Что такое основы композиции

Разбираемся в законах композиции за 10 минут

Законы композиции пригодятся иллюстраторам, визуализаторам и дизайнерам. Чтобы узнать все самое необходимое, достаточно нашей статьи.

Что такое основы композиции. Смотреть фото Что такое основы композиции. Смотреть картинку Что такое основы композиции. Картинка про Что такое основы композиции. Фото Что такое основы композиции

Что такое основы композиции. Смотреть фото Что такое основы композиции. Смотреть картинку Что такое основы композиции. Картинка про Что такое основы композиции. Фото Что такое основы композиции

Любая дизайнерская работа, будь то иллюстрация, визуализация или
3D-сцена, начинается с построения композиции.

Связь между объектами

Построение композиции стоит начинать с распределения ролей задействованных объектов. Если каждый из них будет притягивать внимание в равной степени, то зритель просто растеряется и не поймет, чему посвящена картинка, и, скорее всего, посчитает ее неинтересной. Именно поэтому важно подчеркнуть главный объект визуализации и, уже отталкиваясь от него, строить композицию, пользуясь приемами привлечения внимания, о которых мы поговорим ниже.

Золотое сечение

Про принцип построения композиции на основе золотого сечения слышали даже те, кто не имеет ничего общего с миром искусства. Интересно, что он использовался еще древними египтянами при строительстве пирамид, хотя историки и спорят о том, насколько осознанно жители Древнего Египта применяли золотое сечение.

Первое упоминание принципа связывают с именем Евклида, который применил золотое сечение для построения правильного прямоугольника. В искусстве принцип получил широкое распространение начиная с Леонардо да Винчи — наверняка вы знаете его легендарный рисунок «Витрувианский человек», наглядно демонстрирующий связь этого принципа с пропорциями человеческого тела.

Что такое основы композиции. Смотреть фото Что такое основы композиции. Смотреть картинку Что такое основы композиции. Картинка про Что такое основы композиции. Фото Что такое основы композиции

Пишет про дизайн в Skillbox. Работает директором по маркетинговым коммуникациям, изучает рекламную графику и 3D.

Источник

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ | Часть №2

Что такое основы композиции. Смотреть фото Что такое основы композиции. Смотреть картинку Что такое основы композиции. Картинка про Что такое основы композиции. Фото Что такое основы композиции

Основные принципы (законы) композиции:
— целостность,
— равновесие,
— соподчиненность, подчиненность второстепенного главному, то есть наличие доминанты;

Что такое основы композиции. Смотреть фото Что такое основы композиции. Смотреть картинку Что такое основы композиции. Картинка про Что такое основы композиции. Фото Что такое основы композиции

Что такое основы композиции. Смотреть фото Что такое основы композиции. Смотреть картинку Что такое основы композиции. Картинка про Что такое основы композиции. Фото Что такое основы композиции

Если взять такую фигуру, как круг, и расположить его в геометрическом центре плоскости, то, казалось бы, должен получиться эффект наиболее устойчивого равновесия. Но зрительно круг воспринимается сдвинутым немного вниз.
По законам зрительного восприятия, в силу оптических иллюзий глаз переоценивает верхнюю часть и недооценивает нижнюю часть плоскости, поэтому любую фигуру, чтобы она казалась расположенной в центре, необходимо немного поднять вверх.

Что такое основы композиции. Смотреть фото Что такое основы композиции. Смотреть картинку Что такое основы композиции. Картинка про Что такое основы композиции. Фото Что такое основы композиции

На вес изобразительных элементов влияет их форма.
Геометрически правильная форма воспринимается тяжелее, чем неправильная. Самой тяжелой фигурой является квадрат в устойчивом положении. Треугольник устойчив в том положении, когда одна его сторона совпадает с горизонталью плоскости.

Что такое основы композиции. Смотреть фото Что такое основы композиции. Смотреть картинку Что такое основы композиции. Картинка про Что такое основы композиции. Фото Что такое основы композиции

Что такое основы композиции. Смотреть фото Что такое основы композиции. Смотреть картинку Что такое основы композиции. Картинка про Что такое основы композиции. Фото Что такое основы композиции

Мозг человека может одновременно активно воспринять не более 5-7 элементов или групп. При большом количестве элементов композиция не воспринимается как целое и кажется раздробленной. Потребность «организовать», «группировать» элементы формы является свойством человеческой психики.

Что такое основы композиции. Смотреть фото Что такое основы композиции. Смотреть картинку Что такое основы композиции. Картинка про Что такое основы композиции. Фото Что такое основы композиции

Правила группировок основаны на применении «принципа подобия». Группирующий эффект может возникать в нашем сознании путем:
• «подобия по размерам»,
• «подобия на основе формы»,
• «подобия по скорости»,
• «подобия света и цвета»,
• «подобия по расположению» (правилом близости или родства),
• «подобия пространственной ориентации»,
• «подобия по направлению».

✔️ КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЦЕНТР

Что такое основы композиции. Смотреть фото Что такое основы композиции. Смотреть картинку Что такое основы композиции. Картинка про Что такое основы композиции. Фото Что такое основы композиции

• Поддержкой называют второстепенные элементы/мотивы, которые поддерживают композиционный центр. Поддержка всегда менее активна, чем главный композиционный элемент.

Источник

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ | Часть №4

Что такое основы композиции. Смотреть фото Что такое основы композиции. Смотреть картинку Что такое основы композиции. Картинка про Что такое основы композиции. Фото Что такое основы композиции

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ ЯЗЫК ОПЕРИРУЕТ

Выразительные средства композиции: точка, пятно, линия, тон, цвет, фактура, текстура. Все они являются в то же время элементами композиции, которые могут приобретать более сложные формы, превращаться в различные системы и мотивы.

✔️ ТОЧКА ЛИНИЯ ПЯТНО

Изобразительная форма начинается с точки.
Точка (в изображении) – предельно минимальная фигура на плоскости, атомарный графический элемент. В зависимости от акцентировки точка может быть жирной, либо едва заметной, в связи с неопределённостью фигуры – крупной или мелкой. Увеличение точки в масштабе приводит к образованию пятна (т.е. к конкретизации фигуры изображения).

Что такое основы композиции. Смотреть фото Что такое основы композиции. Смотреть картинку Что такое основы композиции. Картинка про Что такое основы композиции. Фото Что такое основы композиции

Линия лежит всеми своими точками на поверхности листа бумаги и этим как бы удерживает изображение в пределах формата, подчеркивая двухмерность плоскости. Однако в линейном наброске возможно решение и пространственных задач.

Закон предполагает пятна/мотивы трех размеров: большого, среднего и малого, которые выражают все многообразие природных величин/образований.

Можно выделить три основные операции преобразования форм:
• деформация (от лат. deformatio – искажение) – искажение формы, выраженное во внешнем видоизменении ее частей (растяжение, сжатие, изгиб, кручение и т.п.);
• модернизация (от фр. moderne — современный) – обновление, усовершенствование формы, обогащение её деталями;
• трансформация (от лат. transformo – преобразую) – сущностное преобразование целостной структуры изображения, переход из одной изобразительной системы в другую.

Основные приёмы комбинаторики элементов/мотивов, построения новых комбинаций заданных фигур: наложение; пересечение; сдвижка; удаление, сближение, пауза; группировка.
• Взаимодействие фигур в наложении приводит к образованию общих зон, контрастных по тону к
свободным участкам этих фигур. В случае пересечения одна фигура может полностью перекрывать другую, образуя разные пространственные планы (перекрывание), либо врезаться в другую, рассекая её форму в месте пересечения (врезка).
• Если отдельные элементы/мотивы примыкают друг к другу, то они собираются в цельную массу с единым очертанием пятна.
• Сдвижка связана с процессом децентрации элементов. При сдвижке объект и его полное либо или
частичное повторение (дублирующий образ) могут накладываться друг на друга, варьироваться в условном пространстве, что способствует передаче ощущения динамики. Как правило, сдвижка производится с помощью использования приёмов симметрии (параллельный перенос, гомотетия, поворот и т.д.). Аналогично – сдвижка частей фигуры по оси симметрии, либо иной линии пересечения приводит к образованию новой пластической конфигурации и замене статического равновесия элементов формы динамическим.
• Удаление и сближение элементов – приёмы их ритмической организации. Паузы (пустоты) – расстояния, образованные между ритмическими элементами.
Различные группировки элементов создаются как на основе пространственной близости, так и по др. признакам (форма, размер, тон, динамика и т.д.)

Что такое основы композиции. Смотреть фото Что такое основы композиции. Смотреть картинку Что такое основы композиции. Картинка про Что такое основы композиции. Фото Что такое основы композиции

Композиции бывают:
• Линейные;
• Пятновые;
• Линейно-пятновые.

Три стандартных качества цвета — тон (собственно цвет), насыщенность и светлота — тесно
связаны с непервичной, но для композиции очень важной характеристикой — яркостью.

Именно яркость зрительно выделяет предмет, играет роль контраста.
Когда композиция строится в основном цветом, целостность достигается сближением пятен по
светлоте, тогда различие в тонах и насыщенности может оставаться значительным.
Цветовую композицию можно определить как равновесие различных по форме, цвету и интенсивности масс.
Если гармоничность композиции строится в монохромии или близких тонах, то различие в светлоте тоже желательно уменьшить. Эта ситуация весьма сходна с такими средствами композиции, как контраст или нюанс.
Часто свойство цвета используется для создания иллюзии приближения или отдаления предмета:
насыщенные теплые тона как бы приближают, а холодные, малонасыщенные тона отдаляют. Таким
образом, только с помощью цвета можно передавать пространство.
Вездесущность цвета дает ему право считаться универсальным и необходимым (то есть цвет нельзя
обойти) средством композиции.
Цвет – это средство, которое вызывает у зрителя эмоциональные ощущения, через цвет можно передать эмоциональное состояние, настроение.

Чтобы создать уравновешенную в цветовом отношении композицию необходимо придерживаться следующих правил:
1. Использовать небольшое количество цветов. В формальной композиции доминировать может один, два, реже, три цвета. Использование в композиции множества цветов и цветовых
оттенков ведет к нарушению равновесия и цветовому хаосу.
2. Чтобы выделить композиционный центр, необходимо использовать цвета, которые не встречаются в других частях композиции.
3. Необходимо четко определить вид цветовой гармонии.

Что такое основы композиции. Смотреть фото Что такое основы композиции. Смотреть картинку Что такое основы композиции. Картинка про Что такое основы композиции. Фото Что такое основы композиции

Гармонические цветовые сочетания можно разделить на контрастные и нюансные. Контраст может быть хроматическим и светлотным.
Нюансные гармонии могут строиться на основе цветов одного цвета, но разного оттенка, из цветов разного тона, но расположенных близко в цветовом круге. Также нюансные ряды могут строиться на сочетании ахроматических цветов или хроматических и ахроматических.

Гармонические цветовые сочетания можно построить на основе:
— сочетания ахроматических тонов (белых, черных и серых);
— сочетания однотоновых (монохромных) цветов, их также можно дополнять ахроматическими цветами;
— сочетания родственных цветов (цветов одной четверти цветового круга);
— сочетания родственно-контрастных цветов;
— сочетания контрастных или дополнительных цветов.

С помощью ахроматических тонов возможно создание изысканных и строгих композиций. Монохромные сочетания являются самым простым видом цветовой гармонии. Сочетания родственных цветов дают спокойную и выдержанную гамму. В композициях, построенных на сочетании контрастных и дополнительных цветов, важно найти пропорциональные отношения цветовых пятен, так, чтобы дополнительные цвета не были взяты в одинаковых количествах, иначе композиция распадётся на
части. Соотношение масс контрастных цветов (светлых и темных, холодных и теплых) чаще приближается к пропорциям золотого сечения.
Ритмическая организация цветовых пятен также является очень важным средством в композиции.

✔️ ФАКТУРА ТЕКСТУРА

Что такое основы композиции. Смотреть фото Что такое основы композиции. Смотреть картинку Что такое основы композиции. Картинка про Что такое основы композиции. Фото Что такое основы композиции

Характер поверхности, или фактуру, мы воспринимаем обыч­но зрительно — как она отражает или поглощает свет, а также ося­зательно — проводя рукой по предмету. Однажды соприкоснув­шись с фактурой или каким-либо материалом, мы надолго сохра­няем ощущение от его поверхности и легко воскрешаем это ощущение. Фактура может вызывать у зрителя различные эмоциональные ощущения, оказывать на него психологическое воздействие. Она может быть приятной и неприятной, беспокойной и монотонной, радостной и скучной, роскошной и корявой, нежной и колючей.
В сочетании с формой фактура объема или пятна может значительно усилить воздействие на зрителя, на его чувственно-эмоциональное восприятие, вызвать определенные образы, воспоминания, ассоциации.

Что такое основы композиции. Смотреть фото Что такое основы композиции. Смотреть картинку Что такое основы композиции. Картинка про Что такое основы композиции. Фото Что такое основы композиции

Текстура – характеризует внутреннее строение формы.
Текстура имеет поистине безграничное разнообразие, во многих случаях именно текстура создает
эстетическую особенность произведения.

✔️ ПРАВИЛА ПОСТРОЕНИЯ ФОРМАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ

Источник

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ | Часть №3

Что такое основы композиции. Смотреть фото Что такое основы композиции. Смотреть картинку Что такое основы композиции. Картинка про Что такое основы композиции. Фото Что такое основы композиции

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ

Средствами создания художественной формы являются: симметрия, асимметрия, пропорции, ритм,
масштаб, контраст, нюанс, т.е. явления, присущие природным формам.

Симметрия является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство.
/Г.Вейль/

Симметрия – равентсво, тождество, схожесть.
Симметрия предполагает неизменность не только самого объекта, но и каких-либо его свойств по отношению к преобразованиям, выполненным над объектом. Неизменность тех или иных объектов может наблюдаться по отношению к разнообразным операциям – к поворотам, переносам, взаимной замене частей, отражениям и т.д. В связи с этим выделяют разные виды симметрии.

Симметрии на плоскости бывают:
Зеркальная симметрия — основывается на равенстве двух частей фигуры, расположенных одна относительно другой как предмет и его отражение в зеркале. Воображаемая плоскость, которая делит такую фигуру пополам, называется плоскостью симметрии.

Что такое основы композиции. Смотреть фото Что такое основы композиции. Смотреть картинку Что такое основы композиции. Картинка про Что такое основы композиции. Фото Что такое основы композиции

Осевая симметрия — связана с вращательным движением и повтором элементов вокруг оси симметрии, т. е. линии, при повороте вокруг которой фигура может неоднократно совмещаться сама с собой.

Что такое основы композиции. Смотреть фото Что такое основы композиции. Смотреть картинку Что такое основы композиции. Картинка про Что такое основы композиции. Фото Что такое основы композиции

Что такое основы композиции. Смотреть фото Что такое основы композиции. Смотреть картинку Что такое основы композиции. Картинка про Что такое основы композиции. Фото Что такое основы композиции

Что такое основы композиции. Смотреть фото Что такое основы композиции. Смотреть картинку Что такое основы композиции. Картинка про Что такое основы композиции. Фото Что такое основы композиции

Что такое основы композиции. Смотреть фото Что такое основы композиции. Смотреть картинку Что такое основы композиции. Картинка про Что такое основы композиции. Фото Что такое основы композиции

Что такое основы композиции. Смотреть фото Что такое основы композиции. Смотреть картинку Что такое основы композиции. Картинка про Что такое основы композиции. Фото Что такое основы композиции

Асимметрия значит отсутствие соразмерности, полное нарушение симметрии, повторяющиеся элементы отсутствуют или их нельзя совместить путём сдвигов или поворота.
Диссимметрия – частичное нарушение симметрии. Диссимметрия хорошо воспринимается, так как, обладая структурными качествами симметрии, содержит больше свободы.

Что такое основы композиции. Смотреть фото Что такое основы композиции. Смотреть картинку Что такое основы композиции. Картинка про Что такое основы композиции. Фото Что такое основы композиции

В композициях ритм может быть явным и скрытым:
• явный ритм очевиден, если, например, поместить элементы на полосатый фон;
• скрытый ритм представляет собой сложное чередование акцентов, иногда смысловых, направлений, технических приемов.

Существует метрический и ритмический порядок.
Метр и ритм в основе своей имеют симметрию. Но ритм, к отличие от метра, строится на основе разных, но повторяющихся элементов. В отличие от метрического повтора закономерность, на которой основан ритм, выражается в постепенных количественных изменениях в ряду чередующихся элементов – в нарастании или убывании чередований, объема или площади, в сгущениях или разрежениях структуры, силы тона и т.п.

Динамический ритмический ряд можно построить следующими способами:
• увеличением или уменьшением элемента по величине при одинаковых интервалах;
• возрастанием или убыванием интервала, но при одинаковых элементах;
• одновременным возрастанием или убыванием и элементов, и интервалов.
Обязательным условием при построении ритмического ряда должно быть ясное его прочтение. Поэтому элементы или интервалы должны повторяться не менее 3-5 раз.

Что такое основы композиции. Смотреть фото Что такое основы композиции. Смотреть картинку Что такое основы композиции. Картинка про Что такое основы композиции. Фото Что такое основы композиции

Ритм проявляется, таким образом, в закономерном изменении порядка. Сбой ритма, как правило, ведет к серьезным нарушениям целостности, в то время как композиционно продуманное изменение в метрическом ряду не только возможно, но подчас во многих отношениях желательно.

Что такое основы композиции. Смотреть фото Что такое основы композиции. Смотреть картинку Что такое основы композиции. Картинка про Что такое основы композиции. Фото Что такое основы композиции

Метр и ритм могут взаимно сочетаться.

✔️ МАСШТАБ ПРОПОРЦИЯ

Что такое основы композиции. Смотреть фото Что такое основы композиции. Смотреть картинку Что такое основы композиции. Картинка про Что такое основы композиции. Фото Что такое основы композиции

Другие виды пропорциональных отношений:
— арифметическая прогрессия: 1, 3, 5, 7, 9…;
— геометрическая прогрессия: 1, 3, 9, 27, 81…;
— квадратичные отношения: 2, 4, 16, 256…;
— ряд Фибоначчи: 1, 2, 3, 5, 8… и др.

Что такое основы композиции. Смотреть фото Что такое основы композиции. Смотреть картинку Что такое основы композиции. Картинка про Что такое основы композиции. Фото Что такое основы композиции

МАСШТАБ
Масштабность – соразмерность принятому эталону. Существуют композиции, строящиеся на использовании мелкого масштаба, например, как на географических картах, и строящиеся
на крупных планах, например, фотографии макросъемки. Эффект создаваемой композиции зависит
от того, как выбранный масштаб и размер изображения соответствуют цели автора.
Важно заметить, что подсознательно эталоном для сравнения у человека является сам человек.

Что такое основы композиции. Смотреть фото Что такое основы композиции. Смотреть картинку Что такое основы композиции. Картинка про Что такое основы композиции. Фото Что такое основы композиции

✔️ КОНТРАСТ НЮАНС ТОЖДЕСТВО

Что такое основы композиции. Смотреть фото Что такое основы композиции. Смотреть картинку Что такое основы композиции. Картинка про Что такое основы композиции. Фото Что такое основы композиции

Одномерный контраст – контраст только по одному параметру, например по форме
Многомерный контраст – контраст по нескольким параметрам сразу: например, форма и цвет.

Что такое основы композиции. Смотреть фото Что такое основы композиции. Смотреть картинку Что такое основы композиции. Картинка про Что такое основы композиции. Фото Что такое основы композиции

Что такое основы композиции. Смотреть фото Что такое основы композиции. Смотреть картинку Что такое основы композиции. Картинка про Что такое основы композиции. Фото Что такое основы композиции

• Если элементы композиции сходны по форме, размерам, фактуре, пластике или другим свойствам, то в этом случае речь идет о тождестве.
Тождество – отношение полностью сходных объектов.
Используется несколько реже контраста и нюанса, так как обладает меньшими выразительными возможностями.

✔️ АКЦЕНТ ДОМИНАНТА АНАЛОГ

Акцент — (лат. «ударение») – выделение, подчеркивание элемента, служит для выражения большей выразительности композиции. Чаще всего акцент выделяют цветом, формой (обычно малой, иначе акцент превратится в доминанту).

Что такое основы композиции. Смотреть фото Что такое основы композиции. Смотреть картинку Что такое основы композиции. Картинка про Что такое основы композиции. Фото Что такое основы композиции

Доминанта – это главный элемент композиции, которому подчиняются все остальные.

Что такое основы композиции. Смотреть фото Что такое основы композиции. Смотреть картинку Что такое основы композиции. Картинка про Что такое основы композиции. Фото Что такое основы композиции

Аналог (греч. «сходство») – уподобление (одинаковые или похожие друг на друга элементы в композиции). Аналоги придают композиции единство. Чаще всего бывают по цвету, форме, фактуре.

Что такое основы композиции. Смотреть фото Что такое основы композиции. Смотреть картинку Что такое основы композиции. Картинка про Что такое основы композиции. Фото Что такое основы композиции

✔️ СТАТИКА ДИНАМИКА

• Статика – зрительное впечатление неподвижности.
Статика используется для выражения следующих смыслов: уверенность, спокойствие, остановка, «классика».
Статичные композиции могут характеризоваться симметрией, наличием четко выраженного центра и обязательно тяжестью и незыблемостью формы.
• Динамика – зрительное впечатление движения, скорости. Динамика используется для выражения смыслов: движение, энергия, сила, дерзость, порыв, «альтернатива».
Форму, активно односторонне направленную, как бы вторгающуюся в пространство, принято называть динамичной. Динамичность формы связана прежде всего с пропорциями. Равенство или нюанс отношений величин по трем координатам пространства характеризует относительную статичность формы. Контраст в отношениях создает динамику как «зрительное движение» в направлении преобладающей величины.

Что такое основы композиции. Смотреть фото Что такое основы композиции. Смотреть картинку Что такое основы композиции. Картинка про Что такое основы композиции. Фото Что такое основы композиции

Статика и динамика не всегда взаимоисключают друг друга. В некоторых случаях можно говорить о внутренней динамике формы. Поэтому необходимо определить, что объективно доминирует – статичность или динамичность, так как композиция не может быть в одинаковой мере статичной и динамичной, что неизбежно ведет к утрате композиционной целостности.

✔️ ТЕКТОНИКА АТЕКТОНИКА

Тектоника – установка на устойчивойсть. В отличие от статики, это не неподвижность. Динамичный, быстро и уверенно бегущий человек – тектоничен, так как не производит впечатления, что сейчас упадет.
Атектоника – установка на неустойчивость. Атектоничны готические соборы, так как вся их неподвижная конструкция выражает стремление к полету.

✔️ КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСИ

Речь вдет не только об осях симметрии в ленточных композициях, являющихся всего лишь частным случаем композиционных осей, а в большей степени о тех направлениях развития композиции,
которые ведут взгляд зрителя, создавая впечатление движения или покоя.
Эти оси могут быть вертикальными, горизонтальными, диагональными и так называемыми перспективными. Вертикальная направленность дает торжественность, устремленность к духу, горизонтальность как бы демонстрирует зрителю неспешное движение, диагональность наиболее динамична, она подчеркивает развитие. Во взаимодействии с другими средствами композиции оси часто выступают и в комбинации между собой, образуя крестообразные, многоходовые, сложные связи.

Что такое основы композиции. Смотреть фото Что такое основы композиции. Смотреть картинку Что такое основы композиции. Картинка про Что такое основы композиции. Фото Что такое основы композиции

Приемы композиции – это процесс обоснованного выбора и применения средств композиции, например: пропорционирование, ритмизация, масштабирование, контрастирование, нюансировка и т.д.

Источник

КОМПОЗИЦИЯ.

В изобразительном искусстве композиция отвечает за грамотное распределение элементов (фигур, предметов, пятен, объёмов, цветов, света и тени, деталей, направлений и т. д.) в плоскости картины. Это своеобразный “скелет” произведения, выявляющий его образный смысл. При помощи композиции произведение изобразительного искусства приобретает цельность, законченность, взаимосвязь всех элементов и подчинение всего этого основной идее картины.

В отличие от рисования с натуры, занятия композицией позволяют художнику сконцентрироваться на главных, важных характеристиках предметов и их художественных образах, отказавшись от случайных, незначительных деталей и частей.

Работа художника над композицией обширна и включает в себя несколько последовательных этапов:

1) поиск темы произведения;

2) определение идеи картины;

3) выбор сюжета;

4) подбор формата картины, размера листа или холста и техники исполнения;

5) создание структуры линий и пятен будущего произведения;

6) поиск наиболее выразительных и характерных поз персонажей, их характеров и расположения друг по отношению к другу;

7) определение изобразительного языка и стилизации;

8) доработка равновесия цветовых и тональных пятен в картине, ритм элементов;

9) усиление смыслового и композиционного центров;

10) характер и количество деталей и т. д.

4 основных закона композиции:

Правила композиции:

5). Расположение главного на втором плане.

Приёмы композиции:

+ вертикали и горизонтали;

+ контраста:

+ диагоналей (для передачи движения);

+ статики-динамики;

+ равновесия частей;

+ “золотого” сечения;

+ передачи пространства;

+ передачи впечатления монументальности и т.д.

В разные периоды композиция выявляла и отображала общепринятые нормы изображения художниками предметного мира. Подчинение канону сменялось отказом от структурных схем в пользу свободных композиционных приёмов. Всё это свойственно духу эпохи и индивидуальному авторскому вкусу.

1). Композиция в первобытном искусстве практически отсутствует. Изображения животных и человеческих фигур располагаются неосознанно, хаотично на поверхности стены, накладываясь друг на друга или располагаясь на расстоянии. Редки изображения продуманных сюжетных сцен, объединяющих по смыслу фигуры людей и животных в группы.

2). Композиция в искусстве Древнего Востока.

3). Композиция в Древнем Египте.
Подчинение элементов фрески или рельефа определённому порядку, канон в изображении человеческой фигуры задают фризовый характер композиции. А возрастная и социальная субординация помогают выявить композиционный центр и отделить его от периферии. Древнеегипетские художники открывают такие приёмы композиции как ритм (форм, цветов, масс), симметрия, пропорциональность частей друг другу и подчинение второстепенного главному.

4). Композиция в Древней Греции.

Приёмы симметрии, выработанные древнеегипетскими мастерами, древние греки дополнили и обогатили (постепенное нарастание движения от краёв к центру композиции, завершающееся величественной статичность в фронтонах древнегреческих храмов, например, западный фронтон храма Зевса в Олимпии).
Появляется приём выявления центра композиции (сюжетно-композиционного центра) при помощи ярких цветовых пятен.

5). Композиция в эпоху Средневековья.

Художники отказываются от развития композиции в глубину, но вместо трёхмерности появляется орнаментика, декоративность. Композиции средневековых мастеров строятся по принципу ритма, симметрии, декоративности, распределении плоскостных элементов (фигур людей, зверей, святых и фантастических персонажей) в плоскости листа или стены. Линейно-плоскостное начало в рисунке фигур доминирует над объёмным пятном. Часто художники Средневековья объединяют в один сюжет разновременные события и разномасштабные фигуры (величина и массивность персонажей определяется чёткой церковной иерархией). Это достигается при помощи ритмизации элементов композиции, использования принципов симметрии, асимметрии, диссимметрии, декоративной орнаментальности.

6). Композиция в эпоху Возрождения.
Термин Композиция появился в эпоху Возрождения, когда художники, создавая произведение искусства, стремились выразить в нём свою идею и донести её до зрителя за счёт единства рисунка, колорита и сюжетной основы. Жанр произведения и его стилистика, в этом случае, значения не имели, т.к. композицией называли само законченное произведение искусства. С этого периода художники стали разрабатывать и сохранять наиболее удачные схемы композиций, на которые накладывали сюжетное изображение.

Появляются первые теоретические исследования композиции и записи размышлений художников (Джотто, братья ван Эйки, Мазаччо, Гирландайо).
В картины и фрески художников возвращается трёхмерность, поэтому для изображения глубины пространства используются приёмы трёхъярусного расположения пейзажа (Джотто), принцип вертикалей и горизонталей (Джотто), ритмичность чередования масс (Мазаччо). Для раннего Возрождения характерен приём контрастного противопоставления персонажей (“Поцелуй Иуды” Джотто).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *