Что такое орнитологическая станция
Как добраться до станции «Фрингилла» самостоятельно (+ что посмотреть)
«Фрингилла» — станция кольцевания птиц на Куршской косе. Находится рядом с Танцующим лесом. И если время года позволяет (она работает не круглогодично), туристы с удовольствием посещают ее. Слушают рассказы орнитологов о том, зачем нужно ловить и регистрировать птиц.
Экскурсия на «Фрингиллу» — настоящее шоу. Довольны обычно и дети, и взрослые. Работники станции показывают ловушки для птиц и демонстрируют самых ярких представителей пернатых, пойманных за последние день-два.
В этой статье о том, как доехать до «Фрингиллы» и что посмотреть. Как проходит экскурсия, что рассказывают и показывают (на личном опыте).
Экскурсии в Калининграде
Самые интересные экскурсии — это маршруты от местных жителей на Трипстере. Начинать интересно с обзорного тура по Калининграду. Пройти от острова Кнайпхоф до Амалиенау, сориентироваться в городе. И съездить в самое красивое место Калининградской области — «Куршская коса — царство моря, дюн и птичьих голосов».
Где находится «Фрингилла»
«Фрингилла» — первая в мире орнитологическая станция, основанная в 1901 г. в пос. Росситтен (Рыбачий). Но поскольку над Куршской косой проходит маршрут миграции птиц, и весной и осенью над ней пролетают миллионы пернатых, в 1956 г. был открыт полевой стационар Биологической станции Зоологического института РАН по изучению птиц. До сих пор он крупнейший не только в России, но и в Европе.
Полевой стационар Фрингиллы располагается на 23 км Куршской косы, не доезжая 11 км до пос. Рыбачий. Чуть дальше находится озеро Чайка и Высота Мюллера.
Как добраться до «Фрингиллы»
На трассе из Зеленоградска в Клайпеду есть остановка «Птичник». Она находится прямо напротив орнитологической станции «Фрингилла». Точнее, недалеко от того места, где начинается пешеходный маршрут. Большинство рейсовых автобусов до пос. Морское (крайний на Куршской косе) останавливаются там.
В крайнем случае можно попросить остановку по требованию, водители не отказывают.
Автобус №593 | Калининград — Морское (через станцию «Фрингилла») |
Автобус №596 | Отрадное — Морское (через Светлогорск и Фрингиллу) |
Автобус №210 | Зеленоградск — Морское (через станцию «Фрингилла») |
Единственный нюанс — на Фрингиллу непросто попасть самостоятельно. Орнитологи работают только с организованными группами. Индивидуальные гиды также по желанию могут организовать заезд заезд на станцию, если обговорить этот момент заранее. На Трипстере, к примеру, вы можете выяснить любую интересующую информацию до оплаты экскурсии (есть функция личных сообщений).
Анасия Подгородецкая: «Протрясающее место, нам порекомендовала экскурсовод. Не ожидали, что будет настолько интересно слушать научные факты. Всё показано наглядно, замечательный орнитолог дядя Лёня Соколов проводил знакомство с этой частью природы. Фрингилла — это сплошной позитив и новая информация.»
Как проходит экскурсия
Экскурсия на Фрингиллу начинается с пешего маршрута (500-600 м) через лес. До того места, где дважды в год организуется полевой стационар орнитологической станции. На территории покажут ловушки для птиц — это участки, огороженные сеткой. Если повезет (ловушка окажется не пустой), можно будет увидеть процесс от и до.
Затем в деревянном домике один из орнитологов продемонстрирует процесс регистрации птиц. Расскажет, как была открыта станция «Фрингилла», и для чего учет ведется сейчас. И обязательно уверит всех туристов с тонкой душевной организацией, что ни одна птица в ходе данного процесса не пострадала.
Была поймана, аккуратно изъята из ловушки, окольцована и отпущена к месту следования (на юг осенью и домой, на север, весной).
Программа регистрации пернатых, разработанная на станции, считается новаторской. За считанные секунды орнитологи могут определить размеры птицы, массу тела, величину жировых резервов, состояние линьки и стадию полового цикла.
Чаще всего можно увидеть зяблика, чижа, королька, пеночку, славку, синицу, скворца, дрозда. Удачей считается пойманный ястреб, дятел, кукушка, сова. Последние «ловятся» в основном по ночам. Но и дневные туристы могут застать перелетную совушку, как повезло нам — эту красотулю вы можете видеть на фото.
Иван Кротов: «Из достопримечательностей Куршской косы лично мне Фрингилла понравилась больше всего. И всё благодаря великолепному экскурсоводу. Соколов Леонид Викторович, доктор биологических наук, уже полвека трудится здесь, приезжая на сезонную работу с апреля по ноябрь, когда идёт основной поток птиц. Рассказывает он легко и с юмором. Но при и взрослые, и дети слушают его, затаив дыхание, периодически взрываясь смехом.»
На Фрингилле можно приобрести приятные и недорогие сувениры. Футболки, брелоки, магниты, шариковые ручки с символикой станции. А также брошюры и компакт-диски для тех, кому интересно изучить орнитологию более глубоко.
Вопрос — ответ
Что означает слово «Фрингилла»?
Фрингилла в переводе с латыни — зяблик. Именно эта птичка была признана символом орнитологической станции, когда в 1901 г. ее открывал немецкий профессор И. Тиннеман. Причина, скорее всего в массовости.
В какое время года можно попасть на Фрингиллу? Весной, летом, осенью?
Сезон развертывания ловушек полевого стационара стартует в начале апреля и завершается в последних числах октября (источник park-kosa.ru). Но экскурсии проводятся весной и осенью — в разгар миграции птиц.
Сколько стоит посещение Фрингиллы?
Посещение станции входит в стоимость экскурсий. Если едете с индивидуальным гидом, и Фрингиллы нет в программе, можно попросить ее добавить. И пересчитать окончательную стоимость. Теоретически же посещение Фрингиллы, как и любой достопримечательности Куршской косы, бесплатное. Взимается только плата за въезд.
Стоит ли брать детей на экскурсию?
До 5 лет возможно не стоит. Но после обязательно: в нашей группе абсолютно все дети наблюдали с восторгом. И не только дети.
Можно ли снимать фото / видео на Фрингилле?
Орнитологические станции
В последние десятилетия кольцевание в значительной степени концентрировалось на орнитологических станциях. В настоящее время в разных частях света ф /нкционирует свыше 300 таких станций. Одни из них работают круглый год, другие — только в периоды перелета птиц. Самая первая орнитологическая станция, основанная Гетке на Гельголанде, теперь является филиалом станции в Вильгельмсхафене (Германия).
В 1901 г. И. Тинеманн, один из пионеров изучения перелетных птиц, основал орнитологическую станцию на Куршской косе. В поселке Рыбачий, была отстроена советская орнитологическая станция.
На юге Германии функционирует станция Радолфцелл на берегу озера УнтерЗе. В ГДР действует известная орнитологическая станция на острове Рюген.
В Великобритании первостепенное значение имеет станция на острове Фэр-Айл, между Оркнейскими и Шетландскими островами. Среди других британских станций следует отметить остров Малл в заливе Ферт-оф-Форт в Шотландии, Скокхолм в Уэльсе, Сперн в Йоркшире, Гибралтар-Пойнт в Линкольншире и Данджнес в Кенте.
В Швеции наиболее значительны две вышеупомянутые станции — Оттенбю и Фальстербу. Они находятся в ведении Шведского орнитологического общества и его местного филиала — Сконского орнитологического общества. Шведское орнитологическое общество располагает также орнитологической станцией на острове Капри в Италии, где с 1956 г. ведутся наблюдения во время весеннего перелета. Основательные исследования перелетных птиц проводятся также на мысе Торхамнс-Удде в Блекинге, у Квисмаре-на в Нерке и на острове Хаммарен в северной части озера Венерн.
В Финляндии самые крупные станции — Сигнильшер, Логшер, Тауво и Вальсорет. В Норвегии в первую очередь надо отметить станцию Сту-ре-Фердер, затем Ретванген, Йомфруланн; весьма известна также станция на острове Утсира. Датское орнитологическое общество проводит исследования перелетных птиц в районе мыса Блованс Хук на западе Ютландии. Значительные результаты были получены также на островах Кристиансё близ Борнхольма и Хесселе севернее Зеландии. (На Кристиансё в настоящее время наблюдения не ведутся.) Кроме того, надо отметить еще орнитологическую станцию на мысе Скаген.
В Нидерландах действует десять орнитологических станций. В Бельгии работа по изучению перелетных птиц сконцентрирована на станции Звин в северо-западной части этой страны. В Венгрии функционируют орнитологические станции на берегах озер Веленце и Киш-Балатон. В Румынии одна орнитологическая станция, которая в 1968 г. переместилась с побережья Черного моря в глубь страны. В Швейцарии успешно работает орнитологическая станция в Земпахе.
Во Франции биологическая станция в Камарге — крупнейшая из орнитологических станций Средиземноморья. Это важный центр экологических исследований, но основное внимание там уделяется птицам. В Италии насчитывается около 30 станций по кольцеванию птиц, а в Испании изучением перелетных птиц прежде всего занимаются два научно-исследовательских стационара, расположенные в дельте Гвадалквивира.
В США работа по кольцеванию птиц сосредоточена в заповеднике Патуксент (штат Мэриленд), который подчинен Службе рыбы и дичи. Соответствующую деятельность в Канаде ведет Служба дичи. Обе упомянутые государственные организации применяют одинаковые кольца, и обо всех повторных встречах птиц информация направляется в Патуксент. В Австралии Государственная организация научных и промышленных исследований в основном контролирует деятельность по кольцеванию птиц на всем материке, однако пять других организаций тоже ведут подобные работы, но только в соответствующих штатах.
В Южной Африке действуют три орнитологические станции и Институт орнитологии Африки при университете Кейптауна.
В крупных масштабах систематическое изучение перелетных птиц проводится в Болгарии, Исландии, Югославии, Польше, Португалии, странах бывшего СССР, Чехословакии, Австрии, Эфиопии, Гане, Кении, Либерии, Нигерии, Зимбабве, Сенегале, Уганде, Заире, Замбии, Кипре, Филиппинах, Индии, Индонезии, Израиле, Японии, Малайзии, Таиланде, Турции, Новой Зеландии и некоторых других странах.
Орнитологические станции занимаются не только кольцеванием птиц. Наблюдения за самим перелетом и связанными с ним явлениями тщательно ведутся также и после мечения птиц и дают важную дополнительную информацию. На орнитологических станциях некоторых стран, прежде всего Швеции, Дании и России, обычно ведутся систематические подсчеты численности пролетающих птиц в течение продолжительных интервалов времени т. е. во время дневных перелетов.
В итоге за последние десятилетия науке был предоставлен исключительно ценный материал, который до сих пор лишь частично удалось обработать. встречах окольцованных птиц. Этот показатель сильно колеблется для разных групп птиц. Для относительно крупных птиц, имеющих охотничье-промысловое значение, он относительно велик. По данным Спенсера в Англии доля повторных встреч белолобого гуся составляет 31,8%, серого гуся — 24,3, широконоски — 23,3, хохлатой чернети — 20,2, большого баклана — 19,6 и шилохвости — 14,5%.
Повторные встречи окольцованных птиц (возвраты колец)
В чем выражается результат огромной работы по кольцеванию птиц в сугубо количественном отношении?
О том, насколько незначительна частота повторных встреч мелких птиц, можно судить по следующим примерам. Для 13 видов воробьиных эта величина варьирует от 0,3 до 0 %, а для шести других видов из этого же отряда — от 1,1 до 1,7%. Очень малы показатели для пеночки-веснички (0,31%), камышевки-барсучка (0,38%), серой славки (0,46%), черноголового чекана (0,50%), белопоясной каменки (0,55%), черноголовой славки (0,59%) и тростниковой камышевки (1,18%).
Возможность обстоятельно исследовать ночные перелеты птиц впервые появилась только с применением радиолокации, что позволило исключить воздействие на наблюдения погодных условий. Еще в годы второй мировой войны было замечено, что перемещения даже небольших воробьиных птиц фиксируются на экранах радиолокаторов. С помощью этой техники можно изучать как ночные, так и дневные перелеты независимо от характера облачности и освещенности в радиусе примерно 90 км и на высотах до 7 тыс. м. Материалы исследований, независимо выполненных в Швейцарии, Великобритании и США в 1950-х годах, существенно изменили представления о масштабах и характере ночных перелетов.
Дело еще не дошло до того, чтобы на экранах радиолокаторов определять виды перелетных птиц, но с помощью этого устройства вполне возможно устанавливать их размеры и. приблизительное число особей в стае. Поскольку фиксируется каждый взмах крыльев, то по этим движениям можно распознать, является ли птица представителем отряда воробьиных или, например, одним из мелких куликов.
Наблюдения за ночными перелетами
Птицы, совершающие перелеты по ночам, сами выдают свое присутствие: в это время все пространство наполняется криками пролетающих пернатых. На это явление люди, вероятно, давно обращали внимание, однако в античной и средневековой литературе о нем упоминается мало.
Сведения о птицах, разбившихся ночью у маяков, ясно показывают, что очень большое число видов совершает в основном ночные перелеты. Естественно, такие перелеты труднее изучать, чем дневные. Вначале исследователи удовлетворялись тем, что опознавали голоса пролетающих птиц, а также отмечали повторяемость и направление ночных миграций. Эта методика была усовершенствована в США благодаря применению техники, регистрирующей крики птиц на расстоянии, вчетверо превосходящем возможности человеческого слуха, с соответствующей записью на пленку.
Еще в 1881 г. американцу У. Скотту удалось получить довольно интересные результаты при изучении ночного пролета птиц на фоне луны, но лишь в 1945 г. этот метод был взят на вооружение со значительно более совершенной техникой. Он дал ценную информацию о структуре, повторяемости, направлении и сроках ночных перелетов, а также об их погодных условиях.
Кольцо для зяблика: как работает орнитологическая станция на Куршской косе
Арсений — научный сотрудник полевого стационара «Фрингилла» на Куршской косе, он изучает физиологию птиц. Каждый день с апреля по октябрь, во время активной миграции птиц, он встаёт до восхода солнца, чтобы не пропустить первых пернатых, которые попались в ловушку. «Афиша Нового Калининграда.Ru» выяснила у орнитолога, куда улетает чечевица, где искать ушастую сову и как поймать птицу голыми руками.
Мост перелёта птиц
Ловушка для птиц на полевом стационаре «Фрингилла» — одна из самых больших в мире. огромных размеров птицам, которые летят над лесом, она не кажется опасной. Конечно, они видят её, зрение у птиц отличное, но смотрят сквозь неё, будто не замечая. Столбы, на которых держится сетчатая конструкция, сопоставимы с высотой пятиэтажного дома. Лабиринт сужается по принципу мережей, и постепенно птица оказывается в клетке — небольшой приёмной камере, откуда самостоятельно выбраться не может. Такие рыбацкие ловушки рассчитаны на мелких певчих птиц, например, зябликов, корольков, синиц, скворцов, дроздов. Иногда попадаются птицы побольше — ястреб-перепелятник или ушастая сова.
Орнитологи проверяют ловушку каждый час. Попавшихся птиц отлавливают и несут в лабораторию — деревянный домик, похожий на сказочную избушку. Внутри на одном из больших окон на листе слова французского учёного Луи Пастера: «Наука должна быть самым возвышенным воплощением Отечества, ибо из всех народов первым всегда будет тот, кто опередит другие в области мысли и умственной деятельности». На столах лежат рабочие материалы, толстые расчерченные от руки тетради — журналы наблюдений, линейки, карандаши и ручки. На стенах — связки колец разных размеров, плакаты, карты, списки названий птиц на латыни, газетные вырезки и яркая коллекция автоматических ручек, развешенных до потолка. В лесу без конца пинькают зяблики, иногда печальными трубно-флейтовыми песнями их перебивает дрозд.
Первая в мире орнитологическая станция появилась в посёлке Росситтен в начале двадцатого века. Её основал Иоганнес Тинеманн, священник, который начал наблюдать за птицами из любопытства. Тинеманн хотел понять, возвращаются ли птицы после зимовки обратно на косу или нет. Священник словил ворону, повязал ей на лапу красную нить и отпустил. На следующий год птица вернулась. На этом исследования не закончились. Из газет священник узнал, что в Дании учитель гимназии Ханс Корнелиус Мортенсен придумал, как узнать птицу после зимовки — надел ей на лапку алюминиевое кольцо. Так он определил, те же самые скворцы прилетают в его скворечник или нет. В 1901 году Тинеманн перенял идею датского учителя и начал массовое кольцевание птиц, а затем основал орнитологическую станцию. За сорок один год, с 1903 по 1944-й, в Росситтене было окольцовано около одного миллиона пернатых.
В 1944 году работа полевого стационара прекратилась на двенадцать лет. После долгого перерыва орнитологическая станция открылась вновь на 23 километре Куршской косы и получила название «Фрингилла». Сегодня здесь изучают физиологию птиц, миграцию, навигацию, микроэволюцию, демографию, влияние климата, проводят лабораторные исследования. Такое расположение неслучайно. Куршская коса — узкая полоска суши, которая растянулась с на и с двух сторон граничит с водой: Балтийским морем и Куршским заливом. Для большинства птиц — это мост, над которым безопасно лететь. Если птица попадёт в шторм над большим водным пространством, то запросто может погибнуть. Полёт над сушей безопаснее — всегда есть возможность приземлиться и переждать непогоду. К тому же, выбирая такой маршрут, птицы срезают угол Балтийского моря, сокращая путь.
Найти дорогу домой
Времена, когда учёные считали, что одни виды птиц превращаются в другие, зимуют на дне водоёмов или летят на Луну на спинах более сильных особей, прошли. Сегодня орнитологи могут описать птичьи маршруты и проследить за их изменениями. Например, европейские птицы летят на зиму в Африку и Азию. Осенью в этих или других направлениях за одни сутки над косой пролетают два миллиона птиц. Весна — пик миграции тех, кто зимовал поблизости, в Европе. Это, например, синицы, снегири, зяблики. Дальних мигрантов, тех, что летят из Африки, на косе встречают в первых числах мая. Некоторых — в середине июня, например, чечевицу — птицу, которая зимует в Индии и пролетает около десяти тысяч километров, чтобы попасть в Европу.
Одни птицы летят за тысячи километров, другие — остаются на зимовку там, где родились. Например, снегири могут гнездиться и кормиться в средней полосе России. Если на севере большой урожай рябины, лететь никуда не нужно, если урожая нет — смещаются к югу до тех пор, пока не найдут достаточно корма. Расстояния их перелётов обычно небольшие — несколько сотен, тысяча километров. Этот мигрант стремится туда, где есть корм. Есть и такие птицы, которые мигрируют всегда, например зяблик.
На миграцию птиц влияет и изменение климата. Самая крупная птица, которая попадается в ловушку орнитологов на Куршской косе — ушастая сова. Раньше за одну ночь можно было окольцевать порядка ста сов, теперь за сезон — не больше трёх. Учёные предполагают, что это связано с изменением снежного покрова: некоторые площади, которые лет назад были покрыты снегом, сейчас открыты, и совам нет необходимости мигрировать. У птиц проявляется пластичность — некоторые виды начинают быстро реагировать на изменения климата.
Одна из самых больших загадок: как птица запоминает дорогу домой. Вот, например, каменка — маленькая птичка, которая размножается на Аляске, а зимует в Африке. Чтобы попасть из одной точки в другую, ей нужно пролететь через всю Евразию, а это около 15 тысяч километров. При этом птица всегда прилетает в тот же самый район триста на триста метров. Что она запоминает? Как ориентируется? Навигация птицы — магнитное поле, но его показателей всё же недостаточно, чтобы быть настолько точным в расчётах. Показатели магнитного поля могут вывести птицу в район девяти десятков километров. Это сопоставимо с тем, если бы птица родилась на Куршской косе, а после зимовки прилетела на восток Калининградской области. Но она прилетит именно в то место, где родилась.
Птицы быстры, крайне выносливы и отлично ориентируются в небе. Большинство летят по ночам — гуси или корольки, но есть и те, кто мигрирует исключительно днём или в любое время суток, как утки. Жир для птиц — топливо. Всю энергию для полёта птицы берут из него. Птица размером с зяблика на одном грамме жира способна пролететь две сотни километров. Когда нужно, птица может увеличить массу своего тела в два раза за пару недель и так же легко сбросить накопившийся жир за несколько дней.
Окольцевать зяблика
Кожа у птиц прозрачная, поэтому жир виден хорошо. Появление жира — знак того, что пора отправляться в путь. Те птицы, что будут гнездиться на Кольском полуострове или на севере Финляндии — самые длиннокрылые, потому что дистанция их миграции огромная. Чем длиннее крыло, тем эффективнее полёт.
Автор — Анастасия Светогор, фото — Денис Туголуков, «Новый Калининград.Ru»
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter