Что такое осень средневековья в истории кратко
Что такое «осень средневековья»?
Раздел 5. «Осень средневековья» и проблема складывания национальных государств в Западной Европе. Складывание Московского государства.
В научный оборот это понятие было введено голландским ученым И. Хейзингой, который в 1919 г. опубликовал книгу «Осень средневековья», получившую широкую известность во всех европейских странах. Сам автор, изучая формы жизненного уклада и мышления во Франции и Нидерландах, говорил об «осени» как о последней жизненной фазе средневековой культуры. В современной исторической литературе понятие «осень средневековья» употребляется в более широком смысле: в качестве синонима для обозначения и «кризиса христианского мира» («угасания» западноевропейской цивилизации), и начала эпохи Возрождения, которую никак нельзя описать в терминах упадка и заката. Поэтому термин «осень средневековья» в настоящее время чаще всего используется в историографии для характеристики западноевропейского общества XIV—XV вв. в целом.
В начале XIV в. христианский мир в его целостности стабилизировался и достиг «последней границы». При этом он не просто остановился, но «съежился» (Ж. Ле Гофф). Прекратились распашки и освоение новой земли, наблюдалось запустение полей и даже деревень. Началась девальвация монеты, сопровождавшаяся экономической депрессией и банкротствами. По Европе прокатилась волна городских бунтов и крестьянских восстаний. Плохие урожаи, рост цен и всеобщий голод потряс Европу, а Великая чума середины XIV в. довершила дело: демографическая кривая склонилась и поползла вниз, кризис превращался в катастрофу.
Средневековое общество было обществом феодальным, аграрным, деревня являлась подлинным центром его экономической и социальной жизни. Поэтому кризис XIV—XV вв. не только поразил в первую очередь сельскую экономику, но и сопровождался глубинными изменениями прежде всего в феодальном способе производства. Наиболее ярким проявлением этих изменений в западноевропейской деревне было освобождение крестьян, которые выкупали наиболее тяжкие повинности и обретали личную свободу. Сеньориальная реакция — попытка восстановить их личную зависимость, предпринятая в XIV в., — не увенчалась успехом. Европейское крестьянство уже в XIV —XV вв. стало свободным сословием, хотя и не добилось еще юридического признания своих прав на землю.
Пережив период неурядиц, феодалы стали заменять земледелие более доходным скотоводством, постепенно преображая сельский пейзаж «огороженными» землями. Изменились условия и формы эксплуатации крестьян, появились краткосрочные крестьянские держания на условиях фиксированной денежной ренты. Классические формы вассалитета, основанные на договоре и дополненные предоставлением феода со стороны сеньора, заменялись переводом вассала на денежное содержание.
Общим следствием развития этих процессов была возросшая роль товарно-денежных отношений, всеобщая «коммерциализация» общественной жизни, которая не только порождала социальное недовольство, но и расшатывала привычные сословные границы. «Благородное» происхождение уже вовсе не гарантировало «благородный» уровень жизни. Возможности внеэкономического принуждения по отношению к лично свободным держателям земли на основе юридически оформленных договорных отношений резко сокращались. Вместе с тем, сомнительные с точки зрения феодального менталитета занятия ремеслом и торговлей, и уж тем более просто «позорные» кредитно-ростовщические операции обеспечивали если не процветание, то по меньшей мере вполне осязаемое материальное благополучие.
Усиление хозяйственной самостоятельности крестьянства и бюргерства сопровождалось изменениями в трудовой этике. Индивидуальные трудовые усилия в условиях развития товарно-денежных отношений вознаграждались более адекватно. Труд из подневольного отбывания феодальной повинности начинает превращаться в источник благосостояния, В результате возникает и крепнет профессионально-требовательное отношение к работе, а производительная деятельность приобретает значение высшей морально-религиозной ценности, «Осень средневековья» в этом плане стала и временем зарождения нового религиозного миропонимания, догматические основы которого будут сформулированы позже Лютером, Цвингли и Кальвином в их реформационных вероучениях.
Наряду с церковной культурой формировалась светская, гражданская, основанная на римском праве и опиравшаяся на расчет. В общественной мысли получают развитие рационализм и утилитаризм, согласно которым источником знания, критерием истины и основой поведения людей является разум и практическая польза.
В тех европейских странах, и прежде всего в Италии, куда переместился центр новаций, ни крестьяне, ни рыцари, ни священники не занимали уже господствующего положения. Оно перешло к негоциантам, банкирам и купцам, торговавшим всем чем угодно, дававшим в долг королю, собиравшим во всем католическом мире папский налог. Жизнь сосредоточилась не вокруг соборов, а на площадях,, где обсуждались политические дела и шел свободный обмен; словами и вещами, и вдоль улиц, на которые выходили мастерские и лавки,
В условиях «кризиса» усилилась тенденция к государственной централизации. Стала набирать политическую силу королевская власть, которая, опираясь на различные сословия, повела решительное наступление на политический суверенитет крупной феодальной знати. В Западной Европе стали оформляться сословно-представительные монархий и начал утверждаться новый статус короля: не верховного сеньора, а носителя публичной власти. Тем самым была подготовлена французская монархия Карла VII и Людовика XI, власть Тюдоров в Англии и испанское единство при католических королях.
Кроме того, создание сословно-представительных органов власти, а затем усиление абсолютистских тенденций, сопровождалось формированием чиновничьей бюрократии, что открывало доступ к государственно-политической деятельности выходцам из презренных «простолюдинов».
Пораженный кризисом феодализм прибегнул к войне как средству облегчения положения господствующего класса. Примером тому является Столетняя война (1337—1453 гг.), к которой одинаково стремилась английская и французская знать, чтобы разрешить свои затруднения. Война, как всегда, ускорила ход событий и разродилась новой экономикой и социальными отношениями.
На «осень средневековья» приходится и расцвет эпохи Возрождения. Его родиной была Северная Италия, регион который в XIV—XV вв. выделялся своими процветающими городами-государствами как сосредоточением новейших форм хозяйственной жизни, финансово-торговой активности, бурных коллизий социально-политической борьбы.
Деятели Возрождения, или Ренессанса (Петрарка, Бруни, Мирандола, Альберти), рассматривали средневековье как эпоху варварства и невежества, и поэтому основную свою задачу видели в формировании новой, основанной на традициях античности, культуры. Возрождая античную культуру, они сформулировали учение, принципиально отличающееся от средневекового мировоззрения, — гуманизм. В центре этого учения оказался человек, предназначением которого объявлялась свобода воли как основа самоусовершенствования личности. В связи с этим гуманисты выдвигали идеал нового человека, человека-личности, творца своей судьбы и своего земного бытия. Мерилом ценности человека были объявлены не происхождение, богатство и знатность рода, а добродетели, доблесть и стремление к самосовершенствованию. Вместе с тем «оборотной стороной титанизма Возрождения» становилась личность, возведенная в абсолют, поставленная в центр Вселенной, освобожденная от моральных уз и традиционных ценностей, способная творить зло и стать силой не созидания, а разрушения (А. Лосев).
Таким образом, «осень средневековья» в Западной Европе характеризовалась не только «кризисом» традиционного, феодально-аграрного общества, но и началом формирования общества инновационного, торгово-промышленного, городского, для которого характерным становилась экономическая, мировоззренческая, а затем и политическая свобода каждого отдельного человека.
Осень Средневековья
О́сень Средневеко́вья (нидерл. Herfsttij der Middeleeuwen ) — философско-культурологический трактат голландского автора Йохана Хёйзинги. Впервые был опубликован на голландском языке в 1919 году. Трактат описывает духовную ситуацию во Франции и Нидерландах в XIV—XV веках. Особое внимание автор обращает на рыцарство (Глава IV. Рыцарская идея; Глава VI. Рыцарские ордена и рыцарские обеты), идею сословного разделения общества и средневековый образ любви.
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Осень Средневековья» в других словарях:
Осень Средневековья (Хейзинга) — Осень Средневековья (нидерл. Herfsttij der Middeleeuwen) философско культурологический трактат голландского автора Йохана Хёйзинги. Впервые был опубликован на голландском языке в 1919. Трактат описывает духовную ситуацию во Франции и Нидерландах… … Википедия
осень — сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? осени, чему? осени, (вижу) что? осень, чем? осенью, о чём? об осени; мн. что? осени, (нет) чего? осеней, чему? осеням, (вижу) что? осени, чем? осенями, о чём? об осенях 1. Осень это время года между… … Толковый словарь Дмитриева
Эпоха Средневековья — Дама с единорогом (конец XV века) Средние века (Средневековье) исторический период, следующий после Древнего мира и предшествующий Новому времени. Отечественная и мировая медиевистика считают началом Средневековья крушение Западной Римской… … Википедия
ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ — особая общность истоков, судеб и наследия, приведшая к формированию культу рно истор. общности с единым культурно генетич. кодом, с характерным самоощущением и самосознанием европейцев. По образному определению Поля Валери, все,… … Энциклопедия культурологии
ХЕЙЗИНГА — (Huizinga) Йохан (1872 1945) нидерл. ученый, историк, теоретик культуры. Проф. кафедры всеобщей истории в Гронинген. (с 1905) и Лейден. (с 1915) ун тах. Важнейшие сферы деятельности X.: собственно историография, разработка концепции… … Энциклопедия культурологии
Хёйзинга, Йохан — Йохан Хейзинга Johan Huizinga Дата рождения: 7 декабря 1872(1872 12 07) Место рождения … Википедия
Средние века — (средневековье) исторический период, следующий после античности и предшествующий новому времени. Содержание … Википедия
ХЁЙЗИНГА — (Huizinga), Йохан (7.XII.1872 1.II.1945) голл. историк культуры. Проф. Гронин генского (в 1905 15) и Лейденского (в 1915 40) ун тов. В годы нем. фаш. оккупации Нидерландов подвергся заключению в концлагерь. По образованию индолог, X. получил… … Советская историческая энциклопедия
Й. Хейзинга — Йохан Хёйзинга (Johan Huizinga, 1872 1945) нидерландский философ, историк, исследователь культуры, профессор Гронингенского (1905 1915) и Лейденского (1915 1940) университетов. Хейзинга родился 7 декабря 1872 г. в Гронингене, в семье священника… … Википедия
Доклад: О книге Й. Хейзинга «Осень средневековья»
Название: О книге Й. Хейзинга «Осень средневековья» Раздел: Рефераты по психологии Тип: доклад Добавлен 22:04:44 08 сентября 2006 Похожие работы Просмотров: 933 Комментариев: 20 Оценило: 3 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать |