Что такое осложненное предложение 5 класс
Глава 28. Синтаксис. Осложнённые простые предложения. Общие понятия. Виды осложнений
Простые предложения многообразны. Они могут быть осложнены. Механизмы осложнения различны, осложняющие компоненты имеют разную природу. Предложение может быть осложнено:
1) однородными членами,
2) обособлениями,
3) вводными словами и предложениями,
4) вставными конструкциями,обращениями.
Здесь рассматривается осложнение простого предложения однородными членами.
§1. Однородные члены предложения
Однородные члены – это члены предложения, связанные с одним и тем же словом и отвечающие на один и тот же вопрос. Примеры:
простое двусоставное распространённое предложение
Я люблю мороженое, шоколад, печенье, торты.
простое двусоставное распространённое предложение, осложнённое однородными членами
Смеющиеся девочки вбежали в комнату.
простое двусоставное распространённое предложение
Весёлые, смеющиеся, визжащие, кричащие девочки вбежали в комнату.
простое двусоставное распространённое предложение, осложнённое однородными членами
Любой член предложения может быть выражен рядом однородных членов. Однородными могут быть подлежащие, сказуемые, дополнения, определения и обстоятельства. Осложнение однородными членами может быть по-разному введено в предложение и быть по-разному оформлено пунктуационно. Подробнее см.: Глава 10. Однородные члены предложения.
§2. Обособление
Обособление – способ смыслового выделения или уточнения. Обособляются только второстепенные члены предложения. Обычно обособления позволяют представить информацию более детально и привлечь к ней внимание.
Обособления различны. Различаются:
Обособленные определения делятся на:
Ребёнок, заснувший у меня на руках, внезапно проснулся.
согласованное обособленное определение, выраженное причастным оборотом
Лёшка, в старой куртке, ничем не отличался от деревенских ребятишек.
несогласованное обособленное определение
Я ничего не слышал, кроме тиканья будильника.
§3. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции
Вводные слова и предложения, и тем более вставные конструкции, – это осложняющие компоненты, грамматически не связанные с членами предложения и членами предложения не являющиеся. Они необходимы, потому что с их помощью говорящий может выразить широкий спектр значений: уверенность-неуверенность, различные чувства, эмоции, оценки, степень достоверности, возможности, уверенности, указать на источник информации, выстроить речь последовательно, активизировать внимание собеседника и т.д. Вводные слова и предложения, а также вставные конструкции разнообразны. Важно узнавать их и не путать с омонимичными им членами предложения.
К счастью, мама не спросила, во сколько я вернулся, и неприятного разговора не было.
к счастью – вводное слово, выделяется запятой
Посуда бьётся к счастью.
к счастью – дополнение, синтаксическая связь – управление: бьётся (к чему?) к счастью
§4. Обращение
Обращение – это слово или сочетание слов, называющее лицо или группу лиц, к которым адресована речь. Обращение не является членом предложения.
Сынок, слушай, я расскажу тебе сказку.
Уважаемая Анна Сергеевна, здравствуйте!
уважаемая Анна Сергеевна – обращение
Проба сил
Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.
Осложнённое предложение
Осложнённое предложение — это простое предложение, в котором имеются осложняющие его структуру элементы в виде однородных и обособленных членов предложения, обращений, вводных слов и вставных конструкций.
Центром предложения являются главные члены — подлежащее и сказуемое, которые составляет грамматическую основу. Кроме подлежащего и сказуемого, в предложении могут быть поясняющие их второстепенные члены:
Второстепенные члены углубляют, расширяют или конкретизирует смысл высказывания. Если в сообщении имеется хотя бы один второстепенный член, такое простое предложение называется распространённым.
Сравним:
Пришла весна (нераспространённое предложение).
Структура как нераспространенного, так и распространенного простого предложения может быть осложнённой. В синтаксисе русского языка различают два вида осложнения предложения:
Рассмотрим подробнее все виды осложнения в структуре простого предложения.
Однородные члены предложения
Чтобы понять, что простое распространенное (нераспространенное) предложение осложнено однородными членами, укажем их характерные признаки:
Простое предложение могут осложнять все члены предложения:
Однородные члены предложения, не соединенные союзами, разделяются запятыми. Если однородные члены соединяются одиночным союзом «и», то запятая между ними не ставится. При перечислении однородных членов с повторяющимися союзами «и…и», «ни…ни», «или…или», «то…то», «не то…не то» и пр. запятая ставится перед второй частью союза.
Примеры
К следующему уроку прочтите стихотворения Ф. Тютчева и басни И.А. Крылова.
Над лесом и полем повисла разноцветная радуга.
В предложении, осложненном однородными членами, могут использоваться обобщающие слова.
В лесу нас радует всё: приятный сосновый запах, звонкое щебетанье птиц, душистая спелая земляника.
Обособленные члены предложения
Простое осложнённое предложение составляют второстепенные члены:
В качестве обособленных определений выступают как одиночные прилагательные, так и причастные обороты, а также существительные с зависимыми словами — приложения.
Обособленные дополнения выражаются именами существительными (местоимениями) с предлогами «кроме», «помимо», «исключая», «включая» и пр.
В осложненном предложении деепричастия и деепричастные обороты, существительные с предлогами «невзирая на», «несмотря на», «вопреки» и сравнительные обороты выступают в роли обособленных обстоятельств.
Примеры
Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения
Простое осложнённое предложение включает слова и обороты, уточняющие, пояснительные предшествующие члены предложения, к которым присоединяются словами «например», «даже», «особенно», «в частности», «в том числе» и союзами «то есть», «а именно».
Здесь, за уступом скалы, было почти безветренно.
Многие от скуки зевали, например Толя.
Загородный дом был построен в новом вкусе, то есть с балюстрадой.
Анна любит разные цветы, в том числе полевые ромашки.
Присоединительные обороты содержат уточнение, пояснение или дополнительное замечание ко всему предложению.
Анна в деревне скучала, притом сильно.
У дедушки Матвея выиграть в шахматы, даже случайно, невозможно.
Анна Петровна не любит кошек, особенно из-за их шерсти в доме.
Машинально (не заметив как) она ответила на вопрос неправильно.
В осложнённое предложение включаются слова и конструкции, которые не являются его членами. Обращение, вводные слова и вставные конструкции грамматически не связаны с членами предложения и всегда выделяются знаками препинания.
Обращение
Обращение служит для привлечения внимания собеседника к тому, о чём идет речь. Слово или словосочетание имеет форму именительного падежа и произносится с характерной звательной интонацией.
И как ты, лапочка, все успеваешь сделать вовремя?
Где ты пропадаешь, милая моя, с утра до вечера?
Вводные слова
Вводные слова, словосочетания и предложения выражают отношение говорящего к предмету речи, указывают на источник сообщения, порядок мыслей, способ их изложения и пр.
Кажется, мне нечего возразить на ваше замечание.
Я, к большому моему сожалению, все-таки опоздал.
Нудный дождь, как нам кажется, зарядил до самого вечера.
Вставные конструкции
В простых предложениях в качестве осложняющего элемента используются вставные конструкции, которые содержат добавочные сведения, замечания, указания и пр. Для их выделения используется тире или скобки.
Неожиданный приход Насти — это было видно невооруженным глазом — не обрадовал их.
Через год (а время — лучший лекарь) все забудут о твоем проступке.
Мое откровенное заявление (что меня нисколько не удивило) никому не понравилось.
Научимся отличать простое осложненное предложение от сложного. Важно усвоить, что в сложном предложении содержится две и более грамматические основы, а в простом — только одна.
Выделив грамматическую основу, можно понять, что это простое предложение, осложнённое обращением и обособленным определением.
Видеоурок «Простое осложнённое предложение»
Осложненное предложение – что это такое понятным языком и про какие 5 осложнителей вам обязательно надо знать
Предложение, в котором есть хотя бы один из пяти осложнителей.
Осложненное предложение – это предложение, в котором есть хотя бы один из пяти осложнителей:
Разбираю каждый из пяти осложнителей
У меня есть отдельные статьи о каждом из них, поэтому я очень углубленно их анализировать не буду, но отмечу основные характеристики, про которые надо знать.
Однородные члены
Однородными могут быть любые члены предложения. Их можно узнать по перечислительной интонации, а также по двум признакам: одно главное слово, одинаковый вопрос. Примеры:
Чтобы понять, однородные члены предложения или нет – надо помнить про многие нюансы. Например, «зеленые, синие ленты» – однородные, а вот «маленькая извилистая речка» – неоднородные.
Читайте подробнее в отдельной статье, я постарался там все «разжевать».
Обращения
Их можно обнаружить по звательной интонации: «Я хочу есть, мам», «Я сегодня, Маш, не купил цветов», «Мурзик, кис-кис-кис».
Обращения нельзя выделять как члены предложения, потому что они ни от каких других слов не зависят. Но их обязательно надо выделить запятыми с обеих сторон.
Вводные слова
Это такие слова, которые можно «выкинуть» из предложения, и оно ничего от этого не потеряет. Например: «Я, в общем, подготовился к экзаменам, но все равно не сдал» – «Я подготовился к экзамену, но все равно не сдал».
Слова «итак», «во-первых», «во-вторых», «по словам очевидцев» – как раз вводные. Мы произносим их с выделительной интонацией и всегда выделяем запятыми на письме.
Статьи про вводные слова у меня пока нет, но я скоро обязательно ее напишу.
Вставные конструкции
Это слова или даже целые предложения, которые хочется «взять в скобки». Причем и интонационно, и на письме. Например: «Мой друг (по природе своей очень застенчивый) не побоялся прийти к нам в гости, когда мы его пригласили».
Обратите внимание, вставные конструкции могут еще выделяться двойными тире. Но скобки – более распространенный и общепринятый вариант их выделения.
Обособленные члены
Это такие члены предложения, которые мы «обособляем», то есть выделяем запятыми внутри предложения. Их отличие от вводных слов, вставных конструкций и обращений в том, что они всегда являются членами предложения.
Обособляются чаще всего причастные и деепричастные обороты. У меня про них есть отдельные статьи, где я объясняю, в каких случаях запятые нужны, а в каких нет. Посмотрите.
Прямая речь ничего не осложняет
Я на первом курсе вуза почему-то тупил и говорил, что прямая речь может осложнять предложение. Это не так. Потому что прямая речь делает простое предложение сложным.
Смотрите: “Я сказал: «Мы не будем участвовать в этом дурацком конкурсе!»”. Почему предложение сложное? Потому что в нем две грамматические основы: «Я сказал» и «Мы не будем участвовать».
Так что запомните, прямая речь ничего не осложняет.
Что говорить про осложнители при синтаксическом разборе
Когда вы делаете характеристику предложения, вы в самом конце должны про него сказать: «Осложненное. Осложнено …» – и перечислить осложнители.
Обратите внимание, в одном простом предложении может быть сразу пять осложнителей. Хотя встречается такое редко: «Во-первых, Саша, я тебе сказал, что Софья Павловна (учитель русского) завтра соберет ваши тетради и, проверив их, сразу выставит оценки за четверть».
Это предложение осложненное, оно осложнено обращением (Саша), вводным словом (во-первых), вставной конструкцией (учитель русского), однородными сказуемыми (соберет, выставит), обособленным обстоятельством, которое выражено деепричастным оборотом (проверив их).
Что отмечать на схеме осложненного предложения
Ничего. У простых предложений вообще нет смысла рисовать схему, потому что в этой схеме будет только две скобки. Схемы мы рисуем для сложных предложений, чтобы показать, что с чем связано, какие есть логико-грамматические части.
Иногда учителя требуют показывать осложнение внутри схемы. Они делают это для того, чтобы заставить ребенка в очередной раз увидеть осложнение. Если ваш учитель требует – выделяйте.
Обращения выделяются буквой «О», а однородные члены берутся в кружочек. Обратите внимание, если между однородными членами есть союзы – их тоже надо отображать на схеме.
Например, вот предложение: «Саша, вскипяти чайник и покорми хомячка». Оно осложнено обращением и двумя однородными сказуемыми. На схеме это будет выглядеть примерно так:
Обособленные члены надо подчеркивать в зависимости от того, каким членом предложения они являются. Над причастными и деепричастными оборотами надо еще рисовать крышку и писать внутри, что это за обороты. Например: «Балерина, танцуя на сцене, жила настоящей жизнью». Схема такая.
Если у вас при однородных членах есть обобщающие слова, то они выделяются кружком с точкой внутри. Возьмем для примера предложение: «На бал пришли все представители знати: бароны, графы, высшие сановники».
Полезные материалы по теме
Подпишитесь на мою рассылку. Я буду еженедельно присылать вам лучшие статьи по русскому языку. В ближайшие 5-6 месяцев их будет много.
Посмотрите мое видео о том, как надо выделять причастный оборот при разборе предложения по членам. Ученики всегда здесь путаются и либо никак не выделяют, либо выделяют просто как обстоятельство.
Посмотрите три моих подборки с курсами по русскому языку. Они вам помогут подготовиться к экзаменам и проверочным работам. В каждой подборке вас ждут «плюшки» – бесплатные справочники и пособия, которые можно скачивать прямо из статей. Я их сам подбирал, они очень хорошие:
Напишите, пожалуйста, ваше мнение о статье в комментариях. Напишите обо всех недостатках, которые вы видите, чтобы я мог их доработать и сделать этот материал лучше. Свои вопросы можете писать там же, я отвечаю в течение суток.
Урок в 5 классе «Простое осложненное предложение»
Урок по русскому языку в 5 – б классе по теме: «Простое осложненное предложение».
УМК по русскому языку для 5 класса общеобразовательной школы (под ред. Львовой С.И.)
Цель деятельности учителя:
1. Систематизировать знания о простом осложнённом предложении;
2.Закреплять умение различать простое, осложнённое предложения от сложного; умение находить их в тексте простое осложненное предложение, объяснять постановку знаков препинания, правильно интонировать предложения с обособленными членами предложения и передавать смысловые отношения между частями предложения;
3. Закреплять умения правильно расставлять знаки препинания в простых осложнённых предложениях; пользоваться изученными конструкциями в собственной речи, соблюдать литературную норму при построении простого осложнённого предложения; повторить орфографию;
4. Содействовать развитию эстетического вкуса учащихся через дидактический материал; содействовать развитию речи
5. Формировать умения учиться; консультировать, корректировать деятельность детей; инициировать способы включения в работу каждого ученика.
6. Создавать условия для приобретения детьми жизненного опыта, самостоятельной выработки жизненных целей.
Тип урока: открытие нового знания
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать основные понятия по данной теме; знать правила постановки знаков препинания при однородных членах, обращениях, вводных словах и сравнительных оборотах; уметь составлять предложения с обращениями, вводными словами, однородными членами, сравнительными оборотами.
Метапредметные: (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования
Методы обучения: создание проблемных ситуаций, работа в парах;
Формы обучения: игра, парная, фронтальная.
Оборудование: компьютер, экран, мультимединый проектор
Наглядно-демонстративный материал: презентация к уроку.
Основные понятия: однородные члены, вводные слова, обращения, сравнительный оборот
Приветствие: Здравствуйте, дорогие ребята. Представьте, что вы попали на сказочный урок, который преподаёт Мальвина Буратино. Я надеюсь, вы будете стараться работать хорошо, активно, творчески и не подведёте меня. А для того, чтобы настроиться на плодотворную работу я прошу вас улыбнуться друг другу.
Запишите число, классная работа. А для темы оставьте пока пустую строчку.
Настраиваются на работу. Записывают число, классная работа.
Актуализация знаний. Целеполагание.
-Вспомните, что больше нравилось Буратино – учиться или играть? И мы сейчас с вами поиграем в игру « Веришь ли ты?» Эта игра нам поможет выяснить, что вы знаете, а также поможет определить тему нашего урока. Я буду задавать такие вопросы, на которые вы мне будете отвечать только «да» или «нет»
Верите ли вы, что предложения по эмоциональной окраске бывают восклицательные и невосклицательные? (да)
Верите ли вы, что предложения по цели высказывания бывают распространённые и нераспространённые? (нет) А какие они бывают? (повествовательные, побудительные, вопросительные)
Верите ли вы, что в простых предложениях одна грамматическая основа, а в сложных – две и более грамматических основ? (да)
Верите ли вы, что дополнение, обстоятельство и определение – это главные члены предложения? (нет) А какие члены предложения являются главными? (подлежащее и сказуемое)
Верите ли вы, что между однородными членами предложения запятая не ставится? (и да, и нет) Почему?
-Ребята, скажите мне, пожалуйста, а на какую тему я вам задавала вопросы? (предложение)
-Какой раздел науки о языке изучает предложение? (Синтаксис)
Скажите, на какие вопросы вам было трудно ответить? (про запятую в предложениях с ОЧП)
Отвечают на вопросы, вспоминают основные теоретические понятия, которые уже изучили. Сталкиваются с проблемой, когда нужно ставить запятую при ОЧП, когда не нужно.
Презентация к уроку русского языка в 5 классе «Простое осложненное предложение»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Простое осложненное предложение
Береза осина да ель да сосна а слева д_лина как скатерть р_вна. (Н.Некрасов) Вот солдаты идут по степи оп_ленной тихо песни поют про березку да клены. (С.Львов) Что же ты моя ст_рушка пр_умолкла у окна? (А.Пушкин) Б_ется в тесном печурк_ огонь на п_лен_ях смола как слеза.(А.Сурков) Труд этот Ваня был страшно гр_маден. (Н.Некрасов) И кудри их белы как снег над гл_вою кургана. (А.Пушкин) К счастью в стороне бл_снул тусклый свет. (К. Паустовский)
Береза, осина, да ель, да сосна, а слева долина, как скатерть ровна. (Н.Некрасов) Вот солдаты идут по степи опаленной, тихо песни поют про березку да клены. (С.Львов) Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? (А.Пушкин) Бьется в тесном печурке огонь, на поленьях смола, как слеза.(А.Сурков) Труд этот, Ваня, был страшно громаден. (Н.Некрасов) И кудри их белы, как снег над главою кургана. (А.Пушкин) К счастью, в стороне блеснул тусклый свет. (К. Паустовский)
В страшном чулане Мальвины паутина завесила всё: окно, полки, посуду. В страшном чулане Мальвины паутина завесила всё окно, полки, посуду.
Обрати внимание! Как следует обращаться друг к другу в зависимости от речевой ситуации 1. Воспитанный человек не употребляет при обращении слова с суффиксом –к(а) (Васька, Лариска) 2.Нельзя употреблять в роли обращения местоимение ты, вы (Эй, ты!) 3 В официальной обстановке невежливо обращаться к кому-то, называя его просто по фамилии. В этом случае при фамилии употребляются общепринятые слова. (господин Иванов!) 4. К старшим по возрасту принято обращаться по имени и отчеству: Ирина Николаевна, Наталья Витальевна.
Упражнение 1) Золотые лучи, словно стрелы, сквозь клокастые тучи прошли. (Вс. Рождественский) 2) Колышется ива на том берегу, как белые руки. ( А. Твардовский) 3) Как золотая птичка, дрожит огонь впотьмах, в одну минуту спичка сгорит в моих руках. (А. Тарковский) 4) Плыл, как лодочка, лист по воде. (Ю. Левитанский) 5) Солнце, как будто начищенный медный таз, висит над дальним лесом.(Г. Скребицкий) 6) Деревянный мост через узкую речушку кряхтит, вздрагивает и шатается, точно дряхлый старик. (А. Корнев) 7) Какая красная земля! Весеннее солнце сыпало искрами и все вокруг сверкало, как вода. (В. Кропоткин)
Домашнее задание: 1. Придумайте и запишите свои предложения с однородными членами предложения, обращениями, вводными словами, сравнительными оборотами. 2. Конспект правила на стр.156, Письменно выполнить упражнение № 423
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-467860
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В МГУ заработала университетская квантовая сеть
Время чтения: 1 минута
Московские школьники победили на международной олимпиаде по информатике
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.