Что такое основы финансовой грамотности в колледже
Методические материалы учебного курса по финансовой грамотности для учащихся образовательных организаций среднего профессионального образования
Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».
При изучении данного курса желательно, чтобы обучающиеся уже владели базовыми знаниями (в объёме основной школы) об источниках денежных средств семьи и возможных направлениях расходов, о семейном бюджете, инфляции и валютных курсах.
Целями учебно-методического комплекса являются:
Финансовая грамотность: учебная программа. Среднее профессиональное образование.
В пособии представлены цели и задачи курса «Финансовая грамотность» для образовательных организаций среднего профессионального образования, а также планируемые образовательные результаты. Программа включает два варианта учебно-тематического планирования (34 и 68 учебных часов), обзор форм и методов организации учебно-познавательной деятельности, описание подходов к оцениванию образовательных результатов обучающихся.
Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. Среднее профессиональное образование.
В пособии в простой и доступной форме излагаются вопросы финансового благополучия семьи и распоряжения денежными средствами. Помимо таких стандартных тем, как сбережения, кредит, страхование, налоги и пенсии, рассматриваемых в пособии, освещены правовые аспекты взаимоотношений сотрудников с работодателем, вопросы трудоустройства и карьерного роста, организации частного предпринимательства, меры защиты от финансового мошенничества и др. Участвуя в разборе реальных жизненных ситуаций и бизнес-кейсов, в групповых проектах и дискуссиях и выполняя задания на поиск и анализ данных, обучающиеся готовятся к использованию полученных знаний на практике.
Материалы для учащихся 2020 (PDF, 16.20 Мб)
Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя. Среднее профессиональное образование.
Издание содержит общую характеристику методики обучения финансовой грамотности в организациях системы СПО и раскрывает особенности организации занятий (представлены сценарии и планы их проведения). В пособии даны ответы к заданиям из материалов для обучающихся и рабочей тетради, представлены проверочные работы для промежуточного оценивания и итоговая работа по курсу в целом.
Финансовая грамотность: материалы для родителей. Среднее профессиональное образование.
В пособии содержатся информационно-образовательные материалы, которые помогут родителям обучающихся учреждений СПО расширить свой финансовый кругозор, научиться сберегать и инвестировать деньги, вести собственный бизнес и пользоваться такими финансовыми услугами, как кредиты, вклады, ПИФы и страхование (в том числе пенсионное).
Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. Среднее профессиональное образование.
В пособие включены задания для текущего контроля знаний обучающихся по всем темам курса «Финансовая грамотность» для организаций системы СПО. Это задания для самоконтроля и самостоятельной работы. Предлагаемый материал позволяет педагогам проводить проверку знаний, используя различные формы контроля, корректировать методику преподавания, выявлять темы, которым следует уделить пристальное внимание.
Рабочая тетрадь 2020 (PDF, 350 Кб)
Развитие финансовой грамотности молодёжи в системе среднего профессионального образования
Класс: 11
В современном мире финансовая грамотность становиться необходимым условием общей культуры современного молодого человека.
Основы финансовой грамотности необходимы всем нам, так как только в этом случае мы сможем воспользоваться своими правами, предоставляемые нам Конституцией и финансовым законодательством. Например, это право граждан на социальные льготы, такие как оплата лечения, образования и др. Большинство не пользуются своими правами, так как, во-первых, их не знают, во-вторых, не знают, как и в какие сроки необходимо оформить налоговую декларацию, чтобы получить налоговое возмещение.
Одним из актуальных вопросов повышения общей финансовой грамотности молодёжи является их обучение основам банковской деятельности и банковских услуг. Задача развития банковской грамотности у студентов заключается не только в предоставлении информации в данной области, но и формирование у них начальных знаний практического управления личными финансами. Это обусловлено тем, что, начиная с 14-ти лет, у несовершеннолетних возникают финансовые права, закрепленные в действующем законодательстве. Так, согласно статье 26 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от 14-ти до 18-ти лет вправе самостоятельно, без согласия родителей в соответствии с ФЗ «О банках и банковской деятельности» вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими.
Зарубежные аналитики отмечают: «Финансовая грамотность позволит человеку не зависеть от обстоятельств, от воли других людей, системы. Образованный человек сам станет выбирать те пути в жизни, которые будут для него наиболее привлекательными, создавая материальную основу для дальнейшего развития общества».
Финансовая грамотность – сложная сфера, предполагающая понимание ключевых финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих экономической безопасности и благосостоянию людей. К ним относятся умение вести учет поступлений и расходов, планирование бюджета, принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов для накопления средств на реализацию жизненных целей, подготовленность к неблагоприятным ситуациям. Недостаток понимания и практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам, за которые придется расплачиваться в течение многих лет на протяжении жизни.
Финансовая грамотность учащейся молодежи – важнейшее условие долгосрочного оздоровления мировой финансовой системы, эффективная мера повышения стандартов качества жизни и финансовой безопасности населения и будущих поколений граждан.
В этой связи, им необходимы прикладные навыки в управлении личными денежными средствами. Следует также отметить, что современное молодое поколение является активным потребителем и все больше становится объектом внимания розничных торговых сетей, сервисных компаний, производителей банковских услуг, реализующих, в том числе и совместные проекты. Недостаток понимания и практических навыков в сфере сбережения, кредитования, оплаты услуг может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам, за которые возможно придется расплачиваться в течение многих лет.
Поэтому в СПО в тесной связи с трудовым обучением должно обеспечиваться экономическое воспитание и формирование финансовой грамотности студентов.
А это значит, что обучающиеся должны включаться в активную экономическую деятельность.
Экономическое воспитание – это организованная педагогическая деятельность специально продуманная система работы, направленная на формирование экономического сознания и финансовой грамотности обучающихся. В процессе ее осуществления обучающиеся усваивают сумму понятий и представлений об организованной и эффективной экономике, о развитии производственных отношений, о действующем хозяйственном механизме.
Экономическое воспитание обеспечивает развитие экономического мышления, формирования нравственных и деловых качеств, образующихся в экономической деятельности: общественной активности, предприимчивости, инициативности, хозяйского бережного, честного отношения к общественному достоянию, ответственности, обновлению технологических процессов и оборудования, высокому качеству, личному успеху и благополучию. Единство экономической подготовки, финансовой грамотности и экономической деятельности представляет собой экономическую культуру.
Сегодня требования рынка таковы, что требуются широко образованные грамотные специалисты, обладающие соответствующей реакцией, самостоятельностью мышления, инициативностью и ответственностью. Молодым людям, стремящимся создать собственный бизнес или сделать стремительную карьеру в крупной корпорации, необходимо уметь пользоваться новыми финансовыми инструментами, иметь экономическое образование.
Востребованность различных специальностей меняется со временем. Существует мнение, что профессия экономиста не такая престижная, как в 90-е годы. Позвольте с этим не согласиться. Сейчас профессия финансиста является одной из наиболее востребованных. Вот только рынок труда ждет экономистов новой формации. Пришедшие на российский рынок иностранные компании заинтересованы в грамотном персонале, умеющем вести бизнес, знающем, что такое деловой этикет. Отечественная экономика, также очень нуждается в грамотных специалистах.
Экономическое воспитание и формирование финансовой грамотности в ГБПОУ МО «Люберецком техникуме имени Героя Советского Союза, лётчика, космонавта Ю.А.Гагарина» осуществляется на уроках по всем основным предметам. Общеобразовательный цикл обеспечивает усвоение обучающимися основных понятий экономики.
Учащиеся узнают об экономическом бизнесе как совокупности производственных отношений, о производительных силах и их размещении, о различных экономических системах, основанных на тех или иных формах собственности и способах распределения материальных благ, вносят свой вклад в предметы естественного цикла.
На уроках математики обучающиеся решают задачи экономического содержания.
Уроки физики, биологии, химии демонстрируют им использование в производстве достижений науки и техники, обеспечивающих рост производительности труда.
Прямо связанно с задачами интенсификации производства изучение обучающимися информатики и вычислительной техники, обеспечение компьютерной грамотности.
Особую роль, в экономическом воспитании обучающихся принадлежит учителям профессиональных дисциплин. Практически это единственные специалисты техникума, получившие подготовку в области конкретной экономики и финансах.
Благодаря этому они должны быть своеобразными консультантами по осуществлению экономической и финансовой подготовки обучающихся во всем учебно-воспитательном процессе, координировать эту работу в техникуме.
То есть активно включать обучающихся в экономическую и финансовую деятельность. В определенной мере это осуществляется в процессе обучения (выполнения упражнений, решения практических задач).
Но главное – практическое включение обучающихся в экономическую жизнь в процессе общественно полезной деятельности.
В деятельности мастера производственного обучения экономическое воспитание осуществляется в результате прямого участия обучающихся в общественно полезной работе и сохранении общественных богатств. Ребята оберегают имущество техникума.
Особое значение в экономическом воспитании и финансовой грамотности обучающихся приобретает специальное изучение ими общих вопросов экономического развития общества.
Система среднего профессионального образования за последние годы значительно окрепла. Важнейшей ее задачей является наряду с практической деятельностью широкое ознакомление учащихся с конкретными проблемами экономики.
В условиях совершенствования рынка труда идет интенсивный процесс формирования труженика нового типа, которому присущи (наряду с высоким общеобразовательным уровнем, широкими политехническими знаниями и профессиональным мастерством) сознательное, творческое отношение к труду, забота об общих результатах производства, активное участие в управлении общественным производством.
В современных условиях дальнейшее развитие всех черт работника нового типа приобретает особую актуальность и значимость в связи с переводом экономики на путь интенсивного развития НТП (научно-технического процесса). Это относится также и к затратам живого труда и повышения эффективного использования рабочего времени.
Роль факультетов по экономике в экономическом воспитании обучающихся
Между различными дисциплинами не всегда существуют четкие границы, и это дает возможность проработки интегративных тематических линий и их объединения. Экономика тесно взаимодействует с естественными, техническими и гуманитарными областями знаний.
В процессе изучения факультативных курсов учащиеся познают основные экономические категории и овладевают умениями ориентироваться в главных вопросах экономической жизни страны.
Умение читать и анализировать таблицы, графики, диаграммы, знакомиться с особенностями специальных уроков или бесед по экономике.
Поэтому экономическое воспитание требует гармоничного взаимодействия между современными знаниями и хорошую практическую подготовку, то есть «теснее увязать их с требованиями жизни».
Анализ показывает, что резервы улучшения экономического воспитания обучающихся далеко не исчерпаны.
Воспитательное значение факультативов по экономике многогранно.
Знание закономерностей развития общества формирует мировоззрение, сознательное отношение к выбору профессии, показывает необходимость активной творческой работы каждого члена общества во имя укрепления экономической мощи нашей страны.
Внеклассная работа по экономическому воспитанию обучающихся.
Сюда относится работа кружков экономических знаний:
В системе экономического воспитания учащихся большое значение имеют производственные экскурсии, встречи с руководителями предприятий отрасли.
Содержание этих форм экономического воспитания тщательно планируется с целью последовательного систематического ознакомления учащихся с актуальными экономическими проблемами, образцовым ведением дела
Развитию способностей к труду помогает участие обучающихся в различных формах самоуправления.
Участие в управлении расширяет кругозор ребят, помогает им осмыслить сущность и цели воспитания.
Чтобы каждый чувствовал себя хозяином техникума, активно участвовал в управлении делами своего коллектива.
Привлечение обучающихся к управленческой деятельности, так же как и создание в каждом учебном заведении атмосферы бережного отношения к общественному добру; учебному времени, непримиримости к бесхозяйственности.
Повышение эффективности экономического воспитания во внеурочное время в большей степени зависит от согласованных действий профессиональной школы, семьи.
Очевиден тот факт, что если воспитание в учебном заведении не подкрепляется участием родителей в данном процессе, то эффективность формирования тех или иных качеств резко снижается.
Немаловажным является также экономическое воспитание в семье. Оно призвано решать следующие задачи:
Но пока возможности экономического воспитания детей в семье используются недостаточно.
Чтобы устранить этот недостаток, необходимо расширить и углубить пропаганду экономических знаний среди родителей, обучать их формам и методам экономического воспитания.
Основы финансовой грамотности для первокурсников
Дата публикации: 07.08.2018 2018-08-07
Статья просмотрена: 2353 раза
Библиографическое описание:
Бойченко, Е. В. Основы финансовой грамотности для первокурсников / Е. В. Бойченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 31 (217). — С. 83-87. — URL: https://moluch.ru/archive/217/52274/ (дата обращения: 20.12.2021).
Быть финансово грамотным сегодня — это модно. это престижно. это выгодно? Или это необходимость и действительность сегодняшних дней…
Цель финансового просвещения студентов — доставка понятной качественной информации до каждого нуждающегося в ней потребителя.
Финансовая грамотность — это совокупность способностей, которые, хотя и приобретаются в процессе финансового образования в школе и вузе, но осваиваются и проверяются на практике в течение жизни.
Чтобы не быть голословным, в подтверждение вышесказанному предлагаем вашему вниманию любопытную информацию. В ноябре 2015 года, международное рейтинговое агентство Standard&Poor’s исследовало уровень финансовой грамотности в разных странах. И выяснилось, что по этому важнейшему показателю Россия находится на одном уровне с Мадагаскаром, Камеруном, Кенией, ОАЭ, Сербией и Беларусью (Россия занимает 55-е место в рейтинге стран с финансово грамотным населением, в нашей стране всего 38 % взрослого населения являются финансово грамотными) [1].
По этой же причине в последние 10 лет в России уделяется значительное внимание повышению уровня финансовой грамотности. Повышение финансовой грамотности рассматривается как важнейший фактор, способствующий развитию инвестиционного потенциала, экономического развития всех субъектов РФ, а также повышению качества жизни населения.
Грамотность в сфере финансов, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Современная школа обучает школьников всему: читать, писать, считать, но не готовит к реальной жизни, к трудностям на пути взросления и становления личности во всех сферах жизни, в особенности в вопросах финансового образования. Далее, поступая в колледж, молодые люди думают, что они взрослые, так как имеют незначительную самостоятельность в принятии своих решений. Но не имея опыта и определенных знаний в сфере финансовой грамотности бывшие школьники делают много ошибок даже не осознавая, что их совершают.
Однако уроки финансовой грамотности очень важны и как нельзя актуальны в современных российских условиях. Нынешние российские школьники уже активно пользуются «благами» капитализма — покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. Они уже с довольно раннего возраста переходят в категорию потребителей. Умение пользоваться деньгами для них уже крайне важно, так как именно детский мозг больше всего подвержен влиянию рекламы, и транснациональные корпорации уже вовсю наживаются на детях и подростках. [2].
Современному студенту необходимо принимать огромное количество решений, в том числе и связанных с деньгами. А как правильно распоряжаться их не научили не в школе, ни родители. Так как большинство родителей сами живут от зарплаты до зарплаты, берут кредиты, которые загоняют семью в «долговую яму». Ведь практика ведения семейного бюджета и ежемесячное подведение итогов доходов и расходов в семье — это не часто встречающее явление в российских семьях. Зачастую дети не понимают ценности деньгам, а родители не понимают, почему их дети не экономят их тяжело заработанные деньги.
Нельзя представить себе мир сегодня без денег. Деньги окружают человека с самого рождения и становятся одним из главных условий жизни. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня просто необходимы.
На занятиях по «Основам экономике» для первокурсников, много внимания уделяется основным экономическим понятиям, основам современной рыночной экономике, механизмам функционирования микроэкономике, проблемам национальной экономике и только несколько занятий посвящено изучению семейного бюджета, правильному формированию доходов и расходов семьи.
Общеобразовательная Учебная дисциплина Экономика, как базовая основа финансовой грамотности, должна формировать у первокурсников:
– представления об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук; особенностях её методологии и применимости экономического анализа в других социальных науках; понимание эволюции и сущности основных направлений современной экономической науки;
– владение системными экономическими знаниями, включая современные научные методы познания и опыт самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики;
– владение приёмами работы со статистической, фактической и аналитической экономической информацией; умение самостоятельно анализировать и интерпретировать данные для решения теоретических и прикладных задач;
– умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам, различным аспектам социально-экономической политики государства;
– сформированность системы знаний об институциональных преобразованиях российской экономики при переходе к рыночной системе, динамике основных макроэкономических показателей и современной ситуации в экономике России
Сегодняшних студентов необходимо ориентировать в финансовых продуктах, которые помогут сформировать инвестиционные проекты, помочь накопить сбережения, чтоб достичь финансовых целей:
– научить составлять личный финансовый план и делать необходимые расчеты;
– научить вести учет и тщательное планирование своих финансовых средств;
– научить знаниям, какие финансовые продукты помогут сформировать долгосрочные накопления;
– научит владению навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет;
– научить применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заёмщика, акционера, наёмного работника, работодателя, налогоплательщика);
– научить оценивать и аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам.
Поэтому для реализации таких умений необходимо на занятиях применять «жизненно-имитационные» ситуации для описания или разрешения которых, учащиеся используют различные предметные знаний и способы деятельности из своего личного опыта. Только тогда, когда студент оценивает ситуационную задачу на личном примере, он сможет реально оценить и сопоставить все решения за и против и в конце принять единственно правильное решение. Истории из жизни плюс практические советы на занятиях будут полезны и пригодятся в дальнейшей жизни студента: как выбирать товар в супермаркете, чтобы не купить лишнего, как сэкономить деньги до следующей стипендии, как научиться экономить (например, на проезде, на еде).
Для реализации комплекса мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности у студентов на занятиях по Экономике я, как преподаватель применяю несколько методов, для более качественной подготовки студентов.
Экономику на первом курсе изучают 92 студента, из разных уголков Ростовской области и Краснодарского края.
Мною проводится анкетирование и опрос студентов в сфере финансовой грамотности. Актуальность опроса, а в дальнейшем и обучение рассматриваемой возрастной группы возрастает в связи с очень низкой осведомленностью студентов в финансовых вопросах. Результаты анкетирования показывают, что молодые люди в большинстве своем не откладывают средства на будущее, предпочитают хранить свои деньги в копилке, имеют задолженность, берут деньги взаймы, покупают много лишнего товара, не ведут подсчет расходов и доходов и не задумываются о финансовом благополучии. Результаты опроса студентов первокурсников представлены в диаграммах.
Анкетирование проводилось в начале учебного года и в конце. Данные в конце года существенно отличаются от начального анкетирования студентов. Это говорит о том, что за год студенты узнали много нового в сфере финансовой грамотности.
Рис. 1. Диаграмма анкетирования студентов
Рис. 2. Диаграмма анкетирования студентов
Рис. 3. Диаграмма анкетирования студентов
Также на занятиях по «Экономике» студентам в начале и в конце года дается одно и тоже задание: Составить свой личный семейный бюджет за месяц и проанализировать, какие статьи бюджета составляют большую часть расходов и какие внешние факторы влияют на это. И сделать вывод является ли бюджет профицитным или же он дефицитный.
Анализируя работы студентов первокурсников в начале года, можно сделать вывод, что они тратят все деньги, которые получают независимо от источников дохода (стипендии, помощи родителей). И с большой уверенностью, что в следующем месяце будет все также. Большую часть расходов они тратят на питание до 60 % и собственные нужды 40 % (оплата мобильной связи, проезд, развлечения).
Анализируя работы студентов в конце учебного года, можно увидеть небольшой прогресс в формирование личного бюджета. Особо порадовало появление такой статьи, как сбережение. За год учебы методом проб и ошибок большая часть студентов (это 35 %) пришла к выводу, что можно определенную сумму откладывать, для осуществления своих целей. Некоторые студенты это около 10 % научились экономить на проезде. Около 15 % студентов научились экономить на еде, покупая только здоровую пищу и не покупая вредные для здоровья товары (чипсы, сухарики, газированную воду). Расходы на питание уменьшилось на 10 % и составляют в среднем около 50 %, расходы на собственные нужды (оплата мобильной связи, проезд, развлечения) также уменьшились и составляют около 35 %. Оставшиеся 15 % от дохода студенты предпочитают экономить, тратя на личные нужды.
Рис. 4. Диаграмма работ студентов на начало учебного года и конец учебного года
Правильно планировать свой личный бюджет пригодится студентам в их дальнейшей жизни, это первая ступень в познание финансовой грамотности.
Также в колледже проводятся олимпиады по экономике. Студенты, набравшие большее количество баллов, выходят в финальную часть соревнований и также соревнуются между собой, выявляя победителя среди первокурсников олимпиады по «Экономике».
Главное, что должны донести до студентов занятия по финансовой грамотности — деньги нужно зарабатывать и уметь тратить так, чтобы они принесли максимальную пользу, а не сиюминутное удовлетворение. [2].
Для начинающих постигать основы финансовой грамотности, обязательными к прочтению являются книги следующих авторов: Бодо Шеффер, Наполеон Хилл, Владимир Савенок, Джордж С. Клейсон, Роберт Кийосаки.
Нужно также прочитать следующую литературу: Даниэль Голди и Гордон Мюррей «Инвестиционный ответ. Как защитить свое финансовое будущее». Томас Дж. Стэнли и Уильям Д. Данко «Ваш сосед — миллионер». Дэниел Канеман «Думай медленно, решай быстро». Карл Ричардс «Психология инвестиций. Как перестать делать глупости со своими деньгами». А. Горяев, В. Чумаченко «Финансовая грамота». Джо Домингес, Вики Робин, Моник Тилфорд «Кошелек или жизнь? Вы контролируете деньги, или Деньги контролируют вас». Экер Харв «Думай как миллионер». Бенджамин Грэхем «Разумный инвестор» [1].