Что такое орудие труда 5 класс технология
Орудия труда
Ору́дие труда́ — главная часть средств производства. Включает инструменты, машины, приборы, двигатели и т. п., с помощью которых в процессе производства обрабатываются предметы труда, изготовляется продукция.
Орудия труда в древности
Уже Лукреций полагал, что первобытный человек не имел других орудий, кроме собственных рук, ногтей и зубов, а затем — камней, древесных сучьев, и что он постепенно дошёл до мысли приспособлять в большей степени камни и отламываемые палки путём их обработки.
Важным пособием для изучения генезиса и последовательного его развития (как и вообще так называемой житейской техники и материальной культуры) служат этнографические музеи, в которых собраны изделия различных народов и времён.
Полезное
Смотреть что такое «Орудия труда» в других словарях:
ОРУДИЯ ТРУДА — часть средств производства, с помощью которых или посредством которых человек воздействует на объекты, предметы труда. Термин орудия труда широко применялся в марксистской политической экономии, в современной экономической науке используется… … Экономический словарь
Орудия Труда — средства производства, посредством которых человек воздействует, обрабатывает предметы труда. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
ОРУДИЯ ТРУДА — важнейшая часть средств производства, посредством которых осуществляется непосредственное воздействие на предмет труда … Российская энциклопедия по охране труда
ОРУДИЯ ТРУДА — часть средств производства, с помощью которых или посредством которых человек воздействует на объекты, предметы труда. Термин орудия труда широко применяется в марксистской политической экономии, в современной экономической науке используется… … Большой экономический словарь
орудия труда — часть средств производства, с помощью которых или посредством которых человек воздействует на объекты, предметы труда. Термин орудия труда широко применялся в марксистской политической экономии, в современной экономической науке используется… … Словарь экономических терминов
Орудия труда — главная часть средств производства (См. Средства производства). Включают машины, приборы, двигатели и т.п., с помощью которых в процессе производства обрабатываются предметы труда, изготовляется продукция. О. т. важнейшая составная часть… … Большая советская энциклопедия
ОРУДИЯ ТРУДА — часть средств производства, с помощью которых или посредством которых человек воздействует на предметы труда. Термин О.т. широко применялся в марксистской политической экономии, в современной экономической науке используется довольно редко … Энциклопедический словарь экономики и права
ОРУДИЯ ТРУДА — – основная часть средств производства, т.е. машины, оборудование, которые непосредственно участвуют в производственном процессе … Краткий словарь экономиста
ОЛДОВАЙСКИЕ ОРУДИЯ ТРУДА — ОЛДОВАЙСКИЕ ОРУДИЯ ТРУДА, вид каменных орудий труда, датируемых концом ПЛЕЙСТОЦЕНА (около 2 млн. лет назад). Название происходит от ущелья Олдовай на севере Танзании, где археологи впервые нашли орудия труда такого типа. Сделаны из кварца или… … Научно-технический энциклопедический словарь
Орудие труда
Содержание
Орудия труда в животном мире
Дарвин считал, что разница между психикой человека и животных, как бы она ни была велика, это разница в степени, а не в качестве, и эволюция психики имеет непрерывный характер от низших форм животного мира к высшим.
Орудия труда и общество
Развитие общества и человека напрямую связано с совершенствованием орудий труда. Производство орудий труда — процесс коллективный, который является его важнейшим, определяющим признаком. Животные могут использовать природные предметы в собственных действиях, но никогда не изготавливают орудия труда с помощью орудий труда. Даже самые примитивные орудия труда закрепляли и передавали другим индивидам инстинктивно незакрепленные «схемы деятельности». В орудиях труда, их форме и функциях закреплены идеальные, исторически выработанные, обобщенные способы трудовой деятельности. Орудия труда заставляют человека действовать по логике всеобщей схемы труда. В процессе обучения овладение орудиями труда становится важнейшим средством социализации индивидов, приобщения их к нормам культуры. Орудия труда были первыми предметными, материальными «абстракциями», что оказало влияние на процессы становления и развития собственно мышления.
Музеи- пособие изучения эволюции орудий труда
О древнейшей истории и последовательном развитии можно судить по сопоставлению изделий, находимых в доисторических отложениях каменного века, с инструментами современных первобытных племён. Инструменты различных времен и народов собраны в коллекциях этнографических, исторических и археологических музеев. Эти музеи служат важным пособием для изучения генезиса и последовательного его развития (как и вообще так называемой житейской техники и материальной культуры).
Первый российский этнографический музей в России основан Петром Первым. В настоящее время действует Российский этнографический музей в Санкт-Петербурге. Экспозиция Государственного исторического музея в Москве включает коллекцию орудий труда первобытного человека. Принцип действия технических устройств разъясняется экспозицией Политехнического музея в Москве. Музей техники Вадима Задорожного содержит в своей коллекции ценные и редкие экземпляры военной техники.
Что такое орудие труда 5 класс технология
• Всё то, что составляет техносферу, создано трудом людей. Каждая вещь, созданная человеком, изготовляется с помощью соответствующих средств и по определённым правилам, которые представляют технологию.
• Так что же это за слово «ТЕХНОЛОГИЯ»?
Технология – это наука о мастерстве
Технологией называют определенную последовательность действий, обеспечивающих изготовление какой-либо продукции заданного качества.
• Технология определяет не только порядок выполнения операций, но и выбор материалов, инструментов, оборудования, приспособлений, средств контроля.
Для того чтобы получить необходимые для жизни продукты питания, одежду и обувь, дом или квартиру, человек должен трудиться.
Труд – это необходимая человекудеятельность, которая направлена на удовлетворение его потребностей или потребностей других людей.
В процессе труда человек преобразует предмет труда— то, над чем он трудится, в необходимый ему результат, который называется продуктом труда.
Сила есть ума не надо.
Для получения больших результатов в труде люди создали орудия труда.
Техникой называют различные приспособления, инструменты, механизмы, машины, аппараты и устройства, не существующие в природе и изготовляемые человеком для облегчения своего труда или жизни.
Технология. 5 класс
Конспект урока
Технология, 5 класс
Урок 7. Техника и её использование в жизни людей
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Техника – это совокупность приёмов работы, которые используются в какой-либо области деятельности человека.
Техника – созданные людьми инструменты, приспособления, механизмы, машины и устройства.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / [В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова и др.]; под ред. В.М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2017.
2. Технология. Обслуживающий труд. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений/О. А.Кожина, Е. Н. Кудакова, С. Э. Маркуцкая.- М.: Дрофа, 2014.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Слово «техника» в переводе с греческого означает искусство, мастерство, умение. Оно имеет несколько значений. Техникой называют совокупность приёмов работы, которые используются в какой-либо области деятельности человека. Например, говорят о технике работы художника, игры музыканта и других мастеров.
Техникой также называют созданные людьми инструменты, приспособления, механизмы, машины и устройства. Техника – это также здания и сооружения, дороги и каналы. Техника – это средства транспорта и связи. К технике относят коммунальное бытовое оборудование, холодильники, кухонные и стиральные машины, пылесосы и другие. Также к технике относится и оборудование для личного пользования, например, шариковая ручка, парта и многое другое.
Техника может быть производственной и непроизводственной. Производственная техника – это техника промышленного и сельского хозяйства, например, комбайны, станки, машины на производстве. Производственная техника предназначена для создания материальных благ.
Непроизводственная техника – это техника, применяемая в науке, быту, образовании, культуре, спорте, медицине, военном деле, освоении космоса. Например, принтер, телефон, микроскоп и другие.
Чем сложнее техника, тем больше расходов требуется на её создание и совершенствование. Например, можно сравнить расходы на создание лопаты и экскаватора. Однако эти затраты полностью окупают себя, так как чем сложнее и совершеннее техника тем меньше затраты человеческого труда на производство продукции.
Современная техника освобождает человека от выполнения работ, требующих больших физических усилий, или монотонного труда, а также работ, протекающих во вредных и небезопасных для человека условиях.
Постоянное совершенствование техники и научно-технический прогресс способствуют повышению производительности труда и росту материального благосостояния людей.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Выделите цветом все правильные ответы. Для чего создаётся техника?
Облегчить труд людей
Повысить эффективность производства
Увеличить расходы на производство
Повысить качество производства
Ответ: облегчить труд людей, повысить эффективность производства, повысить качество производства.
Задание 2. Установите соответствие между видом техники и её примерами.
Конспект к уроку «Техника и технические устройства.» 5 класс технология
Устройства, техника, машины и агрегаты, расмотрены на уроке.
Просмотр содержимого документа
«Конспект к уроку «Техника и технические устройства.» 5 класс технология»
План – конспект урока технологии 5 класс
Тема: «Техника и техническое устройство. Понятие о машине» — Слайд
Образовательная: познакомить учащихся с основными понятиями: техника, техническое устройство, сформировать понятие о машине;
Развивающая: привить навыки четкого и правильного выражения своих мыслей, уметь анализировать, выделять главное, сравнивать; способствовать запоминанию основной терминологии;
Воспитательная: способствовать воспитанию бережного отношения к оборудованию, эстетических качеств личности.
Методическое оснащение урока.
Материально – техническая база:
Информационные карты «Объекты», «Технические устройства», схемы «Технические устройства», «Сверлильный станок»
Метод обучения: рассказ, объяснение, демонстрация схем.
Тип урока: комбинированный.
Проверка явки учащихся.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Доведение до учащихся плана урока.
2. Актуализация знаний учащихся. — Слайд
3. Изложение нового материала
Слово «техника» в современном русском языке имеет два основных значения.
Во-первых, техника — это всё, что сделано человеком для преобразования материалов, энергии, информации: станки, приборы, инструменты, приспособления, а также устройства (утюги, холодильники, швейные машины), средства транспорта и те объекты, которые вы сами изготавливаете на уроках технологии.
Во-вторых, это — совокупность приёмов, применяемых в каком-нибудь деле, мастерстве. Например, техника выполнения резьбы по дереву, кости, камню, росписи по ткани, дереву, стеклу; техника игры на пианино; техника ведения мяча в футболе и др. Любое умелое выполнение каких-либо действий также называют техникой. Обучаясь приёмам обработки различных материалов, вы приобретали именно технику умелой работы инструментами.
В этом разделе мы будем говорить с вами о технике как материальном объекте.
Техника облегчает условия жизни человека. Развитие и совершенствование техники — от самой примитивной (заступ, молот и др.) до новейшей — отражает развитие человеческих знаний и опыта, науки и культуры.
Все материальные объекты на Земле можно разделить на две группы:
Многие искусственные объекты принято называть техническими объектами или техническими устройствами.
Основная функция технического устройства — это действие, для осуществления которого оно создано. Например, основная функция рубанка — строгание древесины с целью получения гладкой и ровной поверхности обрабатываемого материала. Основная функция сверлильного станка — получение отверстий в различных материалах, как сквозных, так и глухих.
Любое техническое устройство, будь то повозка, книга, станок, телефон, кинофильм, создавалось, когда в нём возникала потребность. Иначе говоря, любое техническое устройство создано для выполнения им строго определённой, или основной, функции.
Техническое устройство (ТУ) может быть простым, например лопата. Простые технические устройства называют орудиями труда.
К сложным техническим устройствам относится, например, современный авиалайнер. Сложные технические устройства называются техническими системами (от греч. systema — целое, составленное из частей, соединение).
Основная функция простых и сложных технических устройств может совпадать. Сложные технические устройства выполняют при этом основную функцию более производительно и на более высоком уровне.
Орудие — технический объект, при помощи которого осуществляется какое-либо действие и производится работа. К ним обычно относятся ручные инструменты и несложные приспособления.
Техническая система (ТС) — составной объект, состоящий из группы связанных между собой частей. При этом свойства технической системы существенно отличаются от свойств отдельных составляющих её частей. Так, например, детали самолёта — крылья, двигатели, шасси — сами летать не могут, но собранный из них самолёт обладает способностью летать.
Инструмент – ТУ (техническое устройство), при помощи которого выполняется работа.
Приспособление – ТУ, которое облегчает выполнение работы.
Аппарат – ТУ, в относительно подвижных частях которого, происходят физические или химические процессы. Например, фотоаппарат, утюг, дирижабль.
Прибор – ТУ, предназначенное для восполнения несовершенства, отсутствия или замены органов чувств человека. Например, термометр, хронометр, компас.
Машина – сооружение (перевод с латинского).
Агрегат – несколько собранных разнотипных машин, соединенных в целое для совместной работы, а также часть сложной машины, представляющая законченное целое.
Следует отметить, что всякая машина есть техника, но не всякая техника есть машина. Что же называют машиной и какое техническое устройство можно считать машиной?
Главное отличие машины от других технических устройств заключается в том, что она без приложения человеком силы совершает основные рабочие операции.
В то же время орудия (лопата, игла, нож) не могут сами совершать работу. Они только помогают человеку выполнять работу. Например, обычная лопата — простейшее орудие, при помощи которого человек копает землю. Экскаватор служит для этой же цели, но вы без колебаний назовёте экскаватор машиной и не ошибётесь, потому что экскаватор сам совершает полезную работу, а человек только управляет им.
Любая машина — это техническая система, так как состоит из составляющих её элементов, и свойство машины всегда отличается от свойств составляющих её элементов. Например, автомобиль может перевозить грузы, а его элементы нет. Так, колесо хотя и перекатывается, но никого не перевезёт, в кузове можно разместить груз, но переместить его куда-либо невозможно.
Исторически машины произошли из орудий (инструментов и приспособлений), постепенно усложнившись до технических систем. Рассмотрим в качестве примера эволюцию сверлильных работ от орудия до машины. В историческом музее можно увидеть примитивные орудия каменного века — каменные топоры и мотыги, наконечники копий и стрел, кремневые ножи и скребки для хозяйственных нужд. Эти орудия поражают одной деталью: у них есть гладкие отверстия для насаживания на деревянную ручку. Как же люди каменного века делали такие отверстия? Они пользовались незамысловатым устройством, которое сооружалось следующим образом. Из прочного дерева вырезали стержень, один конец которого заостряли. Этот заострённый конец стержня помещали в углубление в камне, наполненное мелкозернистым песком. Стержень вращали между ладонями, и нижний острый его конец действовал как сверло.
В дальнейшем появилось устройство, позволяющее облегчить сверление: вокруг стержня спирально закручивали тетиву лука. При приведении лука в движение стержень начинал вращаться, ив камне просверливалось отверстие. Такое техническое устройство называют лучковым приводом. Лучковый привод является самым древним механизмом, который изобрёл человек для облегчения своего труда.
Основная функция лучкового привода — облегчить операцию, т. е. удерживать и задавать движение стержню с увеличением скорости его вращения.
Привод стал промежуточным звеном между инструментом и руками человека, он задал и передал движение от рук человека к орудию.
Привод, обеспечивающий механическую передачу движения или преобразование движения, называют механизмом (от греч. mechane — орудие, сооружение).
Механизм – техническое устройство для передачи и преобразования движения
Любые приводы, способные передавать движение к рабочему органу, в технике называют трансмиссией (от лат. transmissio — пересылка, передача).
Пока стержень для сверления человек вращал руками, стержень был орудием. Вместе с приводом, задающим движение, он стал прообразом технической системы. Всё дело в том, что в нём имеются два необходимых взаимосвязанных элемента: тетива с луком (механизм) — привод, который передаёт движение на рабочий орган, и острый стержень (рабочий орган) — орудие, которое выполняет работу.
Когда же техническая система становится машиной? Если к рабочему органу добавить трансмиссию, двигатель и органы управления (кнопки, педали, рычаги, штурвалы), то получится машина — сложная техническая система, где двигатель служит источником механического движения.
Если двигателем является человеческая сила, то такая техническая система называется механизированным инструментом (от лат. instrumentum — орудие). Например, инструментом является ручная механическая дрель. А вот сверлильный станок или велосипед с мотором — настоящие машины. Человек здесь не прикладывает физических усилий, а только управляет.
Таким образом, механическая машина как цельная техническая система включает в себя:
основные части машины:
двигатель – источник энергии;
трансмиссия – часть машины, которая передает движение от двигателя на рабочий орган;
рабочий орган – это орудие, которое выполняет работу.
4. Закрепление нового материала. — Слайды
Приведите примеры простых и сложных технических устройств.
Приведите примеры простых и сложных технических устройств, выполняющих одинаковую основную функцию.
Если сложные технические устройства выполняют работу лучше и производительнее, то почему современный человек использует в своей работе орудия как простейшие устройства?
Как вы понимаете фразу «Всякая машина есть техника, но не всякая техника есть машина»? Поясните на примерах.
При выполнении каких условий техническая система становится машиной?
Что является признаком машины как технической системы?
Найдите четыре части машины в сверлильном станке.
Найдите четыре части машины в других известных вам технических системах.
* Объясните, почему работоспособность машины зависит от полноты ее частей.
Повторение новых понятий: — Слайд
Простые технические устройства (орудия),
Сложные технические устройства.
5. Практическая работа. «Ознакомление с основными частями сверлильного станка» —
Разъяснение задач практической работы.
Инструктаж по ТБ и ОРМ.
Самостоятельная работа учащихся.
Проверить организованность начала работы учащихся.
Проверить соблюдение учащимися правил ТБ и ОРМ.
Концентрация внимания учащихся.
Оказание помощи слабо подготовленным учащимся в выполнении задания.
Контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения.
Анализ выполнения самостоятельной работы учащимися.
Разбор типичных ошибок.
Вскрытие причин допущенных учащимися ошибок.
6. Подведение итогов.
Сообщение о достижении целей урока.
Оценка результатов труда учащихся.
7. Уборка рабочих мест.
Ссылки на источники:
Технология. Технический труд: 5 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений./ под ред. В.М,Казакевича, Г.А.Молевой. –М.: Дрофа, 2012.
Технология. Технический труд: 5 кл.: Методическое пособие к учебнику «Технология. Технический труд. 5 класс» под ред. В.М,Казакевича, Г.А.Молевой / под ред. В.М,Казакевича, Г.А.Молевой.– М.: Дрофа, 2013.