Что такое осложненное списывание

Что такое осложненное списывание

Что такое осложненное списывание. Смотреть фото Что такое осложненное списывание. Смотреть картинку Что такое осложненное списывание. Картинка про Что такое осложненное списывание. Фото Что такое осложненное списывание

Промежуточную аттестацию по русскому языку в 9 классе можно провести в форме осложненного списывания вместо диктанта.

Инструкция

Ребята, вы сегодня выполняете промежуточную аттестацию по русскому языку. Но это не привычный нам всем контрольный диктант, а осложнённое списывание с грамматическим заданием.

Это текст с пропущенными буквами и знаками препинания, а также слитно-дефисно-раздельное написание слов, которое обозначается круглыми скобками. Каждый из вас знает номер своего варианта, как сидите в классе. Приступите к выполнению своего варианта.

Постарайтесь переписать предложенный по вариантам текст грамотно, разборчивым почерком, не торопясь, потому что вас не ограничивают одним уроком или 45 минутами.

После того как вы переписали текст с пропусками в свою тетрадь в линейку, перечитайте написанное, проверьте себя несколько раз.

Затем обратитесь к выполнению грамматического задания, последовательно переходя от первого задания к следующему, будьте внимательны и старайтесь не пропустить ни одного задания.

Напоминаю, что эта работа может повлиять на выведение итоговой оценки за год.

ВАРИАНТ I

Много д..в..дил..сь мне бр..дить по нашей стране но (не)встр..чал..сь лесов пр..крас..нее чем в (ю,Ю)жном (п,П)римор..е. Они пор..зили меня (не)только б..га..твом и ярк..ст..ю но и каким то особым изящ..ством. Вода в реч..к.. ч..ста и пр..зрачна она быстро струит..ся по к..мням но в этих скал..х и горных п..токах нет мрач..ности или буйства они пр..ветл..вы и ож..вле(н,нн)ы.

Можн.. был.. п..думать что я п..пал в (б,Б)от..нич..ский парк где с..бра(н,нн)ы д..рев..я с разных к..нцов стр..ны вот об..тат..ли л..сов (к,К)рыма и (к,К)арпат дубы, яс..ни, грабы. М..стами и кустарн..ки и д..рев..я были густ.. опл..те(н,нн)ы л..анами толст.. стебли к..торых о..в..вал..сь в..круг ств..лов св..сая (в)ни.. пр..чудл..в..ми узор..ми.

Грамматическое задание

Можн.. был.. п..думать что я п..пал в (б,Б)от..нич..ский парк где с..бра(н,нн)ы д..рев..я с разных к..нцов стр..ны вот об..тат..ли л..сов (к,К)рыма и (к,К)арпат дубы, яс..ни, грабы.

ВАРИАНТ II

Веч..ром в..круг м..ей ст..янки пели и др..зды и син.. мух..ло..ки а ноч..ю вкра..ч..во и т..инстве(н,нн)о п..д..вала гол..с мал..н..кая совка.

(В)скор.. я ок..зался в ш..р..кой з..лен..й л..жбине где под ск..лист..й гр..дой зар..ждался горный ручей. Я з..мет..л что дубняк был сплош.. пер..копа(н,нн) дик..ми к..банами и на тр..пе в..днел..сь о..печатки изящ..ных к..пыт..ц кабарги и дли(н,нны)х ко..тей б..рсука. А (не)дал..ко от н..члега увид..л (не)давн..й след тигра м..гучий п..л..сатый хищ..ник т..ился в зар..слях но увид..ть его к с..ж..лению так и (не)д..вел..сь.

Я (н..)когда (не)оп..сался н..ч..вать один в т..йге зная что (н..)какой дикий звер.. н.. волк н.. м..две.. н.. тигр (не)нап..дет лет..м на ч..л..века без пр..чины.

Грамматическое задание

Мне (не)х..тел..сь воз..ращат..ся назад св..им следом и я р..шил д..стич.. в..рхов..я руч..я что(бы) м..новат.. вод..раздел и выйти к другому пр..току (с,С)упутинки.

Источник

Что такое осложненное списывание

§35. ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ПУНКТУАЦИОННЫХ УМЕНИЙ

В пунктуационном умении заложены как грамматико-синтак-сические, так и речевые операции. В соответствии с этим оно состоит из следующих интеллектуальных операций, которые определяют последовательность применения пунктуационного правила:

Формирование пунктуационной зоркости

Нахождение опознавательных признаков смысловых отрезков, требующих выделения знаками препинания. При выполнении данного упражнения с готовым материалом учащимся предлагается

найти те или иные языковые явления, сигнализирующие о наличии в предложении смыслового отрезка, выражающего указанное значение. В слабом классе полезно выяснить, нет ли в предложении, например, причастий, союзов и т.д., входят ли они в смысловые отрезки, которые нужно выделить знаками препинания.

Нахождение по значению смысловых отрезков, требующих пунктуационного выделения. Это упражнение требует проведения семантического анализа предложения и выделения в нем дополнительной информации. Учащиеся произносят смысловой отрезок, указывая его границы и определяя значение, выраженное им.

Определение грамматической природы смыслового отрезка. Смысловые отрезки, выделяемые знаками препинания, бывают словны-ми, словосочетательными и предложенческими. В процессе грамматического и семантического анализа, опираясь на опознавательные признаки, учащиеся называют, каким по форме является смысловой отрезок, выделенный знаками препинания. При выполнении упражнения школьники либо устно называют отрезки, либо подчеркивают их принятыми условными знаками.

Выделение знаками препинания смысловых отрезков
в процессе применения пунктуационных правил

В процессе формирования у школьников пунктуационных умений на чужом материале, имеющемся в учебнике или привлекаемом учителем, применяются различные виды списывания и диктанта.

Для формирования пунктуационных умений используются следующие виды пунктуационных диктантов: полный, выборочный, творческий.

Диктант полный заключается в записи диктуемого без каких-либо изменений. Учащийся в момент записи, опираясь на

мысленно проводимый семантико-синтаксический анализ предложения, выявляет смысловые отрезки, требующие выделения знаками препинания, и предугадывает место знаков и необходимый знак.

Диктант выборочный состоит в неполной записи диктуемого. Учащийся записывает только те предложения, которые имеют смысловые отрезки, указываемые учителем.

Диктант творческий заключается в частичном изменении диктуемого предложения за счет включения какого-либо смыслового отрезка (например, причастного оборота и т.д.).

Диктуемое учащиеся могут записывать, как правило, в словесной форме или в графической, т.е. в виде синтаксической схемы, в которой графически обозначаются части сложного предложения и члены простого предложения. В ней учащиеся ставят необходимые знаки препинания. Такая форма записи называется графическим диктантом (3).

При написании любого из видов пунктуационных диктантов пишущие выполняют следующие пунктуационные задания: находят смысловые отрезки, требующие выделения знаками препинания, и выделяют их.

При формировании пунктуационных умений, осуществляемом в процессе создания собственных высказываний, применяются специальные пунктуационные упражнения, направленные на составление отдельных предложений и текстов.

Упражнения по пунктуации в связи с составлением отдельных предложений. Составление предложений учащимися играет важную роль в формировании у них пунктуационных умений. Оно обучает школьников упреждению содержания высказывания и средств его языкового выражения, предвидению возможного пунктуационного оформления. Для формирования данного умения методика пунктуации создала несколько видов пунктуационных упражнений:

Пунктуационная сущность этих упражнений проявится, если перед учащимися будет ставиться задача выразить те или иные значения с помощью вставляемых в предложение указываемых смысловых отрезков.

Упражнения по пунктуации в связи с составлением текстов. В качестве дидактического материала для этой работы используются готовые тексты, которые школьники пересказывают, и их экстралингвистические знания, на основе которых учащиеся создают свои тексты. Рассчитана работа над текстом на 7-8 мин.

Обучающая пунктуационная роль этих упражнений состоит в развитии у школьников установки на выбор таких конструкций предложений, которые включали бы изучаемые пунктуационно-смысловые отрезки.

Потенциал пунктуационных упражнений высок, но на одном уроке все их использовать невозможно в связи с недостатком времени (на каждое упражнение в среднем требуется 5 мин, а их около тридцати) и в связи с возможной перегрузкой учащихся.

Из них учитель создает комбинации в зависимости от характера пунктуационной нормы, этапов ее изучения и подготовленности школьников. В создаваемые комбинации пунктуационных упражнений целесообразно вводить списывание, диктант и какую-либо творческую работу. При этом условии будут включены в работу все механизмы формирования пунктуационного навыка.

Обоснование выбора знаков препинания как пунктуационное умение

Одним из структурных элементов пунктуационного умения является мотивировка употребления знака препинания в предложении или тексте. Сформированность данного умения обеспечивает овладение детьми умением выделять знаками препинания пунк-туационно-смысловые отрезки.

В процессе обоснования выбора места и самого знака препинания ход рассуждения может быть двояким: от знака (знаков) препинания к выделенному им (ими) пунктуационно-смысловому отрезку и от пунктуационно-смыслового отрезка к знаку (знакам) препинания. Упражнение, формирующее данное умение, называется пунктуационным разбором.

Перечисленные пунктуационные умения формируются в определенной последовательности. Прежде всего необходимо позаботиться о развитии пунктуационной зоркости, а также об овладении пунктуационным разбором. На этом фоне эффективнее формируется умение выделять знаками препинания в предложениях и в тексте пунктуационно-смысловые отрезки.

Источник

Урок русского языка по теме «Подготовка к ВПР. Осложненное списывание»

Тема «Подготовка к ВПР. Осложненное списывание»

Цель: контроль навыка списывания осложненного текста, умения выполнять грамматическое задание, повторение орфограмм и пунктограмм.

Предметные УУД: списать осложненный текст, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, осуществляя выбор на основании правил, выполнить грамматическое задание.

Регулятивные УУД: осуществлять планирование своей деятельности, прогнозирование результата, оценивание работы и корректировка.

Познавательные УУД: анализировать условия правил, осуществлять выбор осознанный.

Личностные УУД: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Август самое лучшее время на (у, У)рале. В это время пр…рода (от)дыха…т (от) жаркого лета. Соч(?)ные травы уже (от)цвели на б…ре…ках и липках нач…нают ж…лтеть л…сточ(?)ки. Это первые вес(?)ники бли…кой ос…ни. Воздух пр…питан душ…стыми травами.

В такой день идёш(?) по у…кой лес(?)ной тр…пинк…среди в…ликанов с…сново…о бора. Рядом т…ропит(?)ся с…бака (а, А)зор.. Он выслеж…ва…т дич(?) старательно шарит по кустам. От кустов б…жит глухарка и бе…помощ(?)но ра…махива…т крыльями. Мален(?)кие глухарята ещё (не)умеют л…тать но они уже пон…мают опас(?)ность. Ц…плята по…б…гают к коч(?)кам и пряч…т г…ло…ки в мя…кий мох. Ст…иш(?) и любу…ш(?)ся мален(?)кими хитростями глухарей.

Списать вставив пропущенные буквы, раскрывая скобки, вставив знаки препинания пропущенные.

Подчеркнуть грамматические основы предложений.

Выписать 3 слова с пропущенной безударной проверяемой гласной, подобрать проверочное слово.

Выполнить полный синтаксический разбор предложения, с указанием частей речи: Он выслеживает дичь, старательно шарит по кустам.

Выполнить морфологический разбор существительного: по тропинке.

Выполнить морфемный разбор слов: летать, подбегают, хитростями.

Объяснить поставленные знаки препинания (схема предложения или подчеркивание членов предложения).

Подобрать антонимы к словам: мягкий, жаркого.

Источник

Повторение пройденного материала «Осложненное списывание» (5 класс)

Осложненное списывание (5 класс)

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Хмур..т..ся небо р..вёт ветер. Приш..л первый мес..ц ос..ни. Пожухли все р..стения. Высоко над г..л..вой лист..я на д..рев..ях ж..лтеют кр..снеют буреют. Лист..ям (не)хв..та..т со..нца. Они быстро вянут т..ряют яркий з..лёный цвет. (4) Даже в бе..ветренный (2) день вдруг об..рвёт..ся с ветк.. осин..вый лист ле(г/х)ко п..качнёт..ся в воздух.. и бе..шумно ск..льзнёт по з..мле.

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Ещё спят в св..их тёплых (3) норах и б..рлогах б..рсуки и м..дведи. Но в мартовские дни всё чаще просыпа..т..ся м..дведь. Подр..стают (2) в б..рлогах р..дившиеся з..мой м..двежата.

Настоящая в..сна приход..т в с..р..дин.. марта. Радос..но, по-в..сеннему ч..рикают вороб..и. На л..сных тр..пинках провалива..т..ся под н..гами сне(г/к). (4)

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Обл..ка наступают на со..нце. Вот оно выглядыва..т осв..ща..т в последн..й раз горизонт и скрыва..т..ся. Пейза(ж/ш).. напомина..т извес..ную к..ртину художника (М/м)аковского.

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Ц..рк был круглый, бол..ш..й. У п..радного под..езда в..сели афиш.. и плакаты. (4) На них нар..сованы борц.. с огромн..ми мускулами. В..рота ц..рка были ра(з/с)крыты.

Мал..чик т..хон..ко приподнял бархатн.. порт..еру на вход.. – з..пахло свеж..ми стру(ж/ш)ками и к..нюшней. Ш..гнув вперё(д/т), (А/а)ртёмка вид..т кругл..ю (3) площ..дку и бар..ер со скамейками.

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Как хор..шо летом в л..су

На полянк.. со..нце (не)обж..га..т кожу а ман..т пр..леч.. на необ..ятн..й тр..вяной к..вёр. Мелкие р..синки на листоч..ках драгоценными к..мнями ра(з/с)сыпают..ся.

Вечером ра(з/с)ведёш.. к..стёр. Зазвучат (2) под г..тару ц..ганские романсы и популярн..

песни. Начнут..ся ра(з/с)сказы о нов.. кни(ж/ш)ках и фант..стическ.. фил..мах. (4) Лето прекрас..ная п..ра для общения с природой и друз..ями.

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

У каждой из л..сных яго(д/т) (1) в (П/п)одмосковье есть свой адрес.

З..мл..ника р..стёт по опушкам б..рёзовых рощ.. и выру(б/п)кам. (4) Ты пошар..ш..

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Русская з..ма настоящая волшебница.

В бел.. наря(д/т) (1) одела она м..лодые д..рев..я. Укутала их зимушка пост..лила им мя(г/х)кую п..рину. (4) Она изящ..но ра(з/с)писала хру(б/п)кие стволики и веточ..ки бл..стящим на со..нце инеем.

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Ненас..ным днём ни(з/c)ко в..сят т..ж..лые тучи а солнце зам..рает за горизонтом. Мокрые (3) кроны д..рев..ев от..желели пригнулись к з..мле но солнеч..ный луч.. иногда согр..ва..т их. Ветер ре(з/с)ко (1) сотр..сает ветки срывает последн.. л..ству. (4) Лист..я л..тят по воздуху прил..пают к крышам д..мов и беседок.

Всем т..скливо и хол..дно. Ос..нь унылая п..ра. Так называл её (П/п)ушкин, хотя и очень любил.

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

После ноч..ной в..юги лес пох..р..шел и кажет..ся сказоч..ным теремом царя (Б/б)ерендея. Зима х..зяйка этого снежн.. леса. Сл..пят глаза бл..стящие на со..нце г..ган..ские сугробы в л..дяных (2) панц..рях. От..желевшие ветви под грузом снега поч..ти касают..ся земли. С..нич..ка сяд..т а пуш..стая веточ..ка даже (не)дрогн..т. Под соснами зм..ит..ся сле(д/т) рыж.. лисиц.. серого волка. (4) Ищ..т коварные (3) хищ..ники бе(з/с)помощ..ного перед их зубами зайчика но найти (не)могут.

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Перед ра..светом на п..ляну л..жит..ся первый м..ро(з/с). (4) Что там только делает..ся, на л..сной (3) п..лян. Перед во(з/с)ходом со..нца, в полумрак.. м..ро(з/с) невидим.. рукой нач..на..т по всей полян.. ра(з/с)ст..лать белые х..лсты. Первые лучи со..нца (1) уб..рают (2) х..лсты и ост..ёт..ся з..лёное место. На г..лубом неб.. между з..л..тыми д..рев..ями (не)п..ймёшь, что творит..ся. Унос..т ветер сухие лист..я. Соб..рают..ся стайками мелкие птич..ки и несут..ся в тёпл.. далёк.. края.

Ветер з..ботливый х..зяин. За лето везде п..быва..т даже в самых густых м..стах (не) остав..т ни одного незнакомого листика. А вот ос..нь пришла – и з..ботливый х..зяин уб..ра..т свой б..гатый ур..жай.

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Кр..сив и п..чален русский лес ранн.. осен..ю. На з..л..том фон.. пож..лтевшей листвы выд..ляют..ся яркие пятна красно-ж..лтых клёнов (1) осин. Медленно кружат..ся в воздух.. и тихо л..жат..ся на землю лист..я. (4) От дер..ва к дер..ву прот..нулись бл..стящие с..р..бристые нити лё(г/х)кой паутины. Отцв..тают (2) поз..ние цв..ты.

Пр..зрачен и чист осенний воздух пр..зрач..на в..да в л..сных канавах овра(ж/ш)ках и руч..ях.

Тихо в осенн..м л..су, лишь ш..лестит под н..гами опавшая листва. Иногда тонко просв..стит где-то в кустах ря(б/п)чик протенька..т с..ница (3) пром..лькнёт среди сосен дроз(д/т).

Ле(г/х)ко и привольно дыш..т..ся в осенн..м л..су. И долго (не)хоч..т..ся ух..дить из него.

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Прошл.. летом у моего л..сного домика я увид..л м..л..дую л..сич..ку. Обыч..но л..сиц..

прячут..ся в лесу и даже опытный охотник ре(д/т)ко (1) увид..т (2) вбл..зи ж..вого зверя. А эта л..сич..ка д..верчиво гл..дела на меня ч..рными гла(з/с)ками.

Я принёс из кухн.. кусочек мяса бросил л..сич..ке под ноги. Л..сич..ка спокойно вз..ла мясо и с..ела. (4)

Л..сная гост..я несколько дней ж..ла у домика. Днём она заб..ралась в пустую (3) с..бач..ю конуру возле с..рая. По утрам и в..черам л..сич..ка вых..дила на волю и я её к..рмил. К моему рыж..му к..ту она отн..силась дружески и нере(д/т)ко они ели из одной ч..шки.

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

По р..ке плывет плотный снег. Кружит..ся над омутами нар..ста..т сугробами у к..мней в к..мышах возле б..р..гов. На ж..лтых кувш..нках лежат сн..говые шапоч..ки. (4) Этот странный снег (не)тает: его по в..де черёмуха ра..сыпала.

У сп..койн..й р..ч..ной (2) зав..ди видно много и..пуганных ры(б/п). Тон..нькие плотвич..ки выплыли наверх. П..казывая острые плавнич..ки, они черт..т уз..нькие д..ро(ж/ш)ки (3) выскакива..т в воздух. Ры(б/п)ки ужас..но (1) бе..поко..т..ся очень уд..вля..т..ся: неужели зима в..рнулась.

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Густо зар..ста..т чистый ручей смородинов..м кустом. (4) В т..ни ягоды нал..лись крупные, прозрач..ные, будто из красн.. ст..кла. Только никто (не)зна..т про них, никто их (не)б..рёт. Проп..да..т л..сной ур..жай.

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

С..ниц.. с писком перел..тают с ветки на ветку, с дер..ва на дер..во. Они осматрива..т кажд.. трещинку (3) в к..ре ищ..т вкус..ные семеч..ки.

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Томят..ся в снежн.. панц..ре необ..ятные п..ля и з..снувший лес. Теперь (не)встрет..ш..

в лесу ежа бож..ю к..ровку или весёл.. кузнечика. (Не)услыш..ш.. пение лесной птиц.. но увидеть птиц можно. Птич..ки подл..тают (2) за кормом поближе к школ..ному саду к дер..венск.. ог..родам.

Источник

Методические рекомендации по проведению контроля

по проведению основных видов орфографических упражнений

в начальных классах

В методических рекомендациях представлена методика проведения основных видов орфографических упражнений в начальных классах: правила списывания и методика проведения контрольного списывания, алгоритм записи слов под диктовку и методика проведения контрольного диктанта.

Адресуется для администрации учреждений образования, учителей начальных классов.

К орфографическим упражнениям относятся следующие виды работ:

свободное (самостоятельное) письмо – подбор собственных примеров, изложение, сочинение и др;

корректура текста (исправление ошибок).

Списывание передача в письменной форме зрительно воспринимаемого слова, предложения, текста. Используется при обучении технике письма и каллиграфии, а также орфографии и грамматике (как правило, с дополнительными заданиями).

списывание с готового образца – для списывания предлагаются слова, предложения или текст без пропуска букв и дополнительных заданий; цель – списать правильно, без ошибок и искажений;

списывание с дополнительными заданиями – списывание чаще всего сочетается с выполнением заданий орфографического, грамматического, лексического или словообразовательного характера – разделить слова на слоги; выделить корень; обозначить части слова; обозначить части речи; указать род, число, падеж, склонение, спряжение; подчеркнуть главные члены предложений; подчеркнуть безударные гласные в корнях, приставках, суффиксах, окончаниях; вставить пропущенные буквы и др.;

творческое списывание – восстановление деформированных предложений или текста; изменение грамматической формы записываемых слов;

выборочное списывание – списать только слова определенной части речи, определенного спряжения; выписать словосочетания и т.п.;

списывание с группировкой – запись слов в два, три столбика с учетом содержащих в ловах орфограмм; запись слов в определенной последовательности: сначала записываются слова с безударной гласной в корне слова, затем – в приставке, далее – в суффиксе и т.д.

Как научит ребёнка правильно списывать?

Списывание как вид орфографического упражнения способствует формированию навыков правописания только при условии специальной его организации как действия, направленного на активную орфографическую ориентировку в тексте. При этом списывание должно быть соединено с правильным слуховым анализом слова и подкрепляться его правильным произношением.

Правила списывания (памятка 1) необходимо ввести при записи первого слова в прописях. Если дети уже усвоили «лёгкий» путь списывания – «срисовывания», объяснить необходимость «трудного» пути будет очень сложно, хотя и возможно (формирование мотивации в этом случае можно начинать с анализа большого количества допускаемых при списывании ошибок и поиске путей их предупреждения).

Закрой образец и повтори по памяти.

Подчеркни все орфограммы. (Ученики подчеркивают в образце.)

Прочитай по слогам так, как написано. Чётко проговаривай каждый слог.

Закрой образец (закладкой, листом) и повтори по памяти так, как будешь писать. Чётко проговаривай все слоги.

Диктуй себе по слогам и записывай. (Образец закрыт.)

Проверь, все ли слоги ты записал. Прочитай свою запись по слогам. (Образец закрыт)

Подчеркни орфограммы карандашом. (Образец закрыт.)

Открой образец и сверь орфограммы, которые ты подчеркнул, с орфограммами в образце.

На первоначальном этапе обучения используется только полный алгоритм списывания, который осваивается под непосредственным руководством учителя. Если предложение длинное и ребёнок не может запомнить его целиком, оно разбивается на части. Каждая часть отрабатывается отдельно по памятке.

закрытый образец для п. 5-8 (памятка 1);

проговаривание при записи слов – вслух (1-й этап), шёпотом (2-й этап), про себя (3-й этап);

проверка написанного (ребёнок должен понимать, что работа считается законченной, если осуществлена её проверка).

Во 2 классе, не раньше второй четверти, вводится сокращенный алгоритм списывания (памятка 2).

(сокращённый алгоритм списывания)

Прочитай предложение и повтори его по памяти.

Прочитай предложение ещё раз так, как оно написано.

Диктуй себе каждое слово по ходу записи предложения.

Проверь написанное. Прочитай каждое слово. Открой образец и сравни написанное с образцом.

Контрольное списывание служит способом проверки сформированности умения списывать с печатного или рукописного текста, обнаруживать орфограммы, определять границы предложений и правильно оформлять их на письме. Реализуя на практике принцип естественности процесса контроля, текст контрольного списывания следует напечатать на отдельных листах (по количеству учащихся в классе) шрифтом, который по высоте букв соответствует шрифту прописей, и раздать каждому ученику. Это обеспечит естественные для учащихся условия выполнения задания, так как основным видом списывания в период обучения грамоте являлось списывание с прописей, а не с классной доски.

Текст прочитывается вслух учителем, затем – учащимися.

Проверка понимания прочитанного (2-3 вопроса).

Повторение правил списывания. Учитель напоминает, что предварительно каждое предложение следует прочитать, постараться запомнить. Во время записи нужно диктовать себе по слогам, затем выполнить проверку. Дальше так же работать со вторым предложением и т.д.

Самостоятельная запись текста учащимися.

Самопроверка. Учитель предлагает проверить записанное ещё раз – теперь уже не по предложениям, а целый текст. Написанный текст необходимо тщательно сверить с образцом.

ДИКТАНТ вид орфографического упражнения, сущность которого состоит в записи воспринимаемого на слух или зрительно предложения, слова, текста. По основной цели проведения все диктанты делятся на обучающие и контрольные. Главная задача обучающих диктантов – научить детей правописанию, основная задача контрольных диктантов – проверить уже усвоенные знания и освоенные способы орфографического действия.

Классификация обучающих диктантов:

по объему диктуемых единиц

словарные (отдельные слова);

по соотношению диктуемого и записываемого материала:

по особенностям самоконтроля, который осуществляет пишущий:

предупредительные (перед записью);

комментированные (в процессе записи);

объяснительные (после записи);

«Проверяю себя» (по ходу письма подчеркивают или пропускают буквы, в написании которых сомневаются. После записи спрашивают у учителя или проверяют по словарю);

по степени самостоятельности пишущего:

по источнику восприятия:

Обязательная последовательность введения приема письма под диктовку: отдельные буквы – отдельные слоги – отдельные слова – отдельные предложения – текст.

Методика проведения (запись букв, звуков):

1.Учитель чётко произносит звук.

3. Учитель предлагает обозначить звук буквой и записать её в прописи.

4. Вводится прием проговаривания. Учитель демонстрирует, как во время письма нужно себе диктовать: (а-а-а), (о-о-о), (б) и т.д.

5. Учащиеся записывают букву с проговариванием.

6. Вводится приём проверки. Учитель медленно повторяет звуки, с ручкой в руке (ручка должна скользить в воздухе под буквой) проверяют буквы, которые они записали для обозначения этих звуков.

Запись под диктовку слогов осуществляется в следующем порядке:

Учитель чётко произносит слог.

Учащиеся хором повторяют.

Учащиеся диктуют себе слог в процессе его в процессе его записи (проговаривают).

Самопроверка. Учащиеся читают слоги, карандашом подчёркивают гласные.

Проверка. Учитель медленно повторяет слоги, учащиеся проверяют правильность своей записи.

Для записи слова под диктовку вводится алгоритм (памятка 3).

Алгоритм записи слова под диктовку

Проговори слово по слогам.

Выдели голосом ударный слог.

Диктуй себе по слогам.

В качестве образца записи под диктовку слова (ученик записывает слово на доске) приведём методику работы, описанную Н.А. Корфом:

Учитель диктует слово.

Ученик чётко повторяет, начинает записывать на доске.

Учитель повторяет слово. Можно несколько раз, так как слух ребёнка ещё не развит настолько, чтобы он мог с одного раза расслышать, разобрать все звуки, из которых состоит слово.

Ученик в процессе письма диктует себе слово. Учитель не прерывает ученика, даже если он пишет с ошибками.

Осуществляется проверка. Учитель просит ученика прочесть написанное слово. Учитель вновь (уже как образец для проверки) произносит то же слово, протягивает особенно тот звук, который при письме пропущен учеником или неверно им написан. Школьник должен по слуху «добраться до ошибки» и исправить её.

Запись под диктовку отдельного предложения.

Учитель читает предложение 3 раза.

Ученики должна чётко знать цель каждого прочтения:

1-й раз – дети слушают, осмысливают, запоминают.

Хором можно повторить предложение, затем ученики проговаривают «про себя».

2-й раз – учитель чётко проговаривает каждое слово, дети обращают внимание на произношение.

1-й шаг – ученики хором повторяют предложение так, как будут писать – чётко проговаривают по слогам каждое слово.

2-й шаг – записывают, диктуя себе по слогам.

3-й раз – чтение для выполнения операции контроля; цель этого чтения должна быть оговорена заранее: «Проверь, не забыл ли ты какое-нибудь слово».

Учащиеся обязательно держат в руке ручку и следят за чтением учителя.

Запись под диктовку текста.

Учитель читает текст 3 раза:

весь текст – для общего восприятия;

каждое предложение с паузами – для записи;

— Послушайте первое предложение.

— Диктуйте себе по слогам.

— Проверьте предложение (прочитать ещё раз).

3) весь текст – для проверки.

Система использования различных видов диктантов

по формированию орфографического навыка

Опознавание орфограммы на уровне знакомства с нею

Устное объяснение орфограммы до записи текста

Объяснение орфограммы в процессе письма

Объяснение орфограммы после записи текста

Включение орфограммы в новые связи

Возвращение на более высоком уровне к этапу осознания орфограммы

Диктант «Проверяю себя»

Объединение усвоенных частных действий в одну сложную деятельность в условиях полной самостоятельности учащихся

Слуховой диктант – орфографическое упражнение, в процессе которого пишущий соотносит звуковой и буквенный составы слов, словосочетаний, предложений, текста.

Предупредительный диктант – вид слухового диктанта. Цель – предупреждение ошибок путём объяснения орфограмм до записи текста, слова. Применяется на первичных этапах изучения темы. Учитель диктует предложение (словосочетание, слово). Перед записью проводится орфографический анализ – учащиеся объясняют, как пишут слово и почему.

«Безошибочный» диктант – разновидность предупредительного диктанта. Перед учащимися ставится задача – полностью разобраться в орфографической стороне текста и надписать диктант без ошибок. Прослушав текст, учащиеся ставят вопросы в отношении написания тех или иных слов. На эти вопросы отвечают ученики, уверенные в правописании данного слова. При затруднении к объяснению орфограмм подключается учитель.

Предупредительно-контрольный диктант – разновидность предупредительного диктанта. Перед диктантом в течении 8-10 минут повторяются те правила правописания, которые отражены в его тексте. В качестве примеров рассматриваются слова из текста диктанта, специально отобранные учителем.

Подготовленный диктант – разновидность предупредительного диктанта с элементами объяснительного. Текст сначала разбирается, потом записывается и проверяется.

Объяснительный диктант – вид слухового диктанта. После записи предложения или текста в целом учащиеся объясняют написание орфограмм. Это своего рода коллективная проверка написанного, развивающая внимание учащихся к орфограммам. Проводится при закреплении темы. В процессе записи текста учащиеся подчеркивают орфограммы, требующие проверки, после записи – контролируют правильность выполнения работы.

Объяснительный диктант с предварительной подготовкой. До записи текста учитель выделяет время на повторение изученных правил правописания и способов проверки необходимых орфограмм. После орфографической подготовки и своеобразной «настройки» учащихся на определенный вид орфограмм проводится диктант. После записи учащиеся доказывают правильность написания слов с изученными орфограммами, исправляют допущенные ошибки.

Письмо с пропуском букв (диктант с пропущенными орфограммами) – разновидность диктанта «Проверяю себя». В процессе записи текста учащиеся пропускают буквы (орфограммы), если не знают или сомневаются в написании. На месте пропуска букв ставится прочерк – по нижней линейке проводится черта. Запись в тетради выглядит следующим образом: В л__су слышна звонк__я трель с__л__вья. После записи осуществляется орфографический анализ слов с пропущенными буквами. Пропуски заполняются. Такой прием предупреждает появление ошибок и большого количества исправлений, является одним из самых эффективных приёмов развития орфографической зоркости.

Комментированный диктант – вид орфографического упражнения, разновидность слухового диктанта в сочетании с орфографическим разбором. Орфографический анализ текста производится не до записи или после неё, а совмещается с письмом текста.

Комбинированный диктант – вид слухового диктанта, обладающий признаками предупредительного. Объяснительного и контрольного диктантов. Используется преимущественно на уроках обобщения, а также в работе с отстающими. Вначале проводится предварительное объяснение орфограмм (2-3 предложения), в последующих предложениях орфограммы объясняются одновременно с письмом или после записи предложения, затем несколько предложений записываются без объяснений, по методике контрольного диктанта.

Выборочный диктант – вид слухового или зрительного диктанта. Предполагает запись не всего текста, лишь тех слов, словосочетаний, предложений, в которых есть орфограммы на изучаемое правило. Выборочный диктант развивает орфографическую зоркость, внимание, умение обнаруживать изучаемые языковые явления, приучает школьников к анализу текста до его записи.

Морфемный диктант – разновидность выборочного диктанта. Учитель диктует слова, словосочетания или предложения, ученики записывают только указанные учителем значимые части того или иного слова с нужной орфограммой. Данный диктант способствует запоминанию графического облика морфем, развивает орфографическую зоркость, совмещает грамматический и орфографический анализы слов.

Творческий диктант – по заданию учителя в диктуемый текст учащиеся вставляют определенные слова или изменяют грамматическую форму диктуемых слов. Например, в ходе изучения имени прилагательного учитель предлагает дополнить предложения подходящими по смыслу именами прилагательными; при изучении множественного числа имени существительного имени существительного – заменить форму единственного числа на множественное и др. Вырабатывается навык применения орфографического правила в условиях, когда необходимо думать о содержании предложения и его грамматическом оформлении.

Свободный диктант – в процессе записи текста учащиеся могут заменить отдельные слова, изменить структуру предложения. Текст диктуется вначале целиком, затем по частям (3-4 предложения); каждая часть записывается после повторного её прочтения. Учащиеся записывают каждую часть текста по памяти, как запомнили. Тренируется память. Дополнительная цель – развитие речи учащихся. В методике рассматривается как вид работы, подготавливающий учащихся к написанию изложений.

Зрительный диктант – вид орфографического упражнения, развивающий орфографическую зоркость, зрительную память и внимание. Записанный на доске текст (слова, предложения) прочитывается учащимися, анализируется, затем стирается. Школьники пишут его по памяти. После записи осуществляется проверка.

На доске учитель заранее записывает 6 предложений одного набора и закрывает листом бумаги (можно заготовить каждое предложение на отдельной полоске бумаги, напечатав его крупным шрифтом, или для демонстрации предложений использовать мультимедийные средства обучения).

Открывается первое предложение (лист бумаги сдвигают вниз). Учащиеся в течение определенного времени (от 4 до 8 секунд в зависимости от набора предложений) читают предложение «про себя» и стараются его запомнить.

По истечении времени учитель стирает предложение и предлагает записать его в тетрадях по памяти.

Если ученик не успел запомнить предложение, ему разрешается посмотреть у соседа. Если многие ученики класса не успевают запомнить предложение и обращаются к соседям по парте, работу с данным набором предложений повторяют на следующий день. И так до тех пор, пока практически все ученики смогут записать предложения по памяти самостоятельно. Только после этого можно переходить к следующему набору.

Открывается второе предложение. Учащиеся читают, стараются запомнить. Предложение стирается, ученики записывают его по памяти.

Чтение – запоминание и запись по памяти следующих предложений набора (работа организуется аналогичным образом).

Диктант – игра «Кто больше запомнит?» (введен Л.П.Федоренко) – разновидность слухового или зрительного диктанта с установкой на точное воспроизведение по памяти услышанных или зрительно воспринятых слов, направлен на тренировку памяти.

Учитель произносит один раз цепочку, например из 3 слов, или демонстрирует её на доске или экране в течение 9-15 секунд (примерно по 3-5 секунд на одно слово) и больше не повторяет.

Учащиеся записывают то, что запомнили.

Учитель читает или демонстрирует новую цепочку из 3 слов и делает паузу, достаточную для того, чтобы учащиеся успели записать по памяти слова.

Самопроверка или взаимопроверка. Учащиеся подсчитывают друг у друга или каждый у себя количество слов. За каждое правильно записанное слово начисляется по одному очку. За пропущенное или заменённое слово и за каждую орфографическую ошибку – по штрафному очку.

Учитель на доске или экране демонстрирует правильно записанные слова. Учащиеся проверяют точность своих подсчетов. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество очков.

Тетрадь кандидата в победители проверяет учитель.

Количество слов для диктанта:

II класс – 4-6-8 слов (цепочки из 2 слов); 6-9 слов (цепочки из 3 слов);

III класс – 8-10 слов (цепочки из 2 слов); 9-12 слов (цепочки из 3 слов);

IV класс – 10-12-14 слов (цепочки из 2 слов); 12-15 слов (цепочки из 3 слов).

Самыми легкими для запоминания являются цепочки слов, принадлежащих к одной части речи и одной тематической группе. Трудными, но наиболее эффективными для тренировки памяти оказываются цепочки слов, относящиеся к разным частям речи и тематическим группам, например: кровать, решать, горячий.

Контрольный, или проверочный, диктант – вид слухового диктанта, представляет собой грамматико-орфографическое аналитико-синтетическое упражнение и проводится как полностью самостоятельная работа: учащиеся должны понять содержание текста и записать его без искажения смысла, понять каждое слово и грамматическую форму, обнаружить орфограммы и пунктограммы, проверить их, написать их без ошибок. Цель – выяснить уровень владения учащимися изученными правилами и умениями применять их на практике.

Слова с неизученными орфограммами заранее записываются на доске и чётко проговариваются учителем во время диктовки. Слова с непонятным лексическим значением должны быть прокомментированы учителем до прочтения текста диктанта в целом. Постановка знаков препинания, выходящих за рамки учебной программы для начальных классов, предупреждается во время чтения текста.

Важно заранее подготовить рабочие места учеников: убрать со столов все ненужные предметы, оставив только необходимые для записи диктанта и выполнения грамматических заданий учебные принадлежности.

В начале урока учитель сообщает учащимся цель проведения контрольной работы.

Медленно и выразительно прочитывает весь текст, предлагаемый для диктанта.

Затем текст диктанта читается учителем по отдельным предложениям. Каждое предложение учитель диктует два раза подряд: первый раз для восприятия и понимания, а второй раз – для записи. Школьники должны приступать к записи предложения только по окончании его чтения учителем.

Одно из основных требований к диктующему – это достаточно громкий голос. Диктовать следует, стоя на одном месте, чтобы не заставлять учащихся каждый раз напрягать свой слух по-новому.

В процессе контрольного диктанта подсказки учителя исключаются, в том числе и при произношении слов.

Чтение должно быть медленным, но не настолько, чтобы терялась или разрывалась мысль, выраженная данным предложением. Необходимо обеспечить возможность всем учащимся успевать записывать диктуемый текст, для чего необходимо соблюдать ровный темп чтения.

После записи всех предложений текст диктанта читается учителем повторно, с более продолжительными паузами после каждого предложения, чтобы учащиеся успели проверить правильность написания слов, исправить выявленные ошибки, дописать слова, если они были пропущены. После самопроверки диктанта учащиеся выполняют грамматические задания.

Содержание грамматических заданий учитель записывает по вариантам на доске до начала урока. Перед выполнением грамматических заданий учитель прочитывает и комментирует все задания вариантов. Затем учащиеся самостоятельно, без помощи учителя выполняют грамматические задания независимо от их последовательности.

После выполнения грамматических заданий, если позволяет время, нужно дать учащимся возможность ещё раз проверить всю работу.

Со звонком с урока учитель собирает все работы учеников.

Виды орфографического разбора:

полный – разбору повергаются все орфограммы;

тематический, выборочный разбору подвергаются только определенные орфограммы.

Порядок орфографического разбора

Определение типа орфограммы (подведение ее под соответствующее правило).

Воспроизведение правила, которому подчиняется данная орфограмма.

Подбор проверочного слова (для проверяемых написаний) или установление, что орфограмма не проверяется, ее написание нужно запомнить.

Образец полного (развёрнутого) орфографического разбора:

мороз – мороз, ударение на вторую гласную о;

орфограмма о в первом слоге, безударная гласная в корне слова, не проверяемая ударением. Нужно запомнить, что слово мороз пишется с гласной о;

орфограмма з, парный согласный по звонкости-глухости на конце слова. Чтобы проверить парный согласный, нужно изменить слова так, чтобы согласный стоял перед гласным. Проверяем: мороз – морозы, морозец.

Образец краткого орфографического разбора (при кратком разборе называется орфограмма и проверочное слово):

мороз – мороз, безударная гласная о в первом слоге, её написание нужно запомнить, парная согласная з, проверочные слова – морозы, морозец.

Изложение как вид орфографического упражнения характеризуется чётко выраженной направленностью на развитие речи учащихся на основе образца, письменный пересказ прослушанного или прочитанного произведения. В начальных классах – только обучающее.

Требования к изложению:

самостоятельность учащихся при изложении текста (образец не должен зазубриваться и полностью копироваться);

использование в тексте изложения лексики, оборотов речи, синтаксических конструкций, взятых из образца;

полнота передачи существенных моментов – соблюдение последовательности изложения, причинно-следственной зависимости, основных фактов.

Методика проведения изложения

Знакомство с текстом. Учитель читает текст, учащиеся внимательно слушают его, следят за сюжетной линией. Основные части текста учитель выделяет паузами. Излагаемый текст может быть прочитан не учителем, а самими учащимися.

Беседа, краткий разбор содержания по вопросам учителя. Ставится 3-4 вопроса по содержанию текста с целью определения, все ли правильно поняли, осознали прочитанное, установили причинно-следственные связи.

Повторное прочтение текста. Текст, предназначенный для изложения, прочитывается не более 2 раз, чтобы учащиеся не заучивали его наизусть.

Составление плана (можно совместить с беседой). Логическое и композиционное разделение текста, их озаглавливание. План изложения записывается на доске.

Орфографическая подготовка, словарно-лексическая работа. Анализ значений слов и их написания, наблюдение за использованием в тексте изобразительских средств языка, построение наиболее важных синтаксических конструкций. Запись на доске слов и словосочетаний, требующих особого внимания учащихся.

Предварительный пересказ фрагментов текста. Выделение опорных слов. Учитель предлагает пересказать определенные фрагменты, спрашивает: «Как бы ты сам рассказал об этом?», «Как эта мысль выражена, как об этом сказано в тексте писателя?». Такие вопросы нацеливают учащихся на самостоятельное изложение мысли. На данном этапе работы коллективно составляются отдельные предложения, при необходимости – фрагменты текста. На доске записывются опорные слова для каждого пункта плана.

Устный пересказ текста. Несколько учеников устно пересказывают текст по плану и опорным словам.

Анализ устного пересказа и его совершенствование. Коллективное исправление недостатков, уточнение отдельных моментов. При необходимости текст прочитывается еще раз.

Самостоятельное написания изложения. Оказание индивидуальной помощи.

Самопроверка и совершенствование текста учащимися. Аккуратно сделанные исправления учеников не учитываются при выставлении отметки.

Проверка изложения учителем. Проверка осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке формирования культуры устной и письменной речи в общеобразовательных учреждениях Республики Беларусь, выставление отметки – на основании норм оценки результатов учебной деятельности младших школьников по русскому языку.

Для проведения работы над ошибками учитель анализирует изложения и классифицирует их с учетом:

а) точности и последовательности передачи содержания текста;

б) ошибок в построении предложений;

в) неправильного употребления слов;

г) наиболее грубых и типичных орфографических и пунктационных ошибок.

12. Работа над ошибками (проводится на следующем уроке).

Работа организуется следующем образом:

учитель зачитывает первоначальный текст изложения;

учитель зачитывает одну или две-три работы с нарушениями последовательности содержания текста; коллективно устанавливается, какие эпизоды упущены, перемещены, неточно изложены; как следовало бы написать и т.д.;

учитель записывает на доске или зачитывает неправильно написанные предложения, ошибки коллективно исправляются;

учитель выписывает на доске или читает неудачно употреблённые в изложении слова, вместе с детьми определяет, почему данное слово следует считать неудачным, какое слово было бы лучше употребить вместо него;

осуществляется орфографический разбор слов с типичными или грубыми ошибками;

организуется индивидуальная работа учащихся над ошибками.

Сочинение как вид орфографического упражнения предусматривает самостоятельное построение текста, выражение собственных мыслей в письменной форме.

Для написания сочинения учащиеся должны владеть следующими обобщенными умениями:

понять и раскрыть тему сочинения;

подчинить свое сочинение определенной мысли;

собрать материал, систематизировать и расположить в нужной последовательности;

определить границы сочинения;

составить план и писать по плану;

создать текст и записать его;

использовать средства языка в соответствии с замыслом и речевыми ситуациями;

совершенствовать написанное, находить и исправлять ошибки и недочеты.

Классификация сочинений по источникам материала:

на основе личного опыта учащихся:

сочинение о пережитом, виденном, слышанном самими учениками;

сочинение на материале экскурсий, наблюдений, походов, игр и другого опыта;

на основе опосредованных источников информации:

сочинения по картинам делятся на три основных вида:

а) повествовательные сочинения по серии картин или по картинному плану;

б) повествовательные сочинения по одной картине, где даётся один момент сюжета;

в) описание картины;

сочинение на основе прочитанного;

сочинение по просмотренному фильму, спектаклю;

сочинение по рассказам учителя и другим источникам опосредованного опыта;

на материале разных источников – книжные сведения и материал собственного опыта, собственных наблюдений;

на основе творческого воображения – по данному началу или концу, импровизация сказок и т.п.(при этом собственный опыт и книжные сведения творчески перерабатываются).

Работа над сочинением делится на 3 этапа:

Накопление материала: наблюдение, экскурсии, походы, прогулки, рассматривание картин, просмотр фильмов, спектаклей. Чтение художественной или иной литературы.

Отбор и систематизация материала в соответствии и темой и замыслом её раскрытия: беседы, обсуждение, выделение существенного, составление плана, отдельные записи, подготовка лексики и т.п.

Словесное, речевое оформление сочинения, т.е. составление самого текста, его запись, совершенствование, исправление ошибок самими учащимися, проверка.

урока написания сочинения

Сообщение темы и задач предстоящего сочинения, обсуждение их с учащимися. На данном этапе необходимо вызвать интерес, восстановить мотивы, желание выразить свои мысли, создать хорошее настроение.

Беседа с целью упорядочения материала, если он накоплен заранее (в ходе наблюдений и др.), или его накопления (рассматривание картины). Необходимо активизировать всех учащихся, восстановить в памяти учащихся накопленный материал или обеспечить его получение.

Составление плана или его уточнение, если план был составлен заранее. В начальных рекомендуется простой план из 3-5 пунктов (без подпунктов). План сочинения должен быть записан на доске.

Речевая подготовка текста: составление отдельных словосочетаний, предложений или отдельных фрагментов текста по вопросам учителя. Лучшие варианты можно записать на доске в качестве опоры.

Устное составление, рассказывание и обсуждение вариантов текста предстоящего сочинения (при необходимости) – коллективное или индивидуальное (1-2 ученика). Учитель может в качестве образца предъявить своё сочинение.

Орфографическая подготовка к написанию трудных слов. Запись на доске и орфографический разбор отдельных слов. Особое внимание уделяется словам на изучаемое правило.

Самостоятельное письмо сочинения – основная часть урока. Самая продолжительная по времени (3 класс – 20-25 минут, 4 класс – 25-30 минут). Учитель наблюдает, оказывает индивидуальную помощь.

Самопроверка. Совершенствование написанного текста, исправление ошибок. Исправления не должны вести к снижению отметки за сочинения, наоборот, удачную замену слова, улучшение построения предложения следует поощрять. Учащиеся проверяют написание слов на изучаемое правило, устно осуществляют проверку всех орфограмм (можно подчеркнуть).

Памятка для редактирования текста сочинения

Ясно ли передал свою мысль?

Нет ли повторов одинаковых слов, оборотов речи?

Все ли слова употреблены удачно?

Правильно ли записаны безударные гласные, все трудные слова, расставлены знаки препинания?

Проверка сочинений учителем. Анализ и классификация сочинений по недочётам (для организации работы над ошибками):

а) несоответствие содержания сочинения его теме;

б) нарушение композиции построения текста, неправильная связь между отдельными частями целого рассказа или отсутствие такой связи;

в) неудачное построение отдельных предложений, неудачная связь между отдельными предложениями или отсутствие такой связи;

г) неправильная связь между отдельными словами в предложении, неудачный или неправильный порядок слов в предложении;

д) лексические (речевые) недочёты: неудачное или неправильное употребление слов и выражений;

е) грубые и типичные орфографические и пунктуационные ошибки.

10. Работа над ошибками (проводится на следующем уроке):

— зачитываются лучшие сочинения;

— коллективный анализ сочинений:

построение целого текста и связи его частей

построения отдельных предложений и способов связи предложений в целое

порядка слов в предложении

связи между словами в предложении

употребление отдельных слов и предложений.

— коллективная работа над ошибками (орфографическими, пунктуационными, речевыми, логическими, содержательными и т.п.);

— индивидуальная работа над ошибками.

Тиринова О.И. Орфографические упражнения//Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа-2009-№3.-С.30-48

Районный учебно-методический кабинет отдела образования Дятловского райисполкома. Баклага Е.Н., методист отдела образования, 21981

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *