Что такое основы мировых религиозных культур
Основы мировых религиозных культур
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Основы мировых религиозных культур
учебный курс
Подготовила Кудрявцева В.А.
учитель начальных классов
МОУ СОШ пос. МИС
Описание слайда:
В законе Российской Федерации «Об образовании»,
в президентской образовательной инициативе «Наша школа»,
в стандартах нового поколения в качестве важнейшей
приоритетной задачи образования обозначена задача формирования целостной картины мира и целостного
духовного опыта подрастающих поколений, воспитание
духовно-нравственной личности.
Описание слайда:
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», отмечается, что духовно-нравственное развитие и воспитание граждан России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа различных религиозных конфессий.
Толера́нтность — социологический термин, обозначающий терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Описание слайда:
В Федеральный государственный образовательный
Стандарт начального общего образования введена новая предметная область – «Основы духовно-нравственной
культуры народов России»
«Основы духовно-нравственной культуры народов России.
Основы религиозных культур и светской этики:
Основы мировых религиозных культур. 4 класс. (4–5 классы)».
УМК Т. Д. Шапошниковой и др.
Основы православной культуры
Основы светской этики
Основы мировых религиозных культур
Основы исламской культуры
Основы буддийской культуры
Основы иудейской культуры
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Основные задачи комплексного учебного курса:
Описание слайда:
понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;
знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Освоение школьниками учебного содержания
«Основы мировых религиозных культур», должно обеспечить:
Описание слайда:
Раздел 1. Знакомство с новым предметом
Россия – наша Родина. Духовные ценности человечества. Культура. Религия. Съезд в Астане.
Раздел 2. Верования разных народов в мифах, легендах и сказаниях.
Древние верования и религиозные культы. Верования коренного населения Австралии. Верования коренного населения Америки. Мифология и культура Японии. Верования древних славян.
Раздел 3. Иудаизм.
Представления о Боге в иудаизме. Мир и человек в иудаизме. Тора и заповеди. Иудейский Закон. Религиозные обряды и ритуалы в иудаизме.
Раздел 4. Христианство.
Представление о Боге и мире в христианстве. Представление о человеке в христианстве. Библия – священная книга христиан. Православие. Католицизм. Протестантизм.
Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»
Описание слайда:
Раздел 5. Ислам.
Представление о Боге и мире в исламе. Пророк Мухаммед. Коран и Сунна. Столпы ислама. Праздники Ислама.Священные города и сооружения ислама.
Раздел 6. Буддизм.
Жизнь Будды. Учение Будды. Духовные наставники и священные сооружения буддизма. Священные тексты буддизма.
Раздел 7. Подведение итогов.
«Золотое правило нравственности. Не совсем обычный урок. Интересный разговор.
Описание слайда:
«Относись к людям так, как хочешь,чтобы относились к тебе.»
Золотое правило нравственности –
основополагающий мировой этический принцип
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Привет, ОРКСЭ! Как выбрать модуль основ религиозной культуры и светской этики
В третьем классе всех родителей школьников ждет неизбежное: им предложат выбрать один из шести модулей предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Разбираемся с базовыми вопросами, которые обычно возникают в процессе выбора. Начинаем с самого популярного.
Можно ли просто отказаться от всего этого?
Увы, нет. Это обязательный предмет, который, согласно ФГОС, должен способствовать формированию осознанной нравственной и духовной личности. Поэтому, когда вас просят написать на имя директора школы заявление о выборе модуля, у вас как у осознанного родителя особого выбора нет.
Цитируем: «В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р, начиная с 1 сентября 2012 года, установлено обязательное изучение комплексного учебного курса „Основы религиозных культур и светской этики“ в объеме 34 учебных часа… Предметная область „Основы духовно-нравственной культуры народов России“ обязательна для изучения с 1 сентября 2015 года в соответствии с введенным федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и предусматривает знание обучающимися основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности».
Какие сейчас предлагают модули в рамках курса?
Базово их шесть. «Основы православной культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры» и «Основы иудейской культуры». По факту в школах часто предлагают урезанный базовый вариант, который состоит из трех-четырех модулей с учетом особенностей региона. Но вы вправе настаивать на расширении списка предлагаемых модулей.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, выдержка:
«Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы».
Как сделать выбор?
Педагоги традиционно произносят на презентациях курсов фразы «Учитывайте традиции семьи» и «Все модули носят светский характер». Разумеется, если в вашей семье есть уверенность в выборе модуля, то можно не сомневаться и следовать традициям семьи. Если же вы выбираете, то желательно попросить вашу школу устроить собрание и попросить учителей презентовать модули, которые предлагает школа. Более того, подобное ознакомление с предметом предусмотрено и стандартно действующими регламентами. На встрече с учителем — даже онлайн — можно уже многое понять о том, как именно и чему будут учить вашего ребенка. А еще желательно ознакомиться со списком учебных пособий, по которым будут заниматься дети (общий федеральный перечень доступных пособий есть здесь).
6 стереотипов об учёбе в православной гимназии, которые я хочу опровергнуть
Кто преподает эти предметы?
Школьные учителя, проходящие курс специальной подготовки. Могут ли вести занятия представители религиозных организаций? На постоянной основе — нет. Учитель несет ответственность за содержание курса, экскурсионные программы в рамках модуля и так далее, а родители имеют полное право отказаться от подобных мероприятий, так как по закону курс «не подразумевает включения в программу посещения религиозных организаций (культовых сооружений)». Представителей религиозных организаций привлекают для разработки курсов, повышения квалификации школьных педагогов, то есть для повышения квалификации в рамках модуля.
Как записаться на модуль?
Через базовое заявление на имя директора. Собственно, на этот вопрос вам точно очень подробно ответит ваш классный руководитель, прислав и сам образец заявления.
Что важно помнить?
Школа в России — светское учреждение, поэтому в рамках образовательного процесса не может быть никакой политической агитации, побуждения к принятию каких-либо религиозных норм и убеждений и так далее. Эта норма прописана в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», статья 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников».
Можно ли будет потом сменить модуль?
Большинство школ в ситуации, если есть нарекания по курсу, дает возможность поменять выбранный модуль уже в процессе обучения.
Основы мировых религиозных культур
Модуль предполагает изучение основ мировых религий (буддизм, христианство, ислам) и национальной религии (иудаизм), направлен на развитие у учеников 4 класса представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религий, традиционных для нашей многонациональной страны.
На уроках дети осваивают понятия «культура» и «религия», узнают о религиях и их основателях. В процессе обучения они знакомятся со священными книгами, религиозными сооружениями, святынями, религиозным искусством, религиозными календарями и праздниками. Большое внимание уделяется семье и семейным ценностям в религиозных культурах, милосердию, социальным проблемам и отношению к ним в разных религиях.
В первом содержательном разделе модуля рассматриваются основы религиозных культур. Главная задача при изучении этого раздела заключается в том, чтобы учащиеся составили представление об образце, духовно-нравственном идеале человека, которое содержится в изучаемых религиозных традициях, а также выработали понимание необходимости стремления к духовно-нравственному совершенствованию человека и общества. Дети знакомятся с выработанными веками способами нравственного развития людей, переданные потомкам через религию и культуру.
Второй содержательный раздел модуля посвящён знакомству с основами истории религий в России, религиозно-культурными традициями народов нашей страны. Изучение тем этого раздела призвано способствовать формированию образа единого государства при многообразии и богатстве религиозных культур населяющих его народов.
Изучение модуля «Основы религиозных культур» поможет детям не только расширить кругозор, но и лучше ориентироваться в жизни. Мы живём в стремительно меняющихся условиях, происходит интенсивная миграция населения, в школах учатся представители разных культур и конфессий. Для того чтобы научить наших детей правильно, без конфликтов взаимодействовать между собой необходимо дать им знания об основных религиях народов России. Это позволит избежать ложных представлений, в какой-то мере защитит от влияния религиозных сект, будет способствовать формированию понимания ценностей религиозной культуры и необходимости её сохранения, формированию представления о том, каким должен быть современный человек.
Основные изучаемые темы данного модуля: «Культура и религия», «Древнейшие верования», «Религии мира и их основатели», «Священные книги религий мира», «Хранители предания в религиях мира», «Человек в религиозных традициях мира», «Священные сооружения», «Искусство в религиозной культуре», «Религии России», «Религия и мораль», «Нравственные заповеди в религиях мира», «Религиозные ритуалы», «Обычаи и обряды», «Религиозные ритуалы в искусстве», «Календари религий мира», «Праздники в религиях мира». Модуль информационно насыщен, на его изучение отводится всего лишь один час в неделю, поэтому для его усвоения необходима работа во внеурочное время, совместное обсуждение взрослыми и детьми изученного материала.
Вопросы и ответы
О преподавании комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
В общеобразовательных учреждениях города Москвы
(на основе наиболее часто поступающих вопросов от родителей)
Обязателен ли данный курс для изучения в четвёртом классе?
Курс ОРКСЭ является обязательным в 4 классе, его изучение введено во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации с 1 сентября 2012 г., 1 час в неделю.
Можно ли выбрать для изучения несколько модулей курса ОРКСЭ?
Родителям необходимо выбрать только один модуль. Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается. Представители школьной администрации, учителя, работники органов управления образованием ни в коем случае не должны выбирать за семью модуль курса, без учёта мнения родителей учащегося определять, какой именно модуль будет изучать их ребёнок.
Какие изменения произойдут в учебном процессе конкретного образовательного учреждения? Не будет ли изучение курса ОРКСЭ проводиться за счёт учебных часов по основным предметам (русский язык, математика, иностранные языки)?
Учебный процесс в каждой школе организуется в соответствии с учебным планом, разрабатываемым в школе самостоятельно на основе федерального базисного учебного плана, утвержденного государственным стандартом общего образования. Количество часов, предусмотренных учебным планом школы на изучение конкретного предмета, не может быть меньше количества часов, отведенных на изучение данного предмета федеральным базисным учебным планом.
Кроме этого, каждое образовательное учреждение имеет возможность самостоятельно распределять не менее 10% часов учебного плана, составляющих школьный компонент учебного плана (компонент участников образовательного процесса). Часы этого компонента могут быть использованы школой на введение дополнительных курсов, дисциплин, организацию индивидуально-групповых занятий, деление класса на подгруппы.
В связи с изменениями федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказы Минобрнауки России от 31.01.2012 г. № 69 и от 01.02.2012 г. № 74) курс ОРКСЭ становится обязательным для изучения учащимися четвертого класса (годовая нагрузка — 34 учебных часа). Курс ОРКСЭ вводится в учебный процесс за счёт часов школьного компонента (компонент участников образовательного процесса), что не приведёт к уменьшению обязательного количества уроков по другим предметам, установленного федеральным базисным учебным планом, а также к увеличению общей учебной нагрузки школьников.
Основы мировых религиозных культур
Описание презентации по отдельным слайдам:
Аттестационная работа по курсам повышения квалификации «Методические и содержательные особенности модуля «Основы мировых религиозных культур»» Бондаренко Наталья Михайловна, учитель начальных классов, МБОУ «Начальная школа 24», г. Нижневартовск
Цель: Задачи: Формирование у учащихся уважения к мировым религиям как к ценностям культуры человечества. Обучающая: узнать как связаны культура и религия, сформировать представление об основных мировых религиях; Развивающая: развивать речь, логическое и ассоциативное мышление, способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения; Воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к разным религиозным культурам, ценностям, традициям.
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: КАК СВЯЗАНЫ МЕЖДУ СОБОЙ КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ?
Я Какие ценности заставляют человека все измерять деньгами? Изображение с сайта http://www.vistaback.com/
Вечные ценности живут в духовных традициях. Вне традиций они погибают. Изображения с сайтов: http://cms.taxi-bistro.ru/, http://sam.kg/
ПЕРВОБЫТНЫЕ ВЕРОВАНИЯ Рассмотрите рисунки и ответьте на вопрос:Что в себе соединяла религия, с чем связывала?
вера (отношение к Богу) Молитва – обращение к Богу. Вера в чудеса доверие убеждение
мировоззрение верующий атеист Обряды,традиции, формирование культуры
Проследите по карте, какие религии и где получили наибольшее распространение? Как их можно назвать?
православие ислам иудаизм буддизм Основные религии России Определите, какие из религий являются мировыми, а какие национальными?
Священные предметы и сооружения: ПРАВОСЛАВИЕ БИБЛИЯ
КОРАН Священные предметы и сооружения: ИСЛАМ
Священные предметы и сооружения: БУДДИЗМ ТРИПИТАКА
ТОРА Священные предметы и сооружения: ИУДАИЗМ
*Религия отражает историю народа, его традиции, образ жизни и культурное состояние. *В культуре и религии разных народов много общего и много различий. *У каждого народа – свой бытовой уклад, свои обычаи. *Религия не существует отдельно от культуры и от народа. *Каждый народ включает что-то из религии в свою традицию, а что-то из традиции привносит в религию. ВЫВОД:
Домашнее задание (на выбор): 1.Совместно с родителями составить кроссворд с новыми словами-терминами: культура, религия, вера, молитва, святыня, верующий, атеист. Совместно с родителями подготовить слайд-шоу «Христианские святыни моей малой Родины». Сочинение-рассуждение на тему: «Взаимосвязь культуры и религии».
Рефлексия 1. сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. было трудно… 4. я выполнял задания… 5. я понял, что… 6. теперь я могу… 7. я почувствовал, что… 8. я приобрел… 9. я научился… 10. у меня получилось … 11. я смог… 12. я попробую… 13. меня удивило…
Спасибо за сотрудничество на уроке.
РЕСУРСЫ: 1. Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы религиозных культур и светской этики.4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений.-М.: Просвещение,2012. 2. Словарь В.И. Даля, 3.«Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова, 4. http://stavroskrest.ru http://open.az www.hotay http://evrofilm.com http://k-scop.ru/ajax/geo/israel/fotogalereya.html http://foto.osetia.su/showphoto http://altertravel.ru http://ru.wikipedia.org 5. Автор и источник заимствования дополнительных материалов неизвестен.
КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
КАК СВЯЗАНЫ МЕЖДУ СОБОЙ КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ?
«Когда-то…мне пришёл в голову такой образ: Земля – наш крошечный дом, летящий в безмерно большом пространстве… Дом наш! Но ведь Земля – дом миллиардов и миллионов людей, живших до нас…Сколько обычаев, милых традиций! Сколько всего накопленного сохранено. Земля вся засыпана бриллиантами. Это нечто невообразимое по ценности. Нужно было сойтись миллионам условий, чтобы создать человеческую культуру».
Дмитрий Сергеевич Лихачёв
Номер материала: ДБ-377035
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В МГУ заработала университетская квантовая сеть
Время чтения: 1 минута
Дума проведет расследование отклонения закона о школьных онлайн-ресурсах
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Что такое основы мировых религиозных культур
Основы мировых религиозных культур
Модуль предполагает изучение основ мировых религий (буддизм, христианство, ислам) и национальной религии (иудаизм), направлен на развитие у учеников 4 класса представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религий, традиционных для нашей многонациональной страны.На уроках дети осваивают понятия «культура» и «религия», узнают о религиях и их основателях. В процессе обучения они знакомятся со священными книгами, религиозными сооружениями, святынями, религиозным искусством, религиозными календарями и праздниками. Большое внимание уделяется семье и семейным ценностям в религиозных культурах, милосердию, социальным проблемам и отношению к ним в разных религиях.
Изучение модуля «Основы религиозных культур» поможет детям не только расширить кругозор, но и лучше ориентироваться в жизни. Мы живём в стремительно меняющихся условиях, происходит интенсивная миграция населения, в школах учатся представители разных культур и конфессий. Для того чтобы научить наших детей правильно, без конфликтов взаимодействовать между собой необходимо дать им знания об основных религиях народов России. Это позволит избежать ложных представлений, в какой-то мере защитит от влияния религиозных сект, будет способствовать формированию понимания ценностей религиозной культуры и необходимости её сохранения, формированию представления о том, каким должен быть современный человек.
Основные изучаемые темы данного модуля: «Культура и религия», «Древнейшие верования», «Религии мира и их основатели», «Священные книги религий мира», «Хранители предания в религиях мира», «Человек в религиозных традициях мира», «Священные сооружения», «Искусство в религиозной культуре», «Религии России», «Религия и мораль», «Нравственные заповеди в религиях мира», «Религиозные ритуалы», «Обычаи и обряды», «Религиозные ритуалы в искусстве», «Календари религий мира», «Праздники в религиях мира».
Модуль информационно насыщен, на его изучение отводится всего лишь один час в неделю, поэтому для его усвоения необходима работа во внеурочное время, совместное обсуждение взрослыми и детьми изученного материала.