Что такое орудийная деятельность человека
Важным этапом развития человека стал переход от использования орудий к их изготовлению.
Еще в недалеком прошлом считалось, что факт изготовления каменных орудий древними людьми подтверждает разумность последних.
Исследования прошлого не стоят на месте. Они показали, что орудия могут изготавливаться и животными. Делали их виды очень далеких наших предков, жившие за миллионы лет до появления человека разумного.
Неизвестно, применяли ли наши предки для создания и использования первых орудий разум или они действовали не задумываясь.
Врожденное наследие не закрыто для индивидуальных открытий. Врожденная программа аистов строить гнезда на деревьях позволила им творчески подойти к ее реализации и в человеческом мире вить их на трубах домов, а затем использовать для гнездования фермы электропередач.
Врожденные программы, позволяющие комбинировать, учиться, подражать, запоминать творят в буквальном смысле слова чудеса. Дрессировщики с помощью заложенного багажа добиваются того, чтобы медведь ездил на велосипеде, а дельфины демонстрировали сложнейшие фигуры в воде и воздухе.
Разум, интеллект мирно соседствуют с врожденными основами поведения, сотрудничают с ними.
1.5 млн. лет назад впервые в Восточной Африке появились орудия, отнесенные к ашельской культуре. Изготавливались человеком прямостоящим посредством рассудочной деятельности, выстраиванием последовательных операций (технологии).
Приблизительно 1,0 млн. лет назад люди расселились на огромных территориях. Их останки обнаружены от Марокко до о. Ява, Китая. До своего исчезновения (около 500000 лет назад) они использовали орудия, изготовленные по старым технологиям, не совершенствуя их.
Для того, чтобы изобрести орудия, изготавливающиеся по олдовайской и ашельской технологиям, увеличения мозга не требуется.
Вероятнее всего, на этом этапе человеческого развития, действия по изготовлению орудий носили в большей степени инстинктивный характер, чем интеллектуальный.
Различные условия выживания, усложняя человека, помогали ему совершенствовать орудия, все больше опираясь в их разработке и применении на работу мозга.
Усовершенствования улучшали технику охоты (способы убийства), уровень кооперации членов группы (социальной организации).
Литература
Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей
Моррис Д. Голая обезьяна
орудийная деятельность. Особенности использования орудий антропоидов.
Орудийная деятельность лежит в основе трудовой деятельности. Орудийная деятельность – это направленное использование предметов для воздействия на компоненты природной среды или экспериментальной ситуации.
В деятельность с первичным объектом (пищей) вовлекается вторичный объект (камень, прутик, палка и т.д.). Шимпанзе, живущие на свободе, для добывания пищи пользуются палками, прутиками, стеблями трав.
Выделяют 2 типа орудийной деятельности: узкоспецифический и разумный.
Узкоспецифические действия в определенных экологических условиях (гриф, ворот, низшие обезьяны)
1. Однотипность предметов-орудий.
2. Стереотипность действий с этими предметами.
3. Однотипность использования всеми особями вида.
4. Спорадическое – нерегулярное использование предметов.
Разумный тип орудийной деятельности у антропоидов характеризуется:
1. Разнообразием предметов орудий.
2. Использованием в различных комплексах поведения.
3. Выоским уровнем манипулирования (работы с орудием)
4. Возможностью группового манипулирования орудием.
5. Постоянное использование
Таким образом орудийные действия высших обезъян следует отличать от использования предметов в качестве орудий другими животных.
У высших млекопитающих благодаря высокому уровню развития головного мозгла появляются новые способности, позволяющие решать задачи без предварительных пробных манипуляций. Возникла способность улавливать связь между различными элементами ситауции и выводить из нее правильно решение путем умозаключений, не прибегая к пробным действиям. Умозаключения используются в самых разнообразных ситуациях повседневной жизни, идет ли речь о выполнении задачи, о перемещении из одного места в др. или о получении и осмысливании информации, исходящий из среды.
Известен такой случай, когда самец шимпанзе повыси л свой соц.статус, придумав форку.с с двумя пустыми канистрами, он бил ими друг об друга, производя чудовищный шум.
Таким образом, на высших этапах эволюции начинают формироваться особенно сложные виды поведения со сложной структурной, включающей:
1. Ориентировочно исследовательскую деятельность, приводящую к формированию схема решения задачи.
2. Формирование пластически изменчивых программ поведения, направленных на достижения цели.
3. Сличение выполненных действий с исходщным намерением. Характеризуется саморегулированием –если действие приводит к нужному эффекту, оно прекращается. Не приводит к нужному эффекту, в мозг поступает соответвующие сигналы и решение задачи начинается заново.
Известный немецкий психолог Келлер изучал поведения обезьян в сложных условиях. Пример. Обезьяна должна была использовать обходной путь, чтобы получить приманку или использовать специальные орудия.. приманку клали далеко от клетки. Чтобы не дотянуться. Достать могла лишь использовав обходной путь через дверь в задней стене клетки. Сначала обезьяна безуспешно пыталась достать приманку, тянулась, прыгала. Затем неподвижно сидела и рассматривала ситуацию, что было видно по движению глаз. Затем приходила к правильному решению.
Вопрос как животное приходит к интеллектуальному решению задачи сложно объяснить. Разные исследователи трактуют по разному.
Одни считают возможным сблизить эти формы поведения обезьяны с человеческим интеллектом и рассматривают их как п роявления творческого озарения. Австрийский психолог Вюлер полагает, что использование орудий обезьянами – результат переноса прежнего опыта. Современные исследователи считают, что основу интеллектуального поведения составляет отражение сложных отношений между отдельными предметами, способны уловить отношения между предметами и предвосхитить результат ситуации.
Интеллектуальной поведение представляет собой верхнюю границу развития психики, за которой начинается история развития психики нового типа, свойственной только человеку.
Орудийная деятельность
Давно прошли те времена, когда изготовление и использование орудий считались уникальными свойствами человека. Сегодня известно множество видов животных, использующих орудия в повседневной жизни, причем в ход идут как неизмененные природные объекты, так и обработанные (например, палки с удаленными сучками и листьями).
Людям, исследующим поведение животных, избавиться от антропоцентрических оценок трудно. Возможно, этим отчасти объясняется устоявшееся представление о том, что орудийная деятельность является лучшим показателем интеллектуального уровня (когнитивных возможностей) в целом. Еще бы, ведь мы, люди, достигли самых выдающихся успехов именно в этой области. Разные эксперты придерживаются разных точек зрения о том, насколько справедлива такая оценка. Например, один из ведущих российских этологов Ж. И. Резникова полагает, что сложная орудийная деятельность не обязательно говорит о большом уме (Резникова, 2006). Другие ведущие этологи расставляют акценты несколько иначе (Зорина, Полетаева, 2002).
Орудийная деятельность особенно широко распространена у млекопитающих, причем отнюдь не только у обезьян. Слоны отгоняют ветками мух, а если сломанная ветка слишком велика, они кладут ее на землю и, придерживая ногой, отрывают хоботом часть нужного размера. Некоторые грызуны используют камешки для разрыхления и отгребания почвы при рытье нор. Каланы (морские выдры) отдирают прикрепленных к скалам моллюсков при помощи крупных камней — «молотков», а другие, менее крупные камни используют для разбивания раковин: лежа на спине на поверхности воды, зверь кладет камень-наковальню на грудь и колотит по нему раковиной. Медведи способны сбивать плоды с деревьев при помощи палок; зафиксировано использование камней и глыб льда белыми медведями для убийства тюленей.
Много данных накоплено и об орудийном поведении у птиц. Новокаледонские галки достают насекомых из трещин в коре при помощи разнообразных приспособлений, изготавливаемых самими птицами из прочных листьев и хвоинок. Египетские грифы разбивают страусиные яйца, бросая в них камни. Некоторые цапли бросают в воду разные предметы (перья, личинки насекомых), чтобы приманить рыб. Семейство цапель в морском аквариуме Майами научилось приманивать рыб гранулированным кормом, который птицы воровали у сотрудников. Сычи собирают экскременты млекопитающих и раскладывают их вокруг своих гнезд, чтобы приманить жуков-навозников.
Но все-таки самые талантливые «технари» среди животных — приматы. Многие обезьяны разбивают камнями орехи, раковины и птичьи яйца; вытирают листьями грязные фрукты; используют жеваные листья в качестве губок, чтобы доставать воду из углублений (похожие технические решения наблюдались и у муравьев, столкнувшихся с необходимостью доставки в муравейник жидкой пищи); извлекают насекомых из щелей при помощи острых палочек; бросают камни и другие предметы в недругов.
Эксперименты показали, что высшие обезьяны в неволе быстро осваивают разнообразные, в том числе и весьма сложные, виды орудийной деятельности, которые никогда не наблюдаются у этих видов в природе. Вот тут-то и обнаруживается первая странность: почему при наличии таких способностей обезьяны в природе используют их довольно редко и явно не полностью? Так, из четырех ближайших к человеку видов (шимпанзе, бонобо, горилла, орангутан) систематическое использование орудий в природных условиях характерно лишь для шимпанзе. Остальные делают это очень редко, то есть «могут, но не хотят» (Резникова, 2006).
Вторая странность состоит в чрезвычайно большом размахе индивидуальных различий по «инструментальным способностям» у представителей одного и того же вида. Похоже, в природных популяциях «технические гении» мирно сожительствуют с «непроходимыми техническими тупицами», причем едва ли кто-то из них чувствует разницу. Иной капуцин справляется с задачами на сообразительность лучше многих шимпанзе. В ряде экспериментов и отдельные птицы, такие как новокаледонские галки, показывали лучшие результаты, чем человекообразные приматы. Знаменитые обезьяньи «гении», такие как шимпанзе Уошо, горилла Коко или бонобо Канзи (эти обезьяны лучше других освоили так называемые языки-посредники и в итоге научились разговаривать примерно на уровне ребенка 2–3 лет. Подробнее см. в книге 3. А. Зориной и А. А. Смирновой «О чем рассказали говорящие обезьяны» (2006)), — это именно гении, а вовсе не типичные представители своих видов. Даже одно и то же животное может то показывать чудеса изобретательности, то проявлять необъяснимую тупость (к примеру, пытаться разбить орех вареной картофелиной).
Обычно считают, что орудийная деятельность животных — своеобразная вершина айсберга (ей предшествует оценка обстоятельств, поиск подходящих предметов, расчет последствий), и потому дает возможность интегральной оценки интеллекта. Возможно, это действительно так, но только приходится признать, что интеллект (в человеческом понимании), по-видимому, не является критичным для выживания большинства животных, что он — некий эпифеномен, побочный эффект более важных для их жизни характеристик мозговой деятельности. В противном случае в природных популяциях не было бы такого колоссального размаха изменчивости по этому признаку. Хотя, с другой стороны, разве у людей иначе?
Характерная особенность орудийной деятельности животных — быстрая фиксация и ритуализация найденных однажды решений и полнейшее нежелание переучиваться при изменении обстоятельств. По словам Н. Н. Ладыгиной-Котс (одной из первых исследовательниц обезьяньего интеллекта), «шимпанзе — раб прошлых навыков, трудно и медленно перестраиваемых на новые пути решения».
Шимпанзе Рафаэлю исследователи давали дырявую кружку и шарик, которым можно было заткнуть дырку. Рафаэль не догадывался это сделать, пока однажды случайно не плюнул шариком в кружку. Шарик заткнул отверстие, вода перестала вытекать, и шимпанзе это запомнил. С тех пор он постоянно пользовался шариком, чтобы заткнуть дырку в кружке, но всегда делал это тем же способом, что и в первый раз, — брал шарик в рот и плевал им в кружку. Через некоторое время ему дали кружку без дырки, и Рафаэль, совсем уж по-глупому, плевал шариком и в нее тоже. Наконец, когда ему предложили на выбор две кружки — привычную дырявую и целую, бедное животное не колеблясь выбрало дырявую. Впрочем, как знать, может, он просто любил свою дырявую кружку, а шариком плевался, потому что думал, что это нравится экспериментаторам?
Дикие шимпанзе в одном из африканских национальных парков научились сбивать плоды с дерева, на которое не могли забраться, с соседнего дерева при помощи сорванных с него веток. Когда все подходящие ветки были оборваны, животные впали в полную растерянность, и никто из них так и не догадался принести ветку с какого-нибудь другого дерева или куста, хотя для других целей (например, для выковыривания насекомых) шимпанзе часто пользуются палками, принесенными издалека.
Конечно, про людей тоже можно рассказать немало подобных историй. И потом, разве кто-то сомневается, что интеллект у людей в среднем все же мощнее, чем у нечеловеческих обезьян? Даром, что ли, наш мозг втрое больше по объему?
Ж. И. Резникова полагает, что подобное «глупое» поведение может быть обратной стороной способности к быстрому обучению, которое обеспечивается формированием устойчивых ассоциативных связей. Возможно, если бы животные не учились так быстро, выученные стереотипы были бы не столь жесткими. А сумей они и вовсе избавиться от плена стереотипов, их поведение стало бы гораздо интеллектуальнее.
Об этом говорит ряд экспериментов. Многим животным (обезьянам и птицам) предлагалась задача «Трубка с ловушкой»: нужно вытолкнуть приманку из трубки палочкой или проволокой, однако в трубке есть дырка, через которую приманка может выпасть в «ловушку», откуда ее невозможно достать. Животное должно сообразить, что надо обойти экспериментальную установку и толкать с другой стороны. Задача оказалась трудной для всех, но некоторые обезьяны и птицы все-таки справились с ней, научились уверенно ее решать.
После этого экспериментаторы переворачивали трубку дыркой вверх. «Ловушка» становилась нефункциональной, и необходимость заходить сзади отпадала. Ни одно из животных не смогло этого понять. Даже «гении», показавшие блестящие результаты в других опытах, продолжали упорно обходить установку и толкать приманку «от ловушки», то есть настаивали на однажды выученном решении, хоть оно и потеряло смысл. В одном из экспериментов, однако, удалось разрушить сложившийся стереотип, заменив стеклянную трубку непрозрачной. Подопытный — дятловый вьюрок, — увидев, что трубка-то теперь другая, снова «включил мозги» и стал действовать адекватно ситуации.
Может быть, в этом и состоит то трудноуловимое, но все-таки реальное различие, грань между человеческим и нечеловеческим мышлением, которое нас делает людьми, а другим животным не позволяет подняться до нашего уровня? Может быть, все дело в том, что мы в меньшей степени рабы стереотипов и догм и чуть чаще «включаем мозги»?
Разница в степени, а не в качестве
(факты, изложенные в этом разделе, автор почерпнул из беседы с известным этологом, специалистом по мышлению животных З.А. Зориной (кафедра высшей нервной деятельности биофака МГУ). Многие из них подробно разбираются в книге «Элементарное мышление животных» (Зорина, Полетаева, 2002))
Впрочем, многие этологи полагают, что выводы о стереотипности мышления животных отчасти могут быть связаны с не совсем корректно поставленными экспериментами. Шимпанзе, живущий в неволе, действительно легко становится «рабом прошлых навыков», точнее — рабом повторяемости эксперимента, особенно если с ним работают специалисты по условным рефлексам. Возможно, животные просто принимают «правила игры», навязанные экспериментаторами.
Вышеупомянутый шимпанзе Рафаэль научился заливать огонь, который мешал ему взять апельсин, наливая воду в кружку из бака. Когда однажды в баке не оказалось воды, он был очень недоволен, но он схватил с окна бутылку для полива цветов и залил огонь из бутылки. В другой раз он помочился в кружку и залил огонь опять же из кружки. Он действительно отчасти стал рабом привычки. Когда опыты перевели на озеро, на причале стоял аппарат с огнем, а бак находился на плоту. Экспериментаторы думали: если шимпанзе понимает, что такое вода, то он наклонится и зачерпнет из озера. Вместо этого Рафаэль нашел доску, перебрался на плот и принес воду в кружке из бака. Очевидно, он не понимал, что такое вода, он просто умел заливать огонь из кружки. Но обезьяны не любят воду, и это может препятствовать изобретательству. При этом Рафаэль все-таки изобрел новое решение задачи: сделал мостик из доски и сходил за водой к баку. Когда этот опыт повторяли для съемок фильма «Думают ли животные», долгой дрессировки с кружкой там не было. Одна из обезьян взяла с пола тряпку и затушила ею огонь без всякой воды. И эта, и другие обезьяны все-таки черпали из озера. Животные могут находить разные способы решений той или иной задачи. Но если уже есть привычный, отработанный способ, зачем лишний раз напрягать мозги?
В решении животными разнообразных сложных задач больше удивляет не легкость формирования стереотипов, а тот факт, что животные все-таки с ними справляются. В основе таких решений лежит весьма сложная мысленная операция — составление плана действий, позволяющего добиться результатов в ситуации, для которой нет готового решения.
Разница между мышлением человека и других животных все-таки в степени, а не в качестве. Но разница в степени может быть очень большой. Даже в самых сложных своих достижениях шимпанзе все-таки не превышает уровня 2—3-летнего ребенка: это их потолок. С другой стороны, этологи в один голос утверждают, что единой шкалы умственных способностей, общей для всех животных, не существует. Невозможно ответить, кто «вообще» умнее: дельфины, обезьяны или попугаи. Разные виды животных справляются с одними типами задач лучше, с другими — хуже. И человек в этом плане не исключение. Выше мы уже упоминали, что в решении некоторых интеллектуальных задач другие животные вполне могут нас «обставить»: например, сойки, белки и другие животные, запасающие пищу в тайниках, лучше нас умеют запоминать точки на местности. А если нам такое умение не кажется хорошим мерилом интеллекта, то следует задуматься: не потому ли мы его недооцениваем, что сами им плохо владеем?
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Деятельность риккетсий
Почвообразующая деятельность муравьев.
Почвообразующая деятельность муравьев. Сооружая гнездо, муравьи оказывают серьезное воздействие на почву, где строятся гнезда большинства видов этих насекомых. Численность гнезд, как правило, весьма высока: на одном гектаре может находиться до 7-8 тыс. муравейников,
9.4. Ассоциативные системы и интегративная деятельность мозга
9.4. Ассоциативные системы и интегративная деятельность мозга Даже простой выбор из нескольких инстинктивных программ требует «инстанции», где сравниваются значения сигналов внешней и внутренней среды организма. Точность правильного выбора, определяющего поведение,
10.5. Орудийная деятельность животных
10.5. Орудийная деятельность животных Именно изучение орудийной деятельности человекообразных обезьян положило начало проблеме мышления у животных. С развитием этологии список видов, к которым приложимо понятие орудийной деятельности, постоянно расширялся. Среди
2. ОРИЕНТИРОВОЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
2. ОРИЕНТИРОВОЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Ориентировочную реакцию (как настройку анализаторов на лучшее восприятие нового стимула) следует отличать от исследовательских реакций и ориентировочно-исследовательского поведения. Последние могут следовать за ОР –
Глава 7 АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЗГА
Глава 7 АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЗГА Вся высшая нервная деятельность состоит из непрерывного анализа — расчленения раздражителей окружающего мира на все более простые их элементы, и синтеза — обратного слияния этих элементов в целостное восприятие
3.6. СИСТЕМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЗГА
3.6. СИСТЕМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЗГА Функциональное состояние центральной нервной системы непрерывно меняется в соответствии со сменой видов жизнедеятельности. Оно определяется позой, положением конечностей, множеством сигналов из внешней и внутренней сред. В каждый
6.2. ЧРЕЗМЕРНО СИЛЬНАЯ РОДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
6.2. ЧРЕЗМЕРНО СИЛЬНАЯ РОДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Бурную родовую деятельность обычно наблюдают у легковозбудимых нервных самок. Этиология и патогенез изучены недостаточно. Вероятные причины: чрезмерная чувствительность матки к эндогенному окситоцину и (или) эстрогенам, а
Экология и практическая деятельность человека
Экология и практическая деятельность человека Человек тесно связан с живой природой происхождением, материальными и духовными потребностями. Масштабы и формы этих связей неуклонно росли от локального использования отдельных видов растений и животных до практически
Высшая нервная деятельность
Высшая нервная деятельность За 20–25 дней до начала опытов была сделана попытка охарактеризовать основные особенности нервных процессов каждой подопытной собаки, для чего проводились обследования с помощью проб, подробно описанных на с. 90 этой книги. В силу
Деятельность на грани разумной!
Деятельность на грани разумной! Необычно питаются и южноамериканские муравьи-листорезы.…По неприметным лесным тропинкам Аргентины, Бразилии, Парагвая ползут… огрызки листьев! Зеленые ручейки текут прямо к большой насыпи. Это листорезы, обглодав очередное дерево,
Предметная деятельность обезьян
Предметная деятельность обезьян Свое конкретное воплощение взаимодействие зрения и тактильно-кинестетической чувствительности рук находит в чрезвычайно интенсивной и многообразной манипуляционной активности обезьян.Исследования, проведенные рядом советских
Предтрудовая предметная деятельность ископаемых обезьян
Предтрудовая предметная деятельность ископаемых обезьян Не переоценивая орудийную деятельность современных антропоидов, нельзя одновременно не усмотреть в ней свидетельство одной из важных биологических предпосылок антропогенеза.Надо думать, что у ископаемых
2.1. Деятельность пищеварительного аппарата
2.1. Деятельность пищеварительного аппарата Процессы экзотрофии у большинства животных и человека реализуются пищеварительной системой. На протяжении XIX в. было дано множество технологических описаний этой системы. Одно из самых ярких в 1897 г. сделал И.П. Павлов, который
ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В 1979 году в Англии окончательно исчезла большая голубая бабочка (Large Blue butterfly), количество особей которой в течение предшествующих десятилетий неуклонно сокращалось. Детальные исследования выявили причину сокращения численности этого вида,
Рассудочная деятельность
Рассудочная деятельность Экспериментальное изучение рассудочной деятельности на животных практически только начинается. Несмотря на то, что Ч. Дарвин еще в 1871 г. с совершенной определенностью высказал свое мнение о том, что животные обладают «рассуждающей
История орудийной деятельности
Исследование орудийной деятельности и её особенностей в современной антропологии. Характеристика отличительных особенностей орудий труда. Определение основных предпосылок перехода к трудовой деятельности. Начало и развитие орудийной деятельности.
Рубрика | История и исторические личности |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 16.05.2017 |
Размер файла | 17,0 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Введение
До сих пор существуют разные мнения на тот счет, что же считать орудийной, или трудовой, деятельностью. Возникает масса вопросов.
Существует ли инстинктивный, животный труд?
Как отличить древнее орудие труда от древнего же необработанного камня?
Что привело к возникновению прямохождения и потери передних конечностей опорной функции?
Что послужило началом трудовой деятельности?
Как развивалась орудийная деятельность?
Подобные вопросы являются одними из фундаментальных в антропологии. Именно поэтому тема ранней орудийной деятельности гоминид всегда будет актуальна и востребована учеными и заинтересованными людьми.
В контрольной работе я попыталась кратко ответить на указанные выше вопросы.
1. Определение орудийной деятельности и её особенности
Чтобы четко разграничить те действия, которые являются поведением животных, и действия, являющиеся трудовыми операциями ранних гоминад, необходимо определить и выявить особенности орудийной, или трудовой, деятельности. труд орудие антропология
Как пишет В. П. Алексеев в книге «Становление человечества», «Орудийная деятельность есть целесообразный, целенаправленный результативный труд». Уместно полностью согласиться с данным определением.
Существуют однако мнения, что подобная трудовая деятельность имеет место быть и у некоторых животных, как то: муравьи, строящие муравейники, птицы, создающие гнезда, бобры, сооружающие плотины, пчелы с их сотами и т.п. Подобная деятельность в этом случае называется инстинктивным трудом. В том числе о существовании животного труда говорили такие исследователи, как Б. Ф. Поршнев и Ю. И. Семенов. Тем не менее, теория наличия у животных труда не является каким бы то ни было образом доказанной. Об этом можно судить по следующим фактам:
Во-первых, трудовая деятельность животных является узко профильной и узко направленной и основана на инстинктах и генетических особенностях. Т.е. муравьи в принципе будут стоить муравейники только так, как они делают это уже огромное число лет. В то время как человек может вносить в свой труд элементы творчества.
Во-вторых, рассматриваемая деятельность животных будет повторяться у всех особей, т.к. инстинкт является автоматическим. Человеческий же труд может быть различным.
В третьих, место каждой особи в процессе трудовой деятельности строго установлено и зачастую это определяет его физиологическое строение. Человеческий труд никогда или очень редко опирается на какие-то биологические или анатомические факторы.
В этом и есть фундаментальные различия между так называемым инстинктивным трудом и трудом гоминад, трудом людей.
Кроме того, стоит отметить тот факт, что использование орудий труда ведет к достижению поставленной цели. Животное же может и не достигнуть цели, используя орудие труда. Можно привести известный пример: угрожать перед дракой обезьяны будут палками и камнями, но если дело всё же доходит до самой драки, то в ход идут исключительно части их тела.
Поэтому с уверенностью можно сказать, что орудийная деятельность начинается с появления человека. При этом подразумевается не только современный человек, но и все его гоминидные предки.
Структурных компонентов существует три:
Труд, который создает результат труда;
Средство труда, т.е. непосредственно орудие труда.
Такие же компоненты можно увидеть у К. Маркса в его «Капитале» (первый том).
2. Отличительные особенности орудий труда
Порой даже профессиональным исследователям бывает сложно отличить примитивное орудие от необработанного камня, а говорить об обывателях не стоит вовсе. И подобных трудностей в истории археологии встречалось и встречается не мало.
Чтобы находку можно было с уверенностью причислить к орудиям труда, она должна соответствовать одному или нескольким признакам. Эти признаком сформулировал американский археолог Т. Винн:
Понимание отношения целого к части и части к целому;
Осознание соотношения частей предмета;
Осознание пространственно-временных отношений;
Понимание идентичности объектов и операций, симметричности орудия на разных уровнях.
Таким образом, можно сделать вывод, что если орудие труда имеет одно или несколько из указанных выше свойств, то в данном случае можно говорить об орудийной, или трудовой, деятельности.
Т.е. являлся ли найденный предмет орудием труда или нет, и существовала ли трудовая деятельность в определенном рассматриваемом периоде, мы можем говорить по наличию или отсутствию признаков, сформулированных Т. Винном.
3. Предпосылки перехода к трудовой деятельности
Прежде всего, хотелось бы отметить географически предпосылки перехода к трудовой деятельности и прямохождению. Именно прямохождение привело к тому, что передние конечности были освобождены от опорной функции и, следовательно, гоминиды смогли заниматься трудовой деятельностью.
Существует несколько гипотез перехода к прямохождению. Наиболее распространены две из них:
Переход к прямо хождению был совершен в скалистой местности, где возникла необходимость лазанья по скалам и вставания на задние конечности для осмотра местности из-за камней.
Овладение прямохождением произошло в связи с переселением из лесов на открытые пространства, где появилась необходимость обороняться от хищных животных, используя определенных предметы.
Тот факт, что наши предки освоили прямохождение и освободили передние конечности от функции опоры, открыли для них массу возможностей. Это и возможность освоения других экологических ниш, и переход к использованию камней и палок в качестве орудий, и постепенный переход к осуществлению взаимной поддержки и коллективных действий.
4. Начало и развитие орудийной деятельности
Изначально вся трудовая деятельность древних гоминид заключалась лишь в собирательстве и носила присваивающий характер. Даже охота и рыболовства имели оттенок присваивания готового и осуществлялись без использования или с минимальным использованием подручных средств. Поэтому, исчерпав запасы пищи в районе проживания, предки человека были вынуждены покидать обжитое место в поисках нового.
Далее постепенно орудийная деятельность начинает усложняться, предки человека используют определенные орудия.
В частности начинается использование костей, рогов, палок и камней австралопитеками. Помимо этого, конечно же, они используют и органы собственного тела, в первую очередь руки. Первые орудия австралопитеков наиболее примитивны, далее же они начинают своё развитие.
Таким образом можно утверждать, что олдувайская культура являлась первым этапом человеческой материальной культуры в её самые начальных примитивных формах.
Далее орудия начинают всё более усложняться и тщательней обрабатываться.
Первоначально, занимаясь собирательством, орудия использовались для выкапывания корешков, срезания плодов, разрывания норок мелких животных, разделки тушек. Далее предкам человека стало необходимо охотиться на копытных и хищных животных, что было невозможно делать с помощью имеющихся орудий. А так как сохранять мясо для пищи было практически невозможно, то охота принимала постоянный характер. Именно это послужило толчком для развития и усовершенствования орудий труда.
Кроме того, дальнейшее развитие принесло орудия труда из сферы добычи пищи в бытовую сферу. Началось развитие орудий труда не только для охоты, рыбалки и собирательства, но и для обустройства жилища, например.
Орудия становились все более правильной формы, они постоянны, симметричны. Кроме того, для охоты начал использоваться и огонь, что сделало её более продуктивной и качественной.
После же описанного выше изменения орудий труда, эти орудия начали меняться, усложняться в плане необходимости конструирования наземных жилищ на открыты стоянках.
Описанные этапы можно считать основными стадиями развития орудийной, или трудовой, деятельности древних гоминид.
Заключение
Трудовая деятельность, как деятельность результативная, появилась очень давно. Но до сих пор переход к труду, прямохождению, использованию орудий является темой для обсуждения многих исследователей.
В своей работе я попыталась кратко осветить суть трудовой деятельности и её отличие от инстинктивного животного труда, рассмотреть структура орудийной деятельности, отличительные особенности орудий труда от необработанных камней и палок.
Помимо этого были выделены структурные компоненты труда (труд, объект и средство труда).
Далее были рассмотрены этапы развития трудовой деятельности от периода собирательства до необходимости строительства жилищ предками человека.
Можно сделать вывод о том, что при появлении первых орудий труда появилась и первая же орудийная, или трудовая, деятельность. В то время как при отсутствии орудий труда о подобной деятельности можно лишь догадываться.
Библиография
Алексеев В.П. Становление человечества. М.: 1984
Алексеева Т.И. Антропология. Хрестоматия, ч.1. М.: 2003
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Исследование предпосылок и особенностей отмены крепостного права и других либеральных реформ XIX века в России. Характеристика основных направлений и результатов общественного движения. Изучение внутренней политики Александра III, реформы 1861 года.
реферат [35,0 K], добавлен 13.02.2012
Изучение обстоятельства основания первых типографий в России. Исследование деятельности российских, зарубежных печатников, вопросы происхождения и датировки первых изданий, их художественных и технических особенностей. Совершенствование техники печатания.
реферат [27,7 K], добавлен 07.07.2015
Исследование результатов революционной деятельности 1917 года. Изучение личности Владимира Ильича Ульянова, его теоретического наследия и практической деятельности. Жизненные цели и мотивы поведения вождя. Ленин в современной российской историографии.
реферат [27,0 K], добавлен 26.04.2015
История зарождения и развития пограничного контроля с 1721 г. по начало XIX в. Создание государственных контрольных органов на границе и анализ их деятельности. Реформирование и характеристика деятельности органов пограничного контроля в России.
курсовая работа [715,5 K], добавлен 25.02.2012
Формирование предпосылок для образования новой международной профсоюзной организации, значение активной деятельности Англо-советского профсоюзного комитета. Создание Всемирной федерации профсоюзов, содержание ее Устава и направления деятельности.
контрольная работа [28,1 K], добавлен 11.01.2014
Смута в политической жизни России в конце XVI века, ее отличительные черты и основные последствия. Приход на престол Михаила, начало новой эпохи в государственном развитии, развитие предпринимательской деятельности. Отношения государства и церкви.
реферат [22,1 K], добавлен 16.05.2009
Оценка деятельности А.Ф. Керенского как общественного и государственного деятеля. Этапы государственной деятельности М.С. Горбачева, положившего начало перестройке и гласности. Сопоставительный анализ политической деятельности Керенского и Горбачева.
курсовая работа [35,3 K], добавлен 24.11.2014