Что такое основные положения в литературе
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Смотреть больше слов в « Словаре синонимов »
Смотреть что такое ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ в других словарях:
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
6.1 Основные положения 6.1.1 При выборе методов проведения анализа риска аварий ГТС следует учитывать цели анализа риска, тип, класс, назначение и эт. смотреть
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
基本原则Синонимы: альфа и омега, введение, начала, основания, основные принципы, основы
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
= основные исходные положения basic assumptions
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
— развернутые предложения, представляющие идеи, содержащиеся в тезисе.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
contenido normativo sustancial, parte dogmática
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
основні засади (положення).
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДОКЛАДА
basic theses of report
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КНИГИ
• základní teze knihy
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ
общие принципы обеспечения безопасности, эксплуатационной пригодности и долговечности строительных сооружений, инженерных систем, конструкций и материалов. основные понятия надежности, классификация строительных сооружений по степени ответственности, нагрузки и воздействий различных видов. Классификация отказов, параметры расчетных моделей и принципы установления нормативных требований по надежности строительных сооружений, конструкций и оснований. основы статистического приемочного контроля в строительстве. смотреть
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАУЧНОГО МЕНЕДЖМЕНТА. ПРИНЦИПЫ Ф. ТЕЙЛОРА
Основные литературоведческие термины и понятия
Основные литературоведческие термины и понятия.
Лирика- ЛИРИКА – род литературы, воссоздающий субъективные переживания автора и персонажа, их отношения к изображаемому. Речевой формой лирики обычно является внутренний монолог, преимущественно в стихах. Видами лирики являются сонет, ода, элегия, песня, эпиграмма и др., жанрами – гражданская, любовная, пейзажная, философская и т. п.
Драма- 1. Род искусства, имеющий синтетический характер (сочетание лирического и эпического начал) и принадлежащий равно литературе и театру (кино, телевидению, цирку и т. п.); 2. Собственно драма – вид литературного произведения, изображающий остроконфликтные отношения человека и общества. – А. Чехов «Три сестры», «Дядя Ваня», М. Горький «На дне», «Дети солнца» и др.
КОМЕДИЯ – один из видов литературного творчества, принадлежащих к драматическому роду. Действие и характеры В комедии ставят целью осмеяние безобразного в жизни. Комедия возникла еще в античной литературе и активно развивается вплоть до нашего времени. Различаются комедии положений и комедии характеров. Отсюда жанровое разнообразие комедии: социальная, психологическая, бытовая, сатирическая. Повест ь-вид эпического произведения, в котором преобладает повествовательное начало. Повесть раскрывает жизнь главного героя в пределах немногих эпизодов. Автор повести дорожит достоверностью описанного и внушает читателю мысль о его реальности. (А. Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Капитанская дочка»; И. Тургенев «Вешние воды», А. Чехов «Степь» Повесть «Один день Ивана Денисовича» А.И.Солженицына; «Старик и море» Э.Хемингуэя.
КУЛЬМИНАЦИЯ – элемент сюжета: момент наивысшего напряжения в развитии действия произведения.
МОНОЛОГ – пространная речь действующего лица в литературном произведении, обращенная в отличие от монолога внутреннего к окружающим. Примером внутреннего монолога может служить первая строфа романа А. Пушкина «Евгений Онегин»: «Мой дядя самых честных правил…» и т. д.
САТИРА – 1. Своеобразный способ изображения действительности, имеющий целью обнаружение, наказание и осмеяние пороков, недостатков, изъянов общества и личности. Эта цель достигается, как правило, путем преувеличения, гротеска, карикатуры, абсурда. Жанры сатиры – басня, комедия, сатирический роман, эпиграмма, памфлет и т. п.; 2. Жанр лирики; произведение, содержащее обличение какого-нибудь лица или порока. – К. Рылеев «К временщику».
Эпиграф-– пословица, цитата, чье-либо высказывание, помещаемое автором перед произведением или его частью, частями, призванное указать на его замысел: «…Так кто ж ты наконец? Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Гете. «Фауст» – эпиграф к роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Деталь художественная- это подробность, подчеркивающая смысловую достоверность произведения достоверностью вещественной, событийной – конкретизируя тот или иной образ.
ГРОТЕСК – художественный прием гиперболизированного нарушения пропорций изображаемого, причудливого соединения фантастического и реального, трагического и комического, прекрасного и безобразного и т. п. Гротеск может быть использован на уровне стиля, жанра и образа: «И вижу: // Сидят людей половины. // О, дьявольщина! // Где же половина другая?» (В. Маяковский).
Анафора- выразительное средство языка: повторение в начале стихотворных строк, строф, абзацев одних и тех же слов, звуков, синтаксических конструкций.
Антитеза – противопоставление характеров, событий, поступков, слов. Может быть использована на уровне деталей, частностей («Черный вечер, белый снег» – А. Блок), а может служить приемом создания всего произведения в целом. Таково противопоставление двух частей стихотворения А. Пушкина «Деревня» (1819), где в первой рисуются картины прекрасной природы, мирной и счастливой, а во второй – по контрасту – эпизоды из жизни бесправного и жестоко угнетенного русского крестьянина.
ГИПЕРБОЛА – чрезмерное преувеличение свойств предмета, явления, качества с целью усилить впечатление.
Метафора- – слово или выражение, употребленные в переносном значении. Изобразительное средство языка, основанное на неявном сравнении. Основные виды метафор – аллегория, символ, олицетворение: «Гамлет, мысливший пугливыми шагами…» (О. Мандельштам).
Олицетворение – прием метафорического перенесения черт живого на неживое: «Река играет», «Дождь идет», «Тополь тяготится одиночеством» и т. п. Многозначный характер олицетворения раскрывается в системе других художественных средств языка.
СРАВНЕНИЕ – изобразительное средство языка; создание образа путем сопоставления уже известного с неизвестным (старого с новым). Сравнение создается с помощью специальных слов («как», «будто», «точно», «словно»), формы творительного падежа или сравнительных форм прилагательных:
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит. ( А. Пушкин )
Основные теоретико-литературные понятия
1. Художественная литература как искусство слова
Литература – это искусство слова, один из основных видов искусства. Литературой называют закрепленные в письменном слове художественные произведения. В отличие от живописи, скульптуры, музыки, танца, обладающих предметно-чувственной формой из какой-либо материи (краски, камень и т.п.) или из действия (звучание струны, движение тела), литература создает свою форму из слов, из языка, который, воплощаясь в звуках и в буквах, постигается не в чувственном восприятии, а в интеллектуальном понимании. Именно в искусстве слова человек как носитель духовности становится объектом воспроизведения и постижения с различных точек зрения, главной точкой приложения художественных сил даже тогда, когда речь идет не непосредственно о нем, а об окружающем мире. В своих многообразных и многоаспектных проявлениях литература изучается различными отраслями литературоведения.
4. Литературные роды и жанры
Род – это один из основных разделов в систематике литературных произведений, определяющих три разные формы: эпос, лирика, драма.
Лирика – выразительный род литературы. Предметом является внутренний мир человека, его мысли и чувства. Жанры лирики: ода, стихотворение (пейзажная, гражданская, интимная, философская лирика), элегия, песня, дума, послание, эпиграмма.
Эпос – изобразительный род литературы. Предметом является реальная действительность в ее объективной, материальной данности: характеры, события, бытовая и природная среда, в которой существуют и взаимодействуют герои.
Жанры : малые форы ( рассказ, очерк, новелла ), средние формы ( повесть ), большие формы ( роман, роман-эпопея ).
Рассказ – повествование об одном событии из жизни человека; на единичном примере показывается столкновение характеров, взглядов; свойственна емкость деталей и глубина подтекста.
Очерк – небольшое повествование, рисующее нравы какой-либо среды, тот или иной человеческий тип; художественно-публицистический жанр.
Новелла – необычайное происшествие с динамичным развитием сюжета и его острыми поворотами.
Повесть – повествование о перипетиях человеческой жизни; на этом примере показываются какие-либо закономерности самой жизни.
Роман – повествование о множестве действующих лиц, чьи судьбы переплетаются; предмет изображения – жизнь в ее сложности и противоречивости.
Трагедия воссоздает острые, неразрешимые конфликты и противоречия, в которые вовлечены исключительные личности; непримиримое столкновение враждующих сил; одна из борющихся сторон гибнет.
Драма – изображение личности в ее драматических отношениях с обществом и тяжелых переживаниях; однако существует возможность благополучного разрешения конфликта сталкивающихся сил.
Комедия воспроизводит в основном частную жизнь людей с целью осмеивания отсталого, отжившего.
5. Основные литературные направления
Классицизм (XVII – начало ХIХ в.) Подражание образам античной литературы ; вера в разум рационализма; строгая иерархия жанров: высоких – трагедия, ода, эпопея ; низких – сатира, комедия, басня. Представители: Мольер, А.Д. Кантемир, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин.
Требование подчинения личных интересов человека общественному долгу.
Наличие гражданских мотивов.
Антагонистические противоречия в основе конфликта.
Трагическая заостренность конфликта.
Стремление подчеркнуть в человеке общее; сатирическая типизация.
Сентиментализм (2-я пол. XVIII в.) Приоритет чувства ; значимость понятия «естественного» человека; жанры: элегия, послание, эпистолярный роман, путевые заметки, дневники. Представители: С. Ричардсон, Л. Стерн, Ж.Ж. Руссо, Г.Э. Лессинг, Н.М. Карамзин.
Подчеркнутое внимание к духовному миру героев (в том числе принадлежащих к низшему сословию).
Приоритет естественного чувства над разумом.
Сочувствие к простому человеку.
Откровенность в обрисовке человека.
Система персонажей с одним главным героем.
Неизменяемость характеров действующих лиц.
Неотразимость и демонизм героя – «обаяние Зла».
Экзотика сюжета и места действия.
Тема рока (фатума) в судьбе героя.
Реализм (2-я пол. XIX в. – ХХ в.) Исследование человеческого характера в его связи со средой ; направленность на объективное, правдивое отражение жизни ; отражение глубины и широты охвата действительности; воплощение социально-критического начала; жизнеподобие : создание живого образа реальности; жанровая представленность: роман, повесть, эпопея, лироэпическая драма, лирика. Представители: О. Бальзак, Ч. Диккенс, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов.
Правдивое и достоверное изображение жизни.
Изображение исторически конкретного общества.
Изображение героя, типичного для данной эпохи и среды.
Мотивированность сюжетных коллизий и поступков персонажей.
Изображение жизни и характеров в развитии.
Переосмысление романтического конфликта «герой – общество».
Неразрешенность и неразрешимость конфликта (открытый финал).
6. Форма и содержание литературного произведения неотделимы друг от друга.
Содержание : тема, проблема, идея, конфликт, пафос.
Тема – круг событий и явлений, лежащий в основе художественного произведения, предмет художественного изображения (область отражения реальности).
Проблематика – перечень проблем.
Проблема – острое жизненное противоречие, точка напряженности между существующим и должным, желаемым и реальным. Одна и та же тема может послужить основой для постановки разных проблем (тема крепостного права – проблема внутренней несвободы крепостного, проблема взаимного развращения, уродования и крепостных, и крепостников, проблема социальной несправедливости).
Идея – сущность отношения писателя к жизни; главная обобщающая мысль, лежащая в основе художественного произведения и выраженная в образной форме; авторское отношение к изображаемому; вариант решения главной проблемы. Выражается во всей художественной структуре произведения.
Конфликт – столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия.
Художественная форма : сюжет, композиция, центральные и второстепенные персонажи, характеры, приемы создания образов персонажей, пейзаж, интерьер, художественные детали, художественная речь.
Сюжет – совокупность событий в художественном произведении, представленная в определенной связи, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям; последовательность, ход событий, составляющий содержание художественного произведения.
Композиция – последовательное построение, расположение и взаимосвязь частей, образов, эпизодов художественного произведения.
Стадии развития действия
Экспозиция — условия, которые вызвали к жизни конфликт, общий фон действия, может быть прямой (в начале произведения) или задержанной (в середине или конце произведения).
Завязка — это событие, которое является началом действия.
Кульминация — наивысшая точка напряжения в развитии действия, высшая точка конфликта, когда противоречие достигает своего предела и выражается в особенно острой форме.
Развязка — исход событий. Это итоговый момент в создании художественного конфликта.
Эпилог — всегда заключает произведение. В эпилоге рассказывается о дальнейшей судьбе героев.
Лирическое отступление (внесюжетный, вставной элемент) — отклонение автора от фабулы, авторские лирические вставки на темы, мало или совсем не связанные с главной темой произведения. Они, с одной стороны, тормозят фабульное развития произведения, а с другой — позволяют писателю в открытой форме высказывать свое субъективное мнение по различным вопросам, имеющим прямое или косвенное отношение к центральной теме.
Средства создания образа
1. Эпиграф к литературному произведению может указывать на основную черту характера героя.
5. Психологический анализ персонажа : подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений – внутреннего мира персонажа; здесь особое значение имеет изображение «диалектики души» (движение внутренней жизни героя).
6. Взаимоотношения персонажа с другими героями произведения.
натуралистический (портрет, скопированный с реально существующего человека);
психологический (через внешность героя раскрывается внутренний мир героя, его характер);
идеализирующий или гротескный (эффектные и яркие, изобилующие метафорами, сравнениями, эпитетами).
9. Пейзаж помогает лучше понять мысли и чувства персонажа.
10. Художественная деталь : описание предметов и явлений окружающей персонажа действительности (детали, в которых отражается широкое обобщение, могут выступать как детали-символы).
Образ автора – персонаж, действующее лицо художественного произведения, рассматриваемое в ряду других персонажей, условный носитель авторской речи в прозаическом произведении. Не может отождествляться с писателем, так как является плодом творческого воображения последнего.
Автор-повествователь является одной из форм выражения образ автора.
Литературный герой – образ человека в художественном произведении. Часто употребляется в значении «персонаж», «действующее лицо». Дополнительный смысловой оттенок – позитивная доминанта личности, ее неординарность, исключительность.
Лирический герой – образ поэта (его лирическое «Я»), чьи переживания, мысли, чувства отражены в лирическом произведении. Лирический герой не тождествен биографической личности.
7. Язык художественного произведения:
художественная лексика : тропы (слова и выражения, употребленные в переносном значении), группы слов определенного происхождения и сферы употребления;
синтаксические фигуры : повтор, параллелизм, антитеза, инверсия, риторические вопросы, обращения, восклицания;
эвфония (особенности звучания): благозвучие, ритм, рифма, анафора, эпифора, аллитерация, ассонанс, диссонанс, звуковые повторы.
Тропы (изобразительно-выразительные средства)
Эпитет – образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление.
Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве.
Сравнение – сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак.
Гипербола – художественное преувеличение.
Аллегория – перенесение значений одного круга явлений на другой, например с мира людей на мир животных, иносказание.
8. Проза и поэзия: сходство и различие
В основе создаваемого художественного мира
Действительность в предельно объективизированной оценке писателя; осваивается повседневное бытие людей в его сложности и многогранности; тяготеет к изображению событий, характеров, деталей, которые организуются в сюжет
Субъективное отношение личности к миру; отражаемое детализируется ради выражения отношения к нему. Не ставит задачу передать развитие событий и характеров
Форма отражения действительности
Эпическая. На первом плане – события; переживания либо упоминаются, либо о них приходится только догадываться
Лирическая. На первом плане – переживания. Только через них можно представить события, вызвавшие эти переживания
Важнейший элемент произведения. Внешние обстоятельства воспроизводятся с возможной определенностью и последовательностью
Практически отсутствует. Задача передать развитие событий и характеров не ставится
Определяется сюжетными ходами
Подчинена движению чувств лирического героя
Характер проявляется предметно, в деталях, во взаимодействии с другими характерами. В центре – образ-характер
Характер изображается в отдельных проявлениях и отдельных переживаниях. В центре – образ-переживание
Занимают существенное место
Встречаются редко; крайне лаконичны
Своеобразие художественной речи
Художественная речь – средство описания, изображения предметного мира; используется лексика в богатстве ее предметных значений (фонетика и синтаксис носят вспомогательное значение). Характерно взаимодействие различных речевых планов (автора, рассказчика, персонажей)
Художественная речь – средство передачи экспрессивных эмоций; используется лексика экспрессивного характера; большое значение придается средствам поэтической фонетики и синтаксиса
Стихотворный размер – последовательно выраженная форма стихотворного ритма. Определяется числом слогов, ударений или стоп.
Дактиль – трехсложный размер с ударением на первом слоге. | ` _ _ |.
Амфибрахий («окруженный») – трехсложный размер с ударением на втором слоге. | _ ` _ |
Анапест («перевернутый, отраженный») – трехсложный размер с ударением на третьем слоге. | _ _ ` |
Ритм – повторяемость в стихотворной речи однородных звуковых, интонационных, синтаксических особенностей; периодическое повторение каких-либо элементов стихотворной речи через определенные промежутки; упорядоченность ее звукового строя.
Рифма – повтор звуков, связывающих окончания двух или более строк.
Строфа – повторяющаяся в стихотворной речи группа стихов, связанных по смыслу, а также расположением рифм; сочетание стихов, образующее ритмическое и синтаксическое целое, объединенное определенной системой рифмовки; дополнительный ритмический элемент стиха.
Литературные направления в таблицах
Содержание:
Прежде чем говорить о конкретных литературных тенденциях и жанрах, сначала необходимо узнать о литературных направлениях. Они представляют собой исторические воплощения художественного познания и воспроизведения мира, проявляющееся в идеологическом и эстетическом сообществе группы писателей.
В истории литературы выделяют: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм и постмодернизм.
Литературное направление – особый синтез способа познания реальности посредством искусства и индивидуального стиля творца. Любое литературное направление включает в себя совокупность произведений, имеющих единые черты. В рамках литературного периода может появиться несколько литературных направлений, например, в эпоху Просвещения – классицизм и сентиментализм, а также рококо. Название доминирующего направления часто становится названием целого периода в литературе, а его временные рамки могут выходить за четкие пределы. Литературные направления могут образовывать течения или школы.
Литературные направления
Основные признаки и представители литературного направления
Классицизм
Сентиментализм
Романтизм
Реализм
Критический Реализм
Модернизм
Символизм
Акмеизм
Футуризм
Постмодернизм
Помимо этих основных направлений часто выделяют:
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
6.1 Основные положения
6.1.1 При выборе методов проведения анализа риска аварий ГТС следует учитывать цели анализа риска, тип, класс, назначение и этап жизненного цикла анализируемого ГТС, характер опасностей, объем и качество исходных данных, наличие временных и финансовых ресурсов для проведения анализа риска, опыт и квалификацию исполнителей.
6.1.2 Для проведения анализа риска аварий ГТС рекомендуется использовать хорошо отработанные и апробированные в других отраслях техногенной деятельности методы анализа риска сложных технических систем, с учетом всего спектра отличий ГТС от механических, электрических и технологических систем.
6.1.3 Методы проведения анализа риска аварий ГТС должны удовлетворять следующим общим требованиям:
— методы должны быть научно обоснованы и соответствовать целям анализа риска и анализируемому сооружению;
— методы должны давать результаты в виде, позволяющем лучше понимать уровень риска и намечать наиболее эффективные пути его снижения;
— результаты применения методов должны быть повторяемыми и воспроизводимыми.
6.1.4 На этапе идентификации опасностей рекомендуется использовать один или несколько из перечисленных ниже методов анализа риска аварий ГТС гидроэлектростанции:
— анализ опасности и работоспособности;
— анализ вида и последствий отказов;
— анализ вида, последствий и критичности отказов, другие эквивалентные методы.
6.1.5 Выбор метода или комбинации методов анализа риска аварий ГТС на этапе идентификации опасностей с учетом этапа жизненного цикла сооружений рекомендуется производить в соответствии с рекомендациями, приведенными в таблице 3.
6.1.6 Методы, рекомендованные к использованию, с учетом этапа жизненного цикла ГТС, следует применять изолированно или в дополнение друг к другу, причем качественные и количественные оценки анализа риска аварий ГТС гидроэлектростанции должны сочетаться.
6.1.7 На этапе оценки риска аварий ГТС, для определения качественных или количественных показателей частот прогнозируемых нежелательных явлений, процессов и событий, целесообразно использовать один или комбинацию следующих методов:
— анализ дерева отказов;
— анализ дерева событий;
— математическое моделирование состояния сооружений (статистические, детерминистические, смешанные модели).
Смотри также родственные термины:
Пример расчета к п. 1.8. 10
Смотреть что такое ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ в других словарях:
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
基本原则Синонимы: альфа и омега, введение, начала, основания, основные принципы, основы
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
= основные исходные положения basic assumptions
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
— развернутые предложения, представляющие идеи, содержащиеся в тезисе.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
contenido normativo sustancial, parte dogmática
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
основні засади (положення).
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДОКЛАДА
basic theses of report
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КНИГИ
• základní teze knihy
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ
общие принципы обеспечения безопасности, эксплуатационной пригодности и долговечности строительных сооружений, инженерных систем, конструкций и материалов. основные понятия надежности, классификация строительных сооружений по степени ответственности, нагрузки и воздействий различных видов. Классификация отказов, параметры расчетных моделей и принципы установления нормативных требований по надежности строительных сооружений, конструкций и оснований. основы статистического приемочного контроля в строительстве. смотреть