Что такое основы конституционного строя понятие

Раздел первый. Основные положения

Глава 1. Основы конституционного строя

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

1. Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

2. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

Источник

Понятие конституционного строя РФ и его основы

Что такое основы конституционного строя понятие. Смотреть фото Что такое основы конституционного строя понятие. Смотреть картинку Что такое основы конституционного строя понятие. Картинка про Что такое основы конституционного строя понятие. Фото Что такое основы конституционного строя понятие Что такое основы конституционного строя понятие. Смотреть фото Что такое основы конституционного строя понятие. Смотреть картинку Что такое основы конституционного строя понятие. Картинка про Что такое основы конституционного строя понятие. Фото Что такое основы конституционного строя понятие Что такое основы конституционного строя понятие. Смотреть фото Что такое основы конституционного строя понятие. Смотреть картинку Что такое основы конституционного строя понятие. Картинка про Что такое основы конституционного строя понятие. Фото Что такое основы конституционного строя понятие Что такое основы конституционного строя понятие. Смотреть фото Что такое основы конституционного строя понятие. Смотреть картинку Что такое основы конституционного строя понятие. Картинка про Что такое основы конституционного строя понятие. Фото Что такое основы конституционного строя понятие

Что такое основы конституционного строя понятие. Смотреть фото Что такое основы конституционного строя понятие. Смотреть картинку Что такое основы конституционного строя понятие. Картинка про Что такое основы конституционного строя понятие. Фото Что такое основы конституционного строя понятие

Что такое основы конституционного строя понятие. Смотреть фото Что такое основы конституционного строя понятие. Смотреть картинку Что такое основы конституционного строя понятие. Картинка про Что такое основы конституционного строя понятие. Фото Что такое основы конституционного строя понятие

Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и т.д. Совокупность таких черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства, или о государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится его конституционным строем.

Установление конституционного строя начинается с опре­деления принципов организации государства в его соотноше­нии с личностью и гражданским обществом.

Поскольку конституционный строй Российской Федерации включает целую систему складывающихся общественных отношений, в его закреплении участвуют не отдельные правовые нормы и даже не отдельные отрасли права и законодательства, а все отрасли российского права и законодательства. Ведущее место среди правовых норм, регулирующих конституционный строй России, занимают нормы Конституции РФ, поскольку Конституция наделена высшей юридической силой и является базой текущего законодательства. Среди же норм Конституции определяющую роль играют нормы, закрепляющие устои российского конституционного строя, в которых выражается его гуманная сущность, принадлежность России к семье демократических стран. Это нормы об основах конституционного строя, которые характеризуют Российскую Федерацию как конституционное государство. Иными словами, под основами конституционного строя Российской Федерации понимаются устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить России характер конституционного государства.

В Конституции РФ содержится специальная глава (1), посвященная основам конституционного строя, охватывающая довольно широкий круг конституционно регулируемых общественных отношений.

К основам конституционного строя, согласно Конституции РФ, относятся прежде всего основы, присущие каждому конституционному государству. В их число входят демократизм, выражающийся в народном суверенитете, разделении властей, идеологическом и политическом многообразии, в признании и гарантировании местного самоуправления, а также правовое государство, воплощением которого и является конституционное государство. Основу конституционного государства составляют и признание им человека, его прав и свобод высшей ценностью, а также социальное рыночное хозяйство, в рамках которого главным образом осуществляются производство и распределение товаров и благ. С этими основами неразрывно связаны и такие основы конституционного строя, как социальное государство, главной задачей которого является претворение в жизнь закрепленных правом принципов социального равенства, и светское государство, дополняющее принцип политического многообразия многообразием духовным. К основам конституционного строя, закрепленным Конституцией РФ, относятся и федерализм, суверенность Российского государства и республиканская форма правления.

Каждый конституционный принцип существует не сам по себе. Они конституируют государство в совокупности и потому должны рассматриваться только во взаимосвязи. Конституционные принципы могут дополнять и конкретизировать друг друга, а следовательно, все они находятся во взаимозависимости.

Основы конституционного строя Российской Федерации могут быть изменены только в особом порядке, специально установленном Конституцией. Никакие другие положения действующей Конституции РФ не могут противоречить основам ее конституционного строя (ст. 16).

В гл. 1 Конституции, закрепляющей основы конституционного строя Российской Федерации, регулируются не все, а наиболее важные общественные отношения, характеризующие российскую государственность. Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения, образует конституционно-правовой институт «основы конституционного строя Российской Федерации», занимающий ведущее место в системе конституционного права России.

Что такое основы конституционного строя понятие. Смотреть фото Что такое основы конституционного строя понятие. Смотреть картинку Что такое основы конституционного строя понятие. Картинка про Что такое основы конституционного строя понятие. Фото Что такое основы конституционного строя понятие

Закрепление основ конституционного строя в конституционной форме имеет важное значение. Она обеспечивает провозглашение этих основ от имени народов России их государственной волей. Тем самым подчеркиваются особая значимость основ конституционного строя, их верховенство и обязательность для всех субъектов правоотношений, активное воздействие на правовое регулирование всей системы общественных отношений. Поэтому закрепленные в Конституции основы конституционного строя образуют фундамент всего правового регулирования государственной и общественной жизни России, определяют в юридической форме те важнейшие качественные связи, которые свойственны ее организации. Наконец, именно благодаря конституционному закреплению основ конституционного строя в систему их гарантий включаются как материальные, политические, социальные, так и правовые гарантии. В силу этого их реализация должна обеспечиваться Российским государством.

Характерные черты КС:

1. Основы КС имеют основополагающее обобщающее и фундаментальное значение.

2. Политико-правовой характер.

3. Нормативность и общеобязательность.

4. Юридическое верховенство по отношению к положениям Конституции и всем н.а. государства.

5. Определенность и категоричность.

6. Сжатость и концентрированность положений.

7. Постоянность действия.

8. Общеприемлемость и свободу от идеологических установок.

10. Устойчивость и особый порядок принятия и изменения.

Основы конст.строя закреплены с помощью норм-принципов, которые условно можно разделить на 4 группы:

Гуманистические. Ст.2,3,6. В основу государственности положены гуманистические идеи, исходящие из незыблемости и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина. Государство в лице своих органов и должностных лиц выступает гарантом прав человека, его партнером. Оно ответственно перед гражданином и обеспечивает условия для свободного развития личности, защищает социальную стабильность, жизнь, честь, достоинство, свободу, личную неприкосновенность и неотчуждаемые права гражданина. В свою очередь гражданин ответственен перед государством за исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией и законом.Суверенитет.Гражданство;

Основные характеристики РФ.Ст.1,5,7,15. Есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления, социальное гос-во, светское гос-во;

Экономические и политические. Ст.7,8,9,13,14;

Основы организации гос.власти и местного самоуправления. Ст.4,10,11,12.

Вопрос №9. Становление института референдума в РФ.

Референдум в Российской Федерации сравнительно новое явление. Между тем он имеет и собственные российские корни. Всенародным голосованием принимались решения на вечевых собраниях в Новгороде, Пскове и Киеве, в некоторых других городах Руси.

Если обратиться к истории советского периода, то первое упоминание о референдуме содержалось в Конституции СССР 1936 года и соответственно в Конституции РСФСР 1937 г, где Президиуму Верховного Совета РСФСР предоставлялось право проводить всенародный опрос, референдум, по собственной инициативе или по требованию одной из республик.

Исходя из того, что Конституция СССР 1936 г. характеризовала референдум как всенародный опрос (ст. 49), нельзя согласиться с теми авторами, которые утверждают, что референдумов в СССР не было. Другое дело, что с точки зрения современного представления о референдуме, практики применения референдума в нашей стране действительно не существовало.

Ст. 5 Конституции СССР 1977 г. предусматривала две формы непосредственного народовластия:

— всенародное голосование (референдум).

Аналогичное положение содержалось и в ст. 5 Конституции РСФСР 1978 г.

Однако долгое время законодательство не определяло механизма применения этого института.

В декабре 1990 г. Съезд народных депутатов СССР принял закон о референдуме, затем закон о референдуме в РСФСР.

Конституция РФ 1993 г. в ст. 3 провозглашает формы осуществления народом принадлежащей ему власти: непосредственно, а так же через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Декларация о государственном суверенитете РСФСР 1990 г. также провозглашает две формы осуществления народом принадлежащей ему государственной власти: непосредственную и представительную, устанавливая при этом, что вопрос о территории РСФСР может быть решен только путем волеизъявления народа, выраженного в ходе референдума.

После издания указанных законов сложилась и практика проведения референдума.

Как известно, в марте 1991 г. состоялось первое и последнее в истории СССР всенародное голосование (референдум). Его целью было выявить волю народа по одному из важнейших вопросов государственной жизни: о сохранении на территории нашей страны Союза ССР как обновленной федерации суверенных республик.

В соответствии с ч. 3 ст. 109 Конституции РСФСР 1978 г. Верховный Совет был обязан объявить референдум:

— по решению Съезда народных депутатов РСФСР или

— по требованию не менее чем I млн. граждан РСФСР либо

— не менее 1/3 от общею числа народных депутатов Верховного Совета РСФСР.

Более трети всех депутатов поставили свои подписи под требованием провести референдум но вопросам национально государственного устройства России, сохранения РСФСР как суверенного государства в составе обновленного союза и реорганизации государственной власти в РСФСР с введением поста Президента РСФСР, избираемого всенародным голосованием. Исходя из этого, Верховный Совет принял решение об объявлении референдума РСФСР 17 марта 1991 г. и проведении вместе с референдумом СССР, наметил необходимые организационные меры.

Таким образом, 17 марта 1991 года россияне решали голосованием вопрос об образовании поста российского президента. Одновременно они участвовали во Всесоюзном референдуме, предложенном М. Горбачевым по вопросу о сохранении СССР. Однако спустя 10 месяцев страна распалась, последовав решению лидеров России, Украины, Белоруссии.

Оживление политической жизни в сфере национальных отношений на территории бывшего СССР выражалось во множественном применении референдума — он стал конституционно-правовой формой, показывающей волю народов, национальностей в вопросах государственного самоопределения. На территории РФ в республиках Башкортостан и Татарстан решением референдума были утверждены декларации о суверенитете, в республиках Марий Эл и Дагестан проводились референдумы по земле и т. д. Таким образом, нужно сказать, что как показала практика, в период всеобщей демократизации общества, институт референдума, как форма демократии и непосредственного участия населения в решении социально-экономических и политических вопросов прижился и стал играть заметную роль.

25 апреля 1993 г. состоялся всероссийский референдум, на который выносились следующие вопросы:

— «Доверяете ли Вы Президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину?»,

— «Одобряете ли Вы социальную политику, осуществляемую Президентом РФ и Правительством РФ с 1992 г.?»,

— «Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов Президента РФ?»,

— «Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов РФ?».

5 мая 1993 г. Центральная комиссия Всероссийского референдума подвила его итоги и установила на основании протоколов окружных комиссий и в соответствии со ст. 35 Закона “О референдуме РСФСР”:

1. Всероссийский референдум 25 апреля 1993 г. состоялся.

2. По первому и второму вопросам решения приняты, так как за них проголосовало более половины граждан, принявших участие в референдуме.

3. По третьему и четвертому вопросам решения не приняты, так как за них проголосовало менее половины граждан, имеющих право участвовать в референдуме.

12 декабря 1993 г. на основании Указа Президента РФ от 15 октября 1993 г. № 1633 “О проведении всенародного голосования по проекту Конституции РФ 12 декабря 1993 г.” состоялся всероссийский референдум. Указом (п. 4) было также утверждено Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции.

Это был первый в истории России всенародный конституционный референдум. Россияне оценили проект, предложенный Президентом РФ и одобренный Конституционным совещанием. В референдуме участвовало 58 187 775 зарегистрированных избирателей (54,8%), большинство из которых – 32 937 630, или 58,4 %, проголосовало за принятие Конституции. День проведения референдума стал днем принятия новой Конституции России.

Источник

Основы конституционного строя Российской Федерации

Основы конституционного строя Российской Федерации

Конституционный строй — устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.

Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя и государства РФ, а также гарантирует права и свободы человека и гражданина. Настоящая Конституция Российской Федерации была принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 года.

Являясь гражданином своей страны, каждый человек должен ознакомиться с содержанием Конституции для того, чтобы:

Конституция РФ состоит из:

Вступительная часть Конституции содержит в себе указание на народ, сообща принимающего данную Конституцию, называет исторические предпосылки, определяющие данное решение, и раскрывает цели, для осуществления которых и принимается Основной закон РФ.

Преамбула Конституции Российской Федерации выглядит следующим образом:

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Первый раздел Конституции РФ содержит девять глав:

Второй раздел Конституции РФ содержит заключительные и переходные положения.

Основы конституционного строя России содержат следующие принципы государственного устройства и общества:

Что такое основы конституционного строя понятие. Смотреть фото Что такое основы конституционного строя понятие. Смотреть картинку Что такое основы конституционного строя понятие. Картинка про Что такое основы конституционного строя понятие. Фото Что такое основы конституционного строя понятие

Правовой статус человека и гражданина

Определяя приоритет человеческих прав и свобод, Конституция устанавливает определённый порядок взаимодействий государства и гражданина. Основными принципами установления правового статуса человека и гражданина являются признание, соблюдение и защита человеческих и гражданских прав и свобод

Статья 3 Раздела I Конституции РФ гласит, что: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Свою власть народ осуществляет посредством свободных выборов и референдумов, а также через избираемые органы государственной власти и органы МСУ. Присваивать власть в Российской Федерации запрещается, неисполнение преследуется по федеральному закону.

Гражданство является особой политико-правовой связью между человеком и государством с её соответствующими взаимными правами, ответственностью и обязанностями, во главе которых стоят права и свободы личности. Статья 6 гласит, что никто не вправе лишить гражданина Российской Федерации его гражданства, а также попытаться изменить его.

Итак, Статья 2 Конституции РФ определяет, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Глава II («Права и свободы человека и гражданина»), в свою очередь, закрепляет все упомянутые права и свободы, полученные личностью и гражданином от рождения.

Правовой статус человека и гражданина Российской Федерации содержит в себе следующие составляющие:

Что такое основы конституционного строя понятие. Смотреть фото Что такое основы конституционного строя понятие. Смотреть картинку Что такое основы конституционного строя понятие. Картинка про Что такое основы конституционного строя понятие. Фото Что такое основы конституционного строя понятие

Также Конституция Российской Федерации определяет конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина. К ним относятся:

Немаловажно, что правовой статус человека и гражданина определяется не только правами и свободами, но и обязанностями.

Итак, в перечень обязательных к выполнению Конституционных обязанностей входят:

Источник

Основы конституционного строя: понятие, значение института

Понятие «основы конституционного строя» относится к категории наиболее важных. Оно дает определение основным принципам организации государства, а также его взаимоотношения с обществом в целом и с отдельным человеком в частности.

Наличие конституционного строя говорит о том, что государство служит обществу и каждому человеку отдельно, что оно было сформировано в целях гарантирования прав и свобод личности.

Отсюда можно вывести следующее определение.

Конституционный строй — это порядок, на основании которого обеспечивается соблюдение прав и свобод человека и гражданина, при этом государство действует согласно конституции.

Основные принципы конституционного строя

В конституционный строй входят принципы (или как их иначе называют — основные начала), на основании которых строится взаимодействие между государством, обществом и человеком, а также организация государственных органов власти, которые определяют основы правового статуса человека/гражданина.

К основным принципам конституционного строя РФ относятся, например, следующие.

Гражданское общество строит свою жизнедеятельность, основываясь на принципах идеологического (согласно пункту 1 статьи 13) и политического (согласно пункту 3 статьи 13) плюрализма. Эти принципы признают многообразие идеологий вместе с невозможностью установления идеологии государства, а также предполагают наличие политических партий, различающихся по своей направленности.

Согласно этим принципам запрещено создавать и осуществлять деятельность тех общественных объединений, чьи цели и деятельность строятся на насильственном изменении конституционных основ и нарушении целостности государства, а также подрыве его безопасности, создании вооруженных группировок, разжигании различных типов розни.

Состав основ конституционного строя

Значение основ конституционного строя довольно велико для понимания некоторых частей Конституции в целом. В первую очередь такие основы состоят из принципов и норм, определяющих:

При регулировании самых главных сторон жизнедеятельности государства, общества и личности основы конституционного строя можно определить как первичную нормативную базу, на основе которой формируются прочие положения Конституции и законодательной системы. Эти принципы и нормы имеют преобладающее верховенство: у них большая юридическая сила и остальные конституционные нормы, а также законы (включая обычные), президентские указы и правительственные постановления не могут им противоречить.

Не меньшую важность имеет то, что при отсутствии нормы, которая регулирует определенное общественное отношение, нуждающееся в подобной регуляции, гражданин имеет право на реализацию своих прав. При этом он должен руководствоваться принципами конституционного строя, обладающие прямым действием.

Принципы новой модели взаимоотношений «личность-государство»

На базе основ конституционного строя была сформирована новая модель взаимоотношений «личность-государство». И если ранее государственные интересы преобладали над человеческими интересами, а личность при этом была обязана служить государству, то сейчас ситуация приобрела противоположное направление. Человек вместе со своими правами и свободами сейчас признается высшей ценностью, а признание и защита этих прав/свобод являются конституционной обязанностью.

Личность обеспечивается конституционной защитой от всех типов посягательства как государства в целом, так и его органов и должностных лиц на ее частные интересы.

Принципы конституционного строя, являясь набором фундаментальных принципов, могут представляться в виде так называемой «конституции в конституции». Ее принципы должны обеспечиваться специальной юридической и процессуальной защитой, для чего применяется усложненный порядок пересмотра положений, прописанных в главе 1.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *