Что такое основные черты в литературе
Литературные направления в таблицах
Содержание:
Прежде чем говорить о конкретных литературных тенденциях и жанрах, сначала необходимо узнать о литературных направлениях. Они представляют собой исторические воплощения художественного познания и воспроизведения мира, проявляющееся в идеологическом и эстетическом сообществе группы писателей.
В истории литературы выделяют: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм и постмодернизм.
Литературное направление – особый синтез способа познания реальности посредством искусства и индивидуального стиля творца. Любое литературное направление включает в себя совокупность произведений, имеющих единые черты. В рамках литературного периода может появиться несколько литературных направлений, например, в эпоху Просвещения – классицизм и сентиментализм, а также рококо. Название доминирующего направления часто становится названием целого периода в литературе, а его временные рамки могут выходить за четкие пределы. Литературные направления могут образовывать течения или школы.
Литературные направления
Основные признаки и представители литературного направления
Классицизм
Сентиментализм
Романтизм
Реализм
Критический Реализм
Модернизм
Символизм
Акмеизм
Футуризм
Постмодернизм
Помимо этих основных направлений часто выделяют:
Литературные направления
Всего получено оценок: 862.
Всего получено оценок: 862.
Большинство писателей и поэтов творили в рамках одного течения, характерного для определенной эпохи. Литературные направления требовали от авторов придерживаться определенных черт и свойств литературы.
Классицизм
Классицизм предполагает четкое деление на высокие и низкие жанры. Герои в художественных произведениях делятся только на положительных и отрицательных. В произведениях затрагивает нравственная проблематика, пороки оказываются осмеянными и наказанными.
Еще одной характерной чертой является то, что соблюдается принцип трех единств: времени (одни сутки), места (одно место) и действия (одна сюжетная линия).
Яркими представителями классицизма в русской литературе являются А. П. Сумароков, Г. Р. Державин.
Сентиментализм
Для этого литературного направления характерно обращение к человеческим чувствам, внутренним качествам человека. Особую роль играет природа, которая становится выразителем чувств персонажей.
Среди отечественных писателей выделяется Н. М. Карамзин.
Романтизм
Для романтизма характерно описание исключительных личностей в рамках исключительных условий. В центре повествования лежат судьбы людей, которые находятся в своеобразном конфликте с остальными людьми. Реальный мир противопоставлен миру идеальному, к которому стремится центральный персонаж.
Идея двоемирия является ключевой для романтизма.
В направлении романтизма работали В. А. Жуковский, М. Ю. Лермонтов и др.
Реализм
Для этого направления характерно описание типичных характеров в типичных условиях жизни. Жизнь демонстрируется такой, какая она есть на самом деле. Герои произведений имеют как положительные, так и отрицательные черты характера.
Реализм пользовался и сатирическими приемами с целью изображения реальной действительности.
Писателей и поэтов, творивших в рамках реализм, довольно много: Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский и др.
Модернизм
К модернизму относятся направления Серебряного века: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм.
Рис. 1. Литературные направления Серебряного века.
Поговорим кратко о литературных направлениях модернизма.
Для символизма характерно обращение к символу, который способен передать основную мысль произведения. Ярким представителем данного направления является А. А. Блок.
Имажинизм предполагал широкое обращение к метафоре и метафорическим выражениям. К данному направлению относится творчество А. Б. Мариенгофа, раннее творчество С. А. Есенина.
Для акмеизма ведущей чертой является внимание к детали. Выделяется творчество Н. С. Гумилева и раннее творчество А. А. Ахматовой.
Футуризм предполагал создание неологизмов, оригинальное построение лирических произведений, отрицание литературной культуры прошлых лет. Самым ярким представителем футуризма является В. В. Маяковский.
Что мы узнали?
В русской литературе принято говорить о следующих литературных направлениях: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, имажинизм, акмеизм, футуризм). Каждое направление имеет ряд своих особенностей.
Литературные направления (определения, основные черты литературных направлений)
Литературное направление — это художественный метод, формирующий общие идейно-эстетические принципы в творчестве множества писателей на определённом этапе развития литературы. Основания, необходимые для того, чтобы отнести творчество различных авторов к одному литературному направлению:
Следование одним и тем же культурно-эстетическим традициям.
Единые мировоззренческие установки (т.е. однотипность миропонимания).
Общие или близкие принципы творчества.
Обусловленность творчества единством социальной и культурно-исторической ситуации.
Классицизм ( от латинского classicus — образцовый ) — литературное направление XVII в. (в русской литературе — начала XVIII в.), для которого характерны следующие черты:
Восприятие античного искусства как эталона творчества, образца для подражания.
Возведение разума в культ, признание приоритета просвещённого сознания. Эстетический идеал — человек, наделённый высоким общественно-нравственным сознанием и благородными чувствами, способный преобразовать жизнь по законам разума, подчиняющий чувства разуму.
Следование принципу подражания природе, т.к. природа совершенна.
Иерархическое восприятие окружающего мира (от низшего к высшему), распространяющееся и на гражданское общество, и на искусство.
Обращение к общественно-гражданской проблематике.
Изображение трагической борьбы между чувством и разумом, между общественным и личным.
Строгая иерархия жанров:
высокие (ода, трагедия, эпопея) — изображают общественную жизнь, герои этих произведений — монархи, полководцы, поступки положительного героя продиктованы высокими нравственными принципами
средние (письма, дневники, элегии, послания, эклоги);
низкие (басня, комедия, сатира) — изображают жизнь простых людей.
Логически строгая композиционно-сюжетная организация художественного произведения; схематизм образов действующих лиц (все герои строго делятся на положительных и отрицательных, положительные образы идеализированы).
Соблюдение в драматургии закона «трёх единств»: события должны развиваться в течение одних суток (единство времени); в одном и том же месте (единство места); воспроизводить законченное действие, составляющее одно целое, т.е. только одну сюжетную линию (единство действия).
В русской литературе расцвет классицизма пришёлся на XVIII в.; классицизм заявил о себе в творчестве М.В. Ломоносова, В.К. Тредиаковского, А.Д. Кантемира, А.П. Сумарокова, Г.Р. Державина, Д.И. Фонвизина.
Сентиментализм ( от французского sentiment — чувство ) — это литературное направление второй половины XVIII — начала XIX в., возникшее как реакция на жёсткие установки классицизма и признающее основой природы человека не разум, а чувства. Основные черты сентиментализма:
Предмет изображения — частная жизнь, движения души, переживания человека.
Главные темы — страдания, дружба, любовь.
Утверждение ценности отдельной личности.
Признание органичной связи человека с природой, а чувствительности и доброты человека — как природного дара.
Нацеленность на нравственное воспитание читателя.
Противопоставление городской и сельской жизни, цивилизации и природы. Идеализация патриархального быта.
Положительный герой — простой человек, наделённый богатым внутренним миром, нравственной чистотой, чувствительностью, отзывчивостью сердца, способностью сострадать чужому горю и искренне радоваться чужому счастью.
Ведущие жанры — путешествие, роман (в том числе роман в письмах), дневник, элегия, послание.
В России представителями данного направления были В.В. Капнист, М.Н. Муравьев, А.Н. Радищев, ярким примером сентиментализма стали ранние произведения В.А. Жуковского, повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».
Романтизм ( франц. romantisme, англ. romanticism ) — литературное направление конца XVIII — начала XIX вв., в основе которого лежит субъективная позиция автора по отношению к изображаемому, стремление автора не столько воссоздать в своём произведении окружающую действительность, сколько её переосмыслить. Ведущие черты романтизма:
Восприятие свободы личности как высшей ценности.
Восприятие человека как величайшей тайны, а цели человеческой жизни — как разгадки этой тайны.
Изображение исключительной личности в исключительных обстоятельствах.
Двоемирие: подобно тому как в человеке соединены душа (бессмертная, совершенная и свободная) и тело (уязвимое для болезней, смерти, бренное, несовершенное), так и в окружающем мире сочетаются духовное и материальное, прекрасное и безобразное, божественное и дьявольское, небесное и земное, свободное и рабское, случайное и закономерное — таким образом, существует мир идеальный — духовный, прекрасный и свободный, и мир реальный — физический, несовершенный, низменный.Как следствие:
Основой конфликта в романтическом произведении может быть противостояние личности и общества, конфликт обретает трагическую остроту, если герой бросает вызов не только людям, но и Богу, судьбе.
Важные черты романтического героя — гордость и трагическое одиночество. Типы характера романтического героя: готовый к самоотверженному подвигу патриот и гражданин; верящий в высокие идеалы наивный чудак и мечтатель; неприкаянный бродяга и благородный разбойник; разочарованный «лишний» человек; тираноборец; демоническая личность.
Романтический герой остро переживает разлад с действительностью, осознавая несовершенство мира и людей, и при этом, стремясь быть принятым и понятым ими.
К художественным особенностям романтических произведений относятся: экзотический пейзаж и портрет, подчёркивающие исключительность героя; антитеза как ведущий принцип построения произведения, системы образов и зачастую образа главного героя; близость прозаического слова к поэтическому, ритмичность, насыщенность текста стилистическими фигурами, тропами, символами.
Романтизм в русской литературе представлен творчеством К.Ф. Рылеева, В.А. Жуковского, А.А. Бестужева-Марлинского, М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина и др.
Реализм ( от лат. Realis — вещественный ) — литературное направление, возникшее в начале XIX в., следуя которому писатель изображает жизнь в соответствии с объективной реальностью, правдиво воспроизводит «типические характеры в типических обстоятельствах при верности деталей» (Ф. Энгельс). В основе реализма лежит историческое мышление — умение видеть исторические перспективы, взаимодействие прошлого, настоящего и будущего, социальный анализ — изображение явлений в их социальной обусловленности, а также социальная типизация.В центре реалистического изображения находятся те закономерности, которые действуют в жизни, взаимоотношения человека и среды, героя и эпохи; при этом писатель не отрывается от реальности — он, благодаря отбору типических явлений действительности, обогащает читателя знанием жизни.Исторически реализм разделяют на три этапа: просветительский, критический, социалистический.В русской литературе крупнейшими реалистами были И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Бунин и др.
Символизм ( франц. symbollisme, греч. symbolon — знак, опознавательная примета ) — направление, противопоставившее себя реализму; возникло в конце 80-х годов XIX в.; в основе философской концепции символизма лежит идея о непознаваемости мира и человека научным, рациональным путём и средствами реалистического изображения:
Несовершенный реальный мир всего лишь слабое отражение идеального мира.
Только художественная интуиция способна открыть духовную сущность мира.
Жизнь — бесконечный процесс творчества, не имеющего никакой цели, кроме эстетической (Ф.Ницше).
Творческий акт — религиозно-мистическое действо, связывающее художника с идеальным миром, символ — связующее звено между мирами, художник — избранник, теург, наделённый высшим знанием о Красоте, воплощающий это знание в обновлённом поэтическом слове.Как следствие:
Стремление выразить в творчестве «невыразимое», «сверхреальное»: полутона, оттенки чувств, состояний, смутных предчувствий — всего того, для чего «слова не найдены».
Многозначность и текучесть образов, усложненная метафоричность, использование символа как ведущего художественного средства.
Опора на музыкальность слова, фразы (музыка, рождающая смысл).
Крупнейшие представители символизма: В.С. Соловьёв, Д. Мережковский, В.Я. Брюсов, З.Н. Гиппиус, Ф. Сологуб, К. Бальмонт, Вяч.И. Иванов, С.М. Соловьёв, А. Блок, А. Белый и др.
Акмеизм ( от греч. аcme — высшая степень чего-либо, расцвет ) — литературное направление 1910-х гг., противостоящее символизму, провозглашающее стремление к «радостному любованию бытием». Принципы акмеизма:
Освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;
Отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, конкретности, звучности, красочности.
Обращение к человеку, к «подлинности» его чувств.
Поэтизация мира первозданных эмоций.
Перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».
Стремление придать слову определенное, точное значение.Как следствие:
«Зримость», предметность и четкость художественного образа, отточенность деталей.
Простота и ясность поэтического языка.
Строгость, чёткость композиции произведений.
Представители акмеизма: С.М. Городецкий, Н.С. Гумилёв, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам и др. («Цех поэтов», 1912 г.).
Футуризм ( от лат. futurum — будущее ) — литературное направление начала XX в., характеризующееся демонстративным разрывом с традиционной культурой и классическим наследием; его основные черты:
Попытка создать «искусство будущего».Как следствие:
Эпатаж публики, литературное хулиганство.
Отказ от привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области формы (ритмики, рифмы, графического изображения текста), ориентация на лозунг, плакат.
Словотворчество, попытка создать «заумный» «будетлянский» язык (язык будущего)
1) Велимир Хлебников, Алексей Кручёных, Владимир Маяковский и др. (группа «Гилея», кубофутуристы);2) Георгий Иванов, Рюрик Ивнев, Игорь Северянин и др. (эгофутуристы);3) Николай Асеев, Борис Пастернак и др. («Центрифуга»).
Эстетические и идеологические установки футуристов были отражены в манифесте «Пощёчина общественному вкусу» (1912 г.).
Литературные направления (теоретический материал)
Литературные направления (теоретический материал)
Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм – основные литературные направления.
Основные черты литературных направлений:
· объединяют писателей определенной исторической эпохи;
· представляют особый тип героя;
· выражают определенное мировоззрение;
· выбирают характерные темы и сюжеты;
· используют характерные художественные приемы;
· работают в определенных жанрах;
· выделяются стилем художественной речи;
· выдвигают определенные жизненные и эстетические идеалы.
Направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 веков, взявшее за основу образцы античного (классического) искусства. Для русского классицизма характерна национально – патриотическая тематика, связанная с преобразованиями Петровской эпохи.
· значительность тем и сюжетов;
· нарушение жизненной правды: утопизм, идеализация, отвлеченность в изображении;
· надуманные образы, схематические характеры;
· назидательность произведения, строгое деление героев на положительных и отрицательных;
· использование языка, мало понятного простому народу;
· обращение к возвышенным героическим нравственным идеалам;
· общенациональная, гражданская направленность;
· установление иерархии жанров: «высокие» (оды и трагедии), «средние» (элегии, исторические сочинения, дружеские письма) и «низкие» (комедии, сатиры, басни, эпиграммы);
· подчинение сюжета и композиции правилам «трех единств»: времени, пространства (места) и действия (все события происходят в 24 часа, в одном месте и вокруг одной сюжетной линии).
· П. Корнель – трагедии «Сид», «Гораций», «Цинна»;
· Ж. Расин – трагедии «Федра», «Мидридат»;
· Вольтер – трагедии «Брут», «Танкред»;
· Мольер – комедии «Тартюф», «Мещанин во дворянстве»;
· Н. Буало – трактат в стихах «Поэтическое искусство»;
· М. Ломоносов – стихотворение «Разговор с Анакреонтом», «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»;
· Г. Державин – ода «Фелица»;
· А. Сумароков – трагедии «Хорев», « Синав и Трувор»;
· Я. Княжнин – трагедии «Дидона», «Росслав»;
· Д. Фонвизин – комедии «Бригадир», «Недоросль».
Направление в литературе и искусстве второй половины 18 – начала 19 веков. Объявил доминантной «человеческой природы» не разум, а чувство, и путь к идеалу гармонично развитой личности искал в высвобождении и совершенствовании «естественных» чувств.
· раскрытие человеческой психологии;
· высшей ценностью провозглашается чувство;
· интерес к простому человеку, к миру его чувств, к природе, к быту;
· идеализация действительности, субъективное изображение мира;
· идеи нравственного равенства людей, органической связи с природой;
· произведение часто написано от первого лица (рассказчик – автор), что придает ему лиризм и поэтичность.
· С. Ричардсон – роман «Кларисса Гарлоу»;
· – роман «Юлия, или Новая Элоиза»;
· – роман « страдания молодого Вертера».
· В. Жуковский – ранние стихи;
· И. Богданович – поэма «Душенька»;
· А. Радищев (его творчество относят к сентиментализму не все исследователи, оно близко этому течению только своим психологизмом; путевые заметки «Путешествие из Петербурга в Москву»).
Направление в искусстве и литературе конца 18 – первой половины 19 веков, отражающее стремление художника противопоставить реальную действительность и мечту.
· необычность, экзотичность в изображении событий, пейзажа, людей;
· неприятие прозаичности реальной жизни; выражение мироощущения, которому свойственны мечтательность, идеализация действительности, культ свободы;
· стремление к идеалу, совершенству;
· сильный, яркий, возвышенный образ романтического героя;
· изображение романтического героя в исключительных обстоятельствах (в трагическом поединке с судьбой);
· контраст в смешении высокого и низкого, трагического и комического, обыденного и необычного.
· Дж. Байрон – поэмы «Паломничество Чайльд Гарольда», «Корсар»;
· И. Шиллер – драмы «Разбойники», «Коварство и любовь»;
· Э. Гофман – фантастическая повесть «Золотой горшок»; сказки «Крошка Цахес», «Повелитель блох»;
· П. Мериме – новелла «Кармен»;
· В. Гюго – исторический роман «Собор Парижской Богоматери»;
· В. Скотт – исторический роман «Айвенго».
· В. Жуковский – баллады «Людмила», «Светлана», «Лесной царь», «Ивиковы журавли»; сказка «Ундина»;
· К. Рылеев – поэмы «Войнаровский», «Наливайко»;
· А. Пушкин – поэмы «Кавказский пленник», «Цыганы», «Бахчисарайский фонтан»;
· М. Лермонтов – «Мцыри»;
· Н. Гоголь – повести «Вечера на хуторе близ Диканьки»;
· М. Горький – рассказ «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике».
Направление в искусстве и литературе 19 – 20 веков, в основе которого лежит полное, правдивое и достоверное изображение жизни (без прикрас и фантазий). Наибольшего развития реализм достиг в 19 веке.
· в основе произведения лежит конфликт: герой – общество;
· типичные литературные персонажи;
· типичные приемы в изображении действительности (портрет, пейзаж, интерьер);
· изображение определенной исторической эпохи, реальных событий;
· изображение событий и героев в развитии;
· все персонажи изображаются не отвлеченно, а во взаимодействии с окружающим миром.
· А. Грибоедов – комедия в стихах «Горе от ума»;
· М. Лермонтов – роман «Герой нашего времени»; (Слайд 4)
· Н. Гоголь – поэма «Мертвые души»;
· И. Тургенев – романы «Отцы и дети», «Накануне», «Дым», «Рудин», «Новь»; (Слайд 7)
· Л. Толстой – рассказы «После бала», «Севастопольские рассказы»; роман «Воскресенье»; (Слайд 5)
· Ф. Достоевский – романы «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» (Слайд 6).
v Крутецкая литература в таблицах и схемах. 9 – 11 классы.
Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения
Определения
В русской культурной жизни идея приоритета чувств утвердилась в 1792 г. — с появлением «Бедной Лизы» Н. М. Карамзина. И до сих пор она продолжает преломляться в литературных и кинематографических произведениях (особенной популярностью пользовались в своё время такие сериалы, как «Не родись красивой», «Бедная Настя» и пр., освещающие карамзинскую тему превосходства чувства над разумом и социальным статусом).
Объяснение и примеры
Понять, как сменялись направления в русской литературе, вам поможет таблица.
Направление
Период
Смысловое наполнение
Представители
Акцент на разуме (просвещение, государственность)
Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин
Конец XVIII — начало XIX в.
Акцент на чувствах (любовь, природа)
Н. М. Карамзин, раннее творчество В. А. Жуковского
Первая половина XIX в.
Страдания и одиночество главного героя
Позднее творчество В. А. Жуковского, К. Н. Батюшков, раннее творчество А. С. Пушкина, раннее творчество М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчев
Вторая половина XIX — настоящее время
Правдивое отображение типичных явлений действительности
Позднее творчество А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов, М. А. Шолохов, В. М. Шукшин, А. И. Солженицын
Нереалистическое изображение переживаний и ощущений чело века: его памяти, восприятия событий
А. А. Ахматова, А. А. Блок, В. В. Маяковский
Игровое повествование, обращающееся к уже известным читателю литературным и культурным фактам
Т. Н. Толстая, В. О. Пеле вин
Основные черты классицизма
Пример
«Недоросль» Дениса Ивановича Фонвизина — произведение «низкого» комедийного жанра, а потому речь персонажей простая, разговорная. Нет никакого сомнения, что Простаковы и Скотинин — отрицательные персонажи, а Правдин, Стародум и Софья — положительные. Единство времени и места соблюдается (всё действие комедии происходит в доме Простаковых и занимает 24 часа); а вот единство действия нарушено (в «Недоросле» не только любовный, но и социальный конфликт). Финал развенчивает невежество и оставляет Простаковых посрамлёнными.
Основные черты сентиментализма
Пример
В «Бедной Лизе» Н. М. Карамзина нет говорящих фамилий и однозначных персонажей (этот хороший, а этот плохой). В произведении представлена история чувства. Простой, но естественной Лизе принадлежат симпатии автора. Несмотря на бедность, она тонко чувствующая натура.
Основные черты реализма
Пример
В «Отцах и детях» И. С. Тургенева вполне реалистично описана действительность того времени. И Базаров, и Кирсанов, и прочие персонажи имеют свой взгляд на устройство мира, и в их столкновениях эти взгляды проверяются жизнью.
Основные черты модернизма
Наиболее выдающимися направлениями русского модернизма стали символизм, акмеизм и футуризм.
Символизм: творчество предполагало создание сложной, не постигаемой рациональным путём структуры образа-символа и ответное творчество читателя, заключающееся в постижении этого символа.
Пример
В поэме А. А. Блока «Двенадцать» символика числа «двенадцать» почти безгранична: двенадцать гражданских персонажей, отряд из двенадцати красноармейцев, двенадцать (полночь) — время, когда заканчивается старый день и начинается новый, двенадцать апостолов из нового Завета (Библия) и т. д.
Акмеизм: образы должны быть предельно ясными, «земными» и точно описанными, доведёнными до максимально доступного совершенства, связанными с природой.
Пример
Поэзия Н. С. Гумилёва, написанная ясным и понятным слогом, культивирующая земную жизнь во всём её многообразии, служит хорошим примером русского акмеизма.
Футуризм: творчество бунтует против всех норм и традиций, устремляется в будущее, эпатирует резкостью или абсурдностью.
Пример
В поэме В. В. Маяковского «Облако в штанах» отрицание заложено уже в названиях её частей «Долой вашу любовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу религию!». Эпатажная грубая лексика в данной поэме привлекает внимание читателей.
Основные черты постмодернизма
Пример
Ярким примером постмодернизма в русской литературе является творчество В. О. Пелевина («Чапаев и Пустота», «Поколение «П»»).
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Какие литературные течения доминировали в русской литературе XIX в.?
Ответ. Сентиментализм, романтизм, реализм.
Ответ. Классицизм. Соблюдена чистота языка (для «низкого» жанра комедии — «низкая» разговорная лексика). Герои строго делятся на положительных (Стародум, Софья, Милон) и отрицательных (Скотинин, Простаковы). Единство времени и места соблюдается. Нарушение единства действия является единственной погрешностью в соблюдении правил классицизма.