Что такое осенины для детей
Конспект НОД «Осенины»
Анна Лаптева
Конспект НОД «Осенины»
«Осенины»
Программные задачи: дать детям элементарные представления о том, что такое «осенины» учить видеть и наблюдать изменение в природе; воспитывать любовь к родному краю, к традициям и обычаям русского народа. Познакомить детей с поэтическими представлениями русского народа об осени.
Предшествующая работа: Рассматривание иллюстрации картины Левитана «Золотая осень», чтение стихотворения А. Твардовского. «Лес осенью».
Оборудование: Иллюстрации осенних месяцев; загадки об осени; корзина с овощами; рисование овощей цветными карандашами.
Ход занятия
Воспитатель. Загадка об осени:
Вот и стали дни короче,
И длиннее стали ночи,
Птицы тянутся на юг,
Пожелтели лес и луг. (Осень)
— По каким приметам вы узнали осень? Сейчас какое время года? Какой месяц осени? (Ответы детей, разговор о приметах осени).
-Как и у каждого времени года, у осени три месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь. И каждый месяц не похож на другие, да и сам по себе каждый месяц вначале один, а к концу – другой. Самый красивый месяц – это сентябрь. В первые дни в зеленом кокошнике и в таком же платьице, а к концу в ярком пышном золотом уборе.
Стихотворение: «Осенины» Александра Кокотова.
Ветер листья поразвесил
Будто нынче именины.
А у нас сентябрь весел:
Осенины, осенины.
Клин курлычет журавлиный.
Осенины, осенины,
Светлый праздник для души.
Всё случилось не напрасно,
Жизнь неспешная текла.
И последнего тепла.
Всюду яркие картины,
Сочным маслом их пиши.
Осенины, осенины,
Светлый праздник для души.
-Все лето крестьяне работали от зари до зари в поле, на огородах.
От того, что все дни они были заняты, людям не хватало времени заниматься домашними делами! И вот, наконец,вся работа закончена: собран урожай, посеяны озимые. Настало время и для домашних дел. Надо засолить огурцы, помидоры, заготовить картофель, лук.
— Какие вы еще знаете овощи? (Ответы детей – капусту, свеклу, редьку, кабачок).
Женщины вычищали избы, мыли окна, готовили зимнюю одежду.
— На кого возлагалась основная работа по дому? (На женщину).
Воспитатель. Поэтому на Руси эту пору называли «бабьим летом», оно продолжалось одну неделю, до 21 сентября. Устав от работы, (девушки, женщины, молодцы (парни) – вся деревня, выходили на улицу. Пели песни, плясали, водили хороводы, играли на гармонях, на балалайках, на ложках, играли в разные игры – веселились от души.
Есть такие народные приметы:
Много паутинок, летающих по ветру – к ясной осени и холодной зиме.
Много желудей в сентябре на дубу – к лютой зиме.
— Ребята, вспомните летние вечера – рано ли смеркалось?
Когда наступал вечер, включали ли вы свет дома? (Нет) А почему? (Потому, что на улице было светло).
Летом дни длиннее, а сейчас, осенью, они становятся короче, к вечеру уже темнеет.
«Игра ДА или НЕТ» — Я буду читать вопросы, а вы будете отвечать. Если ответ «да», то надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», то положить руки на колени.
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать — куртки, шапки надевать?
Воспитатель. Ребята, а какие русские народные пословицы и поговорки про осень вы знаете?
Осень – припасиха – зима – подбериха.
Холоден батюшка – сентябрь, да кормить горазд.
Холоден октябрь – батюшка, а ноябрь и его перехолодил.
Если снег ляжет на сырую землю и не растает, то весною рано и дружно зацветут подснежники.
-Молодцы, ребята. Я вижу, что вы очень много знаете про осень, а сейчас давайте поиграем.
-Я сейчас загадаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать.
Осенью краснеют: (Помидоры)
Без окон, без дверей
Полна горница людей? (Огурец)
И все без застежек (Капуста)
Сидит дед во сто шуб одет.
Тот слезы проливает (Лук)
Круглая, да не деньги, красна, да не девка, с хвостом,
да не мышь, в земле сидит крепко, что это? (Репка)
Дети делятся на две команды. Первая команда собирает овощи, а вторая фрукты.
Воспитатель: Какие вы молодцы ребята весь урожай вы собрали правильно.
-А теперь я приглашаю вас присесть за столы и нарисовать овощ и фрукт, тот который каждый из вас собрал.
-А теперь пора прощаться, надо зиму в гости ждать.
Осенины, Осенины будем долго вспоминать.
«Пушкинские осенины». Конспект тематического занятия для детей старшего дошкольного возраста «Пушкинские осенины» Тематическое занятие для детей старшего дошкольного возраста, посвященное 220 годовщине со дня рождения А. С. Пушкина.
Конспект вечернего досуга с детьми и родителями «Осенины. День осеннего равноденствия» Конспект вечернего досуга с детьми и родителями Тема: Осенины «день осеннего равноденствия» Ц:Закрепить знания детей о признаках осени,.
Конспект занятия в подготовительной группе «Осенины» Конспект занятия в подготовительной группе «Осенины» по окружающему миру. МОБУ «СОШ» Кудровский ЦО №1» ДО №2 Воспитатель: Штоллер М. Ю.
Конспект занятия в средней группе «Осенины» Цель: Знакомить детей с русскими народными праздниками; с традицией празднования Осенин; уточнить знания детей об осени; формировать монологическую.
Фотоотчет о празднике «Осенины» Чего в детском саду обычно ждут дети? Конечно, праздника! Пусть в календаре и нет никакой знаменательной даты, но почему бы не устроить.
Праздник «Осенины» в средней группе Праздник «Осенины» в средней группе. Ступицкая О. В (Дети входят в зал под музыку и встают полукругом) Ведущий: Осень каждый день приходит,.
Сценарий праздника «Осенины» Праздник Осени Под музыку дети входят в зал и становятся полукругом Ведущая: Вот и пришла к нам осень – золотая пора! Осень покрыла всю.
Сценарий праздника «Осенины» Вступление. Хозяйка: Ото всех дверей, ото всех ворот приходи скорей, торопись народ! Дома сидеть ничего не высидеть. Приходите людей посмотреть,.
Сценарий развлечения «Осенины» в подготовительной группе Сценарий развлечения в подготовительной группе «Осенины» Ведущая 1: В эти дни все чаще вспоминаются пушкинские строки: Унылая пора! Очей.
Народный праздник Осенины
Наталья Плахтеева
Народный праздник Осенины
Первые Осенины – это праздник, который отмечается 14 сентября.
К этому дню крестьяне уже собрали урожай с полей. Наступило время, когда нужно поблагодарить Мать-Землю за её щедрые дары. Во всех домах пекли пироги, замешанные на муке из недавно собранного урожая. Столы ломились от яств, нужно обязательно угостить всех родственников и соседей. Тогда Мать-Земля и на будущий год не обидит своими дарами. В народе первые Осенины так же называли Луков день, поэтому очень важным на этом этапе было собрать и заготовить лук на зиму.
По старинному календарю начало осени приходилось на 14 сентября. С этого дня на Руси начинали праздновать осенние свадьбы.
Вторые Осенины отмечали 21 сентября.
В день осеннего равноденствия, 21 сентября, начинается вторая половина «Бабьего лета», и по народному поверью, какая погода будет в этот день, такой будет и осень. На Руси день осеннего равноденствия считался праздником и всегда отмечался пирогами с капустой, брусникой и мясом, а также народными гуляниями.
С 21 сентября считалось, что «Всякому лету – «Аминь». Осень прочно вступила в свои права.
Третьи Осенины, 27 сентября.
Они приурочены к церковному празднику «Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня», это третья встреча осени.
Все приметы, пословицы, поговорки были связаны у крестьян со словом «двигаться»:
«Воздвиженье осень зиме навстречу двигает»,
«Хлеб с поля на гумно движется»,
«Птица в отлет двинулась»,
«Кафтан с шубой сдвинулся»,
Вот так в старину на Руси встречали Осень
К дню осеннего равноденствия, 21 сентября, я предлагаю Вам сделать вместе со мной куклу «День – Ночь».
Кто в семье первым просыпался, тот поворачивал куклу светлой стороной. Кукла «День» следила за тем, чтобы солнце светило весь день и помогало домочадцам.
А перед сном тот, кто ложился спать последний, разворачивал её темной стороной, чтобы кукла «Ночь» оберегала сон и утром все проснулись отдохнувшими, здоровыми.
Для изготовления этой куклы нам понадобятся:
— лоскут белой ткани,
— лоскут синей (чёрной) ткани,
— нитки для обвязывания – синие (чёрные, белые.
Эту куклу мы сделаем так, как в старину делали куклу «Кувадку».
Возьмём прямоугольный лоскут белой ткани и соберём его к центру
Теперь скручиваем его несколько раз
Из скрученной части формируем голову куколки и фиксируем ниткой белого цвета
Маленький лоскут белой ткани складываем и формируем руки куклы
Закрепляем руки куклы белой ниткой
Получилась кукла «День»
Точно таким же способом из тёмной ткани делаем куклу «Ночь». Соединяем готовых кукол с помощью сине-белого шнура. Вот теперь это единая композиция, одна кукла «День – Ночь».
А эту куклу «День – Ночь» я сделала старинным способом, которым русские женщины делали «куклу – закрутку».
Уважаемые коллеги, надеюсь, что эти куклы Вам понравились. Следуя простым приёмам, Вы без особого труда сможете сделать таких кукол в качестве оригинального подарка на память своим близким и любимым.
Главное, чтобы этот подарок был сделан с любовью и подарен от чистого сердца!
Календарь знаменательных дат Как правило, в каждом детском саду имеются свои календари знаменательных дат. Встречаются календари, связанные с добрыми традициями группы,.
Праздник продолжается! Второе сентября мы встречали с инструктором по физкультуре (фотоотчёт этого праздника я опубликовала чуть раньше). Праздник удался.
Интегрированное занятие «Знакомство с праздником «Осенины» для детей старшего дошкольного возраста
Ирина Шипицына
Интегрированное занятие «Знакомство с праздником «Осенины» для детей старшего дошкольного возраста
Интегрированное занятие
(непосредственно образовательная деятельность)
Тема: Русский народный праздник «Осенины».
Образовательные области: познавательное, физическое, речевое, художественно-эстетическое развитие.
Виды деятельности: двигательная, музыкально – художественная, познавательная, коммуникативная.
Цель: Познакомить детей с русским народным праздником «Осенины»
Задачи по видам деятельности:
-знакомить детей с обычаями встречи осени на Руси;
— развивать двигательные умения, физические качества: ловкость, быстроту, координацию движений;
-формировать певческие умения;
-развивать творческие способности во время драматизации сказки;
-воспитывать интерес к народным традициям.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
(занятие проходит в русской избе, празднично оформленной под осеннюю тематику)
Хозяюшка: Добрый день и поклон, гости дорогие!
Давно вас поджидаю, праздник без вас не начинаю!
Здесь для вас, для гостей дорогих,
Будет праздник большой, праздник радостный!
По обычаю по – старинному,
Празднуют Осенины в конце первого осеннего месяца. Когда осень уже полностью вступила в свои права. Вы хотите узнать об этом празднике? В давние времена Осенины встречали у воды. Рано утром женщины выходили к берегам рек, озер, прудов встретить Матушку Осенину с овсяным хлебом. Одна из женщин стояла с хлебом, а другие водили хоровод. Затем хлеб делили и скармливали скотине.
Кто это к нам пожаловал!
Дверь открывается, аудиозапись «Красный сарафан» в обработке оркестра Д. Ласта, в зал величавой поступью входит Матушка Осенина, останавливается с русским поклоном.
При первом появлении в одежде Матушки Осенины преобладают желтые тона.
Матушка Осенина: Здравствуйте, люди добрые!
Хозяюшка: Здравствуйте, Матушка Осенина. Ребята, давайте встретим Матушку Осенину, как и положено на Руси хлебом-солью. Да песней веселой!
Под ту же музыку девочка в русском сарафане несет на расшитом полотенце-рушнике хлеб-соль, с поклоном подает Матушке Осенине, та с поклоном принимает, отламывает кусочек, макает в соль, пробует.
Исполняется песня «Здравствуй, осень!» музыкальная палитра №5.2012.
Матушка Осенина: Какой вкусный хлеб у вас пекут, а песни то, как распевают!
Хозяюшка: Матушка Осенина, а что вы нам принесли?
Матушка Осенина: Принесла я вам муки.
Дети: Значит, будут пироги («лепят» пироги руками)
Матушка Осенина: А уж яблоки как мед.
Дети: На варенье и компот (отводят поочереди левую и правую руку в сторону)
Матушка Осенина: Принесла я меду полную колоду.
Дети: Ты и яблок, ты и хлеба, ты и меду принесла. А хорошую погоду, ты нам, Осень, припасла?
Матушка Осенина: Дождику вы рады?
Дети: Не хотим, не надо.
Матушка Осенина: А по лужам после дождя любите попрыгать? Проверю сейчас, какие вы ловкие!
Подвижная игра «Кто быстрее?»
Цель: Развивать быстроту, ловкость, закреплять умение продвигаться на двух ногах, воспитывать сдержанность, умение соблюдать правило игры.
Описание игры: На полу раскладываются круги – лужи в ряд перед каждой командой. Капитанам – зонтики. По сигналу первый участник прыгает на двух по «лужам», а обратно возвращается бегом, передает зонтик следующему игроку и встает в конец колонны. Команда, закончившая задание первой, должна поднять зонт вверх.
Матушка Осенина: Молодцы, ребята! Примите в подарок от меня осеннюю сказку.
Под сказочную мелодию открывает занавес и начинает свой рассказ.
Русская народная сказка «Как медведь к зиме готовился».Матушка Осенина: Вот проседь первая в листве,
Пора подумать о зиме.
По дороге Мишка шел,
К зайке в огород зашел.
Зайка там на грядках ловко
Дергает себе морковку.
Медведь: Эй, зайчишка, подожди!
Что ты делаешь, скажи?
Заяц: Все успеть хочу я в срок-
Морковки заготовить впрок.
Медведь: Морковки заготовить впрок?
Может мне нарвать чуток?
Заяц: Можешь и себе нарвать-
Не страшно будет зимовать.
Заяц уходит с корзинкой моркови, медведь собирает остатки.
Матушка Осенина: Стал медведь морковку рвать
И в межу ее бросать.
Мимо ежик проходил,
Медведь его остановил.
Медведь: Ежик, стой! Куда идешь?
Что с собою ты несешь?
Ежик: Я корзиночку несу,
Много есть грибов в лесу,
Все успеть хочу я в срок,
Медведь: Грибочков заготовить впрок?
Может мне набрать чуток?
Не страшно будет зимовать.
Матушка Осенина: Медведь морковку побросал,
За ежом он побежал.
Раз – грибок, два – грибок,
Вот и полный кузовок!
Матушка Осенина: По лесу медведь бредет
А на тропинке его лисичка ждет.
Лиса: Здравствуй, Мишенька – медведь!
Я иду на кур глядеть!
Медведь: А зачем на кур глядеть?
Лиса: Глупый! Чтоб потом их съесть!
Медведь: Но у курятника собаки!
Лиса: Дело не дойдет до драки!
Ты огромный, вон какой!
Они не справятся с тобой!
Медведь: Точно говоришь, лиса!
Матушка Осенина: У деревни очутились
И к курятнику спустились.
Лиса в курятник, а медведь –
На кур остался поглядеть!
Но тут собаки прибежали,
Они медведя увидали
И кинулись за ним гурьбой,
Остался мишка чуть живой.
Отдышался, к полю вышел
И у стога мышь увидел.
Медведь: Ты готовишься к зиме?
Овес, наверно, нужен мне!
К зиме готовиться не лень,
Коплю запасы целый день.
Мышь: Где же то, что припасал?
Медведь: По дороге разбросал!
Мышь: Так к зиме не напасешься,
Если ты за все берешься.
Заверши дела всегда,
Медведь: Я за все сегодня брался,
Но, ни с чем теперь остался.
Матушка Осенина: Вот и сказочке конец,
А кто слушал – молодец!
Сказка ложь, да в ней намек
Добрым молодцам урок.
Хозяюшка: Спасибо, матушка Осенина, за сказку.
Матушка Осенина: Ой, загостилась я у вас. Пора уходить со двора. Нужно проверить, как дела в других в огородах. До свидания, люди добрые! (С поклоном уходит)
Хозяюшка: Как же так? Только веселье началось, как тут же Матушка Осенина нас и покинула. Ну что ж, будем дальше веселиться сами.
В старину русские крестьяне умели не только славно трудиться, но и славно повеселиться. Да и почему бы не повеселиться, когда полевые работы закончены, а урожай собран. Труд всегда был в почете на Руси, а вот лень высмеивалась, как в одной шуточной песенке про ленивого Антошку.
[iИнсценировка песни «Антошка».[/i]
Хозяюшка: Кто-то еще к нам спешит!
Во втором выходе Матушки Осенины в одежде преобладает красный цвет
Хозяюшка: Матушка Осенина, да Вас и правда не узнать – один наряд краше другого!
Матушка Осенина: Вы, наверное, уже и не ждали меня? Да только неспроста я у вас во второй раз появилась. Дело в том, что в старину не один, не два, а целых три раза Осенины отмечали.
Хозяюшка: Матушка Осенина, а c чем вы на этот раз к нам пожаловали?
Матушка Осенина: Пришла я к вам с калиной, да красной рябиной. Посмотрите на гроздья калины. Они горят, как маленькие огоньки. Не зря калину так назвали. Она на солнце «каленая», жар и тепло солнечное в себя вобрала. Знаю, есть у русского народа песня хорошая про калину, знакома ли она вам? Тогда честной народ приглашаю вас в хоровод: «На горе-то калина».
Исполняется хоровод «На горе – то калина»
Хозяюшка: Матушка Осенина, а можно взглянуть, что это у вас под платком?
Матушка Осенина: А вы попробуйте угадать:
Не книжка, а с листьями (капуста)
Дети пытаются угадать. Если сразу не получается, Матушка Осенина загадывает еще одну загадку про капусту:
Как надела сто рубах –
Захрустела на зубах.
Матушка Осенина: В сентябре, когда урожай был собран, для русских крестьян начиналась другая работа – заготовка овощей и фруктов на зиму, т. е. их засолка и маринование. Одной из самых важных работ была рубка и засолка капусты. В эти дни дворы были завалены грудами кочанов.
Рубили капусту в корытах. Отдельно ту, которая позеленей (с горчинкой, отдельно белую (что послаще) – на вкус. Перед началом рубки полагалось перекреститься «С БОГОМ!» Пересыпая капусту солью, читали молитву на соль. Во время рубки капусты в избе стоял своеобразный звук хруст, стук ножом о стол. Хозяйки быстро управлялись с капустой, радовались большим кочанам, значит, они славно потрудились, вырастили хороший урожай. А вы умеете так же искусно солить капусту? Ну, тогда время браться вам за дело! Эх! Работа закипела!
Русская народная игра «Мы капусту рубим…»
Цель: Развивать умение детей сочетать слова с действиями.
Описание игры: Дети встают со своих мест и начинают напевать:
Мы капусту рубим, рубим, («рубят» ладонями)
Мы морковку трем, трем, трем, (трут двумя руками)
Мы капусту солим, солим, (имитация соления)
Мы капусту мнем, мнем, мнем (мнут двумя руками)
И в кадушечку кладем. (через стороны руки вниз)
Матушка Осенина: Вот какие молодцы!
Руки вымойте скорее,
Время всем повеселиться,
Поиграть и в пляс пуститься!
Кто будет играть в игру?
Хозяюшка: Интересно, а это что за гость?
Появляется Пугало, робко идет, осматривается.
Хозяюшка: Вот так гость! Так ведь это же самое настоящее огородное Пугало!
Пугала: Оно самое… Вы уж простите меня за мой внешний вид. Мне так положено, чтобы ворон пугать. (Осматривается).
Хозяюшка: По-моему, Вы что-то потеряли.
Пугало: Да вот, капуста с моего огорода сбежала.
Матушка Осенина: Уж не эта ли капуста?
Матушка Осенина: Ну что ж, с огорода сбежала, да к нам попала. Поиграем в игру «Капуста»
Пугало: Хорошо, а я сторожем буду.
Русская народная игра «Капуста»
Цель: Развивать внимание, ловкость.
Описание игры: Все участники игры стоят за кругом, а «сторож» садится рядом с капустой, изображая движениями воображаемую работу, поет:
Мелки колышки тешу.
Мелки колышки тешу,
Огород свой горожу.
Чтоб капусту не украли,
В огород не прибегали:
В конце песни ребята пытаются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «сторож» «запятнает», тот в игре больше не участвует. Участник, который больше всех унесет с огорода «капусты», объявляется победителем.
Пугало: Ах, ловки, ах хитры!
Там, на лавке, посидите.
Хозяюшка: Уважаемое Пугало, а какие еще овощи, кроме капусты растут на вашем огороде?
Пугало: А вы угадайте (загадки об овощах)
Пугало: Да что это я с вами заболталось, мне ж на свой огород пора возвращаться. До свидания, друзья, был рад встрече с вами я.
Матушка Осенина: Да и мне пора с вами проститься. Дважды я к вам сегодня приходила. Нарядами своими радовала. Были и сказки, игры и хороводы, словом, получился замечательный праздник.
Хозяюшка: Подожди, матушка Осенина, не уходи от нас.
За стол с нами садись, пирогами подкрепись.
Что кому под настроенье?
Не забудь и калачей!
Подходите, не стесняйтесь!
Хватит места для всех.
Комплексно-тематический план реализации проекта «Овощи и фрукты-полезные продукты» 31.03.14 Социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие. Беседа «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу». Обсуждение с родителями.
Сетка ООД интегрированного эстетически-оздоровительного цикла в летний период Примерная сетка организованной образовательной деятельности интегрированного эстетически – оздоровительного цикла в летний период Группа.