Что такое осеннее равноденствие 2 класс
Равноденствие — что это такое и когда происходит.
Равноденствие – это определенный период в цикле движения нашей планеты в солнечной системе, при котором, Солнце проходит непосредственно над экватором Земли. Данное явление можно наблюдать примерно 22-го сентября и 20-го марта. Точные даты этого явления корректируются с учетом временных зон. Это значит, что из-за разницы во времени, день равноденствия может наступать на день раньше на Дальнем Востоке, чем к примеру, в Европе или Америке.
Что такое РАВНОДЕНСТВИЕ — значение, определение простыми словами.
Простыми словами, день равноденствия – это, как уже понятно из самого термина – период, когда день и ночь длятся одинаковый отрезок времени. Хотя, на самом деле, это не совсем отвечает действительности. На длительность светового дня влияет множество факторов, среди которых – положение относительно экватора. Таким образом, более точное определение будет звучать так: Равноденствие – это период, когда день и ночь длятся практически одинаковый период времени.
Равноденствие в году.
Как уже стало понятно из первого параграфа данной статьи, равноденствия случаются два раза в году и делятся они на:
Точные дни равноденствия в году и сколько дней равноденствия, можно узнать из данной таблицы:
Весеннее равноденствие.
Весеннее равноденствие — это дата, когда солнце находится прямо над экватором Земли. В этот период оно смещается от южного к северному полушарию. Это официальный конец зимы в большинстве стран северного полушария. В любом полушарии весна рассматривается как конец зимы и начало самого плодородного периода в цикле года. Таким образом, весеннее равноденствие имеет большое значение для культур и предприятий, которые зависят от сельского хозяйства или климата.
Многие древние культуры проводили ритуалы плодородия в данный период времени или в близкие к нему дни. Христианский праздник Пасхи, не стал исключением, и содержит в себя, многие следы ранних языческих праздников, связанных с плодородием. Это всевозможные кролики, яйца и другие элементы празднования. Многие люди считают, что яйцо можно сбалансировать на его остром конце, только в период весеннего равноденствия, но это миф, который может иметь свое происхождение от языческих ритуалов плодородия.
Осеннее равноденствие.
По аналогии с весенним равноденствием, осеннее – это период который начинается примерно с 22-го сентября, когда день и ночь практически равны. У древних культур, также существовали различные обряды, связанные с этим явлением. Как правило, в этот период происходили различные ритуалы, восхваляющие богов и природу за хороший и богатый урожай.
Сколько длится равноденствие?
Как можно было понять из приведенной выше таблицы, точного и постоянного значения не существует. Для каждого года данное значение меняется в зависимости от множества факторов. Это значит, что равноденствие может длиться от нескольких часов, до практически нескольких дней.
Что такое солнцестояние и равноденствие?
В годовом цикле есть четыре момента, которые играют значительную роль в жизни на Земле.
Люди издавна знали о существовании этих точек перехода, но физическая сущность данных явлений стала понятна только с развитием астрономии. Речь идет о двух солнцестояниях (зимнем и летнем) и двух равноденствиях (весеннем и осеннем).
Что такое солнцестояние?
На бытовом уровне мы понимаем, что солнцестояние – это день с самым длительным (летнее солнцестояние) или самым коротким (зимнее солнцестояние) светлым временем суток. Наши далекие предки хорошо знали, что до зимнего солнцестояния день сокращается, а после него начинает увеличиваться. Летом все происходит наоборот. Еще было замечено, что в день зимнего солнцестояния солнце занимает самое низкое положение над горизонтом, а в момент летнего солнцестояния проходит наивысшую точку за весь год.
Что происходит с нашей планетой и Солнцем с научной точки зрения? Вспомним некоторые астрономические понятия.
Небесная сфера – воображаемая поверхность, на которую мы смотрим, находясь на Земле и осматривая небо. Для нас, земных наблюдателей, именно по небесной сфере движутся все небесные объекты, в том числе, и Солнце.
Эклиптика – окружность, расположенная на небесной сфере, по которому происходит движение Солнца относительно Земли.
Экватор небесной сферы – круг, расположенный на небесной сфере перпендикулярно оси вращения планеты, совпадает с экватором Земли.
Из-за того, что ось Земли находится под уклоном к орбите обращения планеты вокруг нашего светила, экватор небесной сферы и эклиптика не совпадают. Благодаря чему происходит смена времен года с моментами перехода – солнцестояниями.
В день солнцестояния Солнце проходит через точки эклиптики, наиболее удаленные от небесного экватора. Иначе это можно выразить так: солнцестояния – это моменты наибольшего (зимой) или наименьшего (летом) отклонения земной оси от Солнца.
Зимнее и летнее солнцестояние
Зимнее солнцестояние происходит 21 или 22 декабря (дата может отличаться для разных часовых поясов). В этот день в северном полушарии отмечается самый короткий световой день и самая длинная ночь. Летнее солнцестояние приходится на 21 июня и отличается тем, что на эту дату приходится самый длинный световой день и самая быстротечная ночь.
В южном полушарии происходят прямо противоположные процессы: там в декабре происходит летнее солнцестояние, а в июне – зимнее.
Что такое равноденствие?
В годичном цикле есть еще две важные точки – дни весеннего и осеннего равноденствий. В эти дни Солнце проходит точки пересечения небесного экватора и эклиптики. Дни равноденствий приходятся на середину периода от одного солнцестояния до другого (хотя из-за того, что земля движется вокруг Солнца не по кругу, а по эллипсу даты немного сдвигаются).
Весеннее равноденствие приходится на 20 или 21 марта, осеннее – на 22 или 23 сентября. Как следует из названия, равноденствия – это моменты, когда день по продолжительности равен ночи.
Как солнцестояния и равноденствия влияют на жизнь на Земле?
Люди всегда знали, что критические точки в движении нашего светила по небесной сфере влияют на природу. Особенно актуально это для жителей северных широт, где смена времен года более выражена. Например, со дня мартовского равноденствия к нам приходит настоящая весна: становится теплее, прогревается почва, оживают растения. Это имеет огромное значение для земледелия.
Неслучайно сельскохозяйственный календарь всегда был связан с днями солнцестояний и равноденствий. На эти даты приходились важные языческие праздники, некоторые из которых были восприняты христианством. Вот эти праздники:
-зимнее солнцестояние – католическое Рождество и Коляда;
-весеннее равноденствие – Масленица;
-летнее солнцестояние – праздник Ивана Купалы;
-осеннее равноденствие – праздник урожая.
Как видите, и в технократическом 21-м веке мы празднуем эти события, даже не думая, что они связаны с годовым солнечным циклом и тем, насколько наши предки были зависимы от природных явлений.
Урок по окружающему миру, 2 класс. Народные праздники в пору осеннего равноденствия
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе на тему «Народные праздники в пору осеннего равноденствия». УМК «Перспектива»
Цель: познакомить с обрядами и обычаями поры осеннего равноденствия у разных народов России.
Планируемые результаты: учащиеся научатся в обрядах и обычаях поры осеннего равноденствия различать особенности, характерные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов, называть общее свойство праздников осеннего равноденствия у разных народов, определяя их главный нравственный смысл, — благодарность природе, творчески проявлять благодарность природе в условиях современной жизни, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карта России, куклы Мальчик и Девочка, куклы «День-ночь», кукла-зернушка, тестовые задания на карточках для индивидуального опроса, муляжи или фотографии даров осени (орех, слива, картофель, овес, рис, душица, зверобой, иван-чай), аудиозапись обрядовой песни про сбор урожая, православный календарь, палочки для добывания огня, рисунки народа и аудиозаписи народных мелодий (нанайцы, коряки).
Примечание: заранее подготовленные ученики рассказывают русскую народную сказку «Крупеничка».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания
2. Индивидуальные задания
• Явление природы, при котором водоемы покрываются льдом, — это. (ледостав).
• Ледяное сало — это. (маленькие плоские льдинки, похожие на блестки сала).
• Теплая солнечная погода, установившаяся в середине сентября, —. (бабье лето).
• 23 сентября —. (день осеннего равноденствия).
— Подчеркните зимние природные явления.
Солнце восходит поздно и заходит рано. День короткий. Прохладно. Тает снег. Жарко. Метут метели. Журчат ручьи. Гололедица. Земля покрыта снегом. Солнце светит, но не греет. Опадают листья. Идут дожди. Тепло. Мороз. Ледоход. День длинный. Река покрыта льдом. Изморозь. На небе легкие облака. Оттепель.
3. Фронтальный опрос
— Назовите главный осенний признак.
— Чем характерны осенние дожди?
— Как образуются туманы?
— Приведите примеры осенних явлений.
(Учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним» на с. 62 учебника.)
III. Самоопределение к деятельности
Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах у нее душист,
В колыбельке подвесной
Спит в тиши жилец лесной.
На зубок он попадет
Мальчикам и девочкам,
Кто найдет его быстрей
Посреди листвы, ветвей? (Орех.)
Он и в дождик, он и в зной
Прячет клубни под землей.
Клубни вытянешь на свет —
Вот и завтрак, и обед. (Картофель.)
Было зеленое платье атласное,
Нет, не понравилось, выбрала красное.
Но надоело также и это,
Платье надела синего цвета. (Слива.)
С ним сдружились мы давно,
Дарит нам он толокно,
И муку, и кашу, и печенье.
Поблагодарим за угощенье. (Овес.)
Главный принцип, в общем-то, простой:
Голова — на солнце, ноги — под водой. (Рис.)
(Учитель после отгадывания загадок кладет на стол фрукты, овощи, орехи, крупы.)
— Какие еще овощи, фрукты, крупы вы знаете? (Ответы учеников.)
— Что можно из них приготовить? (Ответы учеников.)
— Как одним словом можно назвать такое изобилие съедобных припасов? (Урожай.)
— Какое время года называют урожайным? (Ответы учеников.)
— И еще, ребята, подумайте, почему праздник урожая приходится на время осеннего равноденствия. (К этому времени убирали весь урожай.)
Сегодня на уроке будем говорить о праздниках в пору осеннего равноденствия.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа
(Учитель включает запись обрядовых песен про сбор урожая или читает текст от имени кукол-помощников.)
Говорило ядреное жито,
В чистом поле стоя:
— Ах, не могу я в поле стояти,
Я только могу в поле копами,
А в гумне, в гумне стогами,
А в гумне, в гумне стогами,
А в клети, в клети коробами,
В печи, в печи пирогами,
На столе проскурами.
А вот обрядовая песня про трудолюбие и радость по окончанию сбора урожая.
Особенно радостно крестьяне отмечали окончание жатвы как долгожданный результат годового труда.
В клети — закромами.
— Чему радовались крестьяне в пору осеннего равноденствия?
2. Работа по учебнику
— Рассмотрите фотографию кукол. Как бы вы их назвали? Объясните. (Кукол зовут «День-ночь».)
— Почему они выполнены из контрастных по цвету тканей? (Ответы учеников.)
— Как можно с помощью этих кукол обозначать изменение долготы светового дня в течение года, начиная со дня осеннего равноденствия? (Примерный ответ. Для этого можно в течение года в соответствующем сегменте заранее подготовленного годового круга с помощью булавки прикреплять кукол таким образом, чтобы они располагались рядом друг с другом на одном уровне во время равноденствий. Затем можно постепенно передвигать на тесемке светлую или темную куклу вверх или вниз в зависимости от того, увеличивается или уменьшается долгота дня.)
(Учитель прикрепляет кукол в равновесном положении в сентябрьском сегменте годового круга.)
В конце сентября, а именно 23 сентября, день и ночь уравниваются по времени. Помните, какие короткие ночи летом? Как много света в это время, как жарко греет солнце, как высоко оно на небе. Потому и одаривает нас природа урожаем, что свет, тепло да еще и дождь помогают расти плодам. К осени солнышко уже не так высоко восходит на небе, лучи его не так греют землю, ночи становятся все длиннее. Земля готовится к зимнему отдыху.
Накануне осеннего равноденствия, в праздник Рождества Богородицы, крестьяне благодарили матушку-землю.
— Давайте представим себе, что мы стоим на хлебородном поле, и глубоким поклоном поблагодарим нашу кормилицу землю.
(Ученики встают из-за парт и вслед за учителем кланяются.)
— Ребята, подождите садиться. Как вы думаете, кого еще мы с вами должны благодарить за это изобилие на нашем столе? (Ответы учеников.)
— Конечно, те работящие руки, что вырастили для нас эти овощи, фрукты, хлеб. Давайте поблагодарим и тружеников, которые возделывают землю и растят урожай.
(Ученики кланяются вслед за учителем.)
(Ученики еще раз кланяются и садятся за парты. Учитель делает вид, что прислушивается.)
— Что это там у нас на столе происходит? Уж не мышь ли забежала?
(Подходит к столу, разглядывает его, достает куклу-зернушку.)
— Нет, не мышь. А очень славная гостья. Рассмотрите ее. Как вам хотелось бы ее назвать? Как вы думаете, что внутри этой куклы? (Ответы учеников.)
(Учитель дает куклу каждому ученику по очереди.)
— Прочитайте первый абзац текста на с. 62—63 учебника и найдите имя нашей гостьи.
(Ученики читают первый абзац текста по цепочке, т. е. по одному предложению. Очередность определяет учитель, передавая куклу-зернушку.)
Вот, оказывается, какое у нее имя — зернушка.
(Учитель берет кукол-помощников.)
— Ребята, как вы думаете, о чем могли бы побеседовать наши друзья и кукла-зернушка? Давайте пофантазируем. Кто хочет попробовать разыграть сценку?
(Если находятся желающие, учитель дает им возможность выступить.)
Предлагаю вам дома придумать короткие диалоги для этих кукол. Мы устроим кукольный театр. У этой куклы есть еще одно имя — крупеничка. Если вы хотите узнать историю о ней, то попросите взрослых или сами прочитайте сказку Николая Дмитриевича Телешова «Крупеничка». (См. материал для учителя к уроку.)
— Перед днем осеннего равноденствия в каждом доме гасили огонь в печи, лампадах. Мужчины села шли за околицу. Там они добывали огонь самым древним способом.
— А вы знаете этот способ? (Трение одного куска дерева о другой.)
Давайте попробуем себе представить, трудно ли добывать огонь трением. Мы попросим двоих ребят постараться добыть для нас искорку огня, чтобы зажечь свечу. А потом они расскажут нам о своих впечатлениях.
(Учитель вызывает ребят, дает им набор палочек и предлагает извлечь огонь.)
К сожалению, у нас нет времени ждать появления искры. Придется остановить наш опыт.
— Расскажите, пожалуйста, трудно ли вам было. Давайте проверим, хотя бы нагрелись ли ваши инструменты.
(Учитель дает возможность ученикам потрогать палочки.)
Вот если бы мы сейчас перенеслись в далекое прошлое, долго бы нам пришлось сидеть без света.
3. Выполнение заданий в рабочей тетради
Мальчики с помощью цветных карандашей или фломастеров пусть «зажгут» огонь, а девочки украсят сноп в честь окончания жатвы. Потом поменяйтесь тетрадями так, чтобы девочки помогли мальчикам, а мальчики помогли девочкам.
4. Беседа
(Учитель показывает рисунок народа, включает запись нанайской народной мелодии, показывает на карте России Приамурье.)
В пору осеннего равноденствия охотники проводили праздник моления небу-кормильцу. Перед началом его постились. В молении участвовали мужчины. Молились около священного дерева, которое стояло у каждой нанайской семьи недалеко от дома, обычно на опушке тайги. Здесь ставили фигурки разных домашних духов, духов охоты, духов-целителей, предлагали угощение. Руководил молениями старейший, он читал молитвы стоя, остальные — на коленях, кланяясь. Многочисленные гости, друзья, приезжавшие из других селений, наблюдали за обрядом.
Считалось, что небесные духи слетаются вниз, садятся на священные деревья, отдыхают, угощаются дарами. Поэтому нельзя было не только рубить священные деревья, но и загрязнять места поблизости. Затем в благодарность небу к священным деревьям ставили угощение — мясо и кашу.
Домой с собой брали воду или лед. А в благодарность воде- поилице отправляли по реке ягоды, травы, крупу в плетенных из прутьев лодочках.
(Во время рассказа о празднике учитель показывает фотографии природы Приамурья, животных, на которых охотились нанайцы.)
— В чем различие и сходство праздника русских крестьян и нанайцев? (Ответы учеников.)
(Учитель показывает рисунок народа коряки, включает запись корякской народной мелодии, показывает Камчатку.)
Теперь перенесемся на Камчатку в гости к народу по имени коряки. С древности пасут они стада оленей. Олень и одевал, и кормил коряков, был средством передвижения по необъятным просторам. Добывали коряки и рыбу, собирали коренья, ягоды и дикорастущие травы.
За эти дары родной земли коряки благодарили природу в пору осеннего равноденствия. Самый большой из старинных корякских праздников назывался Хололо. Его проводили, чтобы в будущем было много морского зверя.
Длился праздник целые сутки. Для праздника из дерева или морской травы делали фигурки животных. Их «кормили» жиром, «поили» и укладывали на жертвенное место. Дети и женщины плясали по случаю прихода «гостей». Глава семьи совершал жертвоприношение «морскому хозяину», бросал в огонь, символизирующий море, жир морских животных и тонкие ветки куста тальника. В конце праздника жители в деревянных или травяных масках обменивались подарками. Затем укладывали байдару на зиму. Это сопровождалось добыванием огня ритуальным способом, очищением жилища от злых духов.
(Во время рассказа о празднике учитель показывает фотографии природы Приамурья, животных, на которых охотились коряки.)
— В чем сходство и различие праздников русских, нанайцев и коряков? (Ответы учеников.)
V. Физкультминутка
Игра «Съедобное — несъедобное»
(Учитель кидает мяч и произносит слово. Если оно означает съедобный предмет, то ученики ловят мяч, если несъедобный — отталкивают его.)
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради
— Посмотрите на рисунок праздника нанайцев на с. 64 учебника, обратите внимание на цвета национальных костюмов.
— Раскрасьте рисунок в рабочей тетради.
— Посмотрите на рисунок коряков на с. 65 учебника, обратите внимание на цвета национальных костюмов.
— Раскрасьте рисунок в рабочей тетради.
VII. Рефлексия
(Учитель включает фрагменты аудиозаписи национальных мелодий, звучавших на уроке, просит угадать, какому народу они принадлежат, какой праздник он отмечал в пору осеннего равноденствия.)
Сделаем вывод. Итак, в пору осеннего равноденствия люди подводят итоги своего труда. Разные народы по-своему пользуются дарами природы. Но их праздники подтверждают: природу надо беречь и благодарить ее за все, что она дает людям.
VIII. Подведение итогов урока
— За что люди благодарили природу в пору осеннего равноденствия?
— Как вы думаете, у других народов нашей страны есть похожие праздники?
Домашнее задание
1. Прочитать текст в учебнике (с. 62—65), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с. 65).
2. Выполнить задание 2 (с. 40) в рабочей тетради.
Материал для учителя
Крупеничка
Так рассказывают старые люди.
У воеводы Всеслава была единственная дочь по имени Крупеничка. Шел год за годом, и из русой девочки с голубыми глазами обратилась Крупеничка в редкостную красавицу. Стали подумывать родители, за кого отдать ее замуж. Выдавать дочку на чужую сторону они и думать не хотели и выбирали такого зятя, чтобы жить всем вместе и никогда не расставаться с Крупеничкой.
Слава о дивной красавице далеко разносилась вокруг, и Всеслав этим очень гордился. Но старая мамушка Варварушка боялась такой славы и всегда сердилась, когда ее расспрашивали о красоте Крупенички.
— Никакой красавицы у нас нету! — ворчала она. — Вон у соседей — у тех правда красавицы дочери. А у нас — девица как девица: таких везде много, как наша.
А сама налюбоваться и наглядеться не могла на свою Крупеничку- Знала, что красивей ее никого нет; и красивее нет, и добрей, и миле» нету. Старые и молодые, бедные и богатые, свои и чужие — все любил» Крупеничку за ее доброе сердце.
В народе даже песенка про нее сложилась:
Крупеничка, красная девица,
Голубка ты наша, радость, сердце,
Живи, цвети, молодейся,
Будь всем добрым людям на радость!
Летела, летела слава о красоте Крупенички и долетела до татарского становища, до военачальника Талантая.
— Гой вы, храбрые воины, удалые наездники! Покажите-ка мне, что за красавица такая дочка воеводы Всеслава Крупеничка! — сказал Талан- тай. — Не годится ли она в жены нашему хану?
Прищурили наездники хитрые глаза, улыбнулись друг другу одними углами губ, задорно встряхнули бритыми головами в мохнатых шапках и поехали-поскакали с молодецким покриком. А через несколько дней вернулись и привезли с собой Талантаю, для хана своего, подарок: дивную красавицу — Крупеничку.
Шла она с мамушкой Варварушкой купаться в озере, а в лесу, как нарочно, ягодка за ягодкой — спелая земляника так и заманивает глубже в чащу. А мамушка все рассказывает ей про одолень-траву, что растет белыми звездами среди озера — надобно собрать этой одолень-тра- вы и в пояс зашить, и тогда с человеком никакой беды не случится: одолень-трава всякую беду отведет. И вскрикнуть обе не успели, как поднялась вдруг перед ними столбом серая пыль с тропинки, с одной стороны сорвался с места сосновый пень лесной и бросился им под ноги, а с другой стороны прыгнул на них зеленый куст. Подхватили они Крупеничку — и тут только увидала мамушка Варварушка, что это был за куст зеленый. Вцепилась она в него что было силы, но хитро извернулся татарин и выскользнул из своей одежды, злодей. Варварушка так и повалилась на землю с зеленым халатом в руках. А что было дальше, она не знала, не ведала, точно затмился с горя ее рассудок. Сидит она целыми днями на берегу озера, глядит на простор воды да все приговаривает:
— Одолень-трава! Одолей ты мне горы высокие, долы низкие, озера синие, берега крутые, леса дремучие, дай ты мне, одолень-трава, увидеть мою милую Крупеничку!
Сидела она так-то над озером да горевала и плакала, как вдруг подошел к ней прохожий старичок — низенький, тощенький, с белой бородкой, с сумочкой за плечами — и говорит Варварушке:
— Иду я в дальнюю сторону басурманскую. Не снести ль кому от тебя поклон?
Посмотрела на него Варварушка и спрашивает:
— А кто ты таков, добрый человек? Как тебя зовут?
— А зовут меня Одолень-трава.
Обрадовалась Варварушка, бросилась с плачем старичку в ноги и опять заголосила, как безумная:
— Одолень-трава! Одолей ты злых людей: лихо бы на нас не думали, дурно бы нам не делали. Верни, старичок, мне мою Крупеничку!
Выслушал ее старичок и ласково ответил:
— Коли так, будь же ты мне в дороге верной спутницей, в трудах — помощницей!
Так сказал он мамушке и взмахнул рукавом над ее головою. И тотчас Варварушка обратилась в дорожный посох. С ним и пошел старичок в путь-дорогу. Где гора крута, посошок ему опорой служит, где чаща густа — он кусты раздвигает, где собаки злы — он их отгоняет.
Шел, шел старичок и пришел в татарское становище, где жил Талантай и где снаряжали в ту пору караван для отсылки хану драгоценных подарков. Отсылали золото и меха, камни самоцветные и снаряжали в дальний путь красавиц невольниц.
Среди них была и Крупеничка.
Остановился старичок у дороги, по которой должен был идти караван, развернул свой узелок и начал раскладывать будто для продажи разные сласти — тут у него и мед, и пряники, и орехи. Огляделся он по сторонам — нет ли кого, поднял над головой и бросил оземь свой посох дорожный, потом взмахнул над ним рукавом — и вместо посоха поднялась с травы и стоит перед ним мамушка Варварушка.
— Ну, теперь, мамушка, не зевай, — говорит ей старичок. — Гляди во все глаза на дорогу: на нее вскоре упадет малое зернышко. Как упадет, бери его скорей, зажимай в руке и береги, покуда домой не вернемся. Смотри не потеряй зернышка, коль мила тебе твоя Крупеничка.
Вот и тронулся караван из становища; проходит он по дороге мимо старичка, а тот на лужайке сидит, разложил вокруг себя сласти и приветливо покрикивает:
— Кушайте, красавицы, соты медовые, пряники душистые, орехи каленые!
И мамушка Варварушка ему поддакивает:
— Кушайте, красавицы: веселее будете, румянее станете!
Увидели их татары, велели сейчас же сластями красавиц попотчевать.
И старики понесли им свое угощение:
— Кушайте, девицы! Кушайте, красавицы!
Еще издали завидела Крупеничка свою мамушку Варварушку. Сердце у нее так в груди и запрыгало, а лицо побелело.
Чувствует она, что неспроста пришла сюда старуха и неспроста не признает ее, а идет к ней словно чужая: не здоровается, не кланяется, идет прямо на нее, во все глаза глядит и только громким голосом твердит одно и то же:
— Кушайте, милые, кушайте!
Старичок тоже покрикивает, а сам во все стороны раздает кому орехов, кому меду, кому пряников — и всем стало вдруг весело.
Подошел старичок поближе к Крупеничке да как выбросит в воздух в левую сторону от нее у всех над головами целую горсть гостинцев, да еще горсть, да еще горсть. Кинулись девушки ловить да подбирать гостинцы, а он взмахнул рукавом над Крупеничкой в правую сторону — и Крупенички не стало. Только упало вместо нее на дорогу малое гречишное зернышко.
— Кушайте, красавицы, кушайте на здоровье!
Роздал он поскорее все остатки, встряхнул пустым мешочком, поклонился всем на прощанье и пошел потихоньку своим путем, опираясь на посох. Татары ему еще воловий пузырь с кумысом на дорогу дали.
Никто и не заметил сразу, что невольниц стало на одну меньше.
Долго ли, коротко ли, возвратился благополучно старичок на тот самый берег, где повстречался с мамушкой Варварушкой, где вдоль по озеру раскинулись зеленые широкие листья и белыми звездами по воде цвела одолень-трава. Кинул он оземь свой посох дорожный — и перед ним опять стоит мамушка Варварушка: правая рука в кулачок зажата и к сердцу приложена — не оторвешь.
Спросил ее старичок:
— Укажи мне: где здесь у вас поле, никогда не паханное, где земля, никогда не сеянная?
— А вот тут, около озера, — отвечает Варварушка, — поляна никогда не пахана, земля никогда не сеяна; цветет она чем сама засеется.
Взял тогда старичок из рук у нее гречишное зернышко, бросил его на землю несеяную и сказал:
— Крупеничка, красная девица, живи, цвети, молодейся добрым людям на радость! А ты, греча, выцветай, созревай, завивайся — будь ты всем людям на угоду!
Проговорил — и исчез старичок, как будто никогда его здесь и не было. Глядит мамушка Варварушка, протирает глаза, будто спросонья, и видит перед собой Крупеничку, красавицу свою ненаглядную, живую и здоровую.
А там, где упало малое зернышко, зазеленело не виданное доселе растение, и развело оно по всей стране цветистую душистую гречу, про которую и теперь, когда ее сеют, поют старинную песенку:
Крупеничка, красна девица,
Кормилка ты наша, радость, сердце.
Цвети, выцветай, молодейся,
Мудрее, курчавей завивайся,
Будь всем добрым людям на угоду!
Во время посева, 13 июня, в день Гречишницы, в старину всякого странника, бывало, угощали кашей — досыта. Странники ели да похваливали и желали, чтоб посев был счастливый, чтоб гречи уродилось на полях видимо-невидимо, потому что без хлеба да без каши — ни во что и труды наши!