Что такое оро в русском языке

Фонетика правит историю

Большое значение для прочтения сохранившихся письменных исторических источников представляет закон чередования гласных звуков в славянских языках. Для лучшего понимания сего факта приведём цитату из лекций под руководством известного учёного канд. филол. наук, доцента Шнайдерман Л.А., а именно лекцию № 4.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЧЕРЕДОВАНИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

Чередование – это замещение одной фонемы другой или другими в одной морфеме, не нарушающее единства морфемы. Чередование, связанное с живыми фонетическими процессами, называется фонетическим. Если изменения фонем утратили фонетическую обусловленность, не связаны с живыми фонетическими процессами и не зависят от фонетических позиций, то такие чередования называются историческими.

Исторические чередования вызваны многими процессами, происходившими в индоевропейский, общеславянский периоды, а также в ранние периоды развития языка.

Чередование Е // О в современном русском языке осталось от периода индоевропейской языковой общности, т.е. во II – III тысячелетии до н.э., например:

Чередование Е // О связано со следующими явлениями:

со словообразованием: в глагольных корнях (в глаголе или отглагольном существительном) находился гласный [е], в корне существительного – гласный [о], ср.: чесать – коса; течь – поток, плету – плот;

с грамматическим значением глагола: в корне глаголов со значением недлительного или однократного действия употреблялся гласный [е], в корне глаголов со значением длительного, повторяющегося, многократного действия – гласный [о], ср.: нести – носить; вести – водить.

В современном русском языке сохранились чередования звуков, возникшие в общеславянскую эпоху, т.е. в V – VI веках, и свойственные большинству славянских языков. Эти чередования объясняются фонетическими процессами, действовавшими в тот период, а именно: утрата количественных различий в гласных, монофтонгизация дифтонгов, изменение сочетаний гласных с согласными.

Чередование Е // А (сесть – садиться) объясняется индоевропейским чередованием [е] долгого // [о] долгого, которые в общеславянском языке изменились соответственно в [;] // [а], в русском языке – в [е] // [а] (я). Ср. также:

есть – ясли «кормушка для скота».

Чередование Ы // О беглое (посылать – посол – послать) объясняется индоевропейским чередованием [u] долгого // [u] краткого, которые в общеславянском языке изменились соответственно в [ы] // [ъ]. После утраты редуцированных гласный [ъ] в сильной позиции изменился в [о], в слабой позиции утратился, что способствовало появлению беглого [о], поэтому в русском языке имеется чередование [ы] // [о] // ноль звука.

Чередование И // Е в корнях БИР – БЕР, ПИР – ПЕР, ДИР – ДЕР, ТИР – ТЕР, МИР – МЕР, ЧИТ – ЧЕТ, БЛИСТ – БЛЕСТ, СТИЛ – СТЕЛ объясняется индоевропейским чередованием [i] долгого // [i] краткого, которые в общеславянском языке изменились соответственно в [и] // [ь]. После утраты редуцированных гласный [ь] в сильной позиции изменился в [е], в слабой позиции утратился, что способствовало появлению беглого [е], поэтому в русском языке имеется чередование [и] // [е] // ноль звука.

выбирать – выберу – выбрать,

запирать – запереть – запру,

придираться – придерется – придраться,

вытирать – вытереть – вытру,

читать – прочесть – чтец,

умирать – умер – умру,

расстилать – расстелить – разостлать.

Чередование А // Я в начале слова (ягненок – агнец) связано с появлением в общеславянский период перед гласными [э] (есть) и [‘а] (яти «брать») согласного [j] (йот) в начале слова, но затем в старославянском языке он утратился. Начальное Я свойственно словам русского происхождения, начальное А свойственно словам старославянского происхождения:

Чередование У // Ю в начале слова (урод – юродивый) связано с появлением в общеславянский период перед гласными [у] согласного [j] (йот) в начале слова, но затем в восточнославянском (древнерусском) языке он утратился. Начальное У свойственно словам русского происхождения, начальное Ю свойственно словам старославянского происхождения:

Чередования А (Я) // ИН, ИМ, ЕН, ЕМ, Н, М;

Происхождение Ен и Он вызвано законом открытого слога и связано с изменением дифтонгических сочетаний гласных с носовыми согласными. Носовой гласный переднего ряда Ен возник из сочетания гласного переднего ряда с носовым согласным. Носовой гласный заднего ряда Он возник из сочетания гласного заднего ряда с носовым согласным. Они произносились при опущенной занавеске, а струя воздуха проходила через нос.

В результате действия закона открытого слога дифтонгические сочетания изменялись только перед согласным или в конце слова, а перед гласным дифтонгические сочетания сохранялись без изменения. Так возникло фонетическое чередование:

Ен // ен, ем, ин, им, ьн, ьм;

После утраты носовых гласных и замены их на неносовые стали наблюдаться чередования:

а (я) // ин, им, ен, ем, ьн, ьм;

После утраты редуцированных в XII веке эти чередования получили современный вид:

А (Я) // ЕН, ЕМ, ИН, ИМ: начать – зачин; занять – занимать; принять – прием;

А (Я) // Н, М: жать – жмет; начать – начну; взять – возьму;

У (Ю) // ОН, ОМ: звук – звон;

У (Ю) // Н, М: надутый – надменный;

У (Ю) // А (Я): тугой – тяга; кусок – часть.

Чередования У // ОВ (ЕВ);

В общеславянском языке имелись дифтонги ai, oi, ei; au, ou, eu, которые оканчивались неслоговыми звуками i-, u-. В конце слова и перед согласным происходила монофтонгизация этих дифтонгов, т.е. сочетание двух звуков в одном слоге, из которых один является слоговым, а другой неслоговым, заменялись одним гласным звуком в пределах слога. У славян дифтонги с неслоговым i- (ai, oi, ei) изменились в гласные [и], [;], дифтонги с неслоговым u- (au, ou, eu) изменились в гласный [у].

Монофтонгизация дифтонгов ai, oi, ei; au, ou, eu не происходила перед гласными. В этом случае неслоговая часть дифтонга i-, u- присоединялась к гласному следующего слога. Неслоговой i- при этом изменялся в согласный [j], а неслоговой u- изменялся в согласный [в]. Так дифтонги ai, oi, ei изменились в сочетания ой, ей; дифтонги au, ou, eu изменились в сочетания ов, ев.

В слове кую (*kouju) дифтонг ou находился перед согласным [j], поэтому он изменился в гласный [у]; в слове ковати (*kouati) дифтонг ou находился перед гласным [а], поэтому он изменился в сочетание ов.

В слове п;ть (*poiti) дифтонг oi находился перед согласным [т], поэтому он изменился в гласный [;]; в слове пой (*poi) дифтонг oi находился на конце слова, в слове поет (*poiet) дифтонг oi находился перед гласным [э], поэтому в словах пой, поет он изменился в сочетание ой.

Аналогичны объяснения чередований в словах современного русского языка

Чередования ОРО, ОЛО, ЕРЕ, ЕЛО // РА, ЛА, РЕ, ЛЕ (ворота – вратарь, молодой – младший, привередливый – вред, ошеломленный – шлем) объясняется наличием в общеславянский период сочетаний гласных с плавными согласными or, ol, er, el в середине слова между согласными и их различным изменением в восточнославянском и старославянском языке.

В индоевропейском языке-основе были сочетания гласных с плавными согласными or, ol, er, el, которые в результате действия закона открытого слога перед гласными оставались без изменения (беру, колю, просторъ), а перед согласными изменялись. Эти изменения проходили по-разному в южных, восточных и западных славянских языках.

В древнерусском (восточнославянском) языке путем развития после плавного согласного дополнительного гласного, одинакового с предшествующим, сочетания or, ol, er, el изменились соответственно в оро, оло, ере, оло (ело): борда ; борода, голва ; голова, берг ; берег, мелко ; молоко. Сочетание el изменилось в оло в связи с отвердение [л], но в некоторых словах сочетание ело сохранилось: шелом, ошеломить.

В старославянском (южнославянском) языке сочетания or, ol, er, el изменились соответственно в ра, ла, р;, л;, так как долгота слога сосредотачивалась на гласном звуке, и он изменился: о ; а, е ; ;, а затем в результате действия закона открытого слога гласный и плавный поменялись местами. Ср.: борда ; брада, голва ; глава, берг ; бр;г, мелко ; мл;ко.

Ср.: нем. Berg «гора» – др.-рус. берегъ – ст.-слав. бр;гъ;

нем. Garten «сад» – др.-рус. городъ – ст.-слав. градъ;

нем. Milk «молоко» – др.-рус. молоко – ст.-слав. мл;ко;

нем. Helm «шлем» – др.-рус. шеломъ – ст.-слав. шл;м;

нем. Gold «золото» – др.рус. золото – ст.-слав. злато;

нем. Bart «борода» – др.-рус. борода – ст.слав. брада.

Неполногласные сочетания ра, ла, ре, ле, восходящие к древним сочетаниям or, ol, er, el, пришли на Русь вместе с принятием христианства и сосуществовали наряду с русскими сочетаниями оро, оло, ере, ело. Однако в результате омонимического отталкивания один из вариантов утратился, ср.: бр;мя – беремя, вр;мя – веремя, вр;дъ – вередъ, колодьць – кладезь, молоко – мл;ко. Как правило, среди таких пар слово с отвлеченным значением или высокой стилистической окраской сохраняло старославянский вариант с неполногласием бр;мя, вр;мя, вр;дъ. Русский вариант с полногласием обычно сохранялся у слов, обозначающих бытовые реалии: колодьць, молоко.

Однако в современном русском языке находится достаточно большое количество слов слов-вариантов или однокоренных слов с полногласием и неполногласием:

ворота – привратник, вратарь,

краткий – короткий и др.

В современном русском языке чередования ОРО, ОЛО, ЕРЕ, ЕЛО // РА, ЛА, РЕ, ЛЕ имеют различные функции:

1) служат словообразовательным средством: город – Волгоград;

2) способствуют семантическим различиям: голова – глава; горожанин – гражданин; сторона – страна;

3) отличаются стилистической окраской: волосы – власы, голос – глас.

Полногласные и неполногласные сочетания нужно отличать от исконных сочетаний плавного с гласным типа ра, ла, ре, ле и от случайных сочетаний (красный, плакать, трава, грех, половодье, грамота, дрель, положить, половина, пороть). Проверить отсутствие или наличие полногласия можно по отсутствию слов-вариантов с полногласным или неполногласным сочетанием. Например, слово вредитель имеет неполногласное сочетание ре, так как в русском языке есть слово привередливый с полногласным сочетанием ере в корне с тем же значением.

После падения редуцированных и изменения сильных редуцированные в гласные полного образования появились сочетания ор, ол, ер: кърмъ ; корм, вьрхъ ; верх, вълна ;волна, чьлнъ ;челн, что привело к возникновению второго полногласия преимущественно в северо-западных говорах: кором, волок, верех, волона. Результаты второго полногласия не отразились в русском литературном языке, сохранившись только в словах веревка (из вьрвь), сумеречный (из сумьрки), бестолочь (из тълкъ), остолоп (из стълпъ).

Чередования ОРО, ОЛО, ЕРЕ // ОР, ОЛ, ЕР, ЕЛ (пороть – порю, уколоть – уколю) объясняется отсутствием изменений сочетаний гласных с плавными согласными or, ol, er, el в середине слова, так как после них шел гласный. Ср. также:

Чередование ЕРЕ // Р (тереть – тру, умереть – умру) объясняется наличием сочетания редуцированного с плавным ьр. После утраты редуцированных в XII веке эти чередования получили современный вид:

Чередование Е // О в начале слова (однажды – единственный) связано с утратой начального [j] перед Е в восточнославянском языке, тогда как в старославянском языке этот процесс отсутствовал, поэтому начальное О является признаком русского языка, начальное Е – старославянского языка:

Чередования О // ноль звука

Переход Е в О наблюдался под ударением после мягкого согласного перед твердым согласным или на конце слова, поэтому в однокоренных словах или в формах одного и того же слова в безударном положении наблюдается [е], а под ударением [‘о] (ё), например:

тепло – тёплый. Конец цитаты.

Если же выйти за пределы русского языка, то следует добавить также славянское чередование О//И в родственных словах русского и украинского языков, частным случаем которого и является, вероятно русское О//Ы. Примеров много: соль – сiль, ночь – нiчь и др.

Добавить следует обязательно и польский язык с чередованием Я (А)//ЕНТ, ЕД//ЕНД, ЕТ//ЕНД, УД//ОНД, ИН//ЁНТ, АД//АНД. Примеры пять – пент, коляда – коленда и др.

Вооружившись, как говорится, теорией, мы можем теперь обосновать гегемонию древнеславянского языка в Древнем мире. Это и названия древних кельтских племён, язык которых видимо был всё-таки славянским, что бы ни утверждала современная наука, глубоко сидящая, как на игле, на англосаксонской выдуманной трактовке. Таковы, например, гельветы – главиты (главные), секваны – скованы (т. е. дружные), сеноны – сононы (сущие). Сюда же возможно относятся и ингевоны – гневняне, англы – угляне, леманы – ломаны, ремы – рамы (жители лиственных лесов), гельвии – главы и т. д.

Имена древнегерманских князей также становятся более понятными. Сюда можно отнести такие исторические личности, как Горм – Гром, Горза – Гроза, Гримоальд – Громолад и др. Таким образом и родоначальник французских королевских династий Меровей становится Моревеем, то есть НАВЕЯННЫМ МОРЕМ, что совершенно соответствует легенде о его рождении.

Выше были рассмотрены гласные звуки (сонанты). Но не меньшее значение для понимания сохранившихся древних текстов имеют и согласные (консонанты).

Таким образом, можно определиться, например, с происхождением названия острова Суворой на Фарерских о-вах; городов Выборг, Русеборг и др.

Источник

Что такое оро в русском языке. Смотреть фото Что такое оро в русском языке. Смотреть картинку Что такое оро в русском языке. Картинка про Что такое оро в русском языке. Фото Что такое оро в русском языке

Что такое оро в русском языке. Смотреть фото Что такое оро в русском языке. Смотреть картинку Что такое оро в русском языке. Картинка про Что такое оро в русском языке. Фото Что такое оро в русском языке

Что такое оро в русском языке. Смотреть фото Что такое оро в русском языке. Смотреть картинку Что такое оро в русском языке. Картинка про Что такое оро в русском языке. Фото Что такое оро в русском языке

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое оро в русском языке. Смотреть фото Что такое оро в русском языке. Смотреть картинку Что такое оро в русском языке. Картинка про Что такое оро в русском языке. Фото Что такое оро в русском языке

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

Что такое оро в русском языке. Смотреть фото Что такое оро в русском языке. Смотреть картинку Что такое оро в русском языке. Картинка про Что такое оро в русском языке. Фото Что такое оро в русском языке

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое оро в русском языке. Смотреть фото Что такое оро в русском языке. Смотреть картинку Что такое оро в русском языке. Картинка про Что такое оро в русском языке. Фото Что такое оро в русском языке

Номер материала: ДВ-126376

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое оро в русском языке. Смотреть фото Что такое оро в русском языке. Смотреть картинку Что такое оро в русском языке. Картинка про Что такое оро в русском языке. Фото Что такое оро в русском языке

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что такое оро в русском языке. Смотреть фото Что такое оро в русском языке. Смотреть картинку Что такое оро в русском языке. Картинка про Что такое оро в русском языке. Фото Что такое оро в русском языке

В МГУ заработала университетская квантовая сеть

Время чтения: 1 минута

Что такое оро в русском языке. Смотреть фото Что такое оро в русском языке. Смотреть картинку Что такое оро в русском языке. Картинка про Что такое оро в русском языке. Фото Что такое оро в русском языке

ЕГЭ в 2022 году пройдет в доковидном формате

Время чтения: 1 минута

Что такое оро в русском языке. Смотреть фото Что такое оро в русском языке. Смотреть картинку Что такое оро в русском языке. Картинка про Что такое оро в русском языке. Фото Что такое оро в русском языке

Костромская область разработала программу привлечения педагогических кадров

Время чтения: 2 минуты

Что такое оро в русском языке. Смотреть фото Что такое оро в русском языке. Смотреть картинку Что такое оро в русском языке. Картинка про Что такое оро в русском языке. Фото Что такое оро в русском языке

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что такое оро в русском языке. Смотреть фото Что такое оро в русском языке. Смотреть картинку Что такое оро в русском языке. Картинка про Что такое оро в русском языке. Фото Что такое оро в русском языке

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект урока русского языка «Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями оро/ра, оло/ла, ере/ре»

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ

Тема: «Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями оро/ра, оло/ла, ере/ре».

Учитель: Османова Д.Н.

Образовательные: познакомить с историческими чередованиями в корнях , сформировать понятие полногласные и неполногласные сочетания.

Развивающие: в процессе совместной деятельности проводить наблюдения над различиями в значении, стилистической окраске, сфере употребления в речи слов с полногласными и неполногласными сочетаниями; знать источники появления в языке исторических чередований; развивать орфографическую зоркость учащихся в определении выбора правописания корней с полногласными и неполногласными сочетаниями;

Воспитательные: способствовать воспитанию осознанной потребности в знаниях, совершенствовать учебные умения, навыки, способствовать развитию любви к предмету, потребности и умению работать в коллективе при решении сложных задач.

личностные : понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека.

коммуникативные : высказывать своё мнение в устной форме и обосновывать его.

познавательные : воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находить дополнительную информацию; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

регулятивные : планировать решение учебной задачи, оценивать и корректировать свою деятельность.

Основные понятия : полногласные и неполногласные сочетания, чередование.

Тип урока : урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Формы организации учебной работы : фронтальная, групповая.

Оборудование : учебник, мультимедиапроектор, карточки-задания.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

-Здравствуйте, ребята. Я очень рада, что этот урок проведу вместе с вами. Давайте настроимся на урок, улыбнёмся друг другу и мысленно пожелаем всем нам успеха.

Обеспечивают готовность к уроку, эмоциональный настрой на урок.

Включение обучающихся в деятельность, эмоциональный настрой.

-Откройте тетради, запишите дату, классная работа.

-Догадайтесь, какие сочетания букв мы будем писать на чистописании:

-Что общего в словах ворона, воробей, город?

-Что общего в словах золотой, молодой, колос?

-Что общего в словах берег, дерево, серебро?

-Значит какие сочетания будем писать?

-Сели правильно, правый уголок тетради слегка подняли (левши левый), красиво и аккуратно записываем одну строчку сочетаний оро, оло, ере.

Совершенствование каллиграфических навыков.

Актуализация знаний. Мотивация. Возникновение проблемной ситуации.

-Закончите пословицу: Правда дороже …(золота). Как вы понимаете смысл этой пословицы?

-Запишите слово золото в тетрадь, подберите и запишите к нему однокоренные слова. Докажите, что они однокоренные.

-Отгадайте загадку: Два братца через мать друг на друга глядят

-Запишите слово берег с красной строки, подберите и запишите к нему однокоренные слова. Докажите, что они однокоренные. Что заметили, когда выделили корень? Корни различаются, может слова не являются однокоренными? Тогда почему корни различаются?

-Ребята, каким словом я с вами поздоровалась? Очень приятно произносить это слово, а ещё приятнее слышать его, не забывайте здороваться с окружающими. Запишите слово здравствуйте, подберите к нему однокоренные слова, выделите корень. Что заметили?

Объясняют смысл пословицы.

Золото-золотой, золотце, позолоченный. Выделяют корень.

Берег-береговой, побережье, брег. Выделяют корень.

-Слова однокоренные, здесь просто чередование.

Здравствуйте-здоровье, здравие, здоровый. Выделяют корень.

Корни разные, потому что чередование.

Регулятивные : выдвигать версии, находить и исправлять ошибки

анализировать, обобщать и группировать по заданным основаниям

Коммуникативные: излагать свое мнение, аргументируя его фактами, участвовать в диалоге, понимать позицию другого

Формулирование темы урока, постановка цели

-Ещё раз посмотрите на записанные слова. Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

-Сегодня мы будем говорить о словах, в корнях которых есть сочетания оро-ра, оло-ла, ле, ере-ре. Эти сочетания имеют названия: полногласные и неполногласные. Тема урока-полногласные и неполногласные сочетания. Сочетания ра, ла, ле, ре коротенькие, как бы неполные по сравнению с сочетаниями оро, оло, ере, поэтому они называются неполногласными, а сочетания оро, оло, ере называются полногласными. Полногласные и неполногласные сочетания образуют пары: золото-злато, берег-брег, молодой-младой. Запишем эти пары в тетрадь.

-Откуда взялись такие пары? А выросли они из старинной дружбы русского языка с другим языком – старославянским. В старославянском встречалось много слов с неполногласными сочетаниями: злато, брег, младой. Они «прижились» в нашем языке и «построились в пары» с нашими словами: золото, берег, молодой. Так появились в нашей речи полногласные и неполногласные сочетания.

-Итак, какие же сочетания в словах являются полногласными? А неполногласными?

-Слова с чередованиями оло, оро, ере, ра, ла, ре.

Записывают в тетрадь парами слова: золото-злато,берег-брег, молодой-младой, Подчёркивают сочетания.

Регулятивные: постановка цели, саморегуляция .

Познавательные: формирование представления об исторических изменениях, подведение под понятие, выведение следствий

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической речью.

-Подберите неполногласные родственные слова к следующим словам, запишите получившиеся пары, подчеркните полногласные и неполногласные сочетания. Слайд 1

-А теперь подберите пары с полногласными сочетаниями к следующим словам, запишите получившиеся пары слов в тетрадь, подчеркните полногласные и неполногласные сочетания. Слайд 2

-Какое слово хочется добавить к слову млечный? Что такое млечный путь? Млечный путь переводится с латинского как «молочная дорога», а с др.-греческого- «молочный круг». Слайд 3.

Источник

Сочетание оро в русском языке

Конспект урока русского языка по теме: «Упражнения в написании слов с сочетаниями оро, оло, ере. Старославянские формы» 3 класс Школа России

Конспект урока русского языка по теме: «Упражнения в написании слов с сочетаниями оро, оло, ере. Старославянские формы» 3 класс. Школа России. Конспект, презентация, дифференцированные задания.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме»

Конспект урока русского языка по теме: «Упражнения в написании слов с сочетаниями оро, оло, ере. Старославянские формы»

Прозвенел звонок для нас.

Готов к уроку дружный класс?

Встали все у парт красиво.

Тихо сели. Спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнем урок, друзья!

Чтобы писать красиво, разогреем наши руки.

Две ладошки прижму

Синим морем поплыву.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.

Записываем число, классная работа.

Прежде чем приступить к минутке чистописания я бы хотела дать слово ребятам, которые узнали об искусстве красивого письма – каллиграфии.

Послушайте внимательно слова. Что же в них есть общего?

Ворона, воробей, ворота (сочетание оро)

Волос, болото, молоко (сочетание оло)

Дерево, серебро, чередование (сочетание ере)

Пропишем эти сочетания. Пропишите чередуя строку: оро, оло, ере.

Продолжите пословицу: Правда дороже… (золота)

Как вы ее понимаете? Почему я взяла для минутки чистописания такую пословицу? (В словах есть сочетания оро, оло)

Запишите пословицу красиво.

Словарная работа – дети отгадывают слова, записывают их по цепочке на доске, выделяют орфограммы.

Вспомните слово – синоним к слову «торжество» (праздник), Образуйте от этого слова имя прилагательное.

Вспомните, как называют вечерний приём пищи (ужин), образуйте от этого слова глагол.

Эта обувь в сказках наделена свойством ускорять ходьбу (сапоги), образуйте однокоренное слово с уменьшительно – ласкательным суффиксом.

Как называют жителей столицы нашей Родины (москвичи).

Он на море гуляет и кораблик подгоняет (ветер). Образуйте однокоренное слово, которое будет подходить к признакам лёгкий, слабый.

Разберем по составу слова: сапожки, ветерок.

Какое слово я попросила дополнить к пословице в начале урока? (Золота)

Поставьте его в начальную форму (золото)

Подберем и запишем к нему однокоренные слова (золото, золотце, золотишко, золотые, позолота).

Послушайте загадку: Два братца через мать друг на друга глядят. (Берег)

Подберем и запишем к нему однокоренные слова (береговая, побережье, прибрежный, бережок)

Разгадайте ребус: (здравствуйте)

Подберем и запишем к нему однокоренные слова (здоровье, поздороваться)

Что интересного заметили в записанных словах? (Есть чередование в корне)

Можно ли образовать слова с чередованием от слов берег, золото? (брег, злато)

Часто ли в речи мы используем такие слова? Как вы думаете, как они называются (устаревшие)

Давайте о них узнаем побольше. Тема нашего урока: «Упражнения в написании слов с сочетаниями оро, оло, ере. Старославянские формы»

Продолжите строки: У Лукоморья …(выходит кот ученый, рассказывает материал об устаревших словах из «Странички для любознательных»)

Как вы думаете, почему кот ученый вышел к нам?

(В произведениях А.С. Пушкина было много таких слов).

Прочитайте стихотворение в рубрике «Странички для любознательных»

Какие устаревшие слова встретились нам в стихотворении? Как вы думаете, что обозначают эти слова? (град, стран, блат)

Упр. 205. Как вы думаете однокоренные ли это слова? Обсудите в парах, какие из этих слов не употребляются в современной речи?

А какие из этих устаревших слов встречаются в составе современных слов?

Какие чередования в корнях вы выявили?

Сети в море ты закинь,

Раза три, а не один,

Может ты меня поймаешь?

А кого, скажи, коль знаешь.

Этот герой сказки А.С. Пушкина сегодня у нас в гостях и предлагает отдохнуть (физкультминутка «Море волнуется раз»)

Какие слова из старославянского языка вам встретились?

Что они обозначают?

Выполните в этом упражнении второе задание.

Зачем же нам нужно знать устаревшие слова? Давайте попробуем ответить на этот вопрос, пользуясь таблицей чередований: оро – ра, оло – ла, ере – ре.

Голос – глас (гласные)

Ворота – врата (вратарь)

Город – град (оградить)

Дерево – древо (древесина)

Холод – хлад (охладеть)

Сторож – страж (органы стражепорядка)

Дорог – драг (драгоценности)

Золото – злато (златоглавые)

Выполните задание на карточке:

Найдите на парте кружочек. Те, у кого круг желтого цвета, спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните орфограммы.

Те, у кого круг зеленого цвета, спишите слова, подберите к ним устаревшие формы.

Те, у кого красный круг, подойдите к отдельно поставленной парте. Ваше задание: составьте из рассыпанных слов предложение. Запишите его.

С правописанием каких слов познакомились?

С какими еще знакомились словами?

Зачем нужно знать устаревшие слова?

Какого замечательного поэта сегодня вспомнили?

Что вы о нем знаете?

Почему в словарной работе я задала вам вопрос о жителях Москвы?

Учите русский годы к ряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда в нем самом!

Просмотр содержимого документа
«карточка низкий и средний уровень»

В..рота, гол..с, дер..во, хол..д, стор..ж,

дор..г, зол..то, бер..г, с..р..бро, ст..р..на.

В..рота, гол..с, дер..во, хол..д, стор..ж,

дор..г, зол..то, бер..г, с..р..бро, ст..р..на.

В..рота, гол..с, дер..во, хол..д, стор..ж,

дор..г, зол..то, бер..г, с..р..бро, ст..р..на.

В..рота, гол..с, дер..во, хол..д, стор..ж,

дор..г, зол..то, бер..г, с..р..бро, ст..р..на.

В..рота, гол..с, дер..во, хол..д, стор..ж,

дор..г, зол..то, бер..г, с..р..бро, ст..р..на.

В..рота, гол..с, дер..во, хол..д, стор..ж,

дор..г, зол..то, бер..г, с..р..бро, ст..р..на.

В..рота, гол..с, дер..во, хол..д, стор..ж,

дор..г, зол..то, бер..г, с..р..бро, ст..р..на.

В..рота, гол..с, дер..во, хол..д, стор..ж,

дор..г, зол..то, бер..г, с..р..бро, ст..р..на.

Просмотр содержимого презентации
«Упражнения в написании слов с сочетаниями оро, оло, ере»

Что такое оро в русском языке. Смотреть фото Что такое оро в русском языке. Смотреть картинку Что такое оро в русском языке. Картинка про Что такое оро в русском языке. Фото Что такое оро в русском языке

Что такое оро в русском языке. Смотреть фото Что такое оро в русском языке. Смотреть картинку Что такое оро в русском языке. Картинка про Что такое оро в русском языке. Фото Что такое оро в русском языке

Каллиграфия – искусство красивого письма

Что такое оро в русском языке. Смотреть фото Что такое оро в русском языке. Смотреть картинку Что такое оро в русском языке. Картинка про Что такое оро в русском языке. Фото Что такое оро в русском языке

Каллиграфия – искусство красивого письма

Правда д..роже зол..та.

Что такое оро в русском языке. Смотреть фото Что такое оро в русском языке. Смотреть картинку Что такое оро в русском языке. Картинка про Что такое оро в русском языке. Фото Что такое оро в русском языке

Что такое оро в русском языке. Смотреть фото Что такое оро в русском языке. Смотреть картинку Что такое оро в русском языке. Картинка про Что такое оро в русском языке. Фото Что такое оро в русском языке

«Упражнения в написании слов с сочетаниями оро, оло, ере. Старославянские формы»

Чередование полногласных и неполногласных сочетаний и сочетаний |ер — оро|, |ор — оро|

§ 1086. В ряде образований, преимущественно отыменных, проявляется не носящее регулярного характера чередование полногласных сочетаний в мотивирующем слове с неполногласными в мотивированном — |оро — ра|, |ер’е — р’е|, |оло — ла|, |оло — л’е|: борода — брад­о­брей; ворота — врат­арь, при­врат­ник; здоровый — здрав­ица, за­вдрав­ный, здрав­ница; короткий — кратч­айший (наряду с краткий — кратч­айший); огородить — оград­O­а; сторона — от­стран­ить; берез — без­бреж­ный, при­бреж­ный, при­бреж­ье; дерево — древес­ный; перед — у­пред­ить, пред­ок; серебро — бес­сребр­еный, бес­сребр­еник, сребр­еник (монета); голова — обез­глав­ить; голос — о­глас­ить, раз­глас­ить, воз­глас­ить, без­глас­ный; золото и золотой — злат­ка (зоол.); молодой — млад­ший; холод — о­хлад­ить, о­хлад­еть, про­хлад­ить; молоко — млеч­ный (наряду с молоч­ный).

Значительно реже встречаются чередования сочетаний фонем, противоположные по направлению: неполногласное сочетание в мотивирующем слове — полногласное в мотивированном: жребий — жере|б1j­о|вка; среди и средний — серед­ина, серёд­ка (разг. и прост.), середн­як.

Примечание. Наличие в современном русском языке показанных соотношений с полногласным и неполногласным сочетаниями объясняется имевшим место в древнерусском книжно­литературном языке взаимодействием слов­синонимов с полногласными (исконно русскими) сочетаниями оро, оло, ере и с соотносительными неполногласными (старославянскими) сочетаниями ра, ла, ре, например холодъ и хладъ, городъ и градъ, дерево и древо. В современном языке такие слова с неполногласием, как хлад, хладный, град (город), злато, здравый (здоровый), древо, принадлежат к книжно­устарелой лексике, устарели и слова с полногласием середний, жеребий. Поэтому они не могут рассматриваться как мотивирующие по отношению к словам, не обладающим такой стилистической окраской (см. четвертый признак мотивированности, § 192).

Аналогичное чередование сочетаний |ер’е — р’е| в префиксе наблюдается в случаях пере­стать — бес­пре­станный, не­пре­станный; пере­нять и пере­нимать — пре­емник, пре­ем- ственный; в случае пре­рвать и пре­рывать — пере­рыв — противоположное по направлению чередование |р’е — ер’е|.

Чередование сочетаний |ер’е — р’е| характерно для предлога перед и преф. пред­ (см. § 527, 742): перед плугом — пред­плужник, перед грозой — пред­грозовой, а также для предлога через и преф. чрез­ в случае через меру — чрез­мерный.

В отглагольном словообразовании представлено чередование сочетаний |ер — оро| и |ор — оро| (в глаголах с суф. морфом ­ива­ — |ора|) — преимущественно в словах, мотивированных глаголами ­вертеть, ­вернуть, обернуть: вертеть(ся) — ворот­O (механизм), водо­ворот­O; завертеть и завернуть — заворачивать; повернуть(ся) — поворот­O, поворот­ливый, поворач­ивать; обернуть(ся) — оборот­O, оборот­ень, оборач­ивать(ся); вывернуть — навыворот­O; (но ср.: вывернуться — выверт­O; завернуть — завёрт­ка, завёрт­ывать; обернуть — обёрт­ывать и т. п., где такого чередования нет).

Что такое полногласные и неполногласные сочетания в русском языке

Знать современный русский язык досконально невозможно, если пренебрегать изучением его истории. Есть лингвистические конструкции, которые сейчас кажутся нам привычными или, напротив, выходят из активного словарного состава языка, и есть примеры таких необъяснимых языковых явлений, которые, на первый взгляд, не поддаются объяснению. Полногласные и неполногласные сочетания как раз из этого перечня. Что это за фонетические конструкции и какую роль эти слоги сыграли в становлении нашего языка? Какое правило поможет грамотно писать такие слова? Давайте разбираться….

Из глубины веков

Что такое оро в русском языке. Смотреть фото Что такое оро в русском языке. Смотреть картинку Что такое оро в русском языке. Картинка про Что такое оро в русском языке. Фото Что такое оро в русском языкеРусский издревле считался говором славян с Востока, составляющих ветку индоевропейских наречий среди славянских племен.

Со временем язык древности разделился на русскую, украинскую и белорусскую языковую группу, знакомую нам сегодня. А тогда этот языковой обычай и дал нам слова с неполногласием в русском языке.

Полногласные и неполногласные сочетания – это особые фонетические исключения, представляющие собой слова и словоформы с единым корнем.

По сути, это означает, что в словоформе имеется слог, состоящий из трех звуков при полногласии или двух при неполногласном сочетании – два гласных и один сонорный. Самое известное сочетание – оро оло.

Для лучшего понимания стоит взглянуть на примеры.

Все слова, имеющие полногласие, делятся на несколько групп:

Развитие полногласных и неполногласных сочетаний

Что такое оро в русском языке. Смотреть фото Что такое оро в русском языке. Смотреть картинку Что такое оро в русском языке. Картинка про Что такое оро в русском языке. Фото Что такое оро в русском языкеДанные словоформы остались от славянского говора – это «язык» духовных книг, изученный нашими предками.

Оттуда приходят и наиболее известные слова с полногласными и неполногласными сочетаниями. Например, вран – ворон, брег – берег, глас – голос и т.д.

Кроме этого, есть исключения.

Заглядывая в исторические процессы, протекающие в языке, можно отметить наиболее яркие чередования полногласных и неполногласных сочетаний:

Важно! В обычной речи, конечно же, чаще используются полногласные сочетания. Однако из оро оло есть исключения, например, ворог – враг. Наиболее употребительным вариантом является вторая словоформа, а первая стала историзмом.

Самые заметные полногласия и неполногласия в русском языке:

Что такое оро в русском языке. Смотреть фото Что такое оро в русском языке. Смотреть картинку Что такое оро в русском языке. Картинка про Что такое оро в русском языке. Фото Что такое оро в русском языкеОднако не все слова относятся к полногласиям и неполногласиям у россиян, как приведенные выше. К примеру, слова воровка и сноровка. А слово поросль – это полногласие?

В отношении двух первых слов данный «диагноз» точно не верен! Ведь у данных слов нет пары неполногласия.

Полногласие воровки и сноровки только видимое. Для того чтобы это выяснить, нужно провести словообразовательный разбор.

Эти слова образованы от «вор» и «норов». Оба при помощи суффиксального способа путем присоединения суффикса «овк».

Важно! Гласные в полногласии могут находиться только в корне.

Чередование

Такая орфограмма, как неполногласие, не требует заучивания правила, так как эти сочетания приветствуют слог под ударением, при котором гласный звук стоит в позиции силы и всегда слышен достаточно четко. Например: врЕмя, прАх, злАто и т.д.

В полногласном же варианте один из гласных звуков всегда будет стоять в слабой позиции, поэтому для правильного написания существует два пути:

Слова с чередованием также отличаются различной стилистической принадлежностью. Так, неполногласные конструкции чаще встречаются в поэтической речи.

Например: Браду его посеребрила чреда прошедших лет. Здесь мы видим сразу два чередования – брада – борода и чреда – череда.

Для сравнения можно привести другую фразу: За неделю у него выросла настоящая борода. Видно, что первое предложение присуще больше книжному стилю и употребляется в стихотворении, а вот второе можно с легкостью встретить и в обычной разговорной речи.

Что такое полногласные сочетания в русском языке

Вывод

Теперь вы знаете, что такое полногласие. Чтобы разобраться с данными языковыми конструкциями, требуется лишь знать этимологию данного слова – его происхождение, и постоянно изучать древние исторические языковые процессы, благодаря которым наше русский язык стал таким современным и подвижным.

Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями

Что такое оро в русском языке. Смотреть фото Что такое оро в русском языке. Смотреть картинку Что такое оро в русском языке. Картинка про Что такое оро в русском языке. Фото Что такое оро в русском языке

Тема: «Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями «

Цель урока: усвоение учащимися закономерностей исторического развития системы языка на примере фонетических старославянизмов.

Задачи:

предметные: познакомить учащихся с фонетическими особенностями старославянских слов и исконно русских по происхождению;

научить находить слова с полногласием и неполногласием в современном русском языке;

метапредметные: отработать правописание старославянизмов с полногласием и неполногласием;

личностные: вызвать интерес к истории развития русского языка.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Что такое оро в русском языке. Смотреть фото Что такое оро в русском языке. Смотреть картинку Что такое оро в русском языке. Картинка про Что такое оро в русском языке. Фото Что такое оро в русском языке

Содержимое разработки

Тема: «Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями «

Цель урока: усвоение учащимися закономерностей исторического развития системы языка на примере фонетических старославянизмов.

предметные: познакомить учащихся с фонетическими особенностями старославянских слов и исконно русских по происхождению;

научить находить слова с полногласием и неполногласием в современном русском языке;

метапредметные: отработать правописание старославянизмов с полногласием и неполногласием;

личностные: вызвать интерес к истории развития русского языка.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что этот урок проведу вместе с вами. Давайте настроимся на урок, улыбнемся друг другу и пожелаем всем успеха.

Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.

Проверка наличия домашнего задания

И еще раз – здравствуйте! Как мне приятно произносить это слово, а еще более приятно слышать его каждый день.

— А еще я очень люблю, когда меня с чем-нибудь поздравляют.

— Посмотрите на эти два слова. Есть ли в них что-либо общее?

Читают, анализируют, осмысливают.

Вступительное слово учителя

Итак, эти три слова являются однокоренными. Но почему же корни их так не похожи друг на друга?

Действительно, в них происходит чередование. Это чередование очень интересное, так связано с историей нашего народа и с историей языка. Поэтому его называют историческим чередованием.

— Как вы думаете, какова цель нашего урока?

— Верно, главная цель – познакомиться с этими чередованиями, научиться видеть их в словах, правильно писать, знать, как применять в речи.

Разбираю часами подряд

«Человек некий имел два сына. »

Я прислушиваюсь к словам.

Открывается в них Россия,

Легендарная быль славян.

С. Крыжановский «Старославянский язык».

Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока.

Объявляет тему, цель, задачи урока, план. Запись на доске и в классном журнале.

Ребята, как называется:

— Многолетнее растение с твёрдым стволом и отходящими от него ветвями, образующими крону (Дерево)

– Как называют разновидность угля (Древесный)

– Куда надевается шапка? (Голова)

– Как называется часть рассказа, повести? (Глава)

– Добрый человек, прощаясь с другим человеком, что желает? (Здоровье)

– Что мы говорим при встрече? (Здравствуй)

— Что даёт корова? (Молоко)

— Как называется галактика, в которой находятся Земля, Солнечная система и все отдельные звёзды, видимые невооружённым глазом. (Млечный путь)

(На доске запись, которая во время игры закрыта. Сначала открываю первый и второй столбики, потом третий и вопрос).

Современный русский язык не всегда был таким, каким мы его сейчас знаем. Раньше существовало два языка: старославянский и древнерусский. Для старославянского языка было характерно произношение «град», а для древнерусского – «город». Но древнерусский язык был более близок к исконно-русскому языку. И поэтому такое произношение стало преобладать над старославянским.

Эти слова проникли в русский язык из древнеболгарского языка через церковные книги, которые привозили к нам из Болгарии после введения христианства.

Старославянский (древнеболгарский) – ГРАД

Сочетания оло, оро, ере между согласными (золото, короткий, бережливый) могут чередоваться с сочетаниями ла, ра, ре (злато, краткий, небрежный; сочетание оло может, кроме того, чередоваться и с сочетанием ле (полон – плен). Первые сочетания называются п о л н о г л а с н ы м и, вторые – н е п о л н о г л а с н ы м и.

Задание: придумай пару

град (старослав.) –город (русск.) здравие (старослав.) – здоровье (русск.)

глас (старослав.) –(русск.) злато (старослав.) – золото (русск.);

брег (старослав.) – берег (русск.) пред (старослав.) – перед (русск.);

шлем (старослав.) – шелом, ошеломить (русск.), млеко (старослав.) – молоко (русск.).

Такие сочетания не надо проверять ударением! Их просто надо уметь видеть, узнавать.

О полногласии или неполногласии мы говорим тогда, когда у слова есть пара.

Например: Птицы ворон и ворона относятся к семейству врановых. У слова вра-новые есть полногласные «родственники». А у слова трава нет «родственника» «то-рова», значит, нет и неполногласного сочетания. У слова берег есть «родственники» брег, прибрежный. А у слов берет, череп нет «родственников» «брет» или «чред» Значит, нет и полногласных сочетаний.

Учащиеся по очереди работают у доски.

Задание: выпишите однокоренные слова-братья. Подчеркните чередующиеся сочетания звуков. Например, ворота – вратарь.

Чья пара справиться быстрее и найдет все слова?

Огород, страна, платье, согласный (звук), полотно, молоко, здравствуйте, середина, голос, младенец, облако, молодежь, среда, оболочка, сторона, ограда, млекопитающее, здоровье.

Конспект урока русского языка по теме: «Упражнения в написании слов с сочетаниями оро, оло, ере. Старославянские формы» 3 класс Школа России

Конспект урока русского языка по теме: «Упражнения в написании слов с сочетаниями оро, оло, ере. Старославянские формы» 3 класс. Школа России. Конспект, презентация, дифференцированные задания.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме»

Конспект урока русского языка по теме: «Упражнения в написании слов с сочетаниями оро, оло, ере. Старославянские формы»

Прозвенел звонок для нас.

Готов к уроку дружный класс?

Встали все у парт красиво.

Тихо сели. Спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнем урок, друзья!

Чтобы писать красиво, разогреем наши руки.

Две ладошки прижму

Синим морем поплыву.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.

Записываем число, классная работа.

Прежде чем приступить к минутке чистописания я бы хотела дать слово ребятам, которые узнали об искусстве красивого письма – каллиграфии.

Послушайте внимательно слова. Что же в них есть общего?

Ворона, воробей, ворота (сочетание оро)

Волос, болото, молоко (сочетание оло)

Дерево, серебро, чередование (сочетание ере)

Пропишем эти сочетания. Пропишите чередуя строку: оро, оло, ере.

Продолжите пословицу: Правда дороже… (золота)

Как вы ее понимаете? Почему я взяла для минутки чистописания такую пословицу? (В словах есть сочетания оро, оло)

Запишите пословицу красиво.

Словарная работа – дети отгадывают слова, записывают их по цепочке на доске, выделяют орфограммы.

Вспомните слово – синоним к слову «торжество» (праздник), Образуйте от этого слова имя прилагательное.

Вспомните, как называют вечерний приём пищи (ужин), образуйте от этого слова глагол.

Эта обувь в сказках наделена свойством ускорять ходьбу (сапоги), образуйте однокоренное слово с уменьшительно – ласкательным суффиксом.

Как называют жителей столицы нашей Родины (москвичи).

Он на море гуляет и кораблик подгоняет (ветер). Образуйте однокоренное слово, которое будет подходить к признакам лёгкий, слабый.

Разберем по составу слова: сапожки, ветерок.

Какое слово я попросила дополнить к пословице в начале урока? (Золота)

Поставьте его в начальную форму (золото)

Подберем и запишем к нему однокоренные слова (золото, золотце, золотишко, золотые, позолота).

Послушайте загадку: Два братца через мать друг на друга глядят. (Берег)

Подберем и запишем к нему однокоренные слова (береговая, побережье, прибрежный, бережок)

Разгадайте ребус: (здравствуйте)

Подберем и запишем к нему однокоренные слова (здоровье, поздороваться)

Что интересного заметили в записанных словах? (Есть чередование в корне)

Можно ли образовать слова с чередованием от слов берег, золото? (брег, злато)

Часто ли в речи мы используем такие слова? Как вы думаете, как они называются (устаревшие)

Давайте о них узнаем побольше. Тема нашего урока: «Упражнения в написании слов с сочетаниями оро, оло, ере. Старославянские формы»

Продолжите строки: У Лукоморья …(выходит кот ученый, рассказывает материал об устаревших словах из «Странички для любознательных»)

Как вы думаете, почему кот ученый вышел к нам?

(В произведениях А.С. Пушкина было много таких слов).

Прочитайте стихотворение в рубрике «Странички для любознательных»

Какие устаревшие слова встретились нам в стихотворении? Как вы думаете, что обозначают эти слова? (град, стран, блат)

Упр. 205. Как вы думаете однокоренные ли это слова? Обсудите в парах, какие из этих слов не употребляются в современной речи?

А какие из этих устаревших слов встречаются в составе современных слов?

Какие чередования в корнях вы выявили?

Сети в море ты закинь,

Раза три, а не один,

Может ты меня поймаешь?

А кого, скажи, коль знаешь.

Этот герой сказки А.С. Пушкина сегодня у нас в гостях и предлагает отдохнуть (физкультминутка «Море волнуется раз»)

Какие слова из старославянского языка вам встретились?

Что они обозначают?

Выполните в этом упражнении второе задание.

Зачем же нам нужно знать устаревшие слова? Давайте попробуем ответить на этот вопрос, пользуясь таблицей чередований: оро – ра, оло – ла, ере – ре.

Голос – глас (гласные)

Ворота – врата (вратарь)

Город – град (оградить)

Дерево – древо (древесина)

Холод – хлад (охладеть)

Сторож – страж (органы стражепорядка)

Дорог – драг (драгоценности)

Золото – злато (златоглавые)

Выполните задание на карточке:

Найдите на парте кружочек. Те, у кого круг желтого цвета, спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните орфограммы.

Те, у кого круг зеленого цвета, спишите слова, подберите к ним устаревшие формы.

Те, у кого красный круг, подойдите к отдельно поставленной парте. Ваше задание: составьте из рассыпанных слов предложение. Запишите его.

С правописанием каких слов познакомились?

С какими еще знакомились словами?

Зачем нужно знать устаревшие слова?

Какого замечательного поэта сегодня вспомнили?

Что вы о нем знаете?

Почему в словарной работе я задала вам вопрос о жителях Москвы?

Учите русский годы к ряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда в нем самом!

Просмотр содержимого документа
«карточка низкий и средний уровень»

В..рота, гол..с, дер..во, хол..д, стор..ж,

дор..г, зол..то, бер..г, с..р..бро, ст..р..на.

В..рота, гол..с, дер..во, хол..д, стор..ж,

дор..г, зол..то, бер..г, с..р..бро, ст..р..на.

В..рота, гол..с, дер..во, хол..д, стор..ж,

дор..г, зол..то, бер..г, с..р..бро, ст..р..на.

В..рота, гол..с, дер..во, хол..д, стор..ж,

дор..г, зол..то, бер..г, с..р..бро, ст..р..на.

В..рота, гол..с, дер..во, хол..д, стор..ж,

дор..г, зол..то, бер..г, с..р..бро, ст..р..на.

В..рота, гол..с, дер..во, хол..д, стор..ж,

дор..г, зол..то, бер..г, с..р..бро, ст..р..на.

В..рота, гол..с, дер..во, хол..д, стор..ж,

дор..г, зол..то, бер..г, с..р..бро, ст..р..на.

В..рота, гол..с, дер..во, хол..д, стор..ж,

дор..г, зол..то, бер..г, с..р..бро, ст..р..на.

Просмотр содержимого презентации
«Упражнения в написании слов с сочетаниями оро, оло, ере»

Что такое оро в русском языке. Смотреть фото Что такое оро в русском языке. Смотреть картинку Что такое оро в русском языке. Картинка про Что такое оро в русском языке. Фото Что такое оро в русском языке

Что такое оро в русском языке. Смотреть фото Что такое оро в русском языке. Смотреть картинку Что такое оро в русском языке. Картинка про Что такое оро в русском языке. Фото Что такое оро в русском языке

Каллиграфия – искусство красивого письма

Что такое оро в русском языке. Смотреть фото Что такое оро в русском языке. Смотреть картинку Что такое оро в русском языке. Картинка про Что такое оро в русском языке. Фото Что такое оро в русском языке

Каллиграфия – искусство красивого письма

Правда д..роже зол..та.

Что такое оро в русском языке. Смотреть фото Что такое оро в русском языке. Смотреть картинку Что такое оро в русском языке. Картинка про Что такое оро в русском языке. Фото Что такое оро в русском языке

Что такое оро в русском языке. Смотреть фото Что такое оро в русском языке. Смотреть картинку Что такое оро в русском языке. Картинка про Что такое оро в русском языке. Фото Что такое оро в русском языке

«Упражнения в написании слов с сочетаниями оро, оло, ере. Старославянские формы»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *