Что такое основная мысль 6 класс русский язык
Урок для 6 класса по теме: «Тема и основная мысль текста».
План-конспект урока по русскому языку в 6 классе
Тема урока : «Тема и основная мысль текста».
Цель : Сформировать знания о теме и основной мысли текста.
Тип урока: комбинированный.
закрепить понятия «тема» и «основная мысль текста»;
формировать умение определять тему текста и подбирать к нему
формировать навык нахождения основной мысли текста и способы
учить составлять текст, исходя из темы, опираясь на основную
развивать наблюдательность, внимательность и культуру речи;
развивать монологическую речь;
развивать мыслительную деятельность, то есть умение
анализировать, синтезировать, обобщать;
создание на уроке психолого-педагогических условий для
личностного роста учеников;
воспитание культуры устного ответа, нравственных и
эстетических качеств учащихся.
Оборудование : учебник по русскому языку для 6 класса (Баранов и др.);
Запишем число, «классная работу» и тему в тетрадях.
Проверка домашнего задания
*Собрать тетради с домашней работой.
Актуализация опорных знаний
— Давайте вспомним, что такое тема текста.
— А что такое основная мысль?
Работа с терминами.
Тема текста – это то, о чём говорится в тексте, что описывается, о чём развёртывается рассуждение, это смысловое ядро текста. Например, темой текста могут быть «Событие, которое волнует всех», «Телевидение» и т.д. В формулировке темы содержание текста отражается в самом общем виде. Тема не указывает на позицию автора или основную мысль текста. Чтобы определить тему текста, надо в самом сжатом виде ответить на вопрос: «О чём этот текст? Про что в нём говорится?» Текст может включать несколько микротем, т.е. составных частей общей темы.
Основная мысль – это определённая идея, замысел речевого произведения, то, ради чего оно создаётся. Основная мысль передаёт авторскую позицию, оценку изображаемого. Например, основная мысль текста может быть такой: «Литературный язык нуждается в защите и охране», «Настоящая демократия невозможна без личной ответственности каждого» и др.
А теперь вы будете выполнять задания на определение темы и основной мысли текста (раздать карточки).
Для упрощения задачи я написала вам несколько вариантов ответа. Правильный только один.
2. Что касается красоты, то она различна для каждого возраста. Красота
юности заключается в обладании телом, способным переносить труды, будут ли они заключаться в беге или в силе, и в обладании наружностью, своим видом доставляющей наслаждение…
Красота зрелого возраста заключается в обладании телом, способным
переносить военные труды, и наружностью приятной и, вместе с тем,
Красота старца заключается в обладании силами, достаточными для выполнения необходимых работ, и в беспечальном существовании благодаря отсутствию всего того, что позорит старость.
Темой текста является:
2) красота и безобразие;
4) красота всех возрастов.
Какова основная мысль текста?
1) Красивыми бывают лишь юные.
2) Всё в жизни относительно.
3) У каждого возраста своя красота.
4) Красота тела с возрастом уходит.
3. Когда пустой и слабый человек слышит лестный отзыв насчет своих сомнительных достоинств, он упивается своим тщеславием, зазнается и совсем теряет свою крошечную способность относиться критически к своим поступкам и к своей особе. Напротив того,
человек с сильным умом и твердою волею, получая себе заслуженную дань уважения, испытывает глубокую и вместе спокойную радость, которая удваивает его бдительность над собою, его внимательность к чистоте своей личности и его непоколебимую решительность идти вперед по тому же неизменному пути правильного расчета.
Темой текста является:
2) реакция на лесть;
4) путь правильного расчёта.
Какова основная мысль текста?
1) Все люди тщеславны.
2) Надо быть сильным человеком.
3) Уважении надо заслужить.
4) Только пустой и слабый человек зазнается после лестного отзыва.
4. Молодость есть прелестная эпоха бытия нашего! Сердце, в полноте жизни, творит для себя будущее, какое ему мило; все кажется возможным, все близким. Любовь и слава, два идола чувствительных душ, стоят за флером перед нами и подымают руку, чтобы осыпать нас дарами своими. Сердце бьется в восхитительном ожидании, теряется в желаниях, в выборе счастья и наслаждается возможным еще более, нежели действительным.
Темой текста является:
3) ожидание счастья;
Какова основная мысль текста?
1) Молодость – прекрасная пора.
2) Любовь и слава – идолы чувственных душ.
3) Любовь возможна лишь в молодые годы.
4) В молодости возможное лучше, чем действительное.
5. Есть по обращению два сорта людей. Одни — с тобою очевидно такие же, какие они со всеми. Приятны они или нет, это дело вкуса, но они не опасны; другие боятся тебя оскорбить, огорчить, обеспокоить, или даже обласкать. Они говорят без увлечения, очень внимательны к тебе, часто льстят. Эти люди большей частью приятны. Бойся их. С этими людьми происходят самые необыкновенные превращения и большей частью превращения в противоположности — из учтивого делается грубый, из льстивого — оскорбительный, из доброго — злой.
Темой текста является:
2) типы людей «по обращению»;
4) превращения в противоположное.
Какова основная мысль текста?
1) Люди могут превращаться из учтивых в грубых.
2) Люди часто льстят.
3) Следует опасаться льстецов.
4) Следует опасаться приятных людей.
Наше занятие подходит к концу. Сегодня мы с вами научились определять тему и основную мысль текста.
Сейчас вы выполните небольшое письменное задание, чтобы я убедилась, что тема вами понята.
Самодовольный человек — затвердевшая опухоль на груди общества. Он набивает себя грошовыми истинами, обгрызанными кусочками затхлой мудрости, и существует, как чулан, в котором скупая хозяйка хранит всякий хлам, совершенно не нужный ей, ни на что не годный. Дотронешься до такого человека, отворишь дверь в него, и на тебя пахнёт вонью разложения, и в воздух, которым ты дышишь, вольется струя какой-то затхлой дряни. Эти несчастные люди именуются людьми твердыми духом, людьми принципов и убеждений. и никто не хочет заметить, что убеждения для них — только штаны, которыми они прикрывают нищенскую наготу своих душ.
Напишите тему и основную мысль текста. Объясните, как вы понимаете смысл фразы: «Самодовольный человек — затвердевшая опухоль на груди общества. ». Напишите мини-текст (5-7 предложений)
Теперь нам остаётся только записать домашнее задание.
Тема и основная мысль текста. Заглавие текста
Урок 88. Русский язык 6 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Тема и основная мысль текста. Заглавие текста»
Сегодня мы найдём ответы на такие вопросы:
· Что такое тема текста?
· Чем тема отличается от основной мысли?
· Каким должно быть заглавие текста?
Но сначала мы опять наведаемся в гости к Сене. Он как раз хвастается перед Машей и Вениамином:
– Я узнал всё о тексте и собираюсь стать великим писателем! Уверен, со временем я стану вторым Львом Толстым!
– Здорово! – отозвалась Маша. – С чего же ты начнёшь?
– Напишу роман, а лучше два! – бодро ответил Сеня. – Но сначала, конечно, я потренируюсь писать короткие рассказы.
– А на какую тему ты будешь их писать? – заинтересовался Вениамин.
– А разве нужна тема?! – перепугался Сеня.
Давайте поразмышляем. Мы создаём текст, чтобы сообщить какую-то информацию.
То есть, мы хотим что-то рассказать. И наш текст должен быть о чём-то.
Тема – это и есть то, о чём рассказывается в тексте.
Текст без темы получается бессмысленным. Мы можем создать вот такой набор предложений:
Вот стоит лошадь. Зачем она стоит? Она стоит! А над ней пролетают птицы. Может быть, они летят на юг. Мечтают ли ёжики о яблоках? Река уже почти замёрзла.
Что мы скажем, когда посмотрим на этот текст? Что этот текст просто ни о чём!
В начале двадцатого века поэт Велимир Хлебников пытался избавиться от темы в своих стихах.
И вот что у него получилось.
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило Лицо.
Теперь в стихотворении только с большим трудом можно найти какой-то смысл.
Тема ещё и объединяет предложения в тексте в единое целое.
Посмотрим вот на такие отдельные предложения.
Всё чаще идут дожди.
Облетели и пожухли цветы.
Пока что каждое предложение здесь само по себе.
Но что, если мы соединим предложения? Что их объединяет? Тема осени. Мы даже можем дописать предложение, в котором содержится тема: «Наступила осень».
А вот известная нам сказка «Репка». Давайте посмотрим, как тема объединяет отдельные части сказки.
Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тянуть. Тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед бабку. Стали они вместе тянуть. Бабка за дедку, дедка за репку − тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку − тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку − тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку − тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку − тянут-потянут, вытянули репку!
Но получается, что если не было бы репки – не было бы текста! Репка объединяет всех персонажей и все части сказки. Мы можем сказать, что эта сказка – о попытках вытянуть репку. Это и есть тема нашего текста.
Тема – это то, о чем рассказывается в тексте.
– И о чем же ты расскажешь? – спросила Маша.
– Помнишь, как я хотел списать твоё сочинение, Вениамин? – усмехнулся Сеня. – Я решил, что это неплохая тема для рассказа.
– К сожалению, я об этом помню, – закатил глаза Вениамин.
И вот, у Сени получился такой текст.
Как-то раз Сеня забыл написать сочинение о том, как он провёл лето. Поэтому он списал домашнюю работу у своего друга Вениамина. Учительница похвалила ребят и попросила зачитать свои сочинения. Вениамин зачитал своё текст первым. Потом своё сочинение начал читать Сеня. Вот удивились ребята!
– Ну вот, – улыбнулся Сеня. – Тема этого рассказа – списанное сочинение.
– Все верно, – согласился Вениамин. – Но как насчёт основной мысли рассказа?
Ведь мы создаём текст, чтобы выразить какую-то мысль, своё отношение к чему-то.
Поэтому в тексте всегда есть основная мысль.
Основная мысль – это то, что хотел сказать автор текста.
Это его отношение к теме текста.
Тема и основная мысль между собой не равны.
Тема – это та информация, которую мы хотим сообщить. Но за этой информацией обязательно скрывается идея, мысль, которую мы хотим выразить.
Основная мысль может быть выражена в одном или нескольких предложениях текста.
Посмотрим на начало басни «Ворона и лисица» Ивана Андреевича Крылова. Вот оно:
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близёхонько бежала…
Мы знаем эту басню и знаем, что в ней рассказывается о том, как лисица отняла сыр у вороны. Эта тема. А основная мысль выражена в первых трёх строках. В басне эта основная мысль ещё называется моралью.
Обычно чтобы выразить основную мысль, нам нужно прочитать весь текст.
Вот сказка «Репка». Тема – попытки вытянуть репку. А основная мысль? Её можно выразить так: вместе можно сделать любое дело. Или так: нужно всегда приходить на помощь друг другу.
– Вот ты, например, какую мысль хочешь вложить в свой текст? – спросил Вениамин у Сени.
Значит, мы можем добавить в текст вот такие предложения.
Сочинения были абсолютно одинаковыми. Ученики не могли сдержать смех, а Сене стало очень стыдно.
Вот теперь сразу стало видно – как автор относится к теме текста и какую мысль хочет выразить.
– Теперь у меня есть рассказ с темой и идеей! – восхитился Сеня.
– Отлично! – обрадовалась Маша. – Как ты его назовёшь?
– «Мой первый рассказ», – заявил Сеня. – Неплохо, да?
– Но так нельзя, – мягко заметил Вениамин.
Мы должны дать понять читателю – о чём будет текст. И ещё нам нужно как-то отделить один текст от другого.
Поэтому в текстах есть заглавие. То есть, название текста.
Название также иногда называют заголовком.
Чаще всего заглавие отображает тему текста или что-то, что связано с темой.
Вот сказка «Репка». Именно репка в ней является главной для сюжета. Она присутствует в теме. Поэтому сказку так и назвали.
В заглавии часто называются герои текста. Например, у Пушкина есть поэмы с названиями «Руслан и Людмила» и «Сказка о рыбаке и рыбке». Сразу же понятно – о ком эти произведения.
Но иногда в заглавии может называться событие, происшествие, место действия. Например, у Гоголя есть повести «Ночь перед Рождеством» и «Сорочинская ярмарка».
А иногда нам вообще нужно прочитать текст, чтобы понять смысл заглавия. Вот, например, «Война и мир». Почему этот роман получил такое заглавие? Мы не сможем ответить точно, пока не прочтём роман. Или не услышим его краткий пересказ от кого-нибудь.
Некоторые заглавия книг бывают удивительны и непонятны.
И тут Сеня задумался: как же озаглавить рассказ? Наверное, так: «Рассказ о том, как Сеня пытался списать сочинение, а потом ему было стыдно».
– Но ведь заглавия обычно короткие, – возразил Вениамин. – К тому же, у тебя и рассказ небольшой…
«Списывать нехорошо», – предложил Сеня новый вариант.
– Но ведь об этом все знают, – покачал головой Вениамин. – А заглавие должно быть ещё и точным!
Давай попробуем ещё раз.
«Списанное сочинение». Хорошо отражает тему рассказа.
«Конфуз с сочинением». Намекает на то, что история будет забавной.
«Сочинения-двойники» – а от этого даже веет какой-то тайной! Можно придумать и ещё несколько заглавий.
– Отлично! – обрадовался Сеня. – Теперь я готов сочинять прекрасные тексты. В них будет тема, основная мысль…
– И интересные заглавия, – подсказала Маша.
– Вперёд, к славе писателя! – кивнул Вениамин.
Что же нам требуется сегодня запомнить?
Тема – это то, о чём рассказывается в тексте.
Основная мысль – это то, о чём хочет сказать автор.
Заглавие – это название текста. Обычно в заглавии отражается тема текста.
Заглавие должно быть кратким, точным, ёмким.
Русский язык
Обложка урока взята с источника.
Закажи карту Tinkoff Junior сейчас и получи 200 ₽ на счет
С этой картой можно накопить на мечту, жми ⇒
План урока:
Текст. Тема текста
Посмотри, озорной ветерок забросил в классную комнату 3 осиновых листочка с записями. Давай их прочитаем.
Тебе понятно, что хотел сказать неизвестный автор? Что он написал? Правильно, это слова, и мы не можем сказать, что хотел передать нам пишущий.
Попробуем узнать об этом, прочитав второе послание.
А сейчас ты понял автора? Что ты прочитал? Правильно, предложения.
Но, к сожалению, мы так и не поняли, какую информацию пытался донести до нас автор.
У нас остался еще один листок. Прочитаем его.
Наконец нам удалось понять автора послания. Он записал не просто предложения, а объединил их в единое целое.Значит, для того чтобы передать информацию, нужны не просто предложения, а текст.
Происхождение слова текст – латинское. Textum –ткань, соединение.
Чтобы тебе было понятнее, сравним 2 примера.
Можно ли сказать, что в первом примере приведен текст? По каким признакам ты это определил? А второй пример? Все ли признаки текста сохранены? Назови их.
Текст можно отличить от предложений по определенным признакам:
Получается, что текстом можно назвать не любую группу предложений, а только ту, в которой предложения связаны между собой по смыслу и подчинены общей теме, поэтому первый пример мы назовем текстом, а второй нет.
Потренируемся.
Запиши текст, расположив предложения в нужной последовательности.
(Правильный вариант: 2143)
В тексте последовательно излагаются какие-нибудь события, описываются
предметы,явления, действия или рассуждается о чем-нибудь.Поэтому тексты бывают трех типов.
В тексте-описании описываются предметы, явления, события. Такой текст отвечает на вопрос: какой он?
Пример текста-описания.
Ах, как хорошо осенью в лесу! Золотом, рубинами и янтарем светятся в эту пору клены, вязы, черемухи и осины. Кусты шиповника стоят, будто объятые пламенем. Горький запах дубовой коры заполняет лес. До полудня на увядшей траве лежит роса.
Автор, словно талантливый художник, без кисти и красок описывает красоту осеннего леса. К тексту мы задаем вопрос: каков он, осенний лес?
Текст-повествование сообщает, рассказывает о событиях, которые следуют друг за другом. Такой текст ответит на вопросы: что он делает и в какой последовательности?
Прочитай текст-повествование.
Учительница велела мне нарисовать какую-нибудь птицу. Взял я цветные карандаши, альбом и отправился в лес. На улице было по-весеннему тепло. На опушке я увидел рыжую белочку. Она шустро забралась на вершину дерева, только пушистый хвост мелькнул среди веток.
Автор повествует, то есть рассказывает, что он делает и в какой последовательности совершаются действия.
В тексте-рассуждении высказывается и обосновывается какое-либо утверждение о предмете, явлении, действии, событии. К нему можно задать вопрос: почему так? Зачем?
Познакомься с примером текста-рассуждения.
В жизни каждого человека очень важен поступок.
По поступкам судят о человеке, о его честности и порядочности, доброте и отзывчивости, искренности и ответственности. Поступок выражает позицию человека, его отношение к жизни.
Вот почему так важно сначала подумать, прежде чем что-нибудь сделать.
В этом тексте автор рассуждает о важности поступков. Часто они значат в нашей жизни больше, чем слова.
Во вступлении утверждается, насколько важен поступок в жизни каждого человека. В основной части текста это утверждение доказывается. И в заключении (последнее предложение текста) делается вывод о важности поступков.
Как мы уже сказали выше, предложения в составе текста объединены одной темой. Попробуем разобраться, что такое тема на примере текста.
Образ Родины неразрывно связан с родной природой. Природа живет в лучших народных песнях. А сколько красоты открыли нам в родной природе Пушкин, Шишкин, Левитан, Чайковский! Сколько бессмертных картин, стихов, волшебной музыки подарили нам люди, которые любили природу до слез, до боли в сердце!
О чем мы узнали из текста? О чем в нем рассказывается? Предметом речи является родная природа. Это и есть тема данного текста.
Запомни: тема – это предмет речи, то, о чем или о ком говорится в тексте, вопрос, который раскрывается. Тему можно определить, задав вопрос: что является предметом речи в тексте?
Рассмотрим другой текст. Прочитай его и определи тему текста.
С самого раннего детства дружим мы с книгой. Сначала она открывает перед нами чудесный мир сказок. Потом появляется самый первый учебник –букварь. На смену ему приходят другие учебники. Начинается увлекательное путешествие в страну знаний. И первый проводник в этом путешествии –книга. Она открывает и отдает людям все сокровища знаний, накопленные в течение тысячелетий.
Итак, задаем вопрос: о чем рассказывает автор? О книге. Значит тема прочитанного текста – книга.
Основная мысль текста
В процессе общения мы создаем текст не просто так, а для чего-то. Мы хотим доказать читателю или слушателю какую-то мысль.
С какой целью автор создавал текст о родной природе? В чем он хотел убедить читателя или слушателя?
Он хотел передать читателю мысль о том, что Родина и ее природа– это единое целое, что без окружающей природы нет Родины.
Главная мысль текста (основная мысль) – это то, что доказывается; то, в чем должен убедиться читающий или слушающий.
Нужно определить основную мысль текста – задай вопрос: что хочет сказать автор?
Потренируемся.
Прочитай текст. Какую основную мысль хотел передать автор?
Погляди на карту нашей страны. Дух захватывает от гордости! На многие тысячи километров раскинула она свои просторы. Моря, реки, озера глядят на нас своими голубыми глазами. Тайга, степи, пустыни, горы сменяют друг друга. Никакая другая страна в мире не имеет столь разнообразной природы, как Россия.
(Основная мысль прочитанного текста: Россия – богатая страна, которой нужно гордиться).
Темы широкие и узкие
Темы бывают широкие и узкие.
Попробуй представить себе широкую реку и маленькую речонку. Какая из них может вместить в себя другую? Конечно, широкая река может вместить в себя несколько узких речонок. Точно так же и широкая тема может вместить в себя несколько узких тем.
Примеры широкой и узкой тем: Русские народные сказки – широкая тема. Волшебные сказки – узкая тема.
Широкая тема вбирает в себя ряд узких. Узкая тема относится к широкой как часть к целому.
Ты знаешь, что апельсин состоит из долек. Точно также широкая тема состоит из нескольких узких тем (микротем).
Выберите в каждом ряду темы широкие и узкие.
Ответ: 1. Широкая тема – времена года, узкие – январь, мартовская капель, майские краски. 2. Широкая тема – части речи, узкие – глагол, имя существительное, имя прилагательное.
Русский язык. 6 класс
Конспект урока
Текст. Тема и основная мысль текста. Сочинение по данному началу
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
1. Текст как продукт речевой деятельности.
2. Тема и идея текста.
3. Формально-смысловое единство и коммуникативная направленность текста.
Текст (от латинского textus – ткань, сплетение, соединение) – это законченное высказывание, имеющее начало и конец. К нему можно подобрать заголовок, который передает тему и основную мысль высказывания.
Тема – то, о чём говорится в тексте.
Идея – ответ на поставленный вопрос, основная мысль.
Последовательная связь предложений в тексте – содержание каждого последующего предложения включает в свой состав повторяющиеся слова и словосочетания предыдущих предложений. Есть «скрепляющие» слова.
Параллельная связь предложений в тексте – все предложения связаны с первым по смыслу и грамматически. Они раскрывают содержание первого предложения. Нет «скрепляющих» слов.
1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – с. 34-41; 191.
1. Ерохина Е. Л. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 6 класс: ко всем действующим учебникам // Ерохина Е. Л. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2013. – с. 95.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Текст – это законченное высказывание, имеющее начало и конец.
Текст состоит из двух или нескольких предложений, которые объединены по смыслу и составляют его тему. Предложения в тексте всегда объединены одной мыслью и связаны грамматически. К тексту можно подобрать заголовок, то есть дать название тексту. Заголовок представляет собой краткое изложение содержания всего текста. Часто заголовок помогает выразить основную мысль или идею текста.
По форме тексты бывают устные и письменные, по виду речи – монологические и диалогические, по типу речи – описание, повествование и рассуждение.
У текста есть своя структура: он имеет начало, развитие мысли и концовку. Начало текста подготавливает к тому, о чём будет говориться дальше. В нём формируется тема. В средней части текста тема развивается, а в концовке – завершается, то есть подводится итог.
Рассмотрим стихотворение. Его автор Даниил Хармс.
Можно ли назвать его текстом? Да. Есть тема – разглядывание картин. Основная мысль: сколько времени мы бы потратили на разглядывание картин, если бы их было больше. Предложения связаны между собой по смыслу и грамматически.
В тексте все предложения связаны по смыслу. Как это определить? У них должны быть какие-то общие элементы, например, слова или словосочетания. Прочитаем эти предложения и определим, какие слова из первого предложения повторяются во втором?
«Бим уснул, притеплившись в духовитом сене. В таком сене, дух которого вызывает невольную улыбку, даже человек засыпает немедленно…»
(Г. Троепольский «Белый Бим Чёрное ухо»)
Повторяется слово сено. Этим словом второе предложение как бы скреплено с первым. Такая связь в предложении называется цепной или последовательной, при которой содержание каждого последующего предложения включает в свой состав повторяющиеся слова и словосочетания предыдущих предложений.
Обратимся ещё к одному примеру:
«Вышла с ведром Петровна. Бим её приветствовал. Она – во двор, и Бим – во двор, следом. Она села под корову, Бим – неподалёку» (Г. Троепольский «Белый Бим Чёрное ухо»). Есть ли в этом тексте повторяющиеся слова, «скрепляющие» предложения? Таких слов нет. Все предложения связаны с первым по смыслу и грамматически. Такая связь предложений в тексте называется параллельной.
Итак, чтобы создать текст, нужно иметь в виду, что он состоит из нескольких предложений, связанных по смыслу и грамматически. Предложения в тексте могут быть связаны по смыслу как по цепочке: второе – с первым, третье – со вторым. Или последующие предложения разворачивают, конкретизируют смысл первого.
Создавая текст сочинения, мы обращаем внимание на его начало. Оно определяет дальнейшее развитие темы и идеи, организует структуру текста, помогает выбрать тип речи (мы повествуем о предмете, описываем его и рассуждаем о нём).
Учитывая все особенности рассказа, способы создания текста, нетрудно будет написать рассказ по данному началу. Для этого необходимо подумать над тем, как будет развиваться действие, какое событие будет самым важным и чем закончится рассказ.
Прочитайте начало рассказа Виктора Голявкина, которое может послужить началом вашего рассказа.
Катю вызвали отвечать урок, а Маша в окно засмотрелась. Катя подсказку ждёт, а Маша видит собаку Лукьяна и говорит тихо, вслух…
Давайте попробуем составить небольшие рассказы по заданному началу:
Катю вызвали отвечать урок, а Маша в окно засмотрелась. Катя подсказку ждёт, а Маша видит собаку Лукьяна и говорит тихо, вслух…
– Я люблю собак. Вот у этой собаки, мне кажется, всегда хорошее настроение. Почему? Потому что хозяин у неё добрый, он не отправляет её учиться. Она живёт сама по себе: куда хочет, туда и идёт, спит тоже тогда, когда ей хочется. И никто не ставит ей никаких отметок.
У нас получился текст-рассуждение: Маша размышляет о том, почему она любит собак.
Катю вызвали отвечать урок, а Маша в окно засмотрелась. Катя подсказку ждёт, а Маша видит собаку Лукьяна и говорит тихо, вслух…
– Какая красивая собака! Она рыжая. И глаза блестят, как фонарики, а уши большие и мягкие, словно лепестки подсолнуха. Она виляет маленьким хвостом из стороны в сторону, наверное, ждёт кого-то.
Маша описала собаку. У нас получился текст-описание.
Виктор Голявкин назвал свой рассказ «Лукьян». Вот его продолжение:
Катя думала, ей подсказали, и повторяет:
– При чём тут Лукьян?! – удивился учитель. Учитель сердито смотрит на Катю. Катя сердито смотрит на Машу. А Маша спокойно смотрит в окно.
Перед вами текст-повествование.
Какое название можно дать рассказу? Конечно, оно будет зависеть от того, что нам поведал автор и что хотели бы рассказать вы, если бы с вами приключилась такая же история.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Выберите правильное утверждение.
А) несколько предложений, следующих друг за другом;
Б) законченное высказывание, имеющее начало и конец.
Разбор задания: текст – это законченное высказывание, имеющее начало и конец. Текст состоит из двух или нескольких предложений, которые объединены по смыслу и составляют его тему.
Правильный Ответ: б
2. Выбор элемента из выпадающего списка
Все трое сели на скамейку привокзального скверика.
Выберите из предложений то, которое будет связано с данным предложением параллельной связью:
А) за сквером где-то далеко играла музыка.
Б) и все трое доверяли друг другу без каких-либо сомнений.
Вспоминаем, что между предложениями нет скрепляющих слов, второе предложение связано с первым по смыслу, раскрывает его содержание.