Что такое ошибка в построении сложного предложения

ЕГЭ. Русский язык. Задание № 8. Нарушение в построении сложного предложения. ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ. Примеры. Комментарии.

ЕГЭ. Русский язык. Задание № 8.

Нарушение в построении сложного предложения.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ.

Примеры.

Пояснения.

Я не понял, что доступным ли было моё изложение материала.

Верно.

Я не понял, доступным ли было моё изложение материала.

Ошибка.

Если в придаточном есть частица ЛИ, то подчинительный союз НЕ используется.

Картины принадлежали перу молодых художников, на которых было изображено море.

Верно.

Картины (КАКИЕ?), на которых было изображено море, принадлежали перу молодых художников.

Ошибка.

Определительные придаточные всегда стоят после определяемого ими слова, а не после другого слова.

Размышляя над исторической темой в повести «Капитанская дочка», понимаешь, что до чего тщательно подходил А.С. Пушкин к изображению событий.

Верно.

Размышляя над исторической темой в повести «Капитанская дочка», понимаешь, до чего тщательно подходил А.С. Пушкин к изображению событий.

Ошибка.

Нельзя использовать сразу два подчинительных союза в придаточном предложении.

Учитель часто делает мне замечания, что я опаздываю на уроки.

Верно.

Учитель часто делает мне замечания (ПОЧЕМУ?), потому что я опаздываю на уроки.

Ошибка.

Неверно подобран подчинительный союз.

Нужно задавать вопросы и определять, какой тип придаточного, затем подбирать правильный союз.

Он попросил секретаря, чтобы ему напомнили бы о времени встречи.

Верно.

Он попросил секретаря, чтобы ему напомнили о времени встречи.

Ошибка.

Нельзя при глаголе использовать частицу БЫ, если уже есть союз ЧТОБЫ.

Всё указывало, что погода скоро резко изменится.

Верно.

Всё указывало на ТО, что погода скоро резко изменится.

Ошибка.

Отсутствие указательного местоимения

Он говорил ТО, что это невозможно

Верно.

1.Он говорил О ТОМ, что это невозможно.

2.Он говорил, что это невозможно.

Ошибка.

Неправильное использование указательного местоимения ТО

ПРИМЕРЫ.

Задание № 8.

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Тип грамматической ошибки: нарушение в построении сложного предложения.

Пример № 1.

Когда в окнах заполыхал багровый закатный свет, то музыка оборвалась. (Неправильное использование указательного местоимения ТО).

Верно.

Когда в окнах заполыхал багровый закатный свет, музыка оборвалась.

Пример № 2.

Размышляя над темой «маленького человека» в русской литературе, понимаешь, что до чего был гениален А. С. Пушкин, создавший яркий образ Самсона Вырина в повести «Станционный смотритель». (Нельзя использовать сразу два подчинительных союза в придаточном предложении).

Верно.

Размышляя над темой «маленького человека» в русской литературе, понимаешь, до чего был гениален А. С. Пушкин, создавший яркий образ Самсона Вырина в повести «Станционный смотритель».

Пример № 3.

Мы спросили о том, что можем ли вдвоём выполнить одну проектную работу. (Если в придаточном есть частица ЛИ, то подчинительный союз НЕ используется).

Верно.

Мы спросили о том, можем ли вдвоём выполнить одну проектную работу.

Источник

ЕГЭ. Русский язык. Задание № 8. Нарушение в построении сложного предложения. ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ. Примеры. Комментарии.

ЕГЭ. Русский язык. Задание № 8.

Нарушение в построении сложного предложения.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ.

Примеры.

Пояснения.

Я не понял, что доступным ли было моё изложение материала.

Верно.

Я не понял, доступным ли было моё изложение материала.

Ошибка.

Если в придаточном есть частица ЛИ, то подчинительный союз НЕ используется.

Картины принадлежали перу молодых художников, на которых было изображено море.

Верно.

Картины (КАКИЕ?), на которых было изображено море, принадлежали перу молодых художников.

Ошибка.

Определительные придаточные всегда стоят после определяемого ими слова, а не после другого слова.

Размышляя над исторической темой в повести «Капитанская дочка», понимаешь, что до чего тщательно подходил А.С. Пушкин к изображению событий.

Верно.

Размышляя над исторической темой в повести «Капитанская дочка», понимаешь, до чего тщательно подходил А.С. Пушкин к изображению событий.

Ошибка.

Нельзя использовать сразу два подчинительных союза в придаточном предложении.

Учитель часто делает мне замечания, что я опаздываю на уроки.

Верно.

Учитель часто делает мне замечания (ПОЧЕМУ?), потому что я опаздываю на уроки.

Ошибка.

Неверно подобран подчинительный союз.

Нужно задавать вопросы и определять, какой тип придаточного, затем подбирать правильный союз.

Он попросил секретаря, чтобы ему напомнили бы о времени встречи.

Верно.

Он попросил секретаря, чтобы ему напомнили о времени встречи.

Ошибка.

Нельзя при глаголе использовать частицу БЫ, если уже есть союз ЧТОБЫ.

Всё указывало, что погода скоро резко изменится.

Верно.

Всё указывало на ТО, что погода скоро резко изменится.

Ошибка.

Отсутствие указательного местоимения

Он говорил ТО, что это невозможно

Верно.

1.Он говорил О ТОМ, что это невозможно.

2.Он говорил, что это невозможно.

Ошибка.

Неправильное использование указательного местоимения ТО

ПРИМЕРЫ.

Задание № 8.

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Тип грамматической ошибки: нарушение в построении сложного предложения.

Пример № 1.

Когда в окнах заполыхал багровый закатный свет, то музыка оборвалась. (Неправильное использование указательного местоимения ТО).

Верно.

Когда в окнах заполыхал багровый закатный свет, музыка оборвалась.

Пример № 2.

Размышляя над темой «маленького человека» в русской литературе, понимаешь, что до чего был гениален А. С. Пушкин, создавший яркий образ Самсона Вырина в повести «Станционный смотритель». (Нельзя использовать сразу два подчинительных союза в придаточном предложении).

Верно.

Размышляя над темой «маленького человека» в русской литературе, понимаешь, до чего был гениален А. С. Пушкин, создавший яркий образ Самсона Вырина в повести «Станционный смотритель».

Пример № 3.

Мы спросили о том, что можем ли вдвоём выполнить одну проектную работу. (Если в придаточном есть частица ЛИ, то подчинительный союз НЕ используется).

Верно.

Мы спросили о том, можем ли вдвоём выполнить одну проектную работу.

Источник

ЕГЭ. Русский язык. Задание № 8. Нарушение в построении сложного предложения. ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ. Примеры. Комментарии.

ЕГЭ. Русский язык. Задание № 8.

Нарушение в построении сложного предложения.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ.

Примеры.

Пояснения.

Я не понял, что доступным ли было моё изложение материала.

Верно.

Я не понял, доступным ли было моё изложение материала.

Ошибка.

Если в придаточном есть частица ЛИ, то подчинительный союз НЕ используется.

Картины принадлежали перу молодых художников, на которых было изображено море.

Верно.

Картины (КАКИЕ?), на которых было изображено море, принадлежали перу молодых художников.

Ошибка.

Определительные придаточные всегда стоят после определяемого ими слова, а не после другого слова.

Размышляя над исторической темой в повести «Капитанская дочка», понимаешь, что до чего тщательно подходил А.С. Пушкин к изображению событий.

Верно.

Размышляя над исторической темой в повести «Капитанская дочка», понимаешь, до чего тщательно подходил А.С. Пушкин к изображению событий.

Ошибка.

Нельзя использовать сразу два подчинительных союза в придаточном предложении.

Учитель часто делает мне замечания, что я опаздываю на уроки.

Верно.

Учитель часто делает мне замечания (ПОЧЕМУ?), потому что я опаздываю на уроки.

Ошибка.

Неверно подобран подчинительный союз.

Нужно задавать вопросы и определять, какой тип придаточного, затем подбирать правильный союз.

Он попросил секретаря, чтобы ему напомнили бы о времени встречи.

Верно.

Он попросил секретаря, чтобы ему напомнили о времени встречи.

Ошибка.

Нельзя при глаголе использовать частицу БЫ, если уже есть союз ЧТОБЫ.

Всё указывало, что погода скоро резко изменится.

Верно.

Всё указывало на ТО, что погода скоро резко изменится.

Ошибка.

Отсутствие указательного местоимения

Он говорил ТО, что это невозможно

Верно.

1.Он говорил О ТОМ, что это невозможно.

2.Он говорил, что это невозможно.

Ошибка.

Неправильное использование указательного местоимения ТО

ПРИМЕРЫ.

Задание № 8.

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Тип грамматической ошибки: нарушение в построении сложного предложения.

Пример № 1.

Когда в окнах заполыхал багровый закатный свет, то музыка оборвалась. (Неправильное использование указательного местоимения ТО).

Верно.

Когда в окнах заполыхал багровый закатный свет, музыка оборвалась.

Пример № 2.

Размышляя над темой «маленького человека» в русской литературе, понимаешь, что до чего был гениален А. С. Пушкин, создавший яркий образ Самсона Вырина в повести «Станционный смотритель». (Нельзя использовать сразу два подчинительных союза в придаточном предложении).

Верно.

Размышляя над темой «маленького человека» в русской литературе, понимаешь, до чего был гениален А. С. Пушкин, создавший яркий образ Самсона Вырина в повести «Станционный смотритель».

Пример № 3.

Мы спросили о том, что можем ли вдвоём выполнить одну проектную работу. (Если в придаточном есть частица ЛИ, то подчинительный союз НЕ используется).

Верно.

Мы спросили о том, можем ли вдвоём выполнить одну проектную работу.

Источник

Ошибки в построении сложного предложения

Что такое ошибка в построении сложного предложения. Смотреть фото Что такое ошибка в построении сложного предложения. Смотреть картинку Что такое ошибка в построении сложного предложения. Картинка про Что такое ошибка в построении сложного предложения. Фото Что такое ошибка в построении сложного предложения

Сложное предложение включает несколько простых и может быть:

Наиболее простые по своей структуре бессоюзные и сложносочиненные, поэтому ошибки в них крайне редки. А вот в построении сложноподчиненных предложений часто встречаются «ляпы». Рассмотрим наиболее распространенные ошибки, которые можно увидеть при составлении СПП.

СПП состоит из нескольких простых предложений, объединенных подчинительной связью.

Ошибка 1. Неправильное или лишнее употребление союзов и дополнительных слов в зависимых предложениях.

Неверно: Мы волновались за то, что опоздаем на урок.

Она восхищалась, что он был так талантлив.

Верно: Мы волновались о том, что опоздаем на урок.

Она восхищалась его талантом.

Ошибка 2. Употребление похожих по смыслу подчинительных и сочинительных союзов.

Неверно: Пробежав однажды марафон, я понял: для того чтобы победить нужно регулярно заниматься, причем с тренером.

Верно: Пробежав однажды марафон, я понял: для того чтобы победить нужно регулярно заниматься с тренером.

Ошибка 3. Использование одинаковых слов в придаточных предложениях.

Неверно: Мы завели кошку, которая была очень подвижной, которая легко забегала вверх на карниз, который, в конце концов, отвалился.

Верно: Мы завели кошку, которая была очень подвижной: она легко забегала вверх на карниз, и, в конце концов, он отвалился.

Ошибка 4. Одновременное использование подчинительных и сочинительных союзов.

Неверно: Она радовалась как дождю, так и солнцу, как будто ребенок.

Верно: Она радовалась дождю и солнцу, как будто ребенок.

Ошибка 5. Употребление в зависимой части предложения союза «что» одновременно с частицей «ли».

Неверно: Они не гадали, что будет ли в этом году снежная зима.

Верно: Они не гадали, будет ли в этом году снежная зима.

Ошибка 6. Пропуск указательных слов в главной части, в связи с чем, грамматически и по смыслу предложение не закончено.

Неверно: Она училась в школе, где французский был профилирующим предметом.

Верно: Она училась в той школе, где французский был профилирующим предметом.

Ошибка 7. Лишнее употребление указательных слов в главном предложении.

Неверно: У нее было такое чувство, что она где-то уже слышала эту песню.

Верно: У нее было чувство, что она где-то уже слышала эту песню

Ошибка 8. Некорректное присоединение зависимого предложения.

Неверно: Бабушка сказала, что везет кошку на дачу, за которой нужно будет следить. (Следить нужно будет за дачей или кошкой?)

Верно: Бабушка сказала, что везет кошку, за которой нужно будет следить, на дачу.

Ошибка 9. Употребление союзного слова «который» в неверной форме.

Неверно: Клюква была тем витамином, которая очень полезна для иммунитета в зимнее время.

Верно: Клюква была тем витамином, который очень полезен для иммунитета в зимнее время.

Ошибка 10. Излишнее использование частицы «бы». Обратите внимание, что союз «чтобы» уже включает «бы», поэтому не нужно ее употреблять дополнительно.

Неверно: Если бы мы вышли на пять минут раньше, то мы бы успели бы на электричку.

Верно: Если бы мы вышли на пять минут раньше, то успели на электричку.

Ошибка 11. Путаница с косвенной и прямой речью.

Неверно: Посмотрев фильм 15 минут, друзья подумали, что лучше бы мы остались дома.

Верно: Посмотрев фильм 15 минут, друзья подумали, что лучше бы они остались дома.

Источник

Как просто решать задание № 8 ЕГЭ по русскому?

Что такое ошибка в построении сложного предложения. Смотреть фото Что такое ошибка в построении сложного предложения. Смотреть картинку Что такое ошибка в построении сложного предложения. Картинка про Что такое ошибка в построении сложного предложения. Фото Что такое ошибка в построении сложного предложения

Алина Косова

Первая часть госэкзамена по «великому и могучему» в прошлом году сильно усложнилась: второе задание, блок «орфография»… Однако больше всего старшеклассников пугает именно задание № 8 ЕГЭ по русскому — огромное, зловещее и невероятно «дорогое»!

Целых пять первичных баллов — столько не весит ни одно задание из первой части! Что нужно знать, чтобы решать его играючи и всегда на максимум?

На самом деле все очень просто — нужно лишь разобрать 10 типов ошибок, которые встречаются на экзамене, научиться их видеть и узнавать, и тогда задание № 8 ЕГЭ по русскому покажется вам довольно легким.

Итак, давайте разберем типы ошибок, которые может содержать задание, а также рассмотрим примеры, которые помогут нам научиться их видеть.

Хотите круто подготовиться к ЕГЭ по русскому языку? Записывайтесь на бесплатную консультацию у в MAXIMUM! Вы узнаете всю структуру ЕГЭ по русскому, разберете сложные задания из первой части, получите полезные рекомендации и узнаете, как устроена подготовка к ЕГЭ в MAXIMUM.

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Чтобы найти ошибку, нужно уметь выделять в предложении причастный оборот, а также знать, что:

Неправильно: Я прочитал письма, написанных ею.

Правильно: Я прочитал письма, (какие?) написанные ею.

Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Помните, что деепричастие отвечает на вопросы: что делая? что сделав? Деепричастие всегда относится к глаголу и является добавочным действием. Не может употребляться с безличным предложением! Следите за тем, чтобы оба действия выполнялись одним лицом.

Неправильно: Разобравшись с правилами, мною было написано сочинение. (сочинение было написано, разобравшись с правилами?)

Правильно: Разобравшись с правилами, я написал сочинения. (Я разобрался, и я написал — одно лицо выполняет оба действия).

Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Чтобы узнавать эту ошибку, нам потребуются предлоги-маркеры. Запомните, что предлоги БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ употребляются только с дательным падежом:

благодаря (кому?)
вопреки (чему?)
согласно (чему?)

Предлог «ПО» в значении «после» управляет предложным падежом.

по приездЕ
по истечениИ
по прибытиИ

Неправильно: Благодаря повышения зарплаты.

Правильно: Благодаря повышению зарплаты.

Ошибка в построении сложного предложения

Часто находится методом исключения: все остальные ошибки нашли, простые предложения вычеркиваем, остаётся один вариант. Подобные ошибки чаще всего заключаются в неверном использовании подчинительных союзов.

Неправильно: Учитель объяснил то, что как важно писать грамотно.

Правильно: Учитель объяснил, как важно писать грамотно.

Неправильное употребление числительных

Решая задание № 8 ЕГЭ по русскому, помните о следующих моментах:

Неправильно: Двое тигров охотились на антилоп.

Правильно: Два тигра охотились на антилоп.

​Неправильное построение предложения с косвенной речью

Обнаружить эту ошибку очень легко. В таких предложениях постоянно кто-то что-то сказал, возразил, произнёс и так далее. Ошибка происходит из-за смешения прямой и косвенной речи.

Неправильно: А.С. Пушкин говорил про себя, что я великий поэт.

Правильно: А.С. Пушкин говорил про себя, что он великий поэт.

Ошибка в построении предложения с однородными членами

Очень коварная ошибка! Союз «И» не может связывать разные формы слов, разные части речи или глаголы, задающие после себя разные вопросы. Однородные — на то и однородные, что отвечают на один вопрос, имеют одинаковую форму.

Помните про двойные союзы: «НЕ ТОЛЬКО…, НО И»; «КАК…, ТАК И», « НЕ СТОЛЬКО…, СКОЛЬКО». В этих союзах нельзя пропускать или искажать слова.

Части двойного союза должны находиться перед каждым из однородных членов. Нельзя сказать: «Мама не только приготовила обед, но и ужин» (приготовила и ужин — неоднородные члены!)

Неправильно: Поэты любили и восхищались русским народом.

Правильно: Поэты любили русский народ и восхищались им.

Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Эту ошибку очень легко увидеть! Несогласованное приложение — это название книги, журнала, фильма, картины в кавычках.

Если родового понятия нет, то склоняем приложение: герои «Отцов и детей», смотрю на «Золотую осень», встретимся в «Максимуме».

Неправильно: В романе «Войне и мире».

Правильно: В «Войне и мире».

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Важно уметь определять подлежащее и сказуемое в предложении и помнить, что сказуемое всегда согласуется с подлежащим. Обращайте внимание на конструкции «те, кто», «все, кто». Местоимение «кто» употребляется с глаголом в единственном числе и мужском роде.

Неправильно: Те, кто умеют ждать, добиваются большего.
Правильно: Те, кто умеет ждать, добиваются большего.

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Задание № 8 ЕГЭ по русскому содержит и совсем малозаметные ошибки. Особое внимание нужно обратить на глаголы — они должны быть одного вида, стоять в одном времени в рамках одного повествования.

Неправильно: Мы видим на небе две радуги и остановились, чтобы их сфотографировать.

Правильно: Мы увидели на небе две радуги и остановились, чтобы их сфотографировать.

Итак, мы разобрали все ошибки, которые могут встретиться вам в восьмом задании. Теперь открывайте любой вариант ЕГЭ и, сверяясь с этой статьей, постарайтесь сделать несколько «восьмых». Вы увидите, насколько проще и быстрее теперь они решаются!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *