Что такое оседлость в истории
Значение слова «оседлость»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Оседлость — проживание на одном месте как образ жизни, к которому постепенно перешли кочевые народы.
Оседлость — в истории избирательного права одно из обязательных условий для внесения в избирательные списки.
Оседлость, или черта оседлости (1791—1915) — в царской России включала западные районы, где правительственными указами разрешалось жить и торговать евреям (иудеям). Различалась по службе, занятиям, промыслам, недвижимому имуществу или домашнему обзаведению.
Закрытая оседлость — исторический термин, называвший укреплённый лагерь запорожского войска.
Усадебная оседлость — историческая характеристика самостоятельного члена крестьянской общины.
ОСЕ’ДЛОСТЬ и ОСЁДЛОСТЬ, и, мн. нет, ж. (книжн.). Постоянное пребывание, проживание в одном месте, оседлый образ жизни. Кочевники постепенно переходят к оседлости. ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
осе́длость
1. постоянное пребывание, проживание в одном месте; оседлый образ жизни ◆ Племенам, расселявшимся по рекам, так естественно было обращаться с вопросом или с мольбою к реке, на берегах которой они нашли себе надежный приют и родную оседлость. Ф. И. Буслаев, «Русский богатырский эпос», 1887 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Верстах в четырех от того городка, где у Смолокурова была оседлость, вдоль суходола, бывшего когда-то речкой, раскинулась небольшая деревня. П. И. Мельников-Печерский, «На горах», 1875—1881 г. (цитата из НКРЯ) ◆ — Им надоест путаться в степи, и они захотят оседлости и будут уважать право гражданства, когда оно им трудом достанется. Н. С. Лесков, «Захудалый род», 1874 г.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: выдвиженец — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
ОСЕДЛОСТЬ
Смотреть что такое ОСЕДЛОСТЬ в других словарях:
ОСЕДЛОСТЬ
оседлость ж. Постоянное пребывание, проживание в одном месте; оседлый образ жизни.
ОСЕДЛОСТЬ
оседлость ж.settled (way of) life черта оседлости ист. — the Pale of Settlement
ОСЕДЛОСТЬ
ОСЕДЛОСТЬ
— оседлый образ жизни, связанный с проживанием на одном месте в поселениях различного типа. Одни из них являются преимущественно средоточием сельского земледельческого населения, другие, более крупные — городского; последние выполняют, как правило, не сельскохозяйственные, а промышленные, организационно-хозяйственные, управленческие, культурно-зрелищные и другие функции. Производственный и потребительский аспекты поселения изучает география населения как часть экономической географии. В этнографии изучение оседлости, оседлого образа жизни людей тесно связано с характеристикой хозяйственной деятельности, быта и культуры отдельных народов, а также с выявлением общих исторических закономерностей в хозяйственно-культурном историческом развитии человечества.
Оседлость обусловлена самыми различными формами хозяйственной деятельности (земледельческой, ремесленной и т. п.), не требующими сезонной или круглосуточной подвижности людей в поисках средств к существованию; появляется вместе с долговременными жилищами, организованными в постоянные поселения.Древнейшие люди не знали оседлости. Они вели бродячий или полуоседлый образ жизни подвижных охотников и собирателей. Процесс великого расселения и освоения человечеством обширных территорий в Старом и Новом Свете с различными природными условиями, сопровождался формированием разных хозяйственно-культурных типов (ХКТ), их подтипов, с различной степенью подвижности, хозяйственной деятельностью и бытом людей.
Генеральная линия развития человечества, его культуры и форм оседлости связана с появлением и развитием производящего хозяйства. Этот переход от «присваивающих»к «производящим» формам хозяйства и более оседлому быту на основе земледелия зафиксирован археологами в древнейших очагах теплого пояса Старого и позже Нового Света, где 12-10 тыс. лет назад ХКТ охотников, собирателей и рыболовов начали сменяться хозяйственно-культурными типами ранних земледельцев-скотоводов и скотоводов-земледельцев. Эта смена ХКТ способствовала появлению долговременных оседлых земледельческих поселений у одних групп и, напротив, увеличению подвижности других. Переход к земледелию и скотоводству, к оседлому быту и жизни в долговременных поселениях был длительным процессом, занявшим в отдельных земледельческих очагах Старого Света два-три тысячелетия, а в Новом — три-четыре тысячелетия.
ОСЕДЛОСТЬ
1) Орфографическая запись слова: оседлость2) Ударение в слове: ос`едлость3) Деление слова на слоги (перенос слова): оседлость4) Фонетическая транскрипц. смотреть
ОСЕДЛОСТЬ
Смотреть что такое «ОСЕДЛОСТЬ» в других словарях:
ОСЕДЛОСТЬ — и ОСЁДЛОСТЬ, оседлости, мн. нет, жен. (книжн.). Постоянное пребывание, проживание в одном месте, оседлый образ жизни. Кочевники постепенно переходят к оседлости. ❖ Черта оседлости (дорев.) районы зап. части России, где указами царского… … Толковый словарь Ушакова
ОСЕДЛОСТЬ — и ОСЁДЛОСТЬ, оседлости, мн. нет, жен. (книжн.). Постоянное пребывание, проживание в одном месте, оседлый образ жизни. Кочевники постепенно переходят к оседлости. ❖ Черта оседлости (дорев.) районы зап. части России, где указами царского… … Толковый словарь Ушакова
оседлость — ОСЕДЛЫЙ, ая, ое; едл. Постоянно проживающий на одном месте (о народе, племени); связанный с таким проживанием; противоп. кочевой. Оседлое население. О. образ жизни. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ОСЕДЛОСТЬ — англ. residence/settlement; нем. Se?haftigkeit. 1. Длительное проживание в одном месте. 2. Образ жизни в постоянных поселениях, обусловленный определенными формами хозяйства в отличие от кочевого и бродячего. 3. В ряде стран принудительное… … Энциклопедия социологии
оседлость — сущ., кол во синонимов: 2 • оседлый образ жизни (1) • осёдлость (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
оседлость — В противоположность кочевничеству тип сельского хозяйства, когда крестьянин трудится на одном и том же месте … Словарь по географии
ОСЕДЛОСТЬ — и; ж. Образ жизни, состоящий в проживании на одном месте. Кочевые народы постепенно перешли к оседлости. Черта оседлости (в России до 1917 г.: районы западной части России, где указами царского правительства разрешено было жить евреям без особых… … Энциклопедический словарь
Оседлость — оседлый образ жизни, связанный с проживанием на одном месте в поселениях различного типа. Одни из них являются преимущественно средоточием сельского земледельческого населения, другие, более крупные городского; последние выполняют, как правило,… … Экология человека
оседлость — оседлый, оседлость и устарелое осёдлый, осёдлость. Известный языковед русист В. И. Чернышев, основываясь на данных исторической грамматики, считал в начале XX века правильным произношение [осёдлый]. (Законы и правила русского произношения) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Оседлость — ж. Постоянное пребывание, проживание в одном месте; оседлый образ жизни. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
За чертой. Откуда взялась оседлость и что это значит
Коллаж © L!FE Фото: © РИА Новости / Владимир Вдовин, wikireading.ru
Появление
До екатерининских времён никакой черты оседлости в Российской империи не было, хотя евреи, несомненно, были, правда в незначительном количестве. Черта оседлости была введена в 1791 году и была связана с тем, что по итогам нескольких разделов Польши в составе России оказалась значительная часть польских земель. А Польша к тому моменту была страной с наибольшим количеством еврейского населения. И после раздела Посполитой всё её население превратилось в подданных российского монарха.
Екатерина II решила, что многочисленное еврейское население, доставшееся от Польши, следует ограничить специальной чертой проживания. Согласно указу императрицы, евреи должны были жить там же, где они жили до включениях их земель в состав России. Проще говоря, им было запрещено перебираться в русские города, за редким исключением.
Позднее указ был более детально регламентирован последующими монархами, и уже в XIX веке были чётко ограничены территории, на которых в Российской империи дозволялось жить еврейскому населению. В число этих территорий входили 15 губерний, все они располагались на территории нынешних Польши, Украины, Литвы и Белоруссии.
Чем было вызвано появление черты оседлости
Считается, что введение черты оседлости было пролоббировано влиятельными купцами. К концу XVIII века, когда Польша вошла в состав России, евреи уже имели славу выдающихся торговцев и банкиров. Более того, многие европейские правители имели при себе гоф-фактора — нечто вроде финансового помощника, чаще всего еврея. Ценилось именно еврейское происхождение, поскольку только они имели организованные диаспоры во всех европейских странах, что позволяло прокручивать деньги почти так же быстро, как в современных банках.
Купцы, разумеется, опасались, что хлынувшие в города евреи, как и другие инородцы, создадут диаспоры, быстро завладеют всей торговлей и разорят их. Духовенство также опасалось появления в городах больших масс лиц нехристианского вероисповедания. Нации в те времена ещё не изобрели, поэтому основным мобилизующим и объединяющим фактором была религия. И представители отличающихся от доминирующих в регионе религиозных групп повсеместно сталкивались с подозрительностью и недоверием. А власти стремились ограничить контакты между различными религиозными течениями, в Европе в те времена практически повсеместно считалось, что иудеи нелояльны власти.
Исключения из правил
Хотя формально евреям запрещалось проживать вне губерний, отведённых им под место жительства императорским указом, на деле всегда было немало лазеек и исключений. Самым простым способом снять любые дискриминирующие ограничения была смена веры. В том случае, если еврей принимал православие или лютеранство, все ограничения с него моментально снимались, поскольку они касались не евреев, а иудеев, т.е. лиц, придерживающихся иудаизма. Однако в те времена к вопросам веры относились серьёзно и далеко не каждый мог себе позволить сменить веру предков, тем более что и в еврейской общине т.н. выкресты подвергались очень суровому осуждению вплоть до конца XIX века.
Второй способ — получить высшее образование. На лиц с высшим образованием не распространялись ограничения, связанные с чертой оседлости, и они могли свободно жить где угодно. Однако университетов в стране было не так уж много, и, кроме того, были опасения, что многие пожелают воспользоваться этой лазейкой, поэтому в университетах была введена процентная квота на число учащихся-евреев, соответствующая их пропорции от общей численности населения (если университет находился в черте оседлости, квота повышалась).
Третий способ — получить нужную профессию. В число нужных городских профессий входили аптекари, фельдшеры, повитухи, врачи, стоматологи. Кроме того, разрешалось жить вне черты оседлости бывшим кантонистам (рекрутам из числа евреев, набираемых по спецнабору), отслужившим в армии. Также в числе тех, кто мог жить в любом городе, были ремесленники, но с обязательным условием быть записанными в ремесленный цех. Вместе с этими людьми разрешалось жить и их семьям.
Четвёртый способ — самый сложный. Стать купцом первой гильдии. Всего было три купеческих гильдии, и в первую входили самые богатые и крупные купцы, сейчас их назвали бы миллионерами.
Шестой способ — эмигрировать в другую страну. Желающим уехать не чинилось никаких препятствий. По понятной причине, способ не пригоден для тех, кто переезжать в другую страну не планировал.
Правила проживания евреев в специально отведённых им местах постоянно изменялись на протяжении XIX века, постепенно смягчаясь. В общей сложности черта оседлости просуществовала в России около 120 лет. Де-факто она была отменена в годы Первой мировой войны в 1915 году, когда евреям в условиях угрозы наступления немецких войск было разрешено селиться где угодно, за исключением Петербурга и его пригорода. Официально же черта оседлости была отменена уже Временным правительством весной 1917 года.
Черта оседлости
Черта́ осе́длости (полное название: Черта́ постоя́нной евре́йской осе́длости [1] ) — в Российской империи с 1791 по 1917 год (фактически по 1915 год) — граница территории, за пределами которой запрещалось постоянное жительство евреям (то есть иудеям [2] ), за исключением нескольких категорий, в которые в разное время входили, например, купцы первой гильдии, лица с высшим образованием, отслужившие рекруты, ремесленники, приписанные к ремесленным цехам, караимы.
Содержание
История
С третьим разделом Польши в состав черты вошли губернии Виленская и Гродненская.
География черты оседлости
В черту оседлости входили специально отведённые местечки в следующих губерниях:
Кроме того, в черте оседлости оказались все десять губерний Царства Польского. Из черты оседлости были исключены Киев (евреям дозволялось жить только в некоторых частях города), Николаев, Ялта и Севастополь.
Практика применения ограничений по черте оседлости в разное время
Даже временный выезд из черты оседлости для евреев был осложнён. Проживание евреев в соответствии с указом о черте оседлости разрешалось лишь в специально оговоренных городах и местечках, но не в сельской местности. Результатом этих ограничений, а также ограничений в выборе занятия, явилась чрезвычайная скученность и нищета в местечках в пределах черты.
Запрет не распространялся лишь на купцов первой гильдии (но только после 10-летнего пребывания в гильдии в пределах черты оседлости), лиц с высшим образованием, средний медицинский персонал; цеховых ремесленников (записанных в ремесленные цехи — архаичные сословные учреждения), и отставных нижних чинов, поступивших на службу по рекрутскому набору.
Необходимо заметить, что поступление в первую гильдию было возможным при выполнении двух условий: получения промыслового свидетельства определенного разряда (на начало XX века стоило 500 рублей в год) и получения гильдейского свидетельства (на начало XX века — 75 рублей в год); ни фактическое занятие какой-либо промышленной или коммерческой деятельностью, ни согласие самой гильдии на вступление не требовались. Таким образом, вступление в купечество первой гильдии по существу представляло возможность снять с себя ограничения в проживании при условии уплаты около 6000 рублей и десятилетнего ожидания, что было неприемлемо дорого для большинства евреев.
Следующие способы вырваться из черты оседлости — получение образования и приписка к ремесленному цеху — были связаны со своими сложностями. В высших учебных заведениях с 1880-х годов действовала процентная норма — допустимый максимум студентов-евреев (3 % в столицах, 5 % в прочих городах, 10 % в черте оседлости). Ремесленные цехи во всех городах черты оседлости, кроме Одессы, в 1880-х были распущены.
В переносном смысле понятие «черта оседлости» стало синонимом политики государственного антисемитизма, в особенности во второй половине XIX века. Антисемитизм этот основывался на религиозной нетерпимости и, в большинстве случаев, не распространялся на крещеных евреев. Запрет на занятие сельским хозяйством, ограничения при приеме в гимназии и университеты, полуофициальное отношение к евреям как к ограниченным в правах гражданам — всё это вело, с одной стороны, к росту миграции евреев в США, сельскохозяйственной колонизации ими Аргентины и Палестины, с другой, — к радикализации людей, подпитывавших революционые организации и партии. Многие деятели культуры критиковали политику запрета. В. Г. Короленко в повести «Братья Мендель» писал: «Черта оседлости существовала, как данный факт, незыблемый и не подвергавшийся критике. Я не помню даже, чтобы самое слово „черта оседлости“ когда-нибудь употреблялось в то время». Драматург Давид Бенарье (Маневич) в своей пьесе 1907 года «Пасынки жизни» жестоко критиковал черту оседлости и назвал евреев «пасынками России».
Черта оседлости была отменена Временным правительством после Февральской революции, хотя фактически после начала Первой мировой войны около 500 000 евреев было насильственно выселено из прифронтовых северных губерний и переселено в другие губернии России, главным образом Екатеринославскую, Херсонскую и Подольскую. [12]