется по солнцу, внутренний может двигаться и по солнцу и в противоположную сторону.
КОРЗИНОЧКА – в Ярославской области называют «переплетённый круг». Фигура образуется из двух кругов – круг в круге. Внешний состоит из парней, внутренний – из девушек. В кругах должно быть равное количество участников. Стоя лицом к центру, парни и девушки берутся за руки, образуя каждые свой круг. Сделав шаг к кругу девушек, парни поднимают соединённые руки и через головы девушек опускают их на руки девушек. Движение может быть в любую сторону и любыми шагами.
ВОСЬМЕРКА – фигура образуется из двух кругов, стоящих рядом. Круги движутся в разные стороны, в определённый момент участники разрывают круги, через одного переходят из одного круга в другой, образуя рисунок «восьмёрка». В Архангельской области «восьмёрку» исполняют парами. Количество пар и участников в каждом круге должно быть равным.
УЛИТКА – в Рязанской области называют «капуста»; в Архангельской «завивать кочешок»; в Пермской «навивать нитку»,. Эта фигура образуется, завивается из круга. Ведущий разрывает круг и, продолжая движение по спирали в том же направлении, но уже внутри круга, делает как бы новый круг, но меньший но диаметру, чем первый. Все идущие точно повторяют рисунок за ведущим, число кругов зависит от количества участников хоровода. «Капусту» завили. Существует три варианта «развивания».
Хороводник делает разворот на 180° и начинает выводить хороводную цепь против часовой стрелки по образовавшемуся между кругами коридору.
Хоровод останавливается, участники стоят лицом к центру круга. Хороводник, пригнувшись, проходит под руками одной пары первого внутреннего круга, затем второго и так далее, пока не выйдет из последнего внешнего круга, ведя за собой хороводную цепь. Затем он делает поворот направо и продолжает движение по направлению движения первоначального круга. Этот вид «развивания» характерен для северных областей России.
Развивает второй хороводник, находящийся на другом конце хороводной цепи. Весь хоровод начинает движение в обратном направлении, повторяя тот же рисунок, что и при «завивании».
ЗМЕЙКА – в Архангельской области называют «кривули»; в Московской «уж». Змейка может начинаться из линии, но чаще она является развитием круга. Ведущий, разорвав круг и продолжая двигаться внутри его, начинает делать повороты вправо и влево, подражая изгибам змеи. Все исполнители не разрывая рук, точно следуют за ведущим. Змейка может извиваться вне всякого плана, системы. Двигаться может медленно и довольно быстро, простым, переменным шагом, шагом с притопом, дробной дорожкой.
КОЛОННА – это построение рядами. Каждый ряд может состоять из нескольких человек ( не менее двух). В каждом ряду должно быть равное количество участников. Ряды могут состоять из парней и девушек, только из девушек. Несколько рядов, находящихся на небольшом расстоянии друг от друга и образуют фигуру «колонна». Ряды стоят в затылок один к другому. Колонна представляет собой вытянутый прямоугольник, в котором ширина рядов всегда меньше длины. Чаще за руки не держатся.
ЗАСТЕНОК – каждый ряд состоит из двух человек, а общее количество рядов – три или четыре.
УЛИЦА – в Московской области называют «стенка»; в Пермской «проулочек»; в Архангельской «улица»; в Иркутской «порядок». Два ряда, две параллельные линии, стоящие на небольшом расстоянии лицом друг к другу, образуют эту фигуру. Линии сходятся либо одновременно, либо одна линия стоит, другая идёт на неё, либо одна линия может отступать, а другая идёт на неё. Линии могут быть однородными (девушки) или смешанными. Можно держаться и не держаться за руки.
ВОРОТА – и две линии исполнителей парами стоят одна против другой – улицей. Пары одной линии берутся за руки и, подняв их вверх, образуют ворота, другие руки свободно опушены. Пары, стоящие напротив проходят под воротами. Часто все пары одной линии, соединив руки и подняв вверх образуют непрерывные ворошки. Другая линия с разъединёнными руками проходят по одному под каждые воротики.
ГРЕБЕНЬ – в Ярославской области называют «прочёс»; в Саратовской «расчёска». Две линии участников стоят друг против друга стенкой; движутся навстречу, руки опущены вниз. Обе линии встречаются, и исполнители, продолжая двигаться, проходят сквозь линии правым или левым плечом. Линии затем меняются местами.
Шаги в хороводах: простой, переменный, шаркающий, шаг с притопом, дробная дорожка. Шаги приходятся на каждую четверть или восьмую, это зависит от содержания, темпа, характера исполнения хороводной
Алексеева, О. И. Народная хореография в вокально-хоровом коллективе : учеб.-метод. пособие / О. И. Алексеева ; Упр. культуры Белгор. обл., БГИКИ ; рец.: И. И. Веретенников, И. Н. Карачаров. – Белгород : БГИКИ, 2010.
Ткаченко, Т. Народный танец. – М.: Искусство, 1967.
Уральская, В., Соколовский Ю. Народная хореография. – М., 1972.
Климов, А. Основы русского танца. – М.: Искусство, 1994.
Орнаментальные хороводы
Уфимский городской Дворец детского творчества им. В.М Комарова
Тема: «Областные особенности русского народного танца Центральной России»
1. Отличие русского танца Средней полосы России…………………………. 1
2. Хороводы русского танца Центральной России и их особенности………..4
2.1. Орнаментальные хороводы……………………………………………. 5
2.4.Хоровод «Вдоль по лугу» ………………………………………………8
Введение
На протяжении многих веков формировался определенный стиль русских танцев, который помогает легко отличить их от огромного числа других танцев. Но, несмотря на кажущееся сходство разных областей России, есть некоторые отличительные особенности между ними. Давайте взглянем на уникальное творчество Центральной России.
Отличие русского танца Средний полосы
Для природы Центральной России характерны белоствольные березы, солнечные поляны, усеянные ромашками, луга со стогами душистого сена, перелески, овраги, небольшие холмы, живописные озера, тихие загадочные речки, текущие большей частью на юг, и полноводные красавицы реки —Ока, Волга, Москва и др.
Избы низкие, стоят на небольшом подклети с завалинкой и, по сравнению с северными, довольно тесные. Сзади или сбоку к дому примыкает крытый двор. Перед каждым домом—огороженный палисадник. Дома в деревнях часто расположены двумя рядами, окна смотрят друг на друга, а между ними бежит дорога или, как называли в старину, тракт. Все это и составляет неброскую, скромную в своем очаровании красоту средней полосы России.
В разных направлениях протянулись пути-дороги. Будто кровеносные сосуды, идущие к сердцу человека, сходятся они к сердцу России — Москве. Москва издавна была центром политической, экономической и культурной жизни России. С ней связано объединение русских земель и становление и расцвет государства Российского. Центральная часть России — это уходящие в седую глубь веков народные песенные и танцевальные традиции, своеобразные народные ремесла, своеобразная архитектура Древней Руси.
Но Москва являлась не только административным и культурным центром Древней Руси, но и ее географическим центром. В то же время она являлась как бы своеобразным водоразделом — границей между Севером и Югом России. От линии севернее Оки, главной реки средней полосы России, песни, как говорят в народе, поют, а южнее линии Оки — песни играют. Не разыгрывают содержание, а играют, то есть украшают ее различными припевами вроде «ой ли ле» и подголосками.
Это деление очень заметно, например, на характере народных костюмов. Севернее Москвы основной женской и девичьей одеждой является цветной сарафан и кофта, а южнее Москвы — клетчатая, цветная понева — род юбки — и длинная рубаха. Так, праздничный девичий костюм Бронницкого уезда бывшей Московской губернии сочетает в себе элементы и северного и южного костюмов— строгий силуэт северного костюма и яркость цветов южного. Очень распространен в Центральной России яркий, цветастый, чаще всего с растительным узором-орнаментом шерстяной платок, которым покрывали голову или который надевали поверх кокошника или повойника. Платок складывали косынкой и завязывали под подбородком, слегка подвертывая на висках, а сверху по центру головы делали небольшой торчащий уголок — «домик». Такая манера повязывать платок называлась «по-московски» или «с защипочкой» и была очень распространена во многих областях, прилегающих к Москве, особенно с юга.
Московская Русь являлась центром русской хороводной песенной и музыкальной культуры. Жители средней полосы России приобрели широкую известность благодаря своей музыкальности, веселому нраву, разнообразным песням и пляскам. Так, ярославцев в народе называют «песенниками», владимирцев — «гудошниками», суздальцев — «волынщиками». Москва и ее окрестности издавна славились своими песенниками. «Москва из песен сделана»— гласит народная поговорка. Сохранилось свидетельство, что подмосковное село Пушкино пользовалось особенной славой за свои песни и хороводы.
Хороводы русского танца Центральной России и их особенности
Хоровод состоит из двух частей — медленного движения, чаще всего по кругу, и быстрой, живой пляски во второй его части. Хороводы, исполняющиеся под такие песни, как бы сочетают в себе степенность северных и плясовую стихию южных хороводов. В Центральной России раньше, чем в других ее областях, стала нарушаться замкнутость домашнего быта. С возникновением ремесел и развитием промышленности наравне с мужским трудом стал применяться и женский. Все это изменило семейно-бытовой уклад. Женщина чувствует здесь себя гораздо свободнее и смелее, чем на Севере, она более равноправна с мужчиной. И в хороводе смотрит вокруг себя и на партнера смело, не «полуглазком», как на Севере, и поет уже не «полуротком», сохраняя, однако, при этом чувство собственного достоинства и женственность.
Возраст участников игровых и орнаментальных хороводов не ограничен, как на Севере, и в любые хороводы принимают всех — и мужчин и женщин — без ограничения. Орнаментальные хороводы здесь уже смешанные, но они могут быть составлены как из одних женщин или девушек, так и из девушек и парней. Однако в ряде областей, расположенных севернее Москвы, в игровых хороводах по кругу, например, ходили и пели все — и молодые и пожилые, а солистами в круг выбирались только незамужние и неженатые.
В хороводах, как в игровых, так и в орнаментальных, появляется припляс, некоторые хороводы переходят в пляс, а сами хороводы часто соединяются с пляской. Но, несмотря на это, хороводам средней полосы России присуща плавность, строгость и сдержанность исполнения, хотя и меньшая, чем в хороводах Севера. Участники хороводов движутся свободнее, непринужденнее, чувствуют себя смелее, раскованнее.
Орнаментальные хороводы
Орнаментальные хороводы исполняются под различные хороводные песни, широко распространенные по всей России. Это любимые русским народом быстрые песни «Во лузях» и «По улице мостовой» — в Московской области, «Между двух белых берез» — в Тульской области, «Разыгралися ребята» — в Рязанской области, торжественно-спокойная «Вдоль по морю» — во Владимирской области, живая песня Калининской области «И разметем лужок, заведем кружок», степенная «Вы цветы мои, цветочки» Ярославской области и др.
Широкое распространение по России получил разомкнутый орнаментальный хоровод, основным построением которого является линия, извивающаяся «змейкой» («ужом», «кривулями»), завивающаяся «улиткой». Такие построения встречаются в орнаментальных хороводах во всех областях средней полосы, но особенно большую известность приобрел рязанский хоровод «Змейка».
Интересно описание этого старинного хоровода балетмейстером К. Голейзовским. «Рязанская «Змейка» начиналась в понедельник вечером, когда в городе Скопине открывалось празднование семика.
Игровые хороводы
Средняя полоса России богата оригинальными и разнообразными по своему содержанию игровыми хороводами, исполняющимися под игровые песни. Это широкая и распевная «На горе-то калина» и более быстрая «Вдоль по лугу» Московской области, «Из-за лесику» и «Дрема» Рязанской области, степенная песня Владимирской области «Заинька, серенький, где ты был-побывал», «У нас-то по травке» Тульской области, быстрая песня Ярославской области «Кик под белою, белой березою», «Тут, Иван Иванович, наша просьба до вас» Калининской области и много других. В своих построениях игровые хороводы менее разнообразны, чем орнаментальные. В основном это построение кругом, реже «стенкой» — двумя линиями. Здесь в игровых хороводах, особенно по их окончанию, часто встречается поцелуй. Целоваться при народе — в хороводе — уже не считается зазорным, это выполнение определенного ритуала, обычая. Целуются даже по нескольку раз, в зависимости от слов песни, сопровождающей хоровод.
Как правило, целуются действующие лица — солисты, но бывает и так, что целуются все участники хоровода.
Чаще и разнообразнее, нежели в северных игровых хороводах, используется платочек. Заменяя различные предметы, которые требуются в хороводе по тексту песни, и обогащая выразительность жеста, платочек кроме этих своих функций становится также ярким хореографическим средством выражения в руках разыгрывающих песню. Платочком исполнители усиливают акценты и подчеркивают ритм песни, придают исполняемым движениям еще более острый танцевальный характер.
В различных районах Московской и Владимирской областей встречаются игровые хороводы с так называемым «рассуждением». Хороводы такого типа изучены и подробно описаны фольклористом-музыковедом Н. М. Бачинской: «Словом «рассуждать» в д. Машково, в городах Александрове и Струнино Владимирской области называют особую совокупность жестов, употребляемых актерами-солистами при разыгрывании хороводных песен.
Вышедшие в середину хоровода парень и девушка (иногда в кругу собирается и не одна пара) прогуливаются, взявшись за руки, против движения хоровода, останавливаясь друг против друга, когда начинается разговор или действие.
1. «Рассуждающий» (обращающийся с речью) делает шаг к своему партнеру, слегка дотрагиваясь концами вытянутых пальцев до его плеч.
2. Отступает на прежнее место, указывая на себя, затем вращает кисти рук одну вокруг другой (делается от одного до полутора кругов).
3. Разводит обе руки на уровне груди кругообразным движением— сначала вовне (от себя), затем вовнутрь (к себе).
4. Руки плавным, волнообразным движением опускаются вниз. Для всей совокупности жестов характерна необычайная плавность, движения отдельных исполнителей поражают своей грацией и благородством. Когда актеру требуется совершить какое-либо действие, вместо первого жеста — прикосновения к плечам партнера — условно изображается само действие.
Из общего хоровода выделяется несколько действующих лиц, а остальные участники, сохраняя традиционный круг, поют, двигаются и приплясывают. Песня рассказывает о готовящейся свадьбе и выборе невесты, брата, сестры и т. д. В ней выражена мечта о хорошей, дружной семье.
Движется хороводный круг, в центре — жених, «барин», хозяин положения. Он подбирает себе по сердцу невесту, и тестя, и сестру, и брата, а главное, «не сварливую тещу». Исполнитель роли жениха приплясывает в центре круга, затем, так же приплясывая, идет вдоль хоровода, останавливается то возле одного участника, то возле другого, наконец, решившись на «выбор», кланяется ему и приглашает в центр круга. Все это он делает красиво, с достоинством, импровизируя по ходу действия. Так постепенно из общего состава хоровода выделяется несколько действующих лиц. Все действующие лица, выходя в круг, пляшут, рассыпая «горох» дроби, а женщины исполняют дробь со своеобразным движением обеих рук сверху вниз. Такое движение рук в сочетании с мелкой дробью типично и очень распространено в быстрых игровых хороводах, а особенно в плясках Калининской области. Исполняют его в основном женщины. В начале движения обе руки, согнутые в локтях, коротким взмахом поднимаются вверх. Голова одновременно со взмахом рук наклоняется вперед-вниз. Руки в слегка перекрещенном или неперекрещенном положении останавливаются на уровне головы или же чуть выше. Пальцы слегка вытянуты, конец сложенного платочка зажат между средним и указательным пальцами и прижат большим. Одновременно с притопом ногой руки стремительно движутся сверху вниз, голова поднимается вверх. Руки, опустившись чуть ниже уровня груди, расходятся в стороны, оставаясь согнутыми в локтях. После притопа правой ногой, который исполняется с очень небольшим подскоком на левой, участница или участник хоровода выходят в круг, исполняя поочередно то правой, то левой ногой притопы на каждую восьмую такта. Притопы исполняются без подскоков, на присогнутых коленях на 4 или 8 тактов — своеобразной непрерывной «дорожкой». После такого «выхода» каждый, импровизируя, приплясывает в середине круга. Ведущий — «барин», проводив каждого в середину круга, продолжает выбор родни. В момент набора родни движение круга останавливается. Все, повернувшись лицом в центр круга и разъединив руки, подплясывают и приплясывают. У девушек правая рука с платочком, согнутая в локте, движется на уровне чуть ниже груди то вправо, то влево. Когда жених — «барин» выбрал себе всю будущую родню — семью, он вместе с невестой приглашает всех участников хоровода поклонами и словами к себе на свадьбу. Хоровод отвечает общим поклоном — благодарностью за это приглашение.
Хоровод «Селезень»
Весьма распространен в Московской области и в других областях средней полосы России хоровод «Селезень» — круговой с двумя действующими лицами. Песня «Как селезня я любила» рассказывает о любви девушки к парню, которого она ласково величает «селезнем». Девушка покупает для него картуз, сюртук, бархатные штаны, сапожки и любовно наряжает его. Все участники хоровода ходят по кругу и поют, любуясь ими.
Очень интересен своеобразный шаг-поступь в игровых хороводах, записанный Н. Бачинской в одном из районов Владимирской области: «. участники хоровода обращены лицом в круг:
1) с правой ноги делается маленький шаг вперед (к центру круга), 2) левая нога приставляется к правой, 3) правая нога отступает назад, становясь ступней непосредственно позади левой, 4) левая нога становится рядом с правой и т. д. Особенностью этого шага является его чрезвычайно малое поступательное движение— всего на ширину ступни в результате последовательности четырех шагов. Применялся он в многолюдных хороводах, когда участники стояли вплотную друг к другу»