Что такое осмысленное чтение
Учимся осмысленному чтению. Какие стратегии чтения являются эффективными?
Ситуация чтения: что происходит и зачем об этом задумываться
Сегодня повсеместно обсуждаются исследования PIRLS и PISA. Первое оценивает читательскую грамотность младшеклассников, их умения понимать и использовать письменную речь. Здесь мы занимаем лидирующие позиции. Второе исследование проверяет, насколько хорошо уже взрослые ребята умеют применять знания – в том числе размышлять над текстами и использовать их для достижения целей. Тут показатели регулярно падают: уже 31-е место по читательской грамотности в 2018 году (против 26 в 2015).
Специалисты разделяют современную грамотность на читательскую и функциональную. При этом функциональная грамотность тоже имеет отношение к чтению: в нее входят умения найти информацию в книге или статье, осмыслить полученные данные. Это называется «Функциональное чтение».
Сама ситуация чтения требует ответа на три главных вопроса:
Разумеется, в обыденной жизни мы редко выбираем стратегию чтения – точнее, определяем ее неосознанно, «на автомате». Но для того, чтобы обучить детей осмысленному подходу к текстам, лучше лишний раз продумать стратегии, то есть приемы для полного освоения материала.
Виды чтения можно представить в форме следующей таблицы.
Вид | Цель | Задания |
Просмотровое | Получение общего представления об информации, содержащейся в тексте. | Просмотрите текст и определите… Просмотрите текст и объясните… |
Ознакомительное = беглое | Извлечение основной информации. Выделяется тема, основная мысль, опускаются детали. | Прочитайте и определите главную мысль… Какая проблема поднимается в тексте? |
Изучающее | Полное точное понимание содержания. | Вдумчиво прочитайте текст и разделите на абзацы. Ответьте на вопросы. |
Поисковое | Нахождение значимых элементов информации. | Найдите в тексте… |
Рассмотрим подробнее ключевые понятия в современных методиках обучения чтению, их сходства и различия.
Технологии продуктивного и смыслового чтения, ТРКМЧП
Технология продуктивного чтения – природосообразный способ обучить детей воспринимать и понимать текст, формировать собственный взгляд на автора и содержание. Технология опирается на законы читательской деятельности и конкретные приемы. Она применяется на начальном этапе воспитания читателей, то есть в младших классах.
Смысловое чтение – то, чему мы обучаем детей постарше, в основной школе. Как понятно из названия, речь идет о работе над смыслом текста. Сюда входит принятие коммуникативной задачи, выделение основной и второстепенной информации, формулирование проблемы и главной идеи.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) – еще одно важное направление. Оно ведет к тому, чтобы школьники научились действовать по принципу: вызов (побуждение) → осмысление (получение новой информации) → рефлексия (рождение нового знания).
Смысловое чтение как совокупность универсальных учебных действий
Что такое читательская грамотность
Для начала охарактеризуем общую читательскую грамотность. Она включает в себя:
Смысловое чтение способствует развитию и применению в учебном процессе этих навыков. Ребенок, который освоил смысловое чтение, становится более активным на всех уроках в начальной школе, а также получает базу для успешного изучения литературы на следующих этапах обучения.
Универсальные действия, которые формируются при освоении смыслового чтения
Константин Ушинский, основоположник научной педагогики в России в XIX веке, выделил два направления участия ребенка в процессе обучения: активное и пассивное. Задача современных педагогов их объединить. Важно, чтобы ребенок был увлечен, буквально заворожен процессом чтения, но при этом умел найти в изученном тексте любую информацию, необходимую для учебного процесса. В этом и есть основная нагрузка термина «смысловое»: восприятие, понимание и последующая интерпретация текста – фактически противоположность механическом чтению. Именно такое чтение обеспечивает решение учебно-познавательных задач.
5 групп универсальных учебных действий с текстом при освоении смыслового чтения:
Восприятие (получение и удерживание установки на прочтение или слушание; проявление эмоциональной реакции, адекватной содержанию).
Поиск информации для решения учебных задач (работа с характеристикой текста, темой и вопросами по содержанию; формулирование вопросов по содержанию самим учеником; сравнение разных текстов).
Интерпретация (представление содержания по заголовку, теме и иллюстрациям; определение последовательности событий; анализ и формулировка главной мысли; характеристика объекта на основе текста; выражение учеником личного отношения и обоснование своего мнения).
Восстановление (анализ нарушенного изложения, восстановление логики и исправление).
Воспроизведение (выявление главной смысловой части и микротем частей материала; составление плана текста; определение ключевых слов для каждой части; пересказ).
Что способствует развитию мотивированного чтения
Мотивация помогает сформировать у ребенка осознанность. Развитию мотивированного чтения способствуют:
В помощь учителю издательство выпустило серию тетрадей для 1–4 классов с заданиями, позволяющими контролировать сформированность навыков смыслового чтения. Вопросы, дифференцированные по уровням сложности, предполагают понимание текстов разного содержания, стиля и вида. Они могут использоваться не только для оценки знаний, но и в процессе обучения.
Примеры заданий на проверку эффективности смыслового чтения
Смысловое чтение – это изучение не только художественных и фольклорных текстов, но также научных материалов и даже математических задач. Примеры заданий из рабочих тетрадей издательства «ВЕНТАНА-ГРАФ» по литературному чтению:
Переделай текст, чтобы рассказ был от первого лица (будто ты воробей). Воробей прыгает по лужице. Хвостик распушил, перышки взъерошил. Погода хорошая. Вот он и чирикает: Чик-чирик!
Придумай два разных математических текста с разными вопросами по предложенной информации. Тема: определение стоимости. Объекты: игры, игрушки. Числовые данные: 1300 руб.
Индивидуальный подход к детям с разными типами темперамента
Необходимо учитывать индивидуальные особенности развития учеников. Дети с холерическим типом темперамента читают текст быстрее, чем ученики с флегматическим темпераментом. При этом второй тип понимает текст тоньше и глубже.
– Дайте им возможность потратить больше времени на выполнение задания. И тогда, окончив школу, свои золотые медали дети понесут даже не родителям, а вам, понимая, что ваша поддержка на начальном этапе дала роскошный старт для продолжения обучения.
Не стоит забывать и про выразительность чтения, что также предусматривает большую кропотливую работу. Каждому человеку следует уметь выражать свои мысли не только логично, но и красиво. Литературное чтение должно работать на такую ценность как общение людей.
Что такое осмысленное чтение
Чтение — вот лучшее учение.
Следовать за мыслями великого человека —
есть наука самая занимательная»
Отмечая сложность процесса чтения, большинство исследователей выделяют две его стороны: техническую и смысловую. Техническая сторона предполагает оптическое восприятие, воспроизведение звуковой оболочки слова, речевые движения, то есть декодирование текстов и перевод их в устно-речевую форму (Т. Г. Егоров, А. Н. Корнев, А. Р. Лурия, М. И. Оморокова, Л. С. Цветкова, Д. Б. Эльконин). Смысловая сторона включает в себя понимание значения и смысла отдельных слов и целого высказывания (Т. Г Егоров, А. Н. Корнев, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, Д. Б. Эльконин) или перевод авторского кода на свой смысловой код (М. И. Оморокова).
У начинающего чтеца понимание возникает в результате анализа и синтеза слогов в слова, а у опытного – смысловая сторона опережает техническую, о чем свидетельствует появление смысловых догадок в процессе чтения (А. Р. Лурия, М. Н. Русецкая).
Осмысленное чтение связано с пониманием
Уровни понимания текста
Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.
Существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения такие как: проблемно-поисковый способ, дискуссия, обсуждение, моделирование, рисунок.
Смысловое чтение отличается от любого другого чтения (например, «ознакомительное» или «поиск информации») тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента, т. е. осуществляется процесс интерпретации, наделения смыслом.
Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению. Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с:
· осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
· определением основной и второстепенной информации;
· формулированием проблемы и главной идеи текста.
Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.
Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:
· в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
· в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.
В научной литературе «стратегии смыслового чтения» понимаются как различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
Сущность стратегий смыслового чтения состоит в том, что стратегия имеет отношение к выбору, функционирует автоматически на бессознательном уровне и формируется в ходе развития познавательной деятельности. Обучение стратегии чтения включает в себя приобретение навыков:
· различения типов содержания сообщений – факты, мнения, суждения, оценки;
· распознавания иерархии смыслов в рамках текста – основная идея, тема и ее составляющие;
· собственное понимание – процесс рефлексивного восприятия культурного смысла информации.
По мнению Н.Н. Сметанниковой, стратегия — это план-программа совместной деятельности, в которой очень много учащийся работает самостоятельно под руководством учителя.
К стратегиям смыслового чтения относятся технологии, направленные на развитие критического мышления учеников. Критическое мышление означает процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что – отвергнуть. При этом возникают ситуации, когда приходится корректировать собственные убеждения или даже отказываться от них, если они противоречат новым знаниям.
Методологические основы критического мышления включают три стадии, которые должны присутствовать на уроке в процессе познания: вызов (побуждение), осмысление (реализация), рефлексия (размышление). Последовательная реализация базовой трехфазовой модели на уроках способствует повышению эффективности педагогического процесса.
Технологии развития критического мышления, как и стратегии развития смыслового чтения направлены на формирование вдумчивого читателя, который анализирует, сравнивает, сопоставляет и оценивает знакомую и новую информацию.
Следует отметить, что работая над формированием функционально грамотного читателя, следует учитывать современные условия, в которых живут наши ученики. Речь идет о технологизации всех сфер жизнедеятельности. Международные исследования показывают тесную связь между качеством чтения в электронной среде и качеством чтения текста, представленного на бумажном носителе. То есть если учащиеся показывают высокий или низкий уровень грамотности, читая на бумажном носителе, то они показывают аналогичные результаты, читая в электронной среде.
Тем не менее, обучение экранному чтению требует как теоретического переосмысления понятия чтения, так и создания новых методик обучения (новых технологий).
1. При экранном чтении увеличивается значимость просмотрового, поискового видов чтения, а также роль отбора информации при повторном чтении.
2. Сама структура электронного текста может быть представлена в виде гипертекста. В гипертексте направление чтения не обязательно линейно, как в тексте печатном. Экранное чтение производит переворот в широкой сфере коммуникации, ставя образ в один ряд с письмом, а экран со страницей письменного текста.
Отсюда делаем вывод: школе необходимо научить детей работать не только с печатными, но и с электронными и аудио изданиями. Все это связано с таким понятием как функциональная грамотность – способность человека использовать умения чтения и письма в условиях получения информации из текста и в целях передачи такой информации. Это отличается от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия. В этом плане интересны слова Алвина Тофлера: «В 21 веке безграмотным будет считаться не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться и переучиваться, используя умения читать и писать».
Чтение является важнейшим средством социализации учеников. В настоящее время мы наблюдаем засилие поп-культуры через все каналы и средства массовой информации. Окружающая среда не всегда формирует у ребенка потребность думать, переживать. Практически исчезли радио- и телепостановки, нет такой культурной среды, в которой ребенок имел бы возможность погрузиться в мир качественной литературы. Решающее влияние на качество чтения, по выводам экспертов, оказывает досуговое чтение. Учащиеся, которые читают каждый день для удовольствия, показывают значительно более высокие результаты по грамотности чтения, чем их нечитающие сверстники.
Сегодня, когда одним из главных критериев успеха становится доступ к информации, умение эффективно ее переработать, мы, педагоги, особо нуждаемся в развитии тех качеств, которые еще вчера казались естественными и не требующими специального внимания. Именно сейчас умение быстро обучаться и переобучаться в любом возрасте, развитие своих потенциальных и расширение имеющихся способностей, а также формирование навыков стратегиального чтения могут стать залогом успеха каждого учителя.
Место смыслового чтения в ФГОС
Чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС.
Ведущей целью общего образования является развитие мотивационных, операциональных и когнитивных ресурсов личности учащегося в условиях системно-деятельностного подхода к организации обучения.
· мотивационные ресурсы – это ценностные ориентации, образовательные потребности и интересы, которые определяют мотивы деятельности;
· операциональные ресурсы включают в себя освоенные универсальные и специальные способы деятельности;
· когнитивные ресурсы – это, прежде всего, знания, составляющие основу научного представления о мире, предметные умения и навыки.
Развитию мотивационных, операциональных и когнитивных ресурсов личности соответствуют личностные, метапредметные и предметные результаты образования.
На схеме представлены группы метапредметных результатов, относящихся к смысловому чтению.
Системно-деятельностный подход определяет форму организации обучения: учебная деятельность.
Ключевыми понятиями учебной деятельности являются «мотивация» и «действие».
Первым этапом в организации учебной деятельности является создание условий для мотивации учащихся к деятельности.
Мотивы выражаются через познавательный интерес учащихся. Мотив подразумевает особую избирательную направленность личности на учебную деятельность. Критериями познавательного интереса являются: активное включение в учебную деятельность, сосредоточенность на этой деятельности, появление у учащихся вопросов, которые они задают друг другу и учителю или на основании которых формулируют информационный запрос.
Под учебными действиями понимают конкретные способы преобразования учебного материала в процессе выполнения учебных заданий.
Учебное действие является целостным элементом деятельности, преобразующим не только форму информации, но и переводящим ее во внутренний план, вызывающий изменение самого учащегося, его понимания процессов и явлений, смысла изучаемого материала.
Действие выполняется на основе операций, соотносимых с конкретными условиями и средствами. Действие – совокупность операций, подчиненных цели.
Задача учителя состоит в том, чтобы выделить соответствующие учебные действия и создать условия для их освоения учащимися и определить средства деятельности.
В примерных программах предметные цели и планируемые результаты обучения конкретизированы до уровня учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся в учебной деятельности по освоению предметного содержания.
Выделяют универсальные (УУД) и предметные учебные действия.
Инструментальной основой учебной деятельности являются универсальные учебные действия, носящие надпредметный характер.
К ним относятся действия целеполагания, поиска и выделения необходимой информации, моделирования, исследования, проектирования, взаимодействия, самоконтроля и другие.
Универсальные учебные действия – совокупность способов действий учащегося и связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Универсальные учебные действия выявляют внутренние существенные связи объектов и явлений, дают истину во всей конкретности и объективности, составляют основу научного мировоззрения и практической деятельности, обладают свойством широкого переноса.
Универсальные учебные действия выступают в качестве основы достижения образовательных результатов, поскольку способствуют развитию теоретического мышления: обобщение, анализ, синтез, оценка, рефлексия и другие.
Предметные действия – это особый вид практической деятельности, существующий внутри науки и обслуживающий ее.
Предметные действия – непосредственно связаны с целью учебной деятельности, имеют определенное предметное содержание. В предметных действиях проявляется отношение к действительности.
Содержание образования рассматривается как единство знаний, деятельности и развития учащихся.
Фундаментальное ядро содержания общего образования представляет собой:
· система научных знаний, пронизаннных мировоззренческими идеями. Основными элементами научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера, предназначенными для обязательного изучения являются: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы.
· универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс.
Конкретизация, дифференциация и индивидуализация инвариантного содержания образования обеспечивается в оболочке, являющейся вариативной частью, представленной дополнительным, вспомогательным, альтернативным учебным материалом и специальными предметными действиями.
Смысл – с-мысль, т.е. с мыслью. Говоря упрощенно, означает какая мысль заложена внутри слова, текста, жеста, картины, здания и т.п.
Мысль, в свою очередь всегда привязана к действию.
Любая мысль означает определенные действия, ведущие к конечной цели, состоянию, образу. Это не поток информации, а именно намек на действия и результат.
Смыслом применительно к тексту и, в частности, к минимальной единице этого текста понимается целостное содержание какого-либо высказывания, не сводимое к значениям составляющих его частей и элементов, но само определяющее эти значения.
Смысл актуализирует в системе значений слова ту его сторону, которая определяется данной ситуацией, данным контекстом.
Необходимо понимать разницу между понятиями «смысл» и «значение». Л.С. Выготский («Мышление и речь», 1934) отмечал что «если «значение» слова является объективным отражением системы связей и отношений, то «смысл»– это привнесение субъективных аспектов значения соответственно данному моменту и ситуации».
Этапы в восприятии текста, декодирование информации, содержащейся в тексте.
Первый этап – собственно восприятие информации, содержащейся в тексте (непосредственное восприятие значений, прием сообщения).
Второй этап – понимание (осмысление сообщения через анализ внешней формы). Понять текст означает:
· выбрать в словах контекстуально актуализированные значения
· выявить поверхностный смысл на базе этих значений.
Третий этап – интерпретация. Чтобы разобраться в тексте, требуется активный анализ, сличение элементов текста друг с другом. Мало понять непосредственное значение сообщения в тексте, необходим процесс перехода от текста к выделению того, в чем состоит внутренний смысл – интерпретации. Осознание внутреннего смысла происходит с учетом контекста и мотивации читателя.
Степень и глубина восприятия внутреннего смысла зависит от многих причин, связанных с личностью читателя:
· умение эмоционально переживать,
«Содержание текста всегда имеет множество степеней свободы: разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных особенностей и жизненного опыта» (Л. Выготский).
Способность оценивать внутренний подтекст, которая может совершенно не коррелировать со способностью к логическому мышлению.
«Эти обе системы – система логических операций при познавательной деятельности и система оценки эмоционального значения или глубокого смысла текста, – пишет А.Р. Лурия, – являются совсем различными психологическими системами».
· выбор в словах контекстуально актуализированных значений;
· выявление поверхностного смысла на базе этих значений;
· интерпретация – постижение внутреннего смысла с учетом контекстуальной мотивации.
Методика работы с текстом
Работа с первичным восприятием (формирование смысловых установок).
Формирование эмоциональной оценки текста с помощью вопросов: Что понравилось? (Не понравилось?) Почему? О чем текст? (первичная работа с названием)
2 этап. Структурно-функциональный анализ
Работа с частями текста. Применение схем, таблиц, других приемов визуализации.
В художественных текстах также идет анализ сюжета, композиции, охарактеризовываются герои (их внешность, речевая характеристика, мироощущение, поступки, мотивация поступков), анализируется система образов, простраивается хронотоп. Работа над смыслом эпизода или ключевой сцены.
3 этап. Реконструкция смысловых структур
Вычленение эпизодов, построение альтернативных моделей.
В художественных текстах: прерывание действия на кульминации и выдвижение гипотез относительно сюжета, судьбы героев, смысла произведения в целом. Работа над художественной деталью. Анализ языка произведения (средства выразительности). Как те или иные языковые средства работают на смысл произведения, идею?
4 этап. Смысловая компрессия
Понимание текста – процесс перевода текста на другой язык (прием смысловой компрессии), в результате которого образуется минитекст, воплощающий в себе основное содержание исходного текста – реферат, аннотация, резюме, сочинение-закладка.
Построение образа, предмета или ситуации, наделенного определенным смыслом. Т1 → Т2 (перекодировка), где Т – текст
Построение сообщений, несущих альтернативные смыслы. Соотнесение нескольких текстов, сочинение по проблемам, отраженных в авторских текстах.