Что такое осмысленная жизнь
Как жить осознанно: 5 шагов к осознанной жизни
Осознанная жизнь — умение получать максимальное удовольствие от происходящего здесь и сейчас. Куда же мы тратим свое жизненное время? Мы постоянно куда-то бежим и при этом остаемся на месте. Невероятная усталость в конце дня, дел выполнено немало, а удовлетворения нет. Знакомо ли вам такое ощущение?
В голове бесконечный хоровод мыслей и порой на миг забываешь, куда и зачем шел. Все от того, что живем неосознанно. Большинство людей не наслаждается текущим моментом, а постоянно думает о будущем или прошлом. Как научиться жить осознанно, наслаждаясь каждым мигом своего существования?
Как понять, что вы живете не осознано
Сейчас будем разбираться. Подумайте, довольны ли вы своей жизнью, приносит ли вам удовольствие работа или вы идете туда, как на каторгу? Еще от людей, которые живут неосознанно, можно услышать фразу: «Вот были же раньше времена!». А все от неумения игнорировать негативные мысли.
Еще один яркий пример неосознанной жизни: накопить на покупку чего-либо и вот тогда уже можно радоваться жизни. Постоянно чего-то ждать и жить будущим. Для счастья нужно лето, Новый год, поездка на море или покупка нового автомобиля. Узнали себя?
Как выработать в себе осознанность относительно жизни
Хелена Бонэм Картер вошла в число 50 самых сексуальных звезд всех времен по мнению журнала «Empire». Эта выдающаяся актриса театра и кино считала: «Чтобы понять, как ты живёшь, надо жить. Не думать об этом, а жить с этим» И с ней сложно не согласиться. Осознанная жизнь – это радоваться и наслаждаться. Конечно, бывают в жизни неприятные моменты. Они нужны нам для баланса. Так вот, осознанность поможет не убегать от проблемы, а решить ее.
Есть несколько способов, как жить осознанно:
Мотивация жить осознанно
Мысли об иллюзиях не принесут настоящего удовлетворения. Осознайте, что хотите большего.
Живите так, как вам нравится. Развивайтесь, любите, занимайтесь любимым делом. Начните жить осознанно сейчас, чтобы потом, оглянувшись назад, не думать о неинтересной работе и нереализованном потенциале. Раскройтесь для себя и окружающих по-новому, если вам это необходимо, не думайте о том, что скажут люди.
Причины научиться жить осознанной жизнью
Причин научиться жить осознанно много и каждой нужно уделить особое внимание. Что такое осознанная жизнь? Это спокойствие, размеренное движение к своей цели. К этому стремится каждый человек.
Вы научитесь получать удовольствие от мелочей
Что может быть лучше? То, что ранее вы называли рутиной, будет доставлять положительные эмоции. Например, поход за продуктами. Обыденный ритуал, который не предвещает ничего интересного. Взгляните с другого ракурса.
Идите в магазин привычной дорогой, но поставьте себе цель найти как минимум 3 вещи, которых вы ранее не замечали. Так поход станет еще интереснее. Не думайте, чем заняться после похода в магазин. Вы ничего не упустите из вида, сможете спокойно заняться домашними делами, но позже. Не бегите, а пройдитесь прогулочным шагом. «Вчера не догонишь, а от завтра не уйдешь» — народная мудрость. Действительно, не загоняйте себя, не лишайте маленьких радостей получать удовольствие от обычных ежедневных дел. Живите в настоящем моменте, а не в прошлом или будущем. Не лишайте себя возможности улыбаться, глядя на цветы, или наслаждаться вкусом любимого мороженого.
Вы будете быстрее и лучше справляться с делами
Наши мысли постоянно заняты какими-то переживаниями. Мы думаем о прошлых ошибках, боимся их повторить в будущем — от этого волнуемся о завтрашнем дне. Порой это доходит до абсурда, беспокойство превращается в панику.
Волнения касательно будущего беспочвенны. Никто не знает, что его ждет, какая судьба предназначена. Наше дело — сделать сегодня все для того, чтобы быть счастливыми.
Не думайте об общественном мнении. Эти мысли крадут Вашу энергию, и вы никогда не решитесь на то, чего действительно хотите. Если бы все всегда думали о мнении окружающих, в мире не было бы гениев, прогресс не случился бы.
Попробуйте услышать свои мысли. Сосредоточьтесь на них во время похода на работу, например. Узнайте себя получше, поймите, что именно вас беспокоит. Может быть, это тревога о будущем или, наоборот, переживания прошлых лет. Поймите: все это не относится к состоянию «здесь и сейчас».
Погрузитесь в радость настоящего, дайте себе свободу не думать о проблемах, которые сегодня не имеют никакого смысла.
Вы наладите отношения с окружающими
Вы счастливы и заряжаете позитивом. Конечно, к такому человеку будут тянуться окружающие. Вы уже не переживаете о прошлом, так как оно больше не повторится. Что сделано, то сделано. Вы теперь не волнуетесь о будущем, так как сегодня все отлично, завтра будет аналогичным. Соответственно, вы оглянулись по сторонам. Люди стали вам интересны, общение приносит удовольствие. Искренность чувствуется, поэтому отношения с окружающими налаживаются.
Теперь вы умеете слушать. Это много значит для собеседника. Раньше ваши мысли постоянно были заняты негативом, а теперь вам нравится обмениваться информацией. Вы живете интересной жизнью.
Не удивляйтесь, что живя осознанно, у вас расширится круг знакомых. Наслаждайтесь своим положением в коллективе, открывайте новые возможности.
Вы сможете противостоять депрессии
Депрессия угнетает не только нервную систему, но весь организм в целом. Отсутствует аппетит, интерес к жизни не проявляется, постоянная апатия. Осознанное восприятие жизни помогает противостоять депрессии. Мысли не угнетают вас. Наоборот, вы наблюдаете за ними со стороны и можете понять, почему они возникают. В конце концов, вы сможете вообще блокировать негатив из прошлого или безосновательное беспокойство о будущем.
Не копайтесь в своей голове. Относитесь к мыслям, как к звукам. Бывает же такое, что вы идете по улице, и возникает какой-то звук, а затем его сменяет другой. Так и мысли – одна сменяет другую. Главное — не поддаваться на провокации, не развивать негатив.
Вы обретете себя
После того, как вы начнете жить осознанно, вы обретете себя. Теперь вы не ориентируетесь на мнение окружающих. Вы знаете свои желания, с удовольствием воплощаете их в жизнь. Не удивляйтесь, когда ваше материальное состояние начнет расти. Лучший способ разбогатеть – делать то, что любишь и зарабатывать на этом.
Теперь вы полностью управляете своей жизнью, от этого легко, приятно на душе. Не нужно никому угождать, ломать себя. Апатия ушла, энергия призывает к действиям. Что еще мешает нам на пути к себе, счастливому? Правильно – раздражительность. Так вот, в осознанной жизни ее просто нет, так как раздражители отсутствуют. Вы независимы, активны, жизнерадостны – прекрасная жизненная позиция.
Независимость от чужого мнения сделала вас свободным и раскрепощенным. Выбор есть всегда, и только вы можете его сделать. Не впускайте в ваше пространство посторонних людей, не позволяйте им управлять вами.
Вы укрепите свое здоровье
Поговаривают, что все болезни от нервов, — слышали такое? Переживания занозой лезут в наши головы, не дают покоя. Мы волнуемся, раздражаемся, огорчаемся и не знаем, как этому противостоять. Насколько вы понимаете, противостоять можно и просто необходимо, если мы хотим быть здоровыми. Только в здоровом теле находится здоровый дух.
Ежедневно мы тратим огромное количество времени на негатив. Только представьте, как это влияет на эмоциональное и физическое состояние организма. Понятно, что в осознанной жизни нет места беспочвенным беспокойствам. Медитируйте на пути к осознанности. Начните с малого, дайте себе время для ознакомления с новым образом жизни.
Для начала закройте глаза, сделайте глубокий вдох, проговаривайте заветные слова «здесь и сейчас». Проделайте так несколько раз, войдите в состояние покоя, а затем послушайте свои мысли, со стороны понаблюдайте за ними.
Любое лечение начинается с выявления патологии. Так вот, ваша первоначальная задача – понять, что именно вас беспокоит. После этого практикуйте вышеперечисленные способы для выработки осознанности.
Память, внимательность и творческие способности улучшатся
Это естественно, так как теперь вы живете «здесь и сейчас», посторонние мысли не одолевают. Вы наслаждаетесь текущим моментом, раскрываете свой творческий потенциал.
Когда мозг перегружен посторонними мыслями, человек не способен использовать его максимально эффективно. Многочисленные исследования доказали, что осознанная жизнь оказывает положительное воздействие на работу мозга.
Проведем аналогию с компьютером – неутомимой машиной, казалось бы. Компьютер может зависать в режиме многозадачности, ведь так? Наш мозг тоже не может работать в перегруженном состоянии. Все это влияет на эмоции — негатив обеспечен.
Поэтому живите осознанно, выполняйте задачи поэтапно. Учитесь отдыхать. Не просто сидеть в кресле и пить чай в свой перерыв. Задача в этот момент — не думать ни о чем, кроме вкусного и ароматного чая. Разгрузка нужна не только телу, но и мозгу.
5 шагов к осознанной жизни
Сложно сделать только первый шаг, но он необходим. Помогите себе стать счастливее.
Следуя этим советам, вы, несомненно, станете счастливее.
Заключение
Не огорчайтесь, если поняли, что живете неосознанно. Главное, вовремя осознать необходимость перемен. Двигайтесь вперед, выбирайте правильный вектор, добивайтесь поставленных целей. Помните, что эмоции имеют огромное влияние на наше общее состояние. Позаботьтесь о своем здоровье уже сегодня, с позитивом и оптимизмом смотрите на мир вокруг.
Возьмите на себя ответственность жить осознанно каждый день. Получать удовольствие от жизни несложно. Оглянитесь по сторонам, и, может быть, именно в эту минуту происходит что-то интересное. Живите открыто, любите искренне, радуйтесь каждому дню!
7. Осмысление жизни
Искание смысла жизни есть, таким образом, собственно «осмысление» жизни, раскрытие и внесение в нее смысла, который вне нашей духовной действенности не только не мог бы быть найден, но в эмпирической жизни и не существовал бы.
И наконец, мировая космическая жизнь, которая, если брать ее как замкнутое в себя целое, есть тоже, несмотря на всю свою грандиозность, не что иное, как бессмысленная игра слепых стихий, – поставленная в связь с своим средоточием, с религиозным смыслом бытия, с судьбой в мире Богочеловечества, постигнутая как метафизическое целое, от своего абсолютного начала в сотворении мира до своего чаемого конца в преображении мира, также приобретает хотя бы смутно прозреваемый нами смысл. Ибо в космической жизни, постигаемой в ее неразрывной связи с жизнью вечной, с сверхвременным существом Бога, все есть символ – искаженное, затуманенное, как бы в смутном сне видимое отражение и проявление великих законов духовного бытия. Не только господствующее механическое мировоззрение, по собственной слепоте видящее в мире только набор мертвых рычагов, колес и винтов, но и виталистическое воззрение, постигающее космос как живую стихию, и даже античное пантеистическое постижение мира как живого существа не достигает здесь подлинного прозрения. Лишь христианские мистики и теософы, как Яков Беме и Баадер, имели это глубокое чутье, которое открывает глаза на мир и дает прозревать в нем видимое подобие невидимых сил и в его мнимослепых законах – воплощения разумных закономерностей духовного бытия. Но тогда, глядя на мир как на периферию абсолютного центра, открываешь, что он совсем не бессмыслен, а что на каждом шагу он нам обнаруживает следы своего происхождения из абсолютной Премудрости, и каждое явление природы есть символ, за которым или в котором может быть вскрыт глубочайший смысл. – Так, всюду ориентировка на первичное средоточие бытия, раскрытие завес, заслоняющих от нас его метафизические глубины, озаряет светом то, что раньше было сплошной тьмой, делает вечно значительным то, что, казалось, лишь проносится мимо нас в вихре хаоса. Всюду степень проникновения в смысл бытия зависит от духовной зоркости самого познающего, от степени утвержденности его самого в вечном Смысле жизни. Как говорил старый Гете: lsis zeigt sich ohne Schleier Nur der Mensch – er hat den Star («У Изиды нет покрова, лишь у нас – бельмо в глазу»).
Рядом с этим теоретическим осмыслением жизни идет другая сторона нашего духовного перевоспитания и углубления, которую можно назвать практическим осмыслением жизни, действенным утверждением в ней смысла и уничтожением ее бессмыслия.
Мы знаем и предвидим, что все развитые выше соображения для современного сознания, всецело ориентированного на мир и действенную работу в нем, покажутся чересчур «отрешенными от жизни», «безжизненными». Судьба мира и все человеческие дела все-таки остаются развенчанными, энтузиазм великих дел погашен, и жизненная мудрость приводит здесь к освобождению человека от исполнения его жизненного долга, к мироотрицающему «квиетизму» – так, вероятно, скажут противники намеченного здесь жизнепонимания. Что попытка осмыслить мир и жизнь осуществима лишь через отрешение от мира в смысле превозмогания его притязания иметь самодовлеющее и абсолютное значение, через утверждение себя в сверхмирной, вечной и истинно всеобъемлющей основе бытия – это есть просто самоочевидная истина, имеющая в области духовного знания значение элементарной аксиомы, без знания которой человек просто безграмотен. И если эта простая и элементарная истина противоречит «современному сознанию» или нашим предубеждениям, основанным на страстях, хотя бы самых благородных, то – тем хуже для них! Но если это жизнепонимание упрекнут в квиетизме, в проповеди «неделания» и пассивности, если под «отрешенностью» будут понимать замкнутость человека внутри себя, уход от жизни и отрыв от нее – то это будет чистым недоразумение, основанным на непонимании подлинного существа дела.
Мы видели только что, что духовная ориентировка на первооснове бытия и утверждение себя в ней не «обессмысливает» для нас жизни, а, наоборот, впервые открывает нам ту широту кругозора, при которой мы можем ее осмыслить. Самоуглубление здесь, в области знания, есть не замыкание духа, а напротив, его расширение, освобождение его от всяческой узости, обусловливающей его слепоту. Но то же соотношение господствует и в области практической, в сфере действенной жизни. Мы уже видели, что искание смысла жизни есть, собственно, борьба за него, творческое его утверждение через свободное внутреннее делание.
Здесь нам остается отметить еще одну сторону дела. Мы уже говорили о том, что «Бог есть любовь». Религиозное осмысление жизни, раскрытие своей утвержденности в Боге и связанности с Ним есть по самому своему существу раскрытие человеческой души, преодоление ее безнадежной в-себе-замкнутости в эмпирической жизни. Истинная жизнь есть жизнь в всеобъемлющем всеединстве, неустанное служение абсолютному целому, мы впервые подлинно обретаем себя и свою жизнь, когда жертвуем собой и своей эмпирической отьединенностью и замкнутостью и укрепляем все свое существо в ином – в Боге как первоисточнике всяческой жизни. Но тем самым мы глубочайшим, онтологическим образом связываем себя со всем живущим на земле и прежде всего – с нашими ближними и их судьбой. Известный образ Аввы Дорофея говорит, что люди как точки радиуса в круге чем ближе к центру круга, тем ближе и друг к другу. Заповедь: «люби ближнего, как самого себя» не есть дополнительная заповедь, извне, неведомо почему присоединенная к заповеди о безмерной, всеми силами души и всеми помышлениями, любви к Богу. Она вытекает из последней как ее необходимое и естественное следствие. Дети единого Отца, если они действительно сознают себя таковыми и в Отце видят единственную опору и основу своей жизни, не могут не быть братьями, не любить друг друга. Ветвь лозы, если не сознает, что она живет только соками, пробегающими по всей лозе и идущими от ее общего корня, не может не ощутить исконного единства своей жизни со всеми остальными ветвями. Любовь есть основа всей человеческой жизни, само ее существо; и если человек в миру представляется себе оторванным и замкнутым в себе куском бытия, который должен утверждать себя за счет чужих жизней, то человек, нашедший свое подлинное существо в мирообьемлющем единстве, сознает, что вне любви нет жизни и что он сам тем более утверждает себя в своем подлинном существе, чем более он превозмогает свою призрачную замкнутость и укрепляется в ином. Человеческая личность как бы снаружи замкнута и отделена от других существ; извнутри же, в своих глубинах, она сообщается со всеми ими, слита с ними в первичном единстве. Поэтому, чем глубже человек уходит во внутрь, тем более он расширяется и, обретает естественную и необходимую связь со всеми остальными людьми, со всей мировой жизнью в целом. Поэтому также обычное противопоставление самоуглубления – общению поверхностно и основано на совершенном непонимании структуры духовного мира, подлинной, невидимой чувственному взору структуры бытия. Обыкновенно возражают, что люди тогда «общаются» между собой, когда они вечно бегают, со многими встречаются, читают газеты и пишут в них, ходят на митинги и выступают на них, и что, когда человек погружается «в самого себя», он уходит от людей и теряет связь с ними. Это есть нелепая иллюзия. Никогда человек не бывает столь замкнутым, одиноким, покинутым людьми и сам забывшим их, как когда он весь разменивается на внешнее общение, на деловые сношения, на жизнь на виду, «в обществе»; и никто не достигает такого любовного внимания, такого чуткого понимания чужой жизни, такой широты мирообьемлющей любви, как отшельник, молитвенно проникший, через последнее самоуглубление, к первоисточнику мирообъемлющей вселенской жизни и всечеловеческой Любви и живущий в нем как единственной стихии своего собственного существа. Нерелигиозный человек может хоть до некоторой степени приблизиться к пониманию этого соотношения, если приглядится к постоянному соотношению между глубиной и широтой во всей сфере духовной культуры вообще: гений, личность, углубленная в себя и идущая своим путем, предуказанным собственными духовными глубинами, оказывается нужным и полезным всем, понятным еще позднейшим поколениям и отдаленным народам, потому что из своих глубин он извлекает общее для всех; а человек, живущий в суете непрерывного внешнего общения с множеством людей, готовый во всем им подражать, быть «как все» и жить вместе со всеми, знающий только наружную поверхность человеческой жизни, оказывается никчемным существом, никому не нужным и вечно одиноким.
Из этого основного соотношения духовного бытия, по которому наибольшая общность и солидарность находится в глубине, вытекает, что и подлинное, творческое и плодотворное дело совершается тоже только в глубине и что именно это глубокое, внутреннее делание есть общая работа, совершаемая каждым не для себя одного, а для всех. Мы видели, в чем заключается это настоящее, основное дело человека. Оно состоит в действенном утверждении себя в Первоисточнике жизни, в творческом усилии влить себя в него и Его в себя, укрепиться в нем и тем действенно осуществить смысл жизни, приблизить его к жизни и им разогнать тьму бессмыслия. Оно состоит в молитвенном подвиге обращенности нашей души к Богу, в аскетическом подвиге борьбы с мутью и слепотой наших чувственных страстей, нашей гордыни, нашего эгоизма, в уничтожении своего, эмпирического существа для воскресения в Боге. Обычно люди думают, что человек, творящий или пытающийся творить это дело, либо вообще «ничего не делает», либо, во всяком случае, эгоистически занят только своей собственной судьбой, своим личным спасением и равнодушен к людям и их нуждам. И ему противостовляют «общественного деятеля», занятого устройством судьбы множества людей, или воина, самоотверженно гибнущего за благо родины, как людей, которые действуют, и притом действуют для общей пользы, для блага других. Но все это рассуждение в корне ложно, обусловлено совершенной слепотой, прикованностью сознания к обманчивой, поверхностной видимости вещей.
И далее: хотя каждый человек, как в физическом, так и в духовном смысле, чтобы жить, должен сам дышать и питаться и не может жить только за счет чужого труда, но из этого не следует, как обычно думают, что невидимое, молчаливое делание есть работа для себя одного, что в нем все люди разобщены друг от друга и заняты каждый только своим эгоистическим делом. Напротив, мы уже видели, что люди разобщены между собою на поверхности и связаны в своей глубине и что поэтому всякое углубление есть тем самым расширение, преодоление перегородок, отделяющих людей друг от друга. Наше отравленное материализмом время совершенно утратило понятие о вселенской, космической или, так сказать, магической силе молитв и духовного подвига. Нам нужны смутные и рискованные чудеса оккультных явлений и спиритических сеансов, чтобы поверить, как в «редкое исключение», что дух действует на расстоянии, что сердца человеческие связаны между собою еще иным способом, чем через действие звуков глотки одного человека на барабанную перепонку другого. В действительности – опыт молитв и духовного подвига не только тысячекратно подтверждает это на частных примерах, но и раскрывает сразу как общее соотношение – духовная сила всегда сверхиндивидуальна, и ею всегда устанавливается невидимая связь между людьми. Одинокий отшельник в своей келье, в затворе, невидимый и неслышимый никем, творит дело, сразу действующее на жизнь в целом и затрагивающее всех людей; он делает дело не только более производительное, но и более общее, более захватывающее людей и влияющее на них, чем самый умелый митинговый оратор или газетный писатель. Конечно, каждый из нас, слабых и неумелых рядовых работников в области духовного бытия, не может рассчитывать на такое действие своего внутреннего делания; но, если мы свободны от самомнения, можем ли мы рассчитывать на большие результаты и в области внешнего нашего вмешательства в жизни? Принципиальное же соотношение остается здесь тем же самым; невозможное для людей возможно для Бога, и никто наперед не знает, в какой мере он способен помочь и другим людям своей молитвой, своим исканием правды, своей внутренней борьбой с самим собой. Во всяком случае, это основное человеческое дело действенного осмысления жизни, взращивания в себе сил добра и правды есть не только одиночное дело каждого в отдельности; по самому своему существу, по природе той области бытия, в которой оно совершается, оно есть общее, соборное дело, в котором все люди связаны между собой в Боге, и все – за каждого, и каждый – за всех.
Таково то великое, единственное дело, с помощью которого мы действенно осуществляем смысл жизни и в силу которого в мире действительно совершается нечто существенное – именно возрождение самой внутренней его ткани, рассеяние сил зла и наполнение мира силами добра. Это дело – подлинно метафизическое дело – возможно вообще только потому, что оно совсем не есть простое человеческое дело. Человеку здесь принадлежит только работа по уготовлению почвы, произрастание же совершается самим Богом. Это есть метафизический, Богочеловеческий процесс, в котором только соучаствует человек, и именно потому в нем может осуществиться утверждение человеческой жизни на ее подлинном смысле.
Отсюда становится понятной нелепость иллюзии, в которой мы пребываем, когда мы мним, что в нашей внешней деятельности, в работе, протекающей во времени и соучаствующей во временном изменении мира, мы можем осуществить нечто абсолютное, достигнуть осуществления смысла жизни. Смысл жизни – в ее утвержденности в вечном, он осуществляется, когда в нас и вокруг нас проступает вечное начало, он требует погружения жизни в это вечное начало. Лишь поскольку наша жизнь и наш труд, соприкасаеся с вечным, живет в нем, проникается им, мы можем рассчитывать вообще на достижение смысла жизни. Во времени же все раздроблено и текуче; все, что рождается во времени, по слову поэта, заслуживает и погибнуть во времени. Поскольку мы живем только во времени, мы живем и только для времени, мы им поглощены, и оно безвозвратно уносит нас вместе со всем нашим делом. Мы живем в части, разъединенной с целым, в отрывке, который не может не быть бессмысленным. Пусть мы, как соучастники мира, обречены на эту жизнь во времени, пусть даже – как это ниже уяснится – мы даже обязаны в ней соучаствовать, но в этой нашей работе мы достигаем и при наибольшей удаче только отностительных ценностей и ею никак не можем «осмыслить» нашу жизнь. Все величайшие политические, социальные и даже культурные перемены, в качестве только событий исторической жизни, в составе одного лишь временного мира, не совершают той метафизической подземной работы, которая нам нужна: не приближают нас к смыслу жизни – все равно, как все наши дела, даже важнейшие и нужнейшие, совершаемые нами внутри вагона поезда, в котором мы едем, ни на шаг не подвигают нас к цели, к которой мы движемся. Чтобы существенно изменить нашу жизнь и исправить ее, мы должны усовершенствовать ее сразу как целое; а во времени она дана лишь по частям, и живя во времени, мы живем лишь в малом, преходящем ее отрывке. Работа же над жизнью как целым есть работа именно духовная, деятельность соприкосновения с вечным как сразу целиком данным. Только эта подземная, невидимая миру работа приводит нас в соприкосновение с теми недрами, в которых покоится чистое золото, подлинно нужное для жизни. Единственное дело, осмысляющее жизнь и потому имеющее для человека абсолютный смысл, есть, следовательно, не что иное, как действенное соучастие в Богочеловеческой жизни. И мы понимаем слова Спасителя, на вопрос «что нам делать?» ответившего: «вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» ( Иоан. VI, 29 ).